Введение
Мы живем в стране с богатой историей, изучать которую начинаем на уроках по окружающему миру. Знать историю страны и родного края очень важно для каждого из нас. История государства начинается с истории малой Родины, т.е. с истории Приамурья. Повышение такого интереса различными способами весьма актуально для сегодняшних школьников.
Гипотеза: творческие задания, в том числе реконструкция жилища средневековых племен позволяет углубить знания об истории родного края.
Цель данной работы: рассмотреть возможности применения знаний, полученных на уроках окружающего мира для занятия творчеством и повышения интереса к изучаемому предмету.
Задачи:
- изучить историю развития Приамурья в средние века;
- проанализировать изменение жилища мохэ – чжурчженией;
- на основе данных археологических раскопок создать макет жилища средневековых племен Приамурья;
- изготовить модуль жилища племен мохэ – чжурчженей.
Объект – история средневековых племен Приамурья.
Предмет – жилища племен мохэ и чжурчжэней.
Методы исследования: поиск информации из разных источников (специальная литература, интернет ресурсы); изучение данных археологических раскопок; практическая работа.
1 История средневековых племен Приамурья
1.1 Мохэ
На Амуре в IV в начинается эпоха средневековья и связывается это время с племенами мохэ, которые являются предками современных тунгусов и маньчжуров.
Наибольший вклад в изучение культуры мохэ внесли: Е.И. Деревянко, О.В. Дьякова, С.П. Нестеров, Б.С. Сапунов, Д. Болотин, О. Шеломихин.
Племена мохэ преимущественно занимались земледелием. В китайских летописях, переведенных Бичуриным сообщается следующее: «Землю пашут парою лошадей. Земля более произрощает просо и пшеницу». Также они занимались скотоводством, а именно разводили свиней, лошадей, собак, лошадей, которых продавали в другие страны [3, с.46].
Жители Приамурья были хорошими охотниками, рыбаками, по прежнему осуществляли собирательство. Во время охоты использовали лук с отравленными стрелами. Китайские летописи писали об этом так: «Обыкновенно в седьмой и восьмой луне составляют яды и намазывают стрелы для стреляния зверей и птиц. Пораненный немедленно умирает. Когда варят яды, то одно испарение ядового состава может умертвить человека» [1, с.67]. при охоте на пушных зверей использовали в основном используя капканы и силки, очень часто их ставили возле тела умершего (если смерть наступало в холодное время года). Рыбу ловили преимущественно сетями или били острогой. Как видим мохэсцы были обеспечены мясом, шкурами, рыбьей кожей, из которой делали одежду и обувь. В реках мохэсцы добывали жемчуг, в тайге – женьшень, в горах – редкие металлы (Приложение 2 ).
Помимо охоты, мохэсцы занимались ремеслом. Они умели ткать одежду, делали глиняную посуду, хорошо обрабатывали кожу, изготавливали орудия труда из металла. Мохэсцы селились в неукрепленных поселках или укрепленных городищах, имеющих круглую форму, укрепленную валом и рвом.
Наиболее изученным к настоящему времени является Михайловское
городище на реке Завитой, там раскопано 8 жилищ. Известны и другие мохэские городища: на реке Белая, у села Семиозерка. Среди неукрепленных поселений отмечены как небольшие (с. Войково), так и довольно крупные (между селами Марково и Игнатьево) (Приложение 1).
Погребения племен мохэ представляют огромный интерес для археологов и историков, они позволяют получить сведения не только о материальной культуре, но и о духовной жизни мохэсцев. В результате археологических раскопок и исследований удалось выделить четыре типа погребальных обрядов. Первый, достаточно распространенный и вполне традиционный, это захоронение в земле сразу после смерти. Китайские летописи так описывают обряд погребения: «Если отец или мать умрут весной или летом, то немедленно зарывают и над могилою строят хижину, чтоб дождь не мочил ее».
Второй вид захоронений получил название – вторичные. Он встречался чаще, чем первый. Если человек умирал в холодное время года (поздняя осень, зима, ранняя весна), то его тело сразу не предавали земле, а оставляли на воздухе. Строили специальный помост, на него ложили тело умершего, а вокруг ставили капканы и силки на зверей), которое находилось на нем до тех пор, пока мягкие ткани покойника не подвергнутся почти полному разложению. Затем сородичи собирают сохранившиеся останки и инвентарь, после чего найденное помещают в могильную яму. Данный обряд нашел отражение в китайских летописях: «Ежели (родственники) умрут осенью или зимой, то трупом их ловят соболей» [1, с.315].
