Введение.
Актуальность: Возрождение православия, открытие храмов и монастырей – характерная черта современной России. Минувшие события ХХ века стали тяжким испытанием для православной церкви: религиозные убеждения преследовались, роль и значение Церкви принижались, а ее ценности подвергались разграблению. Все это обернулось тяжелым морально-нравственным кризисом нашего общества. Прерванными оказались и традиции изучения церковной истории, особенно на региональном уровне и хочется отметить, что за последние десятилетия у нас на Кубани многое изменилось к лучшему. Цель исследования - В своей работе я постаралась провести виртуальное путешествие по женским монастырям Кубани, познакомиться с жизнью и бытом, а так же архитектурными особенностями обителей. Предмет исследования - женские монастыри Кубани. Гипотеза - я надеюсь, что мне удастся провести виртуальное путешествие по женским монастырям Кубани, познакомиться с жизнью и бытом, а так же архитектурными особенностями обителей. Задачи исследования: собрать документальный и теоретический материал о женских монастырях Кубани. Для написания своей работы я использовала монографическую, энциклопедическую и православную литературу. План исследования: Изучение теоретического материала. Работа с живыми носителями информации. Обобщающий, связанный с оформлением самой работы.
1.Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г.Краснодар. (см. приложение I рис.1-3)
К началу XXI столетия Краснодарский край занял 3 место в России по динамике роста онкологических заболеваний после городов Москвы и Санкт-Петербурга. К этому времени в городе Краснодаре с почти миллионным населением и более чем 200- летней историей не было ни одного монастыря. История создания первого и пока единственного монастыря в г.Краснодаре связана с именами его устроителей краснодарской православной семьи. Кузьмина Нина Яковлевна - в настоящее время настоятельница женского монастыря игумения Неонилла - проработала 43 года в нефтяной промышленности в городах Краснодаре и Тюмени, Почетный нефтяник. Ее сын Дудик Юрий Евгеньевич (в настоящее время ктитор монастыря), хирург-онколог, Заслуженный врач России, доктор медицинских наук, более 25 лет наблюдал и оперировал онкобольных в краевом онкологическом диспансере в г. Краснодаре. Эти православные глубоко верующие люди пришли к выводу, что г.Краснодару назрела настоятельная необходимость иметь монастырь, чтобы днем и ночью возносились к небу монашеские молитвы о болящих этим страшным заболеванием. Рядом с краевым онкодиспансером мать и сын в построили монастырь в честь иконы Божией Матери ««Всецарица»», молитвы к которой особо помогают при онкозаболеваниях; для этого им пришлось вложить собственные средства . Оставив любимую работу, они связали всю свою дальнейшую жизнь с монастырем. 4 марта 2004 г. Кузьмина Нина Яковлевна, оставив мирскую жизнь, приняла монашеский постриг с именем Неонилла. Статус монастыря был присвоен Священным Синодом Русской Православной Церкви 16 июля 2005 г. созданный в апреле 2003 г. приход во имя иконы Божией Игумения Неонилла и сын ее, ктитор монастыря Дудик Ю.Е. Матери «Всецарица»» был преобразован в женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (запись в Журнале Священного Синода 55). На Земле пока больше нет монастырей, посвященных этой иконе. В 2003 г. Святейшим Патриархом Алексием II Дудик Ю.Е. и матушка Неонилла были награждены Орденами прп. Сергия Радонежского III степени за постройку храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в г.Краснодаре.
