Введение.
Сквозь время глядит с пьедестала
Ребёнок с лицом старика.
В глазах его – скорбь и усталость.
Как море, печаль глубока…
На слабых ногах у ребёнка
Опорки кирзовых сапог.
А рядом – такая ж сестрёнка,
И плюшевый мишка у ног.
А им бы – счастливую долю,
Какую пророчила мать…
Но голод, и страх, и неволю
В войну довелось испытать.
З.М.Крылова
У знаменитой ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, которая вместе со всеми пережила блокаду города, есть выражение, известное многим: «Никто не забыт, ничто не забыто». Она свято верила в то, что в нашей стране во веки веков не будут забыты люди, имеющие отношение к великой Отечественной войне, что Родина воздаст должное тем, кто её защищал, кто ковал Победу в тылу. Давно уже вошли в жизнь понятия – участник войны, труженик тыла, к которым мы относим людей старшего поколения. Но есть еще одно поколение, которое имеет самое непосредственное отношение к той страшной войне, хотя оно не держало в руках автоматов, не сбрасывало бомбы на головы фашистов, не ходило в атаку на врага. Тем не менее оно тоже несло потери, - гибло, страдало от холода, голода, болезней. Это – дети войны, те самые, которые сейчас ужу на пенсии, но помнят, каким ужасным было их далёкое детство, сколько они в нём испытали лишений и страданий.
Масштаб потерь военного поколения не поддаётся никакой оценке, кто измерил отнятие детской радости, утрату отцов, ущемление образовании, непосильный труд, бесхлебье, подрыв физического здоровья?
И в то же время это поколение не только страдало, но, и, выстояв, внесло свой вклад в Победу, в возрождение страны.
Сегодня, тем самым юным уже за семьдесят - восемьдесят. Это последние свидетели той войны, «дети, опаленные этой войной». Им история оставила еще немного времени, чтобы «написать» коллективную книгу детской памяти о войне, адресованную нынешнему и будущему поколениям. И пусть материалы, собранные в этой работе, станут одной из её глав, которую мы назвали «Память сердца».
Цель работы: разыскать «детей войны», увидеть их глазами события тех лет.
Задачи:
Собрать материал и изучение историю в годы Великой Отечественной войны по воспоминаниям детей, живших в то время, литературным источникам
Изучить степень и характер участия детей и подростков нашего края в событиях ВОВ в ходе встречи с реальными детьми войны.
Формировать историческую память и преемственность поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней родственников и знакомых.
Используемые методы исследования:
1. Метод беседы.
2. Поисковый метод (по материалам музея, книг, интернет - сайтов):
3. Встреча с очевидцами событий и их родственниками.
Тема охватывает период с 1941 по 1945 годы. В работе мы рассматривали жизнеописания детей войны. Объектом данного исследования является образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Актуальность темы: историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было до нашего рождения, что повлияло на ход истории и отпечаталось на судьбах родных, близких и знакомых нам людей. Историческая память является одним из важных источников формирования нравственных и патриотических качеств на примере преемственности поколений.
Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать при создании «Книги Памяти», как дополнительный на уроках на внеклассных занятиях.
Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.
Проблема работы:
Уходит поколение людей, переживших Великую Отечественную войну, поэтому необходимо иметь как можно больше информации о тех тяжелых годах в истории нашей страны. Эту информацию нам могут в настоящее время дать только те, кто, в годы войны был ребёнком или подростком. Воспитание нравственных и патриотических качеств на примере преемственности поколений, причастности к истории страны.
Из воспоминаний.
И ходит по земле
Босая память – маленькая женщина
Е.Игаев.
1. Одной бедой жили все.
«Войну я помню хорошо. Мне было семь лет. Семья наша жила в г. Оренбурге, в большой коммунальной квартире. Эвакуированных в городе было много, и горожанам, хоть и не жил никто свободно, пришлось еще потесниться. Например, у нас из ванны сделали жилую комнату.
Все жильцы собирались у тарелки (радио), когда передавали сводки с фронта. Запомнился на всю жизнь диктора Левитана, он передавал наиболее важные известия. Жили одной бедой все. У соседки на старшего сына пришла похоронка, это было общее горе.
Отца призвали сразу в армию, он прошёл всю войну, но вернулся не к нам, остался со своей фронтовой подругой.
Трое нас у матери на руках осталось. Она работала учительницей в школе в две смены. А вечерами сидела над тетрадями. Фактически , весь дом был на моих плечах. Мать только стирала. Старшая сестра часто болела. Младшая на десять лет была моложе меня. Я и в квартире убиралась, и в очереди за хлебом стояла, и на рынок ходила, и еде готовила.
