Подготовка территории Хорольского района к отражению японской агрессии и к возможной войне СССР с Японией

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Подготовка территории Хорольского района к отражению японской агрессии и к возможной войне СССР с Японией

Пыцкий Е.И. 1
1МБОУ СОШ №3 с.Хороль Хорольского муниципального района Приморского края
Карелина О.В. 1
1МБОУ СОШ №3 с.Хороль Хорольского муниципального района Приморского края
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

9 мая 1945 года, когда мы праздновали день Победы в Великой Отечественной Войне, Вторая мировая война ещё не была завершена.  Её окончанием стал акт о полной капитуляции милитаристской Японии подписанный 2 сентября 1945года.

В войне с Японией, начавшейся 9 августа 1945 года, вместе с забайкальцами и дальневосточниками воевали солдаты, победившие фашистов на западе. Одержав Победу над Германией, пережив ту страшную войну, они хотели вернуться домой, обнять родных, но на востоке враг ещё не был разбит и эшелоны с фронтовиками один за другим прибывали в Забайкалье, Амурскую область, Приморье. 

В 2010 году Федеральным законом «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» учреждена памятная дата 2 сентября – День окончания Второй мировой войны. 2 сентября объявлен памятной датой в знак памяти о «соотечественниках, проявивших самоотверженность, героизм, преданность своей Родине и союзническому долгу перед государствами – членами антигитлеровской коалиции при выполнении решения Крымской конференции 1945 г. по Японии» (День окончания Второй Мировой войны – 2 сентября)[15].

К сожалению, подвиги солдат, воевавших с Японией в 1945 году незаслуженно забыты, многие могилы защитников восточных рубежей Родины заросли травой, надписи стёрты, и никто не вспоминает об их героизме, никто не поклонится им и не принесет цветы. В то же время многие жители Приморского края, в том числе и Хорольского района в 1930-е – 1945-й гг. охраняли границы нашей Родины и участвовали в войне СССР с Японией в 1945 году.

На сегодняшний день в с. Хороль, на территории других сел Хорольского района, среди полей, в лесах можно обнаружить заброшенные бетонные сооружения, разрушенные дома, заросшие травой аэродромы. По данным объектам уже сложно представить весь масштаб проведенных работ по укреплению дальневосточных рубежей в 1930-е – 1940-е гг. и оценить опасность положения населения Приморского края из-за постоянной военной угрозы со стороны Японии.

Исходя из этого, цель работы: изучить подготовку территории Хорольского района к войне с Японией. Задачи: 1.Выяснить, какие меры принимало советское правительство на территории Приморского края для ведения войны с Японией. 2. Исследовать создание укрепсооружений на территории Хорольского района. 3. Проанализировать организацию воздушной обороны Хорольского района и Приморского края.

Объект исследования: военные объекты - укрепления, линии обороны и аэродромы Хорольского района, построенные в 1930-е – 1945 гг. Предмет исследования: меры, предпринимаемые Советским Правительством для обеспечения обороны в Приморском крае и Хорольском районе для войны с Японией. Гипотеза исследования: территория Хорольского района Приморского края была достаточно укреплена и подготовлена в 1930-1940-е гг. к войне СССР с Японией.

Для написания работы использовались следующие методы: интервьюирование, наблюдение и исследование военных объектов, изучение письменных источников, анализ и синтез, обобщение и систематизация имеющейся информации.

Основными источниками для написания работы стали: интервью с членом Русского Географического Общества, краеведом Миковым Н.И., с помощником начальника отделения мобилизации военного комиссариата Хорольского и Ханкайского районов Бухаловым Сергеем Александровичем; материалы исследования, опубликованные в Сборнике историко-документальных материалов о Военно-Воздушных силах Тихоокеанского флота в период 1933 – 1945 гг. на территории Дальнего Востока «Ушедшие в туман» (автор, руководитель проекта Ярослав Ливанский); результаты собственных исследований.

