Влияние газированных напитков на организм человека.

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние газированных напитков на организм человека.

Королёв Г.В. 1
1МБОУ ЕСШ №1 им. М. В. Ломоносова
Василенко С.Ю. 1
1МБОУ ЕСШ №1 им. М. В. Ломоносова
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«»Первоначальной влаги есть среда –

Это речная пресная вода.

Иной напиток, если часто пить,

Твою натуру может изменить».

Авиценна «Поэма о медицине»

Общеизвестно, что тело человека состоит на 65% из воды, запас которой мы пополняем ежедневно, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность организма.

Только всегда ли правильно мы это делаем? Огромный ассортимент напитков, представленных на полках продуктовых магазинов, у каждого из нас формирует свои вкусовые привычки. Я, как и многие дети, отдаю предпочтение наиболее популярным газированным напиткам, но родители ограничивают меня в их употреблении, а иногда вовсе препятствуют моим желаниям.

Насколько их требования справедливы и чем вызваны эти запреты? Вредны или полезны эти напитки, по мнению других детей и взрослых?

С экранов телевизоров нам не устают рассказывать страшные истории об ужасных последствиях регулярного употребления газировки, при этом огромное количество людей ежедневно использует их в своём рационе питания. Ситуация кажется двоякой.

Я решил провести анкетирование среди одноклассников и их родителей.

Мною было опрошено: 28 детей и 28 взрослых. (Приложение 1)

Результаты следующие: (Приложение 2, 3)

Оказалось, что мнение других родителей на этот счёт так же не совпадает с мнением детей. Взрослые считают газированные напитки вредными для здоровья и не одобряют их употребление в пищу, в то время, как дети не задумываются о вреде и пользе газировки, а основывают свой выбор, опираясь на вкусовые свойства и популярность тех, ли иных напитков.

Поэтому я и решил изучить литературу по данной теме, провести собственные исследования и познакомить всех желающих с результатами моего труда.

Тема моей исследовательской работы:

«Влияние газированных напитков на организм человека».

Гипотеза: я думаю, что газированная вода не так уж вредна.

Цель работы: выявить влияние газированных напитков на организм человека.

Задачи:

Изучить литературу по данной теме.

Проанализировать состав газированных напитков и влияния их на организм человека.

Провести анкетирование и собственные эксперименты.

Обработать полученные данные, сформулировать выводы.

Предложить рекомендации по употреблению газировки и изготовлению других напитков, полезных для организма человека.

Объект исследования: газированные напитки.

Предмет исследования: ингредиенты газированных напитков и их влияние на здоровье человека.

Методы исследования: анализ, опыты, эксперименты, обобщение.

Предполагаемые результаты:

На основе полученной информации у детей сформируется

правильное мнение об употреблении сладких газированных напитков.
2. Здоровье учащихся будет сохраняться, а, возможно, и улучшаться.

I. Основная часть

2.1 Что такое газировка и чем она может навредить здоровью?

Газированная вода (газировка) представляет собой прохладительный напиток из минеральной или ароматизированной сладкой воды, насыщенной углекислым газом.

Газированная вода может быть слабо, средне и сильно газированной.

1.2. История газировки

Газированную воду в 1767 г. изобрел английский химик Джозеф Пристли.

Он проводил различные эксперименты с газом, который выделяется при брожении в чанах пивоваренного завода.

Швед Тоберн Бергман в 1770 году создал аппарат, который при помощи насоса давал возможность насыщать воду углекислыми пузырьками. Этот аппарат был назван «сатуратор» от лат. saturo — насыщать.

В 1783г. промышленное производство начал Якоб Швепп, который и создал торговую марку Schweppes.

Первыми марками газировки, выпущенной в Америке, стали: Кока-кола, Фанта, Спрайт и Пепси-кола. В СССР первыми стали: Байкал, Буратино и Тархун.

1.3. Из чего сделана газировка?

Основу большинства газированных напитков составляет вода с добавлением кислоты и сахара. Вещества, входящие в её состав, возбуждают наши вкусовые рецепторы, поэтому после каждого выпитого глотка хочется пить ещё и ещё. Кроме того, в них содержится множество других веществ.

1.3.1. Сахар в газировке

В газировке содержится очень большое количество сахара, иногда до пяти ложек на стакан, при суточной норме для мужчин 6 ложек, женщин – 4 ложки, а детей – 3 ложки. Это может вызвать такие серьезные проблемы со здоровьем, как ожирение, сахарный диабет и атеросклероз.

