Интернет в жизни школьника: польза или вред?

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интернет в жизни школьника: польза или вред?

Черниговская А.А. 1Снитко П.А. 1
1МБОУ Лицей № 8 им. Жени Попова
Синицын Н.В. 1
1МБОУ Лицей № 8 им. Жени Попова
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     

ВВЕДЕНИЕ

Без интернета жизнь не имеет смысла.

Левочкин Никита, учащийся 11 класса Лицея №8.

В современном мире гаджеты являются неотъемлемой частью нашей жизни, без которой мы, порой, не представляем своего существования. Смартфон, компьютер, планшет, телевизор, плеер, ноутбук и так далее. Внушительный список, не правда ли? Но, на самом деле, эта техника есть почти у каждого подростка или даже ребенка.

Казалось бы, 40 лет назад было сложно представить, что люди смогут носить с собой мобильное устройство, да еще и с выходом в Интернет. Данные явления оказывают серьезное влияние на социализацию современной молодежи, которое является не только положительным, но, к сожалению, и отрицательным.

Мы решили выяснить, как влияет мобильный телефон с доступом к Всемирной паутине на учащихся и какую роль занимает в жизни учеников нашей школы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Сейчас мы уже не можем жить без гаджетов и Интернета, и считаем, что за ним наше будущее. Для одних гаджет - это игрушка, для других – помощник, а для третьих – просто машина. Никого не удивит маленький ребенок, еще не научившийся разговаривать, но уже разбирающийся в смартфоне. С каждым годом технологии производства техники улучшаются, появляются новые гаджеты с новыми функциями. Но немногие знают, либо стараются не знать о вреде данных предметов.

Поэтому каждому человеку следует знать о правилах пользования смартфоном и Интернет-ресурсами, их положительное и отрицательное влияние на жизнедеятельность человека.

ГИПОТЕЗА:

Предположим, что чрезмерное использование смартфона и Интернета приводит к зависимости, следствием которой может стать торможение развития личности.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Мобильный телефон, ресурсы Интернета.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Влияние смартфона и Интернета на подростка.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Определить позитивные и негативные стороны влияния смартфонов, и Интернета на подростков, разработка практических рекомендаций, направленных на снижение уровня зависимости от виртуальной реальности.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ:

Собрать и изучить информацию о смартфонах, и Всемирной паутине.

Выяснить положительное и отрицательное влияние смартфона и Интернета на здоровье подростков.

Провести анкетирование учащихся МБОУ «Лицей № 8 им. Жени Попова» с восьмых по десятые классы по теме: «Дети и Интернет».

Разработать памятку для детей и родителей по правильному пользованию смартфоном и Интернетом.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Просмотр в научной литературе сведений о смартфонах и Интернете.

Изучение и сбор интересующей нас информации о глобальной компьютерной сети Интернет.

Разработка анкет «Дети и Интернет»

Опрос с помощью анкетирования.

Обработка данных, полученных в анкетировании.

Определение положительных и отрицательных сторон при использовании смартфона и Интернета.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН:

Сентябрь 2019 – февраль 2020 года.

ГЛАВА 1. ОПАСНОСТЬ ПОЛЬЗОВАНИЯ СМАРТФОНОМ

В нашем Лицее было проведено анкетирование подростков от 13 до 17 лет.

Учащимся был задан вопрос: «Пользуетесь ли вы гаджетами?»

На 1-й вопрос в 8 классе положительно ответили 25 учащихся (100%), а в 10 классе – 19 учащихся (94%). Можно сделать вывод, что у большинства детей есть гаджеты и, соответственно, свободный доступ к ним. [Приложение № 1]

Следующим вопросом было: «Сколько Вам исполнилось лет, когда ваши родители приобрели для вас смартфон?». Из ответов на второй вопрос анкетирования мы видим, что младшее поколение стало пользоваться гаджетами в более раннем возрасте, чем предыдущее, хотя, разница между ними составляет всего лишь около 2-3 лет. [Приложение № 2]

