Введение
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеет защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Моя малая родина – город Ульяновск.
Ульяновск и Ульяновская область славится природными местами и удивительными заповедными зонами. Тут спокойно уживаются самые разнообразные виды растений и животных. Живописные леса идеально вписываются в величественные горные возвышенности.
Мне нравится познавать окружающий мир: любоваться природой, бывать в разных уголках города и области. Каждый раз, посещая новое место, я стал замечать – насколько оно отличается от других, но все они красивы и уникальны по-своему.
Каждый посещенный мной район области встречал меня то лесами, то полями, то холмами. Растения в лесах кардинально отличаются от растений, произрастающих в степях, те, в свою очередь, отличаются от растений, произрастающих в болотах. Про насекомых и животных можно сказать то же самое. Многие растения и насекомых я встречал впервые, хотелось осмотреть их подробнее, но как понять какой растение можно рвать, а какое нет, какое насекомое можно поймать и изучить, а какое не стоит трогать, ибо они занесены в Красную книгу!
В нашей работе мы хотели бы поделиться процессом изучения нашей области, ее редкими растениями, животными, насекомыми и обратить внимание моих ровесников на то, что необходимо знать, какие именно живые организмы находятся под охраной. Так как большая часть ребят не знакома и не интересуется данной темой, мы решили обобщить и поделиться знаниями со сверстниками.
Цель работы заключается в систематизации и обобщении информации о редких краснокнижных растениях и животных Ульяновской области; разработке экологической игры: «Чудеса земли Симбирской», интересной и увлекательной для детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1)знакомство с редкими растениями Ульяновска, области, в процессе изучения литературы по теме работы;
2) обобщение полученной информации о краснокнижных живых организмах в пределах нашей области в ходе экскурсий, путешествий по родному краю;
3) анкетирование одноклассников с целью выявления уровня знаний и заинтересованностью данной темой;
4) донесение информации до детей с помощью экологической игры «Чудеса земли Симбирской».
Методы исследования:
- теоретический – сбор, изучение, обобщение информации;
- практические:
визуальный – поездки по Ульяновской области и городу, палеонтологические раскопки;
статистический – анкетирование;
разработка экологической игры для одноклассников.
Наибольшую значимость в теоретическом плане для нас представили работы: С.Ю. Прохоровой, Е.А. Хасьяновой «Азбука юного ульяновского школьника, или Путешествие по родному краю» и исследования нашего земляка Дмитрия Илюшина.
Глава I. Наш край
1.1 Ульяновск
Город Ульяновск – столица нашей области. Расположен на берегах рек Волги (Куйбышевское водохранилище) и Свияги, в месте сближения их русел. Основан Богданом Хитрово в 1648 году, как крепость Синбирск (позже – Симбирск), с целью защиты восточных границ Русского царства от набега кочевых племён, а также с целью освоения богатого природными ресурсами Поволжья.
1.2 Ульяновская область
Наша область расположена в Европейской части России, в Среднем Поволжье. Река Волга делит территорию области на возвышенное Правобережье и низменное Левобережье (Заволжье). Основная река – Волга с притоками Сура, Свияга, Большой Черемшан. Часть Радищевского района области омывается водами Саратовского водохранилища.
1.3 Климат
Климат умеренно континентальный, с холодной зимой и жарким летом. Особенностью климата региона является короткая сухая весна. Осень в Ульяновской области, как правило, теплая.
1.4 Природа
Леса занимают четверть территории. На северо-западе – крупные массивы дубовых лесов с участием липы, клёна; в Заволжье – луговые степи, отдельные сосновые боры.
С
овременная флора Ульяновской области насчитывает свыше 1700 видов растений. Фауну представляют лось, куница, белка, заяц-беляк, кабан, волк; пресмыкающиеся: ящерицы, уж, гадюка и др.
Многочисленны водоплавающие и болотно-береговые птицы. В Куйбышевском водохранилище – лещ, судак, сазан, карась и др.
