Нужна ли школьная форма?

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Нужна ли школьная форма?

Козин Т. 1Волкова Н. 1Макаревич С. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» "Гимназия № 231". МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназия №231
Мотченко М.В. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» "Гимназия № 231". МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназия №231
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

В человеке должно быть все прекрасно: 
и лицо, и одежда, и душа, и мысли. 
А.П. Чехов

Перед началом учебного года во многих средствах массовой информации обсуждается вопрос введения школьной формы, свое мнение высказывают педагоги, родители, ученики, журналисты, социологи. Согласно статистике 70% родителей за введение школьной формы. Школьники сходятся во мнение, что неплохо бы в каждой школе всё-таки иметь свою форму. Хотя бы на всякий торжественный случай, в целях воспитания гордости за свою школу. Но главное - она положит конец соревнованиям в одежде: «Кто дороже сегодня одет». Какой должна быть школьная форма? Этот вопрос до сих пор открыт, с тех пор, когда школьные тёмно-коричневые платья с белоснежными воротничками и манжетами ушли в прошлое, а также чёрный и белый фартук навсегда остались в ХХ веке. Когда в начале 90-х отменили униформу, никто не возмущался по поводу её утраты, наоборот, радовались свободе стиля, но зачастую школа стала напоминать нам подиум. Отказавшись от школьной формы, перед родителями возникла довольно острая проблема: В чём ходить в школу? С одной стороны школьница должна выглядеть школьницей, одежда должна быть удобной, скромной, не раздражающей учителя и не отвлекающей внимания одноклассников. С другой стороны времена меняются так стремительно, что девушки не согласны выглядеть серыми мышками и носить некрасивые и немодные вещи. Где же выход? Он, конечно, есть!

Актуальность работы: в последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебных заведениях школьной формы. Ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она даёт: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности?

Цель исследования – привлечь внимание учащихся к проблеме внешнего вида современного школьника. Поставленная перед нами цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

Собрать и изучить материал об истории школьной формы;

Познакомиться с мнением о школьной форме современных Кутюрье;

Провести конкурс сочинений, анкетирование и выяснить отношение учителей, родителей и учащихся к проблеме внешнего вида;

Создать буклеты с советами узких специалистов и образцами школьной формы глазами учеников нашего класса.

Объект исследования – школьная форма.

Предмет исследования:– необходимость введения в школе единой формы для учащихся.

Гипотеза исследования -

Возможно, школьная форма нужна, потому что она дисциплинирует;

Допустим, сглаживает социальное неравенство;

В ней всегда выглядишь опрятно и нарядно.

Практическая значимость: полученные знания учащиеся могут использовать в повседневной жизни при приобретении и пошиве школьной формы, при выступлении учащихся в других классах с презентацией «Школьная форма «за» и «против»». А также при распространении памяток о правилах выбора одежды и рекомендации с советами специалистов, при создании буклет «Школьная форма глазами учащихся нашего класса».
В своей работе мы использовали следующие методы исследования:

изучение различных источников информации;

анализ и обобщение информации;

анкетирование, составление диаграмм;

сравнение и обобщение;

моделирование и практическая работа по изготовлению буклетов:

«Школьная форма глазами учащихся нашего класса»;

Памятка с советами и рекомендациями узких специалистов.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Выполнение работы было запланировано на 3 месяца и разбито на 3 основных этапа:

I этап – подготовительный (август 2019 г.);

ΙI этап – практический (сентябрь 2019 г.);

ΙIΙ этап – заключительный (октябрь 2019 г.).

В подготовительный этап вошли:

обзор источников информации: литературы в библиотеках города и школы и интернет-ресурсы;

обоснование актуальности темы;

постановка цели и задач;

определение объекта и предмета исследования;

выбор методов исследования.

На практическом этапе мы составили календарный план организации работы (приложение 1), где обозначили наши действия и сроки выполнения. Сюда вошли:

подбор вопросов и анкетирование

изучение литературы по данному вопросу

В заключительный этап вошли обсуждение, систематизация собранных сведений, оценка полученных результатов исследования, формулирование выводов.

