Не смейте забывать учителей!

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Не смейте забывать учителей!

Оленов Е.Д. 1
1Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №14"
Кремлева А.Б. 1
1Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №14"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В моей семье к учителям всегда относились уважительно. Несколько поколений моей семьи – мама с дядей, бабушка с дедушкой, учились в той же школе, что и я. И все они всегда с благодарностью и признательностью вспоминают своих учителей – учителя русского языка и литературы Галину Николаевну Краснорусскую, учителя математики Любовь Александровну Вилкову, учителя химии Людмилу Петровну Кочергову, учителя биологии Валерия Васильевича Субботина, учителя физкультуры Владимира Викторовича Кирюхина, учителя географии Софию Адамовну Корженевскую, учителей начальных классов Валентину Васильевну Сарафанову и Валентину Андреевну Танцереву, учителей русского языка и литературы Нину Тимофеевну и Елизавету Тимофеевну Краевых, учителя черчения Вениамина Петровича Карякина.

Я задумался, а что для меня значит "учитель"?

Учитель для меня – это человек, который делится своими знаниями, который направляет меня, помогает мне узнать и понять что-то новое. Для меня Учитель - это моя первая учительница Алевтина Борисовна Кремлева. Строгая, почти всегда с серьезным выражением лица, с громким голосом, но такая добрая и понимающая. Именно она подарила нам первые знания и привила любовь к школе. Моя первая учительница учит не только считать, читать и писать, но и быть настоящими людьми: добрыми, отзывчивыми, честными, учит уважать друг друга и помогать, когда трудно.

С ее помощью я научился многому: распределять время, добиваться поставленной цели, находить и исправлять свои ошибки.

Учительница первая моя...

Учительница первая - у каждого своя,

У всех она хорошая, но лучше всех…МОЯ!

Мне кажется, что быть учителем - это сложный и тяжкий труд. Потому что настоящий учитель должен сам постоянно учиться. Учиться своему предмету, чтобы быть в курсе новых веяний и событий в науке, чтобы отвечать на многочисленные детские "почему?". Потому что ему приходится работать с разными детьми, каждый из которых имеет свои особенности и привычки, свое воспитание, свой характер, свое отношение к учебе. Приходится разбирать наши споры и объяснять, кто прав, а кто нет, и как нужно поступить в той или иной ситуации. И каждому из нас, таких разных, он должен передать верные, глубокие и полезные знания.

Учитель - это уникальная профессия вне времени, моды и географии. Благодаря основам, полученным от учителей, люди сделали много открытий и изобретений, изменивших нашу жизнь в лучшую сторону. Являясь одной из древнейших, профессия учителя остается нужной и по сей день.

Цель исследования: показать значимость роли учителя в жизни каждого человека и сохранить память и уважение к учителям и их труду.

Для достижения этой цели я поставил перед собой задачи:

- определить необходимость и роль учителя в современном мире;

- найти информацию о памятниках учителям в Челябинской области;

- изучить материалы из истории школы №14 и выдающихся педагогах, которые внесли большой вклад в развитие школы;

- предложить форму сохранения памяти об учителях в г. Сатке.

Методы:

- анализ краеведческой литературы и интернет-источников,

- работа с фотоматериалами,

- наблюдение,

- сравнение,

- описание,

- обобщение.

Практическая значимость этой работы состоит в предложенной форме сохранения памяти об учителях в г. Сатке.

1. А нужен ли сегодня учитель?

Профессия учителя появилась одной из первых. Уже в первобытном обществе учили детей. Правда, те учителя не знали грамоты, но с ранних лет они обучали детей жить по определенным правилам. И жизнь ребенка часто зависела от знания этих правил. Уже в те далекие времена люди поняли потребность в передаче знаний следующему поколению и необходимость его воспитания. Первые учителя свои знания передавали из уст в уста или с помощью рисунков. Так начинали накапливаться, сохраняться, передаваться из поколения в поколение знания. Таким образом, появилась необходимость в людях, которые накапливают знания и могут передать эти знания другим. Так появилась профессия учитель.

