Светопись Урала. Путешествие сквозь века

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Светопись Урала. Путешествие сквозь века

Балабановский А.А. 1Снежинская Е.П. 1
1МАОУ-Гимназия №47 г. Екатеринбург
Пасынкова Н.В. 1
1МАОУ-Гимназия №47 г.Екатеринбург
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Когда мы держим в руках старую фотокарточку, прежде всего мы воспринимаем ее как старинную вещь. Если мы рассматриваем старые фотографии Екатеринбурга и его окрестностей, то, скорее всего, думаем о том, кто их создал. Но у нас никогда не возникают мысли о том, какую роль эти фотографии сыграли в развитии Урала.

Предлагаем взять с собой несколько старых фотографий и отправиться в путешествие по Уралу в поисках этих мест. Оказавшись там, возможно, мы узнаем какие-то тайны. А может и наоборот, поймем, что все то, что запечатлено на этих фотографиях, давно стерто с лица земли. Но самое главное, в путешествие по этим местам, кроме фотографий, мы возьмем с собой кое-какие вещи и по ним разгадаем имя человека, который сам того не подозревая, прославил Урал на весь мир.

Гипотеза: предположим, что старинные фотографии нашего земляка сыграли важную роль в развитии Урала

Цель работы: составить маршрут путешествия по Уралу по старым фотографиям и изучить вклад уральского фотолетописца в формирование и распространение сведений об Урале, как в своей стране, так и за ее пределами.

Задачи работы:

Изучить историю возникновения фотографического искусства на Урале, личности известных фотографов

Познакомиться с фотографиями Екатеринбурга и его окрестностей времен XIXвека.

Составить маршрут путешествия по местам, запечатленным на фотографиях.

По каждому пункту маршрута: изучить основные особенности, уникальность конкретного места, определить, какую роль фотография каждой достопримечательности сыграла в развитии Урала.

Объект исследования: фотографии Екатеринбурга и окрестностей времен XIX века.

Предмет исследования: роль фотографий в развитии Урала.

Методы исследования:

Изучение и анализ специальной литературы по теме, работа с интернет-источниками.

Составление карты с достопримечательностями Урала, составление туристического маршрута.

Анализ и обобщение результатов исследования.

Основная часть

Теоретическая часть

Уральская фотография. Как все начиналось

Фотография появилась в XIX веке, а если быть точнее, 7 января 1839 года во Франции, когда пара зарубежных ученых продемонстрировала французской академии наук способ закрепления света и тени на пластинах, покрытых серебром. Технология была очень трудозатратной и материалоёмкой, но прогресс не стоял на месте, и фотография начала активно распространятся по всему миру.[1] А спустя всего 20 лет пришла на Урал.

Фоторемесло по-прежнему было достаточно дорогим удовольствием, а потому, в основном, фотографы старались работать в местах очень людных и статусных. В те времена такими местами были ярмарки и крупные праздники, привлекавшие состоятельных людей, которые могли себе позволить потратить немало денег на портрет либо фотографию пейзажа.

Такой ярмаркой на Урале являлась Ирбитская ярмарка, на которую съезжались купцы со всей страны, а по своему размаху и разгулу она уступала лишь Новгородской.

Ирбитская ярмарка была настолько крупной, что даже выпускала собственную газету, в которой освещала все происходящие события и даже размещала рекламу товаров и услуг различных купцов, ремесленников и мастеров.

Так, в одном из выпусков газеты "Ирбитский ярморочный лист" в 1863 году появилась рекламная надпись: "Фотограф Иван Терехов. Мастер своего дела". [2]

Иван Терехов переехал в Екатеринбург из Пермской губернии, так как понимал, что спрос на фотографию в крупном городе будет значительно выше, чем в уездном, и он не прогадал. Бывая наездами на Ирбитской ярмарке, ему удалось заработать достаточно денег, чтобы открыть в Екатеринбурге свою фотостудию и, тем самым, положить начало первой уральской фотодинастии.

