Традиционный хозяйственный календарь долган

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Традиционный хозяйственный календарь долган

Кизилова Е.А. 1
1МБОУ "СШ№23" г.Норильск
Калашникова Н.А. 1
1MБОУ "СШ №23" г. Норильск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Календарь как способ организации и отсчета времени – один из древнейших показателей культуры. Долгое время считалось, что календари – достояние высокоразвитых цивилизаций: древнегреческой, древнеегипетской, древнекитайской и других. Однако несколько десятилетий назад были открыты календари, которыми пользовались люди в разных точках земного шара. Издревле календари представляли собой знание народного опыта, наблюдений за природой. Традиционный образ жизни долган связан с оленеводством. Также большую роль и их жизни играет охота и рыболовство. Объемы освоения биоресурсов долганами никогда не наносили урон окружающей среде. Сложившееся в долганской культуре отношение человека к природе важно знать в настоящее время, в условиях урбанизации и экологического кризиса и т. д. Степень разработанности проблемы изучение традиционной культуры долган до сих пор остаётся узкой специализацией. В период развития этнографических исследований в России в середине XIX века публикаций по данной теме очень мало. Первые отрывочные упоминания о долганах на Таймыре находятся в работах А.П. Степанова (1835); A.M. Кастрена (1860); А.Ф. Миддендорфа (1869); A.A. Мордвинова (1860); М.Ф. Кривошапкина (1865); П.И. Третьякова (1869); H.A. Кострова (1878); Н.В. Латкина (1895). Это в основе своей краткие упоминания о долганах. В последующие годы также постепенно продолжался сбор материалов по отдельным элементам традиционной культуры долган. Основной фактический материал по традиционной культуре долган был собран A.A. Поповым в 30-х годах XX века. Теоретическое обоснование этногенеза долган было осуществлено Б.О. Долгих. В изучении фольклора долган внесли свой вклад П.Е. Ефремов, Г.Г. Алексеева. Традиционное искусство и традиционное оленеводство долган отражено в работах А.И. Саввинова и В.И. Дьяченко. Источниковедческий аспект в исследовании традиционного хозяйственного календаря долган предпринимается впервые.

Актуальность работы заключается в необходимости изучения хозяйственного календаря долган, с целью привлечения интереса школьников к данной теме.

Цель работы – изучить историю календаря долган, исвязанные с ним традиционные экологические знания этого народа.

Задачи:

1.Исследовать в разных информационных источниках этапы развития календаря долган;

2.Узнать месяцы долганского календаря и выяснить, какие экологические знания, связаны с каждым из них;

3.Исследовать, что знают обучающиеся школы о календаре долган.

Объект исследования: экологические знания долган.

Предмет исследования: календарь долган.

В исследовательской работе использованы следующие методы исследования:

1. Анализ и систематизация материала по теме исследования;

2. Анкетирование обучающихся 9 классов и статистическая обработка результатов анкеты;

3. Обобщение и выводы.

Основная часть

I. ДОЛГАНЫ составляют наиболее малочисленную и самую молодую по времени формирования группу коренного населения Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района. Как этнос сформировался в течение XVIII и первой половине XIX веков. В этногенезе долган ведущую роль сыграли эвенки, якуты и русские старожилы – затундренские крестьяне. Традиционные занятия долган - охота на дикого северного оленя, рыбный промысел и оленеводство. Долганский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. На основе имеющихся архивных, литературных источников и полевых материалов в работе рассматриваются особенности традиционных названий месяцев у долган. Бытовая лексика долганского календаря неразрывно связана со спецификой хозяйственно-промысловой деятельности. Как показывает сравнительный анализ, долганские названия месяцев имеют во многом самобытный характер и занимают особое место в календарной системе народов Севера. /Наука и образование, 2012, №3,с.75 УДК 298.3:811.512.1/ Долганские календари - паскаалы представляют собой шестигранные палочки измамонтовой кости, длиной от 15 до 18 см. Каждая из шести граней разделенаногтевидной выемкой на две равные части, обозначающие месяцы. Месяцы имеют зарубки, обозначающие дни. Простые зарубки соответствуют будням, фигурные - христианским и семейным праздникам. Начало месяца у долган определялось по крайне непостоянным признакам, например, по спаданию рогов оленя. Так же определялись и христианские праздники. Например, если теленок домашнего оленя начинал скидывать летнюю шерсть - наступил Покров. В Ильин день телята оголяют рога. В Иванов день оголяют рога важенки. Изредка среди долган можно было встретить так называемых «пасхальников» - людей, ведущих календарный счет по христианскому летоисчислению. Обычно этим делом занимаются старики долганы, искусство их считается особой «мудростью» и вызывает со стороны сородичей почтительное отношение.

