Связь таланта поэта и призвания врача

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Связь таланта поэта и призвания врача

Хачатурян А.Г. 1
1МБОУ "СОШ №11" ИГОСК
Березуева О.А. 1
1МБОУ "СОШ №11" ИГОСК

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Здоровье – самое важное для каждого из нас. Говоря это, я не имею ввиду только физическое состояние. Без здорового тела человек живёт тяжело, а без здоровой души – тем более.

И понятно, что тот человек, который помогает нашему телу находиться в спокойствии – врач. А кто помогает найти покой нашей душе? Как называется человек, лечащий душу, не считая родных и близких? Врач для души, несомненно, - творческий человек. У каждого, наверное, было такое – когда плохо, скорбно на душе, а тебе достаточно открыть любимую книжку, или посмотреть картины, или посмотреть концерт, или прослушать любимый плейлист. И как-то легче становится сразу, не замечали? Эти люди – художники, поэты, артисты, музыканты – это и есть «врачи» для души. К сожалению, в наше время ученики не уделяют достаточно времени на изучение творчества поэтов, живущих рядом с ними.

Цель работы: показать, как связаны призвание врача и призвание поэты, привлечь к проблеме отсутствия интереса к писателям своего края.

Объект исследования: биография и произведения Е. Звягинцевой

Предмет исследования: Связь призвания поэта и таланта врача.

Область исследования: литература

Гипотеза: литературный дар влияет на выбор профессии.

Задачи:

1. Исследовать биографию и творчество поэтессы Звягинцевой и сравнить с биографиями других поэтов-врачей.

2. Выявить сходства в профессии врача и поэта.

3. Выяснить, как отражается профессия врача на выборе тем, образов, настроении и языке произведений. (на примере Звягинцевой).

Методы исследования

Теоретический: Интернет-ресурсы, книги.

Эмпирический: сравнение, выявление связи.

Благодаря этим методам мы точно сможем подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Теоретическая значимость: мы изучили и нашли новую информацию о поэтессе нашего края.

Практическая значимость: работу можно использовать на уроках литературы.

1.5. Этапы над работы над проектом.

Этап

Содержание

1.Подготовитльный

Формулировка целей, задач, методов, содержания и конечного результата данной работы. При помощи справочных материалов.

2.Организационный

Ознакомление с содержанием работы, определение и направление деятельности, планирование работы, определение примерных сроков для предоставления материала.

3. Осуществление деятельности

Работа по поиску информации, решению поставленных задач:

Найти теоретический материал по нашей теме. Составить список сходств врачей и поэтов. Выделить из стихотворений поэтессы связь с профессией врача. Сделать выводы.

4.Оформление

Оформление работы согласно выбранной форме.

5.Защита проекта

Выступление на уроках, на школьной НПК.

Структура работы.

Данная работа состоит из пяти глав. Работа состоит из введения, 4 глав, списка литературы. Общий объём составляет 11 страниц.

Теоретическая часть: Биография поэтессы в ряду биографий других поэтов и писателей – врачей

2.1 Биография поэтессы

Елена Звягинцева родилась в г. Пятигорске. С1995 года работает врачом-неврологом. Стихи пишет с детства. Ее некоторые стихотворения опубликованы в книгах «Земля Изобильная», «Судьбы моей мотив», «Мы эхом отзовемся». В 1999 г. издана первая книжка «Испытаю все сполна». В 2006 г. вышла книга «Судьбы моей мотив», основное место в них занимают философские размышления автора о жизни.

Мне иного не надобно слова.

И не надо другого мне дела

Такими словами Елена Звягинцева как бы уже наперед заявляет о своем поэтическом кредо. Перед читателем новая ее книга стихов, представляющая собой вторую попытку встретиться с ним без какого-либо принуждения, на равных, ни в чем, не поучая последнего. Это умение держаться с читателем на равных , сочетающееся с искренностью изложения и раскованностью фразы, и еще ее непринужденный слог, сходственный, как ни странно для женской руки, с былинным началом, перекликающимся с поэтическими голосами теперь уже далекого прошлого, ставят автора в разряд независимых от складывающейся конъюнктуры в жизни общества завораживает своей открытостью:

Я пою, не скрывая слез,

На виду, у всех на виду.

