Связь учительской династии в моей родословной

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Связь учительской династии в моей родословной

Алексеева А.А. 1
1МСШ №1
Алексеева Э.В. 1
1МОУ "Моркинская средняя общеобразовательная школа №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случая к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество. Это Учитель.

Известные строки Некрасова Н.А. «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» [3] полны почтения и признательности. Может, для кого-то они покажутся слегка насыщенными, но только так и можно обратиться к Учителю. Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник - в картинах, скульптор - в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Для меня профессия учителя памятна и понятна вдвойне, так как многие мои родственники работали и работают учителями, и я живу в семье учителей.

Данная работа актуальна, так как учитель всегда играл и играет значимую роль в обществе. Работа посвящена моим предкам, внесшим свой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения. Я чувствую огромную радость и гордость от того, что след, оставленный ими, сохраниться в памяти многих людей на многие годы.

Цель исследования - изучение истории и судеб учителей в моей родословной.

Задачи:

Найти сведения об учителях в литературе, справочниках, Интернет сети;

Изучить архив семьи Алексеевых;

Составить схему «Учитель в моей родословной»;

Объект исследования - учительская династия, предмет - учителя родственники в моей родословной.

Практическая значимость - материал данной исследовательской работы могут быть использованы на занятиях краеведческих кружков, учителями истории и культуры народов Марий Эл и марийского языка.

Новизна исследования - показана деятельность учителя в разные эпохи, но задачи остаются одинаковые /дать образование и воспитание/.

Работа основана на воспоминаниях прадедушки Алексеева Вениамина Алексеевича и моей мамы Алексеевой Эльвиры Владимировны.

Формы работы:

Изучение литературы и материала средств массовой информации;

Работа с личным архивом семьи Алексеевых;

Встреча с родственниками и выпускниками Алексеева Вениамина Алексеевича;

Анализ собранного материала и составление текста исследовательской работы;

В работе опиралась на книгу А.В. Муравьева «Моркинское учительство», где освещается история становления и развитие образовательных учреждений, представлены библиографические сведения учителей Моркинского края. Материал о родоначальнике учительской династии взяты из источника Микывыр Лаймер «Мыскара ден кере иквереш» /Юмор и реальная действительность/.

Не смотря на то, что работаю над данной темой не первый год, считаю, что материал о творчестве учителей - не початый край. Возможно, тема-первый звоночек в выборе профессии.

Учитель-это великая миссия, вечная и гуманистическая

У каждой семьи есть своя собственная история, традиции, обычаи. Сведений об этом мало в архивах, в библиотеках, их хранит семейная память, передавая из поколения в поколение. В своей работе я пишу про учителей, которые посвятили свою жизнь детям. Жизненный путь учителя-это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно служить народу, школе и детям.

В семейном архиве я нашла родословную семьи Алексеевых, составленную моей мамой. Я узнала, что родоначальником был Никифор, а его сын, то есть мой прапрадедушка Никифоров Алексей Никифорович был учителем, и мои родители тоже учителя. А нет ли здесь связи учительства между поколениями? И так, Никифоров Алексей Никифорович родился в 1904 году. Окончив десять классов, затем Моркинское педагогическое училище и заочно Московский институт иностранных языков, проработал какое-то время в Кожлаерской школе учителем французского языка. Но вскоре началась Великая Отечественная война, которая не миновала семью Алексеевых. В 1942 году Алексей Никифорович добровольцем ушел на фронт. В 1944 году получив ранение, он вернулся домой и сразу устроился работать в Азъяльскую семилетнюю школу, где был учителем и директором по 1954 год (приложение 1).

За мужество и героизм Алексей Никифорович был награжден орденами Отечественной войны I и II степени и юбилейными медалями.

Мой прапрадедушка и его жена воспитали двух дочерей и сына Вениамина, который пошел по стопам отца, тоже стал учителем.

Детство и юность Вениамина Алексеевича прошли в годы Великой Отечественной войны. Жизнь в годы войны была трудная, люди не доедали, работали не покладая рук. Несмотря на трудности, голод, мой прадедушка учился хорошо. В школе он был примером для подражания своим одноклассникам (приложение 2).