ГЛАВА 1. Укрепление наземных рубежей

В начале 1930-х годов милитаристская Япония вторглась на территорию Маньчжурии, угрожая своими действиями дальневосточным рубежам Советского Союза. Чтобы предотвратить захват Приморья, советское военное руководство разработало план обороны побережья и морских акваторий вблизи Главной военно-морской базы Тихоокеанского флота «Владивосток». Началось строительство береговых артиллерийских батарей и приграничных укрепленных районов [7, с. 7].

Укрепрайон или УР – это район местности, оборудованный в инженерном отношении для обороны, линия обороны в виде узлов сопротивления долговременных укреплённых позиций, находящихся во взаимодействии и образующих общую группу (десятки километров инженерных сооружений, различных заграждений, управляемых и неуправляемых минных полей), а также формирование (воинская часть) составляющее гарнизон войск предназначенных для выполнения оборонительных задач [10].

В 30-х гг. японская Квантунская армия, захватив к тому времени Маньчжурию, строила на границе с Советским Союзом укрепсооружения. Советская сторона, узнав об этом, начала укреплять свои границы. Теоретически, зная, что такое приморские сопки и впадины, Дивизионный инженер Дмитрий Михайлович Карбышев предложил такой вариант оборонительной линии - доты располагаются один выше другого на расстоянии пары километров. Их задача в случае военных действий - эшелонировать наступление противника, то есть рассекать его на части и уничтожать [13].

На территории Хорольского района для отражения возможного нападения японской армии и дальнейшего ведения боевых действий в случае прорыва 1 и 2 линий обороны был построен 112-й укрепрайон. Изначально этот довольно протяженный рубеж от с. Новодевица до р. Верхотурка занимал только 75 ОПБ (отдельный пулеметный батальон).  По состоянию на 22 июня 1941 года 112-й укрепрайон в своем расположении имел 75, 97 и 120-й отдельный пулеметно-артиллерийский батальоны, 4-ю саперную роту и 268-ю роту связи [16]. (Приложение 3. Таблица 1, с.27-28. Карта 1, с.28)

В сентябре 1941г. в составе Гродековского УР сформировали Северный сектор, в который вошли 75 и 97 ОПБ. В декабре 1941 г. Северному сектору было присвоено наименование "112 укрепленный район". Дополнительно в состав 112 УР были включены 8 взводов капонирной артиллерии с 45-мм пушками ДОТ-4, а в марте 1942 г. был организован еще один 409-й ОПБ. На 1943 г. в составе УР насчитывалось 61 ДОТ и 8 КП постройки 30-х годов (двух- и трехамбразурные одноэтажные), а также построенные в 1941-42 гг. 50 одноказематных упрощенных ДОТа для установок НПС-3 и ДОТ-4. Установкой НПС-3 называется 7,62 – мм пулемет Максима на казематном станке образца 1939 года с оптическим прицелом. Установка НПС-3 предназначена для вооружения оборонительных сооружений укрепленных районов; она обеспечивает решение пулеметным огнем боевых стрелковых задач в секторе обстрела амбразуры [14]. Долговре́менная огнева́я то́чка (дот) — термин для обозначения капитального фортификационного вооруженного сооружения из прочных материалов (как правило железобетонных) для долговременной обороны и стрельбы различными огневыми средствами. ДОТы строились из монолитного или сборного железобетона, камня на растворе, железных балок с арматурой и броневых закрытий. Состоят из 2-5 помещений. В них находится гарнизон, орудия, снаряжение [10]. (Приложение 2. Фото 10, с.25)

К началу войны СССР с Японией в августе 1945 года в состав 112-го укрепрайона входило 119 долговременных сооружений. Помимо них имелся Новокачалинский рубеж, на котором находилось 5 упрощенных ДОТ с установками ДОТ-4. Формально к УР этот рубеж не относился, но в случае войны гарнизоны для этих сооружений пришлось бы выделять именно 112 УР [16].