В современный век информационных технологий, когда любая информация доступна в большом объеме и учитель не является единственным источником знаний, часто поднимаются вопросы: "А нужен ли сейчас учитель?".

Ответить на этот вопрос поможет легенда: «Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один вопрос: "Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу много рассказать. И я всему научился сам, мне никто не помогал. Ответьте мне вопрос: нужен ли мне Учитель?". Мастер рассмеялся: "Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ". Юноша ушел, он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему ответить. Через несколько дней он вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: "Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню по ту сторону реки. На берегу есть лодка, лодочник тебя переправит". На следующий день, утром юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и не знает, как добраться туда. Юноша спросил дорогу у лодочника, но он тоже не знал. Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать путь к деревне. И тогда Мастер сказал юноше: "Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы правильно ими воспользоваться, нужен Учитель".

Смысл легенды в том, что во всем разнообразии информации ребенку самому разобраться непросто. Ему нужен проводник. А слово "педагог" с древнегреческого языка переводится как "поводырь", "ведущий детей", человек, с которым дети открывают новые дороги.

Большой промежуток жизни каждого человека связан с учителем. Многие люди учатся, даже когда уже стали совсем взрослыми людьми. Поэтому и в древности, и в современном мире учителя нужны, их ценят, а их труд считается ответственным и благородным.

Мне понравилось стихотворение Галины Мячиной, в нем, очень точно описано значение учителя для каждого из нас.

Учитель - это вечное движение

И рельсы, не дающие свернуть.

Учитель - это центр притяжения,

Он - факел, освещающий нам путь.

Все школьники теплом его согреты,

Все дни его заботами полны.

И дети, словно малые планеты,

В орбиту его дел вовлечены.

Учитель - как садовник. Он стремится

Ребячьи души бережно растить.

И навсегда меж ними сохранится

Незримая связующая нить...

Эта нить и есть память об учителе, ведь в воспоминаниях каждого человека на протяжении всей жизни живет образ учителя. И каждый человек с благодарностью вспоминает своих учителей.

2. Памятники

У нас в стране поставлено много памятников военноначальникам, правителям, историческим деятелям, писателям, художникам.

Чтобы сохранить воспоминания и сделать память общей люди создают памятники. Памятник не только напоминает нам о людях и событиях, но и наглядно показывает, чем гордится и что ценит в своем прошлом современный человек, что он считает важным в своей жизни.

Мне стало интересно, есть ли в городах нашей Челябинской области памятники учителю? В ходе работы с информационными источниками я пришел к выводу, что памятники учителям встречаются довольно редко. Удалось найти информацию о 17 памятниках, расположенных в городах России, 7 памятниках, установленных за рубежом и 6 памятниках на территории Челябинской области.

Я решил найти и рассмотреть каждый памятник, посвященный учителю, находящийся на территории Челябинской области.

2.1 Первый памятник

Самый первый памятник учителю в нашей области установлен в г. Челябинске в 2004 году (Приложение №1). Памятник представляет собой композицию – учительница сидит и держит на коленях раскрытую книгу, рядом с ней стоит ребенок. Учительница внимательно смотрит на ребенка, который указывает в книгу пальцем, будто что-то спрашивает и ждет объяснений.

Мне кажется, что основная идея этой композиции в том, от того, какие ответы получают дети, на свои вопросы, напрямую зависит то, какими они вырастут.

Многие, подходя к памятнику, стараются потрепать мальчика за волосы, поэтому макушка ребенка вся блестит. Памятник расположен почти у самого конца пешеходной улицы, расположенной в центре Челябинска, которая известна как Кировка или Челябинский Арбат.

2.2 Памятник в г. Пласт

Следующий памятник учителю в Челябинской области был установлен почти через 10 лет, в 2013 году в г. Пласт (Приложение №2). Он расположен в городском парке культуры и отдыха, а его открытие было приурочено к празднованию Дня учителя.

Памятник является бронзовой скульптурной композицией, которая состоит из нескольких частей. Учительница стоит с учебником около доски с прописями. На нее внимательно смотрит сидящий за партой школьник, около которого стоит портфель. Скульптура отражает атмосферу настоящего класса.

