Летчики-качинцы в рядах 8ой Воздушной Армии

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Летчики-качинцы в рядах 8ой Воздушной Армии

Слюсарева С.М. 1Саблин А.С. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
Полянская О.Ф. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образовательная организация: Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда»

Название: Летчики-качинцы в рядах 8ой Воздушной Армии

Руководитель: Полянская Ольга Федоровна.

Консультант: Пантелеев Вячеслав Петрович, зам.командира авиационного полка, подполковник ВКС

Возраст учащихся, на который рассчитана проектно-исследовательская работа: без возрастных ограничений

Состав проектной группы: Слюсарева Софья, Саблин Алексей 6 класс

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе: работа в данном проекте предполагает совместное участие на каждом из этапов.

Тип работы: исследовательский, практико-ориентированный

Цель исследования: Создание на базе МОУ Лицей № 8 «Олимпия» музея «Точка притяжения. 8 Воздушная» экскурсионного маршрута «Качинцы в небе Сталинграда»

Задачи исследования:

изучить исторического путь развития Качинского высшего военного авиационного ордена Ленина краснознаменного училища летчиков имени Александра Федоровича Мясникова;

исследовать боевые самолеты 8-й Воздушной Армии в битве за Сталинград и их значение в боях за воздушное превосходство, проанализировать как технические характеристики самолетов и стратегия воздушных боев повлияли на исход Сталинградской битвы;

изучить боевые документы 8-ой Воздушной Армии июля 1942- января 1943 годов, выявить конкретные тактические приемы, появившиеся в работе 8-ой Воздушной Армии во время Сталинградской битвы;

Найти в литературных источниках информацию о боевом пути летчиков-качинцев воевавших в рядах 8 Воздушной Армии; провести анализ воспоминаний выпускников и преподавателей КВВАУЛ, полученных из бесед и переписки.

Основные проблемы которые решает исследование: развитие патриотизма среди детей, развитие Волгограда, сохранения памяти о героях-летчиках ВОВ; сохранение памяти о летчиках-качинцах.

Методы исследования:

– теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение; изучение и анализ воспоминаний современников, обобщение;

- статистические: обработка информации.

Ресурсное обеспечение реализации проекта:

1. Информационные ресурсы:

система поиска статистической информации по исследуемой проблеме в сети Internet;

образовательная и периодическая и научно-популярная литература;

«живые» интервью в выпускниками Качи и ветеранами ВОВ.

2. Материально-технические ресурсы:

компьютер с программным обеспечением Windows XP, Office 2003;

принтер hplaserjetpro;

видеокамера Sony RX100 со штативом;

программа для видеомонтажа «movavi»;

канцелярские принадлежности;

наличие помещений для съемок.

3. Финансовые ресурсы:

совокупность собственных и привлеченных денежных средств.

Результат (предполагаемые или реальные продукты проекта): Практическая значимостьисследования заключается в использовании результатов в работе музея имени 8-ой Воздушной Армии.

Источники:

- экспозиция музея-панорамы «Сталинградская битва»,

- экспозиция музея центра «Качинец»,

- воспоминания выпускников и преподавателей училища

- архивные материалы музея школы № 42

- журналы боевых действий частей 8 Воздушной Армии (https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451003526)

Апробация материалов исследования осуществляется через участие в конференциях, составлении экскурсий для музея имени 8-ой Воздушной Армии, применении на уроках Победы и классных часах, посвященных Великой Отечественной войне.

Часть 1 Из истории Качинского училища

Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков  было одним из ведущих поставщиков военных лётчиков для воздушного флота Российской Империи, военно-воздушных сил (ВВС) СССР и Российской Федерации с 1910 по 1998 год.

Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков всегда было гордостью ВВС России, созданное на добровольные пожертвования граждан России 21 ноября 1910 года. В ее создании огромная заслуга и роль Великого Князя Александра Михайловича Романова.

В конце ноября 1910 года жители Севастополя толпами устремились на Куликово поле на окраине города. Шли первые полеты самолетов управляемых, прошедшими обучение во Франции, инструкторами, первые в России, да и в мире Офицерской Школы Авиации. Первые в России 11 самолетов были куплены во Франции за 900 тысяч золотых рублей народных пожертвований. Шефом школы, да и всей военной авиации России стал Великий князь Александр Михайлович Романов.