Отдельного упоминания достоин участник войны с Японией командир 409 отдельного пулеметного батальона 112 укрепрайона, капитан Бульба Сергей Антонович, живший во время ВОВ и после ее окончания в с. Хороль. Бульба С.А. был награжден Орденом Александра Невского за участие в войне СССР с Японией. «Он с первого дня боев совместно с погранзаставами «Усачи» и «Грушевая» уничтожил погранзаставы «Сяочжан» и начал преследовать противника и занял населенные пункты Анкатунь, Анкатунь-2. Полностью уничтожил опорный пункт японцев село Эрженбай и полицейский отряд, тем самым ликвидировал очаги сопротивления противника, вышел на реку Мулихэ» - Наградной лист Бульбы С.А [4]. (Приложение 1. Фото 1, 2, с.20)

В ходе данной работы нами были исследованы сохранившиеся до наших дней укрепления в самом с. Хороль и за его территорией, на окраине с. Новая Девица, за с. Лукашевка. В Хороле мощные укрепсооружения находилась на сопке за современной улицей Котовского. Окопы, ДОТ, огневые точки, штаб, места для артиллерии – все это было направлено на юг (Приложение 2. Фото 7, 8, с.24). Данное расположения было выбрано на случай, если японцам всё-таки удалось прорвать границы и вторгнуться на территорию Хороля.

Все ДОТы на сегодняшний день не пригодны для какого-либо использования. Те, что находятся недалеко от селений, напоминают свалки из разного мусора. Из-за отсутствия хоть какого-то обслуживания многие сооружения полностью заросли травой и теперь их можно определить по неестественно торчащим холмикам на полях.

За с. Лукашевка располагается несколько оборонительных сооружений, которые было тяжело найти из-за кукурузного поля, которое теперь находится на этой части бывшей линии обороны. В ДОТах, что здесь находились, было два помещения и предназначались они для обороны от прорыва вражеских танков на этой территории. В одном из сооружений мы обнаружили надпись: «Империализм – враг народа», которая доказывает, что эти сооружения были построены для войны с Японией. (Приложение 2. Фото 1, 2, с.22)

На сопке близ села Новая Девица был расположен артиллерийский батальон. Сегодня на том месте сохранились окопы, по которым можно судить о границах расположения батальона на этой сопке. До сих пор видна просека, по которой поднимались артиллерийские орудия. (Приложение 2. Фото 3- 5, с.22-23)

Севернее с. Хороль, в месте, где сейчас находится стрельбище для сотрудников УМВД по Хорольскому району, были построены несколько укрепсооружений. В одном их них в послевоенные годы находился склад боеприпасов. В другом ДОТе было пять помещений и небольшой коридор, их соединяющий. Данное укрепление было самым большим из всех, нами исследованных. (Приложение 2. Фото 14, 15, с.26)

На западной окраине Хороля, в направлении с. Поповка, т.е. границы с Маньчжурией, расположена линия из пяти укрепсооружений. Это самое большая по протяженности укреплиния, которую мы смогли обнаружить. Все ДОТы данной линии хорошо видны, а большинство так и не поросло травой, из-за чего выделяются издалека. (Приложение 2. Фото 9, 10, с.24-25)

Большая часть информации об укрепрайонах и на сегодняшний день является секретной, из-за этого возникали трудности в поиске укрепсооружений на территории района. Значительную помощь нам оказал помощник начальника отделения мобилизации военного комиссариата Хорольского и Ханкайского районов Бухалов Сергей Александрович [1]. От него мы узнали, что у нас укрепрайоны сооружались с 1932 года вдоль всей границы Приморского края. На территории Хорольского района располагался 112 укрепрайон, который полностью был оформлен с 1942 по 1947 гг. и оставался до 1956 года, после чего был законсервирован.

В районе современной улицы Комсомольской располагалась рота танковых огневых точек, сейчас остались одни окопы. За ул. Заречная и Бонивура был расположен ДОС (долговременное оборонительное сооружение) [1].

Большую помощь в поиске укрепсооружений на территории Хорольского района нам оказал хорольский краевед, член Русского географического общества Миков Н.И., который находил ДОТы в ходе собственных исследований [3].

Как видим, на территории Хорольского района находится большое количество укрепсооружений. Часть из них была построена до 1945 г. для войны с Японией, другие - после советско-китайского вооруженного конфликта 1969 г. На первый взгляд сооружения идентичны, но это не так. Отличия их заключаются в технологии постройки, использованных материалах, расположению комнат.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что Советский Союз был готов к серьезному наступлению японцев на суше, дальнейшему их уничтожению и переходу в контрнаступление.

