Создание детской книги о Свердловске в годы Великой Отечественной войны

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание детской книги о Свердловске в годы Великой Отечественной войны

Истомина В.А. 1
1МАОУ СОШ №69
Голенцева О.В. 1
1МАОУ СОШ № 69
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край,

Солдаты подарили всей планете

Великий май, победный май!

Меня зовут, Истомина Виктория, я учащаяся 2 «В» класса школы №69 г. Екатеринбурга. Я живу в прекрасном городе. Я люблю и горжусь им. Мне интересна его история, памятники и достопримечательности.

В этом году весь наш класс принимал участие в олимпиаде «Наше наследие», которая была посвящена годам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Готовясь к олимпиаде, я прочитала книги о военном времени, посмотрела фильмы, фотографии тех лет и меня очень затронуло то тяжёлое время. Это была одна из самых долгих и кровавых войн. Нет ни одной семьи, которую не затронула бы война. Такой жестокой и страшной войны, какой была Великая Отечественная, мир не знал никогда. Как страшно и тяжело жилось в то время. Мне стало интересно узнать, как жил наш город во время войны. Как люди моего города встретили войну? Как справлялись с трудностями? Голодали ли они? Были ли здесь военные действия? Учились ли дети в школе в то время?

Я начала искать информацию по моему городу и столкнулась с большой проблемой, что нет детской литературы о Свердловске военных лет. Вся имеющаяся литература ориентирована на взрослых и написана тяжелым для понимания детей языком. И мне захотелось собрать необходимую информацию, самой пройтись по памятным местам и создать детскую книгу для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Актуальность проекта выражена стремлением сохранить память о годах Великой Отечественной войны. Знать историю своего города - значит, любить его. Если с самых ранних лет рассказывать детям о месте, где они живут, они обязательно вырастут активным и ответственным горожанами.

Наше исследование Свердловска в период Великой Отечественной войны поможет лучше узнать военно-исторический облик города, повысить чувство гордости за сою Родину и своих земляков, чувство патриотизма и быть просто интересным проведением досуга.

В 2020 году отмечается юбилейные дата - 75-лет Победы в Великой Отечественной войне. С каждым годом людей, прошедших войну, становится всё меньше, но память о том, что они спасли Родину и наше будущее, должна передаваться из поколения в поколения. Подвиг и героизм людей нельзя позволить забыть!

Объект исследования: информация о городе Свердловске в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: выявление значимой и интересной информации для детей дошкольного и младшего школьного возраста о жизни города Свердловска в годы Великой Отечественной войны.

Мы выдвинули гипотезу, что если восстановить хронологию событий военных лет можно выяснить вклад города Свердловска в Великую Победу, сохранив память о том времени.

Цель нашего проекта: создание детской книги для дошкольного и младшего школьного возраста, посвященной жизни города Свердловска во время Великой Отечественной войны как память о моих земляках.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Прочитать книги и статьи о Свердловске военных лет

Изучить опубликованные материалы в сети Интернет

Посетить музеи по военной тематике

Изучить семейный фотоархив

Побеседовать с жителем Свердловска

Провести осмотр памятных мест города

Обобщить собранный материал

Создать детскую книгу «Свердловск в годы Великой Отечественной войны»

Методы исследования: поиск, сбор и анализ информационных источников, чтение литературы, публикаций о войне 1941-1945 года, работа с экспонатами музеев города по военной тематике, обзор памятных мест, беседа с жителем города, обобщение результатов исследования.

Практическая значимость: материал моей исследовательской работы может быть использован при проведении тематических классных часов, посвященных Великой Отечественной войне, как в начальной школе, так и в детском саду. Созданная нами книга познакомит детей с историей родного края, поможет узнать историю жизни нашего города в годы войны. Мы разместим книгу в нашей школьной библиотеке, и ей сможет воспользоваться любой читатель, желающий узнать о жизни нашего города в годы Великой Отечественной войны.

