История новомучеников Кубанских

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История новомучеников Кубанских

Солод А.И. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Штомпель Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Восьмого февраля Русская Православная Церковь чтит память новомучеников и исповедников Российских - всех тех, кто погиб в годы большевистского переворота, гражданской войны и репрессий от воинствующих атеистов за веру Христову. Незадолго до этой даты в Москве произошло событие, которое навсегда войдет в историю Кубани. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века пятерых священников, расстрелянных на Кубани осенью 1921 года: Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Михаила Лекторского, Григория Троицкого, Иоанна Яковлева. Они стали первыми жителями Кубани, канонизированными в лике святых (см. приложение I рис.1). Актуальность данного проекта можно определить так: изучение жизни новомучеников позволяет задуматься о трагедии русской православной церкви в годы гонений в начале ХХ века, и поможет постараться в будущем избежать подобных трагедий. Целью моей работы является рассмотреть и проанализировать жизнь и посмертие новомучеников Кубанских. Основные задачи исследования: Собрать документальный материал; провести анализ полученных материалов и обобщить данные; обобщающий, связанный с оформлением самой работы. Предмет исследования – жизнь и посмертие новомучеников Кубанских. Для написания работы использовались: монографическая литература, интернет ресурсы, материалы Староминского музея и архива, интервью с благочинным Свято-покровского прихода отцом Алексеем Самойленко. Методологической основой данной работы является объективность, использование конкретно-исторического метода.

Кубанские Новомученики.

Православная Церковь на Кубани пережила все этапы репрессий, обрушившиеся на нее в ХХ веке. Народная память хранит имена убитых священнослужителей и монахов, названия разрушенных храмов и монастырей. Некоторые из них, к нашему позору, до сих пор зияют черными глазницами разбитых окон и взорванных куполов. Во время "перестройки" для многих кубанцев настоящим откровением стала книга священника Михаила Польского Зарубежной Русской Православной Церкви "Новые мученики российские". В ней содержалось немало данных о гонениях на епископов и священников, живших на Кубани. Записаны они были со слов эмигрантов. Тогда же некоторые историки и общественные организации начали сбор сведений и материалов о кубанских новомучениках. Одним из таких энтузиастов стал журналист и краевед Э.А. Широкобородов, который представил материал о станичном священнике отце Петре Кудрявцеве. На Всесвятском кладбище Краснодара были обозначены могилы некоторых из них. С того времени до момента прославления первых кубанских новомучеников прошло больше десяти лет. В России поминовение новомучеников Российских началось с 1991 года, а в 2000 году на Архиерейском Соборе к лику святых было причислено сразу 1154 мученика и исповедника, в земле Российской просиявших. Сразу было сказано, что это не окончательный список. Во всех епархиях Русской Православной Церкви были созданы комиссии, которым было поручено вести сбор данных о новомучениках своих областей и готовить документы на их канонизацию. Такая комиссия была создана и при Екатеринодарской епархии. В настоящее время ее возглавляет священник Сергий Токарь - настоятель Свято-Троицкого собора г. Армавира и ректор Армавирского Православно-социального института. На юбилейном Архиерейском Соборе 13-16 августа 2000 года был принят документ о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Определением Собора, по представлению Красноярской епархии, был прославлен кубанский священномученик Иоанн Емельянович Пригоровский, пострадавший в 1918 году. Через несколько лет на заседании Священного Синода 26 декабря 2003 года в числе прочего был заслушан доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о материалах к прославлению новомучеников и исповедников Российских. Святейший Патриарх и Священный Синод постановили включить в Собор новомучеников и исповедников имена пяти священнослужителей от Екатеринодарской епархии (священномучеников Михаила ЛекторскогоИоанна ЯковлеваАндрея КовалеваГригория ТроицкогоГригория Конокотина). 4 мая 2017 года решением Священного Синода в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской были включены имена священномучеников Александра Флегинского и Михаила Лисицына, погибших от рук большевиков в 1918 году (см. приложение VI рис. 1), (см. приложение VII рис. 1). В честь и память новомучеников кубанских был построен и торжественно освящен храм в городе Кореновске современной Тихорецкой и Кореновской епархии. (см. приложение I рис. 2). На территории Краснодарского края Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской посвящены храмы в станице Северской Северского района, селе Верхневеселом города Сочи и станице Ленинградской, ведется строительство храма в городе Краснодаре. [6]

2.Жизнеописания прославленных священномучеников Кубанских.

А) Иерей Иоанн Пригоровский Священномученик Иоанн Пригоровский (1875-1918), день памяти 4 мая.

Священномученик Иоанн Емельянович Пригоровский родился 4 января 1875 года в семье пономаря Черниговской епархии Емельяна Пригоровского. После окончания в 1897 году Черниговской духовной семинарии он был направлен на служение псаломщиком в село Мостовое Ставропольской и Екатеринодарской епархии. С 1898 года он служил в сане диакона в Ильинском храме станицы Незамаевской, а затем в сане священника в хуторе Кугоейском, где был заведующим и преподавателем Закона Божия в местной церковно-приходской школе. Заботясь о просвещении не только детей, но и взрослого населения хутора, неимевшего возможности посещать занятия в дневное время, отец Иоанн открыл вечернюю школу для взрослых, где сам преподавал хуторянам основы веры и грамотности. С установлением на территории Кубани Советской власти большинство станиц оказались под контролем большевиков. Достоверно известно, что 4 мая, в Великую Субботу, вечером, перед чтением книги Деяний Апостолов в храм станицы ворвалась толпа красноармейцев, которые насильно вывели из него отца Иоанна. На площади перед храмом с руганью и издевательствами озверевшие большевики стали избивать священника, нанося ему сильнейшие удары по голове, изуродовав лицо. Не насытившись страданиями мученика, красноармейцы его, полуживого, вытащили за станицу, где и убили, запретив благочестивым жителям хоронить пастыря. Перед смертью священнику выкололи глаза, отрезали уши и нос. Определением Юбилейного Архиерейского Собора Русской православной церкви от 13-16 августа 2000 года священномученик Иоанн Пригоровский был прославлен в лике святых и включен в состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. С тех пор на Кубани, и в Павловском районе особенно, не прекращается его молитвенное почитание. В станице Незамаевской на месте дома священника был установлен памятный крест и мемориал, на котором высечено имя священномученика. [7]

Б) Протоиерей Михаил Лекторский Священномученик Михаил Лекторский (1872-1921), день памяти 27 октября (см. приложение II рис. 1)