II. Месяцы долганского календаря

В трудах А. А. Попова материалы по долганскому календарю достаточно разнообразны: это и хозяйственно-промысловый, и церковно-христианский календарь, описание старинного календаря «паскаал», варианты названий месяцев и др. Описывая кочевой быт и особенности хозяйственной деятельности долган, автор придавал огромное значение роли и месте календаря в хозяйственной и бытовой обрядности долган. Тем не менее, А.А. Попов специально эту тему не разрабатывал. Его материалы в основном относятся к западным группам долган. Одной из современных работ, где содержатся календарные названия месяцев долган, является долганско-русский и русско-долганский учебный словарь, изданный в 1992 г., в котором авторами приведены некоторые варианты традиционных названий месяцев.

Месяцы по П.И. Третьякову (1871 г.) По П.В. Слепцову (материалы 1928 - 1929 гг.) По А. А. Попову (1937 г.) По долганскому словарю (1992 г.) Полевые материалы автора (1990 - 2000 гг.)

1 Январь Куньтакъсырыэ. Время первого появления солнца Кун тахсарыйа-Крисиэнньэыйа Неепца - месяц истоков озер; ловят рыбу в истоках озер (декабрь-январь) Кун таксарыйаУллэстииыйа - ана-рыттансырдыыркутуйаххаамыыта

2 Февраль Кун сылыйарыйа - Бэргэьэбуодьу-та ьалгылыырыйаБтцца - месяц глубин; ловят рыбу в глубоких местах озер (январь-февраль) Уелэсыйа Кун кетегуллэрыйа - Опонасийапыйа

3 Март ДьэбдьиэкэйэпыйаКеИег ц - месяц переездов; за наступлением теплых дней из оседлых зимников переезжают в легкие шестовые чумы (февраль-март) ЬырайЬылыйарыйаПаастуЬэрыйа Кун уЬуурыйа. Кун Ьылыйарыйа

4 Апрель Седуеччуйэпыйа - Чыычаахуйатуппатыйа Б1ецееп ь)а - месяц налима; кончается подледный улов налима (март-апрель) ТабаэмийдиирыйаЧыычаахуйатутту-бат ыйа. Тугуттеруурыйа

5 Май Тугуттурюрю, кааскарильыя. Прилет гусей Ыамыйа - ТабатеруурыйаТаЬаешу&ггца - месяц (увеличения) вымени у стельных важенок (апрель-май) ТугуттеруурыйаСааьыырый

6 Июнь Балыкъ сыры кассара. Пора промысла рыбы Сааьыырый - УукэлэрыйаТаЬа 1вгууг ца - месяц отела оленей (май-июнь) КумаартуЬэрыйаКемуел (уубарар) ыйа

7 Июль Оголокъсараръыйа. Время, когда гусиные самки линяют Уукэлэрыйа-Кумаарыйаии ке1ег ца - месяц половодья (июнь-июль) КемуелыйаБырдахыйа, хаассаарарыйа

8 Август Касъбарарыя. Отлетъ гуся ЫргахтаыйаВьМак ь)а - месяц комара (июль-август) ЫргактаыйаЫргактаыйа

9 Сентябрь Атырсюлерэ. Начало гонки оленя Туунхараарарыйа 1^еЫе ца - месяц овода (август-сентябрь) БулкааЬыныйаТуунхараарарыйа

10 Октябрь Кылъатырясю-лярэкунътюгерэ - Конец оленьей гонки Муустонорыйа ф1ек1е ца - месяц (спадения) хвои лиственницы (сентябрь-октябрь) БуустоїорыйаБуустоїорыйа

11 Ноябрь Карагакюныя. Темная пора Харанаыйа-Кын туЬэрыйа А1ъьг ца - месяц пороза (порозования быка домашнего оленя) (октябрь-ноябрь) Кун туЬэрыйа Кун туЬэрыйа

