Образовательная организация: Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда»
Название: Летчики-качинцы в рядах 8ой Воздушной Армии
Руководитель: Полянская Ольга Федоровна.
Консультант: Пантелеев Вячеслав Петрович, зам.командира авиационного полка, подполковник ВКС
Возраст учащихся, на который рассчитана проектно-исследовательская работа: без возрастных ограничений
Состав проектной группы: Слюсарева Софья, Саблин Алексей 6 класс
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе: работа в данном проекте предполагает совместное участие на каждом из этапов.
Тип работы: исследовательский, практико-ориентированный
Цель исследования: Создание на базе МОУ Лицей № 8 «Олимпия» музея «Точка притяжения. 8 Воздушная» экскурсионного маршрута «Качинцы в небе Сталинграда»
Задачи исследования:
изучить исторического путь развития Качинского высшего военного авиационного ордена Ленина краснознаменного училища летчиков имени Александра Федоровича Мясникова;
исследовать боевые самолеты 8-й Воздушной Армии в битве за Сталинград и их значение в боях за воздушное превосходство, проанализировать как технические характеристики самолетов и стратегия воздушных боев повлияли на исход Сталинградской битвы;
изучить боевые документы 8-ой Воздушной Армии июля 1942- января 1943 годов, выявить конкретные тактические приемы, появившиеся в работе 8-ой Воздушной Армии во время Сталинградской битвы;
Найти в литературных источниках информацию о боевом пути летчиков-качинцев воевавших в рядах 8 Воздушной Армии; провести анализ воспоминаний выпускников и преподавателей КВВАУЛ, полученных из бесед и переписки.
Основные проблемы которые решает исследование: развитие патриотизма среди детей, развитие Волгограда, сохранения памяти о героях-летчиках ВОВ; сохранение памяти о летчиках-качинцах.
Методы исследования:
– теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение; изучение и анализ воспоминаний современников, обобщение;
- статистические: обработка информации.
Ресурсное обеспечение реализации проекта:
1. Информационные ресурсы:
система поиска статистической информации по исследуемой проблеме в сети Internet;
образовательная и периодическая и научно-популярная литература;
«живые» интервью в выпускниками Качи и ветеранами ВОВ.
2. Материально-технические ресурсы:
компьютер с программным обеспечением Windows XP, Office 2003;
принтер hplaserjetpro;
видеокамера Sony RX100 со штативом;
программа для видеомонтажа «movavi»;
канцелярские принадлежности;
наличие помещений для съемок.
3. Финансовые ресурсы:
совокупность собственных и привлеченных денежных средств.
Результат (предполагаемые или реальные продукты проекта): Практическая значимостьисследования заключается в использовании результатов в работе музея имени 8-ой Воздушной Армии.
Источники:
- экспозиция музея-панорамы «Сталинградская битва»,
- экспозиция музея центра «Качинец»,
- воспоминания выпускников и преподавателей училища
- архивные материалы музея школы № 42
- журналы боевых действий частей 8 Воздушной Армии (https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451003526)
Апробация материалов исследования осуществляется через участие в конференциях, составлении экскурсий для музея имени 8-ой Воздушной Армии, применении на уроках Победы и классных часах, посвященных Великой Отечественной войне.
Часть 1 Из истории Качинского училища
Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков было одним из ведущих поставщиков военных лётчиков для воздушного флота Российской Империи, военно-воздушных сил (ВВС) СССР и Российской Федерации с 1910 по 1998 год.
Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков всегда было гордостью ВВС России, созданное на добровольные пожертвования граждан России 21 ноября 1910 года. В ее создании огромная заслуга и роль Великого Князя Александра Михайловича Романова.
В конце ноября 1910 года жители Севастополя толпами устремились на Куликово поле на окраине города. Шли первые полеты самолетов управляемых, прошедшими обучение во Франции, инструкторами, первые в России, да и в мире Офицерской Школы Авиации. Первые в России 11 самолетов были куплены во Франции за 900 тысяч золотых рублей народных пожертвований. Шефом школы, да и всей военной авиации России стал Великий князь Александр Михайлович Романов.