ГЛАВА 2. Организация воздушной обороны

В апреле 1932 года на территории Приморского края были созданы Морские силы Дальнего Востока (МСДВ), которые берут свое начало с «Плана особых мероприятий по формированию морских сил Дальнего Востока», принятого Народным комиссариатом по военным и морским делам в феврале 1932 года [7, с. 7].

Учитывая опасность вторжения японской армии, советским правительством было принято решение о формировании ударной группировки военно-воздушных сил на Дальнем Востоке. Борьба с превосходящими силами противника в удаленных от баз флота районах была возложена на авиацию. Такой подход полностью укладывался в рамки документа, разработанного в управлении ВМС РККА «Основные соображения по развитию ВМС РККА на вторую пятилетку 1933 – 1937 гг» [7, с. 7].

Для разрастающихся ВВС МСДВ требовалось расширить систему базирования. Был создан проект базового строительства МСДВ на 1934 – 1937 гг., но заложенные в него требования по количеству аэродромов не были выполнены полностью [7, с. 9].

В январе 1935 года Морские силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот, и Военно-Воздушные Силы МСДВ стали именоваться Военно-Воздушными силами Тихоокеанского флота. С 10 января 1935 года вместо управления ВВС МСДВ, был сформирован отдел ВВС ТОФ, а помощник командующего флотом по ВВС стал называться начальником ВВС флота [7, с. 9].

В этот же период строились армейские аэродромы ОКДВА. Военные аэродромы, как правило, располагались в широких долинах и падях вблизи побережья Японского моря. Аэродромные узлы создавались вблизи крупных населенных пунктов, имеющих сеть подъездных дорог. Грунтовые летные площадки оборудовали прямо на полях, где убирали лишнюю растительность и утрамбовывали грунт. Аэродромные сооружения – палатки личного состава, стоянки самолетов, землянки и складские ангары строили тут же, на краю летнего поля [7, с. 18].

Такой временный характер первых дальневосточных аэродромов создавал определенные сложности, связанные за уходом поверхности поля и размоканием грунта. Особенно много хлопот приносила капризная дальневосточная погода. Частые туманы и дожди, разлив рек и обилие снега способствовали разрушению грунтовых аэродромов. По состоянию на 1934 год аэродромы Старая Бильмановка, Вознесенское, Абрамовка, Ворошиловский, Воскресенка, Варпаховка, Березовка и Уссури требовали дренажных работ; аэродромы в Варпаховке и Березовке были построены на местности с явным признаком болота. В летнее время эти аэродромы просыхали не более чем на два месяца, а при дождливом лете были совершенно непригодны к использованию [7, с. 18].

В протоколе допроса начальника ВВС Приморского края ОКДВА И.Д. Флоровского от 19 июня 1937 года имеются характеристики армейских аэродромов [7, с. 19].

«В данное время все аэродромы имеют почти на всей своей площади много трамплинов канавок борозд, кочек в осадочных местах, где в свое время засыпались ямы при первоначальной планировке аэродромов. Особо опасны аэродромы для ночных полетов. Все эти неровности, которые указаны выше, усугубляют ошибку летчика при взлете и посадке. Часты были случаи поломок, аварий по этим причинам.

Почти на все аэродромах отсутствуют водосборные и водоотводящие канавы. В осеннее и весеннее время после дождепадов вода устремляется на летные поля с прилегающей к границам аэродрома местности. Потоки воды в одном месте небольшую канаву превращают в овраг, а в другом месте собираются лужи, вследствие чего аэродромы выходили из строя даже для легких самолетов. Это создает увеличенный, по времени, нелетный период для авиации.

К основным оперативным аэродромам Ильинское, К-Рыболов, Ключи, Жариково, Поповка, Хорольское, Липовцы, Галенка, Покровка, Новожастово, Бильмановка, Новое и Старое Вознесенское, Абрамовка, Кремово, Осиповка, Ширяево, Ляличи, Манзовка, Мучная, Спасский, аэродромный узел, Антоновка, Шмаковка и Уссури подъездных путей не имеется. Весной и осенью, а также и в дождливое время дороги к этим аэродромам размякают и совершенно становятся непроходимыми для транспорта» [7, с. 19].