В 2005 г. в связи с преобразованием прихода в женский монастырь монахиня Неонилла была назначена на должность настоятельницы монастыря и награждена наперсным Крестом по должности; в апреле 2009 г. возведена в сан игумении, а 3 марта 2011 г. награждена Орденом святой равноап. Ольги III степени за большие заслуги в деле Православия создание первого монастыря в г. Краснодаре и управление им. Монастырь в настоящее время располагается на двух территориях: центральной - в г. Краснодаре рядом с онкологическим центром, и территории подворья - в Динском районе северозападнее ст. Пластуновской на берегу реки Ставок Игумения Неонилла (1301 км автотрассы М4 «Дон» Москва Сочи). Богослужения проходят в двух храмах: в храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в городе Краснодаре и в храме в честь прп. Саввы Освященного на монастырском подворье. Монастырь построен в старинном архитектурном стиле, уникальном для Кубани. Все монастырские постройки обители, как в г. Краснодаре, так и на подворье: храмы, часовни, колокольни, купель источника, монастырские стены, въездные арки, келейные корпуса, игуменский домик, монастырские лавки, беседки, помещение для охраны - построены и строятся по проектам Заслуженного архитектора России, кандидата архитектурных наук, члена Союза Архитекторов России Ижикова Вячеслава Николаевича (г. Переславль- Залесский). Архитектор Ижиков В.Н. Основные иконописные работы в храме «Всецарица» главная святыня обители Чудотворная икона Божией Матери «Всецарица»», более 80 икон в иконостасе, Голгофа и 33 иконы святых угодников Божиих над ковчегом-мощевиком выполнены в каноническом стиле членом Союза художников России, иконописцем Валерием Александровичем Поляковым (г.москва). У Чудотворного образа ««Всецарица», над ковчегом со святыми мощами и над Голгофой круглосуточно горят неугасимые подвесные лампады. Вход с ул. Димитрова в женский монастырь «Всецарица».
Начало создания обители положило строительство храма в честь иконы Пресвятой Богородицы ««Всецарица». 12 января 2001 года Его Высокопреосвященством митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором и духовенством епархии в присутствии народа был отслужен молебен и установлен Крест на месте будущего строительства храма, а в феврале заложена храмовая плита. Храм построен в гг. в стиле русско-византийской архитектуры XV в. Образцом послужил Свято-Духов храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде (изменено лишь место колокольни и добавлен нижний придел). Кокошники древней формы заполнены иконами в стиле флорентийской мозаики (их изготовил из натуральных камней мрамора, гранита, лазурита и др. полудрагоценных камней - краснодарский художник Шахбазян Карапет Геворкович). Храм венчает голубой купол (голубой цвет Богородицы) и Корсунский Крест. 5 апреля 2003 года, перед праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, был освящен Престол нижнего придела храма в честь св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, а 21 сентября 2003 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором освящен Престол верхнего придела и отслужена первая литургия в верхнем приделе в честь иконы Божией Матери «Всецарица», и с тех пор литургия» совершается ежедневно. Весной 2005 г. для храма был сделан точный список с древней Чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица» в Ватопедском монастыре на Афоне русским иконописцем Поляковым В.А. Эта икона была освящена в праздник Пасхи наместником Ватопеда архимандритом Ефремом и приложена к 130 древним святыням этого монастыря, в т.ч. к Поясу Пресвятой Богородицы. Интерьер верхнего храма «Всецарица».
Монастырское подворье Подворье монастыря площадью около 7 га находится в Динском районе Краснодарского края, северо-западнее станицы Пластуновской, на берегу реки Ставок и существует с 2005 г. Земля для подворья была выделена администрацией Краснодарского края. Входная арка на подворье монастыря Вид на Благовещенский храм. На подворье имеется действующий с 2007 года храм прп. Саввы Освященного, построенный в пещерном стиле, святой источник с купелью в честь Тихвинской иконы Божией Матери, оформленный в афонском стиле, монастырская стена с угловыми башнями в стиле древнерусской архитектуры XVI в., сестринский корпус с трапезной и зимним садом, монастырская лавка и игуменские покои в стиле русского деревянного зодчества, 2 пруда с лебедями и кувшинками, сад, огород, ягодник, питомник плодовых и цветочно-декоративных культур, грядки лекарственных растений, теплица для выращивания рассады цветов и овощей. В 2013 г. возведена часовня свт. Николая Чудотворца с медным куполом и корсунским Крестом. Восточные врата стены и Благовещенский храм. Рядом с архитектурным комплексом подворья впервые в России, с благословения митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, создается аналог Гефсиманского сада. Конфигурация и размеры сада, его куртин и дорожек, окаймление дорожек камнем-известняком, расположение деревьев, колодца и скамеек в точности повторяют Гефсиманский сад в Иерусалиме, как он выглядит в настоящее время. При оформлении сада цветочно-декоративными растениями использованы те же растения, что в Гефсиманском саду. Ограда сада изготовлена аналогично ограде современного Гефсиманского сада в Иерусалиме, какой она является с восточной стороны.
