Изучение средств художественной выразительности природы и образа Байкала и создание коллекции картин в технике «Сухого валяния» по мотивам сказок В.П.Стародумова

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение средств художественной выразительности природы и образа Байкала и создание коллекции картин в технике «Сухого валяния» по мотивам сказок В.П.Стародумова

Процик А.В. 1
1МОУ Школа №23 г. Черемхово
Перфильева А.Г. 1Лужина Е.А. 1
1МОУ Школа №23 г. Черемхово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Байкал - жемчужина Сибири.

Он уникален, наш Байкал.

К нему, красивейшему в мире,

Стремятся все и стар и млад.

Чисты, прозрачны его воды,

По глубине ему равных нет….

Много есть озер на свете — больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но нет равных озеру Байкал. Много еще неразгаданных тайн хранят прозрачные воды священного озера.

И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но еще и нечто такое, что внушает уважение, подчеркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озер земного шара. Мы живем в удивительном месте - рядом с Байкалом.

В этом году мы с семьей побывали на Байкале. Он подарил нам великую радость и огромное наслаждение, поразил своей могучей силой, прекрасной природой, познакомилась с культурой и традициями коренных жителей острова Ольхон поселка Хужир. Местные жители с большим уважением относятся к этому озеру. Рассказы коренных жителей о легендах, сказаний озера Байкал, меня поразили, я стала погружаться в мир мифов и легенд о Байкале. Я решила подробно познакомиться с творчеством В.П. Стародумова и сборник сказок данного автора я нашла в школьной библиотеке.

Я люблю и ценю свой родной Байкал, это моя Родина, я родилась на Байкале и я горжусь этим.

Цель работы: исследование средств художественной выразительности сказок В.П. Стародумова в описании природы озера Байкала и создание коллекции картин в технике «сухого валяния»

Задачи:

Познакомиться с научной литературой о средствах художественной выразительности;

Провести анализ и классификацию средств художественной выразительности сказок «Ангарские бусы», «Богатырь Байкал»

Создать коллекцию картин в технике валяния по сказкам Стародумова, раскрывающие уникальность, загадочность озера Байкал.

Презентовать работу

Объект исследования: средства художественной выразительности

Предмет исследования: сказки – озера Байкала В. П. Стародумова Гипотеза: предположим и возможно докажем, что средства художественной выразительности В. П. Стародумова помогают читателю представить мощь и величество Байкала.
Продукт проекта: коллекция картин в технике сухого валяния "Великий, Могучий Байкал".

Методы:

-Наблюдение, сравнение, анализ, синтез, группировка.

План моей работы:

Выбор темы и уточнение названия.

Работа с источником информации, поиск, отбор, анализ и обобщение полученных сведений.

Изготовление продукта (написание письменной части, выполнение картин в технике валяния).

Подготовка презентации (оформление результатов исследования, подготовка продукта)

Защита проекта.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материалы могут быть использованы на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и во внеурочной деятельности при изучении средств выразительности

Актуальность темы

Современная обстановка вокруг озера такова, что любая проблема, любой аспект, связанные с Байкалом, являются актуальными.

Вдохновенный В.П.Стародумов, рисуя удивительные картины природы Байкала, использовал все неисчерпаемое богатство русского языка, уважительно относясь к каждому слову. Выбор пейзажного материала для исследования объясняется тем, что он действительно интересен с точки зрения функционирования в нем средств выразительности. При помощи данного исследования хотелось бы заинтересовать учащихся новыми произведениями, раскрыть красоту озера Байкал с помощью средств художественной выразительности, познакомить с традициями коренных жителей, воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

В социологическом опросе участвовало 30 респондентов, из них 20 учащихся 2 «А» класса и 10 работников школы №23 г.Черемхово.(приложение 2, таблица 1 )

На первый вопрос. Знаете ли вы сказки и легенды о Байкале?

Большинство учащихся дали отрицательный ответ, все работники школы знают сказки и легенды о Байкале

На второй вопрос «Кто написал сказки и легенды о Байкале?»

Из учащихся - 5% дали правильный ответ, 50%- взрослые.

На третий вопрос «Хотели ли вы познакомиться с творчеством В.П. Стародумова?»

Взрослые и дети единогласно дали положительный ответ.

Материалом для исследования стали сказки В.П.Стародумова «Ангарские бусы», «Богатырь Байкал».

.

Глава 1

1.1 Изучение творчества писателя: текстологический анализ его сказок, нравственные уроки его сказок.

