Письмо с фронта

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Письмо с фронта

Винокуров М.А. 1
1Начальная школа ГАПОУ РС(Я) ЯПК им. С.Ф.Гоголева
Винокурова Л.Х. 1
1Начальная школа ГАПОУ РС(Я) ЯПК им. С.Ф.Гоголева
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Приближается 75 годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Это историческое событие не обошло стороной ни одну семью нашей страны. Годы идут, и все меньше и меньше остается очевидцев этой страшной войны. Однако, у нас есть бесценный источник - это фронтовые письма. Это рассказчики, которые несут нам весточки из далёкого прошлого.

В уже пожелтевших, а порой и полуистлевших от времени письмах сосредоточены исторические хроники, запечатленные непосредственными участниками тех поистине страшных событий. По ним мы можем изучать исторические события, происходившие на фронтах Великой Отечественной войны, узнаем, что испытывали их непосредственные участники, какие моральные и физические страдания выпали на их долю.

В нашей семье тоже хранится эта бесценная реликвия и хотелось бы об этом рассказать. С чувством волнения мы брали в руки ветхий листочек письма и читали. Нам захотелось узнать о судьбе человека, который посылал письмо с фронта нашему прадеду.

Изучение письма военных лет, позволит пережить реальные события войны, увидеть яркие иллюстрации того времени, восстановить подлинную картину сражений глазами солдата, принесшего миру Победу. Через письма можно представить, как воевал советский солдат, чем жил, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью. На эти и другие вопросы нам захотелось найти ответ, а также сделать письма говорящими, чтобы из глубины военных лет дошли до нашего современника мысли и думы простого солдата, который выполнял свой священный долг - защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.

Актуальность темы: тема Великой Отечественной войны в настоящее время имеет большую актуальность в том плане, что с каждым годом ветеранов войны, очевидцев тех суровых событий становится всё меньше, они уходят от нас, ослабевает связь поколений. Когда-нибудь, это с сожалением стоит признать, наши потомки придут 9 Мая к Вечному огню, к мемориалам Славы, без ветеранов. Их Победа станет былинным, почти сказочным подвигом, о котором будут слагать песни, писать стихи, снимать фильмы. Уйдут живые свидетели тех страшных лет. Некому будет рассказать правду о войне.

Цель исследовательской работы: на основе письма военных лет узнать о личности и судьбе их автора, восстановить события в жизни Брызгалова Романа Ивановича.

Для достижения указанной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:

 анализ письма военных лет;

 анализ особенностей характера человека-автора писем;

 поиск информации о личности Брызгалова Романа Ивановича.

Объект исследования – письмо Брызгалова Р.И. 1943г.

Предмет исследования - содержание фронтового письма.

Гипотеза: письма помогают взглянуть на исторические события глазами современников, понять чувства и переживания их автора.

В работе использовались различные методы исследования: описание письма, анализ источников, сравнительно-сопоставительный метод. В процессе исследования мы опирались на следующие источники: письмо военных лет, материалы районной  газеты  Оймяконского улуса «Хотугу сардана»-№12, 2020 года, интернет ресурсы https://pamyat-naroda.su/awards/27154357.

ГЛАВА I. Общая характеристика фронтовых писем

В  бабушкином комоде в небольшой папке много лет находился пожелтевшее от времени  фронтовое письмо – письмо военных лет. Этому письму  семьдесят семь  лет. Нам  захотелось  узнать о солдате, который посылал  письмо с фронта своему другу нашему прадеду Слепцову Хрисанфу Афанасьевичу. Как сложилась его  судьба?  О чём он пытался рассказать?  Эти вопросы и легли в  основу нашего  исследования.

В  начале работы  мы заинтересовались  происхождением и значением  слова «письмо». Какие  определения этого слова можно  найти в различных словарях?

В «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М.Шанского  сказано:

Письмо. Общеславянское. Образовано с помощью суффикса – мо (ср. подробное по структуре бельмо) от пись, производного с темой –ь от писать Писать. Общеславянское…Первоначальное значение – «пестрить, украшать» [7].