12 Декабрь Ортоккыгынгы. Средній зимний месяцъХаранаый А1ъьг ката1ььг ца - месяц «почернения» пороза (обрастание зимней шерстью пороза домашнего скота) (ноябрь-декабрь) КараіакыЬыныйа; 1-я половина - каранакэм; 2-я половина -кутуйаккаамаркэмэХараіаый

Т.И. Петрова в своей статье, посвященной времяисчислению у тунгусо-маньчжурских народностей, подробно рассматривала и традиционную систему обозначений месяцев. Останавливаясь на вопросах происхождения и значения основных названий, она выявила ряд весьма важных особенностей и закономерностей в традиционных названиях. В частности, она отмечала, что у многих народов месяцы обозначаютсяпо сезонно-хозяйственному признаку. Важную роль в этом, как она считала, имела специфика хозяйственной деятельности. Также она подметила, что большинство более или менее распространенных имен характеризует сезонное явление, которое имело значение в быту или хозяйстве. Как она выявила, у отдельных народов, ведущих однотипное хозяйство, наблюдается некоторое сходство в названиях месяцев, которые могли получить параллельное развитие без прямого заимствования. Таким образом, она отмечала, что в традиционной системе названий важную роль имела тесная связь хозяйственной деятельности с окружающей средой, роль внешних явлений на судьбу и характер хозяйственных занятий. Как известно, долганский язык отличается присутствием значительного лексического пласта эвенкийского происхождения. Эта особенность ярко прослеживается и во многих календарных названиях долган. Такие названия, как hээныйа, киэнааныйа, иргэктэыйа, дьиэктэыйа, по своему происхождению относятся к эвенкийскому языку. Однако они, прочно вошедшие в разговорный обиход долганского языка, составляют неотъемлемую составную часть бытовой лексики долган. Название зимних месяцев (декабрь-январь) hээныйа дословно месяц истоков озер, получившее по характерному этому времени занятию долган - ловле рыбы в истоках озер, происходит от эвенкийского слова хэн, которое в ербогоченском и илимпийском диалектах также переводится как протока, соединяющая озеро с рекой. Название месяца март у западных долган энааныйа, т.е. время, когда заканчивают подледный лов налима, происходит от эвенкийского слова сен-ган «налим». Слово употребляется почти во всех говорах эвенкийского языка. Долганское название августа иргэктэыйа «месяц овода» в тунгирском говоре витимо-олекминского диалекта слово иргактэ «овод, слепень». Осенние месяцы сентябрь-октябрь, получившие название дьиэктэыйа «месяц спадания хвои лиственницы» в ванаварском говоре подкаменно-тунгусского диалекта декта означает период распускания листьев. Эти названия были фиксированы А. А. Поповым у западных долган, которые наиболее близко контактировали с норильскими эвенками. Следует отметить, что отдельные эвенкийские основы не всегда являются заимствованиями в языке долган, они могли быть и субстратной лексикой перешедшего на якутский язык рода долган по своему происхождению этнических эвенков. Наличие названий эвенкийского происхождения в целом связано с этногенетическим фактором, со сложной историей формирования долган. Как известно, в происхождении долган заметную роль занимал значительный тунгусский компонент.

Итак, долганские названия, прежде всего, отражают хозяйственную деятельность долган и этническую специфику культурных традиций, особенности природных условий местной среды обитания. Данный факт свидетельствует о самобытном характере календарных названий долган. Весь хозяйственно-бытовой и охотничье-промысловый годичный цикл тундровиков был регламентирован на четыре основных сезона: hаас (весна), hайын (лето), кфун (осень), къЛын (зима). Хотя для долганского календаря были характерны и определенные периоды межсезонья. Большинство долганских названий месяцев тесно связано с их хозяйственными и промыслово-охотничьими занятиями. Неслучайно такие исконные занятия долган, как оленеводство, пушной промысел, охота на дикого оленя, рыболовство, добыча водоплавающих птиц, получили яркое отражение в системе долганских названий.

