Старообрядчество на Печоре

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Старообрядчество на Печоре

Логинова Н.А. 1
1МОУ СОШ № 10 г.Печора
Исупова Н.Н. 1
1МОУ "СОШ № 10" г. Печора


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Моя семья православная, мы стараемся придерживаться правил нашего вероисповедования. С раннего детства приезжая к дедушке с бабушкой в деревню Медвежская я знала, что посуду бабушки и дедушки использовать нельзя. Когда я спрашивала почему, они мне отвечали «у нас вера такая».

А какая? Мне стало очень интересно поподробнее узнать – почему вся наша семья православная, а вера другая. Я спросила у мамы, она мне рассказала о том, что в нашей семье наши деды и прадеды в д. Медвежская придерживаются «старой веры» – старообрядчества.

Старообрядчество – религиозное, общественное движение, одно из крупнейших в истории России. В нем отразился стихийный, неосознанный, обличенный в религиозную оболочку протест, порожденный социальными противоречиями самодержавно-крепостнического строя и идеологическим засильем господствующей православной церкви.

Актуальность данной темы заключается в том, что старообрядчество, как течение православной церкви существует и сегодня. Русский народ сберег свою веру, пронеся ее через века, не поддаваясь искушениям легкой жизни, преодолевая препятствия, такие, как раскол и реформы Никона. Интерес к данной теме определяется и тем, что в коми есть семьи, которые до сих пор являются старообрядцами.

Гипотеза – в современной Печоре утрачиваются традиции старообрядчества.

Цель исследовательской работы изучить историю появления старообрядчества в Коми и сохранения традиций в современном мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.  Рассмотреть историю возникновения старообрядчества.

2. Изучить историю старообрядчества на Печорской земле

3.  Рассмотреть старообрядчество в современности.

Объектом изучения является религиозное движение – старообрядчество.

Предмет исследования – старообрядчество в современной Печоре.

В ходе проведения исследования мы использовали следующие

методы:

– поиск и изучение источников,

– подбор и изучение литературы, краеведческий поиск

– работа с краеведческой литературой.

Исследовательская работа по теме «Старообрядчество на Печоре» позволила мне расширить свои знания, приоткрыть малоизвестную страничку в истории Печорского района, определить приоритеты человеческих ценностей, показать, что Вера в истории играет большую роль, чем материальные ценности.

1. ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА

Перед началом исследования мама мне рассказала кратко, понятно для меня о церковном расколе 17 века, когда Православная Церковь подверглась реформированию, результатом которого стал раскол русского народа, а его последствия не преодолены по сей день.

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия». Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения. Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие. В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами.

Церковный раскол русского народа произошел при государе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы. Он был деятельным правителем, старательно вникавшем во все вопросы, касающиеся России. Считая себя истинно православным, не мало внимания уделял и церковным делам.

В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской милости, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита.

По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло. Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа. С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно.

Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх, была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами. Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой.

Теперь остановимся кратко на реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними:

замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;

написание «Иисус» вместо «Исус»;

сокращение числа просфор для литургии;

во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;

движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;

в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.

Очень важный факт, что реформы, проводимые патриархом Никоном, стали главной и основной причиной церковного раскола 17 века.

Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжен.

Следует отметить, что староверы не были едины в своих убеждениях. Они, в свою очередь, разделились на разные течения.

В 19 веке до трети русского населения были старообрядцами. Многие старообрядческие общины приобрели авторитет в торговом и промышленном деле. Известный изобретатель И.Кулибин, боярыня Морозова принадлежали к старой вере. Среди старообрядцев было много выходцев из купеческих семей. Семьи Мамонтовых, Солдатенковых, Мясниковых, Твердышевых, Демидовых, по данным уральских историков, тоже были староверами, что в последствие сыграло огромную роль в становлении Южного Урала. Его экономическая выгода, хорошо понимаемая, царскими властями, смягчила отношение к староверам. Им разрешили устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, открыто организовывать общины.