В на 2013 год в монастыре находилось 3 монахини, 7 инокинь и 4 послушницы. С 2007 г. монастырь имеет свой сайт, в котором помещаются новости Православия и монастырской жизни. Фильмы о создании и жизни монастыря: «Небо на Земле» (снят в гг.) и «Золотое сечение России»» (2012 г.). В штате монастыря состоят 4 священника и диакон. Ежедневно служится Божественная литургия и Вечернее Богослужение. Большое внимание в обители уделяется озеленению территории монастыря, которое проводится квалифицированными специалистами по правилам ландшафтного дизайна. За образец взято оформление территорий лучших отечественных монастырей и русских монастырей в Святой Земле. Начиная с 2006 г., монастырь посещают паломнические группы из разных регионов России, Ближнего и Дальнего Зарубежья, а также кубанские школьники и студенты, воспитанники детских домов и интернатов Весной 2013 г. отмечено 10-летие начала Богослужений в главном храме монастыря храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица».[1]
2.Марие-Магдалинский женский монастырь ст. Роговская. (см. приложение II рис.1-3)
Женский монастырь в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины был учрежден на земле Черноморского казачьего войска, между станицами Тимашевской и Роговской (нынешний Краснодарский край), в середине 19 века соизволением Его Императорского Величества Российского Государя Николая I. Почин в этом святом, добром деле принадлежал монахине Митрофании (из старинного рода Золотаревских). 22 июля 1846 года, в день памяти святой Марии Магдалины, матушка Митрофания явилась во главе делегации женщин-казачек к наказному атаману Черноморского казачьего войска Григорию Антоновичу Рашпилю и просила его открыть в Черноморье женскую обитель. Казачки со слезами на глазах говорили о бедных казачьих вдовах, потерявших своих мужей и сыновей на войне и ищущих последнего утешения в молитве к Богу, о девочках-сиротках, наконец, и о том, что монашество - это угодная Богу жертва.
«Быть монастырю!» - таков был ответ казачьего атамана благочестивым просительницам. Сразу же определилось и название для обители - в честь Святой Марии Магдалины, имя которой носила Ея Высочество Августейшая супруга атамана всех казачьих войск Великого Князя Александра Николаевича - Мария Александровна.
Другая известная личность, стоящая у истоков основания Марие-Магдалинской обители, - Преосвященный Иеремия, первый Кавказский епископ. Это был также человек с горячей верой в Бога и истинный патриот Русского Отечества. С теплотою и архипастырским участием отнесся преосвященный Владыка к устройству обители, благословляя все добрые начинания атамана. От епископа Иеремии будущая игумения Митрофания получила в благословение икону Святой Марии Магдалины, когда была встречена и любезно принята им в Ставрополе, а также игуменский жезл. В письме к атаману Григорию Антоновичу матушка Митрофания писала с удивлением и радостью об этом приеме и «каком-то особенно святом восторге, с которым он (епископ Иеремия) делает все для обители» (Ставрополь, 1846 год).
Прибыла монахиня Митрофания из украинского Ладинского монастыря, из Полтавы, где она подвизалась до того, как была призвана к устройству обители на своей родине - в Черномории. Ладинского монастыря игумения Мария высоко отзывалась и ценила ревностную монахиню Митрофанию, занимавшую в ее обители должность Благочинной. Она писала супруге Г. А. Рашпиля - Каролине Адамовне, благословляя на духовный подвиг свою духовную дочь Митрофанию, что та непременно «оправдает свое новое избрание к благолепному устройству, по воле Божией и соизволению Монаршему, обители во имя Святой Марии Магдалины».