Названия зимних месяцев хорошо показывают особенности самого темного времени года -периода полярных ночей, поэтому неслучайно их называют харанаыйдар «темные месяцы». Ноябрь месяц получил название карана кун ыйа или кун тукэрыйа «месяц исчезновения солнца». Несмотря на темное время года, хозяйственная жизнь тундровиков не останавливалась, наступала ответственная пора песцового промысла. Норильские долганы декабрь называли кээныйа, т.к. в это время характерным занятием была ловля рыб в истоках озер. Долганы в этот зимний месяц начинали рыбачить сетями в глубоких местах озер, и потому месяц получил у них название дириныйа «месяц глубин». Со второй половины января с появлением первых лучей нового солнца, световой день, хотя и очень медленно, начинает увеличиваться. По народной примете этот период получил название кутуйаккаамаркэмэ, т.е. время прибавлялось на мышиный шаг. Этот долгожданный период тундровики называли кун тахсарыйа «месяц восхода солнца». С конца февраля становится ощутимой теплота солнечных лучей, и он именовался кун сырдыырыйа «месяц, когда начинает светать». С этого времени с каждым днем прибавляется световой день, солнце становится ярким и заметно начинает пригревать. В народе это время называли бэргэкэбуодьутакалгылыырыйа «месяц проветривания меховой опушки капора».

В весенние месяцы с наступлением светлых дней у тундровиков прибавлялись новые хлопоты по хозяйству и быту, начинается важный этап сезонных работ. Они, прежде всего, связаны с новыми хозяйственными заботами, началом весенних перекочевок, отелом важенок, завершением пушного промысла. Для северян наступает решающая пора охотничьих промыслов и добычи рыб. Поэтому неслучайно месяцы этого периода имели наибольшее разнообразие названий. Март - кун сылыйарыйа «месяц теплого солнца», в это время заканчивался сезон пушного промысла, потому и месяц называли паасИабыллар (тукэр) ыйа, промысловики снимали свои песцовые наряды до следующего сезона. Апрель у долган получил название табаэмийдиирыйа «месяц набухания вымени важенок», значит скоро массовый отел. Под влиянием христианства апрель имел и другое название, не связанное с хозяйственной деятельностью, чыычаакуйатуппатыйа «месяц, в котором птица не вьет гнезда». Норильские долганы апрель называли киэнааныйа «месяц налима», т.к. в это время добывалась эта рыба. Май оленеводы называли саакыырый «месяц веснов-ки». Весенняя стоянка была связана с массовым отелом важенок, поэтому месяц иногда называли по-другому тугуттеруурыйа или табатеруурыйа.В июне кекерый начинаются летние перекочевки, долганы перебирались из зимнихбалков и голомо в летние шестовые чумы. В начале июля в разгар сезона комаров - бырдакыйа, оленеводы, спасая стада от насекомых, перекочевывают на гольцы, в предгорные открытые места, где летом сравнительно прохладно. Июль, как правило, отмечается сезонным половодьем - уукэлэрыйа. В июле в таймырской тундре начинается линька прилетных птиц, которая также получила отражение в долганском календаре - кааскаарарыйа, которая имела важное хозяйственное значение - начиналась групповая охота на линных гусей. Добычу лин-ных гусей и уток обычно осуществляли с помощью специальных сетей, дичь заготовляли впрок. Август известен как месяц овода - иргэктэыйа, для оленеводов время весьма хлопотное, требовался особый уход за стадом. В конце августа оленеводы спускаются с гор, постепенно приближаясь в район зимовки. Сентябрь на Таймыре считают предвестником зимы, во всем проявляются признаки приближающихся зимних холодов: дни становятся прохладными, наступают темными ночи. Месяц называли по-разному: дьиэктэыйа «месяц(спадания) хвои (лиственницы)», туункараарарыйа «месяц темных ночей». В октябре с наступлением холодов начинается охота на мигрирующих к югу диких оленей. Традиционным видом охоты считается поколка животных на водных переправах. Октябрь-ноябрь также имели несколько вариантов названий буусто-норыйа «месяц ледостава», атыыр (куулэр) ыйа «месяц пороза (порозования быка домашнего оленя)», после чего они роняли рога. Ноябрь имел и другое название атыыркаралыырыйа «месяц обрастания зимней шерсти у оленя-самца». С середины ноября возобновляется сезон пушного промысла. С началом зимних месяцев долганы откочевывали к югу, в более закрытые места лесотундры, защищаясь от зимней пурги.

