Перепись населения школы

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Перепись населения школы

Кабацкий М.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Татарская средняя общеобразовательная школа"
Ситникова А.В. 1
1МБОУ "Татарская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Зачем перепись населения мы проводили в нашей школе?

Школа – своего рода маленькая страна, со своими законами и порядками, обязанностями, общественной жизнью, отражающая характеристики населения всей России в целом.

К сожалению, большинство вопросов общероссийской переписи населения непригодны для школьников (образование, занятость, состояние в браке, количество детей и т.д.), но мы отобрали наиболее интересные и дополнили их вопросами, которые придумали сами (например, выясняли рейтинг имен и предметов). А так как моя работа связана с предметом «География», мы добавили несколько вопросов, которые затрагивают некоторые базовые знания по географии.

Самыми активными участниками проекта являются переписчики, они должны обойти все дома, в нашем случае - классы, и, пообщавшись с каждым участником, заполнить анкеты. В своей работе переписчик может столкнуться с разными трудностями, были они и у нас: не все учащиеся добросовестно отнеслись к заполнению нашей анкеты, но таких оказалось немного. Но самое сложное - это обработка собранных данных, их статистический анализ и визуализация результатов исследования. Но, несмотря ни на что, работа эта очень интересная, ответственная и важная!

Объектом нашего исследования  стали обучающиеся, педагоги МБОУ «Татарская СОШ», предметом исследования – данные о них.

    Актуальность данной работы определяется тем, что в последнее время в нашей стране остро стоят демографические проблемы, которые отражаются и на нашем ученическом коллективе. Перепись населения позволяет не только отслеживать демографические процессы, но и заставляет компетентные органы  серьезно задумываться над данными проблемами и решать их.

   Цель работы – провести социологическое исследование населения образовательного учреждения.

Задачи:

Ознакомится с  историей переписи населения;

Разработать переписной лист;

Провести количественный и качественный анализ результатов проведённой  переписи населения.

Выявить интересы школьников.

В ходе моего исследования я буду использовать следующие методы:

получить информацию в сети Интернет;

провести опрос;

понаблюдать;

подумать самостоятельно;

обработать информацию и сделать выводы

Зачем проводится перепись населения в стране?

Главная задача правительства любой страны - управление и планирование всей экономической жизни общества.

Для решения таких задач правительство должно знать, сколько граждан проживает на территории страны. Перепись - это не просто подсчет жителей, но и изучение их образа жизни, своего рода моментальная фотография большой страны, на которой отражено сколько нас и как мы живём. Перепись даёт информацию о численности и структуре населения, его распределении по территории России, национальном, языковом составе, знакомит с социально-экономическими характеристиками. Эти данные очень важны: на их основе формируются все социальные программы, благодаря которым строят детские сады, школы, больницы, в домах делают ремонт, в школы завозят новое оборудование.

При переписи населения граждан не просто считают «по головам», но и выясняют множество разных сведений обо всех сторонах общественной жизни людей. Это позволяет не просто планировать, но и прогнозировать дальнейшее развитие общества. Например, сколько будет в будущем рабочих рук, сколько будет пенсионеров – это можно узнать уже сегодня, изучив количество детей в семье и т.д.

Перепись - единственный и самый полный источник информации о населении. Только мы сами можем рассказать о том, как мы живем, и чего нам не хватает.

Конечно, перепись населения проводится на добровольных началах, граждане вправе отказаться от участия в ней, а все сведения записываются только со слов гражданина, без предъявления подтверждающих документов. Иногда бывает, что люди дают неверную информацию, которая кажется им остроумной. Такие моменты затрудняют работу по обработке данных, полученных при проведении переписи населения, и искажают результаты. Например, перепись 2002 года выявила, например, что в России количество замужних женщин превышало число женатых мужчин!

К счастью, подавляющее большинство граждан ответственно относятся к переписи, понимая, какое это важное и нужное дело.

В октябре 2018 года в России прошла пробная перепись населения посредством государственного портала https://www.gosuslugi.ru/. Она станет ключевым этапом подготовки к главной Всероссийской переписи населения 2020 года.

1.1. Из истории переписей населения в России

Перепись населения - уникальная статистическая операция. Начало учёта населения на территории Руси относится к IX веку. Еще Л.Н. Толстой, принимавший активное участие в переписи 1897 г., определил ее «как зеркало России, в которое независимо от нашего желания придется взглянуть».