В авиации он увидел новый вид современного вооружения, которое будет иметь огромное значение в военном деле. Великий князь лично занимался вопросами закупки самолетов, выбора места дислокации первого аэродрома школы. Этим местом оказалось Куликово поле вблизи г. Севастополя. Школа получила название- «Севастопольская офицерская школа авиации Отдела Воздушного Флота Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования народов России».
Не случайно Великий Князь Александр Михайлович считается в России первым Главнокомандующим ВВС. С его именем связаны первые и основные шаги нашего государства в строительстве Военно-Воздушных Сил России и всей авиации Российского государства.
Уже в ходе Первой мировой войны русские военные летчики продемонстрировали чудеса героизма и мужества. 125 выпускников Севастопольской авиационной школы стали Георгиевскими кавалерами, а выпускники школы Т.С. Боровой, В.Ф. Вишняков, Л.Г. Ефимов, Н.К. Кокорин, И.В. Смирнов, В.И. Стрижевский, М.Т. Терентьев, Г.Ф. Фомагин были полными кавалерами и награждены всеми четырьмя степенями Георгиевских наград.
В 1925 году школе присваивается имя Мясникова, в 1933 году она становится Краснознаменной.
В период с 1921 по 1941 год Качей было подготовлено свыше 9000 пилотов. В 1940 году только до сентября дипломы военных летчиков получили1100 человек, до конца года еще 440. Кача получила новейший истребитель И-16. Все понимали, большая война не за горами.
Начало Второй Мировой Войны вызвало у качинцев огромный энтузиазм и подъем патриотизма.
Только за вторую половину 1941 года Кача дала фронту 824 летчика, что позволило укомплектовать две воздушные армии, в том числе и 8 Воздушную Армию. О том как сражались качинцы в боях Великой Отечественной лучше всего говорят сухие цифры. 289 героев Советского Союза, 12 дважды Герои, а Александр Иванович Покрышкин выпускник Качи 1939 года, в последствии маршал Авиации трижды Герой Советского Союза. Только герои качинцы сбили 3172 немецких самолета. 52 летчика-качинца совершили в небе 62 воздушных тарана. Но какой же, дорогой ценой давалась нам каждая победа в воздухе!
Выпускники Качинской авиационной школы летчиков в годы Великой Отечественной войны вписали немало ярчайших страниц в историю страны. Защищая Родину, качинцы на всех фронтах проявляли мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Истинный патриотизм проявили летчики - качинцы в небе Сталинградав рядах 8 Воздушной Армии: Ахмет-Хан Султан; Соломатин Алексей Фролович; Землянский Владимир Васильевич; Ерёмин Бори́с Никола́евич
История 8-й Воздушной Армии ее военная стратегия и боевые самолеты.
Из интервью с Федором ПРОКОПЕНКО, заслуженным военным летчиком, Герой Российской Федерации, полковник в отставке, выпускник Качинской Краснознаменной авиационной школы летчиков 1940 года: «В ночь на 12 июня 1942 года фашисты вторглись в пределы Сталинградской области. Ставка Верховного Главного Командования объявила область на военном положении. Под лозунгом «Все силы на защиту Сталинград!» принимались срочные меры.
Не вдаваясь в подробности, отмечу, что против нашего Сталинградского фронта немцы выдвинули 6-ю армию под командованием Паулюса численностью более 270000 человек. Наземные войска немецкой армии поддерживал 4-й воздушный флот люфтваффе численностью до 1200 самолетов. В его числе находился 8-й авиационный корпус, в котором летали знаменитые непобедимые эскадры - 3-я УДЭТ, 52-я им. Мелдерса, Ас-Пик на новейших «мессершмиттах» и «фокке-вульфах».