Протоиерей Михаил Лекторский родился 9 ноября 1872 года, в семье кубанского священника. Поступил и успешно закончил курс Ставропольской Духовкой семинарии со званием студента в 1892 года. Был рукоположен Преосвященным Евгением и определен на дьяконо-учительское место в станицу Динскую, где состоял учителем одноклассной церковно-приходской школы. В августе 1893 года был рукоположен в иереи и определен в село Благодатное, где состоял заведующим и законоучителем одноклассной церковноприходской школы до февраля 1896 года. Позже, согласно прошению переведен в станину Воронежскую, где состоял заведующим и законоучителем двухклассного мужского и одноклассного женского министерских училищ. С 13 мая 1906 года перемещен согласно прошению к Андреевской церкви станицы Новотиторовской. Состоял настоятелем местной приходской церкви и был духовником окружного духовенства второго округа с 5 апреля 1913 года. Отец Михаил принимал участие в первой всеобщей переписи населения Российской империи в качестве заведующего переписным участком, за что был удостоен Его Императорского Величества благодарности, в чем имел уведомление Министра внутренних дел от 1 августа 1897 года № 6644 и бронзовую медаль со свидетельством от 29 августа 1897 года. В 1917 году он, в качестве делегата от 2 округа, принимал участие в работе чрезвычайного собрания духовенства Кубанской области 13-21 апреля. В ночь с 25 на 26 сентября 1921 года в станице Новотиторовской первой кавбригадой Чонгарской кавдивизии Буденного, протоиерей Михаил Лекторский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, и привезен со многими арестованными казаками в станицу Брюховецкую в особый отдел 9-ой большевистской армии. Здесь полтора месяца заключенные жили в нечеловеческих условиях, спали на соломе и были изъедены блохами и вшами. Человек, случайно увидевший отца Михаила, которому было 49 лет, нашел его крайне исхудавшим, еле ходившим стариком. Приговор тройки особого отдела кавдивизии Буденного был коротким – расстрел. Когда группу заложников из 40 человек раздели до исподнего, казаки стали просить – «Батюшка, поисповедуй нас». Батюшка исповедал и отпустил им грехи, сказав: «А кровью Вы приобщитесь [причаститесь] своею, и теперь простите меня, в чем я повинен». Когда же он стал служить молебен, их стали бить прикладами, особенно сильно били отца Михаила. Затем связали им руки, бросили в телеги и повезли за станицу в глиняный карьер. Лежавший с отцом Михаилом казак сумел развязать себе руки и развязал их отцу Михаилу. «А теперь давай бежать» – шепнул казак. Но батюшка ответил: «Благословляю тебя бежать, а я уже не в силах». Казак бежал. Когда большевики среди приговоренных к расстрелу нашли развязанными руки только у священника, подвергли его страшным истязаниям. 27 октября 1921 года в 10 часов вечера всех заложников расстреляли, и среди горы трупов выделялось своим изуродованным видом тело отца Михаила. Были люди, которые это все видели. Сегодня память отца Михаила благоговейно почитается как среди жителей станицы Брюховецкой, так и по всей Кубани. На месте мученической кончины священника в окрестностях станицы установлены памятная табличка и крест, к которому ежегодно совершаются крестные ходы.[7]

В) Протоиерей Иоанн Яковлев Священномученик Иоанн Яковлев (1866-1921), день памяти 28 сентября. (см. приложение II рис. 2)

Протоиерей Иоанн Иоаннович Яковлев родился 11 ноября 1866 года в крестьянской семье села Новоегорлыкского Ставропольской губернии. Окончив Ставропольскую духовную семинарию, он начал свое служение с должности псаломщика при Николаевском храме города Ейска. Прослужив дьяконом, отец Иоанн затем был рукоположен во священника с назначением в станицу Новониколаевскую. В начале XX века он получил назначение в Дмитриевский храм города Екатеринодара. В 1919 году Кубанским епархиальным советом он был награжден саном протоиерея. После окончания Гражданской войны на Кубани и установления Советской власти в городе Екатеринодаре общее административное руководство епархией осуществлялось Кубанским временным церковно-приходским управлением, которое находилось в здании рядом с Дмитриевским храмом города. При ликвидации в апреле 1921 года церковно-приходского управления и изъятии его документации сотрудники секретно-оперативного отдела областной Кубано-Черноморской ЧК 9 апреля обыскивали дом протоиерея Иоанна, вероятно, как члена управления. Как настоятель Дмитриевского храма отец Иоанн присутствовал при изъятии документов церковно-приходского управления и отстаивал перед сотрудниками областного отдела юстиции храмовую церковную утварь, частично находившуюся в здании управления, которую также хотели изъять. Арестовали батюшку ночью 15 сентября 1921 года. Были представлены материалы связи отца Иоанна с высланными священниками. На предъявленные обвинения отец Иоанн ответил, что контрреволюционной пропагандой не занимался. С высланным священником имел переписку, отправив ему одно письмо в концлагерь. В защиту отца Иоанна поднялся практически весь приход Дмитриевской церкви Краснодара. Верующие, не боясь ничего, отправили письмо в защиту своего пастыря. Они писали: «по долгу совести считаем себя обязанными заявить, что священник Иоанн Яковлев проживая рядом более 20 лет, нам близко и хорошо известен, как человек всегда относящийся с любовью к людям, будучи его духовным пастырем на пути добра, совести и чести. Он сеял доброе и разумное и полезные наставления в духе христианства». Прихожане будучи твердо уверенными в невиновности отца Иоанна перед народом, властью, законом просят поспешить с разбором дела и освободить его приняв во внимание «наши простые от народа слова и освободить нами всеми любимого и уважаемого пастыря».
Своим ходатайством Полномочный представитель Кубанского Епархиального Архиерея удостоверил, что протоиерей Иоанн Яковлев ни против советской власти, ни против прихода ни в чем предосудительном замечен не был.
Несмотря на положительные отзывы прихожан и Епархиального начальства, в ЧК торопились, и уже 23 сентября было вынесено решение Тройки о высшей мере наказания – расстреле, в тот же день приговор был приведен в исполнение. Погребен мученик в неизвестной могиле на территории Краснодара. [7]

Г) Иерей Андрей Ковалев Священномученик Андрей Ковалев (1871-1921), день памяти 28 сентября.

Священник Андрей Филиппович Ковалев родился 12 Августа 1871 года в стланце Кореновской Кубанской области от благочестивых родителей христиан. Отец его принадлежал к мещанскому сословию города Екатеринодара. В 1892 году Андрей окончил Ставропольскую духовную семинарию в ней полный курс по первому разряду.
Архиерей ставропольский Агафодор рукоположил Андрея Ковалева 15 июля 1896 года в сан диакона, а через 5 дней в священника и направил в Казанскую церковь села Удельного Ставропольской губернии. С поступлением на приход отец Андрей плодотворно заведовал и преподавал в одноклассной церковно -приходской школе. Он оказывал спасительное влияние не только на верных чад Русской православной Церкви, но и на иноверцев. Высокопреосвященный Агафодор 6 ноября 1909 года переводит отца Андрея в Вознесенскую церковь станицы Кущевской Кубанской области. В семействе у него жена Антонина Аристархова, родилась 26 февраля 1875 года, и дети: Валентина - родилась 23 июня 1898 года, обучается на средства отца в Новочеркасске на Высших женских сельскохозяйственных курсах; Евгений - родился 28 января 1900 года, обучается на средства отца в Ставропольской духовной семинарии (см. приложение IV рис. 1). После государственного переворота 1917 года, численность действующих храмов катастрофически сокращалась, поэтому батюшка в сентябре 1918 года выл переведен в Краснодар членом правления свечного завода.  Во время организации административной структуры самостоятельной Кубанской епархии в 1919 году отец Андрей был назначен казначеем епархиального свечного завода. Во время эвакуации всех гражданских и епархиальных учреждений в феврале 1920 года из Екатеринодара, он вместо священника А. Николайченко стал председателем правления и по поручению Временного Высшего Церковного Управления был послан немедленно доставить из порта города Новороссийска в Екатеринодар заказанный для епархии воск. 21 сентября 1921 года в дом к отцу Андрею ворвались чекисты и арестовали его, предъявив обвинение в поджоге свечного завода и агитации против Советской власти. В ходе расследования вину отца Андрея чекистам не удалось доказать. А на вопрос о Патриархе Тихоне он решительно ответил: «Воззваний Патриарха Тихона я не читал и не знаю их - Для меня, как для священника, всякая власть безразлична. Патриарха Тихона я признаю и считаю главою Русской Церкви. Думаю, что патриарх Тихон как глава Церкви обязан защищать её и думаю, что он прав в своем воззвании, но думаю, что это относится не к власти вообще, а к единичным случаям злоупотребления и оскорбления чувств верующих». Тогда коллегия Кубано-Черноморской ЧК от 23 сентября 1921 года постановила: «Принимая во внимание тревожный момент в связи с нападением банд на станицу Донскую, и предположением напасть на город Краснодар и для поддержания общей политической ситуации в городе как элемент враждебный Советской власти - Расстрелять. Дело прекратить и сдать в архив». 23 сентября 1921 года в час ночи отца Андрея убили. Но его трагически Оборвавшаяся жизнь явилась примером исповедничества для многих верующих на Кубани.[7]