Первая перепись прошла в России в 1897 году. Научное руководство ею обеспечивал знаменитый географ и путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский (до 1906 г. П. П. Семенов). На нашей территории России (без Тывы и Калининградской области, вошедших в состав России в 1944 и 1945 годах) всего было переписано 67,5 млн человек. Последние две переписи в России прошли в октябре 2002 г. и 2010г. В 2002г. было зарегистрировано 145,2, а в 2010г.-142,9 млн человек , постоянно проживающих в России.

Перепись — это «моментальный снимок» всего населения страны в определенный момент времени. Во многих странах, как и в России, перепись проводится приблизительно один раз в десять лет, иногда чаще.

Например, в Канаде — через каждые пять лет. Всероссийская перепись населения 2010 года прошла с 14 по 25 октября. Она проводилась под девизом «России важен каждый».

1.2. Интересные факты из историй переписей

Из газет 1926 года: «Больными вопросами оказались вопросы о брачном состоянии, о жилой площади, и о возрасте у женщин».

При заполнении переписных листов в 1897 году, на вопрос об имени и отчестве жены, мужики из деревень, отвечали так: «Буду я величать ее! Баба так и есть, и нет ей больше названия».

Николай II в графе «род занятий» скромно указал: «хозяин земли русской, а его супруга – «хозяйка земли русской».

При переписи 1989 года число замужних женщин в нашей стране несколько превышало число женатых мужчин.

После проведения Всероссийской переписи населения в 2002 году, оказалось, что современные россияне не уступают в чудачестве своим предкам. Так, например, в Перми поклонники творчества Толкиена в графе «национальность» указали «хоббит» или «эльф». В Ростове-на-Дону тридцать человек назвали себя скифами по национальности. В Татарстане переписчиками был зафиксирован инка, говорящий на языке могикан.

Мы все такие разные и школьная перепись населения помогла нам собрать более полную информацию об учащихся и сотрудниках школы.

В нашу перепись мы включили как «классические» переписные вопросы, так и вопросы из взрослой жизни, а также вопросы, которые направлены на вопросы базовых знаний по предмету «География».

Практическая часть

Определение последовательности проведения исследования

Обычно в школе общение проходит в системе ученик-учитель, а времени на общение в системе ученик-ученик не так уж и много: ведь перемены такие короткие! Бывает, учишься с одноклассником 11 лет и почти ничего о нем не знаешь.

Вот мы и решили провести «Перепись населения школы», а так как перепись населения касается предмета географии, было решено включить несколько вопросов относительно данного предмета. Нами был разработан переписной лист, как для обучающихся, так и для педагогов нашей школы.

2.2.  Сбор и обработка информации

Сбор данных осуществлялся на основе самозаполнения анкеты. Переписной лист состоял из 16 вопросов. 12 вопросов личного характера, 4 вопроса, относящихся к географии.

Переписной лист для учащихся

ФИО

Дата рождения

Какой Вы национальности?

Адрес проживания (указать село, улицу)

Укажите цвет глаз

Укажите свой рост (в см)

Укажите название книги (или произведения), которую Вы недавно прочитали.

Назовите, Ваше любимое увлечение? (не менее одного)

Укажите Ваш любимый школьный предмет (один)

Какой из перечисленных социальных сетей Вы чаще всего пользуетесь (нужное подчеркнуть)

А) Вконтакте Б) Viber В) WhatsApp Г) Одноклассники Д) Telegram

Е) свой вариант___________

11. Вы бывали заграницей? Если да, то укажите страны (Украина, Казахстан, Белоруссия тоже заграничные страны).

12. Если бы у Вас была возможность поехать в путешествие, в какую страну Вы бы отправились?

13. Укажите субъект РФ, в котором Вы проживаете, а также его центр.

14. Какова численность населения России?

15. Если бы Ваш друг/подруга/знакомый(ая), который жил(а) заграницей, приехал(а) в субъект РФ, в котором Вы проживаете, что бы Вы ему в первую очередь показали ( имеется ввиду достопримечательности, знаменитые места).

16. Вы хотели бы сменить место своего жительства? Если да, то Вы бы поехали заграницу или в другой субъект РФ?

