I. Введение
В этом году наша страна радуется и отмечает юбилей 75 лет Победы над фашисткой Германией. Великая Отечественная война принесла много боли и страданий. Судьба каждого в нашей стране связана с трагическими событиями войны, и до сих пор память тех событий не оставляет в покое.
Война, уходили на фронт взрослые, погибали там, дети оставались одни. Голод, холод, ребятам негде жить. А были ли сироты на территории Аргунова? Был ли детский дом? Нам захотелось об этом узнать.
Актуальность исследования
Тема исследования актуальна сегодня, потому что время неумолимо, с каждым годом пожилых людей становится все меньше. Вместе с ними уходят их воспоминания, теряется информация, без которой невозможно восстановить всю картину происходившего. Мы, современные дети, не должны забывать того, что было в нашей стране.
Мы хотим рассказать о детском доме Аргуновского сельсовета в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования – детский дом.
Предмет исследования – история детского дома деревни Аргуново.
Цель исследования - изучение истории Аргуновского детского дома.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по данной теме.
2. Изучить историю возникновения Аргуновского детского дома.
3. Изучить архивные данные.
3. Побеседовать с пожилыми людьми.
4. Обобщить и систематизировать материал.
5. Сделать выводы.
Гипотеза – решили узнать, был ли детский дом в деревне Аргуново и его историю.
Методы исследования - наблюдение, описание, анализ, сравнение, обобщение, интервью.
Составили план своего исследования.
1. Изучить литературу.
2. Изучить архивные данные.
2. Взять интервью у старожилов.
3. Сбор материала и обобщение.
4. Создание исследовательской работы.
Место проведения исследования: г. Никольск, Аргуновское сельское поселение: д. Аргуново, д. Чернцово, Зеленцовское сельское поселение Никольского района: д. Каменка
Глава 1. Детский дом
Сначала по словарям мы узнали, что такое детский дом.
Детский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства1 [20, с. 1;].
Основные задачи детских домов – психолого-педагогическая реабилитация детей, их социализация, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. В детских домах не осуществляется обучение детей; учащиеся посещают школу по месту жительства.
В России испокон веков были детские дома (да и во всём мире тоже), только в современном понятии они образовались в советское время.
В России всегда старались детей-сирот забрать с улицы, пристроить их или в семью, или в приют при монастыре или в подмастерье в какую либо мастерскую.
К концу 1945 г. только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17 тыс. детей. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции.
Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за счет колхозов2 [19, с. 1-4;].
За годы Великой Отечественной войны сеть детских домов Вологодской области увеличилась с 44 до 118.
Всего в области по состоянию на 01 января 1949 года имеется 112 детских домов с контингентом 9948 человек.
На 01 июля 1948 года было 113 детских домов с контингентом 10556 человек. Снижение контингента против прошлого года объясняется тем, что за 1948 год 1501 чел. Переданы родителям, 725 человек выведено на трудоустройство.
За 1951 год принято в детские дома 684 человека, в том числе из домов матери и ребёнка141 человек.
Количество воспитанников в детских домах области на 01.01. 1952 г. по данным государственной статистической отчётности сократилось с 9682 чел. В 1949 г.; по народнохозяйственному плану на это число было предусмотрено иметь 8000 чел. [7, с. 25;] (см. приложение 1 копия №1, 2).
В 1959 - 1965 гг. детские дома были преобразованы в школы-интернаты
Статистика пугает. И самое страшное, что с окончанием войны количество детей-сирот ещё несколько лет постоянно росло.
«Если до войны дети, как правило, имели отца и мать, и только потом, в результате террора, голода и болезней, оказывались сиротами, то после войны дети заведомо рождались сиротами. Перед государством стояла важная и сложная задача - в условиях военного времени вырастить физически и нравственно здоровое поколение советских граждан. Среди множества законодательных актов, принятых в годы войны, мы можем увидеть целый ряд документов, касающихся охраны детства, школьного образования и воспитания. Это постановления ЦК ВКП(б), Совнаркома «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» (23 января 1942 г.); «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста...» (30 июля 1942 г.); «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» (15 июня 1943 г.); «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений» и многие другие3 [20, с. 1;].
Тяжелое экономическое положение страны, Архангельской и Вологодской областей, в частности, создавало серьезные трудности в решении вопроса жизнеобеспечения эвакуированных детей. В сложившейся ситуации важное значение имела поддержка местным населением государственной политики4 [21, с. 1;].
Глава 2. Практическая часть исследовательской работы
Вероломное нападение 22 июня 1941 года фашистской Германии на нашу страну поставило советских людей перед необходимостью временно приостановить мирный созидательный труд. Война принесла много горя и слез женщинам, старикам и детям. Огромное количество детей оставалось без родителей. Возросло число беспризорных детей, которые шатались по населенным пунктам, на вокзалах в поисках еды.
«Большинство эвакуированных прибывали в Никольск семьями. Было и много и детей-сирот. В январе 1942 г. на повестке дня оказался вопрос о безнадзорности ленинградских детей в местах эвакуации. Практически в каждом эшелоне насчитывалось несколько десятков ребят, которые по тем или иным причинам остались одни.
Были и дети-сироты, чьи родители погибли в боях за Родину. По всей области были открыты детские дома, приютившие тысячи детей.