Н
а территории области находятся особо охраняемые природные территории: национальный парк «Сенгилеевские горы».
Охранная зона государственного заповедника «Приволжская лесостепь», памятники природы «Ундоровский минеральный источник», «Реликтовые леса», Памятник природы – Юловский пруд, ландшафтный памятник природы Скрипинские кучуры и др.
1.5 Красная книга Ульяновской области
Красная книга – это список редких, исчезающих или вымерших видов животных, насекомых, рыб, грибов и растений. Впервые Международная Красная книга увидела свет в 1963 году. Для того чтобы составить и издать ее потребовалось около 15 лет тяжелейшего труда ученых. Первая Красная книга СССР была создана в далеком 1978 году и разделялась на два тома. Была отдельная Красная книга животных, а второй том был полностью посвящен растениям. Красная книга Российской Федерации была издана в 2001 году. Этот официальный документ довольно большой (почти 900 страниц текста) и дополненный фотографиями и иллюстрациями.
Красная книга Ульяновской области — официальный документ, Учреждена Законом Ульяновской области в 2002 году. Первое издание, включавшее редкие виды животных и грибов, вышло в 2004 году.
Красная книга Ульяновской области включает 245 видов растений, позвоночных животных - 90 видов, беспозвоночных - 156, грибов - 25 и лишайников - 33 вида.
Для каждого живого существа в книге приводится шифр редкости: рядом с буков «Р» (редкий) стоит маленькая цифра от 0 до 5.
Р0 – вероятно исчезнувший с территории Ульяновской области вид.
Р1 – вид, находящийся под угрозой исчезновения (численность на критическом уровне).
Р2 – сокращающийся в численности: без поддержки вид может перейти в категорию Р1.
Р3 – редкий: такой вид встречается на ограниченной территории или на большом пространстве, но в небольшом количестве.
Р4 – неопределенный по статусу: недостаточно информации.
Р5 – восстанавливаемый (с помощью человека) или восстанавливающийся (самостоятельно) вид.
Глава II. Путешествие по области, поиск редких растений и животных.
2.1.1 Родник Маришка
Р
одник Маришка - памятник природы, расположен в Ленинском районе г. Ульяновска по ул. Федерации.
Родник - один из истоков реки Симбирки, которая в результате застройки территории прекратила существование (забрана в подземный трубопровод).
Родник получил название по одноименному озеру, которое существовало где-то поблизости еще в начале века. Об этом озере есть красивая легенда,
Вдоль ручья растут природные насаждения ивы.
Водная фауна представлена 3 видами кольчатых червей, 5 видами моллюсков, 10 видами членистоногих, 1 вид рыб (колюшка девятииглая — редкий вид для Ульяновской области(см Приложение 4)).
2.1.2 Сенгилеевские горы
Национальный парк «Сенгилеевские горы» площадью более 43 тыс. га расположен на двух берегах Волги. Здесь насчитывается более 700 видов растений, 50 видов животных, 140 видов птиц, многие из которых занесены в Красную книгу России и Красную книгу Ульяновской области. На территории парка и вокруг него расположены и археологические объекты: могильники, курганы и городища. Национальный парк создан для сохранения лесных и степных экосистем, а также всего комплекса флоры и фауны этой территории. На окраине села Тушна расположено одно из красивейших природных мест Ульяновской области – тушнинские холмы.
Эти места вызывают восторг своими изысканными пейзажами и беспредельным простором. Холмы довольно крутые, и ходить по ним не просто, но безопасно.
В
нацпарке есть экотропа «По следам сурка-байбака». Экологическая тропа длиной 6 км проходит вдоль склонов меловых холмов, которые являются средой обитания сурка-байбака. Маршрут направлен на экологическое просвещение и познавательный туризм.
Здесь мы встретили такие растения как: шалфей поникающий Р2 и ковыль перистый.
