Русская печь

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русская печь

Калмогорова А.А. 1
1Афонькинская СОШ филиал МАОУ Новоселезнёвская СОШ
Дроздецкая Н.Н. 1
1Афонькинская СОШ филиал МАОУ Новоселезнёвская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Однажды я проснулась от приятного аромата, который доносился из кухни. Бабушка пригласила меня поесть булочек, только что испечённых в русской печи. Булочки были пышные, красивые и очень вкусные.

- Почему они такие вкусные и ароматные? - спросила я бабушку.

- Потому что они пеклись в русской печи, в «вольном жару» - ответила она.

Тогда я задумалась - что же это такое, русская печь? Когда она изобретена? Пользуются ли ей в настоящее время у нас на селе. И если да, то какую роль она играет в жизни односельчан?

Цель работы:

На основе различных источников исследовать значение русской печи в жизни русского народа.

Задачи:

1. Выяснить историю происхождения русской печи.

2. Провести опрос односельчан по исследуемой теме.

3. Доказать, что среди местного населения были и есть мастера, умельцы - печники.

4. Научиться обобщать данные и делать выводы.

Гипотеза:

Русская печь актуальна и востребована в наше время.

Методы:

1. Научно - поисковые:

- Работа с письменными и электронными источниками.

- Проведение опроса и бесед с жителями села Афонькино.

2. Аналитические:

- Анализ и обобщение собранного материала.

Объект исследования: Культура и быт русского народа.

Предмет исследования: Русская печь

II. Основная часть

II. 1. Русская печь - древний символ культуры русского народа

Русская печь - массивная печь с лежанкой (полатями), используемая для приготовления пищи и обогрева помещений, широко распространённая в России, Белоруссии, Украине.

Русская печь является древним символом культуры русского народа. Этот незаменимый элемент быта известен на Руси много веков назад, в древние времена пользовались куренной печью, у которой не было даже трубы. Наши предки создали простое с технической точки зрения сооружение, которое имеет много функций и большую эффективность. Она не только являлась источником тепла, на ней готовили пищу и делали запасы продуктов, обжигали гончарную посуду и сушили семена, мылись , лечились и восстанавливали силы после тяжёлых болезней.

Традиционно русская печь топится дровами (берёза, осина, липа, сосна, ель, ольха), углём и отходами производств деревообработки (щепа, горбыль, кора, брак производства). В безлесых частях страны, где отапливаться дровами могли позволить себе только состоятельные семьи, печь топили бурьяном, соломой, тростником и другими травянистыми растениями, а также торфом и кизяком (пресованными и высушенными на солнце брикетами из смеси навоза и соломы).

II. 2. История происхождения русской печи.

Вплоть до 13-ого века, изба отапливалась разжиганием огня в «очаге, который представлял собой сложенные камни. В указанный период, избы не имели устройств для вывода дыма, и он выходил в двери, а в более поздний период - в небольшое отверстие проделанное в стене (отопление « по - чёрному», курная изба ).

К 15-ому веку очаг, представлял собой уже печь. Эти печи получили название курных и быстро сделались основным, а для крестьян и единственным средством отопления и приготовления пищи. Название не было случайным - печь действительно курилась - большой огонь в ней нельзя было развести, не рискуя поджечь деревянное подпечье, да и сам дом. Дым заполнял всё помещение и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей. Через порог этих дверей в дом поступал холодный воздух.

На рубеже 15 и 16 веков появились устройства для вывода дыма. Первоначально оно представляло собой деревянный короб, называемый « боров» С появлением огнеупорного кирпича печи приобрели трубы, а сами они постепенно приобрели к началу 18-го века тот вид, который сейчас известен как «русская печь».

Таким образом, началом появления русских печей современного типа можно считать начало 18-го века.

II.3.Строение и утварь русской печи.

В русской печи варочная камера расположена в глубине печи и имеет газовый порог- стенку между варочной камерой и устьем, благодаря которому продукты сгорания дольше задерживаются под сводом и сгорают более полно, и есть возможность использовать более простой по конструкции дымоход.

Русская печь массивна и долго сохраняет тепло. В такой печи несколько заслонок для дыма. Обязательно наличие борова.

Основанием для русской печи служит небольшой дереванный сруб - опечек.

В русской печи нередко имелись многочисленные полочки и ниши для хранения посуды и различной утвари.

Иногда русскую печь совмещали с дровяной плитой, которая могла располагаться на шестке.