Благородство и возвышенная настроенность первой игумении Черноморской Мариинской женской обители - Митрофании наглядно выражались в ее постоянных чувствах верноподданической любви к Царствующим Особам. И дух этот царствовал в обители, ею устроенной. Историк П. Н. Крыжановский пишет о том, что «самое счастливое время переживала... обитель в дни получения Высочайше дарованных ей богослужебных книг и церковных вещей.
Подвижническая деятельность игумении Митрофании в Черномории началась с возведения храма в честь Покрова Божией Матери. Сооружение храма предполагалось на пустынном полуострове в излучине реки Кирпили, на живописном месте между станицами Тимашевской и Роговской. Временно сестры были размещены в Роговской, забота о них вверена роговскому казачеству. По ходатайству атамана Рашпиля войско выделило часть денежных средств, но большей частью строительство монастыря предполагалось вести за счет доброхотных частных пожертвований казачьего населения. Святая обитель созидалась верой простых людей.
Истинно духовным торжеством стала закладка первого обительного храма на полуострове, которое назначено было 22 сентября 1849 года. Этот праздник, одновременно, явился днем основания обители.
Дата была выбрана неслучайно - день памяти святителя Димитрия Ростовского, которого казаки очень почитали. Родом святой Димитрий Ростовский происходил из простой казачьей семьи. Отец его, бодро пронесши бремя воинской службы и достигши звания сотника, конец жизни посвятил служению Церкви в должности ктитора Кириллова монастыря в Киеве. Его сын, будущий святитель, в этом же монастыре принял монашеский постриг.
Благословение владыки было исполнено, когда в монастыре выстроился трех-престольный величественный Вознесенский Собор, освященный в 1834 году, один из пределов которого был во имя святителя Димитрия Ростовского.
На полуострове для жилья сестер, отводилось ветхое пустующее здание войскового конюшенного завода, где они и поселились.
В начале 1850 года Преосвященный владыка Иеремия был переведен в Нижний Новгород, чтобы возглавить одну из ведущих российских святительских кафедр.
Уже к новому епископу Иоанникию рапортовала игумения Митрофания об окончании строительства храма в честь Покрова Божией Матери, прося выдать антиминс и освятить Престол. Освящение престола состоялось 9 апреля 1850 года, в пятое воскресение Великого Поста, и имело необычайно торжественный характер.
Благодаря доброхотным даяниям черноморцев-казаков обитель очень быстро строилась. Возводились келии, ограда вокруг монастыря, устраивалось хозяйство, осваивались рукодельные ремесла. С особой добросовестностью решалась задача женского образования, поставленная атаманом Рашпилем в проекте учреждения Марие-Магдалинской обители. При игуменииМитрофании, с первых дней существования монастыря, в его среду принимались девочки-подростки, которые, не обязуясь остаться в обители навсегда, обучались в ней рукоделиям, церковному пению и чтению. Формально это называлось «духовным училищем».
В 1861 году был освящен второй обительный храм в честь небесной покровительницы монастыря - Святой Равноапостольной Марии Магдалины, с примыкающим к нему настоятельским корпусом. В 1867 году игумения Митрофания ходатайствовала о разрешении постройки храма в честь Нерукотворенного Образа в память избавления 4 апреля 1866 года от опасности Государя Императора Александра II, но ходатайство было отклонено из-за недостатка средств. И еще одно благое начинание принадлежит игумении Митрофании в этой области - ходатайство в 1865 году о возведении в обители трехпрестольного Вознесенского Собора с пределами - в честь святого Божьего Архистратига Михаила и святого Димитрия Ростовского, день памяти которого, как уже было выше сказано, считался днем основания Черноморского Мариинского монастыря. Достроить этот огромный, величественный Собор, долженствовавший, по мысли игумении Митрофании, украсить обитель, ей, однако, не удалось. Игуменья Митрофания умерла 10 марта 1869 г. на 74-м году жизни. За неусыпную деятельность и устройство пустыни она награждена была наперсным крестом 16 июля 1857 г.