Ту звенящую зелень берез,

Ту тропу, по которой иду...

Перелистывая сборник страницу за страницей, находишь, что Елена Звягинцева не скрывает своего чувства, обращаясь, то ли к человеку, то ли к самой природе, его породившей. Особенно вскипает чувство печали, когда читаешь своеобразный монолог о матери:

...Посмотри – догорает свеча,

Но вокруг сотни свеч – чье-то таинство.

Коли спросят тебя – отвечай,

На земле не одна – Божье равенство.

У тебя вместо слов – боль души.

Вместо взгляда – мерцание звездное.

Не грусти, унывать не спеши,

Твою скорбь мы поймем (но не поздно ли?).

О самом же авторе, враче по профессии, можно говорить без каких-либо скидок на молодость и, тем более, относить ее к разряду начинающих авторов. Елена Звягинцева – сложившийся мастер поэтического слова, со своим индивидуальным мироощущением, подкупающим стилем письма, своей исповедальностью, без чего не бывает настоящей поэзии. Сообразуясь с мыслями и чувствами, вызванными от прочтения стихов, приходишь к выводу: мы имеем в наличии талантливые стихи, заставляющие нас радоваться и печалиться быстро текущим дням нашей жизни.

2.2 Истории писателей-врачей

Авиценна

Знаменитый арабский учёный Авиценна (980–1037) писал не только медицинские и философские трактаты («Канон врачебной науки», «Поэма о медицине» и др.), но сочинял также пользующиеся широким признанием мистические стихи – касыды, рубайяты и газели. Эти произведения повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. Классик ираноязычной поэзии XII века Омар Хайям называл Авиценну своим учителем.

Франсуа Рабле

Настоящим практикующим врачом был Франсуа Рабле (1493–1553). За изучение медицины он взялся в тридцать с лишним лет, уже имея сан священника. Закончив университет Монпелье, автор «Гаргантюа и Пантагрюэля» дослужился до звания профессора анатомии и должности главврача госпиталя Понт-дю-Рон в Лионе.

Артур Конан Дойль

Медицине литература обязана образом самого знаменитого детектива в её истории, поскольку Шерлока Холмса придумал врач окулист. Артур Конан Дойль (1859–1930) получил медицинское образование в Эдинбурге, прошёл стажировку корабельным врачом на борту китобойного судна «Хоуп». Впечатления от этого плавания в арктических водах легли в основу его рассказа «Капитан «Полярной звезды». Затем Конан Дойль служил в том же качестве на торговом корабле «Mаюмба», ходившем у берегов Западной Африки. Врачом-добровольцем он принимал участие в сражениях с бурами в Южной Африке, которые описал в книге «Англо-бурская война». Одним из страстных увлечений Конан Дойля была психиатрия, особенно теории профессора Эдинбургского университета доктора Джозефа Белла, сторонника широкого использования дедукции в медицинской диагностике. Конан Дойль перенёс этот метод в литературу.

Николай Лесков

Николай Лесков (1831–1895), классик русской литературы, некоторое время изучал медицину в Киеве, где профессорскую кафедру на медицинском факультете занимал его дядя Сергей Алферьев. Будучи чиновником в казенной палате, Лесков вольнослушателем посещал лекции по анатомии и статистике. Первые его публикации появились в киевской газете «Современная медицина». Будущий автор

«Левши» писал о полицейских врачах и т.п.

Антон Чехов

Как известно, практикующим врачом был Антон Чехов (1860–1904). Автор «Трёх сестёр» закончил медицинский факультет Московского университета, затем работал в больницах Воскресенска и Звенигорода, вёл врачебную практику в подмосковном Мелихове, где бесплатно лечил бедных. Наблюдения того периода Чехов описал в рассказах «Хирургия» и др. Героями его произведений («Палата № 6», «Черный монах», «Припадок», «Дуэль» и др.) становились и врачи, и пациенты, и чиновники, и крестьяне, и дворяне.

