Введение
Мы шли на смерть, не думая о славе.
Мы защищали будущее, близких и родных.
А тех бойцов, что были рядом с нами,
Не забывайте никого: ни мёртвых, ни живых.
Валерий Миллер
Невозможно, чтобы современное поколение забыло, что такое Великая Отечественная война. Эти далекие для нас события до сих близки нам через кадры кинохроники, через рассказы ветеранов, через художественные фильмы и литературу о войне. Трудно ли, радостно живется нам, но немыслимо забыть даты 1941-1945 гг. Через память о Великой Отечественной войне можно воспитывать в детях уважение к прошлому, уважение к нашим защитникам Родины. Ведь духовное воспитание невозможно без знания героического прошлого России.
Актуальность работы заключается в том, что без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории, невозможно построить будущего. Чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком. Знать о подвигах своих дедов и прадедов, о том какой трудной была жизнь во время войны нам особенно важно.
Цель исследования: на примере героического вклада отдельно взятого воина изучить становление победы в Великой Отечественной войне.
Исходя из цели, нами были определены следующие задачи:
Узнать о начале второй мировой войны.
Изучить факты вероломного нападения гитлеровских войск на СССР.
Узнать о жизни советских людей на фронте и в тылу.
Выяснить, кто из наших земляков отличился на полях сражений.
Собрать и изучить документы, фотографии, о моем прадедушке – Митине Р.В.
Выяснить, как проводится акция «Бессмертный полк» в г.Туймазы.
Побеседовать с Бронской В.В. - дочерью Митина Р.В., узнать, что она помнит о войне.
Провести классный час на тему «Они сражались за Родину», участвовать в конкурсе рисунков.
Выпустить брошюру «Помним. Гордимся» о воинах-туймазинцах.
Объект исследования – война.
Предметом исследования в данной работе является вклад советских людей в победу над фашизмом.
При решении 1-4 задач был использован метод сбора и анализа информации. В рамках решения 5-7 задач проведены следующие методы исследования: беседа, изучение семейных архивных материалов. Для решения 8-9 задач использовали метод анализа и обобщения материала.
Теоретическая значимость: систематизация материала по теме.
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы на классных часах, внеклассных мероприятиях, уроках окружающего мира.
Базу исследования составили семейные архивы моей бабушки Бронской Валентины Васильевны (дочери моего прадеда) и рассказы моего папы Бронского Владимира Александровича (внука моего прадеда).
Глава I. Великая Отечественная война 1941-1945гг.
Когда речь заходит о Великой Отечественной войне, не всем известно, что эта война – продолжение страшной трагедии человечества почти всего земного шара. Название ей Вторая мировая война [4, c.14].
I.1. Из истории. 1 сентября 1939года
Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года и продолжалась до 2 сентября 1945 года. Это крупнейшая трагедия в истории человечества. В ней участвовало 63 государства из 72 существующих. В 1939 году это составляло 80% населения всего земного шара [4, c.24].
Боевые действия велись на территориях Европы, Азии, Африки, а также в водах всех океанов Земли. Это единственная война, на которой было применено ядерное оружие [4, c.26].
Первым государством, которое пало под натиском фашистских войск, стала Польша. К июню 1941 года гитлеровскими войсками были захвачены 12 стран Европы: Австрия, Чехословакия, Албания, Польша, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия, Франция, Югославия и Греция.
Германией и СССР 23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении…[4, c.37]
I.2. Вероломное нападение на СССР
22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия напала на Советский Союз. Военное нападение фашистов на нашу страну было неожиданным, весь мир признал его бесчестным и вероломным. Однако основной целью Гитлера было завоевание всего мира, и такое сильное государство, как СССР, служило препятствием установления гитлеровского господства. Фашисты решили сначала разгромить и уничтожить Советский Союз, а затем завершить завоевание всего мира [3, c.114].
Несмотря на подписанный договор о ненападении на СССР, уже летом 1940 года у Германии был готов план ведения войны (он известен под названием «план Барбаросса»). Все это делалось скрытно, чтобы благодаря внезапности провести молниеносную войну.
