Введение.
Всю свою жизнь я провела в Барвихинском сельском поселении. На самом деле- это большое муниципальное образование, состоящее из 12 населённых пунктов: деревня Барвиха, посёлок Барвиха, деревня и дачное хозяйство «Жуковка», дом отдыха «Огарёво», деревня Калчуга, деревня Раздоры и Шульгино, село Усово и посёлок Усово-Тупик, а также деревня Рождественно и Подушкино.
Интересно то, что административными центром является маленькая деревня Барвиха, расположенная вдоль Рублёво-Успенского шоссе. Но конкретно я проживаю в одноимённом посёлке, расположенном в двух километрах севернее от деревни, по Подушкинскому шоссе в сторону города Одинцово. Уже сразу видна некая путаница в названиях, они повторяются.
Сначала свое исследование я решила посвятить нашему поселку. Но столкнулась с неожиданной проблемой. Очень сложно найти информацию по нашему поселению. Как я понимаю, в первую очередь это связано с тем, что рядом с нами расположен санаторий «Барвиха», где лечилось и отдыхало высшее руководство СССР.
Неоценимую помощь мне оказал Букарев Александр Иванович, основатель и директор музея санатория «Барвиха». Огромное количество экспонатов этого музея было собрано лично им самим, часто на свой страх и риск. Благодаря этому человеку была издана книга, рассказывающая об истории санатория и конечно, нашего поселения1.
Так же при сборе информации я обратилась к нашему батюшке, настоятелю Храма Иоанну Печагину и старосте Игорю Ильичу Тишенкову. После общения с ними я решила уточнить цель своего исследования и сосредоточиться именно на истории нашего храма. Тему работы я сознательно ограничила именно 20 веком. Дело в том, что именно 20 век стал самым сложным для нет только для нашего храма, да и для всех религиозных организаций нашей страны. Позже я столкнулась с тем, что информационных зацепок по событиям прошлого столетия будет много, а вот документов, их подтверждающих – мало. Я предполагаю, что это в первую очередь связано с нашим местоположением. Дело в том, что наше поселение в 20 веке выбрали для проживания многие партийные деятели Советского Союза. Всегда у нас были правительственные дачи, охрана, закрытые территории. И даже сейчас, в ста метрах от нашей церкви расположена резиденция президента РФ.
Про наш Храм усилиями отца Иоанна и прихожан издана книга, в которой содержатся документы, ставшие отправной точкой в моем исследовании2. Но когда я стала спрашивать уточняющую информацию, то столкнулась с тем, что ее очень мало. Я знала, что церковь восстановили, а вот почему ее закрыли? Что стало со священниками, которые служили при храме? Как сложилась их судьба? Мне не смогли дать точных ответов на мои вопросы, поэтому я решила попробовать отследить судьбу храма Рождества Христова и судьбу людей, с ним связавших в 20 веке.
Проблема: отсутствие знаний об истории малой родины при современных возможностях поиска информации.
Цель моего исследования: изучить историю Христорождественской церкви поселка Барвиха и восстановить судьбы его священнослужителей с 1917 года по наше время.
Объект: храм Рождества Христова поселка Барвиха.
Предмет: оцифрованные исторические источники, архивные документы, использованные при изучении исторических событий.
Гипотеза: возможно ли воссоздание истории храма с учетом исследования периодов гонений на религиозные культы в СССР и уничтожение информации.
Практическая значимость. Передача полученных данных в храм Рождества Христова для дополнения исторической информации, размещение мини-выставки по краеведению в музее МБОУ Барвихинской СОШ.
Задачи: изучение архивных документов, имеющихся при храме и оцифрованных источников информации, выложенных на сайтах архивов, анализ источников, выявление связи с событиями, судьбоносно повлиявшими на жизнь храма и прихожан, систематизация найденной информации; изучение истории малой родины; ознакомление с историей политических репрессий 20 века.
Методы: поисково-исследовательский; историко-сравнительный, интервью, беседы; метод анализа;
Материал для исследования: архивные документы, фотографии, воспоминания представителей старшего поколения, исторические интернет-ресурсы; исторические факты и события.
Место, где я живу.
В древности, на территории деревни Барвихи находился сосновый бор и эту местность называли Оборихой, а позже - Борвихой, затем Барвихой. История окрестных поселений интересна и познавательна, она помнит всех царей, начиная с Иоанна Грозного, включая Александра Третьего, Николая Второго, а также партийных руководителей СССР: И.В. Сталина, Н.С Хрущёва, М.С. Горбачёва., Б.Н. Ельцина. Связано это в первую очередь с близостью к нашей столице, а во вторых с красотой местных территорий. Даже сейчас наш район считается одним из самых чистых в окрестностях Москвы.