Моряки подошли к строительству и переоборудованию аэродромной сети более тщательным образом. По состоянию на декабрь 1937 г. в составе ВВС ТОФ уже имелось 26 основных, 13 оперативных аэродромов, еще 3 находились в стадии строительства. В сведение о строительстве новых и дооборудовании существующих основных и оперативных аэродромов содержится в переписке командующего ВВС ТОФ Л. И. Никифорова с Командующим и Военным Советом Тихоокеанского флота за 1937 год.

«28/Х-37

№002022

ВОЕННОМУ СОВЕТУ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА

В соответствии с директивой Народного Комиссариата Обороны за №440/Ш от 17.10.37. г. О строительстве оперативных аэродромов в 1938 году докладываю.

В течение 1938 года мы должны иметь 80 оперативных морских и сухопутных аэродромов из них 20 достроить и 60 построить вновь

ПРИМЕЧАНИЕ. 6 аэродромов из 20 имеемых оперативных, по объему работы на них и их состояния на сегодня, необходимо отнести к вновь строящимся.

Из вновь намеченных к постройке 60 оперативных аэродромов 20 должны быть построены в тыловой зоне и 40 в передовой.

Каждый оперативный аэродром должен иметь: летное поле 1000х1000 метров, источник водоснабжения, подъездные пути и проволочную связь.

На 30 оперативных аэродромах, имеющих особо важное значение, должны быть построены бомбохранилища, бензохранилища и масловодогрейки [7, с. 20].

Массовое строительство аэродромов военно-воздушных сил Тихоокеанского флота в конце 1930-х годов преследовало цель быть максимально готовым к отражению атаки японских самолетов. В 1937 году особенно участились случаи воздушной разведки со стороны потенциального противника, нарушения воздушных границ Приморья происходили ежемесячно. В период с 11 по 26 июня японские самолеты вторгались в наше воздушное пространство 7 раз с продолжительностью нахождения в нем от 2 до 12 минут. Все нарушения прошли для Японии безнаказанно. Особенно вопиющим стал случай 26 июня, когда японский самолет, нарушив границу в районе Сосновой пади, прошел через Гродеково, Хороль, над озером Ханка и селением Камень-Рыболов и Комиссаровским, а затем спокойно удалился на территорию Маньчжурии. Во время полета самолет разбросал листовки с призывом к измене Родине. Подобные полеты преследовали своей основной целью разведку советской территории, расположения приграничных войсковых частей, а также укрепленных районов. Вину за позорный случай возложили на руководство службой ПВО и командование истребительной авиацией Примгруппы войск ОКДВА и ТОФ [7, с. 36-37].

В июле 1937 года по Тихоокеанскому флоту был издан приказ о введении повышенной боеготовности в частях ПВО ТОФ [7, с. 37].

Для пополнения кадров ВВС в Приморском крае в с. Вознесенское была открыта военно-авиационная школа. Школа пилотов была создана на основе авиационной части 1-й Отдельной Краснознамённой армии. Поначалу дислоциро­валась в с.Хороль и называлась «Хорольская школа пилотов». Затем передислоцирована в с. Осиновка, а с началом войны - в с. Вознесенское. В курсанты шли в основном уроженцы Примо­рья, Дальнего Востока. Накануне и в годы войны Вознесенская школа пилотов подготовила сотни лётчиков для штурмовой, истреби­тельной и бомбарди­ровочной авиации. Всего за годы своего существо­вания школа выпустила около 1 300 летчиков. Среди выпуск­ников школы немало тех, кто стал командиром эскадрилий и авиационных полков [9, с. 126-127].

Многие её выпускники отличились в боях на Курской дуге, в Бело­руссии и Польше, при взятии Берлина. Два выпускника этой школы стали Героями Советского Союза (Бородин Николай Васильевич и Нестеренко Григорий Карпович). Оба не являлись выходцами Дальнего Востока [9, с. 127].

