Домашний музей. Коллекция весов

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Домашний музей. Коллекция весов

Соколова Н.Д. 1
1МОУ СОШ №12 им. П.Ф.Дерунова
Парфенова Л.Г. 1Сайгакова Т.Б. 2
1МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» им. Е.П. Балагурова
2МОУ СОШ №12 им. П.Ф.Дерунова
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Мой дедушка Владимир Николаевич любит собирать старинные вещи, которые в настоящее время не популярны, но раннее ими пользовались как орудиями труда, использовали в быту. Чаще всего вещи уже в нерабочем состоянии, но обладают «душой» или «историей» - берешь их в руки и словно попадаешь в прошлое, сразу чувствуешь, что раньше эти вещи были очень нужны своему хозяину.

За много лет у нас накопилось достаточно много старинных вещей. Они ранее хранились в гараже или в кладовке. И, наконец, прошлым летом я предложила дедушке все наши «находки» систематизировать и оформить в виде коллекций в нашем домашнем музее, который мы назвали «Музей под открытым небом». Надо заметить, что все-таки наши ценности находятся под надежным укрытием – навесом и на зиму убираются в закрытое помещение, но летом они расположены в хорошо проветриваемом, закрытом от палящего солнца и дождя месте с хорошим естественным освещением.

Перед тем как создать свой музей, я, путешествуя с родителями или классом, посетила множество частных музеев. Например, в малых городах часто создаются музеи, посвященные сказочным героям, каким-либо образом, связанным с этим местом: в Ростове – музей Лягушки-Царевны, в Мышкине – Музей Мыши, в Великом Устюге – музей Деда Мороза и так далее. Так же много музеев, посвященных местным знаменитым людям: например, Рыбинский музей адмирала Ф.Ф. Ушакова. Кроме этого, во многих городах существуют «домашние» музеи, открытые для посещения, в которых собраны предметы быта и коллекции произведений народных промыслов: чеканка, роспись и резьба по дереву.

Гипотеза, цель, задачи и методы исследования

Перед началом моей работы я сформулировала гипотезу. Я предположила, что можно создать свой домашний музей.

Поставила цель: определить, является ли собрание старинных вещей, принадлежащих нашей семье, музеем.

Для достижения поставленной цели я решила провести опрос одноклассников, чтобы узнать, что они знают о старинных вещах, музеях, об их отношении к коллекциям старинных предметов.

Также были сформулированы следующие задачи:

изучить теоретические аспекты создания музея и формирования музейных коллекций;

систематизировать имеющиеся старинные предметы и выделить отдельные музейные коллекции;

выбрать наиболее полную и интересную коллекцию и подробно изучить её;

определить, имеются ли среди собранных предметов ценные, редкие вещи;

5) создать интернет-сайт нашего музея.

Методами моего исследования стали опрос (анкетирование одноклассников), анализ и синтез информации из литературных источников, классификация собранных старинных предметов и сравнение одного экспоната с ранее описанными предметами-аналогами с целью определения времени его появления и получения сведений о фабрике, на которой он появился.

Опрос одноклассников.

В анкете для одноклассников было сформулировано 4 вопроса (Прил. 1).

В результате опроса я сделала выводы (Прил. 1, рис. 1), что у многих моих одноклассников есть дома старинные вещи, но зачастую их историю они не знают. Многие одноклассники хотят собирать коллекции старинных вещей.

Четвертый вопрос имеет отношение к моей коллекции весов. Я выяснила, что весы есть дома почти у каждого моего одноклассника и в основном это бытовые весы для измерения продуктов при приготовлении пищи или весы для измерения веса человека, о принципе работы этих весов мои одноклассники не задумываются.

Старинная вещь, антиквариат.

Старинной вещью в России считается вещь, которой более 50 лет.