На вопрос: «Можете ли Вы прожить без смартфона?» – учащиеся 10-х классов ответили более утвердительно, чем младшие классы. Но каким образом можно отказаться от такой полезной вещицы? Если только вследствие внешних факторов, например потери или контроля со стороны родителей, например за плохое поведение, низкие оценки и тому подобное [2]. Ребенок понимает данную ситуацию, как временное ограничение от своей «игрушки». Никто не представляет полный отказ от гаджета, Интернета по собственной инициативе. [Приложение № 3]

На четвертый вопрос нашей анкеты, который звучал следующим образом: «Знакомы ли вы с информацией, подтверждающей вред смартфонов?» – учащиеся ответили следующим образом: частично да – 32%, не знаком(а) – 68% [Приложение № 4]

Изучая проблему: «Опасен мобильный телефон или нет?» мы узнали, что, многими исследованиями выявлена восприимчивость человеческого организма к электрическим и магнитным полям, излучаемых от смартфона [12]. Данное излучение воздействует на организм человека на межклеточном уровне, вызывая в организме различные нарушения, и, как следствие, заболевания. Особенно чувствительна к воздействию вредных излучений центральная нервная система человека.

Отсюда следует, что подростки, которые часто используют смартфоны, рискуют получить проблемы с памятью, снижением внимания, нарушением сна, а также периодические головные боли [4]. Со стороны сердечно-сосудистой системы у детей наблюдается увеличение частоты пульса на 10%, уровня систолического давления на 8%. Также у них повышается предрасположенность к развитию эпилепсии и онкологических заболеваний.

Сотовые телефоны оказывают отрицательное воздействие на органы чувств, в частности на зрение ребенка [5]. Это воздействие связано, во-первых, с повышенным напряжением зрения при написании смс-сообщений и во время игры в мобильные приложения, а так же в результате воздействия электромагнитного излучения. Все это приводит к развитию миопии, которая является самой частой патологией зрения в детском возрасте.

ГЛАВА 2. ПОЛЬЗА И ВРЕД НА ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ

До Интернета последним изобретением,

действительно повлиявшим на процесс общения, был стол.

Клэй Ширки

I-поколение – дети нулевых. Им не нужно было подстраиваться под новую действительность, они в ней уже родились. Времена, когда их родители были детьми и проводили на свежем воздухе с утра до вечера считаются чем-то фантастическим. Нас называют «дети, зомбированные гаджетами».

Из пятого вопроса анкетирования: «Как часто Вы выходите в Интернет?» - мы видим, что дети проводят в смартфоне большую часть своего дня. 8-е классы более зависимы, чем ученики 10-х классов, так как 60% [Приложение № 5].

Следующим вопросом следовало: «Существуют ли вредоносные материалы в Интернете?» [16]. Мы видим, что 8-е (89%) и 10-е (75%) классы практически одинаково осведомлены о существовании вредоносного материала в Интернете. [Приложение № 6]

Какой контент может поджидать детей во Всемирной Паутине?

Социальные сети и сайты знакомств в интернет, полезные для формирования идентичности. В реальной жизни у ребенка могут быть серьезные проблемы в плане общение со своими сверстниками;

Онлайн-игры, могут сформировать зависимость, подавленное состояние, агрессивное поведения, нежелание выходить из виртуальной реальности в реальный мир;

Азартные игры. Вред может таиться в потребности подростка быть независимым от родителей, она может подтолкнуть к онлайн-игре на деньги;

Сайты, распространяющие информацию насильственного характера, АУЕ, пропаганду наркотических средств, могут негативно отразиться на формировании ценностной ориентации;

Технологии социального манипулирования могут также быть опасны именно в подростковый период, когда дети подвержены рискам (нонконформизма, суицида и другие).

Седьмой вопрос нашей анкеты звучал следующим образом: «Знакомы ли вы с аббревиатурой АУЕ?». [Приложение № 7] Из данных диаграмм мы видим, что 8-е классы меньше знакомы с аббревиатурой АУЕ [13], чем 10-е классы. Результаты мониторинга субкультуры АУЕ в социальной сети «ВКонтакте», где было найдено 42 паблика, непосредственно посвященных субкультуре АУЕ [10].