Первый Екатеринбургский фотограф делал упор на фотографию портретов состоятельных горожан, отправлял свои работы на выставки, в том числе международные, получал на них немало наград, чем заслужил известность в городе. Можно сказать, практически имел монополию на рынке фотографических услуг Екатеринбурга, сильно обойдя своих конкурентов по количеству клиентов и, соответственно, получаемых доходов. [2]

После смерти Ивана Терехова его дело перешло к родному брату Николаю.

В 1883 году у Николая Терехова появился ученик Вениамин Метенков, влюбленный в фотоискусство, который позже открыл собственное фотографическое ателье.

Таким образом, изучив информацию, мы сделали следующие выводы:

Первые фотографы на Урале появились в 1859 году.

Услугами фотографов могли воспользоваться только состоятельные люди

Известные фотографы Екатеринбурга: Иван Терехов, Николай Терехов, Вениамин Метенков.

Фотографии. Муки выбора.

Изучив историю появления уральской светописи, мы стали рассматривать альбомы с фотографиями Урала и заметили такую особенность: на ранних фотографиях изображены только портреты людей в студии, а уже позднее появились фотографии людей на природе, пейзажи, заводы, виды научно-промышленных выставок.

С чем это связано? В источниках нашлось объяснение:

Первые фотоаппараты были очень большими, их тяжело было перемещать из студии;

Уличного освещения было недостаточно для фотоаппаратов, поэтому использовалось студийное освещение;

Фотографирование людей приносило доход, фотографирование пейзажей – нет.

Мы выбрали несколько разных фотографий Урала, сделанных одним уральским фотографом, и предлагаем отправиться в путешествие по ним.

Однако, его имя мы хотим оставить в тайне и предложить Вам вместе с нами разгадать автора фотографий, который своими кадрами прославил Урал на весь мир. Для этого в наше путешествие мы возьмем с собой несколько вещей, которые послужат подсказками и помогут нам выяснить его имя: открытки с изображением окрестностей Урала, о которых мы уже говорили ранее, письмо Д.Н. Мамина-Сибиряка, старую кинопленку и рукавички без пальцев. «Что может быть общего между всеми этими вещами?» - спросите Вы. Наберитесь немного терпения, скоро Вам все станет понятно.

Практическая часть

Из всех рассмотренных фотографий, мы выбрали те, которые нам показались более интересными. Все они разные: пейзаж, завод, здание, люди. На каждом пункте маршрута предстоит определить, почему именно эти снимки сыграли важную роль в развитии Урала. Также у нас есть несколько вещей, связанных с фотографом, который является автором данных фотографий. Пока, чтобы сразу не раскрывать все секреты, мы можем сказать Вам одно: этот человек совершил настоящую революцию в мире фотографического искусства. Он был первым фотографом, который стал снимать не людей в студии, а природу, городские достопримечательности, быт обыкновенных жителей глубинки.

Это по тем временам был очень смелый шаг, мало кто из его коллег тогда одобрял его. Кому интересны все эти люди, рабочие заводов, зачем эта природа без людей? Он объехал с фотоаппаратом весь Урал, создал сотни фотографий, которые стали шедеврами и получил за них множество наград, даже золотую медаль Всемирной выставки в Париже. А в наше время все эти фотографии для нас и вовсе бесценны.

2.1 Каменск-Уральский и открытка из Парижа

Ну что же, берем нашу первую подсказку — открытка, на которой изображена скала "Каменные ворота" (рис. 1), а с обратной стороны надписи на французском языке. «Странно…» - подумаете вы? На открытке окрестности Урала географически расположенные на распутье Европы и Азии, а надпись на обратной стороне сделана на родном языке страны, расположенной от Урала в 5000 км, в западной Европе.

Как Вы уже поняли, наше путешествие мы начнем со скалы «Каменные ворота». Скала оставляет самое яркое впечатление у тех, кто посетил каменный каньон на правом берегу реки Исеть возле Каменска-Уральского. Каменные ворота — это огромный нерукотворный каменный монолит, с отверстием-входом посередине. Кто-то сравнивает его с воротами, кто-то с аркой.

Скала, действительно, очень похожа на огромные арочные ворота, чуть покосившиеся и завалившиеся на бок, как бы упавшие в воду. Или на гигантский, опускающийся в воду мост, с отверстием посередине.