На долю страны выпало время тяжелейших испытаний и потерь. В ней погибло более 27 миллионов советских граждан. Война длилась 1418 дней и ночей. Это были дни горя, лишений, крови и тяжёлых утрат. Эта война стала для нас историей. Чтобы идти вперёд, мы должны знать своё прошлое, свою историю. Подвиг и героизм людей нельзя позволить забыть! Ведь только зная прошлое, мы можем заглянуть в будущее!

Теоретическая часть:

Свердловск в годы Великой Отечественной войны

1.1 Переход на режим военного времени

Своё исследование я решила начать с изучения книг и статей о Свердловске военных лет. Как мы все знаем, война началась 22 июня 1941 года. В 4 часа утра, фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Зловещее дыхание Второй мировой войны не обошло и территорию Свердловска. А что же писали в газетах в этот день? Мы решили пролистать страницы местной газеты «Уральский рабочий» и узнать, чем жил Свердловск в те годы накануне войны. 22 июня 1941 года в газете еще ничего не говорится о начавшейся войне. Только на следующий день опубликовали о военном положении. (Приложение 1, Фото 1)

В следующих выпусках газеты в основном речь идет о мобилизации: сил, людей, ресурсов, денег. Очень много заголовков: «В цех, как на фронт», «Годовой план выполнен досрочно», «Боевая задача молодежи области». Все военные выпуски газеты похожи друг на друга. Заголовки становятся фоном, на фоне которого жили и работали люди. Сводки с фронтов и призывы трудиться самоотверженно занимают первые полосы газеты на четыре с лишним года. Новостям о жизни города оставляют последние страницы.

В первый день войны на площади 1905 года свердловчане услышали обращение министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова о нападении фашистской Германии на Советский Союз. [3]

Как и многие советские города, Свердловск не был готов к вероломному нападению врага. Но уже в июне 1941 года был разработан план мобилизации всех сил на борьбу с врагом. [7]

Город и область охватили многочисленные митинги, на которых тысячи уральцев изъявили желание немедленно пойти на защиту Родины. Призывники уходили на фронт с площади Обороны, где сейчас расположен монумент «Седой Урал».

Город отправил на фронт более ста тысяч жителей города. Каждый третий из свердловских призывников погиб или пропал без вести. Их ратный подвиг был отмечен Родиной орденами и медалями. 11 уроженцев города и 62 человека, чья судьба так или иначе была связана с довоенным Свердловском, были удостоены звания Героя Советского Союза. [5]

1.2 Промышленность в годы войны

В начале войны вся промышленность Свердловска молниеносно перестроилась на военный лад. Главным ориентиром, безусловно, стали нужды фронта. Было сразу же принято решение об эвакуации всех предприятий на Урал.

Эксперты отмечают, что именно на Урал эвакуировали по нескольким причинам. Во-первых, была уверенность, что до этой территории немцы не дойдут. Во-вторых, здесь, в Свердловской области, были и ценные кадры, и площадки для массового строительства. Большую роль сыграла развитая железная дорога. [5]

Практически сразу «по закону военного времени» заводы и фабрики города перешли на 12-часовой рабочий день, работникам запрещалось опаздывать, уходить с работы раньше положенного, отменялись отпуска, работали в две смены. На заводах и фабриках города вёлся строгий учёт сотрудников, была жёсткая дисциплина. [6]

Труд тыловиков – это был ежедневный подвиг, который в то время как подвиг не ощущался. Но, если бы тыл не смог обеспечить армию вооружением, продовольствием и снаряжением, конечно, победа была бы невозможна.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграл Свердловск в годы войны – именно тогда он стал называться опорным краем державы, именно тогда появилась знаменитая картина «Седой Урал кует победу», выполненная испытателем танков, харьковчанином Иваном Игнатьевичем Воскобойниковым. (Приложение 2, Фото 1)

1.3. Как люди спасались от голода

В годы войны население Свердловской области увеличилось за счёт эвакуированных. Это создавало серьёзные проблемы для военного Свердловска. Людей надо было чем-то кормить. Это было голодное время. Продукты нельзя было купить в магазинах. Они выдавались по карточкам.

