Введение
Актуальность темы: в 2020 году наш родной город Орск празднует юбилей. Однако никто из взрослых, у кого я спрашивал, так и не ответил мне, сколько лет исполняется городу. А общаясь с друзьями, я заметил, что не все знают, кому именно посвящены некоторые памятники нашего города, какие истории связаны со старинными домами. Очень странно получается: мы живем в этом городе, но ничего о нём не знаем? Какие же мы тогда патриоты? Я стал думать, что может привлекать внимание людей к историческим объектам города, что могло бы побуждать к ним интерес и у взрослых, и у детей? Я вспомнил, как мы с мамой ездили в Санкт-Петербург. Гуляя там по вечерам, мы отметили, что большинство зданий (особенно старинных) освещены снаружи, что делает город красивым, нарядным. Сразу становится интересно – а что это за здание? А чья это скульптура? Возникла проблема исследования: может ли внешнее (фасадное дизайнерское) освещение помочь привлечь внимание и вызывать интерес жителей города к истории Орска?
Тема: проект дизайнерского освещения памятников истории и культуры Орска.
Цель работы: предложить проект освещения памятников истории и культуры Орска в вечернее время, чтобы привлечь внимание жителей к истории города.
Объект исследования: памятники истории и культуры Орска.
Предмет исследования: фасадноедизайнерское освещение памятников истории и культуры Орска.
Задачи:
Узнать, какие памятники истории и культуры есть в Орске.
Проконсультироваться со специалистом по светодизайну Светланой Аракчеевой (г. Йошкар-Ола) о типах фасадного дизайнерского освещения.
Создать фотопроект «Да будет свет!» с помощью программы Adobe Photoshop, демонстрирующий, как могут выглядеть здания и памятники культуры с фасадным освещением.
Показать жителям города фотопроект и провести опрос по теме исследования.
Гипотеза: предположим, что фасадное освещение привлекает внимание горожан, вызывает интерес к истории памятника или здания, создает праздничное настроение и чувство безопасности.
Методы исследования: натурное обследование, анкетирование, консультация со специалистом, цифровая обработка фотографий.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Теоретическая значимость: использование данного материала на уроках «Моё Оренбуржье», окружающий мир. Акцентирование внимания орчан на проблеме забвения памятников истории и культуры Орска, предоставление информации о них, о типах фасадного освещения, демонстрация возможности создания своего собственного проекта, улучшающего внешний облик города.
Практическая значимость: результаты работы выявляют общественное мнение по вопросу значимости исторических и культурных объектов, поднимает патриотический дух населения. Предложенным проектом исследования могут воспользоваться активисты города, владельцы памятников культуры и истории.
ГЛАВА I. Теоретическая часть
Памятники истории и культуры Орска.
К памятникам истории и культуры относятся недвижимые объекты материального и духовного творчества, которые имеют национальное или международное значение [6]. В нашем городе 62 памятника архитектуры и 28 памятников истории. Именно поэтому в 1990 году Орск получил статус исторического города [4].
Памятники архитектуры можно разделить по периодам времени, когда они были созданы: старинные и классические.
Старинные памятники находятся в историческом центре города (постройки 1870 – 1917 гг.). К ним относится один из главных символов Орска - церковь на Преображенской горе. Первые деревянные храмы на этом месте располагались с самого основания Орской крепости в 1735 г. В 1894 году была заложена каменная колокольня и к началу ХХ века была построена каменная церковь в честь святителя Николая. В 1933 году её закрыли, основное здание разобрали, а колокольня долгое время стояла на горе одна, оставаясь неофициальным символом города [5]. Храм восстановили в 90-х годах прошлого столетия, и сейчас на вершине Преображенской горы большой комплекс зданий из нескольких церквей, и действует православная гимназия.