Можно подумать, что «Каменные ворота» – это дело человеческих рук. До того прямо и ровно вырезан вход в этом огромном мосту. [3]

Наш фотограф был первым, кто стал печатать на открытках природу Урала и благодаря этим открыткам, путешествующим по всему миру, наш край прославился своими живописными пейзажами, которые буквально покорили иностранцев своей красотой и неповторимостью, а потому, открытки обрели огромную популярность по всему миру.

Далее, наше путешествие продолжается по фотографиям старого Каменск-Уральского и кадры приводят нас к Зданию бывшего управления Каменского казенного чугунолитейного завода — одного из символов города (рис. 2). Это первый завод на Урале, на котором отливался чугун и выпускались пушки. [4]

Сегодня в его помещениях расположен Краеведческий музей. Строение заводоуправления является памятником архитектуры федерального значения.

Этот завод наш фотограф тоже запечатлел на фото и перенёс на открытки. Казалось бы, кому нужны открытки с видами завода, но и они моментально разлетались по Европе, тем самым формируя образ Урала, как промышленного края.

На этом наше путешествие по Каменск-Уральскому заканчивается. И мы отправляемся в Екатеринбург.

2.2 Гимназия №9 и фото с одним отличием.

Путешествие по Екатеринбургу мы начнем с центра города. Давайте посмотрим на здание Гимназии № 9, расположенной на проспекте Ленина, дом 33. Раньше она называлась Екатеринбургской мужской гимназией Его Императорского Величества Александра II. Мы легко узнаем это здание на старинной фотографии(рис. 3),которую сделал наш фотограф. Но если посмотреть на нее повнимательнее, то мы найдем одно отличие: раньше на здании гимназии были крест и булава — это означало, что здание освящено, а на втором этаже здания размещалась церковь.

Этот фотограф сделал огромный подарок историкам и краеведам. Благодаря его фотографиям, мы можем узнать, как по-настоящему выглядели здания в Екатеринбурге, ведь в одних архивных документах пишут одно, в других — другое, порой абсолютно противоположное. Человеческая память несовершенна, да и глядя на одну и ту же улицу, каждый обращает внимание на что-то своё. Но спасает фотография, и все сомнения отпадают. Это настоящий подарок для потомков.

2.3 Дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка и письмо

Добираемся до следующей интересной подсказки — это не фотография и не открытка, а письмо (рис. 4), адресованное нашему фотографу писателем
Д.Н. Маминым-Сибиряком. А потому мы направляемся в дом-музей Дмитрия Наркисовича, расположенный в г. Екатеринбурге на улице Пушкина, дом 27.

В 1885 году Дмитрий Наркисович купил этот дом за гонорар от романов "Приваловские миллионы" и "Горное гнездо". Здесь жили мать писателя, а также его сестра и брат. После смерти писателя, дом стал принадлежать его дочери Алёнушке. В своем завещании она передала дом Екатеринбургу. Она написала: "Настоятельно прошу устроить в этом городе и, по возможности, в завещанном доме музей Мамина-Сибиряка". Так дом стал музеем
Д.Н. Мамина-Сибиряка. В доме-музее хранятся личные вещи, книги, письма, рукописи писателя, фотографии, которые в том числе сделал и наш фотограф. Здесь также хранится и наша подсказка – письмо. [5]

Дмитрий Наркисович был другом нашего фотографа. Когда Мамин-Сибиряк уехал в Петербург, он писал фотографу письмо: «Я издаю большую книгу «Урал», где в форме путешествий будет описан весь край. Необходимо достаточно фотографий. Жалею, что раньше, когда жил на Урале не имел своего аппарата. Надеюсь на тебя....» [6] К сожалению, эта книга так и не вышла в свет. Но наш фотограф сделал много замечательных снимков природы Урала, работая над этой книгой.

Его талант и смелость высоко ценили современники. Кроме Мамина-Сибиряка, Алексей Кузьмич Денисов-Уральский нередко говорил, что у нашего фотографа взгляд художника: «Он и правда умел ловить мгновение и замечать прекрасное». [6]

2.4 Кинотеатр "Лоранж" и кинопленка

Вот мы и добрались до старинной кинопленки… Немного неожиданной, но очень интересной подсказки. Ведь речь в нашей истории-путешествии идет о фотографе, а не кинематографисте или режиссере.

