Введение
Край ты мой, Марийский,
Дух земли родной,
Связан я с тобою, как Луна с Землей.
Ты определяешь все мои шаги,
Чувствую тебя я сердцем изнутри.
Андрей Яндулов
В настоящее время в современном мире средствами массовой информации насаждается европейско-американская культура – и один язык – английский. Это ставит под угрозу существование многообразия языков и культур других народов. Поэтому одной из актуальных гуманитарных проблем, объявленных ООН и ЮНЕСКО перед мировым сообществом, является сохранение языкового и культурного разнообразия. В отечественной научной литературе вопрос современного национально – культурного развития марийского народа находит свое отражение в работах ученых по национальной проблематике. Среди них Э. Баграмов (16.12.1930), доктор философских наук, профессор (Приложение А, Иллюстрация 1). Л. Дробижева (13.01.1933), основатель этносоциологии в российской науке (Приложение А, Иллюстрация 2). В. Никонов (5.06.1956), Советский и российский историк, писатель и др. (Приложение А, Иллюстрация 3).
В последнее время я стала замечать, что у молодых людей нет интереса к своей культуре и языку. Молодежь зачастую не знает обычаи и традиции своей национальности, теряет свои национальные ценности.
Цель - привлечь современную молодежь к изучению своего национального языка, культуры и традиций.
Объект исследования – школьники, дошкольники
Предмет исследования–элементы национальной культуры народов мари
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Провести анкетирование среди обучающихся
Проанализировать полученные данные
Изучить теоретический материал
Создать дидактические игры тематического направления для дошкольников
Написать программу на языке программирования С# для изучения национальных костюмов
В работе использовались следующие методы исследования:
Теоретический - анализ и синтез литературы с целью получения информации
Анкетирование с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении
Анализ полученных данных
Метод сравнения
Беседа
Свою работу я начала с анкетирования по вопросам национальных ценностей. Респондентами стали школьники 5 – 7 классов «Гимназии №14». Из анкетирования видно, что разговаривают на марийском языке только 31% респондентов, знают свою культуру – 41%, (Приложение Б, Иллюстрация 1, Иллюстрация 2). После анализа полученных данных делаем следующий вывод: Ребята плохо знают свою культуру. В связи с этим возникает проблемный вопрос: Как заинтересовать молодежь своим культурным наследием? Что я могу сделать для этого?
Я посетила Национальную библиотеку им. С. Г. Чавайна и изучила вопрос национального костюма народов мари, орнамента на одежде, его значении (Приложение В, Иллюстрация 1, Иллюстрация 2, Иллюстрация 3).
После анализа прочитанной литературы я выделила для себя основные моменты. Народы мари делятся на горных, луговых и восточных. У каждого народа свои традиционные костюмы. [1], [2]. Очень разнообразны орнаменты на одежде, которые являются оберегами. Орнаменты имеют свои значения (символ крепкого здоровья, силы человека, символ достатка и др.) [5], [6]. Я выступила с докладом о предметах национальности перед своими одноклассниками. Им было интересно. Я подумала, если хорошо подготовить материал, то он будет интересен любому человеку?
Выдвигаем гипотезу. Мы предполагаем, что вопрос национальности интересен в любом возрасте.
Я посетила МБДОУ Детский сад № 24 г. Йошкар – Олы «Весняночка». Группа №14 «Росинка», дети 4–5 лет. В группе 18 человек, из них мальчиков – 11 человек, девочек – 7 человек. С ребятами я решила поговорить о национальных орнаментах, их значении, цвете [3]. Свое выступление я разделила на две части:
Рассказ о марийских орнаментах, их значении [6].
Рассказ об основных цветах в узорах (красный, синий, белый, желтый)
Рассказ сопровождался наглядными пособиями. Ребята внимательно слушали, а потом охотно выходили к доске и отвечали на вопросы. (Приложение Г, Иллюстрация 1, Иллюстрация 2).