К старинным памятникам также относятся купеческие особняки Старого города – бывшего центра Орска. Наиболее богатые люди предпочитали жить здесь. Раньше на месте Политехнического института и кинотеатра «Октябрь» находилась городская площадь с большим собором, а через несколько метров – Красная площадь (сейчас ее место застроено) [5]. К старинным зданиям также можно отнести здание Орского колледжа искусств (1885 г.), мечеть им. Д. Беркембаева (1900 г.), церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1908 г.).
Классические памятники построены в советское время, большей частью в Новом городе, который задумывался как город-сад с закрытыми дворами, большими зданиями, похожими на дворцы. Процесс застройки такими удивительными по архитектуре домами закончился в 60-х, когда было принято решение о строительстве недорогих многоэтажек, которые в народе прозвали «хрущевками» [3, 5].
Среди зданий этого периода можно выделить Орский театр драмы имени А.С. Пушкина (1937 г.), Дворец культуры нефтехимиков (1952 г.), «Центр развития творчества детей и юношества «Радость» (1954 г.), Дом культуры машиностроителей (1956 г.) на площади Шевченко. Все они несут в своей красоте общую особенность – это большие красивые здания с колоннами, вензелями, лепниной и скульптурами. И располагаются на самых главных улицах и площадях Орска, что придает городу величие.
К памятникам культуры Орска относят музей «Т. Г. Шевченко в Орской крепости» (начало ХХ века), памятники Богдану Хмельницкому (1954 г.), Тарасу Шевченко (1959 г.) на одноименной площади и Ивану Кирилову (2015 г.) в Старом городе, «Слава труду» (1976 г.), Мемориал Славы (1965 г.), Мемориал «Авиаторам всех поколений» (2007 г.) на площади Гагарина, Бульвар космонавтов (2016 г.) на улице Добровольской и другие [5].
У каждого здания и памятника есть своя уникальная история, и они все достойны быть хорошо освещенными в вечернее время.
Фасадное освещение объектов города.
Архитектурное или фасадное освещение формирует пространство в ночное время. Свет не просто выявляет архитектуру, он позволяет заново открыть ее форму и стиль, воздействуя физиологически и психологически на восприятие зрителя. Красиво освещенный объект создает особую атмосферу, которую не почувствуешь в дневное время [1].
Пообщавшись с помощью программы Skype со специалистом по светодизайну Светланой Аракчеевой (г. Йошкар-Ола), я узнал, что существует два типа наружного освещения: заливающее и локальное.
Заливающее освещение – общее (равномерное или неравномерное) освещение всего фасада здания или его существенной части световыми приборами, расположенными на значительном расстоянии от освещаемой поверхности (на опорах, кровле, на земле). Такой прием помогает добиться равномерного освещения всей поверхности или создать плавный переход по яркости. Минусы такого типа освещения: не всегда есть возможность расположить прожекторы на достаточном расстоянии от объекта и в случае каких-либо его недостатков, они все будут видны [1, 2].
Локальное освещение – архитектурное освещение фасадов с плоскости фасада. То есть осветительные приборы крепятся непосредственно к объекту. Такая подсветка здания создает акценты, высвечиваются карнизы, простенки, ниши или окна. Минусы: внешний вид фасада в дневное время может выглядеть перегруженным светильниками [1].
Локальная подсветка в свою очередь делится на несколько типов:
Акцентное освещение – помогает сделать акцент светом на конкретном предмете, чтобы визуально выделить его (фрески, барельефы на стене). Для этого вида подсветки на фасаде здания подходят светодиодные прожекторы с узким лучом.
Контурное - выделяет только контуры объекта. Такое архитектурное освещение подчеркивает архитектурные элементы здания: окна, арки, балконы, эркеры или линию крыши. Здесь дизайнеры используют светодиодные ленты и гирлянды.
Вертикальное – свет вертикально распространяется снизу вверх или сверху вниз, переотражается, заполняя какое-то количество пространства. Здесь можно выделить два подвида: обволакивающий прямой или мягкий свет, исходящий от светильников с широким лучом, и проявляющий резкий свет – фокусное освещение стены снизу, применяется для проявления рельефа стен.