Тема Байкала в творчестве В.П. Стародумова, является главной основой «Культуры народа, населяющего берега Байкала». Василий Пантелеймонович своим творчеством стремился сделать всеобщим достоянием бесценное сокровище народов Сибири – их сказочное творчество. Его сказки написаны на основе легенд и преданий местного народа, непосредственно связанных с Байкалом. Они воспевают смелость, мужество и доброту народных героев – богатырей.

Важная тема его сказок – человеческие взаимоотношения. Поэтичное выражение этой темы Стародумовым наполняет сердца мудрой силой. Красавица Ангара не позарилась на богатства и знатность богатыря Иркута. Она бесстрашно бросилась через преграды и опасности к полюбившемуся ей Енисею, чтобы вместе с ним жить свободно, и стремиться дальше к неведомым просторам, и всюду сеять такую же свободную, светлую жизнь. И образ Хэтен, хозяйки баргузинской тайги из сказки «Волшебные рога Огайло», служит этой же цели. Она любит сильных и благородных людей, стремящихся помочь тому, кто нуждается в этой помощи. И именно с таким человеком она готова соединить свою судьбу.

Не оставил без внимания сказочник Байкала и такую тему, как топонимические легенды о чудесном происхождении географических природных объектов: рек, озер, гор, впадин, островов… «Единственная дочь Байкала – синеокая, капризная и своенравная красавица, убежала из темницы богатыря Ольхона, у которого был крутой и жестокосердный нрав, чтобы навечно встретиться с полюбившимся ей Енисеем. Байкал, видя, что теряет дочь навеки, схватил в руки скалу и со страшной силой бросил ее вдогонку беглянке… Слезы Байкала, Ангары, Енисея и Иркута, пролитые ими от горя, превратились в воды. И только все бесчувственное бывает подобно камню. В большой камень превратился неумолимый богатырь Ольхон, не понимавший, что такое слезы. Скалу, что кинул когда-то в Ангару Байкал, люди прозвали шаманским камнем» (приложение 1)

1.2.Средства художественного образа

Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.

Итак, «художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимофеев).

Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не только и не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное.

К основным средствам художественной выразительности относят, прежде всего, тропы:

метафора;

эпитет;

олицетворение (приложение 3, таблица 2)

1.3. Эпитет, как средство художественного образа Байкала

Эпитет - одно из древнейших изобразительно-выразительных средств языка, ему присущи все отличительные признаки тропов.

Существуют разные определения эпитета, приведем некоторые из них. «Эпитет - это самое меткое, самое светлое, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет» ( Д.Э. Розенталь)

«Эпитет дает индивидуальную окраску выражаемому предмету, бросает на него определенный свет» (Словарь литературоведческих терминов)

«Эпитет – украшающее определение...» (Б.В.Томашевский)

Итак, эпитет, - определение, прибавляемое к названию предмета с целью подчеркнуть характерное свойство предмета, придать ему художественную выразительность, поэтическую яркость (приложение 4, таблица 3)

Излюбленные, часто употребляющиеся в произведениях В.П.Стародумова эпитеты, создающие образ Байкала: могучий, седой, суровый, грозный великан, прозрачный, изумрудно-прозрачный, замерзший, таинственный, хрустально-чистый, атласный, серебристые, богатырь, великий, величественный, необозримый.

Эти эпитеты отражают отношение В.П.Стародумова к великому таинству природы - Байкалу, вовлекают нас, читателей, в мир чувств и эмоций автора, выступают как средство создания лирического настроения.

Наиболее часто у В.П.Стародумова «обрастают» эпитетами следующие слова:

Волна, озеро, луч, небо, ветер, вода, воздух, сосна, кедр, облака, капелька, лед, животные, птицы.

Эпитеты в произведениях Стародумова В.П. о Байкале, о природе Байкала – интереснейшее явление: в своем многообразии они служат творческому замыслу писателя, рисуют яркие и колоритные картины в воображении читателя, создают необычные художественные образы, служат средством выражения авторской позиции.

1.4.Метафора как средства художественного образа Байкала

Самый распространенный вид тропов – метафора. В Малом академическом словаре читаем, что метафора – это «употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии, а также слово или выражение таким образом употребленное» [МАС: 2: 260].

В толковом словаре С.И.Ожегова метафора – «оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения» [Ожегов 1986: 300].

Метафору называют царицей тропов, поскольку она нечто большее, чем стандартный прием выразительности речи. Это и инструмент познания действительности, и способ существования в ней.

