Малые народы в современном мире. Сойоты

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Малые народы в современном мире. Сойоты

Галимзянова Д.И. 1
1МБОУ "Школа №42" Приволжского района г.Казани ,
Ибатуллина Г.М. 1
1МБОУ "Школа №42" Приволжского района г.Казани
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сотни эстрад бросает меня,

на тысячу глаз молодежи.

Как разны земли моей племена

и разен язык

и одежи!

В. В. Маяковский

Введение

На Земле уже насчитывается около 3-4 тысяч крупных народов или этносов. Этнос – исторически возникшая устойчивая социальная общность людей, обладающая совокупностью таких признаков, как общий язык, территория, особенности культуры и быта, этнического самосознания. Всего в мире насчитывается более 300 народов численностью свыше 1 млн. человек каждый, на которые приходится 96 всего населения земли. В том числе численность свыше 5 млн. человек имеют около 130 народов, свыше 10 млн. – 76 народов, свыше 25 млн. –35 народов, свыше 100 млн. – 7 народов. С каждым годом численность малых народов сокращается. Происходит угасание культуры малочисленных этносов в результате ассимиляции в чужом для них социальном и духовном мире.

Долгое время большинство людей не понимали и не признавали культуру малых народов и народностей. Я решила своей работой раскрыть данную тематику и опровергнуть ложность и ошибочность этих взглядов. Актуальность моей работы состоит в том, чтобы, донести до нынешнего поколения новую и малоизвестную информацию о жизни сойот.

При написании работы мне приходилось сталкиваться с трудностями, ввиду мало количества книг по этой тематике. Приходилось буквально по крупицам собирать материал. И даже съездить в Окинский район Республики Бурятия

Предметом исследования стал внешний облик представителей, языковая и религиозная принадлежность; особенности традиционных форм культуры – хозяйственная деятельность, материальная культура (поселения и жилища, одежда пища), социальные институты (род, община, семья и др.), нормы поведения , обычное право и др.

Объектом исследования коренной малочисленный народ Бурятии – сойот

 Цель работы : изучить уровень осведомленности населения о традициях и обычаях коренных и малых народов Бурятии сойот, определить уровень заинтересованности молодёжи в получении знаний об истории, жизни и обычаях народа. Попытаться найти способы как расширить знания о жизни сойот.

Результатом данного исследования является данные об уровне интереса к сойотам, их жизнью, традициями и обычаями со стороны учащихся СОШ№4

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Анкетирование учеников 6-11 класса СОШ№4. «Кто такие сойоты?» (май 2018г.)

Поездка в Окинский район для изучения традиций и обычаев сойот. (май 2018г.)

Провести внеклассные мероприятия среди 6-11 классов (сентябрь 2018г.).

Итоговое анкетирование среди 6-11 классов «Кто такие сойоты …» (сентябрь 2018г.).

Методы исследования.

Литературно-поисковый

Статистический.

Сравнительный.

Исследования.

II. Многоликий мир малых народов.

История человечества насчитывает много тысячелетий от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества претерпела смену множества эпох-«времен». Образ развития общества являет собой как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали т. п.: от Первобытного мира до Новейшего времени.

Единое человечество состоит из граждан разных государств, многообразие которых заключается в том, что некоторые из них относятся к демократическим, другие – недемократическим, в одних соблюдаются прав человека и свобода слова, в других – нет и т. п. Единое человечество состоит из разных рас и разных народов, верующих, приверженцев разных религий и атеистов, разных культур и с разным уровнем участия в управлении государством.

На Земле уже насчитывается около 7 млрд. людей. Каждый человек не только землянин, но и частица того или иного народа, носитель определенной культуры, которая выражается в речи, поведении, традициях. С древнейших времен человечество состоит из народов. Сосчитать все народы пока не удалось.