Ориентировочное – для ориентировки, чтобы было видно направление движения. Свет при этом не яркий, не призван подсвечивать большую поверхность. Такие светильники, например, встраиваются в ступени лестницы.
Проекционное – на светлую стену с расстояния проецируется какое-то изображение или видео. Чаще используется во время мероприятий.
При работе с фасадной подсветкой зданий и памятников пристальное внимание уделяется подбору источников света. Каждый светильник работает эффективно, освещая как можно больше пространства, не причиняя при этом дискомфорт глазам людей.
Для освещения используются различные типы светильников: шинопровод (лапочки могут перемещаться по рельсе), подвесные прожекторы, потолочные и настенные светильники, встраиваемые точечные светильники с узким или широким лучом и т.д. По типу расположения светильников выделяют фронтальное и боковое освещение. Часто их совмещают, используя при этом лампочки разных цветов [2].
В своей работе я решил использовать несколько типов освещения и светильников.
ГЛАВА II. Практическая часть
Натурное обследование памятников истории и культуры Орска.
В рабочий (не праздничный) день вместе с родителями я объездил весь Старый и Новый город, рассматривая исторические здания и памятники в вечернее время. Обследование показало, что важные исторические объекты города по степени освещенности делятся на 4 категории:
Тонут во тьме: «царский дом» (дом купца Назарова), другие купеческие дома, музей «Т. Г. Шевченко в Орской крепости», колледж искусств, памятники Б. Хмельницкому, машиностроителю и т.д. Среди реконструированных зданий вечерний Драмтеатр представляет собой особо печальную картину – несмотря на множество светильников на фасаде и своём местоположении на главной площади города, он стоит в полной темноте.
Здесь важно отметить, что не только здания и памятники не освещены, но и окружающая их местность – улицы, аллеи – тоже находятся в полной темноте. В данном случае освещение объектов будет играть не только украшающую роль, но и обеспечивающую безопасность людям, которые гуляют по вечерам или просто возвращаются домой с работы.
Освещаются «случайно»: в некоторых исторических зданиях сейчас расположены магазины, поэтому на фасадах висят их яркие вывески. Они, конечно, привлекают внимание, но не к архитектуре строения. К ним относится ДК машиностроителей, некоторые купеческие дома. Остальные здания и памятники из этой категории попадают под общий заливающий свет от уличных фонарей, стоящих неподалеку и освещающих, в основном, дорогу (например, памятник Т. Шевченко, Преображенская церковь).
Освещаются своими светильниками, но не эффектно: к ним относится мемориал «Авиаторам всех поколений» с единственным красным мигающим фонариком, подсвечивающим самолет слева. Располагающиеся же перед памятником фонари совсем не горят. Еще два здания в этой категории (Дом культуры «Радость» и Дворец культуры нефтехимиков) так же имеют свои светильники на фасаде, но их количество и расположение не подчеркивает особенности архитектуры, а скорее служит общим светом для проходящих мимо пешеходов.
Хорошая подсветка своими светильниками: к счастью, мне удалось найти несколько таких объектов. Примером идеального освещения может служить мечеть в Старом городе. Возведенный в 2015 году памятник Ивану Кирилову имеет 4 светильника по периметру, которые освещают фигуру снизу. Памятник космонавтам на улице Добровольского имеет подсветку внутри купола и продольный мигающий множеством лампочек провод, имитирующий движение ракеты вверх. Хорошо освещен сверху вниз памятник «Слава труду». Имеется подсветка в мемориале воинам-интернационалистам.
Создание фотопроекта «Да будет свет!» в программе AdobePhotoshop.
Для того, чтобы понять, как мог бы выглядеть наш город с красивым фасадным освещением, я сфотографировал некоторые памятники и здания Орска и обработал фотографии в программе Adobe Photoshop.