Заступившая на ее место в 1869 году игумения Олимпиада, из дворян Кубанского казачьего войска, бывшая при игумении Митрофании Благочинной монастыря, шла по стопам своей духовной предшественницы. Она достроила Вознесенский Собор, проявив при этом замечательную ревность по Богу.
Заслугой игумении Олимпиады было также образованное ею при монастыре училище для девиц духовного происхождения на 30 человек, с положенными от монастыря 12 стипендиями для сирот и полным обезпечением последних одеждой и пищей.
В монастыре к 1917 году было около 850 гектаров земли с хлебными полями, выпасными лугами, садами и огородами. Была пасека. Пруд с рыбой. Действовал собственный кирпичный завод, построенный игуменией Олимпиадой, чтобы выстроить Вознесенский Собор из своего, дешевого материала. В обители было несколько ветряных мельниц, большая хлебопекарня. Много мастерских, славившихся своими рукодельными работами - иконописная, златошвейная, кожевенная. Имелись торговые лавки - книжная и бакалейная. Две странноприимные гостиницы. Больница с аптекой.
В Марие-Магдапинском монастыре впервые в крае проведены были миссионерские противосектантские курсы. В 1910 году создан детский исправительный приют. Святая обитель становилась духовным центром Кубанского края.
После революции, устроив на месте Святой Марие-Магдалинской обители коммуну «Всемирная дружба», коммунары выгнали всех сестер около 500 человек. Многих сестер сослали в Астрахань на рыбные промыслы. Все хозяйство монастыря было приведено к разорению.
В 60-тые годы в поисках клада, о котором не переставали ходить легенды, кощунственно было разорено монастырское кладбище и разрушен последний монастырский храм в честь небесной покровительницы обители - равноапостольной Марии Магдалины.
Только 4 августа 1995 г. был отслужен молебен в честь возрождения Мария-Магдалиновской пустыни. Монастырь возобновлен в 1997 году в станице Роговской, примерно в 7 км от бывшей обители.[2]
3.Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» г. Апшеронска. (см. приложение II рис.4), (см. приложение III рис.1-3), (см. приложение IV рис.1)
Сентябрь 2001 года. По благословению Высокопреосвященного Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского, заведующая Епархиальной канцелярией монахиня Зосима (Быстрова) выехала в г.Апшеронск с целью выбрать место будущей женской обители. К тому времени, основанный в 1992 году Марфо-Мариинский Апшеронский женский монастырь был упразднен, как несостоявшийся. Из трех земельных участков, предложенных к рассмотрению, был выбран только один, как подходящий святому месту. 9 декабря состоялось освящение места под монастырь, а первая литургия под открытым небом совершалась спустя полгода, 9 июня 2002 года. 12 марта 2002 года состоялся Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия II. На нем было принято решение об учреждении в городе Апшеронске женского монастыря в честь иконы Божией Матери «нерушимая Стена» с назначением монахини Зосимы (Быстровой) в должности настоятельницы. 26 июля 2002 года была совершена закладка первого монастырского храма в честь пророка Божия Илии. Началось его возведение вместе с прилегающим сестринским корпусом и колокольней. 26 ноября 2005 года состоялась закладка фундамента здания детского приюта (ныне Образовательный Центр). 13 января 2006 года – закладка отдельной колокольни с проектной высотой 39 метров. 23 мая 2006 года епископом Тихоном Ейским, викарием Екатеринодарской епархии был заложен камень в основание четырехпрестольного соборного храма иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» с приделами: нижним Казанским, боковыми в честь святителей Николая и Спиридона. Центральный предел, которого освящен 8 июня 2012 г. В настоящее время все проектные решения воплощены в жизнь. Службы совершаются во всех названных рамах. В здании Образовательного Центра оборудованы учебные классы для детей и взрослых и медицинский кабинет. Оборудован также домовый храм в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии с детским (на высоте) клиросом. На территории монастыря по центру ограды выстроена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с мозаичными богородичными фресками с четырех сторон. Имеется надвратная часовня в честь свщмч. Исидора (вторые грузовые ворота) с винтовой лестницей в башне и под куполом. На фасаде – фреска с изображением Святой Троицы в виде стоящих Ангелов. На фасаде Свято-Ильинского храма и с северной стороны – мозаичные изображения четырех пророков: свв. Иоанна Предтечи, Илии Елисея и Моисея. В нише центрального окна на алтарной абсиде – скульптура св. пророка Илии.[3]