Меню заводских рабочих было очень скромным. Капуста, вода, соль, немного растительного масла плюс 500-800 граммов сырого хлеба на гороховой муке - вот рацион рабочего, занятого на военном производстве. [5]

Чтобы как-то решить проблему голода, придумали наделять рабочих земельными участками, участки выделялись небольшие - от одной до трех соток в черте города, на них выращивали картошку. Часть урожая горожане отдавали государству - он отправлялся на фронт, в госпитали и дошкольные учреждения.

Проводились ярмарки огородников, лучшего огородника поощряли - могли дать отрез на платье или, к примеру, бирку на пальто. Школьники помогали выращивать и собирать урожай, работали на приусадебных участках, собирали грибы и ягоды в лесу, выращивали картофель. [4]

В годы войны в подвальных помещениях гостиницы «Большой Урал» начал работать пищевой комбинат: производили здесь суповые концентраты, кондитерские изделия и другую продукцию. Чтобы производить продукты питания, естественно, нужно было сырьё. Суповой концентрат делали из дикорастущих трав, кофейный напиток - из корня лопуха, чай - из хвои. Овощи и фрукты мыли в холодной воде, горячего водоснабжения на производстве не было.

1.4. Госпитали города Свердловска

За период 1941–1945 годов в Свердловске количество госпиталей в городе увеличилось с 10 до 49, там размещалось около 16 000 коек. [5]

Госпитали часто располагались в зданиях школ. Первой в эвакогоспиталь превратилась 37-я гимназия. Вслед за ней сменили школьное оборудование на хирургическое гимназии № 9, 2, 40. Школа № 1 на ВИЗ-бульваре в годы войны принимала раненых.

Самый большой госпиталь в Свердловске - № 414 на 1600 коек - разместился на седьмом этаже Дома промышленности по адресу улица Мамина-Сибиряка, 145. Сейчас в этом здании находится НПО Автоматики.

Госпитали были в основном хирургического профиля. Места за операционными столами пришлось занять женщинам, потому что мужчины ушли на фронт в первые дни войны. В тылу оставались в основном недавние выпускники, точнее, выпускницы мединститута, которых «укрепили» эвакуированными с оккупированных территорий специалистами. [8]

В Свердловск везли тяжелораненых бойцов. Процент излечения был высок, более половины раненых возвращались обратно на фронт. За годы войны свердловчане сдали более 70 тонн донорской крови.

1.5. Научно-образовательная и

культурная деятельность в годы войны

В годы войны Свердловск стал крупнейшим научно-образовательным и культурным центром. Сюда эвакуировали театры, музеи, учебные заведения. Свердловск стал убежищем для известных артистов, композиторов, поэтов и научных сотрудников.

Известная детская поэтесса Агния Барто с сыном в годы войны находилась в Свердловске. Она участвовала в агитационных собраниях, ездила в приюты и устраивала бесплатные поэтические вечера по всей области, работала токарем на заводе. [1]

С 1941 по 1942 годы великая балерина Майя Плисецкая с семьёй находилась в Свердловске в эвакуации. Возможности заниматься хореографией в эти годы почти не было. Майя вместе с мамой работали в регистратуре поликлиники. «Зима в Свердловске лютая. Ноги в часовых стояниях зябли отчаянно. О балете было забыто» - так вспоминала Майя Плисецкая о том времени. Но, несмотря на военную обстановку, именно в Свердловске Плисецкая станцевала самую знаменитую партию - «Умирающего лебедя». [4]

Самый известный диктор советского радио Юрий Левитан в обстановке строжайшей секретности уехал в Свердловск. Он выходил в эфир именно из Свердловска, из радиоточки на улице Радищева, 2. Самые знаменитые его слова «Внимание, говорит Москва!» на самом деле звучали из нашего города. (Приложение 2, Фото 2) [5]

В эвакуацию пришлось отправить шедевры Эрмитажа. Вместе с музейными работниками плечом к плечу трудились обычные горожане, студенты и художники, которым спасение экспонатов было дороже собственной жизни. [6]

В это время возникли Уральский народный хор и оркестр народных инструментов. Артисты старались всячески поддержать раненых в госпиталях. Для них устраивали концерты и спектакли.