Обработка каждой фотографии сводилась к следующему: затемнение фотографии, замена неба на ночное звездное, добавление освещения (Приложение 1). Я имитировал как общее, так и локальное освещение узкими и широкими лучами. Чтобы создать световой рисунок и подчеркнуть архитектурные особенности зданий, я «использовал» светильники разного цвета и размещал лучи по разным направлениям.
Здания.
Чтобы здания выглядели красиво и воздушно, я подсвечивал крыльцо за колоннами (Драмтеатр, ДК «Радость», ДК нефтехимиков) и внутренний дворик (ДК Машиностроителей) общим рассеянным светом, а колонны – нижними и верхними светильниками с прямым лучом. Свет, струящийся вдоль колонн, визуально удлиняет их и направляют взгляд зрителя вверх – на скульптурные группы и лепнину, которые также освещаются снизу. На площади Шевченко колоннады, охватывающие в полукруг площадь, также подсвечены, визуально расширяя пространство. Купеческий дом в Старом городе и Преображенскую церковь я подсветил такими же приемами, подчеркнув место с указанием года постройки здания и другие архитектурные особенности. В случае с ДК нефтехимиков я поэкспериментировал с цветом освещающих лучей.
Памятники.
Текущее освещение самолета в мемориале «Авиаторам всех поколений» мне совсем не нравится, поэтому я решил сделать его более эффектным. Я бы предложил покрасить звезду в бордовый цвет внутри и в цвет георгиевской ленточки по бокам, подсветить контур белой неоновой лентой. На самом самолете можно расположить цветные лампочки спереди крыльев, а сзади, для создания ощущения, что самолет начинает взлетать, можно разместить белые светильники с узким прямым лучом.
Памятник космонавтам подсвечен довольно неплохо по сравнению с другими, но и его я хотел бы сделать более эффектным. Можно сделать освещение ракеты в цвет российского флага и сохранить «бегущие» лампочки, но сделать их белыми. А для того, чтобы «приподнять» купол над землей, можно к основанию его опор снаружи добавить нижние светильники, а на внешней поверхности купола нарисовать звезды светоотражающей краской.
Скульптуры
Для скульптур Т. Шевченко, В. Ленина и Б. Хмельницкого я использовал общее заливающее освещение четырьмя светильниками, которые «располагаются» по всем сторонам от объектов. Такой прием визуально приподнимает памятники над землей, делая их более величественными в окружающей темноте. А скульптуры людей как будто смотрят на нас сверху вниз, из глубин истории.
Подробно с результатами работы можно ознакомиться по ссылке в списке источников и литературы [7].
Проведение анкетирования и анализ его результатов.
Создав свой фотопроект, я решил узнать мнение горожан о нём. Для этого я провел анкетирование (Приложение 2). Опрос проводился как устно, так и интерактивно с помощью Google Forms. Всего было опрошено 114 жителей города, среди них - 20 мужчин, 54 женщины, 17 мальчиков и 23 девочки (Приложение 3, Рис. 1). Возраст – от 6 до 84 лет (Приложение 3, Рис. 2). Больше всего людей оказалось в группе подростков и лиц от 30 до 39 лет.
Все опрошенные люди живут в разных районах города. Взрослые имеют разные профессии и уровень образования, дети учатся в разных школах. Таким образом, можно сказать, что опрошенная группа отражает разные слои общества, а значит оценка фотопроекта была более-менее объективной.
Согласно результатам анкетирования, для 29% всех опрошенных (12% среди детей и 39% среди взрослых) Орск не является родным городом, в какой-то период жизни они переехали сюда из других областей (Приложение 3, Рис. 3). Большинство опрошенных (94% или 106 человек из 114) считают, что нужно знать историю того города, в котором они живут (Приложение 3, Рис. 4). Интересно, что приезжие взрослые больше чувствуют в этом необходимость, чем местные. А вот на вопрос «Сколько лет Орску» правильно ответили только 62% взрослых и всего 14% детей, несмотря на то, что это школьники и изучают «Моё Оренбуржье» (Приложение 3, Рис. 5). Но приезжие взрослые снова меня удивили – почти половина (48%) знает правильный ответ на вопрос (могли и не знать совсем).
