Секрет Петра Гринева: чему и как надо учиться?

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Секрет Петра Гринева: чему и как надо учиться?

Урусова В.В. 1
1МБОУ "СОШ №3 г. Тосно"
Иванова С.Л. 1
1МБОУ "СОШ №3 г. Тосно"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конец мая. Последние уроки литературы в учебном году. Я мысленно прощаюсь с героями изученных в этом году произведений и с нетерпением жду листок со знакомым названием «Список литературы на лето». С какими книгами мы познакомимся в новом учебном году? Кто из героев новых произведений станет моим другом и примером для подражания?

И вот листок у меня в руках. Я быстро пробегаю глазами по списку, и мой взгляд останавливается на повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Словно на одном дыхании, я прочитала эту книгу. Написанная сто восемьдесят лет назад она не перестает вызывать горячий интерес у читателей, а образ главного героя Петра Гринева и сегодня является образцом чести, благородства и верности долгу. Полученный перед отъездом на службу наказ отца: «Береги платье снову, а честь – смолоду», герой проносит через всю свою жизнь и, несмотря на трудности и ошибки, всегда строго его выполняет. В чем же секрет Петра Гринева? Как и почему именно он становится человеком чести и долга? Все мы знаем, что на характер человека влияют образование и воспитание. Но все ли, кто получил хорошее образование, становятся достойными людьми? К сожалению, нет. И поэтому главный вопрос, который актуален и в наши дни: чему и как учиться?

В самом начале своей повести Пушкин отправляет нас к истокам становления характера главного героя – в эпоху детства и юношества, учения и взросления. А известно ли вам, что письму и наукам дворянские дети обучались дома? С самого рождения маленьких дворян отдавали на попечение нянек и «дядек», которые зачастую были полуграмотными крепостными. Они обучали своих воспитанников всему тому, что умели сами. С наступлением школьного возраста родители-дворяне нанимали для своих детей учителей и гувернеров, которых часто выписывали из-за границы. Нередко эти иностранцы оказывались шарлатанами и мало чему могли научить своих воспитанников. Строки А.С. Пушкина об образовании его современника Евгения Онегина являются ярким тому подтверждением:

«Monsieur l’Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в летний сад гулять водил».

Но родители маленьких барчат не сильно расстраивались по этому поводу. Для большинства дворянских семей главным было вырастить из своего чада человека светского, умеющего подать себя в обществе.

А что же Петр Гринев? Каким наукам был научен он?

Петруша, будучи сыном отставного гвардейского офицера и бедной дворянки, так же, как и все дворянские дети, получил домашнее образование. С улыбкой вспоминает сам Гринев о своем образовании и годах, проведенных в родительском доме: «Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя В., близкого нашего родственника».

В пять лет мальчик был отдан «на руки стремянному Савельичу», который был пожалован ему в дядьки. Под неусыпным надзором крепостного к двенадцати годам Петруша выучился русской грамоте и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля».

Затем для дальнейшего образования из Москвы был выписан француз, мосье Бопре, который в отечество своем был парикмахером, в Пруссии же служил солдатом. Как и большинство учителей-иностранцев, наукой преподавания Бопре стал заниматься лишь только в России. Но чему же мог научить такой учитель? О полученных знаниях Петр Гринев пишет с иронией: «…по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом». А вскоре и вовсе «воспитание кончилось», когда батюшка застал француза пьяным и прогнал со двора.

Читая первые страницы повести, невольно вспоминаешь комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль», а в молодом Петруше Гриневе находишь много общего с глупым недорослем Митрофанушкой. Недорослем называет и сам Пушкин своего героя в детстве, который резвится и бездельничает, гоняет голубей, как и Митрофан. Они почти ровесники и воспитывались в одно время, получив традиционное домашнее образование. Также как и многим дворянским детям, в наставники им достались малообразованные и полуграмотные люди. У одного в учителях крепостной Савельич и парикмахер мосье Бопре, а у другого – отставной солдат Цыфиркин, недоучившийся семинарист Кутейкин и бывший кучер Адам Адамыч Вральман, немец по происхождению.

Но знакомясь с произведением дальше, постепенно приходишь к выводу, что главными воспитателями и учителями для недорослей Петруши и Митрофанушки стали их родители. Насколько разные эти семьи! Разные взгляды на жизнь, разные семейные ценности.

Андрей Петрович и Авдотья Васильевна Гриневы – люди честные и порядочные. С самого детства Гринев старший воспитывал сына в строгости и справедливости, прививая такие качества, как честь и благородство, уважение к старшим. Он мечтал вырастить из Петра настоящего офицера и достойного человека. И поэтому, когда приходит время, он отправляет служить сына в Оренбург, а не в Санкт-Петербург, где, по его мнению, тот научится лишь «мотать да повесничать».