Антиквариат – это старинные редкие вещи, имеющие какую-то определенную историческую или культурную ценность. Признаки, по которым вещь можно отнести к антиквариату: возраст не менее 100 лет, раритетность (то есть редкость или уникальность вещи), не серийность [1, 2]

Музей. Классификация музеев.

Музе́й (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.[2]

Музей - это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, — музейных предметов [5].

Выделяют две функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре – функцию документирования и функцию образования и воспитания[4].

Функция документирования предполагает отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходящих в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными свидетельствами реальных событий. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета.

Функция образования и воспитания обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

Помимо этих двух функций для музея характерна еще и функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке.

Музеи по профилю бывают исторические, естественно-научные, художественные, архитектурные, литературные, театральные, музыкальные, музеи науки и техники, также этнографические[4].

Этнографическиемузеи (от греч. etnos - народ и grapo - пишу) - музеи, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных народов[6].

Предметы старины, собранные моим дедушкой, как раз характеризуют культуру и быт жителей Ярославской области в ХХ веке. Поэтому наш музей является этнографическим.

По своей принадлежности музеи делятся на государственные, ведомственные и частные.

Частные музеи — это музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами. Как правило, коллекции частных музеев отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения. Превращение частных коллекций в частные музеи связано со стремлением к демонстрации коллекций, с желанием их популяризировать и сделать доступными для изучения.[7]

Таким образом, наш музей является частным этнографическим музеем, который позволяет воссоздавать историю и образ жизни нашего Ярославского края в недавнем прошлом, а именно в ХХ веке.

Музейная коллекция.

Музейная коллекция – это совокупность музейных предметов, связанных между собой общностью одного или нескольких признаков и представляющих особую ценность (научную, познавательную, художественную, мемориальную) как единое целое.[7]

Музейная коллекция является основной формой хранения музейных предметов и складывается в результате целенаправленной научной работы, при которой каждый предмет приобретает особое значение в ряду остальных. Основообразующий принцип Музейной коллекции – общий признак предмета – позволяет выделять коллекции систематические (из однотипных предметов), тематические (из различных по типу предметов, раскрывающих определённую тему), мемориальные (из предметов, связанных с историческими событием или личностью), персональные (из предметов, принадлежащих определённому лицу).

Оформление моего музея.

Мы с дедушкой классифицировали и разделили наши экспонаты по следующим музейным коллекциям (Прил. 2):

Систематические коллекции: 1) Молотки; 2) Утюги; 3) Стиральные и гладильные доски; 4) Весы и гири.

Тематические коллекции: 5) Инструменты для косьбы: коса, серп, оселок-точильный камень, берестяной чехол для оселка; 6) Предметы для приготовления пищи: чугунки, ухваты и др.

Кроме вышеуказанных коллекций много интересных вещей, которые нельзя отнесли к какой-либо группе - это лапти, счеты, дырокол, корыта и другое.

Коллекция весов и гирь.

Одной из самых интересных и полных коллекций нашего музея является коллекция весов и гирь. В ней представлены весы, которые позволяют наблюдать историю изменения весов. При этом все эти предметы относятся к XX веку. В XX веке широко использовались весы разнообразных конструкции. Это позволило моему дедушке собрать такую интересную коллекцию.

Наша коллекция весов насчитывает 15 экспонатов – весов разных конструкций и множество гирь. Описание коллекции приведено в инвентарной книге (Прил. 3). У нас есть коромысловые аптекарские весы, безмен, весы системы Беранже, пружинные и электронные весы.

История весов. Виды весов.

Вначале прибор для определения массы предметов был очень простым. Египтяне, как и жители Вавилона, использовали устройство, которое было похожим на коромысло. К его концам крепились емкости для товара и гирь, своей центральной частью оно крепилось на веревке, то есть, находилось в подвешенном состоянии. Такой принцип был и простым, и надежным. Однако он иногда требовал довольно увесистых гирь, в противном случае товар большой массы взвесить не представлялось возможным.