Д) Иерей Григорий Троицкий Священномученик Григорий Иосифович Троицкий (1870-1921), день памяти 28 сентября.

Священномученик Григорий Троицкий родился 1 октября 1870 года. По окончании Ставропольской Духовной семинарии 22 июля 1892 года определен псаломщиком к Введенской церкви в станице Пашковской Кубанской области. С 1894 по 1896 год учитель в церковной школе в станице Должанской. 20 августа 1895 года рукоположен во диакона, 22 июля 1896 года - во иерея к Покровской церкви села Сандата Ставропольской губернии. С 28 августа 1903 года священник Михаило-Архангельской церкви села Александровское Ставропольской губернии. 19 апреля 1904 года вновь переведен в Кубанскую область священником в Троицкую церковь в станице Должанской. С 1906 года занимал должность духовного следователя в 5-м благочинническом округе Кубанской области. В 1911-1913 годах был депутатом от белого духовенства на окружных и епархиальных съездах. 30 мая 1913 года переведен священником в Вознесенскую церковь в станице Пашковской. В 1917 году решением съезда делегатов Ставропольско-Кубанской епархии он был избран членом Епархиального ревизионного комитета как представитель от духовенства. Как занимающий эту должность, отец Григорий принимал участие в заседаниях Собрания выборных организаций Кубанской епархии в 1919 году, о чем свидетельствует его подпись под протоколами заседаний. В том же году он был награжден Кубанским епархиальным советом наперсным крестом.
Арестован комиссаром Кубчека 15 сентября 1921 года. Священнику было предъявлено обвинение в связи с высланными в концлагерь и в контрреволюционной агитации. Был расстрелян ночью 28 сентября 1921 года. [8]

Е) Иерей Григорий Конокотин Священномученик Григорий Конокотин (1869-1921), день памяти 28 сентября.

Священномученик Григорий Конокотин родился 1 апреля 1869 года в семье священника села Новоегорлыкского Ставропольской губернии.  В 1892 году окончил Ставропольскую духовную семинарию по 2-му разряду; определен законоучителем в село Тахта Ставропольской губернии. В 1894 году Ставропольским и Екатеринодарским епископом Агафодором (Преображенским) рукоположен в иерея к храму Покрова Пресвятой Богородицы села Медведского Ставропольской губернии. 15 октября 1897 года перемещен на штатное священническое место в село Молдаванское Кубанской области. В 1898 году назначен членом отделения училищного совета города Темрюка Кубанской области. В июле 1920 года арестован председателем Молдаванского ревкома по обвинению в выдаче советских работников белым в 1919 году. Находился в тюрьмах в станице Крымской, потом в Екатеринодаре (с декабря 1920 Краснодар). 8 сентября 1920 года Революционный Кубано-Черноморский трибунал оправдал отца Григория, посчитав предъявленные ему обвинения недоказанными. Опасаясь дальнейших преследований со стороны председателя Молдаванского ревкома, отец Григорий обратился к Кубанскому епископу Сергию (Лаврову) о переводе из Молдаванского на другой приход. Переведен в Александро-Невский собор города Краснодара. 15 сентября 1921 года арестован, заключен в краснодарскую тюрьму. Обвинен в «бегстве от советской власти из Молдаванского в Краснодар», а также в переписке с репрессированным духовенством. Виновным себя не признал. 22 сентября помощник уполномоченного по духовенству Кубано-Черноморской ЧК составил заключение, в котором предложил выслать отца Григория в Архангельскую губернию, поскольку «пребывание его в пределах Кубано-Черноморской области мешает строительству советской власти на Кубани». 23 сентября приговорен Коллегией Кубано-Черноморской ЧК к расстрелу как «врага трудового народа». 27 сентября жена отца Григория передала в адрес председателя Кубано-Черноморской ЧК собранные поручительства, что ее супруг «отличался добропорядочностью, корректным и лояльным отношением к своим гражданским обязанностям». Однако приговор был приведен в исполнение ночью 28 сентября 1921 года в присутствии членов Коллегии Кубчерчека. В 2015 году на месте разрушенного Иоанно-Златоустовского храма села Молдаванского был установлен памятный камень с надписью, свидетельствующий о месте служения священномученика. Также в селе разбит сквер, носящий имя священномученика Григория Конокотина. [7] (см. приложение III рис. 1)

Ж) Иерей Александр Флегинский Священномученик Александр Флегинский (1861-1918),день памяти 6 апреля (см. приложение II рис. 4)

Священномученик Александр Косьмич Флегинский родился 19 февраля 1861 года в семье священника Косьмы Флегинского. В 1883 году Александр окончил Ставропольскую духовную семинарию, получив место псаломщика при Казанском соборе города Ставрополя. В этом же году он был рукоположен в сан диакона, а затем священника епископом Кавказским и Екатеринодарским Германом (Осецким) и определен к храму святого мученика Лонгина сотника станицы Ключевой Кубанской области. В 1885 году отец Александр был переведен в станицу Красногорскую, где занимал должность окружного миссионера, а затем и окружного духовника в благочинии. 4 февраля 1908 года он был переведен в станицу Георгие-Афипскую и назначен благочинным 17 округа. После февральского переворота 1917 года настало время тяжких испытаний для страны и Церкви. Вспыхнула гражданская война, охватившая всю Кубань и Северный Кавказ. В марте 1918 года разрозненный большевистский отряд захватил станицу Георгие-Афипскую, силой установив советскую власть. По станице прокатилась волна безудержного насилия, начались скорые расправы с представителями «царского режима, угнетавшими трудовой народ». В это же время был схвачен и расстрелян красноармейцами отец Александр. В «Обращении Церкви Екатеринодарской к христианским Церквям всего мира», опубликованном 7 апреля 1919 года в газете «Вольная Кубань», о случившейся трагедии кратко сообщалось следующее: «в станице Георгие-Афипской священник отец Александр Флегинский был изрублен в куски». После освобождения Кубанской области от большевиков началось расследование обстоятельств гибели отца Александра Особой следственной комиссией. 26 марта 1919 года члены Особой комиссии произвели осмотр делопроизводственных документов Кубанского епархиального совета и выявили часть рапортов на имя епископа Кубанского Иоанна (Левицкого), в которых «об убийствах большевиками лиц духовного звания не содержится описания обстоятельств, при которых произошли эти убийства». В их числе был рапорт благочинного 17 округа от 17 декабря 1918 года об убийстве священников станиц Ключевой Моисея Тырышкина и Георгие-Афипской Александра Флегинского. На основании собранных материалов члены Особой комиссии в одном из следственных документов об обстоятельствах смерти отца Александра в краткой форме писали: «Флегинский Александр, священник станицы Георгие-Афипской Кубанской Области. Избит с бесконечными глумлениями, выведен был за станицу и убит. Тело его было найдено много времени спустя». После того как тело отца Александра было найдено, вероятно, его сын Владимир, занимавший должность судебного следователя 2-го участка Сальского округа Новочеркасского окружного суда, вывез в город Екатеринодар, где приготовил к христианскому отпеванию и погребению. Отпевание состоялось 18 сентября 1918 года в Александро-Невском соборе при стечении большого количества духовенства 17 благочиния Кубанской области. Похоронили отца Александра на городском Екатеринодарском (Всехсвятском) общем кладбище, вероятно, рядом с могилой его матушки. В настоящее время в Георгиевском храме поселка Афипского Северского района (бывшей станицы Георгие-Афипской) чтится память о бывшем настоятеле этого храма священнике Александре Флегинском. В 2015 году могила отца Александра была обнаружена. К сожалению, надгробие на могиле было разрушено, сохранился лишь фундамент. Усердием прихожан и настоятеля Афипского Георгиевского храма оно было восстановлено в 2017 году (см. приложение III рис. 2). [7]

