Казачья хата. Изучение жилища, быта и повседневного уклада жизни кубанских казаков. Повышение интереса и любви к малой родине, своему прошлому.

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Казачья хата. Изучение жилища, быта и повседневного уклада жизни кубанских казаков. Повышение интереса и любви к малой родине, своему прошлому.

Таран М.Д. 1
1МБОУ СОШ №100
Дарган С.И. 1
1МБОУ СОШ №100
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Находясь в гостях у бабушки с дедушкой, мы решили все вместе посмотреть семейный альбом. Рассматривая старые фотографии, меня особенно заинтересовала старинная фотография мужчины в казачьей форме с кинжалом. Я поинтересовался у бабушки: «Кто это?». Как же я был удивлен , узнав, что это мой прапрадед – Сергей Спиридонович Донец. От бабушки я узнал, что он был казаком.

В этот момент я почувствовал в себе гордость и уважение к своим предкам, а также радость от того, что я потомок казаков. Мне захотелось больше узнать о том, как жили казаки, в каких домах, как вели хозяйство, их быт и повседневный уклад. Я стал изучать материалы из учебника по Кубановедению, статьи в интернете. И во мне проснулось непреодолимое желание сделать макет казачьей хаты, в которой жили мои предки, прикоснуться к их жизни, к истории, к истокам своего рода.

Актуальность:На основе знания родного края, уважения к предкам, их традициям и обычаям, любви к родной земле должно строиться наше будущее. Патриотизм рождается в познании, но формировать и развивать его необходимо самому человеку, воспитывая в себе любовь и уважение к своей малой родине, к своим предкам. Однажды, на уроке в школе, я услышал цитату великого ученого Михаила Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Эта фраза очень затронула меня. Я хочу иметь будущее, хочу, чтобы оно было счастливым. И тогда я понял, что я и мои ровесники очень мало знают о далеком прошлом. Культура прошлого должна войти в наши души.

Проблема: низкая осведомленность и невозможность увидеть в современном городе настоящее жилище казаков, но при этом непреодолимое желание узнать подробней о повседневном укладе жизни казаков, правилах при строительстве домов, их устройстве, побудили меня построить макет казачьей хаты. С его помощью я смогу сам разобраться в этом вопросе, а также наглядно рассказать и показать своим одноклассникам в каких жилищах жили наши предки, повысить интерес и любовь к обычаям и традициям.

Основные задачи моей работы:

- обратить внимание на проблему низкой осведомленности детей, а также их родителей о традициях и обычаях предков;

- способствовать формированию представлений о малой родине, знакомить с повседневным укладом жизни казаков, правилами при строительстве казачьей хаты, ее устройством и т.д.

- воспитывать в себе и в одноклассниках чувство любви и уважения к своему народу, его обычаям и традициям.

Какие проблемы решает моя работа? Научно-исследовательская работы помогает глубже изучить традиции и обычаи наших предков, разобраться в вопросе строительства жилища, повседневного уклада жизни казаков, повысить интеллектуальный и культурный уровень школьников.

Какова моя целевая аудитория? Я рассчитывал на целевую аудиторию от 7 до 10 лет, но как оказалось, многие родители так же, как и дети не владеют достаточными знаниями о жизни своих предков. В итоге, в процессе реализации проекта, целевой аудиторией стали люди от 7 до 70 лет.

Что я делаю для реализации работы?

Для реализации работы я:

- изучаю имеющиеся в открытом доступе материалы о жизни казаков,

- формирую презентацию,

- изготавливаю макет казачьей хаты

- провожу просветительскую работу среди учащихся своего класса и их родителей, а также среди учеников других классах начальной школы МБОУ СОШ №100 и рассказываю, что я узнал о жизни своих предков.

Этапы реализации научно-исследовательской работы

Подготовительный этап.

1.1. Выбор темы.

1.2. Постановка цели, определение актуальности и значимости работы.

1.3. Изучение семейных архивов, материалов учебника, интернет -источников.

2. Основной этап.

2.1. подготовка презентации о жизни и быте казаков,

2.2. изготовление макета казачьей хаты,

2.3. выступление среди учеников начальных классов с презентацией, макетом хаты.

3. Заключительный этап.

3.1. Экскурсия с классом в выставочный комплекс «Атамань».

Подготовительный этап.