Историки приписывают римлянам изобретение принципиально новой системы измерения веса — при которой передвигается гиря, а точка опоры и положение привеса остаются неизменными. Так в Помпеях найден один из самых ранних безменов. Однако широкое распространение безмен получил в XIV веке. Были придуманы подвесные весы, имевшие разные по длине плечи коромысла. Эти весы, названные на Руси безменом, с незначительными изменениями просуществовали до нашего времени. Ими иногда пользуются и сейчас. Принцип здесь очень простой. На длинной стороне коромысла, по которой передвигается специальная гирька, нанесены деления. Взвешиваемый предмет подвешивается к крючку на короткой стороне. Разница в длине плеч коромысла довольно велика. Поэтому, если к короткому коромыслу, на расстоянии 2 см подвешен груз массой 10 кг, то гиря массой 2 кг уравновесит планку, будучи отодвинутой на 10 см от центра.

Относительно недавно в торговых точках использовались весы, в основе которых было изобретенное в незапамятные времена коромысло. Правда, они были намного совершеннее своих древних предков. Так, шагом вперед можно назвать размещение этого коромысла ниже емкостей для гирь и взвешиваемых предметов. Поскольку емкости своими центральными частями опирались на специальные стержни, точность весов не зависела от расположения груза или гирь относительно центра коромысла. История у них такая: в 1669 г. основатель Академии наук в Париже ученый Жиль де Роберваль изобрел платформенные весы. Для устойчивости весов он поместил балку-коромысло под чашечками весов, а не над ними, как это было раньше. Коромысло стало платформой, отсюда и их название. К сожалению, данные весы получили массовое применение лишь в середине XIX в., когда француз Жан Пьер Беранже усовершенствовал конструкцию, добавив дополнительные рычаги, что усилило чувствительность устройства. В нашей стране, в торговле, использовались подобные весы. За птичьи головы на них, которые показывали равновесие, весы прозвали «уточками».

Особняком в ряду весов стоят пружинные. Они появились благодаря немецкому ученному Кристофу Вайгелю в конце XVII века в Германии. Этот новый прибор дал толчок поиску новых принципов взвешивания. Пружинные весы представляют собой достаточно жёсткую пружину, которая помещается в корпус со шкалой. К пружине прикрепляется стрелка. Пока к пружине не приложено усилие, то есть не подвешен измеряемый груз, она находится в сжатом состоянии. Под действием силы тяжести пружина растягивается, соответственно перемещается по шкале стрелка. Удлинение пружины описывается законом Гука. На основании положения стрелки можно узнать массу взвешиваемого груза. Пружинные Весы являются легкими, компактными и достаточно точными приборами. [8,9,10]

В нашей коллекции представлены весы всех вышеуказанных систем измерения веса.

Весы в искусстве, культуре и науке.

Согласно древнеегипетской «Книге мертвых», Анубис, бог с головой шакала, на входе в подземное царство взвешивает сердце всякого умершего на особых весах, где в качестве гири выступает богиня правосудия Маат. Этот инструмент хорошо виден на папирусе ХIX династии (около 1250 года до н. э.) (Прил.4, рис. 4.1). А каменная стела из восточной Турции начала I тысячелетия до н. э. изображает хетта, использующего вместо поперечной планки балансовых весов собственный палец.

Всем известна легенда о том, что Архимед выскочил из ванны с криком "Эврика!". Именно в этот момент, если следовать легенде, он придумал, как определить, из чего сделана корона сиракузского царя. На одном коромысле равноплечных весов Архимед нанес деления и укрепил гирьку, которая могла перемещаться. Поместив на чаше весов корону, он уравновесил ее золотом. Затем обе чаши погрузил в воду. Архимед исходил из того, что разные металлы при равенстве их веса должны занимать неодинаковые объемы, а выталкивающая сила воды равна весу вытесненной жидкости. Поэтому равновесие должно быть нарушено, если на чашах лежат разные металлы одинакового веса. Для его восстановления надо было передвинуть гирьку на коромысле. Архимед произвел градуировку плеча коромысла для всех известных тогда металлов и сплавов. Он установил, что в короне больше серебра, чем золота

Аристотель в IV веке до н.э. сформулировал правило моментов сил, являющейся первой признанной теорией весов.

