Разработка виртуальных экскурсий на базе музея истории МБОУ "СОШ №40"

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разработка виртуальных экскурсий на базе музея истории МБОУ "СОШ №40"

Назаровская В.С. 1
1МБОУ "СОШ №40"
Чайкина Е.В. 1
1МБОУ "СОШ №40"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Общеизвестными являются три стадии развития общества: аграрное, индустриальное и постиндустриальное. В нашем мире присутствуют как государства-представители самой ранней или начальной стадии развития, так и последней. Однако это деление так же является условным, ведь в отдельно взятых странах могут развиваться как промышленность, так и сфера услуг с небольшим перевесом в одну из сторон. Но важно отметить, в большинстве государствах в нашу эпоху актуален перевод любого вида информации в цифровой режим. И процесс цифровизации не стоит на месте, открытый доступ информации в Интернете способствует развитию сфер общества от торговли до образования. Внедрение технологий в наши жизни упрощает привычную рутину. Теперь человек может спокойно заказать такси, курьерскую доставку с едой, написать своим близким хорошее пожелание на день и многое другое, и все это обойдется меньше чем в 10 минут. Действительно, развитие цифровых технологий нельзя недооценивать, но более необходимо правильно пользоваться теми ресурсами и возможностями, которые представлены перед каждым из нас.

В текущую эпидемиологическую обстановку мира вопрос цифровизации стоит как никогда остро. Из-за закрытия важных памятников культуры музеи, театры, галереи перешли на цифровой режим. В открытом доступе в Интернете или на некоторых каналах телевидения можно найти экскурсии, спектакли, выставки. Образование также перешло на цифровое и электронное обучение. Однако далеко не все общеобразовательные учреждения были готовы к внедрению нового формата обучение, что на первых порах вызывало трудности как у учащихся, так и у учителей. Также стоит отметить и внеучебную деятельность. Многие школьники помимо учебы записаны во многие кружки, где получают дополнительное образование. Тем самым актуальность работы определяется необходимостью усовершенствования работы школьных и внеучебных заведений для продолжения обучения учащихся общеобразовательных учреждений.

Цель: изучение теоретический аспектов и создание готовых виртуальных продуктов для учащихся МБОУ «СОШ №40» г. Кемерово.

Задачи:

Изучить литературу по теме исследования;

Рассмотреть теоретические аспекты создания виртуальных экскурсий;

Разработать виртуальные экскурсии на базе музея истории МБОУ «СОШ №40»;

Представить учащимся разработанные виртуальные экскурсии.

Объект исследования: виртуальные экскурсии.

Предмет исследования: особенности создания виртуальных экскурсий.

Методы исследования: литературно-аналитический, проектирование.

Практическая значимость: разработанные виртуальные экскурсии могут быть полезны учащимся школы 1-11 классов, поскольку они могут познакомиться с различными историческими аспектами, а также с биографией различных людей. Виртуальные экскурсии могут быть использованы при проведении классный часов и уроков города, уроков истории и географии. Помимо этого, они могут быть полезны и работникам в туризме.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ

ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ

1.1. Понятие виртуальной экскурсии

Изучение любого термина важно начать с определения слова, от которого оно было образовано, и языка, с которого само слово было заимствовано. Так у слова «виртуальный» можно выделить несколько этимологических предшественников. Первый вариант – латинское слово virtual, которое переводится как «похожий/неотличимый» или «истинный/настоящий/подлинный». Однако можно заметить, что данная трактовка термина является не совсем подходящей по значению к современному понятию «виртуальный музей». Поэтому также выделяют другое слово-этимолог – virtus, что при переводе также с латинского означает «мнимый/кажущийся» [1].

Само слово музей можно трактовать следующим образом: музей (от греч. museum – «дом муз») – это исторически обусловленный социальный институт, который предназначен для хранения и передачи из поколения в поколение объектов, утративших свою первоначальную функцию в жизни людей.

Объединив два понятия воедино, можно получить следующее определение: виртуальный музей – информация на электронном носителе о музее, который существует реально (сайты музеев) или только в сетевом пространстве [2].

Исходя из данного определения, важно усвоить, что виртуальный музей может быть представлен двумя вариантами:

Либо это разработанное виртуальное пространство, в котором представлены реально существующие экспонаты и экспозиции;

Либо это реальное помещение с техническими созданными голограммами.

Оба эти случая говорят о том, что виртуальные музеи могут предоставить неограниченный доступ к тем объектам, с которыми человек не сможет ознакомиться лично с чисто физической точки зрения [1].