В Никольском районе в годы войны было пять учреждений закрытого типа для детей-сирот: дом ребёнка, дошкольный детдом, Никольский, Аргуновский и Байдаровский детские дома для детей школьного возраста.
Никольский школьный детский дом был создан в 1918 году. Находился в г. Никольске. Дети обучались в трех школах: Никольский средней, неполной средней и начальной. Руководящим органом детского коллектива являлся детский совет, который занимался работой комиссий и кружков, вопросами дисциплины. Работали четыре комиссии: учебная, культурная, санитарная, хозяйственная. Кружки: хоровой, литературный, физкультурный, библиотечный, драматический, математический. Также осуществлялась система обучения трудовым навыкам. Имелись мастерские: швейная, сапожная, столярная, а также свое подсобное хозяйство. В 1950 году детский дом был рассчитан на 150 мест. В соответствии с решением Вологодского облисполкома от 30 июля 1959 года и Никольского райисполкома от 12 августа 1959 года Никольский школьный детский дом был реорганизован с 1 сентября 1959 года в школу-интернат.
Согласно решения Никольского райисполкома от 27 сентября 1945 года был открыт Байдаровский школьный детский дом на базе Пермасского детского дома. Детский дом находился в дер. Байдарово Никольского района. На 1947 год в детском доме было 75 мест. Согласно распоряжения Совета Министров РСФСР от 1 марта 1953 года за № 884 и приказа Вологодского облоно № 298 от 1 июня 1953 года Байдаровский детский дом был расформирован с 25 июня 1953 года.
Аргуновский школьный детский дом был образован в сентябре 1943 года. В соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 8 декабря 1954 года № 5647-р решено закрыть детский дом [4, с. 1-39;].
Почти в каждом из этих учреждений были эвакуированные дети.
Отдельно остановлюсь на Аргуновском детском доме. Заметка о размещении детей есть в газете «Никольский коммунар»: «Аргуновские колхозники очень тепло встретили группу эвакуированных детей, обеспечили их всем необходимым. Ребята сейчас живут счастливой жизнью».
Так, например, по воспоминаниям Александра Григорьева Юкова, - в годы войны был директором Аргуновской средней школы и секретарём партийной организации. Попал в Никольск по распределению после окончания института (см. приложение №2).
В районе Ленинградского и Волховского фронтов, а также на пути следования составов с эвакуированными, подбирали: много детей, потерявших родителей. Размещали их в ближайших детских домах.
«Война давала другие задания, порой совсем неожиданные. В конце августа1941 года в школу пришел маленький ленинградец третьеклассник или четвероклассник, Юра Савченко. Где-то по дороге на восток он отстал от эшелона эвакуированных, живы ли родители - не знает. Выглядел не дистрофиком, бойким, он на первое время вызвал у нас подозрение: бродяжка, что-нибудь стянет и был таков, а он опять пойдет рассказывать, что он ленинградец. Но парнишка говорил, что хочет учиться с 1 сентября. Пристроили в школьный интернат, решили, что если не сбежит, как-нибудь коллективом оденем, прокормим первое время за счет школьных продуктов, соберем денег, а там что-нибудь придумаем. Мальчик оказался очень хорошим, с 1 сентября начал учиться в школе [3,с.13-14;].
В Никольске был детский дом, и сюда привезли группу таких детей. Но детдом был тоже переполнен, принять их не мог. Возникло решение - срочно открыть инициативный детский дом в Аргунове в помещениях средней школы. Сельсовет Аргуновский богатый - прокормят. И на нашу помощь в организации рассчитывали. Я сначала к идее отнесся отрицательно: стеснит школу, своих ребят не знаем, как прокормить. Но вопрос был решен. Через несколько дней приехали 30 детей в возрасте от 6 до 11 лет. Можно было соглашаться и не соглашаться с открытием детского дома, но когда мы увидели детей, не повернулся бы язык ни на какие возражения. Истощенные до того, что едва двигались и говорили только очень - очень тихо, с болячками, с безучастным выражением личиков. Говорят, нет ничего прекраснее детской улыбки и нет ребенка, у которого нельзя улыбку вызвать, но эти дети не улыбались, и улыбку вызвать у них пока было невозможно. Учителя школы, медики, наши колхозы сделали все для этих детей, что могли. И скоро дети ожили, зазвучал детский смех. Надо отдать должное заведующей детдомом и воспитателям, которые сумели создать для ребятишек обстановку родного дома, родительской ласки» [3,с.13-14;], (см. приложение №3).
«В Аргунове был открыт детский дом. В нём проживало более ста детей – сирот. Сюда привозили детей погибших родителей. Привозили детей больных педикулёзом. Топили баню и мыли, отпаивали шиповником. Относились к приезжим детям хорошо. Дети видно так наголодались, что дорожили каждым кусочком хлеба. Однажды в столовой накрыли ребятам на стол, а тарелки были все разные, где-то большая, где-то маленькая, но порции все были одинаковые. Вот одному мальчику попала порция на большой тарелке, а другому на маленькой тарелке, и ему показалось, мало положили есть. Он как заплачет, да так громко, что никто не мог его остановить, не могли понять, что случилось. Только потом разобрались и поменяли порции. Заведующим детским домом был инвалид войны Горбунов Александр Михайлович. Ходили в Аргуновскую школу вместе с детьми нашей местности»4 (см. приложение №4).