Весы в христианстве - это и символ воздаяния за земные грехи в загробной жизни. Души умерших на Страшном суде взвешивает архангел Михаил (Прил. 4, рис. 4.2).

В XII веке арабский ученый аль-Хазини описал сверхточные (для того времени) весы с чашками, точность которых составляла около 0,005 грамма. Подобные средневековые весы сохранились в рабочем состоянии и демонстрируются ныне в городской ратуше города Оуде-Ватер (Нидерланды). Они применялись для определения плотности различных веществ и позволяли распознавать сплавы, выявлять фальшивые монеты и отличать драгоценные камни от ненастоящих.

В 1586 году Галилей сконструировал специальные гидростатические весы для определения плотности тел.

С тех пор появилось великое множество весов, построенных на разных принципах - зерновые и китайские «опиумные», маятниковые и крутильные, технические квадрантные и гидростатические. А теперь уже в ходу сверхточные цифровые весы.[10,11]

Весы Торгового дома «Арндт, Дмитриев и инженер Вершов»

Самый интересный экспонат нашей коллекции весов, по-моему мнению, это весы системы Беранже с красивыми «уточками» (Прил. 5, рис.5.1).

Вот их описание: размеры 15 х 15 х 36 см; материал: металлические; состояние: нерабочие.

Конструкция и украшения весов включают в себя металлическую станину, выполненную в виде двух П-образных деталей -УСТОЕВ, смонтированных параллельно друг другу. В нижней части устои соединены прямоугольными перемычками. Лицевые поверхности устоев украшены рельефным геометрическим орнаментом и ажурными симметричными вставками в виде колонок. В центральной части – шестиугольные щиты с аббревиатурой «АДВ» и обозначением весоподъемности «2 кг». К держателям для тарелок крепятся фигурки в виде стилизованных уток с широкими длинными носиками, они служат для установки равновесия тарелок. На коромысле, справа, на медной пробке поверочное клеймо 1943 года и обозначение весоподъемности «2 кг».

Поверочное клеймо ставилось при проверке точности весов, наши весыиспользовались в годы Великой Отечественной войны, об этом свидетельствует дата, указанная на клейме – 1943 год.

Мы попробовали определить производителя этих весов. И, сравнивая с похожими весами с аббревиатурой АДВ, в интернете нашли такую информацию: «Судя по маркировкам весы были изготовлены на Московской электромеханической фабрике весов и гирь Торгового дома «Арндт, Дмитриев и инженер Вершов» (аббревиатура на весах и гирях — АДВ). Фабрика производила столовые весы системы Беранже (к коим и относятся Ваши весы), аптекарские ручные, рецептурные, технические весы, весы для золота и серебра, весы для поверок, для взвешивания людей, самые разные специальные весы, а также разновесы различных назначений. После революции предприятие было национализировано, однако бывшие владельцы (по крайней мере Арндты и Дмитриев) продолжили работу уже на государственной фабрике (как минимум, до середины 1920-х гг., вплоть до этого времени на изделиях предприятия по-прежнему можно видеть знакомую аббревиатуру «АДВ»). [11]

Для того чтобы удостовериться в наших предположениях, мы отдали весы на экспертизу в Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник И наши предположения подтвердил сотрудник музея, а дату производства он определил как середину 20-х годов ХХ века, то есть нашим весам около ста лет. (Прил 5, рис. 5.2). Это настоящий антикварный предмет и представляет историко-культурную ценность как памятник метрологии раннего советского периода.

Создание интернет-сайта частного музея.

