ХИМИЯ – МЕЛОДИЯ ЖИЗНИ

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ХИМИЯ – МЕЛОДИЯ ЖИЗНИ

Новрузова Ильхама Натиг кызы 1
1«Средняя школа № 7» им. Е. Султанова г. Нахчыван
Мамедова Ф.С. 1
1«Средняя школа № 7» им. Е. Султанова г. Нахчыван
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Азербайджан – это моя страна, его неотъемлемая часть Нахчыванская Автономная Республика - мой родной край, его столица Нахчыван- мой дом. Я здесь родилась и учусь в Х классе средней школы № 7 имени Э. Султанова. Моя учительница химии - Ифада Гасанова. В месяц один раз сотрудник Нахчыванского отделения НАНА, доктор философии по химии, доцент, профессор Российской Академии Естествознания Физза Мамедова преподает нам урок химии. Она тоже была выпускницей нашей школы.Благодаря ей мы проводим опыты, решаем химические задачи, делаем тесты и отвечаем на вопросы по химии.Именно поэтому в марте я занял первое место на Всероссийской химической олимпиаде «Время знаний». Опыты мы проводим в лаборатории "Гидрогеология и минеральные воды" Института Природных Ресурсов, руководителем которого является наша преподавательница. Физза Мамедова подарила мне много книг, ознакомила со статьями по химии и интересными номерами журнала "Химия и жизнь". Все это было очень интересно, но прочтенная мною статья А.Л. Бучаченко "Химия и музыка" поразила меня. Вот почему у меня возникло желание написать эссе на тему: «Химия-мелодия жизни».

О статье, в которой академик пишет: «Человечество ждёт от химии новых материалов с магическими свойствами, новых источников и аккумуляторов энергии, новых чистых и безопасных технологий и т.д. Всё это - внешняя, наружная сторона химии, доступная и ясная всем. Но в химии есть свой внутренний мир, внутренняя логика, внутренняя торжественная красота, внутренняя музыка» 2, речь пойдёт ниже.

Я хочу рассказать вам о трех красотах природы, которые мне очень нравятся: радуга, музыка, химия и их взаимодействие друг с другом. Я очень люблю наблюдать радугу, никогда не устаю смотреть на упорядоченную вязку цветов. Загадочное путешествие в мир красоты, гармоничная красота мира цветов не мешают друг другу. Радуга - это олицетворение всех красок жизни. Радуга символизирует преображение, небесную славу, трон бога Неба, встречу Неба с Землей, мост или границу между мирами. Впервые, радуга была разъяснена И. Ньютоном как природное явление. Радуга – атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении ярким источником света. Она выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра видимого излучения (от внешнего края: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге, но следует иметь в виду, что на самом деле спектр непрерывен, и его цвета плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. В нашем регионе часто наблюдается радуга. Это уникальное и загадочное природное явление освещает внутренний мир человека, дарит ему радость и уют. Каждое творение удивительно. Нас восхищает, прежде всего, созданная природой такая простая вещь как изморось, осевшая за ночь на огненно-красных кленах, до наисложнейшего создания – выношенного и рожденного в свет человеческого дитяти. Нас восхищают Вольфганг Моцарт, Иоганн Бах, УзеирГаджибеков, Кара Караев и их творящие арии. Наверное, гениальный Низами Гянджеви не оставил без внимания эту уникальную красоту, призвав создать одно из жемчужин мировой поэзии - "Семь красавиц". Еще раз увековечить это бессмертное произведение стала заслуга великого композитора Кара Караева. Или же Фил Итоя и Томас Коул, создавшие простую молекулу – кубан, в которой восемь атомов углерода с присоединенным к каждому водородом образуют куб 3. Основоположник нефтехимии в Азербайджане Юсиф Мамедапиев предложил новые методы хлорирования и бромирования разных углеводородов с участием катализаторов и особенно указал пути получения тетра хлоруглерода, метилхлорида и других ценных продуктов при помощи хлоризации метана. Исследования в области каталитического алгидирования ароматических циклопарафинных углеводородов при помощи непредельных углеводородов дали возможность синтеза в промышленном масштабе компонентов авиационных топлив.

Мы являемся частью природы, об этом нам постоянно напоминает наше собственное тело. Но и искусство, и наука – это, очевидно, результат взаимодействия, иногда даже столкновения между природой, с одной стороны, и человеческим разумом или духом, с другой. Давайте взглянем на великолепный таинственный мир, также состоящий из 7 радужных звуков - это музыка. Музыка вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов 4. Г. Г. Эггебрехт, говоря о музыке, определяет её как «художественную организацию звучания, которое, в смысле природного и эмоционально воспринимаемого звучащего феномена», рисует картину мира и души, неосознанно и конкретно схватываемую слухом, а в смысле искусства (это звучание) становится духовным «языком» материального мира, отрефлексированного и упорядоченного.