Поселок Барвиха, где я сейчас проживаю, появился лишь в 20 веке. Но вот территории Подушкино, Шульгино, Рождественно и других окрестных поселений существуют очень давно. Например, ближайшее к нам село Подушкино, известно с 15 века и получило имя от богатого московского гостя, сурожанина Иоанна Владимировича Подушки3. Еще при царе Михаиле Романове встречается упоминание в писцовых книгах 1628 года о деревне Ямщикова (древнее название деревни Рождественно). Упоминается, как примыкающая к Подушкино деревушка Ямщикова, расположенная «на овраге с 5 дворами». В конце 16 века село Подушкино было вотчиной Симеона Висковатого, который принадлежал к роду одного из видных деятелей правления И. Грозного, думного дьяка и хранителя государственной печати Иоанна Михайловича Висковатого. В начале 17 века вдова Симеона - Авдотья Фёдоровна, заложила село московскому гостю Иоанну Гавриловичу Сверчкову, но не смогла его выкупить. 1627 год - первая точная дата, занесённая в писцовую книгу, в истории села Подушкино и храма Рождества Христова с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. Подтверждение этому я нашла в книге архимандрита Леонида за 1878 год4(приложение 1).
В 18 веке селом Подушкино и Рождествено будет владеть род Воейковых. Удалось найти информацию о сыне Воейкова А.М. - капитане Федоре Александровиче, как о владельце сел Рождественно и Подушкино5.
По данным 1852 года владельцами села Подушкино, будет семья Казаковых (приложение 2). Их фамилия есть в справочнике 1852 года6.Усадьба была построена в красивом месте в сосновом бору, на берегу реки Самынка, впадающей в Москву-реку. В 1874 году уже отставной генерал А.Б.Казаков начинает строительство замка. После его смерти эти земли перейдут к его дочери Надежде по первому мужу Веригиной. Строительство храма шло 11 лет, с 1874 по 1885 года, архитектором и руководителем был Петр Самойлович Бойцов. Замок впечатлял своей необычной архитектурой. Его посетили в 1886 году император Александр III с императрицей Марией Федоровной, а в 1896 году Николай II с императрицей Александрой Федоровной7. Сохранились памятные доски об этих событиях. Правда их пришлось восстанавливать (приложение 3) После смерти первого мужа, Надежда Александровна вышла замуж за барона М.Ф. Майендорфа, который реконструирует замок, что окончательно придаст ему старогерманский вид (приложение 4). С 1913 года барон Майендорф с женой жил по делам службы в Дании, где их и застала революция. В Россию они больше не вернулись. В 1917 года имение национализировали и организовали там детскую колонию для детей погибших красноармейцев. Эта колония даже будет называться колония Майендорф.8
Колония в замке просуществует не долго. В 1930-х годах будет принято решение о создании клинического санатория «Барвиха». Изначально хотели использовать здание замка Майендорф, но потом было принято решение построить новое здание напротив бывшей усадьбы. Между замком и санаторием «Барвиха», был построен поселок Барвиха, в котором я сейчас и проживаю.
Еще хочу уточнить, что все окрестные деревни и поселки между собой очень прочно связаны. Мы, местное население, даже не делим их между собой. Можно провести параллель с городом – каждая отдельная деревня – это отдельная улица. Все местные ребята ходят в нашу государственную школу. Так же ходили наши родители и деды, ведь нашей школе уже больше ста лет. И так же наши предки посещали местную церковь, которая была построена при доме владельцев.
Христорождественская церковь
Для меня стало настоящим откровением, что наша поселковая церковь имеет такую внушительную историю. На вид это совершенно новый храм, но с очень старой и интересной историей.
В первой половине 17 века церковь была деревянной, когда она была построена точно неизвестно. В писцовых книгах, Московского уезда, Сетунинского стана 7135 года (1627 года) указанно, что «церковное строение вотчинниково и приходных людей, у церкви во дворе поп Васильев Юрьев, до с ним церковный дьячек сын ево Ларка». В описании числится двор вотчинника, шесть крестьянках дворов, три бобыльских и небольшая деревянная Рождественская церковь. Вскоре Иоанн Сверчков продаёт село думному дьяку Григорьеву Васильевичу Львову. С конца 1620-ых годов он служил в Ямском, а затем Посольском приказах. При приёме иноземных послов, в его обязанности входило «объявить» их царю, а позднее сообщить им о «государево жалованьи». Г.В. Львов входил в число лиц, оставляемых царем в Москве на время его отсутствия. При нём в Подушкино было 13 крестьянских домов. После его смерти в 1652 году его вдова Фёкла Ивановна Львова продаёт село боярину Илье Даниловичу Милославскому, тестю царя Алексея Михайловича, наиболее известному владельцу села, при нём уже числилось « 24 двора, задворных, крестьянских и бобыльских, в них 180 человек»9.