Наша 8-я воздушная армия была создана буквально за месяц до начала Сталинградской битвы. Мы в составе 434-го истребительного авиационного полка под командованием качинца майора Ивана Ивановича Клещева и полка бомбардировщиков Пе-2 под командованием подполковника Ивана Семеновича Полбина входили в особую авиационную группу, которой командовал полковник Василий Иосифович Сталин - тоже выпускник Качи.
Нашей основной задачей было прикрытие бомбардировщиков Пе-2, которые ежедневно совершали по 5-7 боевых вылетов на штурмовку войск противника. Полк был укомплектован полностью. Почти половина летного состава была сформирована из выпускников Качинской Краснознаменной школы летчиков. К моменту начала Сталинградской битвы по личному отбору В. Сталина сюда прибыли служить и мы - 9 летчиков-инструкторов из Качи.
В начале Сталинградской битвы мы вели боевые действия на дальних подступах к городу. Бои в основном шли в районе н.п. Калач, где действовала переправа через Дон. Фашисты пытались ее уничтожить. Мы силами своего полка не давали им это сделать. В этой связи помню, что наш первый же вылет на прикрытие переправы закончился четырьмя сбитыми немецкими истребителями, при том, что сами мы вернулись домой без потерь»
Советской авиации в сражении за небо Сталинграда противостояли самолеты 4-го воздушного флота Германии, командующим которого был Вольфрам фон Рихтгофен. В воздушных боях истребители противника действовали парами, эшелонируясь по высоте и атакуя сверху и в хвост. Огонь противником открывался с дистанции 100-150 м, что обеспечивало точность попадания. Немцами также широко практиковалась «свободная охота», которая заключалась в перехвате и уничтожении отдельных советских самолетов, особенно По-2, заставив последние перейти к полетам в сумерки, ночью и на рассвете. В то же время советские летчики-истребители не в полной мере были готовы к сражениям со столь серьезным противником. Сказывались отсутствие достаточной летной подготовки и элементарная недисциплинированность[5]. В воздухе пилоты слабо контролировали ситуацию, пренебрегали сигналами с земли и маневром, не было отработано взаимодействие в паре и между парами.
Так, 28 октября 1942 г. группа из шести Як-1 287-й ИАД, прикрывая наши войска в Сталинграде, вступила в бой с двумя Ме-109Г. Сражение велось скученно, без достаточной осмотрительности, эшелонирования по высоте, команды пункта наведения не выполнялись, в результате чего один Як-1 был сбит [4]. В отличие от немецких асов наши летчики открывали огонь на поражение, в том числе, по бомбардировщикам, с дальних дистанций, что было малоэффективно. Неуверенность в своих силах заставляла истребителей спускаться на высоту до 100 м, теряя при этом инициативу вертикального маневра. Наблюдались недостатки и в действиях бомбардировочно-штурмовой авиации советских ВВС. Командованием 8-й ВА констатировались слабая слетанность, неумение маневрировать, слабая подготовка стрелков и организация взаимодействия огня в группе. Так, 13 декабря 1942 г. шесть Пе-2 в сопровождении четырех Як-1 были атакованы шестью Ме-109Г и, несмотря на превосходство, был потерян один Пе-25.
В течение сентября вражеская авиация предприняла 17,3 тыс. самолето-пролетов, достигнув максимальных показателей. С целью ослабить бомбардировочные удары по войскам в районе Сталинграда была разработана операция по уничтожению самолетов противника на аэродромах западнее города, которая была проведена в конце октября в основном силами 8-й ВА при поддержке дальней авиации. В результате удалось значительно снизить активность люфтваффе: если в октябре было насчитано 59 тыс. самолето-пролетов противника, то в ноябре их было 31 тыс. [6]
Одновременно с наращиванием военно-воздушных сил под Сталинградом советская авиация стала технически модернизироваться, получать новые боевые машины (Ла-5) и боеприпасы.