«Директором Аргуновского детского дома был Александр Михайлович Горбунов - 1923 года рождения. После закрытия детдома стал работать председателем колхоза «Счастливый путь». Был на фронте, ранен в ногу. Вернулся офицером. Работал учителем начальных классов в городе Никольске, деревнях Скоморошье, Никольское. Жену звали Надежда Александровна Горбунова, 1923 года рождения. Она тоже работала учителем начальных классов. Воспитателями в детском доме были Мария Прокопьевна Карандашева, Анимаиса Сергеевна Селякова, Леонтьева Мария Фёдоровна, Антонина Петровна Горбунова»5 (см. приложение №5, 6).
Николай Петрович Шиловский, 1948 года рождения рассказывает, со слов своей бабушки Александры Алексеевны Шиловской, 1987 года рождения. За детьми ездили на лошадях до Шарьи. Детей везли из Ленинграда на поезде. Привезли 120 детей. Ребята были разного возраста. Они были голодные, грязные, напуганные. Колхоз выделил крупы и мяса, варили шти6 (см. приложение №7).
«Большую заботу проявили колхозники Аргуновского сельсовета о воспитанниках детского школьного дома. На предложение дирекции детдома они сдали и продолжают сдавать ячмень, овёс, горох и картофель. А.А. Карандашев сдал бесплатно 1 пуд картофеля. Другие колхозники сдали 4 центнера картофеля и 50 кг ячменя. Их примеру последовали колхозники и остальных колхозов. Они сдали: 3 центнера овса, 32 кг ржи, 182 кг картофеля. Большую помощь оказали по организации закупа продуктов председатель сельсовета тов. Пахолков и секретарь парторганизации тов. Юков. В ответ на эту заботу и внимание воспитанники детского дома обязуются: «Закончить учебный год без второгодничества. Развернуть работу весной и летом в своём подсобном хозяйстве так, чтобы на будущую зиму обеспечить себя овощами» [18,с.2;].
Александра Фёдоровна рассказала, что её сестра Леонтьева Мария Фёдоровна была воспитателем в детском доме. Она говорила, что детей кормили скудно. Особенно в 1946 году. Очень было тяжело и голодно7 (см. приложение №8).
По воспоминаниям Ширяевой Зинаиды Лукиничны, 1925 года рождения. В настоящее время она живёт с племянником Владимиром в городе Никольске (см. приложение №9).
Когда, началась война, было гуляние в саду. Погода хорошая, солнечная. Дома братья, сёстры, друзья пришли в гости. Говорят, что война началась. А Толик и говорит, возьмут меня и убьют. Его убило. Страшно было. Я училась на учителя начальных классов в педучилище с Надей Рыжковой. Закончили его в 1944 году. Направили меня в Теребаевский детский дом воспитателем. Там я работала два года. Здание в Теребаеве было старое. Содержать один детдом лучше. В 1946 году перевели меня в Аргуновский детский дом вместе с детьми. Их было 50 человек. Директором был Горбунов Александр Михайлович. Был на войне. Очень нервный, но строгий. Если что-то скажет, то обязательно сделает. Дети его слушались и уважали. Жену у него звали Надежда Александровна. Очень хорошая была женщина. Работала воспитателем. В это же время работала воспитателем Селякова Анимаиса Сергеевна (см. приложение №10).
В детдоме было более ста человек. Дети были школьного возраста. Ребята все учились хорошо, были умные, послушные.
Детский дом – двухэтажное здание. Была своя бухгалтерия. Внизу в больших комнатах были спальни, там стояли железные кровати. На окнах занавесок не было. Были рабочие комнаты, где дети учили уроки. Не было бумаги, карандашей. Писали перьевыми ручками, были чернильницы-непроливайки. Пойдешь в отпуск, собираешь все ручки и сдаёшь директору. Кружков не было.
Была большая кирпичная столовая. Кормили три раза в день. Посуды не было. Ели из глиняных горшков, деревянными ложками. Посуда билась, приходилось ездить в Никольск за посудой. Даже ходили пешком. Кормили овсянкой, супом, варили какао, кофе, чай. Поваром была Ольга. Она была фронтовичка. Её вернули, так как она родила ребёнка. Ольга была добрая и всегда приглашала поесть, хотя было нельзя (см. приложение №11).
Баня-пятистенок деревянная была. Ребятам один раз в неделю меняли одежду и бельё. Одежду привозили новую.
Был свой медик – Карандашев Александр Автономович. Большой был шутник. Была прачка, няни ночные. Дети болели редко. В основном простывали.
Во дворе был свой сад. Там росли деревья, а из кустов росла только чёрная смородина. Свой участок был. На огороде высаживали: картофель, капусту, лук, чеснок. Животных никаких не держали. Ребята помогали окучивать картошку. Ходили в лес за вениками, чтобы мести пол. Лошадей не было, приходилось нам самим таскать плуг на себе. На сенокос ходили, загребали сено. Варили там какао и овсяную кашу.
«Аргуновский детский дом развернул весеннее-полевые работы на своем участке. Здесь посеяно овса 1,5 гектара, полгектара ячменя, 0,25 гектара-пшеницы и 0,30 гектара гороха. Всего посеяно 2,5 гектара, а будет засеяно 5 гектаров. Производится также посадка овощей, под которыми будет занят один гектар.