Отправляемся на пересечение улиц Карла Либкнехта и проспект Ленина.

Мастера по-прежнему увлекали репортажные съемки. Будь то приезд в город легендарного полярного исследователя Фритьофа Нансена или закладка нового здания театра. Но была у мастера заветная мечта. Она не давала покоя после триумфальных показов удивительного чуда – синематогрофа братьев Люмьер. Непритязательный и немой, синематограф окончательно покорил не только парижскую и мировую публику. Покорил он и обе российские столицы. Открывались электротеатры и на Урале. Конечно, не без помощи нашего фотографа, поставлявшего для них проекционное оборудование и синематографические ленты.

Но мастер сам мечтал делать фильмы. В конце 1902 года он снял первый сюжет «Добыча мрамора близ Екатеринбурга». Простой и незамысловатый, он тем и ценен, что положил начало уральской кинохронике.[7]

В кинотеатре «Лоранж», который располагался на пересечении Главного и Вознесенского проспектов (ныне – проспект Ленина и улица Карла Либкнехта), регулярно набирался полный зал желающих взглянуть на кинопроизведения земляка.[8]

К сожалению, кинотеатр "Лоранж" не сохранился до наших дней, сейчас на его месте расположено здание Академического театра музыкальной комедии. До нас не дошли многие последующие фильмы, и все же удалось разыскать сюжет «Виды Екатеринбурга во время масленицы. Хроника».

Успех фильмов потрясал. Публика ломилась в электротеатры, чтобы поглядеть на тысячи фотографий, быстро сменяющих себя в объективе проектора в образцово ритмичном порядке и тем самым "оживая", погружая зрителей в гущу происходящих на экране событий. Киноленты нашего фотографа начали интересовать не только уральскую публику. Спортивные сюжеты, например «Уличные акробаты-китайцы в Екатеринбурге», успешно демонстрировались и за рубежом.

2.5 Рабочие и митенки

Если собрать воедино все, запечатленное нашим фотографом, то получится удивительная по полноте и разнообразию фотолетопись Урала. С фотоаппаратом в руках он объехал весь Урал от Ивделя до Златоуста. Снял большинство уральских заводов, городов и поселков, рудников и приисков.

Почти в каждом сборнике его работ мы встречаем простых людей, в том числе в рабочей одежде и рукавицах (рис. 5).

Вот мы и держим в руках самую странную подсказку, которая должна помочь нам разгадать имя нашего фотографа.

Рукавицы с обрезанными пальчиками — это подсказка, в которой и кроется секрет фамилии нашего фотографа. Такие рукавички называются митенки. Делали их из кожи в небольших мастерских, а ремесленники, которые занимались их производством, носили фамилию Метенковы. В 1857 году в семье кожевенного мастера Леонтия Метенкова родился мальчик Вениамин (рис.6), который впоследствии своими фотографиями и открытками прославил Урал на весь мир. [9]

2.6 Фотографический салон на Вознесенском проспекте

Теперь, когда мы узнали имя фотографа, отправимся в дом, где он жил и работал — фотографический музей "Дом Метенкова", который расположен
на ул. Карла Либкнехта, дом 36 (рис. 7). Здесь мы немного поподробнее расскажем о жизни и творчестве фотографа.

Метенков Вениамин Леонтьевич — известный уральский фотограф и фотолетописец, родился 25 марта 1857 года в небольшом уральском городке Миасс. Семья Вениамина была старообрядческой, а потому не одобряла увлечение юноши фотографией, они называли его увлечение «бесовской деятельностью». Но Вениамин, не взирая ни на что, самостоятельно осваивал азы фотографирования.

Вскоре молодой фотограф переезжает в Екатеринбург и добивается всеобщего признания у местных жителей. С этого момента в семьях горожан стало очень модным иметь в семейных фотоальбомах фотопортреты, сделанные Метенковым. [9]

В возрасте 30 лет Метенков принимает участие со своими работами, в научно-промышленной Сибирско-Уральской выставке и его награждают серебряной медалью. А уже через 2 года, в 1889 году уральский фотограф завоевывает «золото» на фотографической выставке, проходящей в Париже.