Трупосожжение – третий тип захоронения. Наши предки считали, что главным является не тело, а душа человека, которая быстро освобождается во время сожжения его останков. Еще один способ погребения у мохэ это «пустые» могилы или кенотафы. Их вырывали в случае, если человек пропал без вести, утонул или пал на поле боя. В пустую могилу могли класть вещи, которыми человек пользовался при жизни.
В мохэских могилах часто обнаруживали погребальный инвентарь. В могилу клали один, реже два сосуда. Почти вся керамика лепная, что говорит об отсутствии гончарного круга, плоскодонная, свидетельствует, что племена вели оседлый образ жизни. Также в могильниках часто встречаются украшения: накладные поясные бляхи, серьги, бубенчики, бронзовые и стеклянные бусы. Среди погребального инвентаря мохэсцев существенная доля принадлежит вооружению. Основным оружием в эпоху раннего средневековья был лук длиной около 1 м. Используемые наконечники стрел в основном были железными, хотя встречаются и костяные, форма наконечников разнообразна. Оборонительное вооружение мохэсцев представлено фрагментами пластинчатого доспеха. Железные, иногда костяные пластины нашивались на кожаную или тканевую основу, в отдельных случаях переплетались между собой кожаным шнуром. Кроме упомянутых выше предметов, относящихся к вооружению, в погребениях найдены наконечники копий, палаши [7,с.56].
Анализ погребений и описание из китайских летописей позволяют сделать выводы о религиозных воззрениях мохэ. Они верили в загробную жизнь и бессмертие души. В могилу часто клали пищу «в дорогу» умершему. Вещи погребального инвентаря иногда преднамеренно повреждались (пробиты днища сосудов, сломаны или изогнуты палаши, наконечники стрел). Это делалось для того, чтобы душа человека могла пользоваться «душами» предметов.
1.2 Чжурчжэни
С XI века в Приамурье появляются Чжурчжэни (в переводе золото), так в начале называли одно из племен, обитавшее в бассейне реки Сунгари. Позже это название распространилось на большинство мохэских племен, вошедших в состав государства, которое создали чжурчжэни в начале XII века. Амурских чжурчжэни делятся на две группы: западную и восточную. Первая группа сформировалась именно на территории современной Амурской области из потомков найфельдских и троицких мохэ. В целом культура этих групп была очень похожа. В начале II тысячелетия народы Амура осваивают производство гончарной керамики, что почти полностью сглаживает различия между культурными группами [5, с.39].
Чжурчжэни так же как и мохэ жили в неукрепленных и укрепленных поселениях (городищах), расположенных в основном по берегам рек. На территории Амурской области жилища чжурчжэней раскапывались на городищах Гора Шапка (с. Поярково), Кучугуры (с. Марково), Новопетровское [2, с.68].
Продолжая традиции мохэ, чжурчжэни занимались скотоводством (выращивали свиней, лошадей, быков, собак), земледелием, охотой. Древняя китайская летопись гласит, что каждый чжурчжэнь «может преследовать животного по следу, догнать и убить его». Охотились они на изюбров, лосей, коз, медведей, тигров, кабанов, волков, фазанов.
В местах раскопок обнаружены рыболовные крючки, керамические и каменные грузила, что свидетельствует о занятии рыболовством. Промышляли они и собирательством, бортничеством, добывали золото, речной жемчуг.
Высокого уровня достигли чжурчжэни в изготовлении глиняной посуды. С IX в. лепную керамику начинает заменять станковая, т.е. изготовленная на гончарном круге. Больших успехов достигли наши предки в обработке черных, цветных и драгоценных металлов. Чжурчжэньские кузнецы и ювелиры обладали такими приемами, сварка, как ковка, кручение, литье, паяние, штамповка, чеканка.
У чжурчжэней была интересная одежда. В китайских летописях пишут: «Ткани для платья у них хорошего качества. Простое платье короткое, застегивается на левую сторону … Богатые одеваются в теплые шубы из тонкого холста с собольим, ондатровым, лисьим или енотовым мехом. Бедные носят одежды из кожи коров, лошадей, свиней, овец, кошек, змей, собак и рыб» [1,с.69]. Археологические раскопки подтверждают и дополняют эти сведения. Известно, что обувь чжурчжэни шили из меха, кож и украшали бусами. Особой популярностью пользовался пояс с накладными металлическими бляхами прямоугольной формы, к которому нередко крепились бубенчики, различные подвески. Основным видом украшения являлись каменные, бронзовые и стеклянные бусы, серьги в виде проволочного кольца с нефритовым диском, браслеты, кольца. О прическе известно, что «женщины заплетают волосы в косу и укладывают ее кольцом на голове. Мужчины также заплетают волосы в косу, но носят ее свободно спущенной сзади» [1,с.76].