Для повышения эффективности боевой работы 8-й ВА много сделал ее командир Т.Т.Хрюкин. По его приказу впервые под Сталинградом была развернута система пунктов управления авиацией в бою: в наземных войсках располагались авиационные наблюдатели с радиостанциями, которые и корректировали действия самолетов. К его решениям можно также отнести организацию 32 ложных аэродромов, которые периодически бомбила вражеская авиация, формирование из асов 9-го гвардейского и 434-го истребительных полков, чьи летчики стали Героями Советского Союза в боях с элитными вражескими соединениями «Удет» и «Ас-Пик». [2]
В ходе контрнаступления под Сталинградом было проведено успешное авиационное наступление на оперативно-стратегическом уровне. Согласно разработанной операции силы 8-й ВА наладили четкое взаимодействие с 16-й и 17-й воздушными армиями и нанесли массированный удар, что эффективно способствовало продвижению наземных сил в ходе окружения немецких войск. Так называемое «авиационное наступление», разработанное в 8-й ВА, в дальнейшем вошло в практику и стало одной из важных страниц истории военного искусства.
2.2Боевые самолеты армии
Анализируя работы Бойкова П.М., Губина Б.А.. Киселева В.Д., Перова В.И. и др. мы выявили 14 моделей советских самолетов, которые принимали непосредственное участие в Сталинградской битве на разных ее этапах. Это самолеты: Пе-2 , Су-2, Ил-2, ЛаГГ-3,По-2, Як-1, Як-7б, Ла-5, Як-7, Ил-4 ,Ли-2, ПР-5, ПС-7, ПС-35 С,С-2. Остановим внимание на основных характеристиках этих самолетов.
Як-1 стал первой боевой машиной, разработанной в ОКБ Яковлева, и положил начало целой серии самолетов, ставших основой советской истребительной авиации во время Великой Отечественной войны.
Из-за дефицита «летного металла» в стране в производстве
Як-1 использовалось дерево, фанера и полотно.
Преимущества
низкая стоимость и простота в производстве;
полное соответствие конструкции истребителя технологической базе, имеющейся на тот момент в СССР;
приемлемые летно-технические характеристики самолета;
простота в пилотировании и доступность для пилотов военного времени, которых обучали по ускоренной программе;
значительный модернизационный ресурс;
неприхотливость в обслуживании и высокая ремонтопригодность;
ш ирокая колея шасси, что делало возможным использования аэродромов с грунтовым покрытием.
ЯК-7 Выпуск самолета начался в конце 1941 года. Кабина пилота находилась в центральной части фюзеляжа. Як-7 был создан на основе учебно-тренировочного самолета Як-7УТИ, который имел две кабины – для пилота и инструктора. На боевом самолете вторую кабину убрали, на ее месте находился дополнительный отсек, закрытый крышкой. Его можно было использовать для перевозки грузов, еще одного человека или установить дополнительный бензобак.
К концу 1942 года стал усиленными темпами заменяться на более совершенный ЯК-9.
Я к-9 стал четвертым по счету (после Як-1, Як-3 и Як-7) истребителем периода Второй мировой войны, разработанным конструкторами ОКБ Яковлева. При его создании был учтен весь опыт применения истребительной авиации на начальном этапе войны. По сути, самолет Як-9 был продолжением истребителя Як-7 (он был очень похож на него внешне), но конструкционно эта машина была намного совершенней. Як-9 был хорош своей универсальностью: разные модификации этой машины могли выполнять различные задачи, включая истребитель-бомбардировщик, фронтовой истребитель, высотный перехватчик, истребитель дальнего сопровождения.
Л агг-3
Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика.
Преимущества - мощное вооружение, высокая живучесть, минимальное использование дефицитных материалов.
Сравнительные характеристики самолетов
Часть 3. Качинцы в битве на волге. Август-сентябрь 1942 года.
Дежурство самолетов в воздухе и на земле летчиками-инструкторами Качи было организовано так, что ни один вражеский самолет не проник к обороняемым ими объектам; в конце июля 1942 года Кача была передислоцирована в саратовские степи.
В один из августовских дней 42-го начальник школы генерал-лейтенант авиации СП. Денисов получил от командующего войсками Приволжского военного округа боевую задачу — прикрыть с воздуха зону противовоздушной обороны, охватывавшую территорию от северных подступов к Сталинграду до южной окраины Саратова, железную дорогу Урбах - Красный Кут - Эльтон, включая важный стратегический объект - мост через Волгу.