4.Свято-Успенский женский монастырь г. Кореновск. (см. приложение IV рис.2-3)
В 1911 году в центре станицы Кореновской было построено двухэтажное здание. На первом этаже располагался купеческий банк, на втором смешанная прогимназия (для мальчиков и девочек из богатых семей). Занятия гимназистов начинались с богослужения в храме свт. Николая Чудотворца, который находился в здании прогимназии. После революции здесь располагались педучилище и авиашкола, а после Великой Отечественной войны - топографическая воинская часть. В 80-х годах военные переехали в специальный городок, и особняк был заброшен.
В небольшом провинциальном городе Кореновске, на центральной улице, тихо живет Успенский женский монастырь, в котором подвизается всего семь сестер. Монастырь основал архимандрит Виссарион (Макаров), возглавлявший местный Свято-Успенский приход. Отец Виссарион мечтал создать мужской монастырь, но так получилось, что вокруг него стала собираться община из женщин, желавших посвятить себя Господу. Одна из духовных чад батюшки, Валентина, будущая схимонахиня Афанасия, получила благословение отца Виссариона на поступление в знаменитый Пюхтицкий монастырь в Эстонии. Однако через некоторое время архимандрит вынужден был поехать забирать Валентину из Пюхтиц, так как на приходе совершенно некому было нести клиросное послушание. На обратном пути они заехали к ныне почившему архимандриту Иоанну (Крестьянкину), который благословил расстроенную Валентину возвращаться, сказав, что она найдет свой монастырь в родном городе. Так и случилось. В 1991 году отцу Виссариону местные власти передали под будущий монастырь ветхий дореволюционный особняк в центре города. Первые насельницы обители вместе с отцом настоятелем с воодушевлением принялись за реставрационные работы. 21 мая 1992 года Свято-Успенский женский монастырь был утвержден Священным Синодом, а в августе этого же года Архиепископ Екатеринодарский и Кубанский Исидор освятил юную обитель. Она стала первым женским монастырем, открытым на Кубани после семидесятилетнего перерыва.
Старинный особняк, подаренный обители, сталхрамы монастыря. На первом этаже здания расположен главный монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы, освященный Владыкой Исидором 4 ноября 1993 года. В память о храме, который находился в этом здании до революции, устроен левый придел свт. Николая. Рядом - малая церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Все храмы - домовые, скромные, без пышных украшений. Здесь не увидит паломник золотых куполов, искусной росписи и летящих ввысь сводов. Но что-то заставляет богомольцев возвращаться сюда снова и снова. Думается, что особая атмосфера молитвенной тишины и покоя. Молясь в храме обители, забываешь, что находишься в пусть и небольшом, но городе кажется, что стоишь в бедной деревянной церквушке, устроенной преподобным Сергием Радонежским в лесной глуши. На Святой Руси есть много источников, прославленных исцелениями. Тысячи паломников тянутся к ним ежегодно. В Кореновском монастыре тоже есть свои источники воды живой. Они мало кому известны, но и здесь совершаются свои тихие чудеса. Колодец во имя Казанской иконы Божией Матери, устроенный под навесом в виде открытой часовенки, вырыт сестрами собственноручно. Раньше здесь совершалось великое освящение воды на праздник Крещения Господня. Сейчас он практически не используется, но это место почитается насельницами и прихожанами обители. Напротив - еще один колодец со святой водой, на дне которого лежат камушки из реки Иордан. Привлекает сюда паломников и купальня во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» над родником.