Безусловно, одно из основных применений - это приготовление пищи. В печи варили, парили, жарили, запекали и «томили». Варили в топке при практически растопленной печи, внутри её, жарили, при входе в топку, подогревали на шестке. Томили внутри печи при законченном процессе топки. Для приготовления пищи пользовались жаропрочной посудой: чугунками, сковородами, жаровнями, утятницами, гусятницами, жестяными листами, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. В глиняных кувшинах особенно вкусным получалось жирное топлёное молоко с коричневой пенкой.

При печи всегда было 3 ухвата, чтобы ставить и вынимать из печи чугуны различной ёмкости.

В южной части нашей страны ухват называли рогачом нашей страны за похожесть его рабочей части на рога быка.

Неотъемлимой утварью русской печи был сковородник. У нас на селе его называли ещё чапельником, цапельником. Чугунное приспособление крепится к древку. Он служит для установки в печь и извлечения сковород.

Кочерга (клюка) - металлический наконечник, изогнутый на конце. Кочерга для русской печи отличается от обычной - она насаживается на древко, чтобы можно было дотянуться в самый дальний угол варочной камеры русской печи. Деревянная ручка предохраняла руки хозяйки от ожогов. Клюка служит для выгребания углей, перемещения дров в горящей печи.

Ухват, сковородник, кочергу мастерили в деревенской кузне.

Деревянная лопата (садник) - в основном применяется для извлечения хлеба, выпекаемого в русской печи. Вытачивают её из дерева.

II. 4. Роль печи в жизни односельчан.

До 60-х годов XX (20) века в Афонькино в каждом доме была русская печь. Пользовались ею ежедневно. Пекли хлеб, сдобу, готовили пищу, в печи она сохранялась горячей в течение всего дня. Печь являлась основным источником обогрева помещения и приготовления пищи. Русская печь служила и лежанкой. На её полатях (голбчике) спали, обогревались ребятишки после продолжительных зимних игр и покатушек с горок, сушили одежду, обувь, лечились во время болезней и простуд. Во время войны печь была спасением для детей, стариков. Она согревала и спасала от тяжёлых недугов.

Вспоминает Горлова Нина Илларионовна:

«У моей мамы Симановой Фёклы Фёдоровны было четверо детей. В военные годы русская печь в нашей избе была спасением особенно в зимнюю стужу. Мама уходила на весь день на работу, а нам в печи оставляла горячую похлёбку, свекольные и морковные парёнки. Печь была очень большой и мы всей семьёй спали на её глиняной лежанке.»

Надежда Максимовна Плеханова рассказывает:

«Я рано научилась пользоваться печью. В детстве брала уроки у мамы, затем сама стала мамой и не представляла жизнь без русской печи. Дети часто болели, но спасала печка. Горячие кирпичи выгоняли все недуги.

Пекла в печи я часто и много. Пекла для семьи, пекла на свадьбы караваи и сдобу, пекла пироги на поминки, пекла на праздники для массовых мероприятий. Стойкий аромат свежеиспечённого хлеба долго стоит не только в доме, но и через дымоход выходит на улицу. Идёшь по улице, и по запаху определяешь: у кого сегодня хлеб, у кого булочки, а у кого блины»

Эстремских Зоя Трофимовна

поведала нам о том, что в молодости она гадала по головёшкам в печи. К примеру: если вдруг из пылающих в печи дров выкатится головёшка, прежде чем её отправить опять в огонь, стряпуха ударяла по ней кочергой так, что из неё сыпались искры. Если искр мало - к бедности, много - к благополучию, а уж если искры разлетятся огненным снопом, то впереди ждут удача и богатство.

В Афонькино есть жители, в домах которых печи поставлены в 1957 году (Связины Павел Игнатьевич и Полина Ивановна). Печь у них глинобитная, она без плиты, с шестком из чугунного листа. Она до нынешнего года служила источником обогрева кухни (избы) и приготовления пищи. Топили каждый день.

В семье Горловых Николая Михаиловича и Анны Михаиловны две русских печи: одна в доме, одна в избушке. В доме печь сложена в 1958 году. Верой и правдой служит она по сей день.

С 1959 года русской печью пользуется Удилова Марина Григорьевна.

Пальяновы Иван Егорович и Валентина Егоровна пользуются русской печью с 1960 года. Пекут хлеб, сушат парёнки из моркови и свёклы, сушат тыквенные семечки, сушат ягоды, топят свиное сало.

С 1964 года по сегодняшний день пользуются русской печью в семье Казанцевых Анны Яковлевны и Анатолия Павловича, в семье Винярских Валентины Александровны и Фёдора Фёдоровича.