1.2. История создания виртуальных музеев

Для начала следует отметить, что и само понятие «музей» в привычном для человека понимании появилось лишь в XIX веке, именно тогда данные институты и стали впервые появляться. Однако большую роль в создании музеев сыграли коллекционеры, на протяжении веков собирающие бытовые предметы людей разных эпох. Также предшественниками привычных музеев считаются кунсткамеры, но стоит отметить, что объекты в них были далеко не систематизированы. Лишь в последствии экспонаты стали выставляться в единой закономерности в зависимости от специфики музея [3].

Если говорить о первом появлении подобий привычных виртуальных музеев, то следует отметить 1977 год. Именно в это время в США в штате Массачусетс в технологическом институте были созданы так называемые игры-«бродилки». После них свое развитие получат не только созданные виртуальные музеи, но и знакомым многим пользователям сети Интернет такой жанр компьютерных игр как adventuregame [1].

В России же данное технологическое общество впервые появилось в 1990-х гг. с заметным развитием сети Интернет, а к настоящему времени оно значительно укрепилось в сознании и понимании человека [2].

1.3 Классификации виртуальных экскурсий

Авторы различных исследовательских работ с тематиками, напрямую связанными с изучением и разработкой виртуальных экскурсий (ВЭ), классифицируют их в зависимости от признаков и отрасли применения.

Так по мнению Устюжаниной Н.В. можно выделить следующие классификации виртуальных экскурсий:

по содержанию:

обзорные – совокупность экскурсий, объединенных одной общей темой;

тематические – экскурсии, раскрывающие определенные темы;

биографические – экскурсии, разработанные на основании жизни известных и выдающихся личностей;

по способу создания экскурсии:

с помощью презентаций PowerPoint;

с помощью гиперссылок, графических карт и прочих инструментов по созданию сайтов;

на основании карт Google и Yandex;

3D-моделирование создание модели отдельного объекта;

с помощью панорамных композиций [4].

Рябова Валерия Викторовна в своей работе «Виртуальные экскурсии» выделяет следующие виды:

Естественнонаучные (такой вид проецирует экскурсии на природе);

Краеведческие (экскурсии с целью изучения истории родного края);

Историко-культурные (экскурсии по историческим местам, раскрывающие определённые периоды истории развития государства и русской национальной культуры);

Биографические (например, экскурсии по местам, которые связаны с жизнью и творчеством знаменитых людей, хранят память о них) [5].

1.4. Способы создания виртуальных экскурсий

Изучив эту же литературу, можно обозначить основные пункты по созданию ВЭ, которых придерживаются авторы работ.

Определить идею и тему экскурсии;

Поставить цель и задачи данной экскурсии;

Изучить литературу и экскурсионные объекты по данной тематике;

Составить содержание экскурсии на основании изученной литературы;

Подобрать техническую составляющую, т.е. выбрать основное программное обеспечение [4,5].

Основное применение данного алгоритма на создание ВЭ будет описано во 2 главе работы.

1.5 Преимущества виртуальных экскурсий

Для людей, которые работают в сфере информационных технологий важно привлечь внимание обычных пользователей сети Интернет для того, чтобы они выбрали именно их продукт. К слову, это распространяется не только на создателей виртуальных экскурсий, но и для представителей тех профессий, что работают на удаленном режиме. Тем самым важно правильно уметь пользоваться преимуществами электронных ресурсов по созданию 3D-туров. Обычно достоинства создания виртуальных сайтов/туров выделяют следующими:

визуальность и привлечение внимания;

увиденное впечатляет пользователей, тем самым есть шанс, что они могут воспользоваться другими подобными услугами;

удобство для пользователей;

практичность;

получение большого количества систематизированной информации;

взаимодействие посетителей напрямую с создателями продукта [6].

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ

НА БАЗЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ МБОУ «СОШ №40»

Предпосылки для создания виртуальных экскурсий

Исходя из содержания первой главы, можно прийти к выводу о том, что виртуальные экскурсии очень выгодны и востребованы для пользователей сети Интернет в наше время. Доступность в использовании, красочность и создаваемый эффект присутствия способствуют интересному времяпрепровождению. Также важно подчеркнуть, что именно возможность окунуться в атмосферу того или иного музея, не выходя из дома, очень актуальна на данный момент.

Вспышка пандемии вынудила граждан почти всех стран мира не посещать культурно-массовые объекты, к которым относят и музеи. И затем важнейшие музеи мира, такие как Эрмитаж, Лувр, Британский музей и многие другие представили онлайн-экскурсии на разных онлайн площадках, предназначенные для того, чтобы люди по-прежнему оставались дома и смогли в перерывах между домашними делами заняться самообразованием в такое непростое для всех время [7].