2. Практическая часть: Исследование информации

о Великой Отечественной войне в Свердловске

2.1. Знакомство с экспонатами музеев города по военной тематике

Мы посетили музеи города по военной тематике. (Приложение 3, Фото 1,2) Музей Боевой славы Урала ФГУ Дом офицеров, посвящен вкладу Урала в Победу - боевым подвигам воинов-уральцев в годы войны.Меня очень впечатлил редкий кадр того времени. Свердловчане по радио узнают об объявленном военном положении. (Приложение 3, Фото 3) Люди еще не понимали насколько масштабной и долгой окажется эта война, сколько сил, терпения от них потребуется, сколько горя, лишений и голода они переживут.

В музее я видела много экспонатов того времени: редкие кадры кинохроник тех лет, письма с фронта, военную форму, противотанковые бомбы, обломки снарядов, оружие, награды, дневники, кусочек блокадного хлеба и многое другое. Для своей работы я собрала информацию о жизни свердловчан в тылу. Все военные события показаны через судьбы уральцев. Представлены их письма, документы, награды, личные вещи.

В музее «Крылатая гвардия» я увидела военные машины, ружья, форму, патроны, всё, что необходимо для воздушных войск. Представленная выставка «Победа» позволила мне осмыслить ход Великой Отечественной войны, показала о пути преодоления фашизма советскими гражданами на фронте и в тылу.

Музей военной техники «Боевая слава Урала» является одной из крупнейших выставочных площадок военного профиля в России. В этом музее я изучила историю Великой Отечественной войны по экспонатам военной техники, которых в данном музее представлено огромное количество. Экскурсия по музею дала мне возможность представить общую картину Великой Отечественной войны.

2.2. Беседа с жителем города

С каждым прожитым днём всё дальше отдаляемся мы от военных лет. Всё меньше остаётся людей, живших в то время. Я очень рада, что ещё могу пообщаться со своей прабабушкой – Юрковской Валентиной Михайловной, в прошлом году ей исполнилось 90 лет. Ей было 11, когда началась война. (Приложение 4, Фото 1)

С особым волнением и слезами на глазах вспоминает она военные годы. Чего только не пережила – выращивала и собирала урожай на полях, в последний год войны даже стояла у станка, пережила страшный голод и холод. «Да и детства у нас не было, мы сразу стали взрослыми», - так она вспоминает. Дома они готовили очень простую еду. Варили суп из картофеля и даже из картофельных очисток. Картофель мешали с лебедой, крапивой и делали лепешки на воде. Хлеб выдавали по карточкам, строго дозировано на человека. (Приложение 5, Фото 1) О мясе или мясных продуктах не было и речи. Мясо не могли себе позволить, и его не было. Есть хотелось постоянно. Вместо еды пили много воды.

Многие школы переоборудовали в госпитали. (Приложение 5, Фото 2) Время на учёбу практически не было. Нужно было работать на фронт. Но, несмотря на войну, обучение школьников не приостанавливалось. Учиться было трудно. Не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Основным предметом в школе был немецкий язык, школьников учили военному делу, как обращаться с винтовкой, как копать окопы. Школа готовила защитников Родины.

Все ребята того времени были тимуровцами. После школы помогали семьям фронтовиков, пожилым людям – кололи и заготавливали дрова, носили воду, топили печки, собирали золу, пололи огород, шествовали над госпиталями, помогали раненым. (Приложение 5, Фото 3) Ребята постарше, помимо уроков и домашних заданий, которые никто не отменял, сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки наравне со взрослыми.

Её отец - Чусовитин Михаил Иосифович служил на белорусском фронте в районе города Ровно. Был сильно ранен и его отправили в Казань. Он награждён Орденом Отечественной войны II степени. Прабабушка на всю жизнь запомнила, как провожали отца на войну: «Какой плач стоял, когда на фронт провожали, никогда не забуду». (Приложение 6, Фото 1)

Старшая сестра работала в тылу на аппаратном заводе «Уралэлектротяжмаш» («Уралэлектроаппарат»), все военные годы. Она делала детали для "Катюш". (Приложение 6, Фото 2) Работали тогда в основном девочки. Ребятам приходилось вставать на деревянные ящики, чтобы дотянуться до станков. Работа была не лёгкой, работали в две смены не покладая рук, была жёсткая дисциплина. Все силы были брошены на победу!