В 80 - ые годы русские печи появились и в молодых семьях: Поповых Нины Васильевны и Николая Максимовича, Жолудевых Людмилы Васильевны и Виктора Васильевича, Старковых Валентины Васильевны и Александра Юрьевича, Жилиных Галины Васильевны и Виктора Викторовича, Новиковых Галины Михайловны и Владимира Евстафьевича, Горловых Надежды Васильевны и Михаила Николаевича и у многих других.

Роль русской печи в 80- 90 –е годы возросла. Заработную плату выдавали продуктами, поэтому хлеб выпекали на дому каждый для своей семьи.

В настоящее время в Афонькино насчитывается 177 жилых домов. Русских печей 61 . В 2015 году в селе провели газ и нужда в русских печах поубавилась, но остались хранители русских традиций, которые и по сей день пользуются печью: Сухарева Надежда Матвеевна, Жилина Эмма Яковлевна, Пальянова Валентина Егоровна, Жолудева Людмила Васильевна, Жилина Галина Васильевна, Горлова Любовь Ильинична, Горлова Надежда Васильевна, Казанцева Анна Яковлевна, Винярских Валентина Александровна и многие другие.

У моих бабушки и дедушки русская печь занимает « красный угол» на кухне. В зимние вечера мне нравится вместе с дедушкой Жолудевым Виктором Васильевичем лежать на печи и слушать разные истории. Всю осень они топили русскую печь и сушили тыквенные семечки, а бабушка Жолудева Людмила Васильевна пекла нам вкусные булочки и пироги. Особенно на Пасху у нас в доме праздник, аромат куличей, булочек, шанег заполняет наш дом.

II. 5. Местные мастера - умельцы по кладке русских печей.

Односельчане, у кого русские печи стоят с середины XX века с теплотой вспоминают мастеров - печников:

Симанова Семёна Кирилловича

Полукеева Максима Степановича

Чуклина Николая Александровича

Проскурякова Юрия Леонтьевича

Винярских Федора Климентьевича

Лукина Павла Матвеевича

Нечаеву Татьяну Евлампьевну

«Хорошо ложили печи, на века» - вспоминают добрым словом афонькинцы.

О Полукееве Максиме Степановиче рассказали мне, что он ложил печи « безотходным производством». При кладке печей у него не было ломи, только лишь песок от обтачивания кирпичей. После кладки печь не надо было штукатурить, выложена она была ровно, без выступов. И сегодня его печи в рабочем состоянии: в Паленке у Золотухина Владимира Никифоровича, в Новогеоргиевке в доме Жолудева Ивана Демидовича и у других.

По сегодняшний день весело топятся русские печи Горловых, Винярских, Пальяновых, Удиловых, Связиных, Казанцевых.

Во второй половине XX века и в начале XXI почин приняли:

Ольков Николай Сергеевич

Боровиков Михаил Нестерович

Сухарев Леонид Федотович

Новиков Владимир Евстафьевич

Братья Колдуновы: Сергей и Михаил.

III. Заключение.

Русская печь имеет как достоинства (я о них сообщила в своём исследовании) так и недостатки: занимает много места в доме, отапливается дровами, отнимает много времени при приготовлении в ней пищи и выпечки.

Современные жители всё чаще отказываются от установки русской печи в доме. С поступлением газа в нашем селе большинство жителей убрали печи из квартир.

Русская печь потеряла былую актуальность, в связи с наличием и доступностью современных энергоресурсов и бытовой техники.

Поэтому всё реже можно встретить русскую печь в современных деревенских домах.

На основании всего этого можно сделать вывод, что моя гипотеза подтвердилась лишь частично.

Однако, хозяева домов, в которых печь уже установлена, говорят, что пока от неё отказываться не собираются.

Русская печь являлась и является до настоящего времени важнейшим элементом русского быта, поэтому - то и сохраняют её в нашем селе хранители русских традиций.

Из книг, журналов, интернета, опроса жителей села я узнала об истории русской печи, изучила утварь русской печи, узнала о достоинствах и недостатках печи услышала тёплые отзывы о мастерах печного дела и сделала для себя вывод: в нашем селе русские традиции наших предков хранят и передают из поколения в поколение.

Список литературы

1.Журнал «Наука и жизнь», № 1, 1988г.

2.А.Е. Школьник, к.т.н. «Наука и жизнь» 1988 г. № 1. Дата публикации: 13.04.2003г.

3.Электронная версия журнала: ©НИТ. Научные журналы, 2002г.

4.Форум печников http://www.forum.stovemaster.ru//

13

Просмотров работы: 45