Быть счастливым (по сборнику Эдуарда Русакова «Майский сон о счастье»)

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Быть счастливым (по сборнику Эдуарда Русакова «Майский сон о счастье»)

Голобурдо А.А. 1
1МБОУ СШ № 64
Скогорева Н.Н. 1
1МБОУ СШ № 64
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тезисы

 

В 2017 году сборник Эдуарда Русакова «Майский сон о счастье» был номинирован на премию имени Фазиля Искандера. Данный сборник стал объектом исследования в работе.

Первая глава данной работы – теоретическая. Здесь представлена информация о премии Фазиля Искандера и ее лауреате – победителе в номинации «Проза» –Эдуарде Русакове.

Во второй главе исследуются рассказы и повести сборника: Э. Русаков показал героев, различных по возрасту, роду занятий, жизненным ценностям. При этом у каждого из персонажей была мечта, ради которой им хотелось жить. В отдельной главе представлена таблица, из которой понятно, к чему стремились персонажи сборника «Майский сон о счастье».

Практическая значимость работы заключается в том, что жители города, края должны знать творчество Э. Русакова, понимать ценность произведений писателя. Материал исследования может быть использован на уроках литературы в старших классах.

Введение

Актуальность: нам, жителям Красноярского края, важно приобщаться к тому литературному источнику, который создают для нас писатели-сибиряки.

Постановка и формулировка проблемы. Есть книги, которые проходят незамеченными современным читателем. Но этого нельзя сказать о сборнике рассказов и повестей Э. Русакова «Майский сон о счастье». Данный сборник – талантливая книга мастера, которая не может оставить равнодушными ценителей слова, способных тонко чувствовать авторскую мысль и сочувствовать героям. Не случайно Эдуард Русаков в 2017 году стал обладателем международной премии имени Фазиля Искандера: он победил в категории «Проза».

Разработанность исследуемой проблемы: в научный оборот данный материал вводится впервые.

Цель работы: проследить, как в произведениях Э. Русакова, вошедших в сборник «Майский сон о счастье», раскрываются темы счастья, смысла жизни. Для этого были поставлены задачи: узнать подробности, связанные с вручением международной премии имени Фазиля Искандера; познакомиться с биографией красноярского писателя Э. Русакова, опираясь на доступные нам источники; исследовать рассказы и повести Э. Русакова, вошедшие в сборник «Майский сон о счастье»; выявить образную систему, представление героев о жизни и счастье.

Методы исследования: анализ; метод сплошной выборки; синтез; биографический метод.

Глава I. Международная премия имени Фазиля Искандера и её обладатель Эдуард Русаков

1.1. Премия имени Фазиля Искандера и её лауреаты

Премия имени Фазиля Искандера была учреждена Русским ПЕН-центром в августе 2016 года. Цель ее учредителей – напомнить об искандеровских традициях человечности, юмора и красоты. Кроме того, в номинации «Проза» на премию выдвигаются произведения, созданные по мотивам книг самого Фазиля Искандера [6].

Фазиль Искандер выступил в литературе как новатор, который насытил эпос «остросовременным и, в то же время, глубоко философским содержанием» [8].

Творческая задача конкурса – напомнить новым поколениям литераторов об искандеровских традициях добра, человечности и красоты, о его щедром юморе: «Фазиль Искандер — продолжатель великой русской писательской школы, и в то же время через Абхазию он внес, в российскую литературу обновленный этно-магический реализм… Он говорил замечательную художественную правду, при этом улыбаясь, смеясь и говоря притчами», — прокомментировал тот смысл, который несет в себе премия, Борис Евсеев [10].

Премия присуждается по нескольким номинациям: «Сюжет существования».

Номинация «Проза», «Под лёгкой тяжестью небес…». Номинация «Поэзия», Номинация «Киносценарий». В 2018 году была введена ещё одна номинация - «Чегемские высоты», которая будет вручаться молодым писателям Республики Абхазия, стран и республик Кавказского региона.