В настоящее время настоятель монастыря - архимандрит Никон (Пипинеев). Еще только один женский монастырь в России - Свято-Введенский в городе Иваново - возглавляет мужчина - архимандрит Амвросий (Юрасов). Насельницы обители (2 монахини, 3 инокини и 2 послушницы) в основном пожилые женщины. Старшая сестра - монахиня Евфросиния. Сестры ведут небольшое хозяйство, едва обеспечивая себя необходимым. Все удобства - во дворе, баня - раз в неделю, У обители нет спонсоров и богатых жертвователей. Помогают простые люди - прихожане и паломники. Но матушки не унывают, за все благодарят Бога. Они приветливы, готовы всех приютить, накормить и сказать доброе слово. Бывают и случаи явной помощи Божией. Так, еще в первые годы существования монастыря, монахини собирали на территории обители небывалые урожаи дикорастущих грибов. Закатывали на зиму по тридцать баллонов опят и шампиньонов, об этом даже местные газеты писали. А ведь это центр города!
Занимается монастырь и просветительской деятельностью. Сейчас заканчивается устройство воскресной школы, где будут заниматься дети от 6 лет. Планируется преподавать Закон Божий, катехизис, рукоделие, церковное пение. По воскресным дням священник монастыря отец Виталий проводит духовные беседы с прихожанами. В 1998 году на городском кладбище силами монастыря был построен храм во имя Смоленской иконы Божией Матери с приделом праведного Лазаря Четверодневного.10 августа 2004 года главный престол храма освящен Митрополитом Исидором. На участке устроено монастырское кладбище. Службы совершаются на престольные праздники и в поминальные родительские дни. В храме проходит очное отпевание усопших. От монастыря к этому храму идти по улице Красной, затем повернуть на улицу Краснодарскую и идти по ней до кладбища в течение получаса. Общественный транспорт сюда не ходит.[4]
5.Троице - Георгиевский женский монастырь с. Лесное (см. приложение V рис. 1-4), (см. приложение VI рис. 1-3).
Троице-Георгиевский женский монастырь расположен в селе Лесное в живописном месте, в котором гармонично сочетаются красота природы и красота, сотворенная руками человека. Это удивительное место расположено совсем недалеко от Чёрного моря: всего в 20 километрах от Адлера в сторону Красной Поляны. Монастырь основан в 1999 году на небольшой заброшенной базе отдыха местного железобетонного завода, в память существовавшего в начале XX века Троицкого мужского монастыря. На территории монастыря имеется колодец, над которым устроена сень, одновременно являющаяся звонницей. Сюжет ее декора посвящен встрече Спасителя с самарянкой. Вода колодца идентична водам «Мацеста», насыщенных сероводородом, поэтому планируется подвести в колодец воду другого родника, содержащую много серебра.
Построены жилые корпуса для монахинь и служебные помещения. Все храмы монастыря построены по проекту архитектора Ф.И. Афуксениди. Каждый храм необычен и оригинален. Храмы монастыря: Церковь иконы Божией Матери "Умягчение злых сердец", Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Часовня иконы Божией Матери "Утоли моя печали", Церковь Уара, Церковь иконы Божией Матери "Игумения горы Афонской", Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина". Святыни монастыря: частицы святых мощей: святителя Николая Чудотворца; великомученика и целителя Пантелеимона; 83 святых Киево-Печерской лавры; Дивеевских святых; благоверных князей Петра и Февронии Муромских; блаженной Матроны Московской; святителя Луки, архиепископа Симферопольского.[5]
Заключение.