2.1 История храма до революции
История предполагает, что чем дальше изучаемый период времени, тем меньше достоверных источников дошло до нашего времени. Интересно то, что это не касается истории нашего храма. Как ни странно, упоминаний о храме Рождества Христова до 20 века сохранилось достаточно много.
Точно известно, что для нашего храма значимым событием явился переход села Подушкино и прилегающего села Рождественно (в дальнейшем Рождественно отдельно от Подушкино не упоминается) надворному советнику Александру Матвеевичу Воейкову. В протоколах Московской Духовной Консистории от 16 мая 1750 года есть «указ об построении коллежскому асессору А.М. Воейкову Московского уезда загородской десятины, Сетуньского стана, села Рождественно - Подушкино вместо ветхой деревянной церкви вновь каменную на другом месте». Я смогла найти в сети Интернет рукопись этих указов, но прочитать их не смогла10.
Храм был построен на средства А.М. Воейкова. Точная дата постройки по разным источниках расходится, но можно утверждать, что к 1767 году каменная церковь в виде креста с колокольней уже была (приложение 5). Известно, что новая церковь долго не освящалась из-за истории, связанной не только с Воейковым, но и с его другом Львом Пушкиным, дедом А.С Пушкина, которые наложили дисциплинарное взыскание в виде порки на француза - гувернера за его недостаточное нравственное поведение. Шли слухи, что его повесили на воротах, что в шутку упоминает А.С Пушкин, но они были ложными, но длительное разбирательство всё же было. Эту информацию мне рассказал Букарев А.И. при посещении музея санатория «Барвиха».
Существуют различные выписки, среди которых можно выделить: «священник Алексей Алексеевич Соколов, 40 лет, на настоящем месте с 1807 года, награждён крестом на Владимирской ленте за 1812 год». В 1830 году «стараниями господина Григория Сергеевича Кушникова» здание храма было расширенно и в 1831 году был устроен придел Тихвинской иконы Божией Матери. В 1870 году в построенной трапезной размещались уже «Никольский» и «Тихвинский» приделы11.
Клировых ведомостей до 1917 года сохранилось достаточно много. Их можно найти в архивах и благодаря им достаточно подробно восстановить жизнь храма, его обитателей, понять, сколько было земли при церкви, как эта земля использовалась. В них даже есть записи о том, какие дома были ветхими, чем крыты крыши.
Церковные записи дают нам так же очень четкое представление об административном делении. Например, мы точно знаем, что в 1917 году Христорождественская церковь села Подушкино входила в 4 стан Звенигородского уезда и в штат церкви входил священник и псаломщик.12 Подтверждением этому стала выписка из метрической книги за 1916-1918 года (приложение 6)
Однако после революции все изменилось.
2.2 Мы наш, мы новый мир построим…
Приход революции изменил все. К сожалению, изменилось и отношение к вере. В 1918 году выйдет Декрет СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах, который лишит религиозные организации всех юридических прав. С этого момента у религиозных организаций больше нет собственности, юридического статуса, они могут существовать только как социальные институты.
Даны были специальные разъяснения по декрету: разрешалось создание религиозных обществ. В такие общества должны были вступить не менее 20 совершеннолетних человек, они могли получить в пользование здание и предметы культа. И ведь это было очень сложным шагом для многих людей. И хотя общество раскололось, поменялась власть, законы, жизнь, но уничтожить тысячу лет православной веры так просто у советской власти не получилось. Люди все равно верили и объединялись в вере.
В нашем храме есть копия такого коллективного договора, вместе с описью имущества Христорождественской церкви и списком, всех подписавших договор (приложение 7-9). Особенностью этого списка стало то, что в нем только прихожане из близлежащей деревни Шульгино. Что остановило жителей Подушкино и Рождественно, мы точно не знаем.
30 октября 1925 года Президиум Мосгубисполкома постановил: ликвидировать церковь в посёлке Барвиха. Представители администрации отдела Московского Управления Исполнительного Комитета дважды «выезжавшим для ликвидации было оказано сопротивление со стороны собравшейся толпы». 5 мая 1927 года новая попытка «ликвидации» (приложение 12). В сборнике документов «Совершенно секретно: Лубянка Сталину о положении в стране (1922 - 1934 годы) написано: «более активный характер носила агитация в районе расположения, закрываемых монастырей и церквей». Здесь иногда дело доходило до эксцессов. Так, в деревне «Барвиха» (Московской губернии) 25 монахинями и церковным советом организовано среди окрестного населения систематическое сопротивление проведению в жизнь постановления ВЦИК о закрытии церкви, и закрыть её удалось только после репрессий против церковников»13. Интересно, что в данном случае речь идет о соседней деревне, где закрывалось монастырское подворье.
В 1930 х годах церковь закроют и обезобразят. В ее помещении будет баня, прачечная. Колокольню приспособят под водонапорную башню. Кладбище перед алтарём уничтожат. Но что же случилось со священником и его семьей? Про это не было информации.