Большую помощь в весеннем севе детскому дому оказывают такие колхозы, как «Большевик», «Луч», «15 лет октября» и «Комсомолец». Оказывает помощь во всех вопросах и сельский совет [2, с. 4;].
Вечерами играли в домино. Катались на лыжах. Лыж было много. Летом ходили загорать, гулять. С Ниной Михайловной ходили на экскурсию в Чернцово. Там была церковь. Настоящая, из белого кирпича. Окна были большие. Поднимались по каменной лестнице.
Потом решили искупаться. Один мальчик стал тонуть, мы плавать не умеем. Хорошо, шёл мужчина. Он спас мальчика, а то была бы тюрьма нам.
«Свой летний отдых пионеры Аргуновской семилетней школы и детского дома сочетают с общественно полезным трудом. За два дня они вытеребили с площади 5 га льна в колхозе «Краснофлотец». Возят навоз, работают на бороновании озимых. Собирают семена дикорастущих трав» [16,с.1].
Ребята готовили концерты в школе и там выступали. Выступали в клубе.
«У воспитанников Аргуновского детдома утренник детей – воспитанников, посвящённый дню 1 Мая!» [1,с.2].
«27 июня зал Аргуновского клуба был переполнен. 200 человек было. На сцене выступали воспитанники Аргуновского детского дома [18,с.2;].
Среди детей запомнился Игорь. Бойкий был. Когда закрылся детдом, то детей увезли в близлежащие детдомы. Был такой случай. После войны мужчина разыскал свою дочь в Аргуновском детдоме.
Потом меня перевели в Никольский дошкольный детдом. Там я работала три года. Один раз привезли целый самолёт трехлетних детей. Говорить не умели. На руке была повязка, где было написано, как зовут. Трудно было работать с такими детьми. Кто ревёт, кто кусается. Хорошо в помощь дали няню. Потом меня перевели работать в детский сад. Там я работала до пенсии8 (см. приложение №12).
Зинаида Николаевна Карандашева рассказывает, что в 1951 году пришла работать в Аргуновскую школу и ей дали 4 пятых класса. И в 5 «Г» классе было много детдомовских детей. Запомнилась девочка Тоня. Была очень бойкая, шаловливая, постоянно, что то выдумывала. В восьмом классе был мальчик Коля Залесов из Кемы родом. Очень умный мальчик. Когда жила в Никольске, то приходил в гости. Директором детского дома, кроме Александра Михайловича, была еще Парфёнова Зинаида Петровна. Она приезжая. Школа горела в 1954 году в ночь на первое декабря. Учиться было негде. Поэтому пришлось закрыть срочно детский дом. Там стали учить детей, даже учили в клубе на втором этаже. Детей было очень много – 800 человек. А детдомовских детей увезли по разным детским домам9 (см. приложение 13).
В государственном архиве Вологодской области есть тетрадь, где Зинаида Петровна Парфёнова сделала отчёт о работе в Аргуновском детском доме за 1953-54 учебный год.
1. Вводная часть.Контингент Аргуновского детского дома на 1 сентября 1953 года (см. приложение 14).
Прибыло: Булыгин Анатолий, Синицына Анна, Синицына Фотина, Горбунов Александр. Выбыло: Васильева Т. – в Красавинскую шк. ФЗО (см. приложение №15).
Учебно-образовательная работа. На отлично закончило 7 человек, а на «4» и «5» - 20 человек. Получило переэкзаменовку на осень шесть человек по одному предмету, четыре из них по арифметике и два человека по русскому языку письменно. Один не аттестован по болезни. По математике и геометрии учила Шемякина Александра Силовна. Булыгина Ольга была отличницей. Помогала другим ребятам. А воспитательницей была Дурягина А.К. Хорошую успеваемость так же дала и младшая группа 2-3 классы. Все были переведены в следующий класс. Из 14 человек – 6 человек закончили на «хорошо» и «отлично». Учились на удовлетворительно ребята из шестого класса, пятого и четвертого. Воспитателем была Горбунова Н.А. В этих классах учились Лешуков Владимир и Заварин Николай. Ребята эти были очень бойкие. Есть очень много ребят, которые хорошо декламируют, хорошо поют, пляшут. На проходящей районной олимпиаде в марте месяце 1954 г. детдом занял второе место из выступлений детских коллективов района. Для ребят проводились различные беседы (см. приложение №16).
Проводили беседы о великих русских художниках, писателях, композиторах.
Систематически проводились радиослушание со старшими ребятами, а так же и с малышами. Просмотрено большое количество кинофильмов.
Проводилась индивидуальная работа с детьми, товарищеская помощь и взаимопроверка. Так воспитанник 4 класса Перминов Коля благодаря влиянию на него со стороны Залесова Николая, ученика 8 класса стал учиться без троек. В других группах тоже была организована такая работа.
3. Политико – воспитательная работа. Работа с детьми велась в соответствии с основной задачей – воспитания у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине, к Коммунистической партии и Советскому правительству, любви и преданности своему народу. Политинформации в группах проводились один раз в неделю. Проведены беседы в группах на темы (см. приложение №17).
В детдоме 36 воспитанников чл. ВЛКСМ, пионерская дружина насчитывает 31 человек. Проведено 5 сборов дружины. Сборы звеньев проводились 1-2 раза в месяц.