Также, из нашего анкетирования выяснилось, что подростки осведомлены о таких играх, как «Синий кит», «Тихий дом» и т.д, площадью развития которых стала также площадка социальной сети «ВКонтакте». [Приложение № 8]

Следующим вопросом нашего анкетирования было: «Считаете ли вы, что Интернет – свободное пространство, в котором можно делать все, что пожелаешь?». На данный вопрос нашего анкетирования произошло полное разногласие мнений среди учеников. 63% 10-х классов ответили на данный вопрос положительно, 81% восьмиклассников ответили отрицательно. [Приложение № 9]

На вопрос: «В каких социальных сетях Вы зарегистрированы?»
– подростки от 14 до 17 лет ответили следующим образом: самыми популярными социальными сетями у детей являются ВКонтакте и Instagram [15]. В приоритете у молодежи общение, музыка, наблюдение за красивой жизнью звезд. Мы меняем своих реальных друзей на фантомный образ виртуального друга, но стоит ли оно того? [Приложение № 10]

Есть ли у Вас виртуальные друзья? На следующий вопрос школьники ответили таким образом, что процент детей, у которых имеются виртуальные друзья практически одинаковый (в 8 классе (80%) и в 10 классе (72%)). [Приложение № 11]

Пользуетесь ли Вы Интернетом во время учебного процесса/урока? На этот вопрос 16% учеников восьмых классов ответили «постоянно нахожусь в смартфоне», а 13% десятиклассников – «по возможности продолжаю находиться в игре/соц. сети, пока учитель не замечает». [Приложение № 12]

Помогает ли Интернет в получении образования? Безусловно. Мы экономим свое время по поиску нужных материалов, так как нам не нужно сидеть часами в библиотеке в поисках нужной информации [3]. Зачем думать над сложными заданиями? Достаточно зайти в решебник и списать готовое оттуда. [Приложение № 13]

Пользуетесь ли Вы Интернетом во время выполнения контрольных/самостоятельных/лабораторных работ? Мы видим в 8-х и 10-х классах одинаковый процент пользования Интернетом во время выполнения проверочных работ. [Приложение № 14]

Как Вы считаете, может ли Интернет заменить школу в плане получения образования? Каким бы замечательным изобретением не являлся Интернет, он не может заменить систему образования со всеми ее нюансами. Но мнение 40% опрошенных категорически отличается от нашего. [Приложение № 15]

На вопрос: «Отвлекает ли мобильное устройство Вас от получения образования?» – большая часть лицеистов ответила отрицательно. [Приложение № 16]

Из нашего анкетирования выяснилось, что больше половины детей скрывают свои нежелательные для родителей активности в Сети. Причем в восьмых классах так поступают 50% опрошенных, а в десятых – 81%. Это можно объяснить тем, что чем старше ребенок, тем больше ему хочется самостоятельности и свободы. [Приложение № 17, 18]

«Каково Ваше мнение о перспективах развития Интернета? Пути развития Интернета по вашему мнению?» Из последующих ответов детей мы видим, что большая часть согласна с дальнейшим развитием Интернета, но требует ввести определенные рамки ограничения неких материалов. [Приложение № 19, 20].

ГЛАВА 3. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫМ ТЕЛЕФОНОМ ДОМА И В ШКОЛЕ

3.1. Правила пользование мобильным телефоном.

Смартфон следует носить в сумке, а не в кармане одежды.

Телефонный разговор должен занимать как можно меньше времени.

Между телефонными разговорами должен быть перерыв не менее 15 мин.

По возможности стоит заменить разговор на смс-сообщения.

Во время телефонного разговора телефон следует использовать на громкой связи, не прикладывая телефон к уху.

Лучше отказаться от использования наушников, так как они являются продолжением антенны – передатчика, в сторону которого идёт максимальное излучение.

Стоит ограничить использование мобильных телефонов в метро, трамваях, троллейбусах и вблизи высоковольтных линий электропередач, т.е. там, где природное электромагнитное поле ослаблено.

Необходимо выключать телефон и планшет перед сном.