Сравнивая реальные и обработанные фотографии, горожане меньше всего поддержали идею сделать дополнительное дизайнерское освещение у «Центра развития Радость» (Приложение 3, Рис. 9), Бульвара космонавтов (Приложение 3, Рис. 14), Дворца культуры нефтехимиков (Приложение 3, Рис. 13) и Дома культуры машиностроителей (Приложение 3, Рис. 11). У всех перечисленных объектов уже есть освещение, которое лично я посчитал недостаточным, чтобы подчеркнуть красоту архитектуры здания, улучшить общий внешний вид. Число согласившихся со мной колеблется 78-88% среди детей и 82-90% среди взрослых. Но сами по себе эти цифры довольно высоки!
90% детей и 96% взрослых согласились со мной, что красивое освещение нужно старинному дому купца А. Нигматуллина (Приложение 3, Рис. 7). Еще больше горожан (95% детей и 99-100% взрослых) поддержали идею подсветки драматического театра и статуи на Комсомольской площади (Приложение 3, Рис. 12) и мемориала «Авиаторам всех поколений» (Приложение 3, Рис. 10).
Больше всего (почти все опрошенные) высказались за необходимость дополнительного освещения памятника Богдана Хмельницкого (Приложение 3, Рис. 6) и Спасо-Преображенский церкви (Приложение 3, Рис. 8), так как памятник стоит вглубине тёмной аллеи, по которой каждый день вынуждены ходить люди, чтобы добраться до дома, а церковь является одним из главных символов города.
В целом можно сказать, что люди положительно оценили фотопроект. Интересно то, что до просмотра обработанных фотографий 5 человек из 114 высказали мнение, что вообще объектам культуры дополнительное освещение не нужно, никаким. После знакомства с фотопроектом трое изменили своё мнение – украшенные светом здания впечатлили их («Я понял свою ошибку»). Таким образом, к концу опроса 112 человек из 114 подтвердили необходимость дополнительного освещения значимых объектов города (Приложение 3, Рис. 15). Только двое остались при мнении, что всё это не нужно. Видимо, они совсем не патриоты.
На самый главный вопрос «поможет ли освещение памятника вызвать интерес проходящих мимо людей к его истории и истории города в целом» 103 человека (90%) из 114 ответили «Да!» («Лично мне стало бы интересно, чей это памятник!») (Приложение 3, Рис. 16). При этом, по сравнению с детьми (65%), гораздо больше взрослых (85%) хотят видеть дизайнерское освещение каждый день, а не только по праздникам (Приложение 3, Рис. 17). И подавляющее большинство (111 человек из 114) поддержали бы меня, если бы я предложил данный фотопроект администрации города (Приложение 3, Рис. 18). Грустно, что для тех троих, кто не захотел меня поддержать, Орск является родным городом.
Какие проблемы отметили люди:
Многие хотели бы видеть яркое освещение памятников каждый день. Но это дорого.
Если создавать дизайнерское фасадное освещение, то выбранные объекты должны выглядеть красиво и в дневное время, а значит они все требуют ремонта.
Несколько человек выразили недовольство по поводу светящихся вывесок магазинов на старинных зданиях. Двое человек предложили убрать сами магазины из ДК Машиностроителей и заменить статую Ленина на Пушкина на Комсомольской площади.
На последний не обязательный вопрос («хотели бы Вы сказать что-то еще?») откликнулось треть опрошенных. Я считаю, что это довольно много. Люди поддерживали проект, хвалили за решение взяться за него. Суть всех отзывов сводится к следующему: мы в ответе за то, что сейчас творится с памятниками культуры и истории, мы должны ухаживать за ними, ремонтировать и убирать грязь кругом, а если их подсветить, то город станет не таким серым, какой он есть сейчас, будет более уютным и безопасным.