Памятник можно считать интерактивным: место за партой рядом с учеником свободно, стать частью композиции может любой человек. Здесь любят фотографироваться и первоклашки, и выпускники.

2.3 Народный памятник

Через год после открытия памятника учителю в г. Пласт, в 2014 году, был установлен памятник учителю в г. Златоусте (Приложение №3).

Он находится возле педагогического колледжа. Композиция включает в себя фигуры учителя и ученицы, символизируя теплые отношения между ними. Цель скульптуры — показать особый статус и великую роль учителя в жизни каждого ученика и становлении личности. Учитель в данном случае - собирательный образ, воплощающий всех учителей. Он даст возможность каждому увидеть в нем черты своего педагога, который остался в сердце навсегда.

Этот памятник считается "народным", так как деньги на его установку собирали горожане. Во время сбора средств каждый желающий мог внести в книгу памяти имя своего любимого учителя.

Сквер, в котором установлен памятник, назван "Учительским". По новой традиции, здесь вручают студенческие билеты первокурсникам колледжа.

2.4 Сердце отдаю детям

В 2016 году в городе металлургов Магнитогорске торжественно открыли скульптурную композицию «Памятник Учителю» (Приложение №4). Разместилась она в сквере имени М. Ломоносова и представляет собой бронзовую фигуру учительницы – собирательный образ педагогов, ведущую по лестнице из книг ученика с ранцем за спиной.

Эта скульптура посвящена всем учителям: тем, кто был раньше, кто учит детей сейчас, и кто будет учить в будущем. Скульптура имеет эпиграф – известные слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Сердце отдаю детям».

Во время открытия памятника родилась легенда: если потереть ступеньку, учиться будет легко и приятно. Причем, каждому возрасту есть своя ступенька вверх по дороге к знаниям: выпускникам - верхняя, первоклассникам - первая, а если учишься в среднем звене, нужно потереть ступеньку посередине.

2.5 Памятник учителю в селе Варна Челябинской области

Ещё два памятника учителю в Челябинской области были открыты в 2018 году.

В селе Варна на торжественном мероприятии, посвященном 175-летию села, был открыт памятник "Первому учителю" (Приложение №5). Композиция установлена на площадке возле школы № 1 и включает в себя учительницу с «Родной речью» в руках и ученика, сидящего за партой.

Чтобы образы учителя и ученика получились реалистичными, автор проекта придумал целую историю. По его задумке, это учительница, которая только что окончила институт и приехала в сельскую школу, и вот она ведет свой первый урок. Скульптура также получилась интерактивной. Стать ее частью сможет любой человек.

2.6 Памятник учителю в Агаповском районе Челябинской области

В этом же году в Агаповском районе к профессиональному празднику учителей появилась аллея учителей (Приложение №6).

В ее центре - постамент с раскрытой книгой. На страницах книги цитата из стихотворения Ильи Шишкина: "Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей". Над созданием аллеи трудились и ученики, и коллектив школы, и работники местной администрации.

3. Проект памятника учителям в г. Сатка

Изучая памятники учителям в Челябинской области, я пришел к выводу, что в основном (5 из 6 памятников) имеют в центре композиции собирательный образ учителя женского пола. При этом все памятники учителю в Челябинской области вызывают чувство уважения и благодарности. Эти чувства зародили у меня идею создания памятника учителям в нашем городе.

Каким должен быть памятник учителю? Памятником называется статуя или бюст на пьедестале, установленные в память какого-либо человека, сыгравшего выдающуюся роль в жизни общества. Я обратился к истории школы №14 для того, чтобы определить тех педагогов, которые сыграли большую роль в ее развитии.

Ознакомившись с информацией о 80-летней истории школы, я узнал, что в школе работало много достойных учителей, такие как Филиппов Евгений Аркадьевич, Сарафанова Валентина Васильевна, Корженевская Софья Адамовна, Стрыгин Геннадий Иванович и другие. В качестве образа для создания композиции памятника учителям я выделил двух педагогов: Любовь Ивановну Агафонову, которая возглавляла школу около 19 лет, и Федора Николаевича Шатилова, участника войны, учителя географии и завуча школы.