Помню, валенки на мне были разного цвета – один чёрный, другой серый. Аи к весне сшили нам стеганные из тряпья унтики, на которые одевали деревянные колодки (как галоши).
Об окончании войны объявили в пять часов утра. Этого события уже ждали со дня на день. И люди, от переполнявшей их радости не могли оставаться дома, выходили на улицу, многие бежала на площадь, где состоялся стихийный митинг. Только и слышно было вокруг: «Победа! Победа!».
А когда вернулись домой, я побежала в магазин. А там меня, как всегда, встретили пустые полки. Разочарованная, я бросилась к матери: «Мама, ты же обещала, что после войны все в магазине будет!». А та только гладила по голове и улыбалась: «Все будет, доченька, но не сразу!».
Я всю войну мечтала о хлебе с маслом. И до сих пор люблю нарезать хлеб тонким кусочком и намазывать на него толстым слоем масло. За всю войну я так наелась овощей (у нас был участок земли), что до сих пор их не ем.
Наши дети представить себе не могут, как это модно целый день есть суп из редьки с водой, слегка закрашенный молочком.
Так что нас, переживших войну, уже ничем не напугаешь. И сейчас, когда я слышу жалобы на плохую жизнь, я думаю, что людям просто не с чем сравнивать.
Лидия Ивановна Чернышова,
учитель географии,
ныне пенсионерка
2. Помню песню
«Мне было чуть более 4-х лет, когда началась война. Жили мы тогда в городе Березовском Свердловской области. Почему то в памяти осталась сцена в военкомате. Я сижу на какой-то круглой табуретке, а вокруг люди – шум, плач, никто на меня не обращает внимания. Я, конечно, не понимал ничего, но чувствовал, что случилось что-то очень плохое.
У нашего отца была бронь, он работал в РММ треста «Уралзолото». Но он вырос в большой семье, был младшим седьмым ребенком. И из его семьи пятеро ушли на фронт, возможно, кого – то из родственников тогда провожали в армию.
Дома у нас висела большая карта, на которой отмечалась линия фронта. И я еще хорошо помню песню «Вставай, страна огромная!», длинные очереди за хлебом, как ждали мы с сестрой у окна отца с работы – тогда мы все садились ужинать.
А когда возвращались солдаты с войны, встречали их радостно, но я не мог понять, почему все при этом плакали.
Игорь Николаевич Жиляев,
г. Оренбург, пенсионер
Много различных мероприятий проходит сегодня к 75-летию Победы, но беседа с «детьми войны», тем поколением людей, которые тогда были детьми 5-12 лет, оставляют живые впечатления.
Слёзы, горечь, обиды – всё это мы слышали , беседуя с ними. Но что поразило – это желание общаться, открытость души, доброта глаз, вера…
И вот, новая встреча с Валентиной Васильевной ( к своему стыду забыли записать фамилию).
«… В нашей семье было пятеро детей, мал мала меньше, все еще за мамкину юбку хватались, но родители, большие труженики, не уставали: «Вырастили сыновей и дочек не хуже, чем другие». Но война в одночасье изменила мирную жизнь семьи. Отец ушёл на фронт. Мать осталась одна с детьми, которые все время просили есть. Голод был ужасный, чтобы как то выжить, собирали всякие отбросы, у лошадей овёс воровали. Война меня, пятилетнюю девочку, чуть не доконала.
… Летом мы собирали в поле колоски, помогали на сенокосе. От голода кружилась голова. Однажды я упала в обморок, да так неудачно, что пробила голову. Видя, как я истекаю кровью, ветеринар, приставленный к лошадям, пожалел меня, вылечил. Но голова и сейчас, спустя 70 с лишним лет, болит, ямка в ней осталась.
Отец вернулся с фронтом инвалидом. Мама после всех тяжелых испытаний недолго прожила».
Валентина Васильевна,
Пенсионерка (с. Подгородняя Покровка)
Эти воспоминания можно продолжать и продолжать.
Замечательный писатель Аркадий Гайдар, погибший на войне, справедливо писал в своих заметках: «на десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу».
3.Дети страшной войны
Мы постарались собрать и воспоминания о своих родственниках и у учащихся нашей школы.
« … Моя прабабушка Смехова Елизавета Афанасьева, родилась в 1927 году. Ей не исполнилось и 14 лет, когда началась война. Тогда пришёл приказ о мобилизации людей для работы в тылу. Некоторых отправляли в Орск на военный завод, изготавливать оружие для фронта.