Итак, согласно историческим фактам в 1650-60 г.г. патриарх Никон в лице русской православной церкви и царь Алексей Михайлович предприняли реформу, целью которой была унификация богослужения русской Церкви с греческой Церковью. Эта реформа, касающаяся церковных канонов, вызвала раскол в среде верующих людей. Те, кто не захотел принимать эти изменения, стали называться «раскольниками» вплоть до 1905 г. Они считали себя лишь в полной мере православными христианами. Не приняв новых изменённых правил русской Церкви, они были названы еретиками, подвергались гонениям, а особо восставшие были массово казнены. В результате чего раскольники стали объединяться в общины и уходили вглубь страны, где создавали поселения. Случалось, что они жили и отдельными семьями.

2. ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА НА ПЕЧОРЕ

В результате исследования исторических фактов в открытых источниках, я выяснила, что Старообрядчество на верхней и средней Печоре проникло во второй половине XVIII в. и было занесено из Усть-Цильмы, Мезени, и получило широкое распространение в XIX столетии.

Успеху старообрядчества способствовали малозаселенность и удаленность края, позволявшие укрываться здесь беглым раскольникам от преследования царизма и официальной церкви, тяжкий феодальный и национальный гнет, делавший население восприимчивым к пропаганде старообрядчества, и отсутствие православных церквей, которые могли бы помешать пропаганде раскола.

В XIX веке в дальнейшем распространении раскола в верховьях Печоры приняли участие и пермские старообрядцы: чердынские купцы-староверы и переселенцы с колвинских и других селений Чердынского края, хотя в числе таких переселенцев было, как и на средней Печоре, немало православных, принявших старообрядческую веру уже в тех местах, где они обосновались.

Селились здесь люди, укрывавшиеся от рекрутчины, от преследований за веру, но главными причинами переселения все же были экономические: обширные угодья, богатые дичью и рыбой; укромные места, где фактически народ был освобожден от податей.

На факт переселения указывают рассказы старожилов, фамильный состав (Бурмантов, Собянин, Суслов, Девятков и др. - пермские фамилии), топонимика отдельных названий (Пачгино, например, получило название по аналогии с чердынским Пачгино). Однако эти связи с Чердынью не могли привести к разрыву взаимоотношений с Усть-Цилемскими староверами.

Так, еще в конце XIX века некоторые староверы с верховий Печоры и даже Колвы, как рассказывал А.С.Бурмантов из Бердыша, ездили учиться к усть-цилемцам, после чего становились местными начетчиками (вроде Карла Никитича Паршукова с Колвы, впоследствии наставника в Шайтановке).

Старообрядчество, возникшее вначале как форма социального протеста, само превратилось впоследствии в одно из средств классового гнета, позволявшее зажиточным крестьянам, наставникам и чердынским купцам эксплуатировать своих единоверцев. Оно поддерживало консерватизм в быту и мировоззрении, отделяло религиозной непримиримостью своих последователей от окружающего мира.

Враждебно в силу своей консервативной приверженности к своим уставам и канонам относились старообрядцы к культуре, просвещению. Из боязни «омирщения» староверы не пускали своих детей в школу.

Так, например, в 1908 г. пришлось закрыть в Щугоре земскую школу, поскольку там оставалось всего два ученика. Аналогично было отношение к школе в верховьях Печоры и на Колве, откуда и сейчас живет немало переселенцев в Усть-Уньинском и Курьинском сельском совете.

Так, Ф. Собянин (с. Курья) рассказывал: «Я приехал из Колвы. В нашей деревне школы не было, нужно было ехать в село за 9 км, но отец не отпускал. Говорил, там никонианской вере учат и в школу ходить грешно». По той же самой причине не посещал школу И. С. Бурмантов из д. Бердыш.