Доказано, что по этой причине газировка плохо утоляет жажду и вызывает привыкание. Это приводит к потреблению большего количества жидкости, что нарушает водно-солевой баланс в организме.

1.3.2. Заменители сахара

Для снижения калорийности и привлечения покупателей, производители стали использовать заменители сахара и помечать такие газированные напитки эмблемой «лайт». Однако, эти заменители тоже вредны:

ксилит и сорбитол способны провоцировать мочекаменную болезнь;

сахарин и цикламат являются канцерогенами, то есть провоцируют

развитие различных опухолей;

аспартам (Е951) у некоторых людей вызывает аллергию и снижает

зрение.

1.3.3. Кислота в газировке

Газированные напитки содержат кислоты, чаще лимонную или ортофосфорную.

Лимонная кислота (Е330) пагубно воздействует на эмаль зубов, вызывая кариес. Более опасна ортофосфорная кислота (Е338), способная вымывать кальций из костей, делая их хрупкими и способствуя развитию заболевания остеопороз.

Ортофосфорная кислота также широко применяется в производстве удобрений, в изготовлении лекарств, для покрытия изделий из металла. В желудке ребенка это вещество способно поднять целую бурю.

1.3.4. Красители для газировок

На прилавках магазинов мы можем встретить газированные напитки самых разнообразных цветов и оттенков. Всем известно, что натуральные красители, полученные из ягод и овощей, считаются безвредными. Но, в большинстве своем в производстве используются более дешевые синтетические красители, которые наносят большой вред здоровью человека. Из красителей самым распространенным является «желтый-5». Он может приводить к различным аллергическим реакциям – от насморка и сыпи до бронхиальной астмы.

Все красители и ароматизаторы, содержащиеся в газировке, расщепляются в печени. Поэтому газировку нельзя пить людям, страдающим различными гепатитами.

1.3.5. Углекислый газ

В любой газированной воде есть углекислый газ, который используется, как консервант. На упаковке продукта он обозначается под кодом Е 290.

Сам по себе углекислый газ не вреден, но попадая в желудок, он провоцирует метеоризм – это состояние, при котором в кишечнике содержится большое количество газов. Метеоризм вызывает неприятные ощущения в области живота: чувство вздутия, урчание и боли.

Пузырьки газа негативно действуют на слизистую, поэтому людям, страдающим язвой, повышенной кислотностью и другими заболеваниями желудка и кишечника, перед тем как пить воду, необходимо выпускать газ из бутылки.

1.3.6. Коварный бензол

Особенно вредным является компонент, который содержится во всех газированных напитках. Это бензонат натрия (Е211). При соединении его с витамином С, который часто добавляют в газировку, образуется очень токсичное вещество, которое называется бензол.

Бензол известен давно. После первых попыток синтеза он был использован в парфюмерной промышленности, так как имеет приятный аромат. Сегодня известно, что бензол является сильным канцерогеном (то есть способен играть роль в развитии опухолей). Поэтому нужно обращать внимание на содержание в газированных напитках витамина С и не забывать о вреде бензоната.

1.3.7. Кофеин в газировке

В качестве тонизирующего средства в некоторые газированные напитки добавляется кофеин. Хотя в газировке его концентрация не слишком велика, но углекислый газ в несколько раз усиливает его действие. Дети, употребляющие много кофеина, беспокойны, плохо засыпают, часто страдают от головных болей. У них может нарушаться способность концентрировать внимание. И поэтому они плохо учатся. Кроме того, кофеин увеличивает потери кальция.

Исходя из научных исследований, можно сделать вывод, что в состав газированных напитков входят вещества, частое употребление которых может нанести существенный вред здоровью человека:

Сахар, содержащийся в газировке, может вызвать ожирение, болезни сердечнососудистой системы и сахарный диабет;

лимонная кислота провоцируют кариес;

ортофосфорная кислота способствует развитию остеопороза;

углекислый газ вызывает отрыжку, вздутие живота;

красители вызываю аллергию.

Ни в коем случае нельзя пить газировку:

детям до 3 лет;

людям с хроническими заболеваниями. Например, аллергия, избыточный вес, болезни желудка;

полным людям или тем, кто хочет похудеть.

Чтобы убедиться в достоверности этой информации, я решил провести практические опыты и подтвердить или опровергнуть существущие гипотезы о свойствах самого популярного газированного напитка «Кока-кола» .

Практическая часть

2.1. Опытное исследование напитка «Кока-кола»

1). Гипотеза «Кока-кола» очищает ржавчину.

Опыт: «Почистим ржавую монету»

Описание: Мы поместили ржавую монету в миску с «Кока-колой»

Наблюдения через 1 сутки: ржавчина легко удаляется салфеткой с поверхности монеты.