Среди долган как крещеных аборигенов края был широко популярен христианско-церковный календарь. Названия традиционного календаря и православных праздников, связанных с именами святых, в повседневной жизни долган тесно сосуществовали с народными традициями. Эти праздники, так называемые танаралар, занимали особую нишу в календарно-обрядовых традициях долган. В целом церковные календарные обычаи, безусловно, обогатившие народные знания, привели к напластованию различных традиций, что создавало, достаточно непростую картину долганского календаря. Среди традиционных названий месяцев бытовало одно название, которое явно отражало влияние русского народного календаря. Так, приблизительно начало апреля называлось чыычаакуйатуттубатыйа (досл. месяц, в котором птица не вьет гнездо). По свидетельству А.А. Попова, норильские долганы называли его чыычаактанарата «птичий праздник», который был связан с календарным праздником Благовещение. Долганское название месяца чыычаакуйатуттубатыйаничто иное, как распространенное выражение среди русских крестьян Сибири «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», характеризующее содержание этого праздника. Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы, как известно, предусматривал жесткий запрет на любые виды хозяйственной деятельности, прежде всего связанные с женским рукоделием. Считалось, работать в этот день - великий грех. Этот весьма популярный и почитаемый в русских календарных традициях праздник оставил определенный отпечаток в религиозно-суеверных представлениях и обычаях долган.

К заимствованным традициям от русских можно отнести и широко бытовавшие у долган так называемые «паскаалы» - небольшие шестигранные палочки-календари. Они имели универсальный характер, с помощью которых не только вели время исчисления, но также вырезанные насечки и специальные знаки показывали основные христианские даты и дни церковных праздников. Кроме того, костяные календари содержали и другие не менее важные информации, например о фазах Луны и других явлениях природы, о начале сезонных промыслов и т.д.

Таким образом, представленный народный месяцеслов долган раскрывают по сути разные по свойству и назначению календари: охотничье-промысловый, оленеводческий и фенологический. Они представляют долган, прежде всего, как охотников и оленеводов, ведущих смешанный тип хозяйственной деятельности. Долганские названия месяцев тематически можно разбить на следующие разделы:

- названия, отражающие специфику охотничье-промысловых занятий долган: паастукэрыйа (месяц закрытия пастей), дириныйа (месяц глубин (ловля рыбы в озерах), киэнааныйа (месяц налима), кээныйа (месяц ловли рыб в истоках озер), кааскаарарыйа (месяц линьки гуся), кыылкуулэрыйа (месяц гона), суоыйа (охота на зверей по насту);

- названия, характеризующие особенности кочевого образа жизни, связанного с оленеводством: кекерый (месяц перекочевки), каакыырый (месяц весновки). У долган, ведущих оленеводческое хозяйство, названия ряда месяцев тесно связаны с определенными событиями и явлениями в оленеводческом хозяйстве. Например, табаэмийдиирыйа (месяц увеличения вымени у важенок), табатеруурыйа (месяц отела), атыырыйа (месяц пороза), иргэктэыйа (месяц овода), атыыркаралыырыйа (месяц потемнения шкуры пороза);

- названия, связанные с фенологическими наблюдениями времени года и сезонных явлений природы: уукэлэрыйа (месяц половодья), быр-дахыйа (месяц комара), буустонорыйа (месяц ледостава), туункараарарыйа(месяц темных ночей), кун тахсарыйа (месяц появления солнца), кун сырдыырыйа (месяц яркого солнца), кун кылыйарыйа(месяц потепления солнца ), кун тукэрыйа (месяц захода солнца), бэргэкэбуодьутакалгылыырыйа (месяц проветривания меховой опушки капора) и др.

Долганские названия месяцев как историкокультурный источник весьма информативны. В долганских названиях ярко отразились наиболее важные фенологические явления природы: полярные ночь и день, морозные периоды, ледоход, прилет птиц, ход рыб в реке, сезон комаров; значимые события в хозяйственно-трудовой деятельности: отел важенок, сезонные перекочевки, начало охотничьего промысла, гон диких оленей, отстрел линных гусей и другие, которые также характерны для традиционных названий месяцев у многих северных народов. Это, прежде всего, связано с особенностями северного календаря, основанного на народных и экологических знаниях. Такое явление еще раз показывает, что вся хозяйственная деятельность и промысловые занятия северян во многом зависели от географических и природных условий, особенностей сезона.