Обучением – и то немногих – мальчиков занимались начетчики или просто грамотные старики. Вся учеба сводилась к тому, чтобы научить детей читать по-церковнославянски богослужебные книги. Последние обычно поставляли чердынские купцы. Однако получило распространение переписывание книг от руки. Так, на Илыче в пустыне жили братья Бажуковы (умерли в 1-м десятилетии XX в.), которые ездили специально в Москву покупать книги для переписки. Писали их тетеревиным пером, а чернила изготовляли из сока ягод и смолы. В Бердыше таким "богомазом" считался Ардамон Федорович Епаншин, который не работал, а все время проводил в молитвах и переписке книг.

Староверы считали грехом общаться с «мирскими», пользоваться общей с ними посудой. С. З. Каширин (1896 г. рождения), уроженец с. Усть-Илыч, живший в с. Троицко-Печорск, вспоминал: «Если к староверу заходя в дом возьмешься за ручку двери, то они потом очищают ее водой, творят молитву и окуривают ладаном».

От бабушки я узнала: у староверов считалось грехом употреблять в пищу картофель, сахар, чай. Вся жизнь регламентировалась массой обрядов и ограничений. Только перед войной молодые староверы стали брить усы и бороду. Запрещалось носить одежду фабричного производства. Все верующие строго придерживались постов, причем к ним привлекали с 5-7 лет и детей. Педантично отмечались все праздники и соответствующие запреты, связанные с ними - отказ от работы в определенные дни, даже если они попадали на страдную пору (например, сенокос в Покче начинали обязательно только после Прокопьего дня), употребление в пищу тех или иных продуктов до определенного праздника и в какой-то особый день.

В среде староверов вся духовная жизнь концентрировалась вокруг вопросов личного спасения и поисков "истинной веры", что отвлекало их от борьбы за свои права и революционных преобразований. Старообрядцы верхней и средней Печоры, как и усть-цилемцы, принадлежали к беспоповщине, поморскому даниловскому толку.

Проанализировав исторические источники, мы сделали вывод:

Распространению старообрядчества среди Усть-Кожвинской волости во многом способствовал факт, что в течение длительного времени в этой местности не было церкви.

Увеличение числа старообрядцев на Печоре отмечено после манифеста 1905 года, который дал свободу в выборе вероисповедания. В деревнях Усть- Кожвинской волости не было молелен, местные старообрядцы собирались в частных домах. Наставники, или как их называли законоучители, приезжали в деревни с Усть-Цильмы, они привозили книги, проводили таинства крещения, венчания и исповеди, а также учили как вести домашние службы. Таким наставником был Ефим Тимофеевич Поздеев, который приехал в Кожву, а в дальнейшем в д. Медвежская.

Переломным моментом для печорского старообрядчества явилась революция и последующая за ней гражданская война, которая значительно разорила печорские деревни. Для одних эти события явились толчком их обращения от формального следования традиции к глубокой религиозной жизни, для других это было началом их отпадения от старообрядчества.

Значительную роль в последующей за гражданской войной период жизни старообрядчества играют выходцы из деревни Щугор семья Мамонтовых. Григорий Мамонтов был наставником старообрядческой общины до 1944 года, сын его Петр Григорьевич с семьей жили в д. Соколово. Именно они (отец и сын) до 1934 года проводили необходимые службы у старообрядцев.

После войны старообрядцы также собирались в частных домах для проведения служб. Однако численность старообрядцев в Коми в послевоенное время значительно сократилось.

3. СТАРООБРЯДЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ПЕЧОРЕ

В начале своего исследования мне необходимо было изучить исторические материалы. Необходимо было узнать историю старообрядчества в России, изучить исторические материалы существования старообрядчества в Печорском районе.

Чтобы прикоснутся к истории старообрядчества в Печоре, я обратилась в историко-краеведческий музей г. Печора к Елене Витальевне Казаковой.

В архивах музея имеются очень интересные экспонаты, переданные на хранение. Елена Витальевна дала мне перчатки – так работают со старыми вещами.