Во время директорства Агафоновой Л.И. и работы завуча Шатилова Ф.Н. школа стала одним из самых известных учебных заведений области.

В школу постоянно приезжали делегации из других городов за опытом, здесь проводились семинары, конференции, открытые уроки. В этот период в школе были построены свои столярные и слесарные мастерские, появился кабинет автодела, столовая, теплица, тир, актовый зал и внутришкольная телефонная станция. В одной из первых в районе в школе были оборудованы кабинеты физики, химии, биологии.

Многие творческие детские коллективы школы стали лауреатами смотров художественной самодеятельности, а ученики – победителями спартакиад. Школа тесно дружила с шефами завода «Магнезит», в цехах которого старшеклассники получали рабочие профессии. За опытом в школу №14 приезжали педагоги из Челябинска, Миасса и других городов области.

Любовь Ивановна Агафонова и Федор Николаевич Шатилов – это выдающиеся люди, которые много внимания уделяли патриотическому воспитанию детей через преподавание истории нашей Родины, рассказы о войне и участии в ней русского народа. За особые заслуги перед городом и районом им было присвоено звание "Почетный гражданин города Сатки и Саткинского района".

3.1 Агафонова Любовь Ивановна (30.09.1916-06.11.2004)

Агафонова Любовь Ивановна, заслуженный учитель России (1960). Почетный гражданин г. Сатки (1998).

Родилась в с. Кошки Самарской губернии. В 1933 г. окончила педагогический техникум, поступила на вечернее отделение Оренбургского педагогического института, по окончании которого получила специальность учителя истории.

С 1952 года она преподавала историю в школе №14. А с 1955 по 1974 год возглавляла школу. В 1974 году Л.И. Агафонова переехала в г. Челябинск, возглавив школу №109. О её работе в школе №109 написана книга «Ты, я, наш отряд» Лии Симоновой.

Творческий труд директора средней школы №14 Л. И. Агафоновой был отмечен медалью имени Н. К. Крупской и орденом Трудового Красного Знамени.

3.2 Шатилов Федор Николаевич (29.01.1923-20.02.2013)

Шатилов Федор Николаевич, Почетный гражданин г. Сатки и Саткинского района (2003).

Родился в д. Викулино Рязанской области. Выпускник средней школы №13 г. Сатки. Заочно окончил Челябинский учительский институт с отличием.

С июля 1941 г. по октябрь 1945 г. служил в рядах Советской армии. Участвовал в боях на территории СССР, Польши, Германии, Чехословакии, Румынии, Австрии.

После демобилизации работал учителем географии, завучем, директором средней школы рабочей молодежи №2 г. Сатки. А с октября 1956 г. назначен завучем в среднюю школу №14. В 1969 г. стал директором средней школы №5. С января 1971 г. по январь 1983 г. работал заместителем директора по учебной работе Саткинского горно-керамического техникума, откуда вышел на пенсию.

Награжден орденами Красной Звезды, Красного знамени, Отечественной войны I степени, 12 медалями.

За заслуги в педагогической деятельности отмечен знаком «Отличник народного просвещения».

3.3 Композиция памятника учителям в г. Сатка

Изучая материалы темы, я обратил внимание, что образ учителя-мужчины не встречается ни в одном из памятников учителям в Челябинской области, кроме того, нет памятников, которые показывали бы учителя в движении. Поэтому при обдумывании композиции памятника учителям в г. Сатке мне показалась интересной идея изображения фигур двух учителей, идущих в направлении школы (Приложение №7).

Это мужчина и женщина - Любовь Ивановна Агафонова и Федор Николаевич Шатилов. В руках у них атрибуты, связанные с профессией учителя: у мужчины - глобус, а у женщины - книга. Они слегка развернуты друг к другу и ведут диалог, как будто, обсуждая школьные проблемы и задачи.

Важным в предлагаемой композиции, я считаю, то, что учителя движутся в направлении школы. Это как будто соединяет памятник с реальностью: образы памятника вместе с учащимися и работниками школы спешат на уроки.