1.2. Эдуард Русаков и его проза

Русаков Эдуард Иванович (родился в 1942 году) – красноярский писатель, журналист, член Союза российских писателей.

Владимир Никифоров, близкий друг писателя, в своей статье, посвященной 70-летию со дня рождения Э. Русакова, пишет: «Читать и придумывать разные истории Эдик начал рано, а в пять лет заявил маме, что станет писателем и художником» [3].

Будущий писатель в 1960 году поступил в Красноярский медицинский институт. В студенческие годы произошли судьбоносные встречи с Е. Поповым, А. Поздеевым. «Ветер перемен», охвативший всю культурную и литературную жизнь страны, отразился на формировании творческого видения будущего писателя.

Несколько лет Эдуард Русаков служил по своей профессии: с 1966 по 1968 годы он жил и работал в деревне Поймо - Тина врачом-психиатром краевой психиатрической больницы. Позже писатель скажет: «Медицина очень полезна писателю… Знание медицины дает необходимую трезвость (и даже долю цинизма), что необходимо для пишущего человека» [3]. И все эти годы Русаков пишет: он автор «шпионских» повестей, стихов и психологических рассказов, созданных под влиянием прозы Л. Андреева, Вс. Гаршина, Ф. Достоевского.

Впервые молодой писатель напечатался в альманахе «Енисей» в 1966 году (рассказ «Обманщик»). Рассказами Эдуарда заинтересовался довольно известный в то время московский писатель Николай Евдокимов. В 1973 году Русаков становится студентом-заочником Литературного института им. А.М. Горького (семинар литературоведа Н. Томашевского).

С 1981 года Э. Русаков работает редактором на Красноярской студии документальных фильмов. С 1981 по 1991 годы он руководитель литературной студии при Красноярском Дворце культуры; с 1991 года – корреспондент газет «Евразия», «Вечерний Красноярск». С 1991 по 1994 гг. писатель работал в администрации Красноярского края. С 1998 года он обозреватель газеты «Красноярский рабочий». Рассказы писателя неоднократно публиковались в газетах «Красноярский комсомолец» и «Красноярский рабочий», в альманахе «Енисей», в журналах «Литературная учеба», «Сельская молодежь», «Студенческий меридиан». Эдуард Русаков является также автором книг «Конец сезона», «Белый медведь», «Театральный бинокль», «Остров Надежды», «Очередь за счастьем», «Стеклянные ступени» и другие» [13]. Последние годы Э. Русаков являлся председателем правления Красноярской региональной общественной организации «Писатели Сибири», заместителем редактора журнала «День и ночь».

В анонсе сборника Э. Русакова «Майский сон о счастье» есть фраза: «Если говорить о старой школе интеллигенции, то Русаков её яркий представитель: самоироничный, вежливый, спокойный человек, в меру въедливый, очень ответственный» [12]. Именно таким и представляешь писателя по прочтении сборника.

Глава II. Представление героев о счастье в сборнике рассказов Эдуарда Русакова «Майский сон о счастье»

2.1. Структурные особенности сборника «Майский сон о счастье»

Сборник избранной прозы «Майский сон о счастье» Э. Русакова был издан в 2017 году (издательство «Автор»). В сборник вошли рассказы и повести разных лет: начиная с 1970 по 2013 гг.Автор выделяет в заглавии три структурные части: ранние рассказы, повести разных лет, рассказы завтрашнего дня.

Ключевым произведением книги является «Майский сон о счастье», жанр которого автор определил, как лирическая фантазия (2004 г.) Это произведение дало название всему сборнику, а значит, именно здесь кроется мысль, объединяющая все произведения сборника.

Автор располагает произведения в основном в хронологической последовательности, однако в отдельных случаях данная последовательность нарушается. Так, рассказ «Солист хора» (1985 г.) расположен выше, чем произведения, созданные по времени раньше («Кривая баллада» - 1981 г.; «Автопортрет на фоне Кырска» - 1976 г.)