Большую часть своей истории чжурчжэни вели войны с соседними народами. Летописи писали, что это были люди, «не знающие в должной мере цену жизни и смерти». Основной их силой была конница. Воины одевались в доспехи, состоящие из железных пластин, накладывавшихся по принципу чешуи. Вооружены они были палашами, иногда особыми колющими мечами, ножами, топорами, копьями, которые условно можно разделить на простые и сложносоставные. Основным оружием чжурчжэней был лук. Делали его из разных пород дерева, рога, бересты. Наконечники стрел преобладали железные, однако найдены и костяные: граненные (бронебойные) и имеющие уплощенное перо [3, с.45].
Умерших и погибших в бою чжурчжэни хоронили в грунтовых могилах или курганах. В основном встречается трупоположение - умершего клали на спину с согнутыми в коленях ногами. Иногда покойного ложили скорченно на бок (поза спящего человека) или хоронили их сидя. По прежнему использовали вторичный обряд погребения: захоронение на воздухе до разложения мягких тканей и погребение останков в грунт. Также встречается могила кремированного покойника (трупосожжение, обожжение).
С середины XI века у чжурчжэней начинает складываться государство «Золотая империя» - Цзинь. Оно было многонациональным и занимало огромную территорию, включая всю Маньчжурию и Северный Китай. В 1234 году его разгромили монголы.
2 Жилище средневековых племен Приамурья
Жилище наиболее полно позволяет судить о жизни людей. К настоящему времени исследовано около 30 жилищ мохэского времени на р.Белой, у с. Семиозерка у с. Войково между селами Марково и Игнатьево.
На основе данных китайских летописей и результатов археологических раскопок мы воссоздадим макет жилища племен мохэ и чжуряжэней. Нам понадобится: деревянные жерди – 4 шт, поперечные балки – 8 шт, доски - 80, береста, земля и дерн (Приложение 3).
Первоначальную информацию об особенностях жилищ мы получили из китайских письменных источников: «Сбивают землю наподобие плотины и в ней выдалбливают пещеры для жития. Отверстия делают сверху, а спускаются и выходят по лестнице». Другая летопись свидетельствует: «Вырывают в земле яму, поверх которой кладут деревянные перекладины и покрывают их землей» [1,с.89].
Мохэ селились в полуземлянках четырехугольной формы с четырехскатной крышей. Результаты раскопок подтверждают, что ее делали из высоких жердей и досок, которые засыпали землей. Внутри жилища в центре, на земляном полу разводили костер, он отапливал помещение, на нём они готовили пищу. Топилось «по-чёрному», дым выходил через люк в крыше. По описаниям китайских летописей вход, находился в крыше, изначально считалось, что это было сверху. Реконструируя жилище, мы выяснили, что это не возможно, т.к. входящий сразу бы падал в костер. Поэтому установили, что вход был через крышу, но не в центре, а сбоку по лестнице или ступенями из земли. Кроме постоянных зимних жилищ, для теплого времени года мохэсцы строили шалаши, покрывая их шкурами или берестой [4, с.63].
Рассмотрим жилища на поселении найфельдской группы мохэ, расположенном на берегу оз. Белоберезового, в 8 км к северу от р. Амур в Константиновском районе Амурской области, состоявшем из 44 построек. В 2008 г. в результате радиоуглеродного анализа удалось определить дату их постройки - VII в. н. э. (601-663 гг.).
Более подробно остановимся на описании жилища и создадим модель. Известно, что первоначально копали котлован квадратной или прямоугольной формы, глубиной 100-110 см (землянки), 40 – 60 см. (полуземлянки). По углам устанавливали высокие жерди: нижние концы вкапывали в землю по углам, верхние концы закреплялись под углом в середине жилища, образовывалась пирамида. Стены одновременно являлись крышей жилища. Для придания жесткости стенам четыре ската крыши перекрывались поперечными и продольными деревянными плахами, досками или жердями. Считаем, что вверху должны были оставлять отверстие для выхода дыма (что – то в виде трубы) (Приложение 4). Весь пол в жилище за исключением участков расположения столбов и очага обмазывался плотным слоем плотной темно-коричневой глины, толщиной от 2 до 6 см в зависимости от уровня поверхности слоя песка, в котором было выкопано жилище (Приложение 5).
Во всех раскопанных жилищах очаг располагался в середине дома в круглой яме в полу. Здесь вкапывали 2 или 4 столба, на которые опиралась рама из жердей (сушилка). Вдоль всех стен жилища, кроме той, где был вход сооружали полки-нары. Вход в жилище представлял собой, по всей видимости, проем в кровле, расположенный в одном из скатов, о чем свидетельствует наличие своеобразной ступени из грунта у данной стенки котлована [2, с.95].