Исходя из всего выше сказанного хочется отметить, что большая часть монастырей была образована из общин, созданных добровольно самими женщинами. Их трудами и заботами строились и расцветали православные монастыри, неся просвещение и распространяя христианство на Кубани, не последнюю роль сыграли женские монастыри в развитии женского образования, устраивая женские профессиональные и школы-грамоты, давая возможность девушкам и женщинам разных социальных слоев приобрести специальность и зарабатывать самостоятельно. Неоспорима роль женских монастырей в благотворительной деятельности. Многие монахини во время войн становились сестрами милосердия, шли на войну вместе с солдатами и офицерами, рискуя собственной жизнью. Кроме того, окрепшие обители помогали материально другим бедствующим общинам и монастырям, жертвовали суммы на различные благотворительные акции. Основным источником финансирования устроенных обителей являлось их хозяйство. Таким образом, потребность женщин в защите, в материальной и моральной поддержке, с одной стороны и духовной независимости, самореализации, религиозно-нравственном совершенствовании, с другой, нашла свое отражение в росте количества женских монастырей и общин, увеличении численности их обитательниц.[6]
Женские монастыри давали страждущим чувство покоя и защищенности, кров и пишу для неимущих, обучали грамоте, специальностям, приобщали к совместному бескорыстному труду на благо всех и каждого. Будучи центрами культуры и просвещения края, показывали местному населению пример хозяйственной деятельности. В наше время возрожденные женские монастыри занимаются, как просвещением, подвижничеством, религиозно-нравственном совершенствовании и хочется, что бы как можно больше кубанцев посещало эти святые намоленные места.
Данную работу возможно использовать в практике образовательных учреждений (уроки истории, ОПК, классные часы) и иных учреждениях (музеи, СМИ). В дальнейшем я предполагаю вернуться к данной теме.
Список использованной литературы:
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица».http://docplayer.ru/28070601-Zhenskiy-monastyr-v-chest-ikony-bozhiey-materi-vsecarica.html
Марие-Магдалинский женский монастырь станицы Роговской.https://monasterium.ru/monastyri/monastery/marie-magdalinskiy-zhenskiy-monastyr-stanitsy-rogovskoy-/
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» г.Апшеронска.http://ekaterinodar-mon-3.cerkov.ru/
Свято-Успенский женский монастырь г.Кореновск.http://www.korenovsk-monastyr.ru/
Троице-Георгиевский женский монастырь с. Лесное.http://sochi-eparhia.ru/troice-georgievskij-zhenskij-monastyr-s-lesnoe/
Шафранова О.И.Деятельность женских северокавказских монастырей и общин во второй половине XIX - начале XX вhttps://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5397
Приложение
Приложение I
Рис.1Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г.Краснодар.
Рис.2 Икона Божией Матери «Всецарица».
Рис.3 Часовня в честь св. апостола Иоанна Богослова.
Приложение II
Рис.1Марие-Магдалинский женский монастырь ст.Роговская.
Рис.2-3 ИгуменияМитрофания
Рис.4 Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» г.Апшеронска.
Приложение III
Рис.1 Ильинская церковь Монастыря «Нерушимая стена»
Рис.2 Водосвятная часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Рис.3 Надвратная Исидоровская часовня монастыря «Нерушимая стена».
Приложение IV
Рис.1 Собор иконы Божией Матери «Нерушимая стена».
Рис.2 Свято-Успенский женский монастырь г.Кореновск.
Рис.3 Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери с приделом праведного Лазаря Четверодневного.
Приложение V
Рис.1Троице-Георгиевский женский монастырь с. Лесное.
Рис.2 Церковь иконы Божией Матери "Умягчение злых сердец".
Рис.3 Церковь Уара.
Рис.4 Часовня иконы Божией Матери "Утоли моя печали".
Приложение VI
Рис.1 Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина".
Рис.2 Церковь Владимирской иконы Божией Матери.
Рис.3 Церковь иконы Божией Матери "Игумения горы Афонской".
8