Жанры отдельных рассказов и повестей уточнены. Так, «Затемение-81» Э. Русаков определяет как рассказ-хроника; «Кривая баллада» - дневник советского поэта; «Автопортрет на фоне Кырска» - исповедь начинающего писателя; «Ангел-лунатик» - сказка для взрослых.

2.2. Художественное пространство сборника

Художественное пространство произведений, вошедших в сборник «Майский сон о счастье», конкретизировано автором, обладает определенными географическими свойствами. Место, где разворачиваются события большинства произведений сборника, - это город Кырск (Красноярск). И неслучайно: Красноярск – малая родина писателя. С этим городом связаны юношеские мечты Э. Русакова, здесь прошло его становление как писателя, общественного деятеля. Человека формирует среда, писателя — тем более. Такой средой для Э. Русакова и стал родной город. «Впоследствии Русаков назовет его «мемориальной зоной, большим заповедником», в котором он и экскурсант, и экскурсовод, и смотритель, и экспонат» [3].

Отдельные рассказы переносят читателя в Ташкент, Москву, Подмосковье, приморский город, что определяется особенностями развития сюжетных линий.

Пространственные характеристики воссоздаваемых в тексте событий преломляются сквозь призму восприятия автора, помогают понять модель мира, которая дорога писателю.

2.3. Система персонажей

Система персонажей включает в себя друзей и знакомых героя-рассказчика: они по профессии зачастую являются врачами или работниками культуры; а также женские и мужские образы, объединенные стремлением стать счастливыми, добиться справедливости, понять смысл жизни.

Стремление изменить свою судьбу, найти идеал не зависит от возраста, а потому героями Э. Русакова становятся люди, только начинающие самостоятельный жизненный путь, и те, кто испытал много на своем пути и теперь хотел бы обрести гармонию и радость бытия.

2.4. Ведущие приёмы

Одним из основных композиционных приемов, используемых Э. Русаковым при создании сборника, является прием монтажа. «Его функция понимается как разрыв непрерывности коммуникации» [11]. Данный приём присутствует в сюжетных произведениях, где есть вставные рассказы, лирические отступления, хронологические перестановки.

Монтажное начало предполагает также «внезапные и немотивированные переходы от одних моментов жизни персонажей к другим, более ранним, порой весьма далеким, а также «забегания» вперед, в будущее» [11].Такими эпизодами являются вставки, взятые из газет «Красноярский рабочий» от 31 июля 1981 г.; «Красноярский комсомолец» от 31 июля 1981 г.; из радиопередачи «Литературный Красноярск от 25 февраля 1976 года»; из выступлений по Красноярскому телевидению (1976 г.); из туристического путеводителя «Добро пожаловать в

Красноярск» (1975 г.). В рассказах название города заменено на Кырск. И это не авторская вольность: подобное фамильярное отношение к городу сложилось и прижилось в молодёжной среде, «насмотревшейся голливудских фильмов и впадающей в транс от вида искусственных парков и ночных видов европейских городов» [5]. Название города Кырск встречалось в газете «Вечерний Красноярск» (2005 г.), в «Сегодняшней газете», Красноярск (2003 г.), на форумах.

Наличие ретроспективного плана – отличительная особенность ряда произведений, вошедших в сборник. На воспоминаниях из прошлого строятся рассказы «Солист хора», «Приговор», «Полуголый король», повесть «Майский сон о счастье».

Ведущими приемами в сборнике являются такие сатирические приёмы, как юмор, ирония. Несмотря на трагизм событий в отдельных произведениях, самые сложные ситуации с помощью иронии и юмора начинают восприниматься как вполне решаемые и легко преодолимые. В третьей части своего сборника – «Рассказы завтрашнего дня» – автор прибегает к сарказму, создавая удручающую картину недалекого будущего, к которому можно прийти, если нарушать нравственные законы.

2.5. Представление о счастье героев Э. Русакова

2.5.1. «Голос пропащей жены» (1970 г.)

Петр Степанович работает механиком на электростанции, живёт в общежитии и мечтает жениться, получить отдельную комнату. Долгожданная встреча с девушкой, покорившей его воображение, состоялась: его избранницей стала «шоферша» Елена: она обладала лёгким характером, весёлым нравом. Но у пары не было детей.