Вывод: «Кока-кола» отлично очищает ржавчину.

2). Гипотеза «Кока-кола» растворяет известковый налёт.

Опыт: «Почистим накипь в чайнике»

Описание: Мы налили «Кока-колу» в чайник, прокипятили и промыли чайник водой.

Наблюдения: накипь «исчезла».

Вывод: «Кока-кола» отлично удаляет накипь.

3). Гипотеза «Кока-кола» окрашивает и разрушает зубную эмаль.

Опыт: «Яичная скорлупа в газировке»

Описание: Мы поместили яичную скорлупу в популярные газированные напитки.

Наблюдения: Яичная скорлупа окрасилась. По прошествии 3 суток, яичная скорлупа, помещённая в «Кока-колу» стала мягкой и вязкой.

Вывод: разноцветная газированная вода окрашивает зубную эмаль,

«Кока-кола» разрушает эмаль зубов.

Эксперимент

Я предложил одноклассникам принять участие в дегустации популярных газированных напитков и напитков, в составе которых только натуральные компоненты. Затем познакомил их с результатами своих исследований и попросил повторно выбрать напиток, которому они теперь отдадут предпочтение.

В итоге, отношение к газированным напиткам моих одноклассников изменилось. (Приложение 4)

Занимаясь исследованием, я выявил, что моя гипотеза оказалась ошибочной. Сладкие газированные содержат вещества, опасные для здоровья человека. Поэтому следует грамотно выбирать напитки промышленного производства и соблюдать правила их безопасного употребления. Кроме того, любимые напитки можно приготовить в домашних условиях из натуральных компонентов.(Приложение 5)

Заключение

Закончив проект, я могу сказать, что узнал много нового и интересного о газированных напитках. Теперь я знаю:

Газировка, которая продается в магазине, часто содержит очень много веществ, вредных для здоровья.

Если ты покупаешь газировку, надо внимательно прочитать её состав, чтобы избежать употребления в пищу опасных веществ.

Чтоб не было вздутия живота выпустить предварительно газы из бутылки.

Выбирая газировку, надо смотреть на ее цвет. Чем газировка ярче, тем больше в ней искусственных красителей, которые вызывают аллергию.

Нужно пить газировку через соломинку и не забыть прополоскать после этого рот, а лучше почистить зубы.

Вред от газировки не заметен сразу, а вредные вещества накапливаются в организме.

Важно не забывать, что газировка это вкусно, но не полезно! А детям для того, чтобы вырасти здоровыми, нужно обязательно пить и молоко, и фруктовые соки.

Я считаю, что мне удалось достичь цели проекта.

Обобщив всю полученную информацию, мы приступили к изготовлению буклета с советами для детей и их родителей. Для этого мы использовали компьютерную программу Publisher. (Приложение 6)

Я думаю, что буклет будет интересен и полезен другим детям. Из него они узнают, как газировка может навредить здоровью, как снизить риски от употребления газированных напитков и получат рецепты полезных сиропов для домашней газировки.

Мне кажется, что эта информация должна быть в каждой семье. Это поможет избежать конфликтов и сохранить здоровье детям и их родителям.

Список используемых источников

Белоусов Р.С., Докучаев Д.С. Я познаю мир: дет. Энциклопедия: Безопасность жизнедеятельности. М: ООО “Издательство АСТ”, Олимп, 2014. – 496 с.

Белоусов Р.С., Докучаев Д.С. Я познаю мир: дет. Энциклопедия: Медицина. М: ООО “Издательство АСТ”, Олимп, 2014. – 256 с.

Большая медицинская энциклопедия. – М: “ТЦ СФЕРА”, 2004. – 560 с.

Бухова Т. Первые вопросы и ответы по питанию: Энциклопедия для детей. – М.: “Кристина и К”, 2012. – 47 с.

Интернет- ресурсы:

Авиценна «Поэма о медицине» [Электронный ресурс] /http://sokrnarmira/ru/0-3975

Вся правда о газированных напитках [Электронный ресурс]/ kolenet.ru - Режим доступа: http://kolenet.ru/category/.

Газированная вода [Электронный ресурс]/ wikipedia.org - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.

Газировка и дети [Электронный ресурс]/ google.ru - картинки - Режим доступа: http://www.google.ru/search свободный.

Какая газировка полезна детям и…всем? [Электронный ресурс]/ shkolazhizni.ru - Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-28476/ свободный.