4. Физическое воспитание и здоровье детей. Задача, поставленная перед педагогическим коллективом детдома, воспитать детей, будущих строителей коммунистического общества, здоровыми и сильными. Воспитатели, фельдшер детдома повседневно следили за физическим развитием, за выполнением режима дня, за проведением определённого времени на воздухе. Медсёстры проводили один раз в месяц прикреплённым врачом детдома товарищем Плотниковым, два раза в неделю товарищем Карандашевым Ю.Д. Вновь поступившие дети тщательно проверялись и выдерживались в изоляторе 21 день (см. приложение №18).
Дети болели гриппом в декабре. Было зарегистрировано 20 случаев гриппа. Детский дом на санитарное состояние обследовался три раза. Санитарное состояние признано удовлетворительным. За отчётный период проведено лекций и бесед 7.
На территории детдома имеется спортивный городок и волейбольная площадка.
5. Трудовое воспитание и обучение. Вопросам трудового воспитания и обучения отводилось большое внимание. Ребята сами убирали спальни, рабочие комнаты, коридоры, дежурили в столовой, носили воду в баню, работа в прачечной, выращивали и ухаживали за комнатными цветами, работали на огороде, прополка, поливка овощей, картофеля. Работали в лесу, сами вывозили дрова на автомашине.
Мальчики обучались в столярной мастерской. Было 22 мальчика. Инструктором по труду был Николай Степанович Южаков. Он сумел заинтересовать ребят. Работали они всегда охотно с большим желанием. Они делали мебель, табуретки, скворечники.
«Из воспоминай Николая Степановича Южакова. Детдомовские дети очень похожи на тех, что были в спецпоселении (колонии) на Камчатке, где он служил после войны. Руководил всем главарь, ничем не выделявшийся от других, но стихийно подчинивший себе всех мальчишек. Однажды Южакову поступила жалоба, что Миня Цветков не слушает учителей, плохо учится, сбегает с уроков. Южаков решил выяснить его происхождение. Оказалось, что Миня эвакуирован из Калининграда. Отец погиб на фронте, а мать застрелил немец, когда заставлял больную женщину стирать грязное белье, а та отказалась. Южаков нашел с мальчиком контакт, они по-человечески объяснились. Мальчик стал хорошо учиться и, самое главное, как-то ожил, стал добрее, стал инициатором тимуровского движения. А когда детдомовцы уезжали, то посадили дерево - березу, что растет около дома Николая Степановича. Сейчас на этом месте пенёк»9.
Девочки обучались в швейной мастерской. Посещали швейную мастерскую 34 человека. Инструктором была Смирнова. Девочки шили и кроили платья, блузки, юбки, рубашки.
Работал рукодельный кружок в количестве 15 человек. Все девочки умеют вязать и вышивать. Вышивали каждая себе блузки, делали вышивку на полотенцах, скатертях, вышивали шторы на окнах.
Эстетическое воспитание.В детдоме работают кружки (см. приложение №19).
Была своя библиотека. Работой библиотеки руководила старшая пионервожатая Кондратьева. Было 1225 экземпляров художественной литературы. Всего было за год книговыдач 693, причём ребята читали книги ещё из школьной сельсоветской библиотеки. Детский дом выписывал большое количество журналов.
Кадрами за истекший учебный год детдом был укомплектован полностью (см. приложение №20).
Привлечение общественности.В попечительский совет входили (см. приложение №21).
Большую помощь в работе детского дома оказывал председатель Никольского райисполкома товарищ Киселёв. Решал вопросы с вывозкой дров, обеспечение продуктами питания. Оказывал посильную помощь в работе детского дома и председатель Аргуновского сельского совета товарищ Пахолков.
Трудоустройство воспитанников. Направили заявления в средние учебные заведения - 10 человек. Намечено трудоустройство в РУ и ФЗО - 12 человек [8, с. 1-19;] (см. приложение №22).
III. Заключение
1. Выводы
Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:
1. Детский дом в деревне Аргуново Никольского района находился с 1943 по 1954 годы;
2. Размещался детдом на улице Центральной в двухэтажном деревянном здании. Это раньше был дом Земской управы. После закрытия детдома была школа. А потом стал интернат для детей. Сейчас это контора Аргуновского сельпо.
3. Детей от 8 до 14 лет было примерно 68 человек, в основном это были дети-сироты, эвакуированные из Москвы, Ленинграда и других прифронтовых районов;
4. Директорами детдома в разное время были Горбунов Александр Михайлович, Парфёнова Зинаида Петровна;
5. Мы смогли выяснить несколько фамилий и имён воспитанников и сделали небольшой список из 19 человек;
2. Рекомендации
1. Данный материал можно отдать в школьный музей.
2. Выступить на внеклассном мероприятии.
3. Можно выступить на классном часе в своём классе.
4. Следующим этапом нашей работы будет поиск бывших воспитанников и сбор материала об их судьбе.
IV. Примечания
1Интернет – ресурсы.
2Интернет – ресурсы.
3Интернет – ресурсы.
4Интернет – ресурсы.
4Воспоминания Карачевой О.И.
5Воспоминания Южаковой А.П.
6Воспоминания Шиловского Н. П.
7Воспоминания Юровой А.Ф
8Воспоминания Ширяевой З.Л.
9Воспоинания Карандашевой З. Н.
9Воспоинания Южакова Н.С.
V. Источники
1. Зорина П. У воспитанников Аргуновского детдома // Никольский коммунар. №24 08 мая 1952. – с. 2.