После окончания Второй Мировой Войны на территории летной части в с. Вознесенское часто проходили учения, школа пилотов продолжала выпускать новоиспеченных летчиков. Воинская часть шефствовала над местной школой. Точной информацией по закрытию авиационной школы мы не располагаем. По воспоминаниям жителей с. Вознесенка школа была закрыта в1960-е годы. Гарнизон был полностью расформирован в 1990-е годы [2].

Таким образом Советское руководство тщательно готовилось к войне с Японией, как на земле, так и в воздухе. К сожалению, из-за сжатых сроков, отведенных для развертывания аэродромов, они размещались в не очень удачных местах, и не уделялось должного внимания их организации.

Исходя из приведенных документов, можно сделать вывод, что на территории современного Хорольского района действовала пять оперативных аэродромов: Поповка, Хорольское, Бильмановка, Новое и Старое Вознесенское.

Современный аэродром с. Хороль, некогда известный на весь Советский Союз, находится значительно дальше аэродрома, построенного в 1930-е годы. Располагался он на территории современного микрорайона Гарнизон. До нашего времени не сохранился, в напоминание об аэродроме осталась только ведущая к нему ухабистая дорога. Сейчас на его месте располагается распаханное поле. (Приложение 2. Фото 6, с.23)

В ходе данной работы мы исследовали территорию бывшего гарнизона с. Вознесенка, где был построен в 1930-е гг. аэродром. Сейчас он полностью зарос травой и кустарниками, гарнизон представляет собой развалины и два полузаброшенных дома и забытый всеми памятник летчикам-защитникам нашей Родины. От былой славы Вознесенского аэродрома ничего не осталось, не сохранилось до наших дней. (Приложение 2. Фото 12, 13, с.25-26)

.

Заключение

Проведенное исследование показало, что укрепленные районы на территории Приморского края строились в оборонительных целях, имея достаточно большую глубину и эшелонированное построение рубежей обороны, которое предусматривает наличие передового рубежа (1 линия обороны), главной полосы обороны (2 линия обороны), тылового рубежа обороны (3 линия обороны). Оперативная оборонительная зона общей глубиной 20-30 км предназначалась для маневра армейских и тыловых резервов. Далее следовал тыловой оборонительный рубеж, на котором размещались глубокие армейские и тыловые резервы. За этой полосой размещались аэродромы, органы фронтового и частично армейского управления и тыла. Таким образом, общая глубина обороны армии составляла более 60 км [5, с. 5].

По территории Хорольского района, расположенного в 50-60 км от границы с Китаем, оккупированным Японией, проходила 3 линия обороны. После конфликт у оз. Хасан в 1938 г. было принято решение об усилении огневой мощи УРов и строительстве новых на неприкрытых направлениях [5, с 14].

Территория Хорольского района была основательно подготовлена к войне. Практически каждая сопка представляла из себя небольшую крепость. Все было настолько плотно застроено укреплениями, насколько это было возможно в реалиях той войны. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, полностью подтвердилась.

Совершенствование оборудования укрепрайонов осуществлялось, когда советский народ вел кровопролитную войну с Германией на Западе. Постоянная угроза образования второго фронта на Востоке вынуждала советского военно-политическое руководство держать в пограничных областях Дальнего Востока значительный контингент сил и вооружения

Большой вклад в победу в войне СССР над Японией внесли жители Хорольского района. Одним из таких жителей был Артемий Сергеевич Яровой, который в войне с Японией получил звание Героя Советского Союза за образцовое выполнение боевых заданий командования, и проявления при этом мужества и героизма. У нас остается не забытым Сиротин Вячеслав Федорович, летчик-ас, Герой Советского Союза и участник войны с Японией. Сиротин В.Ф. трагически погиб в 1948 г и был похоронен на Хорольском кладбище. На этом же кладбище находится могила Бульба С.А., возглавлявшего в 1945 г. 409 отдельный пулеметный батальон 112 УР. (Приложение 1. Фото 3- 5, с.22-23)

Двенадцать тысяч солдат так и не вернулись домой с той войны. Солдат, о которых только сейчас начинают вспоминать после стольких лет отсутствия должного внимания.