Район был очень важным, во-первых, мост, соединявший центр с азиатскими районами страны, а также железнодорожная ветка, превращенная в сплошные армейские базы вооружения, боеприпасов, горючего и продовольствия, принимавшая грузы днем и ночью. Во-вторых, авиационный завод в Саратове выпускал в то время скоростные истребители Як-1, как воздух, необходимые на фронте.
В Сталинградской битве участвовали и выпускники Качи довоенных лет, которые за время участия в воздушных боях совершили воздушные тараны:
П.Ф. Андреев, В.Я. Алкадов, А.Д. Анискин, В.В. Землянский, А.Ф. Соломатин, Амет-Хан Султан. Почетный гражданин Волгограда, дважды Герой Советского Союза, бывший командир гвардейского истребительного полка Борис Еремин в небе Сталинграда сбил 9 самолетов, а всего на его счету более двух десятков личных побед над врагом.
Но особенно успешными эскадрильи оказались 29 июля 1942 года. Тогда защитники Сталинградского неба сразили 34 самолета противника, потеряв всего одну свою машину. Два летчика получили легкие ранения и скоро вновь включились в боевую работу. Подобных результатов за один день войны не добивался больше ни один из наших истребительных авиаполков. Участник боев того дня Ф. Прокопенко рассказывает, что в ходе жаркой схватки над Доном, когда он тоже сбил «юнкерса», в его самолете обнаружилось повреждение. Он доложил об этом командиру и получил приказ возвращаться домой. Посадка в Гумраке получилась жесткой, но летчик остался невредим. [9]
В конце августа — начале сентября 1942 года приказом командования округа была создана вторая авиационная группа из 18 Як-1.Командиром этой группы из 70 человек был назначен опытнейший летчик школы майор Ф.К. Гайдамак, а инженером — инженер-преподаватель учебного отдела Должсшский. Местом базирования группы стал полевой аэродром у деревни Вифлянцево (24 км юго-западнее Камышина). Оперативно она вошла в подчинение командира истребительной дивизии 8-й Воздушной армии. Боевой задачей группы стало прикрытие от воздушного противника территории города Камышина, переправ через Волгу от Золтова до Дубовки и железнодорожного участка «Поворино—Сталинград», на котором сосредоточивались базы складов боеприпасов, горючего, а также проходила выгрузка артиллерии, танков и личного состава соединений. В течение первых 20 суток летчики группы совершили более 250 боевых вылетов (10—14 в день) ведения разведки наземных сил противника и защиты от фашистской авиации обороняемых объектов. Полеты качинцы совершали умело, геройски противодействуя в воздухе немецким асам. Дежурство в воздухе, как и на земле, велось беспрерывно. На смену одному самолету в воздух тут же поднимался другой.
Во время дежурства утром 11 сентября 1942 года летчиков-инструкторов сержанта Шлыкова и старшины Дмитрия Гудкова в воздух взлетела-зеленая ракета — сигнал на взлет. Через три минуты полета в зоне перехвата Гудков увидел на высоте около 1000 метров самолет-разведчик, летевший вдоль полотна железной дороги. Наши «яки» пошли на сближение.
Первым на дистанцию ведения прицельного огня вышел Гудков, однако фашисту удалось уклониться от выпущенных по нему пулеметных очередей, но вдруг пулемет «ястребка» замолчал. Дмитрия пронзила мысль: «Нельзя упустить врага! Вдруг он успел сфотографировать важные военные объекты?» Летчик решил идти на таран.
Можно было расчетливо сблизиться и рубануть винтом по хвостовому оперению, но для надежности он направил удар в середину фюзеляжа. Последнее, что успел запомнить летчик, было то, как от его удара развалился пополам вражеский самолет, а сам он от страшной силы толчка потерял сознание. Привел его в чувство резкий ветер от свободного падения. Силой инерции летчик был выброшен из кабины. Гудков нашел на груди кольцо парашюта, рванул его и завис в спасительном окружении строп. Оглядевшись, увидел, что в стороне от него спускались еще два парашютиста...