3.В поисках священника
Из архивной выписки я знала, что в 1910 году у нас при церкви было записано 2 священника: Валентин Парусников и Василий Орлов14. Но в метрической книге 1916-1918 гг. упоминается только В.Орлов. Так же есть анкета «священноцерковнослужителей» Козловского районного Совета от 1925 года (приложение 13). Кстати, именно в этой анкете написано, что у нашего батюшки было 2 детей, и что на момент заполнения анкеты ему было 63 года. Это дало мне возможность примерно узнать дату рождения Василия Орлова. Однако на этом следы нашего священника теряются.
3.1 Административная путаница
Так как сейчас все больше источников выкладывается в Интернет, я была уверена, что найду необходимые документы. Однако я столкнулась с тем, что было несколько административных преобразований и в разное время село Подушкино и село Рождествено относились к разным округам, уездам и даже волостям. К тому же часто встречались одинаковые названия. Например, в Звенигородском уезде было три села Рождественно. Причем иногда писали «Рождествино».
Правду я решила искать в картах. Основным ориентиром для меня стала река Самынка, т.к. часто менялись административные деления в Московской губернии, а река была на своем месте. На карте 1857 года наши территории вдоль реки Самынки относились к Звенигородскому уезду. А вот на сайте «Старые карты» выложена информация, что эта местность относится уже к Московскому уезду. Казалось бы, такой известный сайт, но встречаются разночтения. Таким образом, получается, что не всей информации в сети Интернет можно доверять. Необходимо искать официальные приказы и распоряжения, так как только они являются точными источниками информации по поводу всех изменений со стороны властных структур.
Так же не понятно было, какая нас была волость. Оказалось, что в царской России мы относились к Перхушковской волости Звенигородского уезда Московской губернии. Однако при советской власти Барвихинское поселение (разными частями) входило то в Звенигородский уезд, то в Кунцевский, то в Московский.
Благодаря картам, я смогла понять, что наше Рождествено упоминалось всегда с Подушкино. Это очень сузило поиск необходимой информации. Ведь само название Рождественно подразумевает, что в этом селе находится церковь Рождества Христова. Появились трудности в распознании именно нашего села.
3.2 Последнее место служения.
Как оказалась, Василий Иванович Орлов служил в нашей церкви вплоть до ее закрытия. Я очень долго не могла найти информацию, что же с ним произошло после. В итоге помог случай, я решила просматривать информацию о всех священниках с фамилией Орлов. Каково же было мое удивление, что оказывается эта фамилия очень распространённая. Есть даже династия священников-Орловых. Правда, не в Московской губернии. Я даже нашла священнослужителя, который был полным тезкой нашего батюшки, но совсем не совпадали годы жизни. В итоге я сузила поиск до Звенигородского уезда, надеясь найти упоминание среди родственников. Так я вышла на Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровское-Рубцово Московской области. Оказалось, что там служил сын Василия Ивановича Орлова Сергей Васильевич Орлов. Там же на сайте храма я смогла найти и фотографию нашего священника вместе с женой Елизаветой Александровной, в девичестве Богословской 15 (приложение 14).
После закрытия церкви Орлов В.И был переведён священником в храм села «Уборы». Он умер в праздник Благовещения в 1936 или 37 году. Матушка уйдет из жизни в 1942 году.
4 Репрессии
К сожалению, годы репрессий особенно жестоко прошлись по церковнослужителям. Особенно это видно на примере семьи Орловых. Мне удалось узнать судьбу ближайших родственников нашего священника: брата, сына, частично дочери.
Родной брат Орлова Василия Ивановича - Иван Иванович был настоятелем Ильинской церкви в Городище и Троицкого храма в селе Троицком Истринского района. История противостояния властей и Троицкого храма очень похожа на судьбу церкви в Подушкино. В конце 1930-х гг. советская власть постановила закрыть Троицкую церковь. Председатель Сельсовета решил разместить школу в здании церкви. Священник храма вместе со своими прихожанами обратились с жалобой на действия председателя, и церковь удалось отстоять на некоторое время.
В 1937 годы выйдет оперативный приказ народного комиссара внутренних дел Союза ССР № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков… и др. антисоветских элементов от 30 июля 1937 г.16». Служителей церкви отнесут к уголовным элементам. Многих из них приговорят к расстрелу.
Иван Иванович Орлов был арестован 18 ноября 1937 года по ложному доносу как участник контрреволюционной группы под руководством священника Александра Машкова. Уже 27 ноября тройка при УНКВД СССР по Московской области вынесет приговор – десять лет исправительно-трудовых лагерей. Отец Иоанн погибнет в Мариинском ИТЛ Новосибирской области в марте 1938 года. Прославлен в лике святых новомучеников Русской Православной Церкви. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году17.