З) Иерей Михаил Лисицын Священномученик Михаил Лисицын (1862-1918), день памяти 11 марта. (см. приложение II рис. 3)

Священномученик Михаил Михайлович Лисицын родился 19 октября 1862 года в селе Екшур Рязанского уезда Рязанской губернии в благочестивой семье священника Михаила Кондратьевича Лисицына. Детство Михаила проходило в бедной сельской среде, отличительной чертой которой являлась глубокая христианская вера. Отец служил в небольшом приходе и воспитывал детей в духе благочестия. Со смертью отца в 1870 году Михаил был взят на попечение своим дядей священником Павлом Тимофеевичем Крыловым, который в дальнейшем заботился о его духовном воспитании. В 1873-1877 годах Михаил обучался в Рязанском духовном училище, а в 1877-1883 годах в Рязанской духовной семинарии. По окончании семинарии он поступил на службу преподавателем в сельскую Задне-Пилевскую школу Рязанской губернии.
В 1885 году Михаил был рукоположен в сан диакона, а затем — священника и определен к Троицкому храму села Катино Скопинского уезда Рязанской губернии. Десять лет отец Михаил прослужил под покровом Пресвятой Троицы, непрестанно и ревностно проповедуя слово Божие. Из-за ухудшения здоровья матушки и необходимости смены климата в 1895 году он перешел во Владикавказскую епархию, получив место священника в станице Кисловодской. Прибыв к месту своего нового служения, отец Михаил в короткий срок реконструировал Кресто-Воздвиженский храм, осуществил пристройку деревянной колокольни, собрал средства и построил здание для церковно-приходской школы. В 1906 году отец Михаил получил новое назначение в село Орбелиановское Владикавказской епархии. Одновременно с этим событием связано его горячее желание послужить Матери Церкви в качестве военного священника. Он обратился к протопресвитеру военного и морского духовенства с просьбой о переходе в военное ведомств. По неизвестным причинам послужить в качестве военного священника при Управлении Ура-Тюбинского начальника ему не пришлось, и в конце 1907 года он перешел в Ставропольскую епархию, став третьим священником в селе Александровском. 25 июня 1912 года он был переведен к Николаевскому храму станицы Усть-Лабинской Кубанской области. С началом Первой мировой войны отец Михаил принял активное участие в помощи фронту и раненым воинам. В 1914 и 1915 году он неоднократно отправлял значительное количество одежды и предметов гигиены в пользу солдат действующей армии. Революционный переворот 1917 года и отречение от престола императора Николая II ознаменовали новую трагическую страницу в истории Русской Церкви. Начавшаяся вскоре гражданская война и гонения против Церкви не обошли стороной и Кубанский казачий край. В январе 1918 года в станице Усть-Лабинской начались революционные волнения, подогреваемые местными большевиками. Возник конфликт на почве идей большевизма между казаками-фронтовиками и представителями старого казачьего населения. Дальнейшую эскалацию напряжения вызвало воззвание большевиков под названием «Чего хотят Кубанские большевики» от 20 января 1918 года, в котором содержались открытые призывы к гражданской войне. 27 января 1918 года начались первые боевые столкновения между казачьими частями и большевиками.
Вооружённое противостояние между казаками и большевиками продолжалось весь февраль 1918 года и окончилось 22 февраля захватом станицы Усть-Лабинской и установлением советской власти. Начались скорые расправы с не угодными власти людьми, офицерами царской армии, казаками, служащими и священниками. Исполнить революционный суд над отцом Михаилом ни у кого из местных большевиков, лично знавших его, не поднялась рука. Его предупреждали об опасности, предлагали спастись бегством или спрятаться, но он мужественно отказался, оставшись дома, где и был арестован. По свидетельству матушки Евдокии Лисицыной, «22-го февраля 1918-го года, в день вступления в нашу станицу большевистских войск, был арестован мой муж священник отец Михаил Лисицын. В первую же ночь после ареста мужа в мой дом ворвалась толпа солдат и разграбила всё, что только можно было унести: деньги, одежда, обувь, бельё носильное и постельное, одеяла, серебряные вещи, съестные припасы, одним словом всё, кроме мебели, бесследно исчезло. В один день я лишилась мужа и всего, что было приобретено многолетним трудом. Я осталась нищей с двумя дочерями — ученицами. Работа грабителей была настолько аккуратна, что на другой день, выходя из дому, я вынуждена была прикрыться случайно уцелевшей ветхой рясою мужа, а платок дала мне соседка. Старшая дочь – учительница тоже ограблена и осталась только с тем, что было на ней в день грабежа. Таким образом, я с детьми осталась без всяких средств к существованию: имущество погибло, на эмеритуру я не имею права, пенсии тоже не дадут, пособие из погребальной кассы должно пойти на покрытие долгов, сделанных мною при хлопотах по погребению мужа. Была надежда на единственного сына – офицера, но и тот, вскоре после смерти отца умер, оставив на моих руках жену с ребёнком…». После освобождения станицы выяснилось, что «отец Михаил Лисицын был мучим в течение трех дней — с пятницы до воскресенья. Когда тело его было найдено, то на нем оказалось более 10 ран, голова была изрублена в куски». Следователи Особой комиссии, занимавшейся расследованием злодеяний большевиков в 1919 году, среди прочего несколько шире дополнили описание последних дней жизни отца Михаила, установив, что «…с накинутой на шею петлею, он был долго водим по станице, глумились и били его так, что под конец он сам, падая на колени, умолял мучителей скорее его прикончить. Убив его, красноармейцы запретили погребение, но жена убитого выкупила его тело для погребения за 600 рублей».
После выкупа растерзанного тела отца Михаила матушка Евдокия приготовила его к христианскому погребению, он был облачен в белые священнические одежды, положен в новый гроб и отнесен для отпевания в храм святителя Николая, где много лет проповедовал слово Божие. Сохранившаяся метрическая запись гласит: «Священник Николаевской Церкви станицы Усть-Лабинской Михаил Михайлов Лисицын, был казнен большевиками 26 февраля 1918 года в возрасте 56 лет. Погребение совершенно 28 февраля 1918 года священниками Алексеем Богдановым, Иоанном Сальским, диаконом Аркадием Кононовым, псаломщиками Иоанном Струковым и Стефаном Воликом. Погребен на общем кладбище». Согласно воспоминаниям внучки отца Михаила, прихожане Свято-Никольского храма уговорили матушку Евдокию перезахоронить его поближе к храму, где он служил. «Бабушка не хотела, но ее уговорили. Она рассказывала мне, что через девять месяцев дедушка сохранился, будто его вчера похоронили…». По свидетельству правнука отца Михаила Геннадия Лисицына, в 2003 году удалось установить потерянное место захоронения священномученика, расположенное у восточной стены бывшего летнего кинотеатра (на его месте находился Николаевский храм, разрушенный в 30-х годах XX века), на территории городского парка Усть-Лабинска. В память об этом на стене здания была помещена табличка, а в 2010 году на месте убийства отца Михаила благочестивые прихожане Сергиевского храма установили памятную доску. На заседании Священного Синода 4 мая 2017 года имя священномученика Михаила было включено в состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской с установлением особого дня памяти 11 марта.[7]