Метенков не только любил фотографировать, но и учил этому искусству всех желающих. Он даже выпустил специальную брошюру «Руководство для начинающих фотографов». [9]

В 1895 году Вениамина Леонтьевича признали самым знаменитым фотографом города Екатеринбурга. Немного позже Вениамин открывает фотографический салон на Вознесенском проспекте (ныне – ул. Карла Либкнехта), на котором вывешивает рекламную вывеску: «Современное фотографирование с использованием новейших способов и технологий, снимки любого формата и самых различных категорий».[10]

Но главным его призванием стала документальная фотография. Он взял фотоаппарат и вышел за пределы студии. На улицу, где не выставишь искусственный свет, не посадишь модель на стул в нужном тебе костюме и гриме, а главное не возьмешь за свою работу с заказчика ни копейки, потому как и заказчика то не было, он вышел к простым людям, которые не позировали в студии, а жили, своей настоящей жизнью, которая была полна бытовых хлопот и забот, веселья и грусти, гордости и стыда. Наш фотограф в поиске новизны за пределами студийной коммерческой фотографии стал настоящим летописцем своего времени, визуализируя жизнь российской глубинки в своих фотографиях. И это не смотря на то, что себестоимость одной фотографии в те времена была очень велика, а при отсутствии должного опыта и практики становилась еще дороже — немало материала просто уходило в брак. [6] Понимал ли наш фотограф, что создаёт нечто большее, чем открытки и фотографии?

Вениамин Леонтьевич славился не только как эксклюзивный фотограф, но и как крупнейший торговый представитель фото и кинотехники и всех необходимых для них реактивов и материалов. В 1904 году он начинает продавать немецкие аппараты, предназначенные для съемки кинофильмов. В 1908 году Метенков расширяет ассортимент предоставляемых услуг. Он плотно начинает заниматься русским кинематографом.

Новатор и экспериментатор, успешный владелец собственного фотоателье — неудивительно, что имя Метенкова носит единственный в регионе фотографический музей, основанный в 1998 году в здании, где некогда жил и трудился известный фотолетописец, в котором мы и заканчиваем наше путешествие. [11]

2.7 Фотографии – лучшая реклама Урала

Почти за 40 лет Вениамин Леонтьевич объехал весь Урал. В кадр попали уральские заводы и поселки, прииски и рудники, горы, реки и, конечно же, города. Показал условия труда и быта горнорабочих конца XIX — начала XX века. На его снимках отразились и важные события общественной жизни Екатеринбурга, и бытовые сцены: жизнь монастыря, труд на мельнице, зимнее гулянье на пруду. Фотолетописец Урала издавал фотоальбомы и комплекты почтовых открыток: «Виды Екатеринбурга и окрестностей», «На Урале», «Река Чусовая», «Северный Урал», «Средний Урал», «Южный Урал» и другие. Он запечатлел виды Екатеринбурга и Урала, чугунные произведения каслинских мастеров, а также делал этнографические снимки в окрестностях Чердыни. [12] В типографиях Стокгольма, Берлина, Москвы печатали альбомы фотографий Метенкова.

В 1895 году он поднялся на колокольню Екатерининского собора и кадр за кадром отснял оттуда всю панораму города. Снабдил каждый кадр подробнейшей инструкцией — где что располагалось, как именовалось... [6] Это ли не всемирная реклама Урала? Это ли не подарок историкам и краеведам современности?

Метенова заслуженно называют фотолетописцем Урала: он первым показал на фото красоты нашего края всей России и всему миру. Как и в конце позапрошлого столетия, сегодня его имя на слуху у каждого екатеринбуржца: в наше время дом Метенкова по-прежнему остается центром притяжения неравнодушных к фотографии людей.

Заключение

В своей работе мы с помощью старых фотографий нашли интересные места в городе Екатеринбурге и Свердловской области. А для того, чтобы наше путешествие было еще интереснее, мы составили его маршрут по фотографиям известного на Урале фотографа Вениамина Метенкова, чье имя не стали раскрывать сразу, а подготовили несколько вещей-подсказок, которые были неразрывно связаны с его жизнью и творчеством. Шаг за шагом подсказки следовали с нами по маршруту, помогая разгадать загадку.

