Влияние сотовых телефонов и гаджетов на здоровье школьников

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние сотовых телефонов и гаджетов на здоровье школьников

Ноговицына М.Д. 1Брусницына С.А. 2
1МАОУ СОШ №69 г. Екатеринбург
2МАОУ СОШ № 69, г. Екатеринбург
Халтурина Г.П. 1
1МАОУ СОШ №69, г. Екатеринбург
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сейчас много говорят и пишут о зависимости детей от игр в сотовых телефонах. У Маши нет сотового телефона, потому что ее мама - врач считает, что он плохо сказывается на здоровье. У Сони есть сотовый телефон, но она старается пользоваться им только для связи.

Считаем, что данная тема очень актуальна в нашем классе и школе, потому что мы заметили, что многие наши одноклассники и ребята в школе любую свободную минуту проводят в телефоне (приложение 1, фото 1, 2, 3). Дети играют в гаджеты на переменах, до уроков и после них. Мы решили узнать, сколько времени в день наши сверстники проводят за игрой в телефоне, собрать информацию о том, как телефоны влияют на здоровье и познакомить с ней ребят. Провести в классе "день без гаджетов", доказав, что ребята могут общаться и играть без телефонов.

Цель проекта: рассказатьоб отрицательном воздействии сотовых телефонов и "гаджетов" на здоровье младших школьников, привлечь внимание детей и родителей к проблеме чрезмерного увлечения «гаджетами» с помощью проекта и информационного стенда на 3-м этаже школы.

Гипотеза: предположим, что если ученики младшего школьного возраста узнают об отрицательном воздействии телефонов, то станут использовать их как средство связи, а не игр.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Выяснить при помощи анкетирования, как влияет телефон и другие "гаджеты" на учеников школы.

3. Составить памятку, как безопасно пользоваться сотовыми телефонами и другими "гаджетами".

Методы исследования: сбор информации, анкетирование, анализ.

Основная часть

Глава 1. Влияние сотового телефона на организм детей.

Изобретателем первого электрического телефона был немецкий физик и изобретатель Иоганн Филипп Рейс. В 1860 году он сконструировал первый электрический телефон, который в его честь сейчас называется "телефоном Рейса". Спустя, почти сто лет, в 1973 году инженер компании "Моторолла" Мартин Купер изобрел первый сотовый телефон. . [3]

Влияние высокочастотного излучения.

Еще в начале 50-х годов стало известно, что с точки зрения биологии, высокочастотные электромагнитные излучения (СВЧ) могут вызвать неблагоприятные изменения в центральной нервной и сердечно-сосудистой системах организма человека. Источником этого излучения в телефоне является антенна. Другие его части: передатчик, приемник, синтезатор частоты, маломощны и не так важны. [1,2,3]

СВЧ излучение обладает свойством нагревать ткани и органы человека. Кровь уменьшает нагревание, тем самым помогая нашему организму справиться с перегревом. Но есть органы без кровеносных сосудов, например хрусталик глаза, в котором нагревание приводит к необратимым последствиям: помутнению и разрушению. [1,2,3]

Особенности детского организма таковы, что все системы и органы, включая головной мозг, продолжают расти, поэтому воздействие радиоволн имеет более разрушительные последствия на клетки и ткани. Кроме того, детский череп тоньше и меньше взрослого, поэтому менее способен защитить мозг. [4,5]

Симптомами чрезмерного облучения у детей являются: усталость, спутанность сознания, головокружение, нарушение сна, тошнота, раздражение кожи. [1,2,3]

Влияние сотовых телефонов на детей вызывает озабоченность во всем мире. Так в Великобритании с 2001 года запрещено использование сотовых телефонов в школах. Во Франции аналогичный запрет вступил в силу в 2018 году. Причина одна - защита детей от электромагнитного излучения. В России, Санитарными правилами и нормами рекомендовано ограничение возможности использования мобильных телефонов лицами, не достигшими 18 лет. Кроме пагубного СВЧ облучения, вызывает озабоченность увлечение детьми играми в сотовых телефонах и как следствие снижение их адаптационных возможностей в общении со сверстниками и приспособления к условиям жизни в обществе. [3] В 2019 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала "игроманию" болезнью и внесла ее в официальный перечень болезней (МКБ 11). Дети заболевают "игроманией" быстрее взрослых, из-за несовершенной, формирующейся психики и попытками найти себя в окружающем их обществе. На фоне "игромании" у ребенка может развиться психоз, психоэмоциональное возбуждение. Мелькание экрана, резкие звуки во время игр, влияют на мозговую активность ребенка и могут даже привести к обмороку. [3,6]

Американская психиатрическая ассоциация (АРА) разработала основные критерии для диагностики зависимости от компьютерных игр[3]:

- ребенок много думает об игре, даже если занимается другими делами;

- возникает чувство беспокойства, раздражительности при попытке сократить время игры, или невозможности поиграть;

- ребенок понимает, что должен сократить время игры, но не может себя контролировать;

- отказ от других развлечений (хобби, прогулки) в пользу игр;

- ребенок продолжает играть, даже если осознает негативные последствия: плохой сон, опаздания в школу и др.