3. «Ходить вратами узкими»

В числе арестованных советской властью,был священник Свято-Покровскойцеркви (см. приложение IV рис.2) отец Петр Кудрявцев. Как свидетельствует людская молва, когда его расстреливали, он успел прочитать молитву и благословить крестным знамением стоящих у рва казаков в белых исподних рубахах, а заодно и тех, что строчили по ним из пулемета. Пуля сразила его одним из первых, но он не свалился подкошенным колосом в ров, а только стал на колени перед стрелявшими. Над головою старца люди увидели нимб.В музейных фондах имеется групповое фото, на котором отец Петр Кудрявцев запечатлен в рясе-сутане, широкополой шляпе, с зонтом в руках, с редкой благообразной бородкой. (см. приложение IV рис.3) На снимке ему уже за восемьдесят. Именно этот снимок Э.А. Широкобородов послал в Москву по просьбе московского священника отца Александра Мартыненко, вознамерившегося поместить его в храмовом музее, посвященном новым русским великомученикам. [4] Изучая ревизские сказки начала девятнадцатого века, сделала для себя удивительное открытие, насколько трудной была в то время служба священнослужителей в церквах Кубани. Причем не только на Линии, но и в сравнительно мирной Черномории. Если бы она была легкой, они не уходили бы из жизни, не дожив даже до пятидесяти. К примеру, за два года, прошедшие между ревизиями 1814 и 1816 годов, в церквах Черномории сменилось более половины священников, и почти все в возрасте до пятидесяти лет. В то время они погибали, в основном, от пули горца. Пройдет сто лет, но положение нимало не изменится. Только теперь священники будут уходить из жизни по причине политических репрессий и гонений за веру. Вот фотография. На ней запечатлён выпуск двухклассного Староминского мужского училища в 1914 году. Среди педагогов, занявших первый ряд фотографирующихся, сидит одетый в плащ-пыльник пожилой священник. Это законоучитель выпускников, протоиерей Петр Кудрявцев (см. приложение II, рис.2). Об этом человеке и пойдёт наше повествование. Родившийся в 1863 году, Петр по примеру своего благочестивого отца, священника Петра Кудрявцева, избрал духовную стезю. Учился он в ставропольской духовной семинарии, по окончанию которой и началось его восхождение по духовной лестнице. Первая ступенька - псаломщик церкви станицы Ильинской (Кубанской области). Но уже в феврале 1886 года из епархии поступает указ принять место диаконского служения в церкви станицы Невинномысской той же области. А уже 26 февраля отец Петр был рукоположен в диакона. Духовное служение отец Пётр совмещал с другим, не менее важным послушанием, являясь законоучителем станичных школ. Исполненный истинного любомудрия, диакон Пётр Кудрявцев вскоре завоевал авторитет и доверие местных жителей. С глубоким волнением и смирением воспринял отец Пётр назначение его в сентябре 1887 года на священническую должность к церкви Марие-Магдалинской женской Черноморской пустыни Кубанской области.26 сентября он склонил в очередной раз свою главу перед Промыслом Божьим, приняв священнический крест. Глубоко уважаемый всеми, молодой священник не искал почестей. Богослужения стали для него сосредоточием всей жизни. Постепенно накапливался духовный и жизненный опыт. 26 сентября 1888 года этот ревностный служитель церкви волею Божьей сподобился земной награды – права ношения набедренника. А в феврале 1889 года был награждён фиолетовой скуфьёй. В июле 1892 года, сей пастырь (наставник верующих) перемещён к церкви станицы Дмитриевской, где кормление верующих также совмещал с законоучительской деятельностью. И здесь ощутимые и угодные Господу плоды принесло его послушание. Обладая особым даром донести Слово Божье до неокрепших сердец, отец Пётр с 1890 года состоял миссионером 7-го благочинического округа церквей Кубанской области. Весь свой опыт наставника, свои знания священник отдавал любимым прихожанам в различных обстоятельствах. Оставив в станице Дмитриевской благодатную возделанную ниву, отец Пётр в 1895 году был направлен на служение в станицу Староминскую Ейского отдела. [3] И здесь Божественные литургии, все иные церковные службы, а также выполнение треб он совмещал с педагогической деятельностью законоучителя. (см. приложение V рис.1-3) Искренне усилия священника находили благодатный отклик. С особым теплом возмущавшиеся староминчане вспоминали своего наставника. Об этом сохранились предания в семьях Гагай, Муцких и многих других. 4 сентября 1896 года Епархиальный Училищный Совет назначил священника отца Петра Кудрявцева заведующим и законоучителем местной одноклассной церковно-приходской школы, позже законоучителем при женском училище, а с 20 октября 1900 года законоучителем второго 2-классного Алексеевского Староминского мужского училища (приложение II,рис.1).[1] Ответственную и трудную миссию пастыря отец Пётр украшал делами справедливости и правды, делами священника, любящего бога и Церковь Его. Поэтому в 1899 году на отца Петра возлагается обязанность быть наблюдателем за открытой в станице Староминской бесплатной библиотекой-читальней. С 1905 по 1914 год отец Пётр несёт послушание духовного следователя 24-го благочинического округа Кубанской области. А с августа 1911 года радением духовенства этого округа избран депутатом на епархиальные съезды.Учитывая ревностные труды, понесённые во Славу Божию, отец Пётр 9 мая 1905 года награждён бархатной камилавкой. Тяжёлая ноша креста батюшки была также отмечена рядом медалей: серебряной – в память Александра III, бронзовой - за труды по переписи населения 1897 года, светло-бронзовая – в память 300-летия царствующего Дома Романовых. 6 мая 1916 года священник Пётр Кудрявцев был награждён последней видимой наградой – наперсным крестом за беспорочное служение в штате Свято-Покровской церкви станицы Староминской. За все годы духовного восхождения священник взысканий не имел и за штатом не состоял. Отец Пётр и матушка София служили примером для своих детей: Евгения, Владимира, Александра, Михаила, которые в тяжёлые годы Первой мировой войны находились в рядах действующей армии. Для Лидии, ставшей учительницей, для младших Анны и Петра, в 1916 году учившихся в Екатеринодарских духовных училищах. Благосостояние семьи состояло из доходов церкви и оплаты уроков Закона Божьего. Семья имела в ст. Староминской собственный дом, переживший своих хозяев более чем на пол века. Наступил 1917 год, вскоре началась братоубийственная гражданская война. Через своего пастыря верующие станичники черпали благодатную влагу любви Христовой. Многим удалось устоять в вере. Между тем свеча земного бытия их наставника догорала. 25 лет предстоял он Престолу Господнему в Староминской. Но прежде чем призвать к Себе верное чадо Своё. Господь готовил ему последнее испытание. Зимой 1922 года, когда отца Пётра арестовали как подозреваемого в сочувствии бело-зелёным, боровшимся с советской властью (также были арестованы 88 староминчан, списки которых имеются), как свидетельствует людская молва, когда его расстреливали, он успел прочитать молитву и осенить крестным знамением стоявших рядом с ним казаков в белых исподних рубахах, а заодно и тех, что строчили по ним из пулемета.[2] (см. приложение VIII рис.) Пуля сразила его одним из первых, но он не упал подкошенным колосом, а только стал на колени перед стрелявшими. Над головою старца люди увидели нимб. В городе Краснодаре оборвалась, предположительно в мае 1922 года, жизнь отца Петра. 89 лет назад Пётр Петрович Кудрявцев, протоиерей Русской Православной Церкви, принёс в жертву своё сердце. Усердно трудясь на благо Святой Церкви, он учил паству свою исполнять заповеди Христовы, любить Бога, Отечество и людей. [5]Работая над данной темой я пообщался с отцом Алексеем. Меня интересовал тот факт, что отец П. Кудрявцев не стал новомучеником.