В авиации он увидел новый вид современного вооружения, которое будет иметь огромное значение в военном деле. Великий князь лично занимался вопросами закупки самолетов, выбора места дислокации первого аэродрома школы. Этим местом оказалось Куликово поле вблизи г. Севастополя. Школа получила название- «Севастопольская офицерская школа авиации Отдела Воздушного Флота Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования народов России».

Не случайно Великий Князь Александр Михайлович считается в России первым Главнокомандующим ВВС. С его именем связаны первые и основные шаги нашего государства в строительстве Военно-Воздушных Сил России и всей авиации Российского государства.

Уже в ходе Первой мировой войны русские военные летчики продемонстрировали чудеса героизма и мужества. 125 выпускников Севастопольской авиационной школы стали Георгиевскими кавалерами, а выпускники школы Т.С. Боровой, В.Ф. Вишняков, Л.Г. Ефимов, Н.К. Кокорин, И.В. Смирнов, В.И. Стрижевский, М.Т. Терентьев, Г.Ф. Фомагин были полными кавалерами и награждены всеми четырьмя степенями Георгиевских наград.

В 1925 году школе присваивается имя Мясникова, в 1933 году она становится Краснознаменной.

В период с 1921 по 1941 год Качей было подготовлено свыше 9000 пилотов. В 1940 году только до сентября дипломы военных летчиков получили1100 человек, до конца года еще 440. Кача получила новейший истребитель И-16. Все понимали, большая война не за горами.

Начало Второй Мировой Войны вызвало у качинцев огромный энтузиазм и подъем патриотизма.

Только за вторую половину 1941 года Кача дала фронту 824 летчика, что позволило укомплектовать две воздушные армии, в том числе и 8 Воздушную Армию. О том как сражались качинцы в боях Великой Отечественной лучше всего говорят сухие цифры. 289 героев Советского Союза, 12 дважды Герои, а Александр Иванович Покрышкин выпускник Качи 1939 года, в последствии маршал Авиации трижды Герой Советского Союза. Только герои качинцы сбили 3172 немецких самолета. 52 летчика-качинца совершили в небе 62 воздушных тарана. Но какой же, дорогой ценой давалась нам каждая победа в воздухе!

Выпускники Качинской авиационной школы летчиков в годы Великой Отечественной войны вписали немало ярчайших страниц в историю страны. Защищая Родину,  качинцы  на всех фронтах проявляли мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Истинный патриотизм проявили летчики - качинцы в небе Сталинградав рядах 8 Воздушной Армии: Ахмет-Хан Султан; Соломатин Алексей Фролович; Землянский Владимир Васильевич; Ерёмин Бори́с Никола́евич

История 8-й Воздушной Армии ее военная стратегия и боевые самолеты.

Из интервью с Федором ПРОКОПЕНКО, заслуженным военным летчиком, Герой Российской Федерации, полковник в отставке, выпускник Качинской Краснознаменной авиационной школы летчиков 1940 года: «В ночь на 12 июня 1942 года фашисты вторглись в пределы Сталинградской области. Ставка Верховного Главного Командования объявила область на военном положении. Под лозунгом «Все силы на защиту Сталинград!» принимались срочные меры.

Не вдаваясь в подробности, отмечу, что против нашего Сталинградского фронта немцы выдвинули 6-ю армию под командованием Паулюса численностью более 270000 человек. Наземные войска немецкой армии поддерживал 4-й воздушный флот люфтваффе численностью до 1200 самолетов. В его числе находился 8-й авиационный корпус, в котором летали знаменитые непобедимые эскадры - 3-я УДЭТ, 52-я им. Мелдерса, Ас-Пик на новейших «мессершмиттах» и «фокке-вульфах».