Многие люди желали мне продолжать развивать этот проект, чтобы нашлись помощники, так же желающие украсить родной город, «Орску нужно такое талантливое и патриотичное молодое поколение!».
Заключение
Фасадное освещение зданий и памятников является особым видом искусства, которое способно подчеркнуть их градостроительное и социально-историческое значение [2]. Игра света преображает городские улицы, привлекает внимание и радует глаз. Люди чаще гуляют там, где есть приятное освещение, так как оно повышает удобство и безопасность пребывания человека на улицах города в тёмное время суток.
Целью моего исследования было предложить проект освещения памятников истории и культуры Орска, чтобы привлечь внимание жителей к истории города, поднять патриотический дух.
В ходе исследования я сделал следующее:
Узнал, какие памятники культуры и истории есть в Орске.
Проконсультировался со специалистом по светодизайну Светланой Аракчеевой (г. Йошкар-Ола) о типах дизайнерского фасадного освещения.
Создал фотопроект «Да будет свет!», демонстрирующий, как могут выглядеть здания и памятники культуры Орска с наружным освещением.
Провел анкетирование жителей города и напомнил им, что в этом году у Орска юбилей – 285 лет. В ходе опроса я выявил большую заинтересованность людей вопросом освещения культурных и исторических объектов. Большинство ответивших на вопросы согласны, что освещение нужно, и оно может привлечь внимание к истории города, делает его более уютным и безопасным.
В качестве вывода можно процитировать одну из опрошенных женщин. В своем ответе она написала: «Освещение памятников и зданий культуры – это напоминание нам о важном». Таким образом, выдвинутая мной гипотеза подтвердилась.
Среди потенциальных проблем несколько человек указали на дороговизну постоянного освещения для бюджета города. Действительно, если оценивать только ближайшую перспективу, то да – регулярное освещение требует финансирования. Но если подумать о долгосрочной перспективе, то вложение сейчас – это вложение в будущее Орска. Знание истории связывает нас с городом, делает небезразличными к его судьбе. Дети, которые выросли в любви к Малой Родине, не будут стремиться скорее покинуть её, когда вырастут, они будут стараться сделать что-то для развития города, останутся здесь жить, работать и создадут свои семьи. Конечно, фасадное освещение не решает всей задачи патриотического воспитания, но может внести ощутимый вклад в её реализацию.
Я планирую развивать этот проект дальше: осветить больше объектов и вычислить стоимость их освещения.
Список источников и литературы
Архитектурное освещение // Heliocity/ URL: https://heliocity.ru/proekty-osveshcheniya/arhitekturnoe-osveshchenie/
Геппель С.А. Архитектурное освещение и формирование световой среды города // Архитектурно-художественные проблемы развития регионов: Материалы научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2015. – 306 с.
3. Из истории города // Официальный портал администрации города Орска/ URL: http://orsk-adm.ru/?q=node/32603
Орск // Википедия: свободная энциклопедия/ URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Орск
Орская городская энциклопедия / главный редактор-составитель Коровин П.С. - Орск: АОО «Исполком НПСО», 2007. - 304 с.
Памятник архитектуры // Википедия: свободная энциклопедия/ URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_архитектуры
Фотопроект «Да будет свет!» // Google Drive/ URL: https://drive.google.com/drive/folders/18kmToaWnDdhao68H5VOl32aw0iPcvZ-r?usp=sharing
Приложение 1
Процесс обработки фотографий на примере фотографии мемориала «Авиаторам всех поколений»
Этап 1. Подготовка фотографии, кадрирование. |
Этап 2. Затемнение, смена неба. |
Этап 3. Добавление освещения на нижней части самолета и на названии мемориала. Добавление цветных лампочек на крылья. |
Этап 4. Добавление светильников сзади крыльев для создания эффекта взлета. Добавление освещения вокруг самолета. |
Этап 5. Окрашивание звезды в красный цвет и добавление неонового освещения по периметру. |
Этап 6. Добавление оранжевых и черных полос по бокам звезды («георгиевская ленточка»). |
Приложение 2
Анкетирование
Часть 1. Общие вопросы.