Одновременно разрабатывался и план разграбления нашей страны. Фашисты собирались присоединить к Германии Прибалтику, Крым, Кавказ, Украину и Белоруссию. Часть земель, богатых нефтью, должны были стать немецкими военными колониями.
Гитлеровцы знали, что советские люди окажут сопротивление, поэтому ими были также разработаны инструкции по борьбе с населением и его истреблением [5, c.27].
Над нашей Родиной нависла смертельная опасность.
I.3. Советские люди в годы ВОв
В годы войны патриотизм народа стал нормой поведения. За мужество и героизм были награждены орденами и медалями более 7 миллионов человек. 11600 человек удостоились высшего звания Героя Советского Союза, из них более 100 человек дважды. А Г.Жуков, И.Кожедуб и А.Покрышкин – трижды [2, c.53].
Кровью вписаны в историю имена героев войны. Подвиг Александра Матросова, грудью закрывшего амбразуру вражеского дзота повторили более 400 солдат. В первый день войны 20 летчиков совершили воздушные тараны против немецких самолетов (Н.Гастелло, П Рябцев, С.Гудимов и другие). Война шла не только на суше, но и в водах морей. За успешные боевые действия 10900 кораблей и соединений получили заслуженные награды [3] .
В честь массового подвига людей звание городов-героев было присвоено 12 городам (Москва, Ленинград, Сталинград, Новороссийск, Тула, Смоленск, Керчь, Одесса, Мурманск, Севастополь, Киев, Минск) и Брестской крепости [2].
Зародившееся и разросшееся партизанское движение стало важной частью общей борьбы с врагом. Партизаны взрывали мосты и железные дороги с составами гитлеровцев, нарушали телефонную связь противника, уничтожали склады с боеприпасами, создавали для врага невыносимые условия.
Неповторимое мужество и героизм проявили и жители тыла. Это трудовой героизм наших женщин и детей, подвиг жителей блокадного Ленинграда. Сформулированный Сталиным лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал девизом жизни всех советских людей [1].
Героизм и сплоченность советского народа в годы войны способствовали неминуемому краху фашистской системы в 1945 году.
Выводы по главе I
Вторая мировая война, развязанная Гитлером и его союзниками в 1939 году, ставила целью установление господства Германии над миром.
Великая Отечественная война – война между Германией и Советским Союзом – является частью Второй мировой войны. Она началась 22 июня1941 года и закончилась 9 мая 1945 года полным разгромом гитлеровских войск.
Единство фронта и тыла, патриотизм советских людей, героическая борьба воинов и партизан, окрепшая сила Армии и возросшее военное искусство полководцев, сплочение всех национальностей позволило Советскому Союзу навсегда покончить с гитлеровским фашизмом.
Глава II. Судьба солдата – частичка большой Победы
Мы – дети мирного XXI века. Какой ценой достался мир нашим прадедам, мы узнаем все больше из литературы, документальной хроники и все меньше от свидетелей кровопролитных событий века XX. Наша святая обязанность хранить память и передавать из поколений в поколения правду о самоотверженном великом подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны.
В рамках практической части исследования нами были намечены следующие этапы исследования:
Выяснить, кто из наших земляков отличился на полях сражений.
Собрать и изучить документы, фотографии, о моем прадедушке – Митине Р.В.
Выяснить, как проводится акция «Бессмертный полк» в г.Туймазы.
Побеседовать с Бронской В.В. - дочерью Митина Р.В., узнать, что она помнит о войне.
Провести классный час на тему «Они сражались за Родину», участвовать в конкурсе рисунков.
Выпустить брошюру «Помним. Гордимся» о воинах-туймазинцах.
II.1. Наши земляки-туймазинцы на полях сражений
Невозможно найти место на земле, откуда не ушли бы на поля сражений мужчины, юноши, дети. Много наших земляков воевало на передовых.