Анализируя рассказ моей мамы, Алексеевой Эльвиры Владимировны, меня поразила та бесконечная любовь к родным, их дружба и взаимовыручка. Они пытались защитить, помочь и поддержать друг друга, делились последним куском хлеба с теми, кто в этом нуждался больше всего. В этом и была их сила: в единстве и человеколюбии, дружбе и взаимовыручке. К сожалению, сегодня это встретишь редко.

Окончив школу и педагогическое училище, Вениамин Алексеевич продолжил свое образование в Марийском государственном педагогическом институте им. Н.К. Крупской.

Из беседы с моим прадедушкой я узнала, что в студенческое время Алексей Вениаминович принимал активное участие в общественных и спортивных мероприятиях, участвовал на Республиканских легкоатлетических соревнованиях. Увлекался музыкой, был активным членом духового оркестра.

После окончания института, он в 1957 году начинает трудовую деятельность по специальности учитель физики в Весьшургинской средней школе. Затем до 1995 года работает в Шиньшинской средней школе.

Очень добрые слова я услышала в адрес моего прадедушки от Матвеева Анатолия Александровича, директора Шиньшинской средней школы. Вениамин Алексеевич в своей работе использовал иллюстративные материалы. Большую часть времени урока занимал коммуникативный обмен между преподавателем и классом. Он всегда использовал педагогику сотрудничества, что давало возможность ученику почувствовать себя важным участником в процессе получения знаний. Вениамин Алексеевич к своей работе всегда подходил с фантазией и творчеством. Уроки всегда носили яркую эмоциональную окраску, что радовало учеников (приложение 3). Свою любовь к предмету он старался передать своим ученикам. До сих пор выпускники школы вспоминают его с большим теплом. Они благодарны своему учителю (приложение 4).

Труд моего прадедушки высоко оценило государство. «За многолетний добросовестный труд В.А.Алексеев награжден медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» /1970/, «Ветеран труда» /1984/,значком «Отличник народного просвещения /1983/» [2], (приложение 5).

В итоге, я могу сказать, что Алексеев Вениамин Алексеевич покорял всех своей одержимостью и ответственностью к работе, неизменным доброжелательным отношением к людям. А еще - способностью с удивительной стойкостью переносить все трудности и беды, выпавшие на его долю.

Сегодня мой прадедушка находится на заслуженном отдыхе. Давайте пожелаем ему крепкого здоровья и как можно дольше радовал нас своим жизнерадостным настроением.

Вениамин Алексеевич был примером не только для учеников - выпускников, но и для своей дочери Татъяны Вениаминовны (приложение 6) и моей мамы, и нас правнуков. Татьяна Вениаминовна воспитатель детского сада в Морках. Она после окончания Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской, получив специальность дошкольной педагогики и психологии и методиста по дошкольному воспитанию, в 1983 году начала свою педагогическую деятельность воспитателем дошкольной группы в родном селе Шиньша. В 2003 году за добросовестный труд Татъяны Вениаминовны была награждена грамотой Министерства образования Республики Марий Эл, а вскоре, она получила благодарность Президента Республики Марий Эл. Моя тетя старается заложить в детях основы духовности - доброту, совестливость, милосердие, учит их быть внимательнее и терпимее друг к другу и к окружающим.

Перед моими родителями не было выбора: куда пойти учиться, а был пример - учительства. Моя мама, Алексеева Эльвира Владимировна, окончив в 2002 году Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской, начала свою трудовую деятельность в Коркатовской средней школе учителем математики и физики. За годы своей работы удостоилась Почетной грамоты администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район», благодарности Министерства образования и науки Республики Марий Эл. Семнадцать лет назад моя мама встретила свою судьбу -Алексеева Алексея Евгениевича, моего папу, учителя математики, а ныне директора Янситовской основной школы.

В воспитании своих детей мои родители использую методы воспитания, применяемые ими в повседневной педагогической деятельности. Самым главным считают, что с раннего детства детей надо готовить к жизни, и не только в плане быта, но и в плане формирования личностных качеств: уважение к родителям и окружающим людям, любовь к природе и труду, ответственности и исполнительности. Добиваться поставленной цели маме помогают упорство и трудолюбие, что она требует и от своих учеников.

О папе хочется сказать, он - один из победителей Всероссийского конкурса «Лучший учитель» 2008 года.