Зона зарядки смартфона должна быть не ближе трех метров от человека.

Гаджет следует держать на расстоянии 40 сантиметров от глаз. Также следует установить крупный шрифт на экране телефона, это поможет уменьшить напряжение глаз.

3.2. Порядок пользования смартфоном в МБОУ «Лицей № 8 имени Жени Попова» (Проект)

Ответственность за сохранность телефона лежит только на его владельце (родителях).

При входе в образовательное учреждение каждый обучающийся, работник или посетитель обязан перевести смартфон в режим «без звука».

Перед началом учебных занятий и мероприятий, обучающиеся обязаны отключить в телефон и положить его в ранец или портфель.

Обучающимся строго запрещено вешать телефон на шею, хранить в нагрудных карманах, в карманах юбок или брюк, а также подключать смартфон к электрическим сетям образовательного учреждения для зарядки.

Кроме того, запрещено с помощью смартфона демонстрировать окружающим видео и фото, пропагандирующие культ насилия, жестокость и порнографию.

Во время занятий обучающимся запрещено разговаривать и отправлять SMS-, MMS- другие виды сообщений, пользоваться Интернетом и другими услугами, класть телефон на парту, прослушивать музыку, в том числе через наушники.

Также нельзя фотографировать и снимать видео, пользоваться смартфоном в режиме фото- и видеовоспроизведения, диктофона, калькулятора и т.п.

3.3. Когда можно пользоваться телефоном.

Пользоваться телефоном в образовательном учреждении обучающимся разрешено между занятиями и мероприятиями, только для оперативной связи с родителями или лицами их заменяющими, близкими родственниками; руководителями или работниками учреждения.

При этом для разговора по телефону необходимо выйти из помещения в коридор или в холл, вести диалог тихо и кратко.

Пользоваться телефоном в образовательном учреждении не ограничивается при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Преподавателям и другим работникам так же запрещено пользоваться телефоном во время учебных занятий, во внеурочное время они обязаны максимально ограничить себя в пользовании телефоном в присутствии обучающихся.

3.4. Санкции за нарушение правил.

К обучающимся, нарушившим требования, могут применяться такие меры воздействия, как предупреждение, запись в электронный дневник, извещение или вызов родителей для проведения разъяснительной беседы.

При нарушении правил пользования мобильным телефоном учащимся, в случае утери или кражи мобильного телефона ребенка в школе вся ответственность ложиться на родителей.

Порядок пользования мобильным телефоном должен ежегодно доводиться до сведения каждого обучающегося и его родителей под роспись.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги нашей исследовательской работы, можно сделать вывод, что наше предположение повторилось, действительно, использование смартфона подростком плохо сказывается на его здоровье.

Бесспорно, Интернет — большое достижение, которое сулит нам много возможностей. Наша жизнь сегодня напрямую зависит от Интернета, ведь все данные, касаемые нашей личности находятся именно там, но Интернет также содержит в себе не только положительные стороны.

Благодаря проделанному исследованию, на привычные для нас вещи –смартфон и Интернет - мы взглянули совсем по-другому. Теперь мы знаем, что пользоваться данными благами нужно с умом, соблюдая правила, о которых говорилось ранее.

Своей работой мы не призывает отключить Интернет во всей стране и убрать свои гаджеты в самый дальний ящик. Нужно уметь правильно пользоваться данными предметами, и тогда мы сможем избежать всех негативных влияний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Григорьев О. А. О санитарно-эпидемиологической оценке абонентских терминалов сотовой радиосвязи // Ежедневник Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений за 2004-2005 гг. М.: АЛЛАНА, 2006. С. 40-47.

Дуликов В. З. Технологии XXI века и социально-культурная сфера (достижения и просчеты) / В.З. Дуликов // Вестник Московского Государственного Университета Культуры и Искусств. – 2010. – № 2. – С. 108 -116.

Грин Н. В. Интернет как средство обучения // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 5. – С. 59 – 61.