- ребенок лжет родителям о количестве времени, проведенном в игре;

- игра используется для ухода от стрессовых ситуаций.

Глава 2. Практическая часть.

Чтобы выяснить, как телефоны влияют на жизнь наших одноклассников, мы составили анкету. В ней были использованы вопросы о времени, которое дети проводят за игрой на телефоне, о режиме дня и секциях, которые они посещают, об их отношении к телефонам и как они относятся к проведению "дня без гаджетов" (приложение 2). Анкетирование проводилось в 3Б, 3В и 3Г классах. Мы получили следующие результаты.

1) Всего было опрошено 77 третьеклассников. Из них, только один ребенок не имеет ни одного "гаджета". Остальные ребята, помимо сотового телефона отметили компьютер, планшет и др.

2) За игрой в телефоне проводят (приложение 3, диаграмма 1):

- около 15 минут - 15 человек;

- около 30 минут - 24 человека;

- больше 1 часа - 10 человек;

- больше 2 часов - 6 человек;

- не считаю времени, но думаю, что много - 21 человек.

Почти половина опрошенных детей свободное время проводят за игрой в телефоне или планшете более 1 часа в день;

3) На переменах в школе играют 16 детей.Не играют - 61 ребенок (приложение 3, диаграмма 2).

4) 25 детей ради игры в телефоне готовы отказаться:

- от приема пищи - 2 человека;

- от прогулки на улице - 11 человек;

- от секции - 5 человек;

- от чтения книги - 7 человек;

52 человека не откажутся ради игры в телефоне от любимой книги и прогулки с друзьями (приложение 3, диаграмма 3).

5) Посещают кружки и секции 74 третьеклассника:

- 1секция - 6 детей;

- 2 секции - 26 детей;

- больше 2 секций - 42 ребенка.

3 ребенка не посещают ни одной секции и кружка (приложение 3, диаграмма 4).

6) 24 ребенка чувствуют, разного вида, недомогание после игры на телефоне:

- головокружение - 10 человек;

- перевозбуждение - 5 человек;

раздражительность - 9 человек

53 ребенка не испытывают неприятных ощущений (приложение 3, диаграмма 5).

7) 20 (почти треть опрошенных) детей отмечают ухудшение зрения в течение 3-х лет:

- стали носить очки 12 детей;

- 6 отмечают ухудшение зрения;

- 57 детей не отмечают ухудшения зрения (приложение 3, диаграмма 6).

8) 56 детей поддерживают акцию "день без гаджетов", 21 ребенок против проведения такого дня. То есть почти треть детей не готова расстаться со своим телефоном даже на один день.

"День без гаджетов" в 3-Б. Чтобы проверить нашу гипотезу мы решили поддержать международный "день без гаджетов", который отмечают 5 марта и провести его в нашем классе. Мы написали объявление, подготовили программу, чем занять наших одноклассников на переменах. В первую перемену мы провели математические бои, с помощью игр на быстроту счета и логическое мышление (приложение 4, фото 1). Некоторые ребята строили фантазийные города из Лего. Всем нашлось занятие по душе. Для второй перемены мы составили комплекс упражнений для осанки и глаз, используя опыт детских физиотерапевтов и офтальмологов [4,5] (приложение 5). Соня проводила гимнастику для осанки, а Маша для глаз (приложение 4, фото 2).

После проведения "дня без гаджетов" в нашем классе мы планируем выступить с нашим проектом в параллельных 3-х классах. По итогам нашего выступления мы оформили стенд в школьном коридоре на 3 этаже, где в виде иллюстраций изобразили, как сотовые телефоны влияют на здоровье детей и что нужно делать, чтобы не стать "игроманом" (приложение 4, фото 3).

Заключение

Прочитав литературу и проанализировав результаты исследования, мы сделали следующие выводы:

- высокочастотное излучение от сотовых телефонов, при длительном воздействии на организм ребенка оказывает вредное тепловое воздействие, нарушая работу органов и тканей.

- длительные и частые игры в телефоне могут привести к зависимости, которую теперь относят к заболеваниям и называют "игроманией".

- почти все наши сверстники имеют сотовый телефон и по несколько "гаджетов".

- большая часть детей ведет активный образ жизни, посещая разные кружки и секции.

- однако почти половина опрошенных детей свободное время проводят за игрой в телефоне или планшете более 1 часа в день.

- треть опрошенных детей готова ради игры в телефоне или планшете отказаться от прогулки, чтения книги и даже от еды.

- у трети детей после игры в телефоне возникают раздражительность, перевозбуждение и головокружение. У трети - ухудшилось зрение. Треть детей не готова отказаться от любимого телефона даже на один день.

- при проведении "дня без гаджетов" все дети активно играли в настольные игры и с интересом занимались гимнастикой.