Как я уже говорила, нашла я информацию о Василии Ивановиче Орлове благодаря его сыну Сергею, который родился в 1888 году. В 1904 году Сергей Васильевич окончил Звенигородского духовное училище и поступил в Вифаскую духовную семинарию, а в 1911 году её успешно окончил. Сергей Орлов состоял учителем и законоучителем Понаринской церковно-приходской школы Гуслицкого округа Богородского уезда.
В 1913г. он обвенчался с Елизаветой Гавриловной Боголюбской дочерью о.Гавриила Боголюбского, настоятеля Покровского храма села Покровское-Рубцово Верейского уезда Московской губернии. С будущей женой отца Сергия познакомили ее братья, с которыми он вместе учился в Симинарии. В ноябре 1915 года отец Сергей был назначен настоятелем Покровского храма Покрово Пресвятой Богородицы. В декабре 1917 года священник Сергей Орлов был отмечен священноначалием. За ревностное служение Церкви Божией он был награждён набедренником. Семья Орловых была крепкая и дружная, в ней было 7 детей.
Ну а дальше начались притеснения. В 1924 году отца Сергия приговорили к штрафу в 100 рублей за неуплату сельхозналога, для отца Сергия этот налог был непосильным бременем. В 1929 году отец Сергий ещё раз осуждён за неуплату сельхозналога и приговорен к 4 месяцам принудительных работ. К 1932 году, как видно из справки об имущественном положении, выданной председателем сельсовета, в семье одна корова и один телёнок, 5 гусей, 10 кур, 12 ульев с пчёлами. «...Хозяйство Орлова зажиточное, ездит спекулировать молоком и мёдом, яйцами в Москву. Коровка пасеца в Колхозе Искра...» (сохранена орфография оригинала). Отца Сергия вызвали в ОГПУ и обязали быть агентом, он отказался.
В итоге арест по обвинению в антисоветской агитации, подтверждённые многочисленными свидетельскими показаниями. Отец Сергий себя виновным не признал и был осуждён тройкой при ОГПУ Московской области в исполнительно-трудовой лагерь сроком на 3 года. Вернется он домой через 9 месяцев, с очень подорванным здоровьем. Дома, благодаря уходу его жены, матушке Елизаветы, он поправился. Большим потрясением стало для отца Сергия отречение его старших сыновей Гавриила и Александра. Им было приказано опубликовать в газете статью об отказе от отца Сергий, иначе их бы не приняли на учёбу и им бы не дали работу. Они написали, но отец Сергий их не осудил, так как был любящим отцом, продолжал за них молиться, но он им сказал пророческие слова: «Не дай вам Бог пережить такое от ваших детей, если они будут».
В ноябре 1937 года Орлова Сергея Васильевича снова арестовали и отправили в Калужскую тюрьму. Отец Сергей был расстрелян 21 декабря 1937 года на Калужском полигоне в Калужской области. Священник Сергей Васильевич Орлов определением священного Синода Русской Православной церкви причислен к лику святых мучеников и исповедников церкви Русской. Матушка Елизавета умерла от инсульта в 1942 году18.
В анкете Козловского военного совета было указано, что у Василия Иванович Орлова было двое детей. Про сына Сергея удалось найти информацию. Нашлась информация и про его дочь, но к сожалению, это связано тоже с репрессиями в отношении священнослужителей.
Дочь Орлова Василия Ивановича – Анна, выйдет замуж за Смирнова Федора Владимировича, который будет диаконом в церкви иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" в Марьиной Роще. В 1937 году будет арестован по обвинению в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности, направленной на срыв выборов в Верховный Совет. Приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, осужден и отправлен в Приморский край, город Лесозаводск. Уже в лагере будет открыто новое дело, по которому вынесут приговор – расстрел. Священномученик диакон Феодор Смирнов канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви19.
5.Родственники
Когда я нашла репрессированных родственников отца Василия, я подумала, что мое исследование подошло к концу, т.к. больше никаких явных упоминаний о ближайших членах семьи не было. Но я ошиблась, при повторном изучении данных о Иоанне Иоанновиче Орлове, я нашла упоминание о том, что он родился в семье священника Иоанна Орлова, служившего в кладбищенской Воскресенской церкви города Подольска. Необходимо еще учесть, там же было и указание места рождения Иоанна младшего - это Подольский уезд, деревня Любучаны20.