В нашем путешествии мы изучили становление и развитие фотографического искусства на Урале, его основоположников и последователей. Выявили ценность работ Вениамина Метенкова в жизни города и родного края. Мы смогли проанализировать, какой вклад внес фотограф в прославление Урала. Наша гипотеза о том, что старинные фотографии нашего земляка Вениамина Метенкова сыграли важную роль в развитии Урала, оказалась верной.

В результате выполненной работы мы пришли к выводу, что рассматривая старинные фотокарточки Вениамина Метенкова, можно увидеть разнообразие и многогранность художественных замыслов мастера: здесь и портреты, и пейзажи, и выставки прошлых лет, заводы, виды городов, быт людей и видеохроника событий. По этим работам можно изучать историю родного края, наблюдать за тем, как жили, как выглядели, как общались люди задолго до нашего рождения.

Наша работа имеет практическую значимость. Знания, которые мы приобрели в ходе своего исследования, мы передали своим одноклассникам во время презентации данной работы. Они расширили свой кругозор в области знаний по окружающему миру и истории родного края.

Список использованных источников и литературы

В. Левашов, "Лекции по истории фотографии", курс лекций, 2012

В Екатеринбурге сегодня откроется выставка первых фотографов города [Электронный ресурс] - адрес доступа https://www.e1.ru/news/spool/news_id-301342.html- 2009

Скала каменные ворота Каменск-Уральский [Электронный ресурс] - адрес доступа https://megalithica.ru/skala-kamennyie-vorota.html - 2012-2019

Каменский чугунолитейный завод [Электронный ресурс] - адрес доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Каменский_чугунолитейный_завод

Литературно-мемориальныйдом-музейД.Н.Мамина-Сибиряка [Электронный ресурс] - адрес доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Литературно-мемориальный_дом-музей_Д._Н._Мамина-Сибиряка

Вениамин Метенков создал уникальную фотолетопись Екатеринбурга [Электронный ресурс] / Яна Белоцерковская - адрес доступа https://www.oblgazeta.ru/culture/16738/ - 2014

Дореволюционный Урал в кинодокументах [Электронный ресурс]- адрес доступа https://rbvekpros.livejournal.com/91897.html- 2014

Дореволюционный Екатеринбург. Метенков Вениамин Леонтьевич. «Он первым показал на фото красоты нашего края всей России» [Электронный ресурс] / Анастасия Долгова - адрес доступа https://itsmycity.ru/2016-07-05/on-pervym-pokazal-na-foto-krasoty-nashego-kraya-vsey-rossii - 2019

Метенков, Вениамин Леонтьевич [Электронный ресурс]- адрес доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Метенков,_Вениамин_Леонтьевич

Люди Урала. Кратко: фотолетописец Урала Метенков Вениамин Леонтьевич [Электронный ресурс] - адрес доступа https://myprovincia.ru/face/567/

6 апреля—2 июля «160 лет Вениамину Метенкову». Выставка к юбилею уральского пионера фотографии [Электронный ресурс] - адрес доступа http://ekaterinburg.bezformata.com/listnews/veniaminu-metenkovu-vistavka-k-yubileyu/56202055/ - 2017

Урал Вениамина Метенкова (фото) [Электронный ресурс] - адрес доступаhttps://agenda-u.org/news/ural-veniamina-metenkova-foto - 2015

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 - Карта маршрута

Приложение 2– Рисунки мастера

Рис.1 Скала "Каменные ворота на реке Исеть". Фото с сайта www.uraloved.ru

Рис. 2 Каменск-Уральский железоделательный завод. Фото с сайта www.uraloved.ru

Рис. 3 Здание Гимназии № 9 Фото с сайта www.uraloved.ru

Рис. 4 Письмо Д.Н. Мамина-Сибиряка Метенкову

Рис. 5 Фото рабочих Фото с сайта www.uraloved.ru

Р ис. 6 Портрет В.Л. Метенкова. Семья В.Л. Метенкова Фото с сайта www.uraloved.ru

Рис. 7 Фотографический музей "Дом Метенкова"Фото с сайта www.uraloved.ru

2

Просмотров работы: 70