«Война научила нас выживать, не бояться трудностей, находить выход из безвыходной ситуации и работать, работать, работать. Только совместный труд, забота друг о друге, нам обеспечили и сохранили жизнь».

В рассказе моей прабабушки – судьба целого поколения. Каждый житель того времени будь он на фронте или в тылу, взрослый или ребёнок внёс свой непосильный вклад в Победу.

2.3. Обзор памятных мест города

После того, как необходимая информация была собрана, я решила отправиться со своей семьей и самостоятельно провести осмотр памятных мест города. Начали свою экскурсию с площади Обороны. С этой площади свердловчане в годы Великой Отечественной войны провожали на фронт своих родных и близких. В центре площади находится памятник «Седой Урал». Огромная бронзовая скульптура мастера-кузнеца, держащего в руке вложенный в ножны меч, олицетворяет Седой Урал, все военные годы ковавший оружие для фронта и отправлявший на поля сражений своих лучших сыновей и дочерей. (Приложение 7, Фото 1 )

Очень впечатляет мемориал детям войны и труженикам тыла возведенный на территории Орджоникидзевского района. Место выбрано не случайно. Именно в этом районе находились крупнейшие заводы региона, выпускавшие продукцию для фронта. На земле, где сейчас стоит мемориал, в годы войны находились бараки, в которых жили дети, работники, приехавшие отовсюду на Урал. Мальчик и девочка несут символический крест, собранный из снарядов и деталей для военной техники крест изнурительного труда во имя Победы. (Приложение 7, Фото 2)

В городе возведено более 17 мемориалов в память о войне. Мы провели осмотр этих мест. Все памятники напоминают нам о той цене, что заплатила наша страна за мир на земле, о суровых событиях Великой Отечественной войны, о её героях. Я отметила на карте города все памятные места, связанные с Великой Отечественной войной. Эту информацию включу в свою книгу. (Приложение 8, Изображение 1)

2.4. Создание детской книги

«Свердловск в годы Великой Отечественной войны»

Мы восстановили хронологию событий тех лет и выяснили, что жители Свердловска внесли огромный вклад в Великую Победу. Свердловск по праву можно назвать «Городом трудовой доблести и славы». Исходя из этого, наша гипотеза подтвердилась.

Впечатлённые рассказом прабабушки, собрав всю необходимую информацию о городе, мы приступили к созданию книги «Свердловск в годы Великой Отечественной войны» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мы постарались выбрать наиболее основную и доступную для понимания детьми информацию о военном времени. Книга - это мой детский взгляд на жизнь города Свердловска в годы Великой Отечественной войны. При этом, мы не допускали искажения существующих данных и хронологии событий. Для того, чтобы книга была интересной и наглядной для моих будущих читателей, я включила в неё множество своих иллюстраций.

После составления готового варианта рукописи книги мы приступили к изданию печатного образца книги. В роли редактора книги выступил мой учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 69 Голенцева Ольга Витальевна. Все нарисованные мной иллюстрации были отсканированы нами в электронном варианте. Для работы над оформлением макета нашей книги мы выбрали простую в использовании программу графического дизайна Canva. С помощью этой программы мы выбрали макет будущей книги, добавили подготовленные нами материалы, иллюстрации, фотографии. После составления готового электронного варианта, мы распечатали книгу в типографии. (Приложение 9,10)

Также дополнительно к книге мы разработали игровое пособие для детей «Что ты знаешь о Свердловске в годы Великой Отечественной войны?», включив туда интересные задания, загадки, кроссворды и многое другое. (Приложение 11)

Готовую книгу и пособие в бумажном варианте мы разместили в нашей школьной библиотеке, и ими могут воспользоваться все читатели, желающие больше узнать об истории нашего города.

Заключение

В результате проделанной работы мы выяснили, что наш город внес значительный вклад в общее дело Победы в Великой Отечественной войне.