Наша 8-я воздушная армия была создана буквально за месяц до начала Сталинградской битвы. Мы в составе 434-го истребительного авиационного полка под командованием качинца майора Ивана Ивановича Клещева и полка бомбардировщиков Пе-2 под командованием подполковника Ивана Семеновича Полбина входили в особую авиационную группу, которой командовал полковник Василий Иосифович Сталин - тоже выпускник Качи.

Нашей основной задачей было прикрытие бомбардировщиков Пе-2, которые ежедневно совершали по 5-7 боевых вылетов на штурмовку войск противника. Полк был укомплектован полностью. Почти половина летного состава была сформирована из выпускников Качинской Краснознаменной школы летчиков. К моменту начала Сталинградской битвы по личному отбору В. Сталина сюда прибыли служить и мы - 9 летчиков-инструкторов из Качи.

В начале Сталинградской битвы мы вели боевые действия на дальних подступах к городу. Бои в основном шли в районе н.п. Калач, где действовала переправа через Дон. Фашисты пытались ее уничтожить. Мы силами своего полка не давали им это сделать. В этой связи помню, что наш первый же вылет на прикрытие переправы закончился четырьмя сбитыми немецкими истребителями, при том, что сами мы вернулись домой без потерь»

Советской авиации в сражении за небо Сталинграда противостояли самолеты 4-го воздушного флота Германии, командующим которого был Вольфрам фон Рихтгофен. В воздушных боях истребители противника действовали парами, эшелонируясь по высоте и атакуя сверху и в хвост. Огонь противником открывался с дистанции 100-150 м, что обеспечивало точность попадания. Немцами также широко практиковалась «свободная охота», которая заключалась в перехвате и уничтожении отдельных советских самолетов, особенно По-2, заставив последние перейти к полетам в сумерки, ночью и на рассвете. В то же время советские летчики-истребители не в полной мере были готовы к сражениям со столь серьезным противником. Сказывались отсутствие достаточной летной подготовки и элементарная недисциплинированность[5]. В воздухе пилоты слабо контролировали ситуацию, пренебрегали сигналами с земли и маневром, не было отработано взаимодействие в паре и между парами.

Так, 28 октября 1942 г. группа из шести Як-1 287-й ИАД, прикрывая наши войска в Сталинграде, вступила в бой с двумя Ме-109Г. Сражение велось скученно, без достаточной осмотрительности, эшелонирования по высоте, команды пункта наведения не выполнялись, в результате чего один Як-1 был сбит [4]. В отличие от немецких асов наши летчики открывали огонь на поражение, в том числе, по бомбардировщикам, с дальних дистанций, что было малоэффективно. Неуверенность в своих силах заставляла истребителей спускаться на высоту до 100 м, теряя при этом инициативу вертикального маневра. Наблюдались недостатки и в действиях бомбардировочно-штурмовой авиации советских ВВС. Командованием 8-й ВА констатировались слабая слетанность, неумение маневрировать, слабая подготовка стрелков и организация взаимодействия огня в группе. Так, 13 декабря 1942 г. шесть Пе-2 в сопровождении четырех Як-1 были атакованы шестью Ме-109Г и, несмотря на превосходство, был потерян один Пе-25.

В течение сентября вражеская авиация предприняла 17,3 тыс. самолето-пролетов, достигнув максимальных показателей. С целью ослабить бомбардировочные удары по войскам в районе Сталинграда была разработана операция по уничтожению самолетов противника на аэродромах западнее го­рода, которая была проведена в конце октября в основном силами 8-й ВА при поддержке дальней авиации. В результате удалось значительно снизить активность люфтваффе: если в октябре было насчитано 59 тыс. самолето-пролетов противника, то в ноябре их было 31 тыс. [6]

Одновременно с наращиванием военно-воздушных сил под Сталинградом советская авиация стала технически модернизироваться, получать новые боевые машины (Ла-5) и боеприпасы.