Недалеко от деревни находился аэродром, где была столовая для летчиков и офицеров. Бабуля и другие девочки работали там, мыли посуду, а прабабушка вскоре стала счетоводом. Из-за нехватки еды, они доедали за военными, которые приходили строем. Вечером возвращались домой.
В 1942 году их послали работать с солдатами в поле, где они таскали снопы и складывали их.
Было голодно, в день давали по 300 грамм ржаного хлеба. В очередь за едой вставали еще ночью, но хлеба всем не доставалось.
В 1943 году бабулю послали в колхоз, родных она не видела до конца войны. На целине работали от зари до зари вместе с солдатами, кормили два раза в день. Спали в шалаше все вместе.
В колхоз приезжали Жуков, Рокоссовский, Полякин. Моя прабабушка очень много работала и все делала для фронта. Она получила пять медалей, одна из них – «Ветеран труда». На параде она встретила моего прадеда, который был связистом на фронте.
Я горжусь своими родными».
Семенова Анна, 7 класс
« В 1941 году, когда началась война, моему прадедушке было 12 лет. В семье было 3 сына, прадедушка был средним из них. Отца у них забрали на фронт в сентябре 1941 года, а в 1943 году он пропал без вести. Их мама осталась одна с тремя детьми. Она работала в колхозе, но ее заработка было мало, чтобы прокормить детей. Поэтому прадедушка бросил школу и пошёл работать в колхоз трактористом. Первое время у него даже сил не хватало, чтобы завести трактор рукояткой, ему помогали дети, которые были постарше. После войны он закончил вечернюю школу, отслужил в армии и вернулся в родной колхоз. Работал бригадиром тракторно-полеводческой бригады. Родина высоко оценила его труд. Он имел много наград районных, областных и правительственных. Одна из них - «Орден дружбы народов».
Кузьмичева Ольга, 5 класс
« В военные годы моя бабушка, Пройдакова Галина Михайловна, была совсем ребенком, но эти годы она помнит и сейчас. Помнит, как у соседей умер от голода ребёнок. Бабушка видела женщин и детей с раздутыми животами, посиневших, еле дышащих, но уже с пустыми мёртвыми глазами…
А в школах все дети трудились для фронта: они вязали варежки и теплые носки для бойцов»
Ляхта Елена Анатольевна,
учитель школы № 31
« Моя бабушка Зубань Вера Ивановна попала на службу в г. Чемкент в 1942 году в 16 лет (по сути было ей 15 лет - приписала себе год). Город производил запасные части к танкам, снаряды, металл, свинец, оптические приборы и другую продукцию..." В "другую продукцию" входили жизненно важные предметы: сапоги, валенки, телогрейки и одежда для солдат, медикаменты, продукты питания.
Много пришлось ей пережить: и холод, и голод, и бомбардировки. Но она всё выдержала. Демобилизовалась только в декабре 1946 года.
Гамова Оксана Николаевна,
учитель школы № 31
Заключение.
Дети и война. Страшное это сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь.
Дети, как и взрослые, делали всё во имя Победы.
Память – наша история. Война живёт в душе переживших её воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её. Помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным.
Выслушав рассказы детей войны о тяжелых годах ВОВ, мы как будто соприкоснулись с живой историей. Мы почувствовали безграничную любовь и уважение к ним, и благодарность за их жизненный подвиг. Проанализировав их рассказы о нелегкой доле, работе в тылу и особенностях жизни в военное время, мы убедилась в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью и мужеством.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что поведение и образ жизни детей во время ВОВ характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине, нашла свое подтверждение.
Мы собрали материал о детях войны и получилась небольшое исследование, которое должно войти в «Книгу Памяти» нашей школы.
В нынешнем году мы отмечаем важную историческую дату – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы должны сохранить благодарную память о тех, кто выстоял и победил. Память о подвигах мужества, верности и любви питает силы народа, воодушевляет его, полагается в основу новых свершений. Ведь подвиг не умирает!
Список использованных источников и литературы.
1. «Аргументы и факты», № 25, 2010, с. 42
2. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.
3. Великая Отечественная война. Энциклопедия для школьников./
Сост. И. Дамаскин, П. Кошель.- М.: «Олма – Пресс», 2001
Дети военной поры: Сборник публицистических рассказов / сост. Э. Максимова; зав. Ред. А.И. Котеленец; худож. В.А. Иванов.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988.-320 с.11.
http://websprav.admismolensk.ru/web2014/roslv2/proekt/Smolensk1.html
6. http://ropravda.ru/index.php/roslavl-i-roslavlchane/825-zapominajte-nas-poka-my-est
10