Госпожа Простакова полная противоположность родителей Гринева. Она грубая, лживая и не воспитанная. Для нее не существует никаких нравственных понятий. Бесчеловечная помещица держит в страхе не только крепостных, но и всех домашних, считая, что ей все дозволено. И лишь только к Митрофанушке Простакова относится совсем иначе. Она любит его слепой любовью, балует, потакает ему во всем, воспитывая в нем бездельника и грубияна.

И вот Петр и Митрофан на пороге новой взрослой жизни. Им по шестнадцать. Что можно сказать о них теперь? Митрофан Простаков – копия своей матушки, глуп, труслив и бессердечен. Он с легкостью отказывается от матери и бросает ее в беде. Словами «Вот злонравия достойные плоды!» заканчивается история недоросля Митрофанушки.

А Петр Гринев? Его история, можно сказать, только начинается. На наших глазах вчерашний недоросль превращается в настоящего мужчину сильного и мужественного. Жизненные испытания закаляют его характер и пробуждают в нем те качества, которые он вынес из родительского дома. Петр добр и милосерден, как матушка, а честен, храбр и благороден, как отец. С волнением и интересом я наблюдала за развитием характера главного героя и каждый раз радовалась его выбору.

Покинув отчий дом, Петр сразу же оказывается в ситуации выбора: послушать Савельича, настаивающего уклониться от расчета, или же поступить по справедливости и вернуть проигранный долг мошеннику Зурину. Гринев, не задумываясь, выбирает второе. Выполнение последнего наказа отца становится смыслом жизни главного героя и позволяет ему при любых обстоятельствах всегда оставаться человеком чести и долга.

Последующее решение отблагодарить вожатого заячьим тулупом, вопреки воле и упрямству Савельича, говорит о благородстве и доброте главного героя. Он даже не подозревает, что впоследствии этот бескорыстный поступок спасет ему жизнь.

Оказавшись в гуще крестьянского восстания Гринев ведет себя честно и очень достойно. Он храбро сражается в Белогорской крепости, выполняя свой офицерский долг. Но крепость осаждают бунтовщики. И вновь ситуация выбора: казнь на виселице или унижение и предательство. Верный себе Петр выбирает смерть. Он отказывается присягнуть на верность Пугачеву и не переходит на его сторону: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Такая искренность и верность долгу поражают Пугачева, он милует Гринева и отпускает. И это не последняя встреча героев.

Следующий серьезный выбор – это выбор человека, человека сильного и благородного. Петр не может бросить в беде любимую девушку, ради нее он готов на все. Получив от генерала отказ в спасении Марии Петровны, герой не впадает в отчаяние. Рискуя жизнью, он отправляется в лагерь бунтовщиков, принимает помощь Пугачева и спасает девушку.

Еще раз в высшей степени благородно поступает главный герой на суде. Он принимает обвинение в измене и выбирает арест, но не называет имени возлюбленной, тем самым спасая ее честь.

Подходит к концу история Петра Гринева. Последние страницы повести… И я не перестаю восхищаться этим юношей. Много испытаний выпало на долю Петра, но судьба не сломила его, он не отрекся от своих взглядов и не запятнал свою честь. Кому обязан герой таким воспитанием? Конечно же, родителям. Своим личным примером, поведением и поступками они воспитали в сыне лучшие человеческие качества. Гринев не получил хорошего образования и не вращался в высших кругах общества, но это не помешало ему стать достойным человеком. И не случайно некоторые страницы повести перекликаются с комедией Фонвизина «Недоросль». Тем самым Пушкин убеждает нас, что воспитание ребенка начинается в семье, и лишь только по-настоящему нравственные люди могут воспитать порядочного человека.

«Капитанская дочка» написана почти два века тому назад, а вопрос воспитания человека нравственного, человека, умеющего отвечать за свои поступки, стоит остро и в наши дни. Конечно, уровень образования подростков XXI века гораздо выше, мы много знаем и многое умеем. Но не всегда это помогает. Как часто в современном обществе мы встречаемся с лицемерием, подлостью, жестокостью! Сегодня для многих школьников стало нормой пройти мимо чужой беды, посмеяться над лучшим другом, обидеть слабого. Теперь не модно служить в армии и защищать свое Отечество. В погоне за деньгами и материальными благами люди стали забывать о таких нравственных качествах, как доброта, сострадание, уважение, ответственность. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос много лет назад нам дал Александр Сергеевич Пушкин, поэтому его повесть остается актуальной и в наше время.

Просмотров работы: 860