Для создания сайта нашего музея я выбрала бесплатный сервис Google Sites, как простой, понятный и функциональный сервис для создания простых сайтов с хорошим отображением информации в любых браузерах. В Google Sites хорошо получаются анонсы чего-либо, презентации мероприятий, какие-то обучающие страницы, анкеты, страницы для совместного редактирования с общим доступом множества участников [11].

Процесс создания моего сайта представлен в Приложении 6.

В результате проделанной работы появился сайт https://museum-2298.business.site. На моем сайте содержится следующая информация: описание музея, фотографии и видео музейных коллекций, отзывы, контакты.

С помощью сервиса http://qrcoder.ru/ я сгенерировала QR-код для ссылки на мой сайт (Прил. 7).

Заключение

Подводя итог проделанной исследовательской работы, можно сделать следующие выводы: создание музея это кропотливая, но интересная работа, в результате которой появляется общественно значимое учреждение, позволяющее посетителям окунуться в быт и культурные традиции наших предков а также сохранить экспонаты для будущих поколений.

Моя работа состояла из нескольких этапов.

Я провела опрос одноклассников с целью узнать, как они относятся к музеям и коллекционированию старинных вещей. В результате опроса я сделала выводы, что у многих моих одноклассников есть дома старинные вещи, но зачастую их историю и принцип их работы они не знают. Многие одноклассники хотят собирать коллекции старинных вещей.

Я изучила понятия, связанные с музейным делом, познакомилась с определением таких терминов как старинная вещь, антиквариат, музей, виды музеев, музейная коллекция.

Исходя из полученных данных, я выяснила, что наши собранные и систематизированные коллекции предметов быта можно назвать частным этнографическим музеем, посещение которого способствует воссозданию истории и образа жизни Ярославского края в недавнем прошлом, а именно в ХХ веке.

Я классифицировала и разделила экспонаты по систематическим и тематическим музейным коллекциям.

Я изучила самую полную и интересную коллекцию нашего музея – коллекцию весов и составила для нее инвентарную книгу. В XX веке широко использовались весы разнообразных конструкций. Это позволило моему дедушке собрать такую интересную коллекцию.

Наша коллекция весов насчитывает 15 экспонатов-весов разных конструкций и множество гирь. У нас есть коромысловые аптекарские весы, безмен, весы системы Беранже, пружинные и электронные весы.

С целью всестороннего исследования этой темы я познакомилась с историей изобретения и развития весов, узнала какое значение имели весы в культуре, искусстве и науке разных народов.

Для более глубокого изучения я выбрала самый старинный экспонат из коллекции весов – это весы Торгового Дома «Арндт, Дмитриев и инженер Вершов» системы Беранже с красивыми «уточками».

В ходе экспертизы, проведенной сотрудником Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника выяснилось, что нашим весам около 100 лет. Этот антикварный предмет представляет историко-культурную ценность как памятник метрологии раннего советского периода.

Для увеличения аудитории и улучшения доступности нашего музея (обеспечения дистанционного доступа) я создала интернет-сайт музея https://museum-2298.business.site. Для этого я использовала бесплатную платформу Google Sites. С помощью сервиса http://qrcoder.ru/ , сгенерировала QR-код для ссылки на мой сайт.

Таким образом, можно сделать вывод, что наше собрание старинных и ценных предметов быта можно считать частным этнографическим музеем, который позволяет воссоздать историю и образ жизни людей нашего Ярославского края в недавнем прошлом (в ХХ веке) и имеет несколько музейных коллекций.

Гипотеза подтвердиласьв результатекропотливой и серьёзной работы по сбору старинных и ценных предметов, а также изучения информации о них можно создать частный домашний музей.

Летом 2019 года музей посетили наши друзья из Рыбинска, Ярославля и Вологды, я провела для них экскурсию, рассказала о старинных вещах. Все были удивлены и заинтересованы коллекциями, задавали много вопросов. Я уверена, что наш музей пополнится новыми экспонатами и примет еще много посетителей.