Более 29 тысяч туймазинцев в военные годы были призваны на фронт, почти 15 тысяч солдат и офицеров отдали свою жизнь за независимость нашей Родины, 14 тысяч вернулись с победой, награжденные орденами и медалями за мужество и храбрость.
Первыми туймазинцами, которые приняли бой с фашистами, были пограничники. Один из них – Ислам Ибрагимов – житель села Агиртамак погиб в первые дни войны, защищая границы Родины. Пулеметчик Миргазиян Гареев, уроженец села Сайраново, участвовал в защите Брестской крепости с 22 июня до 17 июля 1941 года. Контуженный и раненый он с группой товарищей прорвался из окруженной крепости, партизанил, попадал в плен, бежал, опять партизанил. Во время наступления наших войск он снова встал в строй и уже в рядах Советской Армии освобождал Европу.
За беспримерное мужество и отвагу высшего звания Героя Советского Союза были удостоены девять туймазинцев: Аглетдинов Файзулла Хазиевич (1915-1988), Габдрашитов Фазулла Габдуллинович (1903-1975), Гатиатуллин Шакирьян Юсупович (1916-1972), Ёлкин Иван Сергеевич (1924-1991), Карманов Афанасий Георгиевич (1907-1941), Лысенков Алексей Максимович (1921-1945), Нортенко Василий Иванович (1922-2003), Примакин Иван Васильевич (1923-1982); полный кавалер ордена Славы Султанов Хатмулла Асылгареевич (1924-1994). В нашем городе памятники им установлены на Аллее Героев (Приложение 1).
Действительно, нереально перечислить все подвиги наших земляков, но память о них навсегда в наших сердцах.
II.2. Мой дед – участник ВОв. Его вклад в Победу
Осень 1939 года. Военный комиссариат Киргизской ССР города Узген. Молодая жена с ребенком на руках и со слезами на глазах провожает мужа на службу в ряды Советской армии. И находясь в полной растерянности, как в то тяжелое время прожить одной, лишь мечтает, чтоб быстрее пролетели два года службы. Но в то время никто и подумать не мог, что эта служба затянется на долгие семь лет. Так уходил в армию мой прадедушка Митин Василий Романович.
В августе 1942 года, после окончания Телавского военно-пехотного училища в г. Телави, Грузинской ССР, в звании лейтенанта, мой прадед был назначен командиром 1129 стрелкового полка на Северо-Кавказском фронте. Через два месяца был ранен осколком разорвавшегося невдалеке снаряда и направлен в эвакогоспиталь №4654. После госпиталя приступил к обязанностям командира взвода 2-ой танко-десантной роты Северо-Кавказского фронта. А в мая 1943 года вновь был легко ранен. И после госпиталя был переведен командиром взвода отдельно зенитной пулеметной роты 45 Механизированной бригады.
В мае 1944 года был переведен на 2-ой Украинский фронт командиром 36 стрелковой дивизии, которая принимала участие в освобождении Будапешта. За взятие Будапешта мой прадедушка получил орден Красной звезды. Победу прадедушка встретил в Австрии (Приложение 2).
Таким образом, можем утверждать, что каждый воин в Великую Отечественную войну вносил посильный вклад в общее дело победы над фашизмом.
II.3. Бессмертный полк – наша дань памяти
День 9 мая 2012года стал датой рождения движения «Бессмертный полк». Тогда по призыву инициаторов проекта по улицам Томска прошла колонна жителей города, которые несли в руках плакаты с фотопортретами своих родственников, воевавших в Великой Отечественной войне. В акции приняло участие более шести тысяч человек, которые несли более двух тысяч портретов участников войны.
9 мая 2015 года Бессмертный полк численностью 500 000 человек прошёл впервые через Красную площадь, где к шествию присоединился президент России Владимир Путин с портретом своего отца-фронтовика. «Ценность этой инициативы в том, что она родилась не в кабинетах, не в административных структурах, а в сердцах наших людей», – сказал глава государства в интервью «Первому каналу».