В Свердловск массово эвакуировали людей, предприятия, заводы, госпитали, учреждения, музеи. Свердловск стал главным заводским тылом страны. Производили практически все, от танков и сплавов до одежды и кисетов. Город обеспечивал фронт, работая круглосуточно, без выходных и отпусков только для того, чтобы солдаты могли использовать самое передовое оружие и защищать границы и право русского народа на существование. Была жёсткая дисциплина. Труженики заводов терпели голод, холод и нищету, работая на износ. Каждый второй танк, участвовавший в Великой Отечественной войне, был оснащён свердловской уралмашевской бронёй.

Во время работы над проектом я узнала, что дети очень помогали фронту наравне со взрослыми. Они работали в полях, сажали и собирали урожай, помогали раненым в госпиталях, их призывали работать на заводах, как взрослых в армию. И всё это - ради Победы!

Я выяснила, что более ста тысяч жителей Свердловска воевали в рядах Красной Армии. Каждый третий из свердловских призывников погиб или пропал без вести.

Теперь для меня строчки «Все для фронта, все для победы над врагом!» не просто слова, а настоящий закон жизни того тяжёлого времени. Очень хотелось бы, чтобы никто и никогда не забывал, какой ценой достался этот мир.

Восстановив хронологию событий тех лет и выяснив, что жители Свердловска внесли огромный вклад в Великую Победу. Свердловск по праву можно назвать «Городом трудовой доблести и славы». Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Осуществление данного проекта позволило мне развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить анализ и обобщение полученных результатов.

Впечатлённая рассказом прабабушки, изучив всю необходимую информацию о городе, мы приступили к созданию книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Свердловск в годы Великой Отечественной войны» как память о моих земляках, сражавшихся во имя Победы. Книга – это мой детский взгляд на жизнь города Свердловска в годы Великой Отечественной войны. Поставленная нами цель была достигнута.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что не только героизм и отвага солдат, но и тяжелый, порой изнуряющий труд в тылу, труд детей того времени, во имя победы помогли выстоять нашим прадедам в этой страшной и жестокой войне, унесшей миллионы жизней.

В этом году исполняется 75 лет со Дня Победы. Но я очень хочу, чтобы память о моих земляках, что спасли наше будущее, передавалась из поколения в поколение. Я очень надеюсь, что наша книга поможет лучше понять детям военное время, и покажет какой прекрасный и очень хрупкий наш мир, так важно научиться его беречь!

Используемые источники информации

Барто А.Л. Дневник Наташи Ивановой / Агния Барто. – Москва, 2018. – 80 с.

Войтенко А.А., Пьедесталы бессмертия. Памятники и памятные места Великой Отечественной войны Свердловска-Екатеринбурга – Екатеринбург, 2010.

Великая Отечественная война. Исследования, документы, комментарии. -- М.:, 2015. -- 312 с.

Протасова Е. В. Военное детство в воспоминаниях уральцев о 1941-1945 годах / Е. В. Протасова // Научный диалог. - 2017. - № 10. - С. 355-367.

Сперанский А.В. На войне как на войне... Свердловская область в 1941-1945 гг. // Коллективный труд Екатеринбургских учены х - Екатеринбург, 2015, 408с.

Свердловская область. Страницы истории. 1934-2014, Екатеринбург, 2014, 544с.

Нерсесов Я.Н. Война народная. Великая Отечественная война 1941-1945гг.

Жизнь Свердловска в годы Великой Отечественной войны // Комсомольская правда. - 9.05.2015г. - URL: https://www.ural.kp.ru/daily/26378/3257753/ 

Памятники героям Великой Отечественной войны в Екатеринбурге // Медиапроект об образовании «Сила места». - 5.05.2017г. - URL: http://sila-mesta.ru/ural/pamyatniki-geroyam-velikoj-otechestvennoj-vojny-v-ekaterinburge/

Свердловск во времена ВОВ // Интернет-форум - URL: http://www.1723.ru/forums/?showtopic=61&st=60

Приложение 1

Фото 1. Газеты «Уральский рабочий» от 22 и 23 июня 1941 года

Приложение 2

Фото 1. Картина «Седой Урал кует победу», 1944 г.