Едва коснувшись земли, летчик увидел грузовик, от которого к нему бежали офицер и два солдата. Прихватив Гудкова с собой, грузовик помчался к приземлившимся немцам; те сдались, не оказав сопротивления. Когда подъехали к обломкам немецкого самолета, обнаружили тела еще двух членов экипажа — они погибли в момент таранного удара. Произошло это недалеко от станции Джаныбек. Через полчаса травмированные плечи и спина Гудкова дали о себе знать, он почувствовал нестерпимую боль, которую не ощутил в пылу боя...
Летчика-инструктора Гудкова наградили орденом боевого Красного Знамени, а через короткое время он был переведен из Качи в 976-й истребительный полк 3-й Воздушной армии, где совершил 3 14 боевых вылетов. К концу войны на его счету было 20 сбитых вражеских машин, грудь его украшали многие ордена, включая орден Ленина, но главная среди наград была Золотая Звезда Героя Советского Союза. В конце августа — начале сентября 1942 года приказом командования округа была создана вторая авиационная группа из 18 Як-1.
17 сентября 1942 года летчики и летчицы 434–ого истребительного авиаполка выполнили 65 боевых вылетов. И каждый – с воздушной схваткой. В группе Яков-7 во главе с командиром эскадрильи капитаном Избинским они смело дрались с врагом. Всего группа в этот день уничтожила 7 вражеских стервятников. Уже в завершающей схватке немецким истребителям удалось сбить ЯК, который пилотировала отважный лейтенант Е. Нечаева. И она погибла, защищая наш город! [10]
18 сентября в зону, охраняемую группой, в районе Палласовки проник с целью ведения разведки вражеский Ю-88; его перехватил и вступил в бой летчик-качинец старшина С.А. Танов[12]/ Бортовые стрелки врага умело отбивали атаки нашего «ястребка». Израсходовав боекомплект, Танов так же, как и Гудков, решил таранить врага. Подойдя вплотную к немецкому самолету, Танов винтом ударил по правому крылу врага, самолет упал возле озера Эльтон. Среди обломков была обнаружена фотоаппаратура с отснятой вражеским разведчиком пленкой. Из обоих самолетов никто не спасся, на глазах палласовцев они рухнули на землю. Посмертно С.А. Танов был награжден орденом боевого Красного Знамени. Герой-качинец был похоронен на городском кладбище города Палласовки. А уже 24 сентября совершил свой таран летчик группы Николай Киселев, им был уничтожен очередной самолет-разведчик. Летчик-инструктор был награжден орденом боевого Красного Знамени (посмертно).
Солидный боевой счет уничтоженных фашистских стервятников имели также качинцы В.Н. Макаров, Г.П. Кузьмин, Ч.К. Бенделиани, А.Д. Анискин, А.Я. Алкидов, Н.Г.Абрамашвили и другие. Одним из самых известных летчиков - сталинградцев стал Борис Николаевич Еремин, выпускник Качи 1939 года. Его имя как результативного воздушного бойца знали в стране еще весной 1942 года. А в Сталинграде он умножил свою славу. Начал Еремин Б.Н. здесь боевую работу, летая с аэродрома Школьный, когда Сталинградское училище оставило его, убыв в эвакуацию. Авиаполк Еремина после воздушных схваток перелетел за Волгу на аэродром Солодовка. Там произошло знаменательное событие - в декабре 1942 года командиру 273-го истребительного авиаполка Борису Николаевичу Еремину был вручен именной Як-1, подарок пчеловода-колхозника Ферапонта Петровича Головатого. На этом, а затем на втором подаренном Головатым Яке, Еремин довел счет сбитых самолетов врага до 23-х. В 1990 году он был удостоен звания Героя Советского Союза.