С 2016 года организаторы проекта принципиально перестали подсчитывать количество участников, но это миллионы людей
Туймазы, как и Уфа и все другие города Республики Башкортостан, с 2014года присоединяются к данному общероссийскому гражданско-патриотическому шествию в память о ветеранах. С каждым годом количество его участников увеличивается. Шествие Бессмертного полка началось от памятника Скорбящей материи и завершилось на стадионе «Спартак». Сопровождает участников акции колонна исторической техники периода Великой Отечественной войны (Приложение 3).
Значимость участия во всероссийском гражданском проекте «Бессмертный полк» подрастающего поколения Секретарь местного отделения Партии Сергей Подоприхин отметил словами: «Это нужно не мертвым – это нужно живым». Так, жители и нашего города отдают дань памяти погибшим и умершим защитникам Отечества.
II.4. Дети войны. Бронская В.В. - дочь Митина В.Р.
Приступая к решению очередной практической задачи, мы поставили цель выслушать воспоминания очевидцев самых страшных дней в истории нашей страны. Мы не беспокоили инвалидов и участников войны в силу их возраста и состояния здоровья, но ребенка войны, дочь Митина В.Р., мы пригласили на классный час. Митина Валентина Васильевна рассказала о тяжелом детстве в семьях, оставшихся без кормильца.
«Объявление войны стало полной неожиданностью для нас. Сразу изменилось настроение и лица взрослых – не стало улыбок, смеха, шуток. Но все мы были уверены в быстрой победе. Мы даже представить себе не могли, сколько трудностей нам предстоит пережить за долгие 5 лет войны, сколько она принесет горя, лишений, потерь! Дети тогда быстро взрослели, на их плечи лег труд мужчин, ушедших на фронты. После тяжелого трудового дня все собирались послушать сводку Совинформбюро. В детские игры играли мало – сказывалась нехватка времени и усталость. Еще запомнился голод, постоянно хотелось есть. Спасали мысли о том, что тем, кто на войне еще труднее, что наше настроение и помощь – подспорье нашим солдатам.
День Победы встречали бурно. Долго радовались, надеялись на скорое возвращение близких» (Приложение 4).Мы пришли к выводу, что не было в нашей стране семьи, которой война не принесла бы горя. Взрослые и дети, на полях сражений и в тылу – советские люди вместе ковали победу.
II.5. О войне школьникам. Классные часы и акции
В рамках решения пятой практической задачи мы в мае 2019 года провели классный час на тему «Они сражались за Родину». Цель: познакомить одноклассников с героями Великой Отечественной войны – нашими земляками.
Мы рассказали ребятам о боевом пути Митина Василия Романовича, Сабитова Салиха Гиздатовича и о тяжёлом труде Шакуровой Минсафы Шакуровны.
Все мои одноклассники с большим интересом слушали выступление учеников, которые рассказывали о своих прадедах, задавали вопросы. Данный классный час не оставил ни одного равнодушным.
Мы также посетили городской краеведческий музей. В зале Боевой Славы директор музея Малькова Т.Е. рассказала о вкладе воинов-туймазинцев в общее дело победы. Среди экспонатов мы особое внимание уделили боевому оружию, письмам-треугольникам, боевым наградам и документам – приказам, благодарностям.
Мы приняли участие в конкурсе рисунков, посвященном Дню Победы, побывали слушателями на конкурсе инсценированной песни о войне среди учащихся 4-5 классов (Приложение 5).
Таким образом, дома, в школе, в музее мы говорим о войне, чтим память погибших и умерших уже в мирное время, гордимся нашими земляками-воинами.
II.6. Брошюра «Помним. Гордимся»
Великая Отечественная война… Сколько горя она принесла, сколько унесла жизней! Победа в ней явила всему миру мощь русского духа. Память о тех, кто сражался и стал героем, кто нее покладая рук работал в тылу – память о них вечно живет в наших сердцах.