Для повышения эффективности боевой работы 8-й ВА много сделал ее командир Т.Т.Хрюкин. По его приказу впервые под Сталинградом была развернута система пунктов управления авиацией в бою: в наземных войсках располагались авиационные наблюдатели с радиостанциями, которые и корректировали действия самолетов. К его решениям можно также отнести организацию 32 ложных аэродромов, которые периодически бомбила вражеская авиация, формирование из асов 9-го гвардейского и 434-го истребительных полков, чьи летчики стали Героями Советского Союза в боях с элитными вражескими соединениями «Удет» и «Ас-Пик». [2]

В ходе контрнаступления под Сталинградом было проведено успешное авиационное наступление на оперативно-стратегическом уровне. Согласно разработанной операции силы 8-й ВА наладили четкое взаимодействие с 16-й и 17-й воздушными армиями и нанесли массированный удар, что эффективно способствовало продвижению наземных сил в ходе окружения немецких войск. Так называемое «авиационное наступление», разработанное в 8-й ВА, в дальнейшем вошло в практику и стало одной из важных страниц истории военного искусства.

2.2Боевые самолеты армии

Анализируя работы Бойкова П.М., Губина Б.А.. Киселева В.Д., Перова В.И. и др. мы выявили 14 моделей советских самолетов, которые принимали непосредственное участие в Сталинградской битве на разных ее этапах. Это самолеты: Пе-2 , Су-2, Ил-2, ЛаГГ-3,По-2, Як-1, Як-7б, Ла-5, Як-7, Ил-4 ,Ли-2, ПР-5, ПС-7, ПС-35 С,С-2. Остановим внимание на основных характеристиках этих самолетов.

Як-1 стал первой боевой машиной, разработанной в ОКБ Яковлева, и положил начало целой серии самолетов, ставших основой советской истребительной авиации во время Великой Отечественной войны.

Из-за дефицита «летного металла» в стране в производстве

Як-1 использовалось дерево, фанера и полотно.

Преимущества

низкая стоимость и простота в производстве;

полное соответствие конструкции истребителя технологической базе, имеющейся на тот момент в СССР;

приемлемые летно-технические характеристики самолета;

простота в пилотировании и доступность для пилотов военного времени, которых обучали по ускоренной программе;

значительный модернизационный ресурс;

неприхотливость в обслуживании и высокая ремонтопригодность;

ш ирокая колея шасси, что делало возможным использования аэродромов с грунтовым покрытием.

ЯК-7 Выпуск самолета начался в конце 1941 года. Кабина пилота находилась в центральной части фюзеляжа. Як-7 был создан на основе учебно-тренировочного самолета Як-7УТИ, который имел две кабины – для пилота и инструктора. На боевом самолете вторую кабину убрали, на ее месте находился дополнительный отсек, закрытый крышкой. Его можно было использовать для перевозки грузов, еще одного человека или установить дополнительный бензобак.

К концу 1942 года стал усиленными темпами заменяться на более совершенный ЯК-9.

Я к-9 стал четвертым по счету (после Як-1, Як-3 и Як-7) истребителем периода Второй мировой войны, разработанным конструкторами ОКБ Яковлева. При его создании был учтен весь опыт применения истребительной авиации на начальном этапе войны. По сути, самолет Як-9 был продолжением истребителя Як-7 (он был очень похож на него внешне), но конструкционно эта машина была намного совершенней. Як-9 был хорош своей универсальностью: разные модификации этой машины могли выполнять различные задачи, включая истребитель-бомбардировщик, фронтовой истребитель, высотный перехватчик, истребитель дальнего сопровождения.

Л агг-3

Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика.

Преимущества - мощное вооружение, высокая живучесть, минимальное использование дефицитных материалов.

Сравнительные характеристики самолетов

Часть 3. Качинцы в битве на волге. Август-сентябрь 1942 года.

Дежурство самолетов в воздухе и на земле летчиками-инструк­торами Качи было организовано так, что ни один вражеский самолет не проник к обороняемым ими объектам; в конце июля 1942 года Кача была передислоцирована в саратовские степи.

В один из августовских дней 42-го начальник школы генерал-лейтенант авиации СП. Денисов получил от командующего войсками Приволжского военного окру­га боевую задачу — прикрыть с воздуха зону противовоздушной обороны, охватывавшую территорию от северных подступов к Сталинграду до южной окраины Саратова, железную дорогу Урбах - Красный Кут - Эльтон, включая важный стратегический объект - мост через Волгу.