Мы рассмотрели печатную книгу старообрядцев «Цветник» в ней были написаны правила на старославянском языке. Это очень тяжелая книга с делезной обложкой и закрываемая на замочек. На первой странице запись «Сия святая богодохновенная книга, нарицаемая ЦВЕТНИК избрана от разных достоверных книг Богодохновенного святых отцов писания» (Приложение 1).

В качестве экспонатов мы посмотрели рукописный сборник духовных стихов из деревни Сопляс, этот сборник написан красивым почерком на старославянском языке (приложение 2).

Интересные вещи были из деревни Аранец. Это скамейка для моления, по коми называется «пöдручник», на ее обороте старославянскими буквами есть надпись, переводимая как – 31 мая 1931 год (Приложение 3). Очень интересны были четки или лестовки кожаные черного цвета, именно такими четками пользовались все старообрядцы (Приложение 4).

Из деревни Кожва в музей была передана полочка для икон, свечей и лестовок (Приложение 5). Эта полочка мне напомнила полочку, которая есть у моих дедушки и бабушки с д. Медвежская.

Елена Витальевна там показала не только экспонаты, но и фотографии на которых были запечатлены быт, традиции, предметы быта старообрядцев Печорского района – д. Медвежской, с. Соколово, д. Аранец, д. Конецбор (Приложение 6).

Пообщавшись с Еленой Витальевной, я узнала много интересного из жизни и обычаев старообрядцев, она дала информацию, напечатанную в газете «Печорское время», где изложены исторические факты о старообрядческой общине села Соколова А.Чувьюрова.

Когда мы прочитали статью, мама сказала, что в этой статье указан ее прадед Григорий Мамонтов. За помощью мы обратились к дедушке Растворову Владимиру Ефимовичу (мама его в девичестве – Мамонтова Евфимия Григорьевна).

Дедушка нам рассказал следующее. Очень сильный был человек. Кулаки огромные, один раз разъяренного быка одним ударом наземь свалил. По вероисповеданию Григорий Поликарпович был старообрядцем. Вышли Мамонтовы из Сибири в 1879 году. Пересекли уральский хребет в районе горы Сабля. Во время перехода умерла мать десятилетнего Григория, а остальные – отец и трое сыновей – дошли до места, поселившись в деревне Медвежская. Когда Григорий подрос, нашел себе невесту и прославился на Печоре, как быстрый ходок. До сих пор старики вспоминают: «...а, это тот, который ходил скоро». С Анастасией своей он недолго пожил – чуть больше десяти лет. Умерла она, оставив после себя пятерых ребятишек. Одному Григорию Поликарповичу с ними было не управиться, пришлось снова жениться.

Дед окончил духовную школу и много читал. В постель ложился только по праздникам и в воскресные дни, а все остальное время спал на лавке без подушки. Внуки вспоминают, как приучал их к молитве. Когда часовню староверческую в 20-е годы развалили, верующие стали собираться у Григория Поликарповича дома.

У дедушки оказались книги старообрядцев – это печатные книги катехизис и псалтырь, обложки книг, конечно, сильно потрепались, а вот текст хорошо виден (Приложение 7).

С помощью дедушки и материалов А. Чувьюровы мы составили частичную гениалогическую ветвь, представленную в Приложении 8. Мое исследование, которое имело краеведческие цели, помогло мне узнать интересные исторические факты жизни моей семьи.

Напомню, что тему своей работы я выбрала не случайно. Родители моего отца – живут в деревне Медвежская: бабушка Лукерья Алексеевна родом из Соколово, а дедушка Петр Иванович – из Медвежской. Они старообрядцы. Они помнят рассказы старожил в деревне о Мамонтове Григории и как в его доме собирались на молитвы.