На заключительном этапе исследования нами было решено выпустить брошюру «Помним! Гордимся!» В брошюре мы рассказали о боевом пути нескольких наших земляков, оставшихся на поле брани и вернувшихся с войны, продолживших уже на мирной земле совершать трудовые подвиги. Это В.Р.Митин, З.Г.Чемборисова, С.П.Иванов, С.Г.Сабитов, М.Ш.Шакурова, З.Ш.Шарафутдинов, А.А.Авхадеев, С.Б.Хисматуллин (Приложение).
И пусть в брошюре мы отразим лишь крошечную каплю великого подвига, из таких капелек сольется океан.
Выводы по главе II
Практическую часть работы мы начали с поиска информации о земляках, внесших вклад в победу, и пришли к выводам:
каждый воин, каждый труженик тыла достоин отдельной странички в истории, т.к. в годы войны не было дел больших или маленьких. Каждый вносил посильный (и непосильный) вклад;
мой дед, Митин В.Р., прошел нелегкий боевой путь и неоднократно был отмечен правительственными наградами;
жители нашего города отдают дань памяти погибшим и умершим защитникам Отечества, участвуя в акции «Бессмертный полк»;
дома, в школе, в музее мы, школьники, говорим о войне, чтим память погибших и умерших уже в мирное время, гордимся нашими земляками-воинами;
Сведения о бойцах-туймазинцах, полученные нами в процессе сбора информации, оформлены в брошюру.
Заключение
Победа советских воинов в Великой Отечественной войне – определяющая веха в истории нашей страны и края. Меняется мир, меняются и люди. Но память о тех, кто сражался и стал героем, кто не жалея себя работал в тылу, кто остался без детства – память о них живет и будет жить вечнго в наших сердцах. И сколько бы мы ни говорили о военных событиях 1941-1945 годов, нам не отдать до конца долг тем, кто отдавал за нас жизни.
Все поставленные задачи нами успешно решены.
В процессе их решения я училась общаться со сверстниками и взрослыми, грамотно задавать вопросы и анализировать полученные ответы. Я приобрела опыт поиска необходимой информации из различных источников. Я поняла, как важна поддержка семьи и учителя.
Считаем, что цель исследования достигнута.
Список литературы
Архивные документы семьи Бронских.
Гамов Н. С. Во славу Отечества. – Воронеж, 2002. – 94 с.
Дамаскин И.А., Кошель П.А., Никифоров Ю.А. Великая Отечественная война. 1941-1945.- М: ОЛМА – ПРЕСС, - 2005. – 241 с.
Перов Е.В. Земля, облитая кровью.–М:Молодая гвардия.-2005.–47с.
Шпилева В.М. Прошла война, но боль взывает к людям… Воронеж. – 2005. – 128 с.
Интернет-ресурсы
http://historynotes.ru/velikaya-otechestvennaya-voyna-1941-1945/ -
История России кратко.
2. http://pobeda.aspu.ru/id/1697.html - Защитники Отечества 1945-2010.
3. www.velikvoy.narod.ru - Великая война.
Приложение 1
Аллея Героев как дань памяти бессмертному подвигу
Герои Советского Союза
Аглетдинов Файзулла Хазиевич (1915-1988)
Габдрашитов Фазулла Габдуллинович (1903-1975)
Гатиатуллин Шакирьян Юсупович (1916-1972)
Ёлкин Иван Сергеевич (1924-1991)
Карманов Афанасий Георгиевич (1907-1941)
Лысенков Алексей Максимович (1921-1945)
Нортенко Василий Иванович (1922-2003)
Примакин Иван Васильевич (1923-1982)
Полные кавалеры ордена Славы
Султанов Хатмулла Асылгареевич (1924-1994)
Приложение 2
Мой дед Митин В.Р. – участник ВОв
В наши дни Выписка об участии в боях
Военный билет и справки о ранениях Награды Митина В.Р.
Приложение 3
Акция «Бессмертный полк» в Туймазах
Приложение 4
Встреча ребенком войны Митиной В.В.
Приложение 5
О войне школьникам. Классные часы и акции
Классный час «Они сражались за Родину» «Живой коридор» в День Победы
В историко-краеведческом музее г.Туймазы
Выставка рисунков, посвященных Вов Инсценирование военной песни