Химия тоже напоминает радугу, разница здесь в обилии цветовых оттенков. Именно из-за этого великолепного и бесчисленного разнообразия цветов я очень люблю химию. Химия-это наука, которая управляет природой, миром, веществами, которые составляют нашу повседневную жизнь, их превращениями, этими преобразованиями. Химия-это изящная, но в то же время могучая наука. Химические процессы использовались человечеством уже на заре его культурной жизни 1.Что общего может быть между химией и музыкой? Строение вещества и музыка. Каждое вещество состоит из молекул, а молекулы из атомов. Музыкальные произведения также состоят из мелодий и аккордов, а последние – из звуков.

Земную кору составляет сравнительно небольшое число элементов. Около 1/2 массы земной коры приходится на кислород. Более ¼ на кремний. Всего 18 элементов составляют 99,8% массы земной коры. В живом организме преобладают 6 элементов: С, Н, O, N, P. S – на которые приходится 97,4% массы организма. В таблице Менделеева на данный момент 118 элементов, сочетая которые, можно создавать отличающиеся друг от друга вещества, бесконечно много импровизировать. Химики получают молекулы. Они изучают свойства молекул, создают теории о том, что делает молекулы устойчивыми, чем объясняется их форма или цвет; исследуют механизмы реакций, пытаясь понять, как молекулы взаимодействуют друг с другом. Не имея молекулы, нельзя научить ни свойств, ни механизмов. И так создание молекул сближает химию с искусством. Химики собственноручно творят те объекты, которые потом воспринимают и изучают. В точности то же самое делают композиторы, художники и др.

В музыке, из семи нот можно составить такое же бесконечное количество мелодий. Таким образом, мелодии, созданные звуками, а также комбинации элементов, являются красочными и неисчислимыми.

Теперь я знаю, что химия стала мелодией моей жизни, ее композитор и дирижер под крылом симфонии природы зовет меня в будущее, к научным исследованиям, к тому, чтобы стать химиком. Каждый раз, когда я захожу в лабораторию «Гидрогеология и минеральные воды», чувствую, что нахожусь в маленькой области природы. Цветные вещества, их чудесные превращения, полезные продукты химических реакций, даже оборудование и реагенты делают меня счастливым. В химической колбе, где идет реакция, находится не одна, а 1023 молекул. Все они крохотные, где хаотически мечутся вокруг, каждая на свой манер. И все-таки, в среднем они оказываются вынужденными сделать то, чего мы от них хотим, подчиняясь лишь внешним макроскопическим условиям, в которые мы помещаем маленькую колбу, непреложным законам термодинамики. И так мы по своей воле творим порядок в небольшой области пространства, увеличивая беспорядок, царящий вокруг.

Мы уравненья реакций учились писать,

Соли, кислоты и щелочи распознавать..

Атомы ядра, молекулы – нет им числа,

Химия так незаметно с ума нас свела!

Химия моя, химия моя, ты наука века!

Химический синтез –это логика, он и есть искусство. Вот что писал об этом один из современных его мастеров Э. Дж. Кори: «Химик-синтетик не только логик и стратег; он – исследователь, в значительной мере склонный фантазировать, упражнять воображение, творить. Эти дополнительные черты вносят в синтез элемент артистизма, который вряд ли можно включить в число основных принципов синтеза, но они вполне реальны и крайне важны».

Я слежу за экспериментами научных сотрудников и переживаю те чувства, которые испытывала, когда увидела радугу. Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство. Появление радуги в небе означает, что вскоре наступит хорошая погода и ненастью пришел конец. В будущем, надев белый халат, я хочу изменить волшебный мир цветов мира своими руками. Я могу с уверенностью сказать, что в будущем буду синтезировать лекарства для таких болезней, как эпидемия коронавируса, которая охватила человечество черными облаками и представляет угрозу для наших родных, бабушек и дедушек. И наш мир станет таким же ясным, как радуга, если мы сотрем с лица Земли эту эпидемию.

Вы, наверное, замечали восход солнца хотя бы один раз. Вы видели, как горизонт меняется с темно-красного на голубой цвет, а кромешная тьма сменяется светом рассвета. Наука похожа на солнце. Солнце освещает мир по утрам. Наука освещает наш внутренний мир, погружает его в свет и ясность, так как путь к светлому будущему проходит через научно-технический прогресс. Теперь я знаю, что для того, чтобы покорить вершины науки и высокие горы, вершины которых не видны из тумана, несмотря на все препятствия, необходимо постоянно двигаться только вперед. Давайте согласимся, что этот принцип позволяющих получить конечный результат, заслуживает самых добрых слов. А конечным результатом является сочетание музыкальной гармонии химии и жизни с таинственной красотой и разнообразием, подобным радуге.

ЛИТЕРАТУРА:

Аббасов А.Д., Мамедова Ф., Гурбанов Г. Экология и окружающая среда во взаимоотношении общества и природы. Нахчыван, «Аджеми», 2018, 290 с.

Бучаченко А. Л. Химия как музыка.  Тамбов [и др.]: «Издательство Международного информационного нобелевского центра: Нобелистика“», 2004, 191 с.

Поль Деповер. О, химия! М.: Техносфер а, 2011, 171 с.

 Большая российская энциклопедия. Том 21. М., 2013, с.403.

Просмотров работы: 884