Идущие образы учителей в памятнике движутся вперед. Я считаю, что это будет показывать, во-первых, что учитель постоянно находится в движении, что сама профессия не дает стоять на месте, а во-вторых, стремление учителей постоянно развиваться, накапливать все новые и новые знания, идти в ногу со временем.

Я думаю, что памятник учителям хорошо впишется в обновлённую благоустроенную территорию возле школы №14. Выбранное место будет полностью соответствовать значению памятника, а облагороженные аллеи и дорожки и обновление озеленения будет привлекать большое количество людей, которые смогут увидеть памятник учителям.

Кроме того, школа №14 расположена на одной из центральных улиц города и находится практически в культурном его центре – рядом Дворец культуры и Сквер Славы, помогающие создавать атмосферу торжественности и величественности. Все это будет способствовать тому, что огромному количеству жителей памятник учителю, установленный в сквере возле школы №14, будет напоминать о важной роли учителя в жизни каждого человека. А гости нашего города увидят, что здесь ценят и почитают учителей.

Заключение

Мы живем в информационном обществе, где знания, информация играют огромную роль. Чтобы быть успешным в современном мире, нам необходимо постоянно учиться. Это показывает важность роли обучения в жизни человека. А главным человеком, который нас учит, является учитель. От него во многом зависит, какими мы вырастем и как устроимся в жизни. Профессия учителя во все времена была и остается наиболее почетной, но одновременно трудной. Задача учителя в обществе не изменилась за века. Он также, как и тысячелетия назад, должен донести своим ученикам полный круг знаний.

В ходе работы над проектом я подтвердил важную роль учителя в жизни каждого человека, его необходимость в современном мире.

Кроме того, я рассмотрел памятники учителю, установленные в городах Челябинской области, а также ознакомился с историей школы №14 и педагогами, которые внесли большой вклад в ее развитие.

На основании изученной информации я предложил возможный вариант композиции памятника учителям в городе Сатке и обозначил наиболее желательное место его установки в нашем городе.

 

Список использованных источников и литературы

1. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

2. Симонова Л. Ты, я, наш отряд. – М.: Детская литература, 1982.

3. Памятник учителю, созданный на народные деньги, открыт в Златоусте. Учительская газета, 2014, 21.09.

4. Учитель, перед образом твоим… Магнитогорский металл, 2016, 13.09.

5. Эйбушитц К. В Златоусте открылся памятник Учителю. Златоустовский рабочий, 2014, 19.09.

6. В Агаповском районе появился памятник учителю [Электронный ресурс]– Режим доступа: (http://media-zvezda.ru/news/education/v-rajone-poyavilsya-pamyatnik-uchitelyu.html) (04.10.18)

7. Войнова В., Михаил Юревич открыл памятник «Учитель и школьник» в Пласте. [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.1obl.ru/news/kultura/otkryl-pamyatnik-uchitel-i-shkolnik-v-plaste/ (05.10.14)

8. В Варне появилась скульптура «Первому учителю». [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://www.1obl.ru/tv/vremya-novostey/vremya-novostey-ot-24-07-2018/v-varne-poyavilas-skulptura-pervomu-uchitelyu/ (24.07.18)

9. В Пласте открыли памятник учителю. [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://74.ru/text/gorod/59425551/ (03.10.13)

10. История школы № 14. [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://school14satka.ucoz.ru/index/o_shkole/0-8

11. История школы № 14. [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://school14satka.educhel.ru/about/history1

12. Почетные граждане Саткинского района. [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://satadmin.ru/pochetnye-grazhdane-satkinskogo-rayona

Приложение 1

Памятник учителю в г. Челябинске

(установлен в 2004 г.)

Приложение 2

Памятник учителю в г. Пласт

(установлен в 2013 г.)

Приложение 3

Памятник учителю в г. Златоусте

(установлен в 2014 г.)

Приложение 4

Памятник учителю в г. Магнитогорске

(установлен в 2016 г.)

Приложение 5

Памятник учителю в селе Варна Челябинской области

(установлен в 2018 г.)

Приложение 6

Памятник учителю в Агаповском районе Челябинской области

(установлен в 2018 г.)

Приложение 7

Проект памятника учителям в г. Сатке

24

Просмотров работы: 885