Художник Иван Игнатьевич Воскобойников, испытатель танков.

Фото 2. Советский дикторЮрий Борисович Левитан.

Здание на улице Радищева, 2, в котором располагался радиоцентр.

Приложение 3

Фото 1. Музей Боевой славы Урала ФГУ Дом офицеров, музей «Крылатая гвардия» г. Екатеринбург, музей военной техники «Боевая слава Урала»

г. Верхняя Пышма

Фото 2. Изучение экспозиции музеев

Фото 3. Свердловчане слушают выступление В. М. Молотова. Свердловск. Площадь 1905 года. 22 июня 1941 года.

Приложение 4

Фото 1. Юрковская Валентина Михайловна,

дата рождения: 4 декабря 1929 г.

Приложение 5

Фото 1. Карточки на хлеб

Фото 2. Госпитали, размещенные вшколах города Свердловска

Фото 3. Школьные отряды тимуровцев за работой

Приложение 6

Фото 1. Чусовитин Михаил Иосифович

24.10.1904 – 24.07.1997

Фото 2. Аппаратный завод «Уралэлектротяжмаш», боевая машина реактивного залпового огня «Катюша»

Приложение 7

Фото 1. Площадь Обороны. Памятник «Седой Урал».

Свердловчане уходят на фронт, 1941 год.

Фото 2. Мемориал детям войны и труженикам тыла.

Приложение 8

Изображение 1. Карта памятных мест, связанных с

Великой Отечественной войной, г. Екатеринбург.

1.Мемориал "Вечный огонь" на площади Коммунаров

2.Памятник студентам, преподавателям и сотрудникам Уральского политехнического института, погибшим в боях (расположен в южной части площади имени Кирова перед учебными корпусами)

3.Памятник войнам Уральского добровольческого танкового корпуса (в центре Привокзальной площади)

4.Мемориал уралмашевцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (на площади Первой пятилетки)

5. Широкореченский мемориал в память о войнах

6. Мемориал рабочим Верх-Исетского завода, погибшим на фронте и тем, кто ковал победу в тылу

7.Памятник разведчику Николаю Ивановичу Кузнецову (на ул. Фестивальной около здания Дворца народного творчества)

8. Памятник маршалу Жукову Г.К. (на проспекте Ленина на площади перед зданием штаба Центрального военного округа)

9. Памятник разведчикам-мотоциклистам (в Центральном парке культуры и отдыха)

10. Памятник войнам-железнодорожникам на улице Челюскинцев, у здания Дворца культуры железнодорожников)

11.Памятник войнам-спортсменам Урала (на аллее, ведущей к Ледовому Дворцу спорта)

12. Памятник "Седой Урал" (на площади Обороны)

13. Мемориал детям войны и труженикам тыла

14.Памятник "С чего начинается Родина" (около здания ДК Железнодорожников)

15. Памятник военному связисту (на улице Шейнкмана)

16.Памятник военным медикам (у главного входа в госпиталь ветеранов войны)

17. Памятник военным контрразведчикам

18. Здание на ул. Радищева, 2, где в годы войны Юрий Левитан выходил в эфир радио, здесь располагался центр радиовещания

19. Музей Боевой славы Урала Дом офицеров ЦВО , ул. Первомайская, 27

20.Уральский государственный военно-исторический музей "Крылатая гвардия", ул. Крылова, 2а

21. Музей истории Екатеринбурга, ул. Карла Либкнехта, 26

22. Музей истории Уралмашзавода, бул. Культурв, 3

23.Музей военной техники «Боевая слава Урала», г. Верхняя Пышма, ул. Александра Козицына, 2

Приложение 9

Фото 1. Работа над созданием детской книги «Свердловск в годы Великой Отечественной войны» и игрового пособия для детей «Что ты знаешь о Свердловске в годы Великой Отечественной войны?»

Приложение 10

Страницы книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста «СВЕРДЛОВСК В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Приложение 11

Страницы игрового пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста «ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ О СВЕРДЛОВСКЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ?»

Просмотров работы: 158