Напитки для детей: «Газировка» детям – пить или не пить? [Электронный ресурс]/ moi-roditeli.ru - Режим доступа: http://www.moi-roditeli.ru/toddler/health/Carbonated-Water.htmlсвободный.

 

 

Приложение 1

А Н К Е Т А для учащихся

Любите ли вы газировку?

- да - нет

2. Разрешают ли вам родители пить газировку?

- да - нет - иногда

3. Как часто вы пьете газировку?

- каждый день

- 1 раз в неделю

- очень редко

- совсем не пью

4. Сколько вы выпиваете газировки за один раз?

- 1 стакан

- 1 бутылку

- сколько влезет

5. Какие газированные напитки вы предпочитаете?

- «Кола»

- «Фанта»

- «Спрайт»

- Лимонады, изготовленные в Камчатском крае

6. Знаете ли вы о воздействии газированных напитков на организм

человека?

- да - нет

7. Известны ли вам способы снижения рисков от употребления

газировки?

- да - нет

Спасибо за помощь!

А Н К Е Т А для родителей

Любят ли ваши дети газировку?

- да - нет

2. Разрешаете ли вы им пить газировку?

- да - нет - иногда

3. Как часто ваши дети пьют газировку?

- каждый день

- 1 раз в неделю

- очень редко

- совсем не пьют

4. Сколько они выпивают газировки за один раз?

- 1 стакан

- 1 бутылку

- сколько влезет

5. Какие газированные напитки они предпочитают?

- «Кола»

- «Фанта»

- «Спрайт»

- Лимонады, изготовленные в Камчатском крае

6. Знаете ли вы о воздействии газированных напитков на организм

человека?

- да - нет

7. Известны ли вам способы снижения рисков от употребления

газировки?

- да - нет

Спасибо за помощь!

Приложение 2

Результаты анкетирования детей:

 

Вопросы

Результат

 

Любите ли вы газировку?

Да – 22

Нет –6

 

Разрешают ли вам родители пить газировку?

Да – 16

Нет –3

Иногда - 9

 

Как часто вы пьете газировку?

Каждый день - 2

1 раз в неделю - 21

Очень редко - 5

Совсем не пью - 0

 

Сколько вы выпиваете газировки за один раз?

1 стакан - 20

1 бутылку - 4

Сколько влезет - 4

 

Какие газированные напитки вы предпочитаете?

«Кола» - 7

«Фанта» - 5

«Спрайт» - 2

«Лимонад» - 14

 

Знаете ли вы о воздействии газированных напитков на организм человека?

Да – 4

Нет – 24

 

Известны ли вам способы снижения рисков от употребления газировки?

Да – 3

Нет - 25

Результаты анкетирования родителей:

Вопросы

Результат

Любят ли ваши дети газировку?

Да –20

Нет – 8

Разрешаете ли вы своим детям пить газировку?

Да – 7

Нет –3

Иногда - 18

Как часто ваши дети пьют газировку?

Каждый день - 1

1 раз в неделю - 18

Очень редко -7

Совсем не пьют - 2

Сколько газировки выпивают ваши дети за один раз?

1 стакан - 25

1 бутылку - 2

Сколько влезет - 0

Знаете ли вы о воздействии газированных напитков на организм человека?

Да – 19

Нет - 9

Какие газированные напитки предпочитают ваши дети?

«Кола» -8

«Фанта» - 5

«Спрайт» - 3

«Лимонад» - 11

Известны ли вам способы снижения рисков от употребления газировки?

Да – 15

Нет - 13

Приложение 3.

Сравнительный анализ результатов анкетирования.

 

Приложение 4

Приложение 5

Полезные рецепты

Лимонад классический

И нгредиенты:

лимоны -2шт.

сахар-200гр.

кипяток-1 стакан

вода-1литр.

Способ приготовления:

лимоны вымыть, нарезать на тонкие кружочки, перемешать с сахаром и дать настояться в течение 1-2 ч. Затем залить их кипятком. Когда смесь остынет, процедить, разлить по бокалам и добавить охлаждённую воду.

По желанию добавить лёд, и можно наслаждаться вкусом лимонада классического.

 

Лимонад ягодный

Ингредиенты:

ягоды – 1кг

сахар – 0,5 стакана

лимон-1шт.

вода – 0,5 л

Способ приготовления:

Промытые ягоды измельчить острым ножом. Из лимона выжать сок. Ягоды смешать с сахаром и лимонным соком. Поставить в холодильник на 2 часа.

Вынуть из холодильника и добавить газированную воду.

Разлить по стаканам. При желании добавить кусочки льда.

Приятного аппетита!

Просмотров работы: 942