Район был очень важным, во-первых, мост, соединявший центр с азиатскими районами страны, а также железнодорожная ветка, превращенная в сплошные армейские базы вооружения, боеприпасов, горючего и продовольствия, принимавшая грузы днем и ночью. Во-вторых, авиационный завод в Саратове выпускал в то время скоростные истребители Як-1, как воздух, необходимые на фронте.

В Сталинградской битве участвовали и выпускники Качи довоенных лет, которые за время уча­стия в воздушных боях совершили воздушные тараны:

П.Ф. Андреев, В.Я. Алкадов, А.Д. Анискин, В.В. Землянский, А.Ф. Соломатин, Амет-Хан Султан. Почетный граж­данин Волгограда, дважды Герой Советского Союза, бывший коман­дир гвардейского истребительного полка Борис Еремин в небе Сталинграда сбил 9 самолетов, а всего на его счету более двух десятков личных побед над врагом.

Но особенно успешными эскадрильи оказа­лись 29 июля 1942 года. Тогда защитники Сталинградского неба сразили 34 самолета противника, потеряв всего одну свою машину. Два летчика получили легкие ранения и скоро вновь включились в боевую работу. Подобных результатов за один день войны не добивался больше ни один из наших истребительных авиаполков. Участник боев того дня Ф. Прокопенко рас­сказывает, что в ходе жаркой схватки над До­ном, когда он тоже сбил «юнкерса», в его са­молете обнаружилось повреждение. Он доло­жил об этом командиру и получил приказ воз­вращаться домой. Посадка в Гумраке получи­лась жесткой, но летчик остался невредим. [9]

В конце августа — начале сентяб­ря 1942 года приказом командо­вания округа была создана вторая авиационная группа из 18 Як-1.Командиром этой группы из 70 человек был назначен опытнейший летчик школы майор Ф.К. Гайда­мак, а инженером — инженер-преподаватель учебного отдела Должсшский. Местом базирования группы стал полевой аэродром у деревни Вифлянцево (24 км юго-западнее Камышина). Оперативно она вошла в подчинение команди­ра истребительной дивизии 8-й Воздушной армии. Боевой задачей группы стало прикрытие от воздуш­ного противника территории горо­да Камышина, переправ через Волгу от Золтова до Дубовки и же­лезнодорожного участка «Поворино—Сталинград», на котором со­средоточивались базы складов бо­еприпасов, горючего, а также про­ходила выгрузка артиллерии, тан­ков и личного состава соединений. В течение первых 20 суток лет­чики группы совершили более 250 боевых вылетов (10—14 в день) ведения разведки наземных сил противника и защиты от фашистс­кой авиации обороняемых объек­тов. Полеты качинцы совершали умело, геройски противодействуя в воздухе немецким асам. Дежур­ство в воздухе, как и на земле, велось беспрерывно. На смену одному самолету в воздух тут же поднимался другой.

Во время дежурства утром 11 сентября 1942 года летчиков-ин­структоров сержанта Шлыкова и старшины Дмитрия Гудкова в воз­дух взлетела-зеленая ракета — сигнал на взлет. Через три мину­ты полета в зоне перехвата Гудков увидел на высоте около 1000 мет­ров самолет-разведчик, летевший вдоль полотна железной дороги. Наши «яки» пошли на сближение.

Первым на дистанцию ведения прицельного огня вышел Гудков, однако фашисту удалось уклонить­ся от выпущенных по нему пуле­метных очередей, но вдруг пуле­мет «ястребка» замолчал. Дмитрия пронзила мысль: «Нельзя упустить врага! Вдруг он успел сфотогра­фировать важные военные объек­ты?» Летчик решил идти на таран.

Можно было расчетливо сбли­зиться и рубануть винтом по хвос­товому оперению, но для надеж­ности он направил удар в середи­ну фюзеляжа. Последнее, что ус­пел запомнить летчик, было то, как от его удара развалился пополам вражеский самолет, а сам он от страшной силы толчка потерял со­знание. Привел его в чувство рез­кий ветер от свободного падения. Силой инерции летчик был выброшен из кабины. Гудков нашел на груди кольцо парашюта, рванул его и завис в спасительном окру­жении строп. Оглядевшись, уви­дел, что в стороне от него спуска­лись еще два парашютиста...