БАЗА, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве базы для исследования стали:

учащиеся 2 а и 2 б классов МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназии № 231;

учителя МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназии № 231;

школьная библиотека;

Сеть Интернет.

Изучение существующих данных велось из двух источников информации: печатная литература и статьи в интернете.

В своей работе мы использовали следующие методы исследования:

изучение различных источников информации;

анализ и обобщение информации;

анкетирование, составление диаграмм;

сравнение и обобщение;

моделирование и практическая работа по изготовлению буклетов:

«Школьная форма глазами учащихся нашего класса»;

Памятка с советами и рекомендациями узких специалистов.

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

На первом этапе мы изучали литературу и интернет ресурсы о том как менялась школьная форма. Из них мы узнали мы узнали:

1834 год

Мода на неё пришла в Россию из Англии. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком.

1894 год

Форм для девочек была утверждена на целых 60 лет позже мальчиковой – в 1894 году, и в результате появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд: коричневые платья, фартуки и белые воротнички – именно эти костюмы явились основой для формы советских школ.

1918 год

Школьная форма в России была отменена, та как у многих не было возможности её купить.

1949 год

Было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно- коричневых шерстяных платьях и черных передниках (по праздниках – белых), мальчики – в серых военных гимнастерках со стоячими воротником, пятью пуговицами, двумя прорезанными карманами с клапанами на груди.

1962 год

Меняется форма для мальчиков. Вместо гимнастёрок вводятся серые пиджаки и брюки. Форма для девочек практически не изменилась.

1973 год

Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и двумя карманами с клапанами на груди.

1976 год

Девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в тёмно-коричневых платьях с белыми манжетами и с черными и белыми фартуками, а мальчики – в синих костюмах.

1980 год

Произошла последняя реформа формы для девочек, сменили поднадоевшие полушерстяные кусачие платья с фартуком на синие юбку и пиджак.

1992 год

Форма была официально отменена во всех школах общеобразовательного учреждениях, согласно «Об образовании».

1999-2002 годах.

Отдельные школы принимают решения о введении обязательной школьной формы для девочек и мальчиков, темный низ и светлый верх.

28.03.2013 г. – письмо Минобрнауки РФ «Об установлении требований к одежде обучающихся».

Общеобразовательные организации вправе устанавливать следующие виды одежды обучающихся:

1) повседневная одежда;

2) парадная одежда;

3) спортивная одежда.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.  Во многих школах школьную форму одевают в день последнего школьного звонка.

Сегодня во многих школах, лицеях, гимназиях школьная форма становится непременным атрибутом учебного процесса. Для учебных заведений школьная форма является своего рода визитной карточкой, создавая положительный имидж и достойную репутацию. Школьная форма для детей, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, качественной, и, в тоже время, современной, модной. А, главное, должна нравиться самим школьника

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННЫХ КУТЮРЬЕ

«Школьная форма важна для процесса обучения, она своего рода выравнивает, организует и придает ощущение спокойствия. К тому же это очень приятное наблюдение для глаз.» Между тем Зайцев полностью отвергает опыт школьных костюмов советского периода как низкокачественную архаику. «При создании новой школьной формы мы ни в коем случае не должны обращать внимание на советский школьный костюм, который был крайне низкого качества и с точки зрения материалов, и визуально выглядел сомнительно, - считает Зайцев. - У нас сейчас есть великолепные качественные ткани, из которых можно сделать хорошую форму. Кроме того, существуют уже некоторые наработки отечественных модельеров.»

«Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие», – считает модельер Вячеслав Зайцев.

«Я согласна с президентом Путиным о необходимости возвращения школьной формы. Дети в школе должны быть абсолютно равны и не думать о том, у кого родители ездят на "мерседесе" и могут покупать ребенку дорогую одежду, а у кого папа и мама не могут этого позволить. Поэтому школьная форма должна быть доступна всем, - считает Елена Супрун. - Я много езжу по миру и хочу заметить, что только у нас и в США школьники не имеют формы. В Европе учащиеся и колледжей, и средних школ ходят в форме. При этом я не считаю, что не нужно обращать внимание на советскую форму. Я замечательно к ней относилась, к платьям этого, возможно, глупого шоколадного цвета. Поэтому могу сказать, что мне тоже есть что предложить в качестве идей современной школьной формы.»