В разное время года здесь также можно встретить такие редкие растения, как: Бурачок ленский,ирис низкий, Астрагал Яйцеплодный и астрагал Хеннинга, копеечник крупноцветковый, адонис весенний, рябчик русский Молочай степной, пижма, Сосна меловая и многие другие.
Одним из главных обитателей Национального парка «Сенгилеевские горы» является орлан-белохвост, недаром он изображен на эмблеме нацпарка.Орлан-белохвост избран символом Национального парка «Сенгилеевские горы» как вид, занесенный в Красную книгу России и Красную книгу Ульяновской области. Орлан-белохвост – самая крупная хищная птица региона.
Солнечный орёл – природный символ Ульяновской области. Характерной особенностью поволжских орлов является гнездование в развилках старых сосен. В Сенгилеевских горах обитает 6-8 пар.
2.1.3 Пещеры у села Красный Гуляй
Не далеко от села Красный Гуляй Сенгилеевского района находятся единственные в Ульяновской области пещеры на Змеиной горке, сейчас они являются памятником природы.
Пещеры представляют собой цепь карстовых разломов с пустотами. Среди пещер встречается несколько маленьких пещер, состоящих из одного – двух залов, и одна довольно большая пещера. В дальних залах есть небольшие сталактиты.
В пещерах можно обнаружить несколько видов летучих мышей: бурый ушан, северный и двуцветный кожанки, рыжая вечерница. Они охраняются, так как находится под угрозой из-за инсектицидов и изменения их среды обитания.
2.1.4 Скрипинские кучуры
С
амое загадочное место Ульяновской области. Огромные камни кучур, кажутся осколками какого то потерянного прошлого.
Здесь мы встретили различные мхи и лишайники, а также реликтовые растения, например: папоротник-многоножка – ровесник динозавров;
2.1.5 Памятник природы – Юловский пруд
Юловское озеро имеет длину до 2 км, ширина доходит до 500 м.
Мало кто знает, что Юловское озеро на самом деле является прудом, то есть рукотворным творением.
Береговая линия Юловского пруда покрыта тростником, рогозом, камышом, сабельником, лютиком, гравилатом, купальницей и другими характерными для подобных водоёмов растениями. В окрестностях встречаются хвойные и лиственные деревья (ива, ольха, берёза). Из представителей фауны здесь обитают различные стрекозы, жуки, шмели, кузнечики, бабочки.
Редких растений здесь обнаружено не было.
2.2 Обобщение информации
Познакомившись с красотами, флорой и фауной Ульяновска и области, возник вопрос, как донести эту информацию до одноклассников? Вместе с учительницей Натальей Николаевной мы решили провести анкетирование, чтобы определить, насколько ребята заинтересованы в изучении редких представителей флоры и фауны нашей области и каковы их знания в данной области.
Результаты анкетирования показали, что многие ребята не знакомы с красной книгой и не знают какие животные и растения области внесены в нее (анкетирование см. Приложение 1).
Опираясь на свой педагогический опыт Наталья Николаевна предположила, что такой объем информации будет тяжело запомнить, а в игровой форме дети запросто его освоят!
Поэтому было решено составить экологическую игру: «Чудеса земли Симбирской», которая будет стимулировать у школьников интерес к изучению не только флоры и фауны Ульяновской области, но и бережного отношения к объектам природы.
2.3 Настольная экологическая игра: «Чудеса земли Симбирской»
Экологическая игра: «Чудеса земли Симбирской» представляет собой игру – бродилку, поле которой – Ульяновская область(см Приложение 2). В процессе игры дети знакомятся с районами области, их районными центрами и гербами, с редкими представителями флоры и фауны области и г. Ульяновска.
Правила игры:
Для игры вам понадобятся кубик (игральная кость), фишки – разработаны нами так же с экологической тематикой:
1. Колюшка девятииглая – редкое животное, обитающее в Маришкином роднике Р4.