Дедушка Петр Иванович рассказывает, что в настоящее время они с бабушкой относятся к старообрядческой общине Древлеправославной Поморской Церкви города Печоры Республики Коми. Настоятелем поморской общины села Усть-Цильма является Алексей Григорьевич Носов, который приезжает в Печору и проводит службы, таинств исповеди и крещения для старообрядцев деревень Медвежская, Аранец, Конецбор.

В настоящее время активисты возрождения старообрядчества в Печоре, на пожертвования, строят храм. Мы с родителями посетили место строительства молельного дома поморцев, именно здесь будут проходить все службы (Приложение 9). В городе Печоре есть активист старообрядцев Порфирий Ефимович Осташов, который может проводить службы в отсутствие Алексея Григорьевича.

Изучив историю страрообрядчества, традиции и часть их обрядов я поняла, почему дедушка и бабушка имеют свою утварь и питаются отдельно от нас – у них действительно такая вера.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть свою гипотезу, я решила провести опрос (Приложение 10) среди учителей моей школы. В опросе участвовало 13 человек.

Проанализировав ответы опроса, нами была составлена диаграмма (Приложение 11). Мы выяснили, что большинство участников опроса придерживаются православной веры – 8 человек, но интересен был тот факт, что двое из 13 человек – старообрядцы. Практически все учителя знают кто такие старообрядцы, т.е. знания о существовании старой и новой веры не утрачены. А вот ответы на два последних вопроса позволяют сделать вывод, что в основном люди не интересуются новостями развития старообрядчества (меньше половины участников опроса знают о существовании старообрядческой общины в Печоре), и не верят в ее возрождение.

Моя семья православная, так сказать придерживается новой веры, поэтому хоть я очень уважительно отношусь к сохранению традиций моих предков, но считаю, что в современном мире прихожан старообрядчества становится все меньше. Научно-технический прогресс оказался безжалостным к традициям старой веры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проводя исследование по теме «Старообрядчество в Печоре», мы обратились к историческим фактам, посетили историко-краеведческий музей, использовали информацию из свободных источников. И пришли к следующим выводам.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО (или СТАРОВЕРИЕ) — это общее название русского православного духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви и отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и продолженную его последователями, вплоть до Петра I включительно.

Мы выяснили, что за ХХ век старообрядчество существенно ослабло, но не перестало существовать и в XXI веке. Старообрядцы получили право свободно проповедовать, стали возвращать храмы, жить в соответствии с правилами. Но теперь на Печоре больше ходят в православные храмы и придерживаются правил именно православия. Так что старообрядческие общины в целом сокращаются.

Наша гипотеза подтвердилась частично – традиции старообрядчества уходят в историю, но вместе тем прихожане и наместники старообрядческих общин стараются не только сохранить, но и развить деятельность старообрядческой общины Древлеправославной Поморской Церкви.

Проведя исследование, мы сделали вывод, что большинство печорцев придерживаются православия и прихожан в старообрядческих общинах становится меньше, т.к. молодые люди не приходят в общину, а традиции бережно сохраняются старшим поколением. Мы считаем, что молодому поколению необходимо хранить память о традициях старой веры, которых придерживались наши предки, и беречь их с уважением к истории.

Старообрядчество – это часть нашей истории, о которой люди должны знать и помнить.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

https://lenta.ru/articles/2020/01/24/starovery/

https://ruvera.ru/staroobryadchestvo

https://ruvera.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Частичная ветвь генеалогического древа семьи Мамонтова Г.П.

Приложение 9.

Строительство Храма старообрядцев в Печоре

Приложение 10.

Опрос к исследованию

Вы придерживаетесь христианской веры?

Да

Нет

К какому вероисповеданию вы относитесь?

Православие

Старообрядчество

Другие

Знаете ли Вы кто такие старообрядцы?

Да

Нет

Знаете ли Вы, что в Печоре имеется старообрядческая община Древлеправославной Поморской Церкви?

Да

Нет

Как Вы думаете, развивается ли в Республике Коми старообрядчество?

Да

Нет

Приложение 11.

30

Просмотров работы: 371