- Вопрос: как вы относитесь к новомученикам.? В том числе и к кубанским.

-Я приветствую факт их канонизации и причислению к лику святых. Это вполне закономерный и естественный процесс, это процесс жизни церкви.

- Вопрос: как вы относитесь к тому что русская православная церковь из 80 запросов с Кубани приняли всего 8 человек?

-Здесь ведь надо учесть причисление к лику святых это не просто пожелания, это очень трудный и долгий процесс. Сначала бумаги отправляются в Екатеринодарскую епархию, потом в комиссию по причислению к лику святых. И только после этого человека могли причислить к лику святых.

- Пётр Кудрявцев был расстрелян и есть доказательствано не был причислен к лику святых.
- Тут все зависит от того подавалась ли заявка или нет, а также если подавалась рассматривается или отклонена за недостатком информации.

-Что можно сделать для этого?

-Во первых узнать о том была ли подана заявка, во вторых собрать информацию, в третих сходить в местную газету и попросить чтобы они разместили информацию.

Отец Алексей отметил, что приход сохранил память о отце П. Кудрявцеве. На стене Свято-Покровского храма находится памятная доска, где упоминается отец Петр.[9]

Заключение.

Мы часто забываем о подвигах истинно православных людей. В учебниках постоянно описываются подвиги и жизнь знаменитых правителей, полководцев, деятелей культуры и просвещения и т. д., но нигде не встречается жизнеописание российских священнослужителей. Поэтому я, обратились к жизни и просветительской деятельности российских и кубанских священников, которые своими деяниями находятся на одной ступени с другими выдающимися патриотами России. На этом работа по канонизации кубанских новомучеников не заканчивается. Скорее наоборот – только начинается. Объем предстоящей работы просто огромен. Данную работу возможно использовать в практике образовательных учреждений (уроки истории, ОПК, кубановедения, классные часы) и иных учреждениях (музеи, СМИ). Помнить о духовных подвигах очень важно. Их имена, их святость, самоотверженность и несломленное мужество должно передаваться из поколения в поколения. В дальнейшем я предполагаю вернуться к данной теме.

Список использованной литературы.

1. Материалы муниципального бюджетного учреждения культуры «Староминский историко-краеведческий музей» муниципального образования Староминский район.

2. Материалы Староминского архива администрации муниципального образования Староминский район.

3. Справочник Ставропольской епархии. 1910 год Екатеринодар.

4. Широкобородов, Эдуард Андреевич. Наша малая родина: очерки по истории Кубани / Э.А. Широкобородов. – Краснодар: Книга, 2012. – 498 с., ил.

5. Газета Краснодарского края «Купол православия» от 21.11.2008г. № 123.

6.Комиссия по канонизации святых Екатеринодарской епархии http://kanonkuban.ru
 7.  Ставропольская Православная Духовная Семинариия http://stavropol-eparhia.ru

8. Святые Новомученики Кубанские. http://alexander-nevskiysobor.ru

9.Энтервью с благочинным Свято-Покровского прихода отцом Алексеем Самойленко.

Приложение

Приложение I

Рис.1 Икона Святых Новомученников Кубанских

Рис.2 Храм Новомучеников Кубанских г. Кореновск. Фото А.В. Селиверстова

.

Приложение II

Рис. 1-4 Протоиерей Михаил Лекторский, Протоиерей Иоанн Иоаннович Яковлев, Священномученик Михаил Михайлович Лисицын, Священномученик Александр Косьмич Флегинский 

Приложение III

Рис.1В 2015 году на месте разрушенного Иоанно-Златоустовского храма села Молдаванского был установлен памятный камень с надписью, свидетельствующий о месте служения священномученика. Также в селе разбит сквер, носящий имя священномученика Григория Конокотина.

Рис.2В 2015 году могила отца Александра была обнаружена. К сожалению, надгробие на могиле было разрушено, сохранился лишь фундамент. Усердием прихожан и настоятеля Афипского Георгиевского храма оно было восстановлено в 2017 году.

Приложение IV

Рис.1 Супруга священника Елена Петровна Яковлева с детьми. Фото нач. XX в.

Рис.2Свято-Покровская церковь в станице Староминской. XIX век.

Рис.3 Петр Петрович Кудрявцев со своими выпускниками. 1914г.

Приложение V

Рис.1-3 Метрическая книга родившихся с записями отца Петра Петровича Кудрявцева.

Приложение VI

Рис.1Выписка из журнала № 26 заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

4 мая 2017 года в зале заседаний Священного Синода Патриаршей и Синодальной резиденции вДаниловоммонастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Для участия в летней сессии (март-август) приглашены: митрополит Николаевский и Очаковский Питирим; митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир; митрополит Астраханский и Камызякский Никон; епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков.

СЛУШАЛИ:

Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Организационного комитета празднования 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, о программе юбилейных мероприятий.

Справка:

Организационный комитет был образован под председательством митрополита Варсонофия на основании решения Священного Синода от 27 декабря 2016 года (журнал № 104).

В ходе заседаний 21 февраля, 15 марта и 5 апреля 2017 года оргкомитет определил «Общий план юбилейных мероприятий» в 39 пунктов и отдельный «План юбилейных мероприятий в духовных учебных заведениях» в 178 пунктов. Планы мероприятий включают проведение конференций, лекториев и выставок в Москве и других городах, ряд научных и популярных издательских проектов, а также освещение юбилейных тем в средствах массовой информации. Центральными станут богослужебные торжества 28 августа — в день 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви 28 августа, 18 ноября — в день 100-летия избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол и 4 декабря — в день Патриаршей интронизации святителя Тихона.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Одобрить работу Организационного комитета празднования 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и поручить Преосвященному митрополиту Варсонофию представить отчет о состоявшихся торжествах на последнем заседании Священного Синода в 2017 году.