Итогом была творческая работа. Ребята раскрашивали узоры на заранее приготовленных шаблонах (Приложение Д, Иллюстрация 1). Мальчики раскрашивали рубашки, девочки – платья (Приложение Е, Иллюстрация 1, Иллюстрация 2, Иллюстрация 3).
После проведенного мероприятия воспитатели группы обратились с просьбой помочь оформить национальный уголок и сделать дидактические игры. В результате были сделаны четыре дидактические игры: «Составь узор», «Собери половинки костюма», «Домино», «Орнамент» (Приложение Ж, Иллюстрация 1, Иллюстрация 2, Иллюстрация 3). Все игры составлены методически грамотно с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет. Консультация и корректировка проведена старшим воспитателем и методистом д/с №24 «Веснярочка» Т.В. Леухиной. На дидактические игры написана рецензия (Приложение З Иллюстрация 1). В конце проведенной работы в группе был создан уголок «Народ мари» (Приложение Ж, Иллюстрация 4).
После д/с я отправилась в «Нартасскую школу – интернат» Мари – Турекского района для детей с ограниченными возможностями. Выступала с исследованием перед учениками 6 – 7 классов. Здесь я решила особо уделить внимание национальному костюму. Начала с опроса. Знаете ли вы национальные костюмы горных, луговых, восточных мари? 67% опрошенных не знают, не задумывались (Приложение И, Иллюстрация 1). Мы разобрали основные элементы национальных мужских и женских костюмов, как они звучат по марийски (Приложение И, Иллюстрация 2).
Как заинтересовать ребят? А что если создать электронную игру? Тогда нужно написать программу. Своего большого опыта в написании программ у меня недостаточно и я обратилась к студентам – программистам радиомеханического техникума. Они объяснили мне основные моменты и помогли разработать программу в среде программирования С# для определения национального костюма горных, луговых, восточных мари. Представляем элементы работы программы. На экране появляется кукла мальчика или девочки (по запросу) (Приложение И, Иллюстрация 3, Иллюстрация 6). Эту куклу нужно правильно одеть в костюм одного их народов мари. В базе программы присутствуют элементы: головной убор, одежда, обувь. Каждый элемент содержит большое количество различных картинок (Приложение И, Иллюстрация 4, Иллюстрация 7). В результате работы получаем куклу в одежде и на экране сразу видно, правильно ли она одета (Приложение И, Иллюстрация 5, Иллюстрация 8). Ребята с интересом выполняют такое задание, в результате в игровой форме изучаются особенности того или иного национального костюма.
Данная программа создана с учетом возрастных особенностей развития детей с ограниченными возможностями. Программа апробирована в учебном заведении и применяется учителями на уроках «Истории культуры народов», «Марийского языка», «Швейном деле». Программа получила рецензию, консультация проведена зам. директора по УР Ахмадуллиной Г.С. (Приложение И, Иллюстрация 9). После применения программы мнения ребят изменились. При ответе на тот же вопрос о национальных костюмах положительно ответили 78% (Приложение И, Иллюстрация 10). Чтобы закрепить полученные знания на уроках по «Швейному делу» девочки будут шить национальные костюмы для кукол. В рамках обмена опытом костюмы передадут в д/с «Весняночка» в уголок «Народ мари».
После приведенных исследований делаем вывод: Наша гипотеза подтвердилась, вопрос национальности интересен в любом возрасте.
Самое главное – это суметь заинтересовать слушателей. Пусть говорить на марийском языке будут не все, но изучать культуру своего народа, интересоваться традициями будут уже многие. Язык – это история народа. Изучение и сбережение родного языка является насущной необходимостью. С уходом собственного языка народы лишаются своей истории, своих корней. Национальную культуру народа необходимо сохранять и развивать сегодня, потому что она соединяет народ в единое целое, неразрывно связывает традиции наших предков. Я очень рада тому, что смогла внести свой вклад в сохранение национальной культуры. Для того чтобы каждый смог это сделать, я предлагаю:
Проявлять интерес к национальным выставкам и экскурсиям.