2. Малафеевская А. В Аргуновском детском доме // Никольский коммунар. №23 31 мая 1945. – с. 4.
3. МБУК «Историко-мемориальный музей А. Я. Яшина Никольского муниципального района». Юков А.Г. «Об Аргунове, о людях его», л. 27.
МКАУ «Великоустюгский центральный архив»
4. Книга движения детей Аргуновского школьного детского дома за 1943-1954 годы – Великоустюгский цент. архив, ф. Р-923, оп.1, д. 5, л. 39.
5. Приказы Облоно за 1944-1949 годы – Великоустюгский цент. архив, ф. Р-923, оп.1, д. 5, л. 39.
6. Приказы, распоряжения, указания отдела народного образования Вологодского облисполкома за 1943-45 годы – Великоустюгский цент. архив, ф. Р-923, оп.1, д. 3, л. 143.
КАУ ВО «Государственный архив Вологодской области»
7. Годовой отчёт о состоянии детских домов Вол. обл. за 1948-49 год протокол областного совещания директоров детских домов – гос. архив Вологод. обл., ф. 2360, оп. 2, д. 1345, л. 125.
8. Отчёт о работе Аргуновского д / дома за 1953-54 уч. год (Никольский район) – гос. архив Вологод. обл., ф. 2360, оп. 2, д. 1384, л. 19.
9. Переписка о комплектовании детдомов воспитанниками за 1943 год Том 1 – гос. архив Вологод. обл., ф. 2360, оп. 1, д. 3210, л. 234.
10. Переписка о комплектовании детдомов воспитанниками за 1943 год Том 2 – гос. архив Вологод. обл., ф. 2360, оп. 1, д. 3210, л. 236.
11. Приказы облоно об открытии детских домов, о мероприятиях по переподготовке учителей, о подведении итогов школ за 1943/1944 учеб. год – гос. архив Вологод. обл., ф. 2360, оп. 2, д. 1, л. 139.
12. Приказы Облоно об открытии д/д, по переподготовке учителей за 1944 год – гос. архив Вологод. обл., ф. 2360, оп. 2, д. 1, л. 38.
13. Сводная таблица по паспортизации детских домов области на 01.01.1952 – гос. архив Вологод. обл., ф. 2360, оп. 2, д. 1370, л. 29.
14. Списки воспитателей за 1943 год – гос. архив Вологод. обл., ф. 2360, оп. 1, д. 3205, л. 263.
15. Титульный список – гос. архив Вологод. обл., ф. 2360, оп. 2 , д. 1369, л. 36.
16. Пионеры помогают колхозам // Никольский коммунар. №35 18 августа 1945. – с. 1.
17. Селяков А., Юков А. Вклад аргуновских колхозников // Никольский коммунар. №145 16 декабря 1942. – с. 3.
18. Чигарева А.С. Забота о воспитанниках детдома // Никольский коммунар. №31 15 марта 1942. – с. 2.
Интернет – ресурсы:
19. Медынский Е.Н. «Просвещение в СССР» Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1955 г. OCR Detskiysad.Ru
20. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2285939-kogda-i-gde-pojavilis-pervye-detskie-doma.html
21. https://otvet.mail.ru/question/85374528
Сведения о респондентах.
1. Карандашева Зинаида Николаевна (1929 г. р.), г. Никольск.
2. Карачева Ольга Ивановна (1926 г. р.), д. Аргуново.
3. Шиловская Александра Алексеевна (1987 г. р.), д. Каменка.
4. Шиловский Николай Петрович (1948 г. р.), д. Каменка.
5. Ширяева Зинаида Лукинична (1925 г. р.), г. Никольск.
6. Юков Александр Григорьевич (1912 г. р.).
7. Юрова Александра Фёдоровна (1934 г. р.), д. Чернцово.
8. Южакова Анна Павловна (1926 г. р.), д. Аргуново.
9. Южаков Николай Степанович (1923 г. р.), д. Аргуново.
VI. Приложения
Приложение №1
Копия архивного документа №1 Копия архивного документа №2
КАУ ВО ГАВО КАУ ВО ГАВО
Приложение №2
Юков Александр Григорьевич, 1912 года рождения
Фото №1
Приложение №3
Лист №1
Выписка из фонда Р-923
Приложение №4
Карачева Ольга Ивановна, 1926 года рождения,
Фото №2
Приложение №5
Южакова Анна Павловна, 1926 года рождения,
Фото №3
Приложение №6
Копия архивного документа №3
КАУ ВО ГАВО Ф 2360 [14, с. 1-263;]
Приложение №7
Шиловский Николай Петрович, 1948 года рождения,
Фото №4
Приложение №8
Юрова Александра Фёдоровна, 1934 года рождения,
Фото №5
Приложение №9
Ширяева Зинаида Лукинична, 1925 года рождения,
Фото №6
Приложение №10
Копия трудовой книжки
Приложение №11
Лист №1
Выписка из фонда Р-923
I Никольский школьный детский
дом (детдом)
Дело
С директором Облоно
за 1944 год 1945 год
Приказы Облоно
начало 24 февраля 1944 года
кончено 9 декабря 1949 года
филиал Госархива Вологод. обл.