Следующим моим шагом стало изучение сайтов церквей г. Подольска. Кладбищенская церковь там была только одна. Какого же было мое удивление, когда я нашла на сайте храма прямую ссылку на священника Иоанна, который был родным отцом нашего барвихинского батюшки. Сохранилось подробное описание Воскресенского кладбищенского храма, сделанное священником Иоанном Орловым в 1887 году «Церковь находится на восточной окраине Подольска, на горе, на берегу реки Пахры, построена в виде неправильного креста, так как северный придел во имя святителя Николая находится внутри церкви, а южный – во имя Пресвятыя Живоначальные Троицы пристроен гораздо позднее из кирпича, находится вне церкви, но время пристройки неизвестно. Алтарь церкви с одним полукружием. Церковь построена вся из тесанного белого камня (…) южный придел приложен из кирпича. В 1885 г. арка, отделяющая церковь от приделов, расширена для духовного отопления всей церкви. Под церковью в подвале сделана духовая печь. Вход в подвал снаружи. Карнизы вокруг церкви есть в виде небольшого выступа, украшенного четвероугольниками или маленькими кирпичиками, сделан из каменных плит наложененных на стены. Над карнизом лежит крыша, а наравне с нею сделаны с четырех сторон полукруглые арки с живописными изображениями. С востока Воскресения Христова, с запада – Господа Саваофа, с юга – Пресвятыя Троицы и с севера – святителя Николая Чудотворца. Кровля на сводах: на алтаре дуговая, на церкви шатровая на 4 ската, из листового железа, выкрашена зеленой краской. Фонарь над сводами глухой цельный и устроен прямо над сводами. На фонаре есть шея или предглавие, восьмигранное, на ней написаны живописные лики святых Апостолов. На церкви всех глав пять (5), одна большая прямо над фонарем и четыре малых по углам крыши, главы покрыты листовым железом и окрашены все зеленой краской (…) Паперть устроена с западной стороны, с тремя арками, над папертью колокольня, с севера и юга против дверей устроены крыльца с железной решеткой на железных столбиках. Пол мраморный плитяной из подольских каменоломен, во всей церкви одинаковый»21
К сожалению, это последний родственник нашего батюшки, которого мне удалось найти.
Поиск псаломщиков, служивших при нашем храме, тоже ни к чему не привел. Мы, с научным руководителем, отправили запрос в архив по поводу клировых ведомостей нашего храма, чтобы продолжить изучение.
6.Возрождение храма
С развалом Советского Союза изменилась жизнь и всего населения нашей страны. Изменения коснулись и жителей Барвихи. Старшее поколение еще помнило, что у нас в поселке была церковь. А вот молодежь не знала. Более того, нельзя было даже предположить, где она находилась.
Учитель нашей школы Домрачева Е.А. вспоминает : «Моя мама Лебедева Лидия Ивановна, работала заведующей прачечной санатория Барвиха. Прачечная располагалось как раз в здании бывшего храма. Это был 1970 год. И я даже и не думала, что раньше там была церковь. Память о ней просто вытравили из сознания людей. Я помню только запах мыльного раствора и что мама запрещала мне подниматься по старой винтовой лестнице к крыше водонапорной башни. Боялась, что обвалятся ступеньки. Это сейчас я понимаю, что там была колокольня, а в детстве об это мы даже не говорили».
В 1995 году инициативная группа жителей Барвихи начала сбор подписей за восстановление церкви. 18 ноября 1994 года состоялось первое приходское собрание, а 5 декабря - регистрация устава прихода в Епархии ( фактическое его признание и благословление). В документах здание церкви значилось как банно-прачечный комбинат, поэтому нужно было доказать, что именно это здание было храмом.
По фотографиям обезображенного храма становится понятным, почему многие из младшего поколения не могли признать в этом помещении – храм (приложение 16)
Были собраны подписи, ещё остававшихся в живых свидетелей, из разных архивов, в том числе и города Санкт-Петербурга, удалось собрать достаточно информации. После этого здание было зарегистрировано как памятник культуры и архитектуры. 15 февраля 1995 года приход был зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ. Самое главное, что удалось найти старые фотографии, которые помогли восстанавливать церковь. Эти фотографии были сделаны неизвестным автором и по деталям видно, что время создания фотографий примерно перед закрытием храма. Ведь на изображении иконостаса видно, что его начали разрушать (приложение 17-18).
Был приглашен архитектор А.В. Яганов, который руководил воссозданием храма. Активное участие в работах приняли жители всех окрестных поселений. Это говорит нам о том, что не смотря на годы забвения, вера в Бога живет в людях.
В храм назначали священника Иоанна Печагина и на престольный праздник Тихвинской Иконы Божией Матери, 9 июля 1996 года была отслужена первая божественная Литургия. В течение 1997 года отстроили колокольню. В 1998-1999 году отстроена трапезная, туда перенесли со 2 этажа временный алтарь и только после этого начался заключительный этап реставрации. В 2001 году уже идут отделочные работы. С 2002 по 2008 год восстанавливается иконостас и внутреннее убранство, расписываются стены, приведена в порядок территория храма. С 2001 года по 2003 год ведётся строительство воскресной школы, а с 2004 года по 2008 годы - строительство крестильни. С 2005 по 2006 годы строительство ризницы. 26 июля 2009 года состоялось великое освещение храма во главе с епископом Можайским Григорьевым.