Все человечество объединяют глобальные проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества: загрязнение окружающей среды, потепление климата и т.д. Одной из проблем является адаптация малых народностей планеты,- особенно отсталых в техническом развитии и в, недалеком прошлом, не имеющих своей государственности, в современном мире, - в части государственного устройства, формировании общественных организаций по защите прав и свобод личности, создании развитых производств и т.д. Это явление можно рассмотреть на примере таких народностей сойоты.

2.1 Сойоты - кто они?

Сойоты, самоназванный сойот (hойод) от древнего названия присаянских народов (соян), которое сохранилось в обоз­начении горной области, в предгорьях которой обитали эти этносы, — Саяны.

Сойоты — один из народов России, внесенный в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ (2000). Его представители компактно проживают в основном на территории Окинского района Республики Бурятия, на территории Сорокской, Орликской, Саянской и Бурунгольской сельских админист­раций, также имеется локальная группа сойотов в западной части Тункинского района Республики Бурятия.

Среди сойотов распространен байкальский тип центрально-азиатской расы большой монголоидной расы. Сойотский язык, со­гласно исследованиям лингвистов, следует относить к тюркским языкам, входящим в уйгуро-тукюйскую подгруппу уйгуро-огузской группы тюркских языков. Диалектических особенностей сойотского языка учеными-лингвистами не вы­деляется. Исследования, предпринятые в конце 1920-х гг., констатировали факт утраты сойотами родного языка и пре­вращения их в бурятоязычный этнос. Сегодня усилиями филолога В.И. Рассадина реконструирован язык сойотов, создана письменность и делаются попытки ее препода­вания среди школьников. Этническими подразделениями сойотов являются роды иркит, хаасуут и онхот.

2.2История заселения

По мнению ряда российских ученых, предками сойотов были группы самодийцев, заселивших предгорья Восточных Саян на рубеже конца неолита — начала бронзового века и создавших один из древних очагов оленеводства. Впоследствии с проникновением древних тюрков на территории Восточного Присаянья самодийцы были тюркизированы (предположительно в VII—VIII вв. н. э.) и переняли не только язык мигрантов, но и их скотоводческую культуру. Считается, что смешения пришлого и коренного населения не произошло, т. к. древние тюрки представляли транзитное население, переселившееся в дальнейшем в соседние Туву и Горный Алтай. Помимо сойотов в качестве потомков этих тюркоязычных самодийцев рассматриваются монгольские цаатаны, а также тувинцы-тоджинцы. Как свидетель­ствуют этнографические данные, в начале XVII в. по причине длительных кровопролитных войн между Джунгарией и восточно-монгольскими ханствами предки сойотов мигрировали из Северной Монголии в Присаянье. Выйдя из мест первоначального проживания , они поселились на территории современных административных районов Бурятии — Тункинского и Закаменского, но невозможность вести привычное оленеводческое хозяйство из-за природно-климатических условий этих мест подтолкнула основную массу сойотов к реэмиграции в высокогорные долины Горной Оки (Окинский район). Оставшаяся часть сойотов адаптиро­валась, восприняв полукочевую форму скотоводства у местных бурят. Соседство с присаянскими бурятами, которые боль­шей частью представляли хонгодорские роды, бежавшие от войны в XVII в. из северо-западной Монголии в Тунку и Закамну, привело к тесному этнокультурному взаимодейст­вию, выразившемуся в заимствовании сойотами многих элементов материальной культуры бурят и в появлении смешанных браков, которые сделали сойотов бурятоязычным этносом. Заселение Горной Оки бурятами-хонгодорами произошло после установления русско-монгольской границы в 1727, и здесь также активно протекали процессы ассимиляции сойотов.