Такого происхождение слова, в современном значении (по словарю С.И. Ожегова), трактуется так:

«Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь»[2].

Именно в этом значении работаем  мы  с письмом. Письмо с фронта, как исторический документ, имеет ряд особенностей.

Что же представляют собой фронтовые письма

1.Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов. Конверт- треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась внутрь треугольника; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. На конверте или треугольнике обязательно ставился штамп полевой почты и дата отправления.

Готовое к отправке письмо не заклеивалось. Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении и прочее. Для этого была создана военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Проверено военной цензурой». [5]

2. Помимо писем-треугольников, во время войны также выпускались конверты, разные по форме и размерам. Изученная нами письмо была прямоугольной формы размером 15:13 (размер почтовой открытки).

3. Письма-секретки представляли собой разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам и заклеивался специальным клапаном. На одной из внешних сторон были нанесены адресные линии, воспроизводилась иллюстрация патриотического сюжета и патриотический текст. Большинство из них имели текст «Смерть немецким оккупантам», «Смерть немецким захватчикам», «Воинское», иногда «Письмо с фронта». Рисунки на них обычно были на темы боевых действий и героического труда в тылу. На исследуемых секретках – изображения военных действий, боевой техники, советского солдата - стреляющего, воюющего, побеждающего, гордящегося своими боевыми успехами. Рисунки сопровождаются актуальными надписями: «Били, бьём, и будем бить!!!», «Преследовать раненого немецкого зверя по пятам и добить его в его собственной берлоге» (И. Сталин), «Стреляю так: что ни патрон, то – немец!», а так же призывами: «Мы можем и должны очистить советскую землю от гитлеровской нечисти» (И.Сталин) и т. д. [5] 

ГЛАВА II. Анализ письма Брызгалова Романа Ивановича.

Нами  было проанализирована  фронтовое письмо Брызгалова Романа Ивановича, написанная 3 сентября 1943 году моему прадедушке. Мой прадедушка Слепцов Хрисанф Афанасьевич- ветеран тыла, с 1926 по 1951 года работал учителем Бютейдяхской школы Мегино-Кангаласского района. Письмо написано с города Златоуст, где Роман Иванович учился на минометчика. Цитаты из писем приводятся без правки.

«…, 3-09-43 г., получил твое письмецо от 5-08-43 года, за что от души благодарю. Оказывается, теплое чувство товарищества может преодолеть пространство и время. Очень рад письмецу. Жаль, что будучи верен себе (своим привычкам), написал мало. Разреши читать морали, как принято тут у нас. Многие попрощались с привычкой в т.ч. и я. Потому, по-военному, приказываю писать почаще и обстоятельно обо всем. Ну, шутку, в сторону. Очень рад письму и благодарю. Хрисанф, год отлучки от родного края, разлука от семьи и т.т. оставление привычной жизни и работы, год трудной и суровой жизни для меня не прошли даром, дали много опыта и знания жизни и людей, не мало горя и скуки, граничащее с отчаянием. Жаль только, что в таких условиях жизни попал поздно, как бы я сейчас хотел иметь 18-19 лет. Одним словом многому бы научился. С данной ступени лестницы моей жизни наша привычная жизнь кажется сказочной по узости своего горизонта, беспечности и легкости. Не желаю такой жизни молодежи…им потом будет трудно, как мне сейчас, об этом расскажу, когда увидимся. Пойми мое положение и не ленись-пиши, а то потом, после веселья и пира. …Не достигаешься своих «Стариковских» костей. Пиши о наших общих знакомых и в.т. и друзьях. Пиши об охоте, пиши о фронтовиках, о жизни в колхозах, наслеге. Почему не сообщил о Конце, о гибели Степана и др. Я знаю тебя, наверно я написал одно письмо, считаешь свою миссию выполненной. Как бы не так, Илью не знаю. Сергеев Петр не в Сибири, др. не знаю. Хочу узнать судьбу Аргунова Г.Д., Сосина А,Н., Борисовых Н.Я., Прони и др. Пиши о них.