Метафорой слово или выражение становится тогда, когда употребляется не в прямом, а в переносном значении. В основе этого тропа лежит ненавязчивое сравнение двух предметов на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. В.П.Стародумов использует много метафор в своих сказках: почернело от горя небо, душа горит, солнце встало, зарыдали горы, скала упала

Метафорические состояния или действия выражаются разными частями речи: именем существительным, именем прилагательным, глаголом.

Кроме словесной метафоры, большое распространение в художественных произведениях имеют метафорические образы, которые раскрываются на протяжении какого-то отрезка текста. Такие выражения получили название развернутой метафоры. Этот прием применил Стародумов В.П. в сказке «Богатырь Байкал»: (приложение 5, таблица 4)

В.В.Стародумов использует в сказках авторские метафоры для создания художественного образа озера Байкала, как об удивительной неповторимой жемчужине Сибири.

1.5.Олицетворение как средства художественного образа Байкала

Олицетворение - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства.

Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности.

В.П. Старадумов оживляет явления природы деревья, цветы, дает каждому свой образ, вселяет в них душу. Она переносит на них свойства человека и его способности. Деревья у Старадумова могут смеяться, плакать, быть застенчивыми и игривыми.

Через прием олицетворения явления природы В.П.Старадумов наделяет категорией одушевленности.

Что все деревья, птицы, реки, скалы, горы и озеро Байкал олицетворены и охарактеризованы, как люди. (приложение 6, таблица 5)

Глава 2

2.1.Анализ идей и выбор оптимального варианта

Я выбрала технику сухого валяние, так как - этот способ идеально подходит, для изготовления плоских изделий, а именно картины, которые помогли передать всю красоту художественного образа Байкала сказок В.П.Стародумова.

2.2.Обоснование выбора техники и материала проекта

Шерсть — очень мягкий, теплый, приятный на ощупь материал. Множество чистых сочных цветов и видов шерсти, разнообразие техник дают потрясающие художественные эффекты. Процесс работы с шерстью безумно увлекает, приносит удовольствие, радость, яркие позитивные эмоции и желание совершенствоваться. Есть 2 вида валяния - сухое и мокрое.

Сущность мокрого валяния шерстяного волокна состоит в его смачивании мыльным раствором с последующим аккуратным разглаживанием её в разных направлениях. Готовый продукт представляет плотный материал – войлок. Мокрое валяние подходит для изготовления плоских изделий - панно, одежды, обуви, сумок, различных аксессуаров.

Сухое валяние - это техника создания декоративных предметов (игрушки, одежда и аксессуары) из непряденной шерсти посредством её уплотнения с помощью специальных игл. Другое название - фильцевание (Felt переводится как сбивать войлок, валять шерсть).

Поскольку мокрый способ валяния мне знаком больше, я решила освоить сухой способ валяния. Используя технику сухого валяния можно создавать необычные фигурки, сувениры, экологически чистые детские игрушки, украшения (бусы, сережки, броши), предметы декора и аксессуары.

2.3. Требования к изделию

· Изделие должно быть:

красивым и аккуратно выполненным

экономичным и экологически чистым

прочным, оригинальным

безопасным в использовании

Материалы:

Шерсть для валяния

Фоторамка

2.4.Технология изготовления в технике «Сухое валяние»

1.Для начала я нарисовала эскиз.

2. На основу шерсть выкладываем тонкими равномерными прядями. На поворотах шерсть кладем особо аккуратно, тонкими прядями, не допуская пробелов.

3. На основу выкладывается фон, а на него – непосредственно рисунок из прядей цветной шерсти, различного вида шерстяных нитей, возможно, кусочков шерстяной ткани.

На рисунке мы начали выкладывать природу и образ Байкала (приложение 7, таблица 6)

.

2.5.Контроль качества изделия в технике «Сухого валяния»

Качество и функциональность изделия я проверила по следующим параметрам:

шерсть подобрана правильно в соответствии с требованиями технологии;

соблюдена последовательность изготовления изделия в технике сухого валяния;

изображение чёткое и соответствует выбранному образу;

плотность сваливания полотна картины равномерная на всех участках.

Так как все критерии качества изделия выполнены, то можно считать работу удачной.

2.6.Эколого-экономическое обоснование

1. Изготовление плоских изделий, а именно картины, в технике сухого валяния – экологически чистое производство, не загрязняет атмосферу, почву, воду.

2. По окончанию срока службы, изделие легко утилизируется и подвергается биохимическим процессам естественным путём.