Долганские названия месяцев четко отражают особенности природно-климатических условий Таймыра, специфику традиционных занятий, сезонно-календарный цикл хозяйственной деятельности долган. Календарные названия свидетельствуют о том, что у долган преобладал смешанный тип хозяйства, они представляют их, прежде всего, как охотников и оленеводов. С другой стороны, эти названия характеризуют достаточно архаичный характер охотничье-промысловых занятий долган. Ареал основных названий достаточно широк, кроме них были известны менее распространенные локальные варианты названий. В прошлом каждой группе долган было свойственно использовать свои определенные местные названия.

Информатор Прокопий Ануфриевич Безруких: «Знание календаря позволило готовиться к промыслу заранее. Распределять свои силы на весь год. Мы знаем, в какой тундре можно добыть оленя или песца и в какое время. Знания никто специально не передавал. С ранних лет дети находились всегда с родителями, никто им ничего не говорил. Все впитывалось само».

Месяц истоков озер. В это время долганы ловили рыбу в истоках озер (декабрь – январь). С Михайлова дня до зимнего Николы в истоках больших озер ловили сетями – «пущальнями» сигов. В это время долганы переходили на зиму из шестовых чумов в балаганы и землянки.

Месяц глубин. В этом месяце ловили рыбув глубоких местах озер (январь – февраль).С Васильева дня в глубинах озер начинали ловить рыбу сетями. В конце месяца глубин прекращались рыбные промыслы, и весь этот месяц долганы проводили оседло в балаганах и землянках.

Месяц переездов. При наступлении теплых дней долганы из оседлых зимников переезжали в легкие шестовые чумы (февраль – апрель). С Афанасьего дня начинали жить в шестовых чумах и охотиться с ружьем на диких оленей, пастями и капканами на зайцев.

Месяц налима. В этот месяц кончался последний лов налима (март – апрель). С Евдокиева дня до Вознесения в прорубях ловили костяными удочками «спящих» налимов. В конце месяца налима происходила гонка заячьих самцов за самками. В это время они бегали большими стаями по тридцать – сорок штук. А так как при этом зайцы сильно тощали, то на них переставали охотиться. С начала полярного дня долганы охотились на диких оленей сетями и ружьями под прикрытием специального щита на полозьях. На куропаток настораживали силки. С Егорьева дня силки настораживали и на зайцев. С этого времени начинали опускать песцовые пасти на летний сезон.

Месяц увеличения вымени важенок (апрель – май). В этот месяц и до «комаров» охотились на диких оленей ружьем, на зайцев и куропаток – силками и, кроме того, на последних ставили сети.

Месяц отела оленей (май – июнь). В озерах ловили сетями уток, стреляли из ружья и лука гусей, а также на последних настораживали капканы.

Месяц половодья(июнь – июль). В месяц половодья таи, где успевал пройти лед, долганы ловили костяными удочками налимов, остальную рыбу сетями. К Федосьеву дню дикие олени телились в горной местности, и на них охотились с ружьем. В месяц половодья кончался сезон охоты на дикого оленя и улов речной рыбы. С Петрова дня начинали ловить сетями леняющих гусей.

Месяц комаров (июль – август). В месяц комаров долганы продолжали охотиться на линяющих птиц. В заводях ловили рыбу. Семьи охотников налегке ехали в тундру к местам переправ диких оленей и кололи их копьями. Часть долган охотились с ружьем на дикого оленя.

Месяц оводов (август – сентябрь). К Ильину дню отлинявшие самцы гусей улетали, начинали линять самки с детенышами, которых и ловили сетями.В месяц оводов исправляли к зиме старые пасти и устанавливали новые. В это время рыба возвращалась из мелких речек в большие реки, где ее ловили сетями или мережами, перегораживая устья рек. В этом месяце улов рыбы в мелких речках кончался. Только наиболее обильные места продолжали давать рыбу, но не больше, чем на один котел при каждом осмотре орудий лова. В больших реках рыбу ловили неводом и сетями до самого Покрова дня.

Месяц спадания хвои (сентябрь – октябрь). С первым снегом долганы настораживали самострелы в засеках на диких оленей. Охотились на диких оленей при помощи оленей – манщиков.