Кира Пластинина - самый молодой российский дизайнер. Она считает, что школьная одежда должна выглядеть достаточно серьезно. Это очень помогает установить контакт с учителями, они понимают, что ты - серьезный человек и в школу ходишь учиться, а не развлекаться.

«Нельзя, чтобы школьник за партой был похож на спортивного болельщика», – уверена Елена Бадмаева. «А что касается свободы самовыражения, она, как модельер, уверяет, что проявлять свою индивидуальность интереснее в заданных рамках».

ΙI ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

Цель исследования - выяснить отношение учащихся и учителей МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназия №231 к школьной формы.

Для проведения исследования нами была составлена анкета, при помощи которой был проведен опрос учащихся начальной школы по параллелям, и учителей.

Рисунок 3 Результаты опроса учеников

. Нужна ли школьная форма в школе?

а) нужна;

б) школьная форма нужна, но только на праздники;

в) школьная форма не нужна, но внешний вид учащихся должен быть опрятным;

г) вообще не нужна. Ученики (родители) должны сами решать в чем приходить в школу.

Рисунок 4 Результаты опроса учеников

2. Как вы можете охарактеризовать школьную форму?

а) удобная;

б) неудобная;

в) красивая;

г) некрасивая.

Рисунок 5 Результаты опроса учеников

3. Нужно ли что-нибудь изменить в школьной форме нашей школы?

а) да;

б) нет.

Рисунок 6 Результаты опроса учителей

Нужна ли школьная форма в школе?

а) нужна;

б) школьная форма нужна, но только на праздники;

в) школьная форма не нужна, но внешний вид учащихся должен быть опрятным;

г) вообще не нужна. Ученики (родители) должны сами решать в чем приходить в школу.

Вывод: из опроса «Отношение к школьной форме» видно, что положительно относятся к введению ученической формы 78% педагогов и 60% учащихся начальной школы. 60% учащихся считают что школьная форма удобная и 82% считают, что не надо ни чего в школьной форме менять

Рисунок 7 Результаты опроса учеников и учителей

Приносит ли школьная форма пользу?

а) да, сглаживает социальное не равенство

б) да, приучает к дисциплине

в) нет

г) затрудняюсь ответить

Вывод: вместе с тем, стоит отметить, что примерно половина из всех опрошенных считают: ученическая форма снижает социальное неравенство между школьниками.

ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА.

Человечеством давно подмечено, что цвет влияет не только на психоэмоциональное состояние человека, но и на его интеллект. Что уж говорить о детях, у которых только-только формируются личные характеристики. Психологи утверждают, что даже цвет одежды, не говоря уже об окружающей среде, способен снизить или повысить самооценку, улучшить или ухудшить самочувствие ребенка, поэтому приведем краткие характеристики некоторых цветов, которые чаще всего встречаются в одежде школьников.

Немногие сомневаются, что каждый цвет уже несет в себе какую-либо информацию, а человеческий организм реагирует на цвет так, например:

Красный - увеличивает мускульное напряжение, учащает ритм дыхания, способствует повышению кровяного давления.

Оранжевый - вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению.

Желтый - стимулирует умственную деятельность.

Зеленый - нежный, умиротворяющий, спокойный.

Голубой - снижает кровяное давление, успокаивает,

Синий - располагает к серьезности, строгости в поведении.

Фиолетовый - возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям

Восприятие цвета детьми имеет свои особенности. Для начала необходимо отметить, что восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых, оно непонятное взрослым, но очень точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка. Вспомним хотя бы пример из стихотворения С. Михалкова, где упоминается не просто зеленый шар, а презеленый. Цвет - это одна из первых характеристик, которую различают дети. Маленьких детей неодолимо тянет к ярким цветам, хотя вначале дети оперируют с очень ограниченной палитрой, которая расширяется по мере того, как они взрослеют. Мы, взрослые, должны правильно пользоваться языком цвета и общаться с детьми на их уровне восприятия цвета. Если вас тянет к серому или модному цвету, то дети предпочитают яркое и цветное, они меньше подвержены давлению моды, у них свое понимание цвета, и оно разное в разном возрасте.