С самого раннего детства я наблюдаю, как они, мои мама и папа, вечерами готовятся к урокам, внеклассным мероприятиям, проверяют тетради своих учеников. Мои родители всегда радуются успехам своих учеников, гордятся ими.

Вся жизнь педагогов Алексеевых, является ярким примером преданности школе (приложение 7), своему выбранному пути.

Заключение

Данная тема помогла мне понять и по достоинству оценить труд Учителя». Встречаясь с людьми знающих моих родных, слышу слова благодарности за проделанную работу родственников. Кроме того, данная работа - это способ выразить огромную благодарность не просто отдельным людям, а целой семье, посвятившей жизнь воспитанию, образованию, педагогике, науке и просвещению. Рассказ о педагогической династии - лишний повод задуматься о том то Учитель - это больше, чем просто профессия, это великая миссия, вечная и гуманистическая!

Проанализировав собранный материал, я посчитала, что учительской династии в целом 125 лет. Есть чему гордиться молодому поколению, мне и брату Антону. Я проследила в своей родословной, что люди из поколения в поколение словно передают эстафетную палочку педагогической деятельности. У них одна цель - воспитать детей, дать им крепкие знания и вырастить достойных людей.

В результате изучения документов из семейного архива, я составила схему учителя в моей родословной (приложение 8).

В будущем планирую составить альбом «Учительская династия в моей родословной».

О роли учителя говорят замечательные слова: «Знаете, нам по-прежнему вериться, пока крутиться Земля, главным достижением человечества будут всегда Учителя» [4].

Список использованной литературы

1. Микывыр Лаймер. Мыскара ден кере иквереш:миниатюр, ойлымаш ден очерк-влак.- Йошкар-Ола: Марий Эл. Писатель ушем,2008.-120с.

2. Муравьев А.В., Галимуллина Р.А. «Моркинское учительство». К 80-летию становления и развития отдела образования Моркинского района. Йошкар-Ола,2011.-232с.

3. Некрасов Н.А. Памяти приятеля. 1853. Полное собрание сочинений и писем в 15-ти томах. Том 1. Л.: «Наука», 1981.

4.Рождественский Р. И. Посвящение. Стихотворения. Серия «Всемирная библиотека поэзии». Издательство. ЭКСМО, 2007. -480с.

5.Архив семьи Алексеевых /документы, награды, фотографии, альбомы/;

6. Воспоминания:

а/Алексеев В.А.,1934года рождения, житель деревни Куп-сола Моркинского района Республики Марий Эл;

б/Алексеева Эльвира Владимировна, 1980 года рождения, учитель МОУ «Моринская средняя общеобразовательная школа №1», житель п.Морки Республики Марий Эл;

в/Артемьева Людмила Николаевна, директор МОУ «Шиньшинская средняя общеобразовательная школа», житель села Шиньша Республики Марий Эл;

г/Кудряшова Татьяна Вениаминовна,1961года рождения, воспитатель МДОУ «Моркинский детский сад №7», житель п.Морки Республики Марий Эл;

7. Ксерокопия удостоверений наград Алексеева В.А.;

8.Схема «Учитель в моей родословной»;

9. Фотографии:

а/фото 1: Никифоров Алексей Никифорович /приложение 1/;

б/фото 2: Алексеев Вениамин Алексеевич /приложение 2/;

в/фото 3: Вениамин Алексеевич на уроке /приложение 3/;

г/фото 4: Кудряшова Татьяна Вениаминовна /приложение 6/;

д/фото 5: Алексеевы Эльвира Владимировна и Алексей Евгениевич, учителя школ района, жители п.Морки Республики Марий Эл /приложение 7/;

Приложение

Приложение 1

Фото 1: Никифоров Алексей Никифорович

/26.10.1904 – январь 1974/

Фото находится в семейном архиве Алексеевых

Фото сканировано Алексеевой Анной Алексеевной,

обучающейся 8 класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1», п.Морки Республики Марий Эл 15.09.2019

Приложение 2

Фото 2: Алексеев Вениамин Алексеевич

/род. 20.05.1934 г./

Фото находится в семейном архиве Алексеевых

Фото сканировано Алексеевой Анной Алексеевной,

обучающейся 8 класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»,

п. Морки Республики Марий Эл 15.09.2019

Приложение 3

Фото 3: Алексеев Вениамин Алексеевич с учениками

8 класс. Шиньшинская средняя школа, 1979 год

Фото находится в семейном архиве Алексеевых

Фото сканировано Алексеевой Анной Алексеевной,

обучающейся 8 класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»,

п. Морки Республики Марий Эл 15.09.2019

Приложение 4

«… Алексеев Вениамин Алексеевич пришел в Шиньшинскую среднюю школу еще в далеком 1961 году в качестве учителя физики. Влюбленный в физику, он сумел и своим ученикам привить любовь к этой науке.