Сейчас наш храм принял свой первоначальный вид как было столетия назад.
Заключение
История Христорождественской церкви не уникальна. Почти все храмы в нашей стране были закрыты, уничтожены, стерты с лица земли. В какой-то степени, нашему храму повезло – его помещение использовали для хозяйственных нужд. Поэтому удалось восстановить его в историческом виде и на старом месте. Ведь при реконструкции старые кирпичи от водонапорной башни вручную собирали, чтобы их же использовать при воссоздании колокольни. И был найден бронзовый подвес, на котором в прошлом веке висел колокол. Его очистили и снова использовали по назначению.
Цель моего исследования достигнута, я смогла изучить события послереволюционного времени и узнать, что случилось с нашим местным священником, что стало с его семьей. Как дальше «не жил» храм.
Странно, что никто этого не узнал раньше. Ведь это история нашей Родины. Мы каждый день ходим в школу мимо храма и нам школьникам, кажется, что он стоял всегда. А ведь еще недавно его как бы и не существовало. Многие ребята даже не осознают, какие события привели к закрытию храма, как после этого жил наш поселок. А самое страшное, как мне кажется, что «вершители» судеб жили рядом с нами, издавали все эти страшные указы, распоряжения. Ведь самая настоящая насмешка, что в здании храма стирали и гладили белье для тех, кто этот храм закрыл.
Я смогла восстановить лишь одну страницу в истории нашей Родины. Их еще очень много. Ведь чем больше узнаешь, тем еще больше предстоит узнать. Например, хотелось бы узнать, что случилось с детской колонией Майендорф, куда отправили детей, после ее расформирования. Или узнать, правда ли, что на территории нашего санатория во время войны был секретный штаб Жукова. И еще многое-многое другое.
20 век поломал судьбы не просто отдельных людей, а целых поколений. Мы должны знать свою историю, чтобы избежать ее страшного повторения. Ведь ошибки прошлого рядом, надо просто попробовать их найти, узнать, осознать и по возможности, исправить.
Список источников и литературы.
Клинический санаторий «Барвиха» 80 лет//2015 г.//Москва
Храм Рождества Христова поселка Барвиха//2009 г//Можайск
Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении, стр. 43//Москва//Синодальная типография//1878 г.
Указатель селений и жителей уездов Московской губернии, составленный по официальным сведениям и документам, К. Нистремом. - Москва : В тип. Ведом. Моск. гор. полиции, 1852.
А.В. Рудомино//Легендарная Барвиха, стр. 230// Санкт-Петербург//2009 г.
Сайт ЭТО ПРЯМО ЗДЕСЬ https://topos.memo.ru/article/239+155
Сайт СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, архив http://old.stsl.ru/manuscripts/f-277/2?fnum=32
Сайт УТРАЧЕННЫЙ БОЖИЙ ДОМ https://istra-ltc.ru/book/svedeniya-o-hramah-mev.htm#1878
Сайт ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/87665#mode/inspect/page/38/zoom/4
Сайт ПОКРОВСКИЙ ХРАМ РУБЦОВО http://www.xn----7sbebd6ahfbxpbibbsfdl2cwb3a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/06/Sergij.indd-16.pdf
Сайт ИСТОРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ http://istmat.info/node/14929
Сайт ПСТГУ http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/nopanel/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTceZf6eUfOuhe8Scs8uWc8pyUC1Ze8LUdObVeeWd674icOvU671XsS4efeYUXy0UcevVeu0WfOud67OZs8eWe0kUAHAhAHMUc88Xsy5Wc0*mA1*kcmsUYO9juOKhfSid674cfOuY900Cfy0Zd8KfdOqcdG0isW*lAG0Ufy0ZeywUAX*kBeAiTcGZeu-yPqUm9X6lC5sxDbtjO16iAX2sTd0idC5WcetyAbu2dOiiY8uYsS8Wc5tjBX*iAHAl**
Сайт МОСКВОВСКАЯ ЕПАРХИЯ// Московские Епархиальные Ведомости//№3-4 за 2008 год https://mepar.ru/library/vedomosti/35/128/
Сайт МЕМОРИАл http://lists.memo.ru/index15.htm
Рудомино А.В. «Легендарная Барвиха» - М.Издат Дом ТОНЧУ, 2009 год.
. Н. Бондарёв. «История Усадьбы Подушкино»
В.Шишков. Подушкино и Рождественно. «Новые рубежи» 16 октября 1982 года
Одинцовская земля. Энциклопедия сёл и деревень Подмосковья. М. 1994 год.