2. Включить в богослужебный месяцеслов соборную память ОтцевПоместнаго Собора Церкви Русския 1917-1918 гг., согласно следующему списку:

святитель ТИХОН, патриарх Московский и всея Руси (†1925);

священномученик митрополит ВЛАДИМИР (Богоявленский; †1918);

священномученик архиепископ АНДРОНИК (Никольский; †1918);

священномученик архиепископ ВАСИЛИЙ (Богоявленский; †1918);

священномученик епископ ГЕРМОГЕН (Долганев; †1918);

священномученик епископ ЕФРЕМ (Кузнецов; †1918);

священномученик епископ ЛАВРЕНТИЙ (Князев; †1918);

священномученик архимандрит ВАРЛААМ (Коноплев; †1918);

священномученик архимандрит МАТФЕЙ (Померанцев; †1918);

мученик АЛЕКСИЙ Зверев (†1918);

мученик НИКОЛАЙ Варжанский (†1918);

священномученик архиепископ МИТРОФАН (Краснопольский; †1919);

священномученик епископ ПЛАТОН (Кульбуш; †1919);

священномученик архиепископ ТИХОН (Никаноров; †1920);

священномученик архиепископ СИЛЬВЕСТР (Ольшевский; †1920);

священномученик епископ СИМОН (Шлеёв; †1921);

священномученик митрополит ВЕНИАМИН (Казанский; †1922);

священномученик архимандрит СЕРГИЙ (Шеин; †1922);

преподобный АЛЕКСИЙ (Соловьев; †1928);

священноисповедник митрополит АГАФАНГЕЛ (Преображенский; †1928);

священномученик архимандрит ВЕНИАМИН (Кононов; †1928);

священномученик архиепископ ИЛАРИОН (Троицкий; †1929);

священномученик епископ ВАСИЛИЙ (Зеленцов; †1930);

священномученик архиепископ ИОАНН (Поммер; †1934);

священномученик священник ВАСИЛИЙ Малахов (†1937);

священномученик протопресвитер АЛЕКСАНДР Хотовицкий (†1937);

священномученик протоиерей КОНСТАНТИН Богословский (†1937);

священномученик митрополит ЕВГЕНИЙ (Зернов; †1937);

священномученик митрополит ПЕТР (Полянский; †1937);

священномученик митрополит КИРИЛЛ (Смирнов; †1937);

священномученик архиепископ ПРОКОПИЙ (Титов; †1937);

священномученик протоиерей ИЛИЯ Громогласов (†1937);

священномученик архиепископ СЕРАФИМ (Остроумов; †1937);

священномученик архиепископ НИКОЛАЙ (Добронравов; †1937);

священномученик архимандрит КРОНИД (Любимов; †1937);

священномученик митрополит СЕРАФИМ (Чичагов; †1937);

священномученик протоиерей СЕРГИЙ Голощапов (†1937);

священномученик архимандрит ИСААКИЙ (Бобраков; †1938);

священномученик архиепископ АЛЕКСАНДР (Трапицын; †1938);

священномученик митрополит АНАТОЛИЙ (Грисюк; †1938);

мученик ИОАНН Попов (†1938);

священномученик протоиерей ИОАНН Артоболевский (†1938);

священномученик протоиерей МИХАИЛ Околович (†1938);

священномученик архиепископ НИКОДИМ (Кротков; †1938);

священноисповедник епископ АФАНАСИЙ (Сахаров; †1962);

священноисповедник протоиерей ПЕТР Чельцов (†1972).

3. Определить днем памяти Отцев Поместнаго Собора 5 (18) ноября — день избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол.

4. Просить Святейшего Патриарха, в случае канонизации в будущем тех или иных членов Поместного Собора, давать подобающие указания о дополнении списка Отцев Поместнаго Собора.

5. Синодальной богослужебной комиссии представить на рассмотрение Священного Синода не позднее 15 июля с.г. тексты тропаря, кондака и величания святым Отцам Поместнаго Собора Церкви Русской.

6. Службу святым Отцам Поместнаго Собора Церкви Русской составить особую, а до времени составления таковой отправлять Отцем Поместнаго Собора службу Новомученикам и исповедникам Церкви Русской, указанную в Минеи за 25 января.

Приложение VII

Рис.1 Выписка из журнала № 27 заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в комиссию, касающихся включения в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имен священника Михаила Лисицына и священника Александра Флегинского, пострадавших на Кубани в 1918 году.

Справка:

Священник Михаил Михайлович Лисицын родился 19 октября 1862 года в селе Екшур Рязанского уезда Рязанской губернии в семье священника. По окончании Рязанской духовной семинарии в 1883 году поступил на службу преподавателем в сельскую Задне-Пилевскую школу Рязанской губернии. В 1885 году рукоположен во диакона, затем во священника и определен в Троицкий храм села Катино Скопинского уезда Рязанской губернии.

В 1895 году прибыл к месту своего нового служения — во Владикавказскую епархию, где служил в станице Кисловодской. Деятельность пастыря была отмечена Святейшим Синодом, наградившим его 11 мая 1902 года Библией «за ревностные труды и заботы о воспитании детей». В 1907 году отец Михаил перешел в Ставропольскую епархию, став третьим священником в селе Александровском, а в 1912 году был назначен в Николаевский храм станицы Усть-Лабинской Кубанской области.

22 февраля 1918 года, в день вступления в станицу большевистских войск, был арестован, а 26 февраля убит ими же. Известно, что он был мучим в течение трех дней с пятницы до воскресенья. Когда тело было найдено, на нем оказалось более десяти ран, голова была изрублена на куски. Красноармейцы запретили его погребение, но вдова отца Михаила смогла найти средства и выкупить тело для погребения.

На заседаниях Всероссийского Церковного Собора 20 сентября 1918 года был оглашен особый список лиц, пострадавших за веру и Церковь. В нем были указаны кубанские священники, среди которых упоминается священник Михаил Лисицын.

Священник Александр КосьмичФлегинский родился 19 февраля 1861 года в семье священника. По окончании в 1883 году Ставропольской духовной семинарии получил место псаломщика при Казанском соборе города Ставрополя. В этом же году рукоположен во диакона, а затем во священника и определен в клир храма мученика Лонгина сотника станицы Ключевой Кубанской области. В 1885 году переведен в станицу Красногорскую, где занимал должность окружного миссионера, а затем окружного духовника в благочинии. Был членом Ставропольского епархиального церковно-археологического общества.

В 1908 году переведен в станицу Георгие-Афипскую и назначен благочинным 17 округа. После захвата станицы большевистскими войсками в марте 1918 года, по населенному пункту пронеслась волна насилия и скорых расправ. В это же время схвачен и изрублен на куски красноармейцами отец Александр. Впоследствии была установлена дата смерти — 24 марта. Тело было найдено за пределами станицы спустя семь месяцев после убийства. Сын отца Александра смог вывезти останки в город Екатеринодар, где 18 сентября в Александро-Невском соборе при большом стечении народа и духовенства состоялось отпевание.

Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских).

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Включить в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имя священника Михаила (Лисицына; 1862-1918) и священника Александра (Флегинского; 1861-1918), материалы о которых представлены Екатеринодарской епархией, с совершением памяти священника Михаила Лисицына 26 февраля (11 марта) и памяти священника Александра Флегинского 24 марта (6 апреля).