2.3Религиозные представления

Традиционные религиозные представления составляют мировоззренческий аспект культуры, и представляют собой сложный комплекс разнообразных анимистических и магических представлений, суеверий и запретов. Многие из них связаны с культом гор, в основе которого лежит почитание земли.
В сакральном смысле горы обладают наибольшей космичностью и соотносятся с идеей высшей духовной власти. В мифопоэтической картине мира большинства культурных традиций, образ горы символизирует центр мироздания. Саяны до настоящего времени ограждали Оку от натиска промышленного освоения, оберегали не только природу, но и человека, сохранив в нем сознание глубокого единства с окружающим миром.
Горы представлялись посредником между небом и землей. На горе проводились моления, посвященные небесным божествам. Такими священными местами для окинцев являются "Ахын 13 хаданууд".
У подножия всех "священных" гор находится "мургэл", обычно это отдельно стоящее дерево или чем-то примечательное дерево. Такое почтение связано с представлением о дереве как вместилище особой силы, влияющей на жизнь человека. Каждый путник, проходящий мимо такого места, должен был что-нибудь оставить, побрызгать молоком или водкой. Человек, отправляющийся в дальнюю дорогу, должен повесить на ветку ленточку "зурмаданан", обычно белого цвета, охотники должны были повесить кусок материи красного цвета.
Многие религиозные представления жителей Оки связаны с охотой - одним из основных видов их хозяйственной деятельности. Многие охотничьи обряды и обычаи составляют древнейший пласт религиозных верований анимизма и тотемизма. Некоторым животным приписывали сверхъестественные способности понимать человеческую речь, поэтому избегали говорить о том, что собираются охотиться на них, к таким животным относят медведя и кабана. Во время охоты соблюдалось много запретов "сээр", которые связаны со знанием экологии и шаманских ритуалов.

Таким образом, согласно традиционным религиозным представлениям окинцев, всё, что нас окружает, имеет своего хозяина, животные имеют душу, и всё это взаимосвязано невидимой нитью между собой. В охотничьих обрядах просматривается влияние разных этносов, но их объединяет почтительное отношение к животным. В основе культа гор лежит почитание матери - земли, в основе почитания животных лежит признание родства с ними.. Большинство гор имеют бурятские названия, и сойотские шаманы в своих призываниях называют эти горы бурятскими названиями

2.4 Хозяйство сойотов

Сойоты - это оленеводы и охотники, в хозяйственном отношении ими были задействованы лесная и предгольцовая зона Саян, расположенная на юго-востоке района. Буряты вели скотоводческое хозяйство и занимали степные долины рек, альпийские луга, т.е. внутри района образовались две этнотерриториальные области в каждой, из которой находился один из этносов.
Роль оленеводства была очень большой в хозяйстве сойотов, они давали еду, одежду, использование оленей как транспорт позволяло осваивать большие промысловые угодья. Дело в том, что у сойотов олени содержались лишь для проведения охотничьего промысла, после сезона охоты они передавались кому-нибудь из знакомых для ухода и пастьбы.

Самым древним промыслом жителей Окинского края была охота, этому способствовало изобилие диких промысловых животных, а также трудности ведения сельского хозяйства. Охота - это чисто мужское занятие. Он должен метко стрелять, т.к. желательно было попасть соболю или белке в глаз, чтобы не испортить шкурку. В Оке не был известен способ облавной охоты, когда на ее проведение выходили всем родом. Обычно на охоту отправлялись 4-5 человек, по одному от семьи. На крупную дичь охотились ради мяса и шкуры, которая широко использовалась в хозяйстве.
Рыболовство у окинских бурят в древности было редким явлением, потому что это занятие считалось грехом. Многочисленные реки и озера Оки богаты рыбой, старики говорили, что они прямо кишели рыбой, их можно было ловить, протыкая заостренной палкой. Рыболовство как промысел появился в конце XIX веков, с появлением русских служилых людей, от них местные жители переняли способы и средства рыбной ловли.
Сойоты - полукочевые охотники-оленеводы жили в деревянных чумах "урса, уурс", имевших сходство с жилищами северных оленеводов-якутов, чукчей, ненцев и т.д. Высота чума составляла 2,5-3 м. Остов чума состоял из 3 массивных жердей с развилкой на конце, которые связывались на верху волосяной веревкой, а заостренные нижние концы втыкались в землю и 35-40 тонких жердей в зависимости от размеров чума, но обязательно нечетное их количество. Зимой жерди покрывались выделанными и продымленными шкурами, чтобы исключить промокание. Внутри чум также покрывался шкурами. Под вершиной чума устанавливали очаг, сооружали станок для подвешивания котлов и чайников. Сойоты жили в густом еловом или кедровом лесу, здесь было теплее и меньше снега. Выход из чума был направлен на восток, также как у якутских чумов, чтобы раньше встречать рассвет и восход солнца. Сойотский чум в отличии от якутского, в котором жило 2-3 семьи, был очень маленьким.
В данном чуме существовало деление на левую - мужскую и правую - женскую. Места напротив входа считались почетными, здесь сидел хозяин и гости. В чуме не было никакой мебели, все имущество перевозилось и хранилось во вьючных сумах.