А.Пузатиков. Барвиха. Легенда и Быль. «Новые рубежи» 16 октября 1982 года.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Приложение 17
Приложение 18
1 Клинический санаторий «Барвиха» 80 лет//2015 г.//Москва
2 Храм Рождества Христова поселка Барвиха//2009 г//Можайск
3 Клинический санаторий «Барвиха» 80 лет, стр. 26//2015 г.//Москва
4 Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении, стр. 43//Москва//Синодальная типография//1878 г.
5 Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении, стр. 62//Москва//Синодальная типография//1878 г.
6 Указатель селений и жителей уездов Московской губернии, составленный по официальным сведениям и документам, К. Нистремом. - Москва : В тип. Ведом. Моск. гор. полиции, 1852.
7 А.В. Рудомино//Легендарная Барвиха, стр. 230// Санкт-Петербург//2009 г.
8Сайт Это прямо здесь https://topos.memo.ru/article/239+155
9Храм Рождества Христова поселка Барвиха, стр. 8//2009 г//Можайск
10 Сайт СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА, архив http://old.stsl.ru/manuscripts/f-277/2?fnum=32
11 Сайт УТРАЧЕННЫЙ БОЖИЙ ДОМ https://istra-ltc.ru/book/svedeniya-o-hramah-mev.htm#1878
12 Сайт УТРАЧЕННЫЙ БОЖИЙ ДОМ https://istra-ltc.ru/archive/203-759-570.htm
13 Сайт ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/87665#mode/inspect/page/38/zoom/4
14Храм Рождества Христова поселка Барвиха, стр. 26//2009 г//Можайск
15 Сайт ПОКРОВСКИЙ ХРАМ РУБЦОВО http://www.xn----7sbebd6ahfbxpbibbsfdl2cwb3a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/06/Sergij.indd-16.pdf
16 Сайт ИСТОРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ http://istmat.info/node/14929
17Сайт ПСТГУ http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/nopanel/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTceZf6eUfOuhe8Scs8uWc8pyUC1Ze8LUdObVeeWd674icOvU671XsS4efeYUXy0UcevVeu0WfOud67OZs8eWe0kUAHAhAHMUc88Xsy5Wc0*mA1*kcmsUYO9juOKhfSid674cfOuY900Cfy0Zd8KfdOqcdG0isW*lAG0Ufy0ZeywUAX*kBeAiTcGZeu-yPqUm9X6lC5sxDbtjO16iAX2sTd0idC5WcetyAbu2dOiiY8uYsS8Wc5tjBX*iAHAl**
18 Сайт ПСТГУ http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/nopanel/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTceZf6eUfOuhe8Scs8uWc8pyUC1Ze8LUdObVeeWd674icOvU671XsS4efeYUXy0UcevVeu0WfOud67OZs8eWe0kUAHAhAHMUc88Xsy5Wc0*mA1*kcmsUYO9juOKhfSid674cfOuY900Cfy0Zd8KfdOqcdG0isW*lAG0Ufy0ZeywUAX*kBeAiTcGZeu-yPqUm9X6lC5sxDbtjO16iAX2sTd0idC5WcetyAbu2dOiiY8uYsS8Wc5tjBX*iAHAlTd0idC5WcetyALu2dOiiY8uYsS8Wc5tjO16iAX2s**
19Сайт ПСТГУ http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/nopanel/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTceZf6eUfOuhe8Scs8uWc8pyUC1Ze8LUdObVeeWd674icOvU671XsS4efeYUXy0UcevVeu0WfOud67OZs8eWe0kUAHAhAHMUc88Xsy5Wc0*mA1*kcmsUYO9juOKhfSid674cfOuY900Cfy0Zd8KfdOqcdG0isW*lAG0Ufy0ZeywUAX*kBeAiTcGZeu-yPqUm9X6lC5sxDbtjO16iAX2sTd0idC5WcetyAbu2dOiiY8uYsS8Wc5tjBX*iAHAlTd0idC5WcetyALu2dOiiY8uYsS8Wc5tjO16iAX2sTd0idC5WcetyALu2dOiiY8uYsS8Wc5tjBX*iAXA*
20 Сайт ПСТГУ http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/nopanel/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTceZf6eUfOuhe8Scs8uWc8pyUC1Ze8LUdObVeeWd674icOvU671XsS4efeYUXy0UcevVeu0WfOud67OZs8eWe0kUAHAhAHMUc88Xsy5Wc0*mA1*kcmsUYO9juOKhfSid674cfOuY900Cfy0Zd8KfdOqcdG0isW*lAG0Ufy0ZeywUAX*kBeAiTcGZeu-yPqUm9X6lC5sxDbtjO16iAX2sTd0idC5WcetyAbu2dOiiY8uYsS8Wc5tjBX*iAHAl**
21 Сайт МОСКВОВСКАЯ ЕПАРХИЯ// Московские Епархиальные Ведомости//№3-4 за 2008 год https://mepar.ru/library/vedomosti/35/128/
24