Бывшие ученики, в том числе и я, с ностальгией вспоминают его уроки. Он хорошо знавший свой предмет, старался доступно обЪяснять даже самые трудные темы. При этом никогда не поднимал голос, не давал волю своим эмоциям. Воспитывал в детях честность, справедливость, трудолюбие. Физика, к сожалению, не всем дается. Поэтому он дифференцированно подходил к каждому ребенку. Этим он заслужил уважения со стороны учеников.

Вениамин Алексеевич в ноябре 1971 года был назначен заместителем директора по учебной части. Проработал в этой должности 15 лет.

Мне посчастливилось начать свою педагогическую деятельность в 1988 году рядом с таким умным и чутким коллегой. Уже став учителем, я рассмотрела в нем и другие человеческие качества. Это очень добрый, отзывчивый, веселый, добродушный человек. Мы, молодые педагоги, в то время всегда могли рассчитывать на его поддержку.

В свободное время Вениамин Алексеевич очень любил решать кроссворды, да и сейчас находясь на заслуженном отдыхе, его часто можно увидеть за этим занятием. Не зря его в селе прозвали «Ходячей энциклопедией».

Сейчас Вениамин Алексеевич находится на заслуженном отдыхе. Не смотря на свой возраст и здоровье, он остается таким же жизнерадостным, приветливым, веселым человеком. Я живу по соседству с ним, поэтому наблюдаю как к нему часто наведываются и соседи, и родственники, бывшие ученики и коллеги. А скоро у этого замечательного человека юбилей, 85 лет. И радость этого события он будет делить с детьми, внуками, бывшими учениками и коллегами. Я желаю Вениамину Алексеевичу крепкого здоровья, душевного спокойствия!»

Воспоминания о Вениамине Алексеевиче, Артемьевой Людмилы Лукьяновны, его ученицы, ныне директора МОУ «Шиньшинская средняя общеобразовательная школа», 20.09.2018

Воспоминание было взято из материалов школьного музея и передано в семейный архив Алексеевых, 15.12.2019

Приложение 5

Награды за успехи в работе

Документы находятся в семейном архиве Алексеевых

Удостоверения наград отсканированы Алексеевой Анной Алексеевной,

обучающейся 8 класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»,

п. Морки Республики Марий Эл 15.09.2019

Приложение 6

Фото 4: Кудряшова Татьяна Вениаминовна

/25.12.1961/

Фото находится в семейном архиве Алексеевых

Фото сканировано Алексеевой Анной Алексеевной,

обучающейся 8 класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»,

п. Морки Республики Марий Эл 15.09.2019

Приложение 7

Фото 5: Мои родители, Эльвира Владимировна и Алексей Евгениевич

Фото находится в семейном архиве Алексеевых

Фото отсканировано Алексеевой Анной Алексеевной,

обучающейся 8 класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»,

п. Морки Республики Марий Эл 15.09.2019

П

Никифор

Григорьевич

риложение 8

 

Никифоров Алексей Никифорович

26.10.1904-январь 1974

педагогический стаж

35 лет

Никифоров Василий Никифорович

 

Алексеев Вениамин Алексеевич,

20.05.1934

педагогический стаж

38 лет

Алексеева/Малышева/

Ольга Васильевна

 

Малышева /Михайлова/

Роза Всеволодовна

Кудряшова Татьяна Вениаминовна

25.12.1961,

педагогический стаж

36 лет

 

Алексеева Эльвира Владимировна

15.03.1980,

педагогический стаж

17 лет

 

Алексеев Алексей Евгениевич

31.01.1978

педагогический стаж

19 лет

супруги

Учительская династия в родословной Алексеевых

Схема составлена Алексеевой Анной Алексеевной,

обучающейся 8 класса МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»,

п.Морки Республики Марий Эл 15.12 2019

Просмотров работы: 32