Я здоров. Условие жизни общеизвестные. Учусь в минометчика, частично пулеметчика. Наши выехали (многие). О себе не знаю. Тут не знаешь, что будет через час. В свое время хотел, но не удалось.

Привет моим т.т., знакомым, Ег.Ос. его материи, женам, твоей семье.

Роман.» [4]

Свою работу над письмами мы начали с того, что сняли копию письма, чтобы сохранить оригинал. Письмо было внимательно прочитано. Письмо было адресована Слепцову Хрисанфу Афанасьевичу. Письмо Роман Иванович писал на плотной бумаге. Писал чернилами. Письмо длинное, состоит из 29 строк, написано аккуратным печатным и разборчивым почерком. Письмо проверяла военная цензура. На письме стоит штамп «Просмотрено военной цензурой». (Приложение 1).

При  чтении  этого  письма  перед  глазами  возник  образ молодого солдата, который тоскует по дому, по родным, по друзьям, по жизни довоенных лет. Роману Ивановичу были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал. Просит писать об охоте, о жизни в колхозах, о наслеге, об общих знакомых и фронтовиках. Письмо проникнуто оптимизмом, надеждой на возвращение, верой в Победу

Читая письмо, на многое смотришь глубже, новые и новые струны захватывают в твоей душе эти огнем войны написанные строки. Все больший смысл и значение обретает написанное в них слова. Читая письмо, можно прочувствовать, как сильно он радовался каждой весточке из дома и как сильно скучал по родным «…получил твое письмецо от 5-08-43 года, за что от души благодарю. Оказывается, теплое чувство товарищества может преодолеть пространство и время. Очень рад письмецу…». Автор жалеет, что не молод в это время войны, мог бы научиться многому, если бы ему было 18-19 лет. В тоже время жалеет молодых, что им будет трудно после войны узнать беспечность и легкость жизни. Пишет, что трудная и суровая жизнь после года разлуки от родного края, от семьи, не прошла даром, что дали много опыта и знания жизни и людей. Эти слова учат нас ценить каждое мгновение жизни, любить и беречь родных для нас людей.

Из писем складывается впечатление, что Роман Иванович по характеру человек очень простой, спокойный, открытый, доброжелательный, весёлый. В письме он передаёт привет своим родным, односельчанам и друзьям.

ГЛАВА III. Биография Брызгалова Романа Ивановича

В ходе поиска информации о личности Брызгалова Романа Ивановича, мы нашли агитационную брошюру 1959 года на выборы депутата Верховного совета Якутской АССР по Эльгинскому избирательному округу№94, где было вкратце написана биография. (Приложение 2).

Брызгалова Романа Ивановича -ветеран Великой отечественной войны.

Брызгалов Р.И. родился в 1911 году в Алтанском наслеге, Мегино-Кангаласского района, Якутской АССР, в многодетной семье крестьянина бедняка.

В 1931 году Роман Иванович закончил Якутский педагогический техникум. И до 1942 года работал учителем Бютейдяхской школы Мегино-Кангаласского района, где вместе работал и дружил с моим прадедом Слепцовым Хрисанфом Афанасьевичем.

В 1934 году Брызгалов Р.И. поступил в Якутский педагогический институт, по окончанию которого в 1936 году назначися заведующим учебной часть Бютейдяхской школы Мегино-Кангаласского района.

В июне 1942 году был призван в Советскую Армию. По окончанию военно-пехотного училища, он с июля 1944 года находился в действующей армии. За боевые заслуги на фронтах Великой отечественной войны Роман Иванович был награжден орденом Красной Звезды.

После демобилизации из армии он с декабря 1945 года по февраль 1947 года работал инспектором РОНО, а с 1947 по 1950 год –директором Майинской средней школы Мегино-Кангаласского района.