фонда Р – 923
№ описи 1
с. д. хр 5
Лист №2
Выписка из фонда Р-923
Директорам детдомов и
интернатов
Вологод. обл. Отдел
народ. обр. Хозяйств мало
24 / п – 44 г. на 1 квартал
897 / 8 наход. В Вологде
на базе Облпотребсоюза
настаиваите перед Райсоюзами
и Раисполкомами о поставке
мыла на места
о получении мыла сообщить
Облоно к 1 / 19-44
п. п. Зам. Ав. Облоно – Соколов
Лист №3
Выписка из фонда Р-923
Тир. 60 экз. Немедленно создать
ПАП – РСФСР при детдоме учебно-
Вологод. отдел производств. мастерские
Образов. при помощи промартелей
24 / п – 44 г. и Райпрокомби-
к 894 / 8 ната приобрести необ-
ходимое оборудование
для мастерских приобрета-
йте также у частных
лиц и организаций
к 10 п. т. г. сообщите исполнение п. п. Зам. Зав. Облоно Соколов
Лист №4
Выписка из фонда Р-923
Вологод. Директорам всех
област. отдел детдомов
народ. образов.
Облоно проводит до
29 / УП – 44 г.
Вашего сведения согласно
НАРКОМТОРГЕ ССР Т- 1 / 537 от
Облторговле от 27 июля
1944 г.
Воспитанникам дет. домов
На сельхоз. Работах в подсобных хоз-ах
Детских домов, должны получить 500 гр.
хлеба в день
П. п. Зам, зав. Вологод. облоно Соколов
Лист №5
Выписка из фонда Р-923
15/VI – 46 г.
Нормы снабжения продуктами питания детских домов
Наимен. прод. |
Постоянные нормы |
Оздоровит. нормы (июнь, июль, август) |
|||
Для воспит. в грамм. на месяц |
Для раб. В Грамм на м-ц |
Для воспит. |
Для работ. |
Для воспитанников детских домов сельской местности (допол. В гр. на день) |
|
1. мясо-рыба |
1500 |
1800 |
60 |
60 |
─ |
2. жиры |
500 |
400 |
20 |
20 |
25 |
3. сыр |
200 |
─ |
10 |
10 |
─ |
4. смет. |
300 |
─ |
300 |
─ |
─ |
5. молоко |
3000 |
─ |
300 |
─ |
─ |
6. яйца |
15 щтук |
─ |
1 шт. |
─ |
─ |
7. сахар-кон. изд. |
750 |
400 |
─ |
20 |
25+18 |
8. крупа-макар. |
2000 |
1200 |
70 |
70 |
─ |
9. мука пшен. |
300 |
─ |
10 |
0 |
─ |
10. овощи |
15000 |
─ |
800 |
800 |
─ |
11. чай |
25 |
─ |
25 |
─ |
─ |
12. кофе |
60 |
─ |
60 |
─ |
─ |
13. какао |
60 |
─ |
─ |
─ |
─ |
14. сухари фр. |
300 |
─ |
300 |
─ |
─ |
15.соль |
400 |
400 |
400 |
400 |
─ |
16. мука картофельная |
─ |
─ |
3 |
─ |
─ |
17. сахар, шокол, какао |
─ |
─ |
43 |
─ |
─ |
Лист №6
Выписка из фонда Р-923
Квартальные отчеты приложение
18 числа ежемесячно и приказ
Аргуновский Облоно
По детдомам от 15 марта
П 123
Лист №7
Выписка из фонда Р-923
Всем директорам
Детдомов и спец. шк.
РСФСР
Министерство
Просвещения Облоно доведите до
Отдел сведения распоряже
народ. обр. ния
Вологод. обл. исполкома Совета Министров СССР
№ 14598-р от 4 октября
26 X 1948 г. разреш дирек-м
Л 7981/8
Дет. Дом. разреш. приобр. билеты
В коно- театры и др. зрелищные представления
За счёт ассигновений на культ. обслуж.
Зам. Зав. Вологод. Облоно – м Быков
Лист №8
Выписка из фонда Р-923
Вологод. Директорам дкт. дом и интер
отдел Сектор дет. дом. предлагает
нар. Вам посмотреть список всех
обр. воспит. И уяснить местонахожд. родит.
Детей имеющих отца или мать
4. II 44 г. вернуть родителям обратно
О результатах информируйте
№ 501/8 Облоно к 10 марта
Зав. Сектором д/д - Копышев
Лист №9
Выписка из фонда Р-923
Отдел образ. Директору Никольского дош д/д
7 / VII – 44 г.
Сектор детдом предл. Вам
№ 3985 перевести 35 чел. Восп. 7 и 8 лет
В Никольский школьный детдом
15 / VIII - 44
Приложение №12
Работа в дошкольном Никольском детском доме,
Фото №7
Приложение №13
Карандашева Зинаида Николаевна, 1929 года рождения,
Фото №8
Приложение №14
Контингент Аргуновского детского дома на 1 сентября 1953 года.