Однако с необходимостью использования цифровизации столкнулись не только социальные институты в виде музеев, но и учебные учреждения. Для возобновления обучения учащихся педагоги обращаются к цифровым платформам, с помощью которых они проводят онлайн-уроки для учеников. Но важным пунктом остается возобновить внеучебную деятельность школьников. Так, в МБОУ «СОШ №40» до режима вынужденной самоизоляции большое развитие получила музейная деятельность. Как известно, для музейной работы необходимо прямое взаимодействие с объектами музея при разработке экспозиции, а также с экскурсантами, с которыми экскурсовод и ведет диалог на протяжении всей экскурсии. Поэтому многие заготовленные экскурсии были переведены на виртуальный и электронный режим, с которыми можно ознакомиться в следующем пункте работы и в разделе Приложения.

На основании вышесказанного можно подытожить пункт, обозначив основные предпосылки создания виртуальных экскурсий музея истории МБОУ «СОШ №40», к которым будут относиться:

необходимость возобновления учебного и внеучебного процесса;

поддержание коммуникации между учащимися и педагогами;

воспитание у учащихся культурно-исторических ценностей;

возможность заинтересовать учеников музейной деятельностью школы;

способствование тому, что учащиеся уделят время проектам музея и останутся дома.

Создание виртуальных экскурсий

На основании изученного материала автором были разработаны виртуальные проекты. В них включены как экскурсии и информационные стенды.

В число виртуальных проекты включены следующие:

«Урок города, посвященный дивизиям Кузбасса».Этотурок города входит в число школьных проектов, посвященных юбилею со дня победы в Великой Отечественной войне. Учащимся 10-х классов по жеребьевке досталось изучение 150-й стрелковой сталинской дивизии, которая в последствие получила название 22-й сибирской рижской. Учащиеся посетили Областную научную библиотеку им. В. Д. Федорова, изучили литературу, оформили проект в виде виртуальной экскурсии при помощи программы PowerPoint и представили готовый результат перед всеми одноклассниками и классным руководителем на видеоконференции (рисунок 1). Часть презентации проекта, а также процесс сбора информации по данному уроку, представлены в Приложении1.

Рисунок 1 – Виртуальная экскурсия «150-я Сталинская стрелковая Дивизия»

Также учащимися была изучена платформа MIRO, с помощью которой были разработаны онлайн-стенды, посвященные тем или иным праздникам. Таким образом был оформлен стенд, на котором отражалась информация о Международном дне матери-Земле. Празднование этого праздника пришлось на 22 апреля, именно к этому дню в группу социальной сети Вконтакте была выложена данная информационная доска. Также на этой платформе был опубликован стенд с информацией о нахождении теплохода «Армения» (рисунок 2). Это открытие является очень важным для развития наук, так как потопление теплохода было одним из самых ужасных событий времен Великой отечественной войны. Ссылки на данные стенды представлены в Приложении 2.

Рисунок 2 – виртуальные информационные стенды на портале miro.com

Активистами школьного музея был запущен видео-марафон, который носит название «Лица победы» (рисунок 3). Суть марафона заключалась в том, что активисты музея записали небольшие видеоролики, в которых они рассказывали биографию и подвиги того или иного ветерана-кузбассовца. Тем самым удалось организовать виртуальную экскурсию по теме: «Герои Кузбасса». Ознакомиться подробнее с данным марафоном и итогом работы активистов можно в Приложении 3.

Рисунок 3 – Видео-марафон «Лица победы».

Также была разработана виртуальная экскурсия, посвященная 110-летию со дня рождения Степана Андреевича Катасонова – бывшего директора МБОУ «СОШ №40», который способствовал развитию учебного учреждения во второй половине прошлого века. Данная виртуальная экскурсия представлена в формате видео, записанного с презентации PowerPoint, а также имеет наложенный закадровый голос (рисунок 4). В разделе Приложения 4 можно подробнее ознакомиться с интерактивной экскурсией, в которой подробно представлена биография С. А. Катасонова.

Рисунок 4 – виртуальная экскурсия, посвящённая С.А. Катасонову

Учащиеся разных классов приняли участие в конкурсе чтецов, ежегодно проходившем в МБОУ «СОШ №40» в преддверие праздника Дня Победы. В этом году конкурс проходил в два этапа: на первом отборочном конкурсанты записали видео, на котором они рассказывали выбранное ими стихотворение о войне и отправили на почту организаторам конкурса (рисунок 5). На следующем школьном этапе те конкурсанты, которые получили одобрение со стороны жюри, выступали с тем же произведением на видеоконференции. Результаты должны быть опубликованы на сайте МБОУ «СОШ №40», а также в социальной сети Instagram школы. Видео всех участников были систематизированы и оформлены в виде виртуальной экскурсии «Литературные строки о Великой Отечественной Войне». Видео-заявка автора работы представлена в Приложение 5.