Михаил Булгаков

Врачом был также Михаил Булгаков (1891–1940). Он окончил медицинский факультет Императорского университета Св. Владимира в Киеве, получив звание лекаря с отличием и стал госпитальным врачом-хирургом (хотя выпущен был по специальности «педиатрия»). Во время Первой мировой войны Булгаков работал в периферийных госпиталях, затем был откомандирован земским врачом в Смоленскую губернию. О том, как складывалась его первоначальная врачебная практика, Булгаков рассказал в автобиографическом цикле рассказов «Записки юного врача».

Агата Кристи

С медициной была связана и Агата Кристи (1891–1976) (по всему миру разошлось два миллиарда экземпляров, написанных ею детективных романов и повестей) во время Первой мировой войны работала медсестрой и помощницей аптекаря. В госпитале она познакомилась со свойствами ядов, а также с вызываемыми ими болевыми симптомами и, как известно, многократно пользовалась этими знаниями, «убивая» своих литературных героев.

Оливер Сакс

родился в 1933 году в Лондоне в семье врачей и ученых. Он получил медицинское образование в Оксфордском Университете. С 1965 года Оливер жил в Нью-Йорке, где занимал должность практикующего врача. В июле 2007 года он был назначен профессором кафедры неврологии и психиатрии в медицинском центре Колумбийского Университета. Известен своими работами «Человек, который принял жену за шляпу», «Антрополог на Марсе», в которых он описывает пациентов, пытающихся жить с такими болезнями как синдром аутизма, паркинсонизм, эпилепсия, шизофрения.

Артур Шницлер

– родился в обеспеченной еврейской семье. Сын известного венского врача-ларинголога, в 1879—1884 учился на врача в Венском университете. В 1885 удостоился ученой степени в области медицины, но оставил практику ради литературного творчества.

Можно ещё долго перечислять писателей врачей. Медицину изучали Олдос Хаксли, Камило Хосе Села, Джеймс Джойс, Генрих Сенкевич, Кобо Абэ, Николай Заболоцкий. Врачами были Януш Корчак, Василий Аксёнов, Григорий Горин, Майкл Крайтон, Михаил Литвак, Робин Кук.

Вывод: большинство поэтов-врачей, в отличие от Звягинцевой, находя в себе призвание поэта, бросали работу врача. Звягинцева же совмещает два своих таланта.

Практическая часть: призвание поэта и призвание врача в творчестве Е. Звягинцевой.

3.1 Для начала выделим сходства в профессии врача и поэта.

1. Талант поэта не купить за деньги. Также, как и призвание в медицине. У человека может не быть таланта. Но без желания ни за какие блага он не купит знания, интересные образы, оригинальность. В медицине – человек, который не узнаёт нового, не стремится улучшать себя, никогда не станет достойным врачом.

2. Роль доктора лечить своих пациентов. Роль поэта – лечить своих читателей. Доктора обеспечивают нам физическое здоровье, а писатели – душевное.

3. Человек с медицинским образование смотрит на мир по-другому. Он изучает больше об обыденных вещах, чем люди, незнакомые с его делом, смотрит не на вещь, а, так сказать, сквозь её оболочку. Он создаёт и познаёт для себя новые образы. У поэтов всё почти также. Они видят во всём правду – горькую, сладкую – но правду. Своим умением выражаться они нередко меняют сознание и нас, их читателей. Писатели заставляют нас смотреть на мир по-другому, в новых красках.

4. Эти люди знают о человеке больше, чем мы сами знаем о себе. Часто врачи, изучив человека, бросают свою профессию и уходят в литературу. Они чувствуют человеческую натуру очень тонко, замечая все детали. Не сомневаюсь, что все представители медицины и литературы могли бы работать психологами.

Вывод: врачи и поэты очень похожи, особенно в восприятии мира. Они замечают в элементарных вещах намного больше, нежели другие люди.

3.2 Теперь, на примере поэтессы нашего края, Елене Звягинцевой, найдём отражение её профессии в стихах.