Всего детей |
Прибы ло |
Выбы ло |
Мальчиков |
Дево чек |
Детей- сирот |
Полу сирот |
Имеют обоих родителей |
Возрастной состав |
Распределение по классам |
||
66 |
4 |
1 |
28 |
41 |
55 |
11 |
1 |
от 8 до 11 |
16 |
2 кл. |
10 |
от 12 до 13 |
17 |
3 кл. |
4 |
||||||||
14 и старше |
36 |
4 кл. |
6 |
||||||||
5 кл. |
10 |
||||||||||
6 кл. |
17 |
||||||||||
7 кл. |
19 |
||||||||||
8 кл. |
2 |
||||||||||
9 кл. |
1 |
Приложение №15
Выписка из фонда 2360 [9, с. 1-234, 10, с. 1-236]
№ п/п |
Ф.И. детей в Аргуновском детском доме |
1. |
Савченко Юрий |
2. |
Залесов Николай |
3. |
Залесова Любовь |
4. |
Игорь |
5. |
Булыгин Анатолий |
6. |
Синицына Анна |
7. |
Синицына Фотина |
8. |
Горбунов Александр |
9. |
Васильева Татьяна |
10. |
Булыгина Ольга |
11. |
Лешуков Владимир |
12. |
Перминов Николай |
13. |
Ларионова Любовь |
14. |
Мартякова Лидия |
15. |
Шемякина |
16. |
Подольский |
17. |
Новгородцева Антонина |
18. |
Васильева Антонина |
19. |
Шуткова Клавдия |
20. |
Цветков Миня |
Приложение №16
Темы бесед
1. Дорожи урокам.
2. Чтобы усвоить новое, надо знать пройденное.
3. О неожиданной отметке.
4. О силе коллектива.
5. Будь внимателен на уроке.
6. Упорство и настойчивость в учёбе.
7. Наш долг хорошо учиться.
8. Дорожи честью своей школы.
9. Береги учебники и учебные пособия.
10. Второй пункт правил поведения.
11. Как готовить уроки.
12. За что хвалили класс.
13. Половина учебного года.
14. Дружба помогает учиться.
15. И маленькая победа над собой, делает человека сильным.
16. Учиться у жизни.
17. Жизнь без цели, что корабль без управления.
18. Как готовиться к экзаменам.
19. Третья четверть учебного года.
20. Упорство и настойчивость.
21. Кем быть.
22. У порога профессии.
23. Учиться на хорошо и отлично.
Приложение №17
Темы бесед
1. Речь председателя Совета министров СССР тов. Маленкова.
2. О государственном бюджете СССР.
3. О перемирии в Корее.
4. КПСС – 50 лет.
5. Обнищание трудящихся в странах капитала.
6. Пальмиро Тольятти – вождь итальянского народа.
7. Кому нужна война в Индокитае.
8. 30 лет без Ленина – по ленинскому пути.
9. О выборах в Верховный Совет СССР.
10. Женевское совещание и его итоги.
11. О работе сессии Верховного Совета СССР.
12. На Ленинских горах.
13. Неуклонный рост благосостояния советского народа.
14. Советская армия – слава и гордость.
15. Комсомол – верный помощник партии.
16. Успехи народного хозяйства в странах народной демократии.
17. Герои социалистического труда на фабриках, заводах, в колхозах.
18. 12–ый съезд комсомола.
19. Корея возрождается.
20. Советский Союз – знаменосец мира.
21. Кому нужна война?
22. Что решил 19-ый съезд комсомола?
23. Молодёжь отвечает на призыв партии и правительства.
Приложение №18
Физическое развитие |
Количество человек |
Выше среднего |
17 |
Среднее |
48 |
Ниже среднего |
2 |
Со значительным упадком питания |
1 |
Заболевание |
Количество человек |
С заболеванием нервной системы |
1 |
С ночным недержание мочи |
2 |
С митральной недостаточностью |
2 |
С заболеванием органов слуха |
2 |
С заболеванием органов зрения |
5 |
Освобождено от физкультуры |
2 |
Нуждаются в специальной школе |
2 |
Прививки |
Количество человек |
Вакцинация против дифтерии |
16 |
Ревакцинация |
20 |
3-я кратная иммунизация с интервалами в 7 дней таблетками |
68 |
Ревакцинация против оспы |
53 |
Дегельминтизация |
68 |
Приложение №19
Названия кружков |
Ответственные |
Хоровой |
Кондратьева |
Физкультурный |
Горбунова Надежда Александровна |
Драматический |
Дурягина Анна Константиновна |
Рукодельный |
Смирнова |
Юннатов |
Пахолкова |
Трудовой |
Южаков Николай Степанович |
Швейный |
Смирнова |
Приложение №20
Должность |
Количество |
Образование |
Директор |
1 |
Среднее педагогическое |
Воспитатель |
4 |
Среднее педагогическое |
Старшая пионервожатая |
1 |
Среднее педагогическое |
Инструктор по труду |
1 |
Не имеет образования |
Фельдшер |
1 |
Среднее |
Приложение №21
Ф.И.О. |
Должность |
Место работы |
Камышков |
Бывший директор |
Вахневская МТС |
Шилов |
Председатель |
Колхоз «Большевик» |
Лобков |
Директор |
Аргуновская СШ |
Шемякин Н.И. |
Профорг школы |
Аргуновская СШ |
Селяков Ф.Г. |
Завхоз |
Аргуновская СШ |
Приложение №22
Ф.И.О. |
Год рождения |
Трудоустройство |
1.Новгородцева Антонина Григорьевна |
1937 |
Швейная мастерская артели «Объединение» г. Никольск |
2. Васильева Антонина Васильевна |
1938 |
Красавинская школа ФЗО |
3. Шуткова Клавдия Петровна |
1938 |
Училась в 8 классе, уехала к брату в Ленинградскую область. |