Сохранившиеся данные по их одежде свидетельствуют о том, что она была примитивной по отношению к бурятской. Верхняя одежда простого человека была сшита из выделанных шкур диких животных. Летняя и зимняя одежда отличалась степенью и качеством отделки. Особо ценилась выделанная шкура лося, которая использовалась для шитья демисезонной одежды. Обувь шилась из оленьих камусов. Украшением одежды служили орнаменты из остриженных отрезков оленьих шкурок, которые пришивались к подолу и рукавам верхней одежды. Зимним головным убором служила меховая шапка, сшитая самым простым способом и закрывала заднюю часть головы. Лишь небольшая часть богатых сойотов могла позволить покупать одежду у бурятов. К середине XIX в. большая часть сойотов, переняв основные виды хозяйственной деятельности бурят, начали одевать бурятскую одежду, они стали сами ее изготовлять, используя покупной материал. Некоторые элементы сойотской одежды сохранились в охотничьей одежде.
Сойоты редко забивали оленей на мясо, в основном старых и слабых животных. При забое ударяли обухом топора по голове, затем кололи заостренной палкой "шиш", стараясь попасть в сердце. Мясо оленей ели в основном в вареном виде, особенно ценилось жирное мясо осеннего забоя. Особенно лакомым у сойотов считался вареный или жареный олений язык, оленьи губы. В пищу употреблялись все внутренности оленя, все они имели бурятские названия. В тонкие кишки заливали кровь, в которую было добавлены нарезанные кусочки желудка, почек и легкого. Оленье мясо также потребляли в сушеном виде, для чего его нарезали тонкими полосами и сушили, развесив в темном месте или над очагом. Такое мясо варили с добавлением в бульон оленьего жира. Также как и вяленую говядину, вяленую оленину толкли в ступках до порошкообразной массы, которую было удобно брать с собой на охоту и быстро приготавливать из него пищу.

III. Результаты анкетирования

В конце мая 2018 г мы провели небольшое анкетирование среди 6-11 классов. Нами было опрошено 343 учащихся. По результатам опроса были сделаны выводы о том, что большинство опрашиваемых не знают, кто такие сойоты и чем они занимаются.

Результаты анкетирования

Вопрос

Да

Нет

Иногда

Какие народы относятся к коренным малочисленным народам Бурятии

Эвенки и сойоты 37%

Эвенки- 24%

Не знают -39%

Кто такие сойоты?

КМН-29%

Не знают 71%

 

Традиционное занятие сойот?

Оленеводство, яководство - 31%

Сельское хозяйство -26%

Не знают 43%

Где проживают сойоты?

В Окинском районе 21%

В Баунтовском районе 45%

В республике Хакасия 34%

Исходя, из выше сказанного нами были сделаны выводы, что информация о коренных и малочисленных народах Бурятии учащиеся школы не владеют в полном объеме.

Для этого мы с группой учащихся выехали в Окинский район для изучения традиций, обычай Окинских сойот.