Переписной лист для педагогов

Ваше имя

Знак зодиака

Ваше любимое занятие (хобби)

Кем Вы хотели быть в детстве

Черты характера, которые нравятся в ученике

Черты характера, которые не нравятся, настораживают…

Перепись в МБОУ «Татарская СОШ» проводилась впервые. Все данные собирались и анализировались по состоянию школьного коллектива на 2019-2020 учебный год.

Мы провели анкетирование среди учащихся 5-11 классов, всего было опрошено 85 учащихся МБОУ «Татарская СОШ».

В опросе участвовали 50 девочек и 35 мальчиков, «женское население» в МБОУ «Татарская СОШ» превышает «мужское» на 18%.

Рис. 1. Половой состав МБОУ «Татарская СОШ»

Мы провели подсчет распространенности имён учащихся. Самыми популярными среди девочек оказались имена Полина и Виктория.

Рис. 2. Рейтинг распространенности имен девочек

Самыми популярными именами среди мальчиков стали имена Иван, Матвей и Александр.

Рис. 3. Рейтинг распространенности имен мальчиков

Больше всего учащихся родилось в сентябре, вторым по популярности стал месяцем для рождения стал август.

Рис. 4. Дни рождения

Изменение национального состава населения России — одна из немаловажных проблем государственного уровня.

В нашей многонациональной стране живут более 130 народов, каждый из которых отличается по языку, традициям, культуре. Русские являются титульной нацией нашего государства. Нам было интересно узнать, насколько национальный состав нашей школы отражает ситуацию, сложившуюся в стране.

По данным нашей статистики, большинство учащихся нашей школы — русские. Но также стоить отметить, что 13 учащихся не знают, кем они являются по национальности или можем предположить, не понимают, что означает слово «национальность».

Рис. 5. Национальный состав учащихся МБОУ «Татарская СОШ»

И следующее, что мы хотели узнать - это цвет глаз ребят. Больше всего в нашей школе учеников с карими глазами, далее следуют – зеленоглазые и голубоглазые учащиеся.

Рис. 6. Цвет глаз учащихся

Учащимся был задан вопрос об их росте. Средний рост среди опрошенных составляет 159, 4 см, самый высокий учащийся имеет рост 187 см, это учащийся 8 класса, а самый низкий – 128 см, учащийся 5 класса.

Рис.7. Рост учащихся

Таблица 1. Рост учащихся

СРЕДНИЙ РОСТ

159,4

САМЫЙ ВЫСОКИЙ

187

САМЫЙ НИЗКИЙ

128

На вопрос «Ваше любимое увлечение» самым популярным ответом стало рисование, затем следуют волейбол, танцы, занятие спортом и игры в телефоне. Стоит отметить большое разнообразие имеющихся хобби у обучающихся нашей школы.

Рис. 8. Увлечения учащихся

У каждого школьника есть любимый предмет. Из проведенного опроса выяснилось, что большинство учеников считают своим любимым предметом физическую культуру, на втором месте в рейтинге стоит математика.

Рис. 9. Любимый предмет учащихся

Учёба - основная и главная деятельность учащихся. Но в свободное время каждый ученик может проявить себя в разных направлениях.

Больше всего используют в повседневной жизни респонденты социальную сеть Вконтакте.

Рис. 10. Рейтинг использования социальных сетей учащимися

Далее мы проанализировали вопросы, которые затрагивали предмет «География».

Учащимся был задан вопрос «Бывали ли Вы за границей»?

Рис. 11. Выезд за пределы РФ

Из диаграммы видно, что большинство учащихся не были за границей.

Рис. 12. Страны путешествий учащихся

Большая часть опрошенных, которая уже побывала за пределами РФ, выбрала направление к ближайшему соседу России на юге – Казахстану, оно и понятно, потому что мы живем буквально на границе.

На вопрос «Если бы у Вас была возможность поехать в путешествие, в какую страну Вы бы отправились?» самыми популярными странами стали Франция и США, но больше всего поразил тот факт, 22% - т.е. 19 учащихся вообще не хотят путешествовать и покидать пределы РФ.

Рис. 13. Выбор стран для будущих путешествий учащимися

На вопрос «Какова численность населения России» в ходе опроса было выявлено, что практически половина опрошенных не могут назвать точную численность населения России.

Рис. 14. Знание учащихся о численности населения России

Нам стало интересно, знают ли учащиеся МБОУ «Татарская СОШ» достопримечательности своего родного края, т.е. Омской области. Опрос показал, что 58% не знают названия достопримечательностей и знаменитых мест. Из тех, которые были названы, лидируют Ачаирский монастырь, Иртышская Набережная и памятник Ленину.