2. Сообщить имя священника Михаила Лисицына и священника Александра Флегинского Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения в святцы.

Приложение VIII

Рис.1 Архивная запись о массовой расправе над земляками

(сделана Староминским исполкомом 29 марта 1923 года)

Фамилия, имя, отчество Возраст Адрес Социальное Семейное Дата

прожив. положение положение расстрела

Федорченко Татьяна 41 год 8 кв. домохозяйка замужем 22.05.1922

Баштовой Кирилл Яковлевич 55 лет 1 кв. хлебороб женат 22.05.1922

Кудрявцев Петр Петрович 60 лет 6 кв. священник 22.05.1922

Скидан Василий Федорович 28 лет 1 кв. хлебороб 22.05.1922

Швец Иосиф Анисимович 56 лет 7 кв. хлебороб женат 22.05.1922

Кононенко Степан Калинович 55 лет 8 кв. хлебороб женат 22.05.1922

Петренко Алексей Дорофеевич 46 лет 3 кв. хлебороб женат 22.05.1922

Бесклубов Константин 35 лет - учитель - 22.05.1922

Карлаш Иван Федорович 54 года - хлебороб - 22.05.1922

Кононенко Корней Федорович 59 лет 2 кв. хлебороб женат 22.05.1922

Старченко Иван 56 лет 1 кв. хлебороб женат 22.05.1922

Ясенко Иван Андрееви 32 года - хлебороб женат 22.05.1922

Менжелиевский Василий 27 лет - хлебороб женат 22.05.1922

Децина Иван Васильевич 54 года 3 кв. хлебороб - 22.05.1922

Карлаш Мирон 32 года - хлебороб женат 22.05.1922

Скубак Владимир 58 лет 6 кв. хлебороб - 22.05.1922

ЗвирьЗахарий Фомич 61 год 9 кв. хлебороб женат 22.05.1922

Детынченко Василий 58 лет - хлебороб женат 22.05.1922

Мороз Домна Яковлевна 27 лет - - вдова 22.05.1922

Радчевская Мария - - домохозяйка - 22.05.1922

Кириленко Евдокия 25 лет - домохозяйка - 22.05.1922

Пуха Марфа Макаровна 26 лет - домохозяйка - 22.05.1922

Кобанчук Демьян Семенович 38 лет - хлебороб - 22.05.1922

Волошко Георгий Евдокимов. 56 лет - хлебороб женат 22.05.1922

Гавриш Николай 24 лет - хлебороб - 22.05.1922

Гавриш Евтихий Родионович 27 лет - хлебороб - 22.05.1922

Петренко Влас Сергеевич 60 лет - хлебороб - 22.05.1922

Стаценко Яков Николаевич (?) 54 года - хлебороб - 22.05.1922

Децина Андрей Михайлович 50 лет 5 кв. хлебороб - 22.05.1922

Кононенко Мина Григорьевич 49 лет 5 кв. хлебороб женат 22.05.1922

Цигикало Григорий 50 лет - хлебороб - 22.05.1922

Власенко Мария Ивановна 27 лет - - - 22.05.1922

Петренко Григорий Васильев. 27 лет - хлебороб - 22.05.1922

Малюк Андрей Иванович 23 года - хлебороб - 22.05.1922

Мищенко Ефим Фил. 24 года - хлебороб - 22.05.1922

Малюк Федор Иванович 28 лет - хлебороб - 22.05.1922

Малюк Андрей Иванович 30 лет - хлебороб - 22.05.1922

Бондаренко Григорий Ильич 55 лет 10 кв. - - 22.05.1922

Детынченко Кирилл Ефимович 27лет - хлебороб - 22.05.1922

Костенко Семен 38 лет - хлебороб - 22.05.1922

Скиба Петр Петрович 55 лет 9 кв. - - 22.05.1922

Пыдык Федор Дмитриевич 28 лет - хлебороб - 25.05.1922

Баштовой Игнат 35 лет - хлебороб - 25.05.1922 Барилко Григорий Павлович 55 лет 4 кв. хлебороб - 25.05.1922

Добрычиха Ульяна 36 лет 4 кв. хлебороб - 25.05.1922

(Далее три листа в книге записей отсутствуют).

Гавриш Владимир Андревич 30 лет 5 кв. хлебороб - 25.05.1922

Гавриш Степан Петрович 65 лет 5 кв. хлебороб - 25.05.1922

Великий Роман Артемович 30 лет 1 кв. хлебороб - 25.05.1922

Лоцман Сергей Ефимович 55 лет 1 кв. хлебороб - 25.05.1922

Кожушний Евдоким Гаврилов. 62 года 1 кв. хлебороб - 25.05.1922

Гурба Деомид Вас. 30 лет 4 кв. хлебороб - 25.05.1922

Шейгинько Яков Григорьев. 55 лет 7 кв. хлебороб - 25.05.1922

Цыгикало Иван Иванович 32 года 5 кв. хлебороб - 25.05.1922

Россомаха Даниил Федотович 35 лет 8 кв. хлебороб - 25.05.1922

Карлаш Марк Анисимович 65 лет 8 кв. хлебороб - 25.05.1922

Романенко Михаил Лаврент. 38 лет 3 кв. хлебороб - 25.05.1922

Безбатченко Трофим 52 лет 3 кв. хлебороб - 25.05.1922

Донец Егор Ефимович 42 лет 6 кв. хлебороб - 25.05.1922

Гавриш Петр Петрович 52 лет 5 кв. хлебороб - 25.05.1922

Цыгикало Илья Филиппович 50 лет 5 кв. хлебороб - 25.05.1922

Кононенко Григорий П. 53 года 5 кв. хлебороб - 25.05.1922

Галась Иван Григорьевич 56 лет 8 к хлебороб - 25.05.1922

Кононенко Макар В. 50 лет 5 кв. хлебороб - 25.05.1922

Бардак Семен Григорьевич 40 лет 9 кв. хлебороб - 03.06.1922

Скочков Исай 40 лет 5 кв. хлебороб - 03.06.1922

Ганжула Степан Харитонович 32 года с.Григоровка Донской обл. хлебороб - 03.06.1922

Гагай Семен Иванович 27 лет 7 кв. хлебороб женат 03.06.1922

Романенко Даниил Федорович 35 лет 3 кв. хлебороб женат 03.06.1922

Зацаринный Игнат Кузьмич 27 лет 3 кв. хлебороб женат 03.06.1922

Давиденко Василий Стефанов. 25 лет 4 кв. хлебороб женат 03.06.1922

Крикун Елисей Трофимович 24 лет 10 кв. хлебороб женат 03.06.1922

Скоропад Пантелей Сергеевич 24 лет - хлебороб женат 03.06.1922

Кривич Дмитрий Дмитриевич 48 лет 1 кв. хлебороб женат 03.06.1922

Як(г)удина Анна Прокофьевна 24 года 4 кв. - - 16.06.1922

Цесарский Эммануил Алексеев. 52 года 6 кв. хлебороб женат 16.06.1922

Пыдык Сергей Иосифович 24 года - - - 05.06.1922

Тремиля Петр Андрианович 35 лет 9 кв. хлебороб женат 19.05.1922

Бут Игнат Федорович 20 лет 5 кв. - - 19.05.1922

Панченко Евдоким Павлович 43 года 2 кв. хлебороб женат 25.05.1922

Иващенко Яков Иванович 20 лет - - - 25.05.1922

18

Просмотров работы: 328