Поэзия

Термины

Живем мы в мире спутанном и сложном. 
Свой путь у каждого, своя дорога. 
Но сердце помнит, сколько то возможно, 
Пути исток, не мало и не много. 
Храним в душе своей воспоминанья 
О тех местах, где миг настал рожденья. 
Волнует память, и в мечтах – желанье: 
Будь ближе прошлое,- 
не наважденьем. 
Из мест родных явись, подобно сказке, 
Повей из детства теплым, легким ветром. 
С реальности сорви ты злые маски. 
Приди в метель звенящим жарким летом. 
Дай счастья всем, уже довольно горя, 
Чтоб памятью своей любой был сильный. 
Пусть рождена на склонах Пятигорья – 
Пою тебе, мой город Изобильный!

Сердце, память, рождение.

Ты уймись, моя грусть,

Не печалься, душа.

Пусть обидели, пусть

За душой – ни гроша.

Неразумно живу.

И не внемлю словам.

Пусть ночами реву –

Не понять меня вам.

Пусть по капле стечет

С каждой клеточки кровь,

Испытать мне еще

Боль захочется вновь,

Чтобы завтра опять

Приложить к ранам лед

И до слез ликовать –

Может, кто и поймет?..

По клеточкам кровь, приложить к ранам лёд.

Две жизни, видно у меня. 
Две жизни – что ж тому противиться. 
Святую двойственность храня, 
Бываю дважды именинницей. 
В одной – насыщенность страстей 
Подчас соседствует с безумием,- 
Я рвусь на тысячи частей, 
Сгорая вмиг, как на Везувии. 
Другая жизнь знакома лишь 
Одной мне. 
Знаю я отличие; 
В ней вечный рай: блажь и тишь. 
Покой царит до неприличия. 
Живу той жизнью, если вдруг 
В другой на грани безрассудства я. 
Плен напряжения упруг 
Стесняет грудь мою, безумствуя. 
Я нахожу в покое том 
Душе мятежной утешение. 
Коль жизнь одна сечет кнутом, 
Другая – жалует смирение. 
Две жизни видно мне дано. 
Две. Так пускай и станется. 
Чего в одной не суждено, – 
В другой ,надеюсь я, достанется!...

Жизнь, безрассудство, стесняет грудь, безумствуя.

Туманно и сыро, 
Небо давит на плечи. 
Ах, если б исчезнуть, 
Укрыться, да нечем. 
Ах, если б в бездонную 
Пропасть свалиться, 
Иль выше тумана 
Подняться, как птица. 
Но воздух так плотен, 
Что трудно пробиться, 
И в пропасть опасно – 
Не видно границы. 
Не видно ни края, 
Не слышно ни слова. 
И только лишь ждать 
Остается мне снова. 
Засветится небо, 
Туманы рассеет, 
Согреется воздух. 
И сердце согреет. 
Так надо, так будет, 
И что бы ни стало – 
Не надо печали, 
Живем мы так мало...

Давит на плечи, сердце, живём.

Также стоит отметить, что в стихотворениях поэтессы часто проскальзывает слова душа и слёзы, тоже плотно переплетённые со словом медицина.

Вывод: поэт и врач – понятия очень близкие, как ни странно. В стихотворениях поэтессы есть отражение её докторского призвания.

Заключение

Пытаясь подтвердить гипотезу, я исследовала биографию поэтессы Звягинцевой, изучила биографии других поэтов-врачей, выявила сходства в профессии врача и поэта, выяснила, как отражается профессия врача в произведениях (на примере Звягинцевой).

Гипотеза подтвердилась: литературный дар влияет на выбор профессии частично верна, но есть поправка – скорее выбор профессии отражается на творениях поэта. Большинство писателей сначала познали своё медицинское призвание, и лишь потом – литературное.

Рекомендации

Смотрите на мир по-другому. Читайте разных авторов, ведь у каждого свои взгляды- и тогда, на основе большого количества точек зрения, вы сформируете свою, уникальную и особенную.

Список литературы

http://www.bookstand.narod.ru/Periodika/VrachDuh/CeliteliDuh.htm

http://heart-1.narod.ru/HTML/Braji.htm

http://izobilny.library.ru/reading_hall/zvjagintseva.php

11

Просмотров работы: 139