Будучи учителем Брызгалов Р.И. принимал активное участие в политической и хозяйственной жизни Мегино-Кангаласского района. За долголетнюю и безупречную работу он награжден медалью «За трудовое отличие»

В декабре 1950 года Роман Иванович стал зпместителем председателя Мегино-Кангаласского раймсполкома, где работал до 1952 г. В 1952 году он вступил в должность заместителя уполномоченного Министерства заготовок СССР по Якутской АССР.

В апреле 1953 года Брызгалов Р.И. избирается первым секретарем, а с 1954года он работал вторым секретарем Оймяконского райкома КПСС.

С марта 1955 года работал председателем Оймяконского районного Совета депутатов трудящихся.

Роман Иванович Брызгалов 27 февраля 1955 года был избран депутатом Верховного Совета ЯАССР до 1971 года. Был членом ревизионной комиссии Якутского обкома КПСС. Был почетным гражданином Мегино-Кангаласского и Оймяконского районов. Умер в 1987 году.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фронтовые  письма – это важный исторический источник по реконструкции взаимоотношений людей, а также событий повседневной жизни во время войны. Работая над  данной исследовательской работой, мы узнали много интересного: какие виды писем были во время войны 1941-1945 гг., почувствовала атмосферу трудной военной жизни, узнали, где находится город, где обучали на минометчика и пулеметчика, в ходе какой военной операции,  как воевал солдат.

Благодаря собранным материалам, мы пришли  к выводу, что ничего страшнее войны быть не может. Письма с фронта не только позволили создать временной фон для осмысления войны, но помогли раскрыть внутренний мир солдата, узнать, каким он были там, на большой войне.

Слова и мысли письма дают понять ценность каждого мгновения жизни, любить и беречь родных для нас людей.

Перечитывая письмо Брызгалова Романа Ивановича, написавший нашему прадеду Слепцову Хрисанфу Афанасьевичу нам удалось узнать и найти биографии автора в газетах и архивных материалах. Роман Иванович был учителем, солдатом – младшим лейтенантом, директором школы, депутатом и просто хорошим другом.

В ходе работы, мы установила, что:

фронтовые письма являются уникальным документом военных лет;

фронтовые письма являются источниками информации, по которым (пусть и не всегда), но можно определить судьбу солдата.

Наша гипотеза подтвердилась. Письма помогают взглянуть на исторические события глазами современников, понять чувства и переживания их автора. Из письма другу складывается впечатление, что Роман Иванович по характеру человек очень простой, спокойный, открытый, доброжелательный, весёлый. Узнали, как тяжело давалась победа солдатам. Письмо наполнено тоской и болью за  родной дом, семью. Беря в руки пожелтевшее от времени письмо, испытываешь  трепетное волнение:  77 лет назад  это письмо писал человек, который верил в Победу, верил в своё возращение домой.

 Письма остались как связующая нить между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не только по учебникам, но и по документальным источникам, которыми являются письма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

Брошюра агитационная 1959 года на выборы депутата Верховного совета Якутской АССР по Эльгинскому избирательному округу№94.

Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений»

Официальный   сайт Министерства Обороны России "Подвиг народа в    Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." www.podvignaroda.mil.ru.

Письмо Брызгалова Романа Ивановича 1943г.

Постановление ГКО от 6 июля 1941 г. «О мерах по усилению политического контроля почтово-телеграфной корреспонденции» // Военно-исторический журнал. – 1992. – № 2. – С.35.

Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru/wikipedia.or/wiki/507-ая истребительно - противотанковом артиллерийском полку 40 гвардейской стрелковой дивизии.

Статья районной  газеты  Оймяконского улуса //Хотугу сардана. 2020.- №12.- С. 6-7

Шанский Н.М.Боброва Т.А.«Краткий этимологический словарь русского языка»/ 5-е издание. Дрофа. – М. 2005г. с.322

Приложение 1 .

Приложение 1

Просмотров работы: 25