В 2012 году в Приморском крае была создана экспедиция «Рокада», посвященная победе Советского Союза над империалистической Японией и окончанию Второй мировой войны на Дальнем Востоке. Каждый год накануне Хасанских событий, которые произошли в июле-августе 1938 года, из Владивостока стартует автоколонна. Ее путь проходит по разным городам и селам Приморья, параллельно линии боевого развертывания 1-го Дальневосточного фронта, где начинались основные боевые действия на восточном направлении в августе 1945 года. Главная задача «Рокады» - восстановить память о героях советско-японской войны [11].

Так, несколько лет назад в селе Поповке Хорольского района «рокадники» нашли заброшенную безымянную могилу летчиков, которые погибли в ночь на 9 августа 1945 г. Их бомбардировщик Пе-2 возвращался с разведывательного вылета для корректировки дальнейшего нанесения бомбового удара по позициям Квантунской армии. При заходе на посадку самолет разбился. Члены экспедиции «Рокада» в течение года изучали архивы и смогли установить имена погибших — это старший лейтенант Иван Галуза, лейтенант Григорий Пыхтин и старшина-сверхсрочник Василий Шкандрета [11].

На месте захоронения была установлена памятная плита, на ее открытие были приглашены местные жители [11].

За подвиги в войне с Японией восемьдесят семь человек были удостоены звания Героя Советского Союза, из них шесть человек стали дважды Героями. Указом Президиума Верховного Совета СССР 30 сентября 1945 года была учреждена медаль «За победу над Японией». Медалью «За победу над Японией» были награждены

все военнослужащие и лица вольнонаёмного штатного состава частей и соединений Красной армииВоенно-Морского Флота и войск НКВД, принимавших непосредственное участие в боевых действиях против японских империалистов в составе войск 1-го Дальневосточного2-го Дальневосточного и Забайкальского фронтов, Тихоокеанского флота и Амурской речной флотилии;

военнослужащие центральных управлений НКОНКВМФ и НКВД, принимавшие участие в обеспечении боевых действий советских войск на Дальнем Востоке. (Википедия)

Материалы, собранные в данной работе, могут быть использованы для написания нового пособия по истории Хорольского района, для пополнения информации, хранимой в районном музее, также учителями истории в урочной и внеклассной работе с учащимися.

Список использованных источников и литературы

Неопубликованные источники

Интервью с Бухаловым С.А., помощником начальника отделения мобилизации военного комиссариата Хорольского и Ханкайского районов. – с. Хороль. – 2019

Интервью с Ветер З.М., учителем начальных классов МКОУ ООШ с. Вознесенка. – с. Вознесенка. - 2019

Интервью с Миковым Н.И., членом Русского Географического Общества, краеведом. - с. Хороль. - 2019

Материалы Хорольского историко-краеведческого музея имени И.Д. Бронниковой. - Хороль. - 2019

Исследования

Зайцев Ю.М. Подготовка сопредельной территории Дальнего Востока к войне// Россия и АТР. – 2010. – №3.

Исаев А.А. Общество Дальнего Востока СССР в условиях японской опасности (1930-е – середина 1940-х гг.): монография / А.А. Исаев. – Владивосток: Дальневост. Федерал ун-т, 2014. – 174 с.

Ливанский Я. В. Ушедшие в туман. 1933-1945 гг. Часть 1. / сост. С.Н. Шитикова. – Казань: центр инновационных технологий, 2018. – 364 с.

Справочная и учебная литература

Власов С.А. Краткая история российского Дальнего Востока: Учебное пособие по истории для учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и высших учебных заведений. – Владивосток, 2002. – 104 с.

Яковец А.П. Сражаясь за Родину. Фронтовые подвиги приморцев в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.: исторический альбом / сост. А.П. Яковец – Владивосток : Изд-во «Русский остров», 2015. – 186 с.