Рисунок 5 – видео «Литературные строки о Великой Отечественной Войне»

Тем самым внедрение виртуальных экскурсий в образовательный процесс способствовало разнообразию подачи учебного материала учителями, а также участию некоторых учеников в проведении различных уроков. Другая часть учащихся, которая присутствовала на данных видеоконференциях, смогла приобщиться не только к важным и знаменательным событиям школы и страны в целом, но и смогла оценить работу, проделанную своими одноклассниками.

В перспективе есть желание создавать еще больше новых проектов, и не важно, в каком формате будет проходить дальнейший учебный процесс. Ведь автором работы было выяснено, что данное направление способствует улучшению восприятия учебного материала, а подача информации становится более доступной и понятной для учащихся общеобразовательных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание виртуальных экскурсий – это прогрессивный способ возобновления учебной и внеучебной деятельностей. Данное направление было создано не так давно, а именно во второй половине прошлого века, однако с резким скачком развития сети Интернет, а также оснащением граждан многих стран современным технологическим оборудованием, оно в последствии стало более востребованным и актуальным для всех пользователей.

Виртуальные экскурсии привлекают своими преимуществами, которые выражены красочностью и доступностью в пользовании. Также данный вид виртуальных площадок удобен, что позволяет людям, никак не связанным напрямую с информационными технологиями, погрузиться в виртуальный мир, которые им открывают многие известные музеи и другие институты культуры по всему миру.

Автором данной работы было создано несколько готовых виртуальных продуктов, приуроченных к весенним праздникам. Приняв в них участие, ученики соприкоснулись к истории своей малой Родины и почувствовали себя на месте педагогов в момент проведения уроков города. Поэтому с уверенностью можно сказать, что создание виртуальных экскурсий благоприятно сказывается на учебном процессе и способствует его развитию.

Цели работы были достигнуты, а задачи решены. Чтобы подробнее ознакомиться с готовыми виртуальными экскурсиями, перейдите в раздел Приложения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А. Лебедев. Виртуальный музей. Видеолекция на портале ПостНаука [Электронный ресурс] // YouTube. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=nHNW_lQ8B-4&feature=emb_logo (дата обращения: 27.04.2020 г.)

Понятие «виртуальный музей» [Электронный ресурс] // Российская музейная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/sci_virt.asp?1 (дата обращения: 15.04.2020 г.)

А. Лебедев. История музея. Видеолекция на портале ПостНаука [Электронный ресурс] // YouTube. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=-ioPARiNCy0&feature=emb_logo (дата обращения: 29.04.2020 г.)

Устюжанина Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. / Н.В. Устюжанина // Электронный научный журнал «Наука и перспективы №2». – Нижний Тагил. – 2017. – с. 2-4.

Рябова В.В. Виртуальные экскурсии. / В.В Рябова // Виртуальная экскурсия как современная форма организации обучения. – с. 3-4

3D-туры: что это такое, и в чем их преимущества. [Электронный ресурс] // 3D туры в Белгороде. – Режим доступа: http://3d-bel.ru/about-3d-tours (дата обращения: 15.04.2020 г.)

Крупнейшие музеи мира представили бесплатные онлайн-экскурсии. [Электронный ресурс] // Культура.РФ. – Режим доступа: https://www.culture.ru/news/255559/krupneishie-muzei-mira-predstavili-besplatnye-onlain-ekskursii (дата обращения: 26.04.2020 г.)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Виртуальная экскурсия «150-я Сталинская стрелковая Дивизия»

Щелкните дважды на значок, представленный ниже, чтобы просмотреть презентацию.

Приложение 2

Информационные стенды на портале miro.com

Ссылка на информационный стенд про нахождение теплохода «Армения»:

https://miro.com/app/board/o9J_ktNJXss=/

Ссылка на информационный стенд, посвященному Международному дню матери-Земли: https://miro.com/app/board/o9J_kt69Q9w=/

Приложение 3

Марафон «Лица победы»

Видео автора работы, включенное в марафон «Лица Победы»

Или ознакомиться с видео активисткой музея можно в посте группы музея МБОУ «СОШ №40», перейдя по ссылке: https://vk.com/myzei_40?w=wall-187094272_118

Приложение 4.

Виртуальная экскурсия, посвящённая жизни С.А. Катасонова

Экскурсия, посвященная жизни С.А. Катасонова:

Или ознакомиться с экскурсией можно, перейдя по ссылке: https://vk.com/myzei_40?w=wall-187094272_114

Приложение 5

Видео «Литературные строки о Великой Отечественной Войне

Видео-заявка участницы Назаровской Вероники на школьный конкурс чтецов:

Просмотров работы: 804