Рис. 15. Знаменитые места Омской области, по мнению учащихся

Учащимся был задан вопрос «Вы хотели бы сменить место своего жительства? Если да, то Вы бы поехали заграницу или в другой субъект РФ?», были получены следующие результаты – 55% не хотят уезжать из России, 27% хотели бы переехать за границу, например, в Германию, США, 18% - хотели бы переехать в другой субъект РФ, например, в Москву, Санкт-Петербург и Казань.

Рис. 16. Предполагаемая смена места жительства

В школьной переписи населения приняли участие и сотрудники школы, всего 17 учителей. Им так же было предложено заполнить анкету, ответить на некоторые вопросы.

Мы провели рейтинг имён сотрудников школы.

Рис. 17. Рейтинг распространенности женских имен среди педагогв

Самые распространённые имена –Мария, Елена, Татьяна.

Рис. 18. Знак зодиака учителей

Следующий вопрос, который нас интересовал «Под каким знаком зодиака Вы родились». И мы узнали, что водолей - это знак зодиака, под которым родились большинство сотрудников школы.

Чем же занимаются взрослые в свободное время? Нам было очень интересно узнать, есть ли хобби у наших учителей?

Рис. 19. Хобби педагогов

И мы узнали, что чтение занимает первое место в рейтинге любимых занятий, далее следует рисование, вязание, заниматься спортом.

Рис. 20. Детские мечты учителей о будущей профессии

Но каждый ли учитель сразу решил посвятить себя школе, обучению детей? Задав следующий вопрос «Кем Вы хотели стать в детстве?», мы выяснили, что большинство учителей уже в детстве решили выбрать профессию учителя.

У всех нас разные черты характеры, разное воспитание, разные привычки.

Черты характера, которые нравятся в ученике - это следующий вопрос, на который отвечали сотрудники школы.

Рис. 21. Черты характера, которые нравятся педагогам в учениках

Ответственность и доброта – вот что главное отмечают в учащихся учителя.

Рис. 22. Черты характера, которые не нравятся педагогам в учениках

Лень и агрессия - это черты характера, которые не нравятся и настораживают большинство учителей.

Перепись – это специальная статистическая операция сбора, обобщения и анализа полученных данных. Перепись населения МБОУ «Татарская СОШ» школы дала возможность более тесно познакомиться с процедурой переписи.

В ходе работы, мы узнали много новой информации об учениках и о школе в целом. Столкнулись с некоторыми трудностями: учащиеся не понимали заданного вопроса и отвечали невпопад.

Заключение

В своей работе мы рассказали об истории переписи населения, разработали переписной лист для проведения переписи учеников и работников школы, провели перепись, провели качественный и количественный анализ результатов переписи населения Татарской школы, выявили интересы обучающихся и педагогов.

На основе полученных материалов о качественном и количественном составе нашей школы мы смогли сделать следующие выводы:

наметилась явная тенденция на уменьшение численности учеников нашей школы, как и в целом по России;

в нашей школе больше обучается девочек, чем мальчиков;

самыми популярными имена среди девочек стали имена Полина и Виктория, среди мальчиков Иван, Матвей и Александр;

по национальному составу преобладают русские;

вопрос о росте учащихся поможет при выборе школьной мебели, средний рост учащихся составил 159,4 см;

любимым занятием школьников в свободное время стало рисование, так ответило большинство опрошенных, а любимым школьным предметом стала «Физическая культура», выявилось некое несоответствие.

большинство учащихся еще не бывали заграницей и вообще не хотят путешествовать, а меньшинство побывало в «соседней» стране, Казахстане;

было выявлено, что практически половина опрошенных не могут назвать точную численность населения России.

многие учащиеся не знают название достопримечательностей и знаменитых мест своего родного края.

Большинство опрошенных в ближайшем времени не хотят переезжать ни в другой субъект, ни за границу.

Все поставленные в начале исследования задачи выполнены, что позволило достичь цели, то есть провести социологическое исследование населения образовательного учреждения.

Список литературы

1. Душина И.В. Народы мира – М., 2006 г.

2. Ром. В.Я. Новое в России. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «География России. Население и хозяйство» , М.: Дрофа 2006г.

3. Интернет ресурсы

 http://ru.wikipedia.org.

http://www.perepis-2010.ru.

Просмотров работы: 123