Интернет – источники

Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (14.12.19)

Дорогой войны — Дальневосточные Ведомости. – Режим доступа: www.dvvedomosti.com›2017/08/03/

Карты линии обороны 112 укрепрайона. – Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/warunit (6.01.20)

Линия обороны генерала Карбышева. – Режим доступа: https://www.amur.kp.ru/daily/26378.4/3256888/ (6.01.20)

НПС – это. – Режим доступа: www.lendot.ru (16.02.20)

О внесении изменений в статью 1. – Режим доступа: https://www.calend.ru (16.02.20)

Укрепленные районы приграничных военных округов по состоянию на 22 июня 1941 г. – Режим доступа: www.istmat.info (7.01.20)

Приложения

Приложение 1. Материалы о Героях войны СССР с Японией

Фото 1. Бульба С.А. [4]

Фото 2. Наградной лист Бульба С.А [4]

Фото 3. Могила Бульба С.А. на Хорольском кладбище, 2015 г [4].

Фото 5. Могила Сиротина В.Ф., 2020 г [4].

Фото 4. Могила Бульба С.А., 2020 г.

(фото автора)

Приложение 2. Фотографии мест проведения исследования (фото Автора)

Фото.1 Кукурузное поле за с. Лукашевка


Фото 2. На ДОТе за с. Лукашевка

Ф ото 3. Сопка, на которой располагались артиллерийские орудия, за с. Новая Девица

Фото 4. Дорога на Хороль от с. Новая Девица. Фото с Миковым Н. И.

Ф ото 5. На просеке, по которой поднимали орудия на сопку в с. Новая Девица
Фото 6. Поле, на месте которого располагался хорольский аэродром в 1930-е

Фото 7. Окопы за ул. Котовского


Фото 8. Огневая точка за ул. Котовского

Фото 9. Возле ДОТа за Хоролем в сторону с. Поповка.

Фото 10. Возле оборонительного сооружения за с. Хороль

Фото 11. Вход в ДОТ

Фото 12. Расположение аэродрома в с. Вознесенска за гарнизоном


Фото 13. Остатки гарнизона в с. Вознесенское

Ф ото 14. ДОТ на стрельбище за с. Хороль

Фото 15. Часть укрепсооружения за с. Хороль на стрельбище

Приложение 3. Данные по 112 укрепрайону

Главная » Красная Армия в июне 1941 года (Статистический сборник)

Приложение 5.6. Укрепленные районы приграничных военных округов по состоянию на 22 июня 1941 г.

Приложение 5.6. Укрепленные районы приграничных военных округов по состоянию на 22 июня 1941 г.

1. ЗакавказскийЗабайкальский военные округаДальневосточный фронт

Номер

Наименование

Состав частей и подразделений

Подчиненность УР

УР

Пулеметно-артиллерийские, артиллерийские и стрелковые

Саперные

Связи

Транспортные

31

Даурский

70, 84, 85 опаб

142 сапб

131 обе

71 атр

Забайкальский ВО

32

Борзинский

67, 68, 88 опаб

 

297 обе

 

51

Алалкалакский (Батумский)

8, 127, 128 опаб

313 сапб

529 обе

376 атр

Закавказский ВО

55

Ленкораньский

3,5, 129, 131 опаб

 

 

 

101

Благовещенский

6, 100, 135, 144 опаб

70 сапб

68 обе

232 атр

Дальневосточный

фронт

2 А

102

Усть-Сунгарийский

11,22, 77, 121 опаб

146 сапб

111 обе

81 атр

15 А

103

Нижнеамурский

432 сп, 76, 114 опаб

 

15 орс

 

 

104

Декастринский

23, 26, 106 опаб

298 сапр

369 орс

 

 

105

Гродековский

79 сп, 90, 104 опаб

130 сапб

116 обе

233 атр

 

106

Полтавский

30, 98, 107 опаб

134 сапб

121 обе

 

25 А

107

Барабашский

78, 81, 139 опаб

143 сапб

125 обе

234 атр

25 А

108

Посетский

79, 103, 115 опаб

19 сапр

226 атр

25 А

110

Славянский

62, 105, 116 опаб

2 сапр

323 обе

227 атр

25 А

111

Шуфанский

96, 99, 117 опаб

3 сапр

184 орс

 

25 А

112

Хорольский

75, 97, 120 опаб

4 сапр

268 орс

 

1 А

Таблица 1. Укрепленные районы приграничных военных округов по состоянию на 22 июня 1941 г [16].
Карта 1. Линия расположения 112 УР, 1945 г [12].

Просмотров работы: 282