3. При окрашивании шерсти использованы устойчивые красители, не оказывающие вредного воздействия на кожу человека в процессе изготовления изделия.

4. Практически безотходное производство, так как остатки шерсти можно использовать для других изделий, выполняемых в этой технике.

Из составленной таблицы (приложение 8, таблица 7) видно, что средняя себестоимость одной картины в технике «Сухого валяния», составляет 60 руб. На рынке или в магазине мы могли бы купить такой же товар по цене приблизительно 300 -600 рублей и выше. Выходит, что сделать самому изделие своими руками, не только интересно, но и выгодно.

Заключение

В процессе работы над исследовательским проектом, я узнала много нового и интересного о Байкале. Сказки В.П.Стародумова развивают мышление, воображение и фантазию читателя, а так же его творческий потенциал. Созданная коллекция картин в технике «Сухого валяния» по сказкам В.П.Стородумова- получились оригинальные, экслюзивные.

Цель исследования достигнута, все задачи решены, выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение.

Средства художественной выразительности В. П. Стародумова помогают читателю представить мощь и величество Байкала.

Выполнив свою работу, мы можем порекомендовать, всем заинтересованным лицам читать сказки В.П.Стародумова – творца, бесценного наследия сибирских народов. Сказки Василия Пантелеймоновича помогут учителям и родителям воспитывать важнейшие в жизни качества, как верность в любви, доброта, щедрость, решительность, разборчивость в выборе друга, настойчивость.

Чем больше мы будем читать, узнать о Байкале, тем больше будем его ценить, бережнее к нему относиться, к таким удивительным местам.

Список используемой литературы

Агнесов Р. Байкальской тропой. Москва: 1971г

Большая советская энциклопедия, Москва: изд-во Советская энциклопедия, 2010г., Т.4

Ожегов С.И. Толковый словарь, Москва: Просвещение,2012., 335с

Стародумов В.П. Байкала-озера Сказки. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988. – 283 с.

Стародумов В.П. Байкала-озера Сказки. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 2002. – 300 с.

Приложение 1

Биография В. П. Стародумова

Василий Пантелеймонович Стародумов иркутский сказочник, поэт, писатель, пародист, художник родился 8 января 1908 г., умер – 13 июля 1996, г. Иркутске.

После окончания школы в 1925 был внештатным сотрудником газеты «Власть труда». В 1929–1931 служил в армии. После демобилизации работал актером в Иркутском ТРАМе, художником и руководителем драмкружка на Иркутском авиационном заводе. Автор около 300 стихотворений. Стихи Стародумова публиковались во всех литературных журналах Восточной Сибири. Автор нескольких книг сказок для детей. В 1994 Иркутской детской библиотеке № 19 присвоено имя В.П. Стародумова.

Василий Пантелеймонович начал писать сказки в зрелом возрасте, умудрённый жизненным опытом, отточив своё перо в журналистике, в литературной прозе, в стихах.

Первая книжка вышла в г. Новосибирске, в 1968 году, то была лишь одна сказка «Омулёвая бочка», в великолепном оформлении Владимира Колесникова. Стародумову исполнилось тогда 60 лет.

Материал для своих сказок Стародумов брал из бурятского фольклора, эти легенды он собирал во время поездок по Прибайкалью. Но без причудливых собственных фантазий, без богатого творческого воображения сказку не создашь.

В Улан-Удэ в 1970 году вышел сборник «Рога Аргали». В Улан-Удэ в 1975 вышел сборник « Ангарские бусы». В 1992 в Иркутске вышел сборник «Омулёвая бочка». В. П. Стародумов написал более 50 сказок, из них опубликовано всего 26. В 1993 в Японии в сборнике о Байкале опубликованы сказки В. П. Стародумова. Воодушевлённый сказками «Омулёвая бочка» (особенно «Ангарские бусы»), скульптор Николай Семёнович Сухорученко создал скульптурную группу «Богатырь Байкал кидает камень вслед дочери Ангаре» и посвятил её автору. Установлена группа была на площади вагонного депо Иркутск-Сортировочный.

Василий Пантелеймонович был преданным другом иркутских библиотек, библиотекарей и читателей. Он любил детей, всегда с удовольствием встречался с ними, а дети приходили к нему домой целыми классами. Он любил бывать в детской библиотеке № 19.

В 1994 году, ещё при жизни Василия Пантелеймоновича, детской библиотеке было присвоено имя В. П. Стародумова.