Гармония семейной жизни нарушилась через пять лет: у Елены появился Пашка, от которого она родила дочь. Герой пытался стать счастливым и без Елены, но голос пропащей жены по ночам тревожил его. И Петр Степанович вернул своё счастье – Елену – домой.

Автор в рассказе подчеркивает мысль о том, что любовь не бывает без трудностей.

Умение ждать и прощать любимого человека непременно сделает тебя счастливым.

2.5.2. «Сюзанэ с павлинами» (1973 г.)

Главная героиня, Леля Петренко, 27 лет, медсестра из Кырска, получила путевку в Среднюю Азию. В Ташкенте она отправилась на экскурсию на Чирчикскую ГЭС и там начала тонуть. Её спас Камиль – уверенный в себе, сильный узбек. Он имел трёх жён. Слабая и ничем не защищенная в своей жизни, Леля твёрдо решила стать его четвертой женой. Камиль, чтобы успокоить девушку, дал ей задание вначале соткать сюзан – ковер. Леля не отступилась – и через год ковер был готов. Когда она вернулась в Ташкент, то узнала, что Камиль сидит в тюрьме. Сначала узбек даже не узнал Лелю, приехавшую к нему на свидание, пока главная героиня не развязала ковер. Камиль был поражен упорством Лели, принял её жертву.

Данный рассказ – не столько об одиночестве, сколько о поисках своего счастья, об огромном стремлении сделать всё, чтобы быть любимой. Леля поверила в сказку о сюзанэ, потому что умела мечтать и работать на свою мечту.

2.5.3. «Круиз» (1977 г., 2013 г.).

Андрей Петрович с детства мечтал перебраться из Кырска в Москву. И однажды Лев Ароныч, подпольный маклер, предложил ему фиктивно жениться ради московской прописки.

Зина, будущая жена, назвала свои условия для оформления брака (3 тысячи рублей), а позже рассказала, зачем ей нужны деньги: на путешествие по Европе – это была её заветная мечта. Но случилось непредвиденное: Зина влюбилась в своего фиктивного мужа. А потому, когда Андрей Петрович предложил ей развестись, исчезла из дома, при этом оставила деньги.

Рассказ учит тому, что наши мечты очень хрупки: Зиночка, много лет мечтавшая увидеть мир и ради этого ставшая «временной, липовой» женой, испытала любовные переживания – настоящие. Она, видимо, ждала от героя ответного чувства. Ирония героя в сторону Зиночки сменилась многолетней искренней тревогой за неё, ожиданием и надеждой на встречу.

2.5.4. «Из жизни микробов» (1986 г.).

Рассказчик – «маленький человек». Он мал ростом, и это является причиной всех его несчастий. Мир «больших» для него – это злобный мир, от которого он старается отстраниться. Однажды привычный ему ход жизни был нарушен: героя на профсоюзном собрании выбрали председателем профкома. Он, привыкший всегда оставаться в тени, не верит в себя, в собственные силы. Жена героя поняла его тревогу. Она заявила, что хотела бы стать Дюймовочкой, а муж ей – что хочет стать микробом, незаметным для людей. А потому мысль изобрести маленьких людей кажется им замечательной: крошечный народ воспринимали бы мир огромным, не тесным, где не будет страха перед большим, наступит гармония и счастье.

2.5.5. «Затмение-81».

Рассказ «Затмение-81» посвящен А.Г.П. – это Андрей Геннадьевич Поздеев – известный красноярский художник, дружба автора с которым длилась десятилетиями.

Из сюжета понятно, что герой-рассказчик звонит А.Г.П. и зовет его посмотреть на солнечное затмение на Караульную гору. Там произошли удивительные встречи двух друзей со знаменитостями из других эпох: знаменитым художником Суриковым и изобретателем радио Александром Степановичем Поповым. Расширяя художественное время и придавая событиям правдоподобность, автор подчеркивает мысль об условности времени.