Ейст Н. А. Измерение электромагнитного излучения от мобильных телефонов и планшетов и его влияние на здоровье человека. / Н. А. Ейст, В. Е. Мухаметсафин // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2015. – № 10-1. – С.64-68.

Казаковцев В. П. Показатели заболеваемости хроническими болезнями верхних дыхательных путей детского населения г. Омска / В. П. Казаковцев, В. А. Ляпин // 20 лет системе обязательного страхования Омской области: достижения и перспективы: сб. ст. – Омск, 2013. – С. 90.

Ляпин В. А. Гигиеническая оценка влияния экологических факторов на формирование хронической патологии верхних дыхательных путей населения промышленного центра / В. А. Ляпин, В. П. Казаковцев // Российская отоларингология. – 2013. – № 2. – С. 65 - 68.

Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей раннего возраста / Денисов А. П., Бабенко А. И., Кун О. А., Банюшевич И. А. Омск, 2015. – 172 с.

Поляков А. А. Системы дистанционного обучения // Новые знания. – 1996. – № 3. – С. 34 – 35

Семенова Н. В., Денисов А. П., Денисова О. А., Кун О. А., Кузюкова А. В. Влияние электромагнитного излучения от сотовых телефонов на здоровье детей и подростков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6 - 4. – С. 701 – 705.

Савельева Т. А. АУЕ как одна из современных угроз национальной безопасности России // В сборнике: Проблемы противодействия криминальной субкультуре Сборник статей (материалы Всероссийской научно-практической конференции). Научные редакторы Ю. В. Хармаев, Э. Л. Раднаева. 2018. С. 116 -121.

Сургучев П. А. Негативное воздействие сотовых телефонов. / П. А. Сургачев // Культура. Духовность. Общество. – 2014. – № 15. – С. 87 - 92.

Узденов, И.М. Влияние школы на здоровье детей и современные возможности восстановительного лечения / Узденов, И.М. / Вестник Северо-кавказского федерального университета. – 2014. – № 3 (42). – С 106 - 111.

РЕССУРСЫ ИНТЕРНЕТА

https://active-region.ru/drugoe/chto-takoe-aue-v-2018-godu-rasshifrovka-chto-znachit.html

http://fb.ru/article/137951/chto-znachitaue-v-sovremennoy-rossii

https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti/viewer

https://safe-surf.ru/users-of/article/212

https://studref.com/400617/informatika/perspektivy_razvitiya_interneta

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Пользуетесь ли Вы гаджетами?

Приложение 2

Сколько Вам было лет, когда ваши родители приобрели для вас смартфон?

Приложение 3

Можете ли Вы прожить без смартфона?

Приложение 4

Знакомы ли вы с информацией, подтверждающей вред смартфонов?

Приложение 5

Как часто Вы выходите в интернет?

Приложение 6

Существуют ли вредоносные материалы в Интернете?

Приложение 7

Знакомы ли Вы с аббревиатурой АУЕ?

Приложение 8

Знакомы ли Вы с #СинийКит, #ТихийДом, #РазбудиМеняв4:20, #ня.пока?

Приложение 9

Считаете ли Вы, что Интернет – свободное пространство, в котором по своему усмотрению можно делать все что пожелаешь?

Приложение 10

В каких социальных сетях Вы зарегистрированы?

Приложение 11

Есть ли у Вас виртуальные друзья?

Приложение 12

Пользуетесь ли Вы Интернетом во время учебного процесса/урока?

Приложение 13

Помогает ли Интернет в получении образования?

Приложение 14

Пользуетесь ли Вы Интернетом во время выполнения контрольных/самостоятельных/лабораторных работ?

Приложение 15

Как Вы считаете, может ли Интернет заменить школу в плане получения образования?

Приложение 16

Отвлекает ли Вас мобильное устройство от получения образования?

Приложение 17

Рассказываете ли Вы родителям о ваших занятиях в сети?

Приложение 18

Проводили ли родители с Вами беседу о безопасном пользовании Интернетом?

Приложение 19

Каково Ваше мнение о перспективах развития Интернета?

Приложение 20

Пути дальнейшего развития Интернета по Вашему мнению

Просмотров работы: 891