Едва коснувшись земли, летчик увидел грузовик, от которого к нему бежали офицер и два сол­дата. Прихватив Гудкова с собой, грузовик помчался к приземлив­шимся немцам; те сдались, не ока­зав сопротивления. Когда подъе­хали к обломкам немецкого са­молета, обнаружили тела еще двух членов экипажа — они погибли в момент таранного удара. Произошло это недалеко от станции Джаныбек. Через полчаса травмирован­ные плечи и спина Гудкова дали о себе знать, он почувствовал не­стерпимую боль, которую не ощу­тил в пылу боя...

Летчика-инструктора Гудкова наградили орденом боевого Красного Знамени, а через корот­кое время он был переведен из Качи в 976-й истребительный полк 3-й Воздушной армии, где совер­шил 3 14 боевых вылетов. К концу войны на его счету было 20 сби­тых вражеских машин, грудь его украшали многие ордена, вклю­чая орден Ленина, но главная сре­ди наград была Золотая Звезда Ге­роя Советского Союза. В конце августа — начале сентяб­ря 1942 года приказом командо­вания округа была создана вторая авиационная группа из 18 Як-1.

17 сентября 1942 года летчики и летчицы 434–ого истребительного авиаполка выполнили 65 боевых вылетов. И каждый – с воздушной схваткой. В группе Яков-7 во главе с командиром эскадрильи капитаном Избинским они смело дрались с врагом. Всего группа в этот день уничтожила 7 вражеских стервятников. Уже в завершающей схватке немецким истребителям удалось сбить ЯК, который пилотировала отважный лейтенант Е. Нечаева. И она погибла, защищая наш город! [10]

18 сентября в зону, охраняе­мую группой, в районе Палласовки проник с целью ведения развед­ки вражеский Ю-88; его перехва­тил и вступил в бой летчик-качинец старшина С.А. Танов[12]/ Бортовые стрелки врага умело отбивали ата­ки нашего «ястребка». Израсхо­довав боекомплект, Танов так же, как и Гудков, решил таранить вра­га. Подойдя вплотную к немецко­му самолету, Танов винтом ударил по правому крылу врага, самолет упал возле озера Эльтон. Среди обломков была обнаружена фо­тоаппаратура с отснятой вражеским разведчиком пленкой. Из обоих самолетов никто не спасся, на глазах палласовцев они рухнули на землю. Посмертно С.А. Танов был на­гражден орденом боевого Крас­ного Знамени. Герой-качинец был похоронен на городском кладби­ще города Палласовки. А уже 24 сентября совершил свой таран лет­чик группы Николай Киселев, им был уничтожен очередной само­лет-разведчик. Летчик-инструктор был награжден орденом боевого Красного Знамени (посмертно).

Солидный боевой счет уничтоженных фашистских стервятников имели также качинцы В.Н. Макаров, Г.П. Кузьмин, Ч.К. Бенделиани, А.Д. Анискин, А.Я. Алкидов, Н.Г.Абрамашвили и другие. Одним из самых известных летчиков - сталинградцев стал Борис Николаевич Ере­мин, выпускник Качи 1939 года. Его имя как результативного воздушного бойца знали в стране еще весной 1942 года. А в Сталинграде он умножил свою славу. Начал Еремин Б.Н. здесь боевую работу, летая с аэродрома Школьный, когда Ста­линградское училище оставило его, убыв в эвакуацию. Авиаполк Еремина после воздушных схваток перелетел за Волгу на аэродром Солодовка. Там про­изошло знаменательное событие - в декабре 1942 года командиру 273-го истреби­тельного авиаполка Борису Николаевичу Еремину был вручен именной Як-1, по­дарок пчеловода-колхозника Ферапонта Петровича Головатого. На этом, а затем на втором подаренном Головатым Яке, Еремин довел счет сбитых самолетов врага до 23-х. В 1990 году он был удостоен звания Героя Советского Союза.