Лексическое значение слова «затмение» получает в рассказе различное толкование. Во-первых, это астрономическое явление, за которым наблюдают жители Кырска. Во-вторых, это то, что происходит с людьми, не способными увидеть главное, понять истину. Зорким же является Андрей Геннадьевич: он уверен, что затмение – в умах людей. Даты, обозначенные в рассказе, в сочетании с фразой «затмение продолжается» - тому доказательство.

Рассказ убеждает читателя, что такие, как А.Г.П., заслужили своё место под солнцем, а потому должны быть поняты и приняты современниками – в этом и была мечта художника.

2.5.6. «Рядовой Исаев».

Рассказ – история о недолгой жизни умственно отсталого мальчика. Система раздавила его, такого незащищенного: сначала спецшкола, затем отчисление из техникума, психбольница, наконец служба в армии, где и закончился короткий жизненный путь рядового Исаева.

Главный герой был признан ограниченно вменяемым, но «пузатый полковник», чтобы не сорвать призыв, решил: «этот придурок» будет служить. Комиссовать-то недолго! В своей части Исаев стал предметом издевательств. Такова человеческая природа – наказывать за непохожесть.

Однажды Исаев отказался покупать на украденные деньги водку, и солдаты его избили до смерти, скинули в овраг и сожгли. Герой рассказа мечтал, чтобы счастье пришло в каждый дом, чтобы не было горя и потрясений. Глубокой скорбью о человеке, неспособном понять своего предназначения, звучат слова автора: «И сгорел рядовой Исаев, но его бессмертная чистая душа вознеслась высоко-высоко, и никто не нашел его обгорелые останки, потому что никто не искал, потому что он и впрямь оказался никому не нужен, потому что вообще никто никому не нужен в этом мире, даже те, кто приходят в этот мир не случайно, не просто так, а чтобы спасти нас всех, но ведь мы не хотим спасения, мы и сами не знаем, чего хотим».

2.5.7. «Приговор» (2006 г.)

Митя – главный герой рассказа – показан в момент, когда подошел конец срока отсидки, и он отправляется в свой родной Кырск. Он собирается разобраться с какими-то неотложными делами. И его жена Соня, открывшая дверь вернувшемуся мужу, и читатель постепенно догадываются с какими. Срок за срок, обида за обиду. Митя сажает Соню в гаражный погреб на 2 года и дает ей все, кроме свободы. Из-за этого рушится будущее его жены: Соня не попадает на вручение премии за публикацию своих стихов. Пассажиркам в автобусе Митя заявил: «Главная ваша беда – недостаток любви… Никто никого не любит». Не поняв своей вины перед женой, Митя, так много говоривший о любви, выносит приговор той, которая его ждала.

2.5.8. «Солист хора» (1985 г.).

Главный герой служил в хоре оперного театра. Он мечтал стать солистом, но понимал, что без его голоса мало что менялось в звучании хора. Своему герою автор не даёт имени, и это не случайно: «солист хора» был слишком незаметен для окружающих.

Вся жизнь его прошла как-то незаметно для него самого и, кажется, без его участия. В отношениях с женой были и радость, и любовь, родились сын и дочь. Однако чувство страха за детей, ожидание неотвратимых утрат и несчастий лишило его ощущения радости перед неизбежностью болезней и потерь. И страх постепенно убил в нем желание жить. Побег в приморский город стал последним, что предпринял герой, чтобы что-то изменить в жизни.

Рассказ «Солист хора» убеждает, что страх перед жизнью убивает человека раньше, чем заканчивается его земной путь. Именно страх что-то поменять в своей судьбе, неверие в себя, неумение радоваться каждому дню обесценивает человеческое существование.

2.5.9. «Кривая баллада» (февраль 1981 г.).

Рассказ «Кривая баллада» представляет собой дневник, в котором нашли отражение 4 дня из жизни советского поэта Михаила Незлобина. Судьба сводит его с Кирой Петровной – важной дамой из отдела культуры. Михаила отправляли от общества книголюбов в командировку в Норильск, и Кира обратилась к нему с просьбой передать туда «бумаги всякие, почетные грамоты». Посещение квартиры начальницы, разговоры с ней помогают Михаилу разглядеть в ней просто женщину с её желаниями, страстями, претензиями к жизни.