2. Пион тонколистный – краснокнижное растение, произрастающее в Радищевском районе г. Ульяновска Р2.
3. Лусхан итильский – динозавр, найденный близ посёлка Сланцевый рудник(исчезнувший/вымерший ).
4. Болотная черепаха – краснокнижное животное нашей области Р2.
5. Тюльпан Биберштейна – очень редкое и красивое растение Ульяновской области категории Р1.
Основное поле с картой, дополнительное поле с рейтинговой таблицей и карточки с редкими растениями и животными Ульяновской области(см Приложение 2).
Правила этой настольной игры довольно просты. Играть могут от двух до пяти человек. Каждый из участников устанавливает свою фишку на отметке г. Ульяновск(см Приложение 2). После этого участники по очереди бросают кубик. Сколько точек выпадет на игральном кубике, на столько кружков игрок передвигает свою фишку вперед по ходу движения. Направления движения показывают стрелки на карте. Встав на столицу какого-либо района, участник определяет район области, (см. изображённый герб) и берет карточку(см Приложение 4) с таким же гербом. На карточке находится краткое описание и изображение растения или животного. По ходу игры участники набирают карточки и стараются запомнить информацию, представленную на них.
*Если участник попадает на серый кружок, то ему необходимо «посетить Ульяновск», то есть взять дополнительную карточку.
!!ВАЖНО: 2 варианта хода игры:
Один круг: от Ульяновска до Ульяновска
Пока не закончатся карточки.
Когда игроки прошли круг (разобрали карточки), начинается викторина, здесь используется дополнительное поле (рейтинговая таблица) (см Приложение 3) и рекомендуется присутствие руководителя (ведущего).
Каждый по очереди (по памяти) рассказывает информацию со своих карт. В зависимости от правильности изложения и полноты информации начисляются баллы:
5 баллов – назван район области, объект, краткие сведения.
2 балла – названы 2 из трёх критериев или же допущены ошибки.
1 балл – ничего не названо.
По сумме баллов фишки игроков устанавливаются на рейтинговой таблице(см Приложение 3). Выигрывает тот участник, чья фишка окажется выше остальных.
Заключение
Игра очень понравилась ребятам, и мы на продлёнке с удовольствием в нее играли, вначале играть было сложно, т.к. дети практически не знакомы с редкими представителями флоры и фауны нашей области, но мне очень радостно наблюдать, как мои одноклассники с каждым разом все лучше и лучше отвечают по карточкам, тем самым доказывая эффективность нашей игры. По окончанию учебного года мы планируем провести повторное анкетирование, чтобы подвести итоги нашего исследования, а именно помогла ли наша игра в изучении краснокнижных растений и животных нашего края хотя сейчас в классе уже наметились лидеры.
В будущем я планирую продолжить путешествовать по Ульяновской области и дополнять игру информацией, хотя уже сейчас её можно использовать как дополнительное средство обучения экологическому краеведению.
Список литературы
1. Азбука юного ульяновского школьника, или Путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018.
2. Зелеева С.Г. Живая азбука природы Ульяновской области. – Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2014.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 8-е изд., стереотипное. – М.: «Советская энциклопедия», 1970.
4. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / Под. Ред. В.В. Благовещенского. – Ульяновск: Дом печати, 1997.
5. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1939.
6. http://www.pokurortam.ru/objects/interesting-places/ulyanovskaya-oblast/
7. https://ulobl.ucoz.ru/
8. https://www.asi.org.ru/news/2019/06/06/ulyanovsk-ekotropa-natspark/
9. https://dimablondin.ru
10. http://pogoda.ru.net/climate/27786.htm
Приложение 1
Анкета
Знаете ли вы, что такое Красная Книга?
Знаете ли вы, какие растения и животные занесены в Красную книгу?
Можно ли рвать редкие растения?
Можно ли охотиться на редких животных?
Знаете ли вы, для чего создана Красная Книга?
П риложение 2
П риложение 3
Приложение 4
19