Таким образом, жилища мохэ имели глубокий котлован (размеры 3,6-4 х 4,2-4,3 м), каркасно-столбовую конструкцию с несущими угловыми стропилами, без рамы-основы, но с дополнительными наклонными подпорными столбами под стропила в углах. Выход из жилища был в одном из скатов кровли, к которому изнутри вели земляные ступени. Внешне такое жилище имело форму пирамиды.
Проводя раскопки городищ, расположенных на горе Шапка, Сикачи-Алян, Муланьцзидун, обнаружили несколько иное строение - наземная конструкция с каном. Здесь можно увидеть переход от землянок через полуземлянки к наземным жилищам. Дом, по прежнему, представляет собой прямоугольную в плане конструкцию, расположенную на поверхности, либо слегка заглубленную в грунт. Канн располагался внутри жилища вдоль стен, как правило имел, П-образную форму. Пол традиционно был ровным, за исключением углубления в центре для костра, покрывался толстым слоем утрамбованной глины.
Чжурчжэни свои жилища сооружали по типу полуземлянки или наземного дома. Основное отличие заключается в углублении в землю: полуземлянки - на несколько десятков сантиметров углубленные в землю, а наземные дома - строились на ее поверхности.
Для строительства своих жилищ чжурчжэни, так же как и мохэ использовали доски и бревна, сооружали конструкцию в виде пирамиды. Стены покрывали берестой, засыпали землей и накрывали дерном (Приложение ). Вход в жилища как мы подтвердили, находился в крыше, но с боку, обычно с южной или юго – восточной стороны. Племена, живущие на территории Древнего Приамурья изобрели очень оригинальное отопительное сооружение – кан. Он представлял собой канал, выложенный из камня вдоль трех стен жилища, в виде буквы – П. По нему перемещался теплый воздух – угли от костра помещали в сосуд, который устанавливали у одного входа. Каменный канн долго сохранял тепло и обогревал жилище, на нем спали, играли, занимались ремеслом. Китайский летописец так описывал чжурчжэньский кан: «Вокруг комнаты устраивается земляная постель, под которой разводят огонь. На этой постели спят, едят и живут» [1,с.90]. (Приложение 4). Отметим, что это изобретение наших Дальневосточных племен.
Заключение
На основе проделанной работы пришли к следующим выводам:
1. Из прочитанной литературы, стало известно, что средневековая история Приамурья связана с племенами мохэ и чжурчжэней, имеющих тунгусо – маньчжурские корни, пришедших к нам из Забайкалья.
2. В ходе изучения данной темы мы смогли прикоснуться к тайнам жизни мохэ и чжурчжэней. Познакомились с их образом жизни, хозяйством, верованиями и традициями.
3. По описаниям из летописей, на основе данных археологических раскопок смогли реконструировать и создать модель жилища средневековых племен Приамурья.
Таким образом, занятие творчеством может быть основой для расширения представлений об истории родного края, о ее роли в истории России.
Список использованных источников и литературы
1. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в древние времена [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/China/Bicurin/bicurin.htm.
2. Болотин Д. П. Народы и культуры Приамурья в позднем средневековье // Российский Дальний Восток. Владивосток. – 2005. – ч. IV. – С. 356-358.
3. Волков Д. П., Зайцев Н. Н. Предварительные итоги археологического изучения жилищ найфельдской группы мохэ на озере Белоберезовом в Амурской области // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы Годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2008 г. Новосибирск. – 2008. – № 14. – С. 157-159.
4. Деревянко Е. И. Мохэские памятники на Среднем Амуре. – Новосибирск: Наука, 1975. – 250 с.
5. Деревянко Е. И. Древние жилища Приамурья. – Новосибирск: Наука, 1991. – 158 с.
6. Дьякова О. В. Мохэские памятники Приморья. – Владивосток: Дальнаука, 1998. – 318 с.
7. Нестеров С. П. Народы Приамурья в эпоху раннего средневековья. – Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 1998. – 184 с.
Приложение 1
Археологические памятники Амура: 1 - Ульдыгич I, 2 - с. Смирновка, 3 - с.
Кумары, 4 - Сергеевка, 5 - Михайловка, 6 - Осиновое озеро , 7 - Городище на горе Шапка.
Приложение 2
Костюм воина: 1 - Мохэ, 2 - Чжурчжэни.
Приложение 3
Жилище Мохэ и Чжурчжэней (реконструкция).
Приложение 4
Макет жилища Мохэ и Чжурчжэней.
Приложение 5
Макет жилища Мохэ и Чжурчжэней (внутреннее устройство)
19