- информационный стенд в школе, оформленный нами по итогам проекта, пользуется вниманием школьников.

Итак, наша гипотеза подтверждена на примере 3Б класса: дети могут проводить перемены за живым общением и настольными играми, не вспоминая про телефон.

В качестве следующего этапа нашей работы мы планируем проведение "дня без гаджетов" в остальных классах нашей начальной школы.

А чтобы еще больше детей задумались о вреде сотовых телефонов и могли безопасно с ними обращаться, мы составили памятку (приложение 6).

Памятка

При необходимости воспользоваться сотовым телефоном, помните:

Меньше подносите телефон к голове, лучше переписывайтесь в мессенджерах. Так вы меньше облучаетесь.

Подносите телефон к уху только, когда абонент взял трубку. Облучение при дозвоне до 10 раз больше, чем при разговоре.

Используйте для разговоров беспроводные наушники, тогда телефон не надо подносить к уху.

Не спите рядом со смартфоном! Не облучайте себя всю ночь.

Помните, что телефон тратит меньше мощности и излучения, если он ближе к сотовым вышкам.

Выбирайте безопасные смартфоны. Чем меньше у телефона уровень излучения (SAR), тем лучше.

В нашем возрасте, чтобы быть здоровым, необходимо больше гулять, заниматься спортом, спать не менее 9 часов, общаться с друзьями лично!

Список литературы

1. Рудницкий Л.В. "Вредные товары", издательство "Питер", 2011 год.

2. Семенова Е.Е. "Вещи, которые нас убивают", издательство "Вече", 2008 год.

Сайты:

3. https://ru.wikipedia.org/

4. http://bolezniglaz.ru/2892.html

5. академия спорта http://xn----7sbabsgvmvwknkr3q.xn--p1ai/

6. https://www.pravmir.ru/

Приложение 1.

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Приложение 2. Анкета.

Пожалуйста, внимательно прочитай и честно заполни эту анкету.

1. Какой "гаджет" есть у тебя:

а) сотовый телефон

б) кнопочный телефон

в) планшет

г) часы- телефон

д) другое

2. Сколько времени в день ты проводишь за этим устройством?

а) около 15 минут

б) около 30 минут

в) больше 1 часа

г) больше 2 часов

д) не считаю время, но думаю, что много

3. Играешь ли ты на переменках в школе?

а) да

б)нет

4. Если тебе предложат поиграть в телефоне или планшете, а у тебя все расписано, от чего ты готов отказаться ради этого?

а) от приема пищи

б) от прогулки на улице

в) от секции

г) от чтения книги

д) не откажусь ни от чего и не буду играть

5. Сколько у тебя секций и кружков?

а) 2

б) больше 2

6. Чувствуешь ли ты после длительной игры на телефоне или планшете недомогание?

а) головокружение

б) перевозбуждение

в) раздражительность

г) чувствую себя также хорошо, как и до игры

7. За 3 года учебы упало ли у тебя зрение?

а) да, я стал(а) носить очки

б) очки не ношу, но зрение ухудшилось

в) зрение такое же хорошее, как и раньше

8. Поддержишь ли ты акцию "день без игр на телефонах и планшетах"?

а) да

б) нет

Приложение 3. Диаграммы.

Приложение 3. Диаграммы.

 

Приложение 4.

Фото 1.

Фото 2.

Фото 3.

Приложение 5. Комплекс гимнастики для осанки и глаз.

Упражнениядляглаз (по Аветисову для детей)
1. Вдохните, посмотрите в межбровье в течение пары секунд, на выдохе вернитесь в первоначальное положение.

2.Выполнив вдох, посмотрите на кончик носа, после также вернитесь в первоначальную позицию.

3. На вдохе нужно посмотреть вправо, на выдохе вернуть глаза в исходное положение. То же самое при взгляде влево.

4.На вдохе нужно посмотреть в левый верхний угол (примерно 45 градусов от вертикали), после – обратно. Затем посмотрите в правый нижний угол и также вернитесь в исходное положение. То же самое повторите с правого угла, будто вы мысленно пытаетесь нарисовать букву Х.

5. Вдохните, плавно нарисуйте глазами полукруг, сначала в левую, затем в правую сторону. Начинайте снизу и в верхней точке делайте остановку.

Упражнения для осанки

1. Сесть на стул или на пол. Приблизить лопатки максимально близко друг к другу, затем расслабиться. Повторить упражнение десять раз.
2. В положении стоя соедините руки за спиной и выполните несколько наклонов в стороны.
3. Исходное положение стоя. Ходите на носочках, а затем на пятках в течение 40 секунд. Повторить четыре раза.
4. Спину держать ровно, а руки вытянуть над головой и тянуться как можно выше.

5. Стоя на полу с ногами на ширине плеч, опустите туловище горизонтально. Затем расслабьтесь и встряхните руки. Вернитесь в исходное положение. Повторить рекомендуется шесть раз.

Просмотров работы: 49