В ходе поездки мы побывали в музее в сойотском этно-комплексе «Ильчир»в п. Сорок. Где нам гид рассказала о традициях и обычаев сойот. Также брали интервью у уважаемого жителя с. Хужир Папаева Александра Цыденовича (сойот). Также рассказали о проблемах сойот. С пришествием в Оку части многочисленного бурятского рода хонгодоров, сойоты постепенно слились с более многочисленным этносом и к концу прошлого века полностью утратили свой язык. Проще говоря, сойотский был вытеснен бурятским. Сегодня сохранилась топонимика края. Названия местностей, гор, рек и озер особенно хорошо сохранилась в верхней Оке: Хайгас, Сорог, Хоншон, Дэби, Тустаг. Именно здесь компактно живут сейчас потомки сойот, имеющие свой национально-культурный центр, национальную сельскую администрацию.

Кроме того, в результате взаимодействия двух культур - сойотской и бурятской - появилась новая гармоничная форма культуры. Она сочетает в себе начало обеих культур и определяет этнокультурный колорит района.

Ко времени утраты своего языка, сойоты практически полностью сохранили этническое самосознание, традиционные формы хозяйства и материально-бытовой культуры, а также шаманские верования. Они, хоть и подверглись определенной ламаизации, сохранили основную мировоззренческую систему. Таким образом, сойотский этнос в конце прошлого века все еще сохранял основополагающую структуру культуры.

Провели экскурсию по району. Поездка была очень насыщена. В течение сентября было проведено анкетирование, что и в мае и вот результаты.

Результаты анкетирования

Вопрос

     

Какие народы относятся к коренным малочисленным народам Бурятии

Эвенки и сойоты 100%

Не знают -0%

 

Кто такие сойоты?

КМН-89%

Не знают 11%

 

Традиционное занятие сойот?

Оленеводство, яководство – 95%

Сельское хозяйство -5%

Не знают 0%

Где проживают сойоты?

В Окинском районе 100%

В Баунтовском районе 0%

В республике Хакасия 0%

V.Заключение.

Моя исследовательская работа показала, что все народы Земли плывут на одном большом корабле - нашей планете, поэтому нужно знать и уважать друг друга, чтобы сохранить мир и жизнь. Малые народы обладают уникальными знаниями о природе, которые в будущем, возможно, найдут применение в развитие народного хозяйства, как для отдельных стран, так и для всей планеты.

Изучив историю и культуру коренного малочисленного населения, я могу сделать вывод, что они являются малоизученным, что культура находится на грани исчезновения и отмирания. Сойоты стали забывать о своих традициях и обычаев. Я считаю, что необходимо знать о коренных и малочисленных народов Бурятии как сойоты.

Окинские сойоты, как этнографичес­кая группа утратили себя. Сотни лет совместной жизни с более силь­ной нацией - бурятами, поставили сойот на путь ассимиляции, заста­вив их воспринять хозяйственный уклад: язык и культуру бурятские. Этот процесс ассимиляции будет, несомненно, продолжаться и дальше и в конце приведет к полной ликвидации сойот как таковых. Начавше­еся смешение крови через брачные отношения будет давать ростки будущего потомства уже не сойотского. Несмотря на это, сойоты получили свое административное самоопределение, образовав Родовой Сойотский Совет.

V.Список использованной литературы.

Ирильдеева, Л.Г. Национально-культурное объединения этнических меньшинств Бурятии // Этнографическое обозрение №5, 2000.- С.132-136.

Орешкина, М.В. Сойотский язык // Красная книга языков народов России, 1995.- С.49

Павлинская, Л.Р. Окинские сойоты: методы и механизмы разрушения этнической культуры //Материалы полевых этнографических исследований 1990-1991.Санкт-Петербург,1993. - С.37-39.

Официальный сайт Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (АКМНСС и ДВ РФ) http://raipon.info (дата обращения: октябрь 2019). –Текст : электронный .

Официальный сайт Окинского района https://egov-buryatia.ru/oka (дата обращения: октябрь 2019). - Текст : электронный

Официальный сайт республики Бурятия http://egov-buryatia.ru (дата обращения: октябрь 2019). – Текст : электронный .

.

Просмотров работы: 694