Кто Вы? (мужчина, женщина, мальчик, девочка)
Сколько Вам лет? (написать цифру)
Какое у Вас образование? (среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее)
Является ли для Вас Орск родным городом? («да, я здесь родился», «нет, я родился в другом месте»)
Вы помните, сколько лет Орску? (написать цифру)
Как Вы считаете, нужно ли знать историю города, в котором живешь? («историю знать надо», «это не обязательно»)
Как Вы думаете, нужно ли освещение памятникам культуры и истории? («да, это красиво», «нет, это не обязательно»)
Часть 2. Показ и оценка фотопроекта «Да будет свет!».
Люди сравнивали реальные фотографии объектов с обработанными (с добавленным освещением) и выбирали один из вариантов ответа: «Лучше! Освещение здесь нужно» или «Нет, освещение не нужно».
Часть 3. Вопросы по теме исследования.
Снова задам вопрос, на который Вы ответили раньше: нужно ли вообще памятникам и историческим зданиям освещение, подчеркивающее их красоту? («да, это красиво», «нет, это не обязательно»)
Как Вы считаете, может ли внешнее освещение здания или памятника вызвать интерес жителей к его истории? Когда был возведен, кому посвящен, что символизирует и т.д. («да», «нет», свой вариант).
Как Вы считаете, если делать такое освещение, оно должно быть всегда или только в праздничные дни? («всегда», «по праздникам», свой вариант)
Если бы я решил предложить такой проект освещения администрации города, поддержали бы Вы меня (анонимно)? («да, ты молодец!», «нет», свой ответ)
Хотели бы Вы что-нибудь сказать дополнительно? (не обязательно)
Приложение 3
Результаты анкетирования
Рис. 1. Распределение числа опрошенных жителей по полу.
человек
114
Рис. 2. Количество людей в каждой возрастной группе
Рис. 3. Является ли для Вас Орск родным городом?
Рис. 4. Нужно ли знать историю города, в котором живешь?
Рис. 5. Сколько лет Орску?
Рис. 6. Число положительных ответов на вопрос «нужно ли дополнительное освещение памятнику Богдана Хмельницкого»?
Рис. 7. Число положительных ответов на вопрос «нужно ли дополнительное освещение дому купца А. Нигматуллина»?
Рис. 8. Число положительных ответов на вопрос «нужно ли дополнительное освещение Спасо-Преображенской церкви»?
Рис. 9. Число положительных ответов на вопрос «нужно ли дополнительное освещение Центру развития Радость»?
Рис. 10. Число положительных ответов на вопрос «нужно ли дополнительное освещение мемориалу Авиаторам всех поколений»?
Рис. 11. Число положительных ответов на вопрос «нужно ли дополнительное освещение Дому культуры машиностроителей»?
Рис. 12. Число положительных ответов на вопрос «нужно ли дополнительное освещение драматическому театру»?
Рис. 13. Число положительных ответов на вопрос «нужно ли дополнительное освещение Дворцу культуры нефтехимиков»?
Рис. 14. Число положительных ответов на вопрос «нужно ли дополнительное освещение Бульвару космонавтов»?
Рис. 15. Нужно ли вообще освещение объектам культуры и истории?
Рис. 16. Вызовет ли освещение интерес к истории памятников культуры и города в целом?
Рис. 17. Когда должно гореть освещение?
Рис. 18. Поддержали бы Вы меня, если бы я предложил этот проект администрации города?