Приложение 2

Анализ социологического опроса

вопрос

учащиеся

Работники школы

1.

Знаете ли вы сказки и легенды о Байкале?

2-10 %

10- 100%

2.

Кто их написал?

Народ

7-35%

3-30%

Пушкин А.С

5-25%

 

Толстой Л.Н

3-15%

 

Незнаю

4-20%

2- 20%

Стародумов В.П.

1-5%

5-50%

3.

Хотели ли вы познакомиться с творчеством Василия Пантелеймоновича Стародумова?

да

да

Таблица 1

Приложение 3

Средства художественной выразительности

ЭПИТЕТ

Красочное, образное определение в переносном значении. Подчёркивает наиболее существенные признаки. Содержит

элемент сравнения.

МЕТАФОРА

Троп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит

сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Неодушевлённому предмету приписываются свойства живого существа.

Таблица 2

Приложение 4

Сравнительная таблица эпитетов

№ п.

 

произведения

   

Богатырь Байкал

Ангарские бусы

1

«Образ Байкала»

Могучий

Седой

Веселый, бодрый

Грозный великан

Одинокий

Суровый

Хмурый, страшный

Утомленный

2

«Образ Ангары»

Синеглазая

Синеокая, капризная, своенравная

 

Неверная

 

Добрая

 

Игривая

 

Разборчивая

 

Прекрасная

 

Верная

3

Описание природы

Свирепая буря

Голубая страна

Черное, темное небо

Неведомые просторы

Бесноватый ветер

Скалистый дворец

Рыдающие горы

Мрачные темницы

Поваленные леса

Каменистые плиты

 

Каменистый плен

 

Голубая, солнечная дорога

Таблица 3

Приложение 5

Сравнительная таблица метафор

№ п.

 

произведения

   

Богатырь Байкал

Ангарские бусы

1.

Гнев

Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю

В сердцах затопал Байкал

Поднялась свирепая буря

 

Бесновалось море-богатырь

 

2

Печаль, разочарование

Почернело от горя небо

Я весь исхожу слезами от горя

Зарыдали горы

Перед ними меркло даже солнце

Я могу дать только свои слезы

Этот умом недалёк, лицом не вышел

 

Не пришелся по душе, покинул владения

3

Расточительность

 

На ветер бросаешь добро

Таблица 4

Приложение 6

Сравнительная таблица олицетворения

№ п.

произведения

 

Богатырь Байкал

Ангарские бусы

1

Могучий Байкал был веселым и добрым

Седой Байкал, грозный великан

2

Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.

Богатырь Ольхон, у которого был крутой и жестокосердный нрав

3

Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею

Единственная дочь Ангара, синеокая, капризная и своенравная красавица

4

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами

Слаще меда были слова молодого витязя Иркута…

5

Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить отца

Ловкость и красота славного витязя Енисея поразили Ангару, и она не отрывала от него глаз…

6

 

Но Ангара и на Иркута глянула равнодушно, поморщилась….

7

 

Ангара загрустила пуще прежнего

8

 

Покинул владение Байкала Енисей, и с тех пор Ангара заскучала, затосковала

9

 

Я заставлю Ангару выйти за тебя замуж.

Таблица 5

Приложение 7

Фото отчет

Добрый, веселый Байкал

 

Свирепый Байкал

 

Образ Синеокой Ангары

 

Байкал и Ангара- Ангарские бусы

 

Жители острова Ольхон

 

Красота Байкала

 

Таблица 6.

Приложение 8

Экономический расчёт

Наименование

Цена

Расход

Всего затрачено

1

Шерсть:

голубая

80 руб. за 50 гр

25 гр

40 руб

2

Зеленая

80 руб. за 50 гр

20гр

32 руб.

3

Коричневая

80 руб. за 50 гр

10 гр

16руб

4

Желтая

80 руб. за 50 гр

10гр

16 руб

5

Черная

80 руб. за 50 гр

10гр

16руб

6

Рама

(формат А3)

б/у

2 шт

б/у

120руб

2шт

240руб

7

Рама

(формат А4)

Б/у

2шт

Б/у

8

Пайетки

Б/у

 

б/у

 

Итого

   

360 руб.

Таблица 7

Из составленной таблицы видно, что средняя себестоимость одной картины в технике «Сухого валяния», составляет 60 руб. На рынке или в магазине мы могли бы купить такой же товар по цене приблизительно 300 -600 рублей и выше. Выходит, что сделать самому изделие своими руками, не только интересно, но и выгодно.

Просмотров работы: 294