Маленькому человечку розовое или желтое мороженое кажется слаще и вкуснее белого. Взрослому этого не понять.

С целью определения цветовых предпочтений в одежде дошкольного и младшего школьного возраста, было проведено исследование. Сначала исследование проводилось с детьми младшего школьного возраста. Было опрошено 54 учеников 2 классов. Здесь были получены следующие результаты:

Рисунок 1 результаты опроса младшего школьного возраста:

Наибольшее количество выборов детей составили черный и серый цвета (19% и 18%). Далее - выбор желтого и синего цветов (12% и 14%). Третье место по цветовой популярности занимают зеленый и розовый цвета (9% и 7%). Ну и самыми непопулярными оказались белый и красный цвета (по 6%). После обработки результатов, с некоторыми детьми была проведена беседа, в ходе которой было выявлено, что дети выбирали черный и серый цвета, так как привыкли видеть эти цвета на своих педагогах.

Поэтому с целью получения результатов, независимых от стереотипа цветовых предпочтений, было проведено исследование и с детьми старшего дошкольного возраста. Было опрошено 56 детей. Здесь уже получены совсем иные результаты. Большинство выборов детей – желтый цвет (18%). По 17% получили розовый и зеленый цвета. Далее синий цвет – 14%. На четвертом месте цветовых предпочтений белый цвет – 12%. Красный цвет отметили 9% опрошенных детей. Коричневый цвет – 5%. И наименьшее количество предпочтений набрали черный и серый цвета – по 4%.

Рисунок 2 результаты опроса старшего школьного возраста:

ΙIΙ ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

В ходе нашей исследовательской работе мы многое узнали, о том, когда появилась школьная форма в России, в чем была необходимость её введения. Собрали материал об истории школьной формы, познакомились с мнением современных Кутюрье, выяснили, какое значение в одежде человека имеет цвет. В ходе проведения этой работы, мы убедились в необходимости введения школьной формы. Ведь не зря она существует на протяжении долгого времени и является весьма актуальной в западных странах. Безусловно, у нее есть недостатки, но все же достоинства преобладают.

Мы считаем, что школьная форма - это лицо ученика и ее ведение необходимо.

Во-первых, ребята выглядят опрятно и им удобно и комфортно.

Во- вторых, сглаживает социальное неравенство.

В- третьих, школьная форма приучает к порядку и дисциплине. Итак, наши гипотезы подтвердились.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Шибаева С. В. 12 секретов преуспевающей женщины.- М., Гранд 2004.

Мухина Э. Г.-М., Астрель-АСТ 2007.

Шнайдер Л. Секреты от BURDA: ты и цвет.-М., Внешсигма 1997.

Карчевская Е. Здоровье школьника.- М., МЦФЕР 2007.

Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии щкольника.-М., Высшая школа 1990.

Дядюн Т.В. «Эмоциональные сферы». Школьный психолог, 2004, № 24

Ксавер.А., Фрименг Г.Н.  «Человек цвет- пространство. Прикладная цветопсихология». Издательский дом Питер, 1999г.

http://wapedia.mobi/ru/ Школьная форма

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Школьная форма

https://fishki.net/1305872-kak-menjalas-shkolnaja-forma-za-poslednie-180-let.html - как менялась школьная форма за последние 180 лет.

https://aif.ru/dontknows/1236513 - как менялась школьная форма в России.

СЛОВАРЬ

Актуальность – важное, существенное для данного момента

Анализ – разложение целого на составные части его; общий вывод из частных заключений

Большевик – член большевистской партии ВКП (б), коммунист, последователь большевизма.

Гимнастерка – верхняя рубашка из плотной ткани, обычно с прямым стоячим воротом, принятая как военная форменная одежда.

Гипотеза – предположительное суждение о закономерной, причинной связи явлений

Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого.

Модельер – специалист по изготовлению моделей одежды.

Обобщение – общий вывод, общее положение, основанное на получении отдельных фактов, явлений

Реформа – преобразование, изменение, переустройство чего – нибудь.

Систематизация – приведение в систему полученных знаний, фактов.

Эмблема – условное изображение, какого – нибудь понятия.

Просмотров работы: 149