Список литературы и использованных источников

Универсальный словарь младшего школьника. – 2-е изд. М. : Эксмо, 2014. – С. 189.

Музеи/ А. М. Разгон. БСЭ т. 17., С. 84-86. М, 1974.

Музей / Т. Ю. Юренева // Монголы — Наноматериалы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 387—392. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 21).

Этнографические музеи / Т. В. Станюкович // Экслибрис — ЯЯ. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — С. 300-301. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 30).

Словарь актуальных музейных терминов // Музей, №5, 2009.

https://tehnikaland.ru/melkaya-byitovaya-tehnika/istoriya-vesov.html

Энциклопедия техники. – М. : Эксмо, 2013. – С. 20. http://www.yapokupayu.ru/blogs/post/kak-otlichit-antikvariat-ot-starya

https://mirnovogo.ru/vesy/

https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43778914866/ISTORIYA-VESOV

http://museum.vzvt.ru/questions/311/

https://uguide.ru/konstruktor-sajtov-google-sites-obzor-otzyvy-primery-sajtov

Ботякова О.Ю. Российский этнографический музей – детям. Детство-Пресс, 2001.

История мировой культуры. Справочник школьника. Под ред. Л.В. Кашинской. - М. : Слово, 1996.

Маст И.И. Музей – детям. – М. : Городец, 2012.

Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М. : Русское слово – РС, 2003.

Приложение 1. Опрос одноклассников по теме «Домашний музей. Весы»

Рисунок 1 – Диаграмма с результатами опроса одноклассников.

Вопросы анкеты

Имеются ли у вас дома старинные вещи? Какие?

Знаете ли вы историю своих старинных вещей? Способ их применения? Принцип действия?

Хотели бы вы собрать коллекцию старинных вещей, объединенных одной темой? Какой?

Имеются ли у вас дома весы? Если имеются, то какие? Какие виды, типы весов вы знаете?

Приложение 2. Фотографии моего частного музея

2.1. Баннер со слоганом. Фото из семейного архива.

2.2 Старинные предметы быта. Фото из семейного архива.

2.3. Коллекция весов. Фото из семейного архива.

2.4. Коллекция молотков. Фото из семейного архива.

2.5. Коллекция утюгов. Фото из семейного архива.

2.6. Предметы для приготовления пищи. Фото из семейного архива.

Приложение 3. Книга учета фонда (инвентарная книга) частного музея семьи Соколовых «Музей под открытым небом».

Приложение 4. Весы в искусстве и культуре

4.1. Весы в искусстве и культуре. Рисунок 2 – Рисунок с изображением весов на древнеегипетском папирусе.

4.2. Фреска в христианском храме с изображением весов.

Приложение 5. Весы ТД «Арндт, Дмитриев и инженер Вершов». Акт визуальной экспертизы

5.1. Рисунок 4 – Весы из коллекции нашего музея. Весы Торгового дома «Арндт, Дмитриев и инженер Вершов». Фото из семейного архива.

5.2. Акт визуальной экспертизы весов.

Приложение 6. Создание сайта. Скриншоты

6.1. Создание сайта. Скриншоты.

6.2. Создание сайта. Скриншоты

Приложение 7. Генерирование QR-кода. Скриншоты

Сайт http://qrcoder.ru/

7.1 Генерирование QR-кода. Скриншоты.

ЧТО ТАКОЕ QR-КОД:

QR код «QR - Quick Response - Быстрый Отклик» — это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне.

При помощи QR-кода можно закодировать любую информацию, например: текст, номер телефона, ссылку на сайт или визитную карточку.

Использование:

Возьмите мобильный телефон с камерой,

Запустите программу для сканирования кода,

Наведите объектив камеры на код,

Получите информацию!

ПРИМЕНЕНИЕ:

В качестве применения qr-кодов можно назвать: размещение их изображений в интернете, нанесение на визитные карточки, футболки, рекламные вывески и многое другое.

17

Просмотров работы: 196