Посещать спектакли, концерты на марийском языке.
Участвовать в различных мероприятиях, посвященных культурному наследию своего народа
В ходе работы мы выполнили все поставленные перед собой задачи, наши выводы:
Провели анкетирование среди студентов
Проанализировали полученные данные
Изучили теоретический материал
4. Выполнили дидактические игры тематического направления для дошкольников
5. Написали программу на языке программирования С# для изучения национальных костюмов
Работа имеет практическое применение и может использоваться для проведения тематических классных часов, уроках ИКН для школьников, на занятиях тематической направленности среди дошкольников.
После завершения работы над исследовательским проектом я:
узнала много нового о национальной культуре,
научилась рассказывать, объяснять, слушать;
проявила творческие способности при создании дидактических игр;
использовала теоретические знания при написании программы на языке С#;
повысила собственную самооценку;
стала более уверенной в себе
научилась выступать перед разной возрастной категорией слушателей.
Наша исследовательская работа будет продолжена, мы выбираем следующие направления:
1. Продолжить сотрудничество с Нартасской школой – интернатом с целью внесения дополнительных возможностей работы программы, а именно пополнить базу данных новыми атрибутами: обереги, украшения, сезонная одежда, праздничная одежда. На внеклассном занятии по швейному делу разработать национальные костюмы для кукол и сшить их
2. В группе «Росинка» продолжить работу по созданию национального уголка, пополнить коллекцию куклами в национальных одеждах, сшитых школьниками.
Э.А.Баграмов Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2008.
Ионин С. Культурное наследие народов России. Марийцы. М.: Голос-Пресс, 2010.
А.Н.Смолин. Черемисы и языческие верования. Православный собеседник. Казань, 2010.
Национальные костюмы [электронный ресурс] режим доступа: https://selyanka1.livejournal.com/121915.html
Марийский национальный костюм: особенности и виды. Онлаин – журнал моды [электронный ресурс] режим доступа: https://fashionapp.ru/nacionalnye-kostyumy/marijskie.html
Марийский орнамент. Значение символов [электронный ресурс] режим доступа: http://mari-arslan.ru/mari/node/1341
Иллюстрация 1 Э.А. Багра́мов (16.12.1930) Доктор философских наук, профессор |
Иллюстрация 2 Л. М. Дро́бижева (13.01.1933) Основатель этносоциологии в российской науке |
Иллюстрация 3 Н. В. Алексеевич (5.06.1956) Советский и российский историк, писатель |
Иллюстрация 2
Результаты опроса
Иллюстрация 1
Результаты опроса
Иллюстрация 1 Библиотека им. С.Г. Чавайна |
Иллюстрация 2 Читальный зал |
Иллюстрация 3
Книги по Марий Эл
Иллюстрация 1
ответ Маши
Иллюстрация 2
Группа №14 «Росинка»
Иллюстрация 1
шаблоны к занятию
Иллюстрация 1
Девочка раскрашивает платье
Иллюстрация 2
Мальчик раскрашивает рубашку
Иллюстрация 3
Работы ребят
Иллюстрация 1
«Составь узор»
Иллюстрация 2
«Собери половинки костюма»
Иллюстрация 3
«Орнамент»
Иллюстрация 4
уголок «Народ мари»
Иллюстрация 1
Рецензия на дидактические игры
Иллюстрация 1
Опрос школьников
Иллюстрация 2
Элементы костюма
Иллюстрация 3
Выбор девочки
Иллюстрация 4
Выбор элементов одежды девочки
Иллюстрация 5
Готовый костюм
Иллюстрация 6
Выбор мальчика
Иллюстрация 7
Выбор элементов одежды мальчика
Иллюстрация 8
Готовый костюм
Иллюстрация 9
Рецензия на программу
Иллюстрация 10
Опрос школьников