Месяц порозованиябыка домашнего оленя (октябрь – ноябрь). В месяц пороза долганы продолжали охотиться на дикого оленя при помощи манщика и с ружьем. Настораживали песцовые пасти. На больших реках происходил последний улов рыбы сетями. В старину на местах, имеющих быстрое течение, перегораживали реку подо льдом и ловили рыбу мережами.

Месяц почернения пороза (ноябрь — декабрь). В месяц почернения пороза, т.е. месяц обрастания зимней шерстью пороза домашнего, окончательно замерзали большие реки и озера. Долганы начинали промышлять рыбу сетями.

Анализируя данный календарь, можно отметить, что каждый месяц занимал в жизни долган определенное место, на основе знаний которого осуществлялась традиционная хозяйственная деятельность, соответствующая данному месяцу.

Заключение

По данным проведенного анкетирования в 9 классах (23 учащихся) нашей школы,

следует отметить следующее:

1. На вопрос: «Что такое календарь?» 92% учащихся 9 классов ответили, что это результат наблюдений и знаний людей, 8% – затрудняются ответить. Отвечая на вопрос «Какие календарные праздники долган вы знаете? », 100% учащихся не указали основные календарные праздники.

В целом, учащиеся 9 классов не имеют представление о календаре долган,

2. На второй вопрос: «Когда вы родились (дата, в год какого животного?» 100% учащихся отметили дату своего рождения. 87% – указали в какой год животного они родились.

3. На вопрос: «Какой сейчас век, год, месяц, день недели?» все участники анкетирования дали ответ.

4. На вопрос: «Знаете ли вы названия месяцев и дней недели на долганском языке» 100 % учащихся ответили, что не знают.

Выводы.

Календари являются одной из древнейших отраслей человеческих знаний.

Ознакомившись в ходе работы с календарем долган, выяснено, что он определяется местными природными условиями и тесно связан с основными занятиями долган: оленеводством, охотой и рыболовством.

Несмотря на общий язык, существующий у долган и якутов, календарь долган отличается самобытностью и индивидуальностью.

Начало месяца у долган определяется по крайне непостоянным признакам, а так как явления и зависимости от различных климатических изменений не могут иметь строго определенного количества дней, неизбежно один из них бывает короче, другой длиннее.

Бережное отношение к природе явно прослеживается в календаре долган, так как в нем ощущается прямая зависимость от окружающей среды.

У долган существуют календарные обрядовые циклы: встреча солнца, прилет птиц, отел оленей, открытие сезона рыбной ловли, отстрела оленей и другие.

Календарь долган имеет свой неповторимый колорит, сохранение национального языка – это большой плюс для их детей и внуков

Данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Она может быть использована как материал для проведения уроков по краеведению, классных часов, а также для создания экспозиции в школьном музее.

Список использованной литературы

1. Андерсон Д. Тундровики. Экология и самосознание таймырских эвенков и долган. — Новосибирск, 1998. — 272 с .

2. Артемьев Н.М. Долганы: язык, история, фольклор, культура (указатель рекомендуемой литературы) / Н.М. Артемьев, А.А. Петров Справочно-библиографическое пособие. — Спб.: Образование, 1993. — 26 с

3. Дьяченко В.И. Охотники высоких широт. Долганы и северные якуты. — СПб.: Европейский дом, 2005. — 217 с .

4. Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии // Советская этнография: научн. журнал. №1. 1983. C. 3 — 16 .

5. Кривоногов В.П. К современной этнической ситуации у долган // Этнографическое обозрение: научн. журнал. 2000. № 5. С. 106 — 117 .

6. Медведев Д. Долганская экспедиция Академии наук// Советский Север: полит. — экон. журнал. № 1. 1931 .

7. Миддендорф А.Ф. Долганы / Путешествие на Север и Восток Сибири. 4.2. Север и Восток Сибири в естественно историческом отношении. Отд. 5. Сибирская фауна. — Спб., 1869. — С. 688 — 698 .

8.. Попов A.A. Долганы. Собрание трудов по этнографии. Том 1 «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург, 2003 год.

9. Попов A.A. Поездка к долганам. Изд. АН СССР Науки И.КП. РСФСР // Советская этнография: журнал. 1931. № 3-4 .

8

Просмотров работы: 532