Рассматривая семейный альбом, я также нашел фотографию хаты, где жили мои прапрадедушка и прапрабабушка. Меня очень заинтересовала эта фотография. Я решил сделать именно проект «Казачья хата», так как тема родного дома мне очень близка. Уверен, что эта тема близка и важна всем моим одноклассникам, так как всем важно знать свои корни, истоки. Я стал расспрашивать своих бабушек и дедушек о жизни их предков, и выяснилось, что все мои прапрадеды и по линии мамы и по линии папы были казаками и жили на Кубани.

Основной этап.

Изучив материалы из интернет источников, я подготовил презентацию о том как казаки строили себе жилье, какие материалы применяли, из чего состояла хата, а также технологии постройки.

Затем, в период с 15 января по 26 января 2020 года, я вместе со своим дедушкой сделал макет казачьей хаты, стараясь применить на практике полученные мной теоретические знания. Мы изготовили каркас дома из пенопласта. Его пористая и неоднородная текстура напоминает побеленную глиняную поверхность казачьих хат. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. По периметру дома сделали завалинку, окрашенную в темный цвет. Этот элемент также был характерен для жилищ того времени. От дедушки я узнал, что на завалинках собиралась вся родня, разговаривали, пели песни, частушки. Из шпона дерева мы сделали входную дверь и ставни. Ставни служили для защиты от солнца в летний кубанский зной, а также для сохранения тепла в зимние морозы. Крышу мы сделали из камыша, который сами собрали на Карасунских озерах. Там же я нашел и прутики для изготовления забора - плетня. На крыше хаты разместил трубу, так как в казачьей хате всегда была печь, которая служила и для приготовления пищи, и для обогрева жилища, а детки любили на ней спать. У всех казаков было подворье, на котором был колодец и жил скот.

Вот такой макет у меня получился:

В период с 27 января по 09 февраля 2020 года в актовом зале школы №100 я провел презентации для учеников начальных классах на тему изучения жилья и быта казаков, техники постройки хат, с целью повышения интереса и любви к прошлому, родным традициям и обычаям. В мероприятиях приняли участие 312 человек в возрасте от 7 до 11 лет.

Большинство ребят проявили заинтересованность в этом вопросе. Многие, и я в том числе, даже не задумывались о том, насколько интересен процесс изучения истории своих предков, своих корней, своей родословной. После этих мероприятий большинство ребят начали расспрашивать своих бабушек и дедушек, пытаясь создать летопись и родословную своей семьи.

Заключительный этап.

Чтобы еще лучше разобраться в этом вопросе и глубже погрузиться в атмосферу прошлого, я предложил организовать экскурсию в уникальный музей под открытым небом – выставочный комплекс – «Атамань», расположенный на Таманском полуострове.

Благодаря моему классному руководителю – Дарган Светлане Ивановне, которая поддержала мен и организовала эту поездку, мы совершили уникальную и незабываемую поездку. Мы словно на машине времени перенеслись во времена жизни наших предков, прикоснулись к их быту, увидели простоту, но вместе с тем красоту бытия в гармонии с природой и умению радоваться простым вещам. К сожалению, это умение уходит у современного населения Кубани. С помощью таких экскурсий удается задуматься и разбудить в себе эти умения. После этой поездки мы стали больше знать и чтить кубанские обычаи и традиции.

Заключение

В ходе реализации научно-исследовательской работы «Казачья хата. Изучение жилища, быта и повседневного уклада жизни кубанских казаков. Повышение интереса и любви к малой родине, своему прошлому» у учеников моей школы появился устойчивый интерес к исследовательской деятельности, возрос интерес к изучению родного края, систематизировались представления о быте кубанских казаков в прошлом.

Все задачи в рамках данного проекта были выполнены. Теперь я и мои одноклассники, в тесном сотрудничестве с нашими родителями, планируем продолжать свою работу по изучению истории родного края, а также принимать активное участие в традиционных казачьих ярмарках, проводимых у нас в школе.

Список источников и литературы:

Кубановедение: Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М.В. Мирук, Е.Н. Еременко, Т.А. Науменко, Н.Я. Паскевич; ил. В. Вторенко., Ю. Сперанский. – Краснодар: Перспективы образования, 2015. – 112 с.: ил., карты.

Казачество. История и культура. - http://cossacksculture.mgutm.ru

ГАУККК «Выставочный комплекс «Атамань» - http://www.atamani.ru

 
Просмотров работы: 307