За подвиги в небе Сталинграда они в 1943 году были удостоены звания Героя Советского Союза, а Абрамашвили — в 1995 году было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Каждый из нас много раз видел пилоны на Аллее Героев Волгограда с фамилиями самых знаменитых участников Сталинградской битвы. Там 130 фамилий Героев Советского Союза и России. Из этого количества каждый десятый - 13 человек - питомцы Качи. Мы этим гордимся. Причем, много летчиков-качинцев, получивших такое же звание в последующие годы войны, прошли Сталинградскую битву, здесь начали боевой счет сбитых фашистских самолетов. Качинцы в битве на Волге командовали авиаполками, дивизиями и корпусами, а С. И. Руденко был командующим 16-й Воздушной Армии, внесшей огромный вклад в победу в Сталинградской битве. [11]
Заключение
По оценке генерала Т. Т. Хрюкина, данной им 7 марта 1943 года в директиве о порядке ведения дальнейших боевых действий на основе опыта, накопленного в Сталинградской битве, период борьбы за Сталинград стал для частей воздушной армии периодом выработки и овладения новыми тактическими приемами и формами боевого применения своих самолетов.
Появление методики ведения воздушных боев в районе Сталинграда сыграло большую роль в дальнейшем повышении боевой способности летного состава на новом этапе боев — на ближних подступах к Сталинграду. Особенно важным было значение этой методики для вновь прибывавшего летного состава.
Выделение специальной группы летчиков-истребителей для уничтожения бомбардировщиков над городом вносило специализацию в боевое применение истребительной авиации, способствовало повышению эффективности борьбы с бомбардировщиками противника и в дальнейшем часто применялось в целях завоевания господства в воздухе.
Анализируя технические характеристики боевых самолетов советской авиации под Сталинградом, замечаем, что к 1942 году конструкторы значительно увеличили скорость самолетов, взлетный вес, увеличивалась дальность полетов, мощность двигателя, совершенствовались силовые установки. Все это не могло не сказаться на боевой мощи и эффективности воздушных боев наших самолетов во время Сталинградской битвы.
А наше исследование активно поддерживает администрация нашего лицея. Был организован круглый стол, где принимали участие Качинцы и лицеисты. Результатом стала презентация концепции «Музей имени 8 Воздушной Армии» с отдельной выставкой, посвященной КВВАУЛ. И мы очень рады, что 30 января музей «Точка притяжения. 8 Воздушная» открыт на базе нашего лицея! (http://vlg-media.ru/2019/01/30/v-volgograde-otkryli-muzej-boevogo-puti-8-j-vozdushnoj-armii/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop; http://www.volgograd-trv.ru/flashN.aspx?id=49430 ; https://youtu.be/EdXIe9l4drM)
Список литературы
Боевой состав ВВС. — ilpilot.narod.ru
Губин Б.А., Киселев В.Д. Восьмая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 8-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1980.
Перов В.И., Растренин О.В. Штурмовая авиация Красной Армии. - М.: Издатель А.С.Акчурин, 2003. - Том 1. Суровая школа.
Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Вып. 7. - М. : Военное издательство Министерства Вооруженных сил Союза ССР, 1948.
Смирнов, А. Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной войне. - М.: ACT : ACT МОСКВА : Транзит-книга,
Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Вып. 7. https://pamyat-naroda.ru/warunit/8+%D0%92%D0%90/ (Журналы боевых действий частей 8 ВА)
«Учительская газета», №22 от 29 мая 2007 года. Они защищали Сталинград.
Аллахвердянц В.Г Качинцы в битве на Волге. 2007г
Волгоградская правда апрель, 2005 // Сталин – сын Сталинграда
Городские вести май, 2001 // Летчицы России.
Качинские чтения IX, 2003 // А. И. Широков Вклад качинцев в достижение победы в Сталинградской битве.
В.Пунтус «Крылья Качи»; Нижне-Волжское кн. изд-во, 1970
Документальные видеофильмы «Быль и легенды Качи», «На взлет» (https://www.youtube.com/watch?v=Z8diW2Epsy0)