За подвиги в небе Сталинграда они в 1943 году были удостоены звания Героя Советского Союза, а Абрамашвили — в 1995 году было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Каждый из нас много раз видел пилоны на Аллее Героев Волгограда с фамилиями самых знаменитых участников Сталинградской битвы. Там 130 фамилий Героев Советского Союза и России. Из этого количества каждый десятый - 13 человек - питомцы Качи. Мы этим гордимся. Причем, много летчиков-качинцев, получив­ших такое же звание в последующие годы войны, прошли Сталинградскую битву, здесь начали боевой счет сбитых фашистских самолетов. Качинцы в битве на Вол­ге командовали авиаполками, дивизиями и корпусами, а С. И. Руденко был ко­мандующим 16-й Воздушной Армии, внесшей огромный вклад в победу в Ста­линградской битве. [11]

Заключение

По оценке генерала Т. Т. Хрюкина, данной им 7 марта 1943 года в директиве о порядке ведения дальнейших боевых действий на основе опыта, накопленного в Сталинградской битве, период борьбы за Сталинград стал для частей воздушной армии периодом выработки и овладения новыми тактическими приемами и формами боевого применения своих самолетов.

Появление методики ведения воздушных боев в районе Сталинграда сыграло большую роль в дальнейшем повышении боевой способности летного состава на новом этапе боев — на ближних подступах к Сталинграду. Особенно важным было значение этой методики для вновь прибывавшего летного состава.

Выделение специальной группы летчиков-истребителей для уничтожения бомбардировщиков над городом вносило специализацию в боевое применение истребительной авиации, способствовало повышению эффективности борьбы с бомбардировщиками противника и в дальнейшем часто применялось в целях завоевания господства в воздухе.

Анализируя технические характеристики боевых самолетов советской авиации под Сталинградом, замечаем, что к 1942 году конструкторы значительно увеличили скорость самолетов, взлетный вес, увеличивалась дальность полетов, мощность двигателя, совершенствовались силовые установки. Все это не могло не сказаться на боевой мощи и эффективности воздушных боев наших самолетов во время Сталинградской битвы.

А наше исследование активно поддерживает администрация нашего лицея. Был организован круглый стол, где принимали участие Качинцы и лицеисты. Результатом стала презентация концепции «Музей имени 8 Воздушной Армии» с отдельной выставкой, посвященной КВВАУЛ. И мы очень рады, что 30 января музей «Точка притяжения. 8 Воздушная» открыт на базе нашего лицея! (http://vlg-media.ru/2019/01/30/v-volgograde-otkryli-muzej-boevogo-puti-8-j-vozdushnoj-armii/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop; http://www.volgograd-trv.ru/flashN.aspx?id=49430 ; https://youtu.be/EdXIe9l4drM)

Список литературы

Боевой состав ВВС. — ilpilot.narod.ru

Губин Б.А., Киселев В.Д. Восьмая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 8-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1980.

Перов В.И., Растренин О.В. Штурмовая авиация Красной Армии. - М.: Издатель А.С.Акчурин, 2003. - Том 1. Суровая школа.

Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Вып. 7. - М. : Военное издательство Мини­стерства Вооруженных сил Союза ССР, 1948.

Смирнов, А. Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной войне. - М.: ACT : ACT МОСКВА : Транзит-книга,

Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Вып. 7. https://pamyat-naroda.ru/warunit/8+%D0%92%D0%90/ (Журналы боевых действий частей 8 ВА)

«Учительская газета», №22 от 29 мая 2007 года. Они защищали Сталинград.

Аллахвердянц В.Г Качинцы в битве на Волге. 2007г

Волгоградская правда апрель, 2005 // Сталин – сын Сталинграда

Городские вести май, 2001 // Летчицы России.

Качинские чтения IX, 2003 // А. И. Широков Вклад качинцев в достижение победы в Сталинградской битве.

В.Пунтус «Крылья Качи»; Нижне-Волжское кн. изд-во, 1970

Документальные видеофильмы «Быль и легенды Качи», «На взлет» (https://www.youtube.com/watch?v=Z8diW2Epsy0)

Просмотров работы: 79