Михаил, вернувшись в город, узнает от главбуха, что муж Киры Петровны погиб. Известие поразило героя: сутки назад в разговоре с Кирой он услышал, что на её супруга оказывают сверху «жуткое давление» и вынуждают завысить «некоторые цифры» – а он отказывается. Получалось, что все разговоры, которые вели между собой Кира и Михаил, лишь игра в слова, примерка. А правда в том, что человек, для которого слова «совесть» и «принципы» не были пустым звуком, решил расстаться с жизнью. И он, поэт, чьё призвание – наблюдать за жизнью, стремиться к её отражению, обобщению, прошел мимо трагедии незнакомого ему человека, не понял её масштаба.И разве может у писателя получиться правдивая, не кривая, баллада, если он не сумел разглядеть того, что было совсем рядом?

2.5.10. «Автопортрет на Фоне Кырска» (1976 г.)

Рассказ «Автопортрет на фоне Кырска» состоит из пяти структурных частей, каждая из которых имеет своё название и представляет собой исповедь начинающего писателя Алика, врача по образованию. Каждую часть предваряет цитата, взятая из периодических изданий 70-х годов 20 века, которая служит поводом для личного, интимного, переживания.

«Серая Птица». Оскандалившийся жених Алик, обиженный на весь мир, оказался на крыше, где его и нашла невеста Катюша. Романтическая картина, открывшаяся перед молодоженами, навела порядок в мыслях героя, вернула в его мир гармонию и согласие. «Ахтунг, ахтунг!». Мечта героя состояться как писателю, найти себя в литературе, найти своего читателя сопряжена с мучительными духовными поисками. «Золотые колокольчики». Произведение убеждает в том, что творческое счастье заключается в востребованности у читателей того, что создал писатель. «Референт». Алик, покидая родное учреждение, слушал написанную коллегам песню. Так всегда и случается: поэты уходят, а песни остаются. «Бег на месте». Чтобы понять, насколько тебе дорога родина, надо с ней на время расстаться.

2.5.11. «Полуголый король».

Важная структурная часть сборника «Майский сон о счастье» - повести разных лет – всего их включено пять: «Полуголый король», «Мёртвая хватка первой любви», «Светлые аллеи», «Царь-сторож», «Майский сон о счастье». Обратимся к двум из них.

Повесть «Полуголый король» построена на воспоминаниях рассказчицы – пожилой седой женщины. Она ничего не ждёт от будущего. Воспоминания прошлого живо волнуют женщину: они связаны с её любимым человеком, которого звали Валера. Это был молодой поэт, с которым она познакомилась благодаря своей подруге.

Измученная и обессиленная собственной жертвенной любовью и насмешливым равнодушием любимого, Люся убила Валеру. Но получилось все наоборот: он был жив в её воспоминаниях, а её душа с тех пор была мертва. Люся мечтала сначала состояться в профессии, потом - о простом женском счастье: быть рядом с любимым, заботиться о нем, быть нужной ему. И все эти мечты забрал у неё Валера – её «полуголый король».

2.5.12. «Майский сон о счастье» (2004 г.)

В основу лирической фантазии «Майский сон о счастье» легли события, происходившие летом 1889 года. А.П. Чехов принимает решение поехать на Сахалин. Путь через Сибирь занял 82 дня, за которые писатель написал очерки под общим названием «Из Сибири» [2].

Внутренние монологи героя позволяют понять, что писатель болен, он как врач трезво оценивает те потери в здоровье, которые понёс, отправившись в далёкое путешествие. Болезнь мучает писателя, и мысли о собственном предназначении, о своем месте в жизни, о предельности самой жизни не покидают его. Ему приснилось женщина, которую ещё только предстояло встретить. Недолгое и нелегкое счастье, которое пошлет ему судьба. Он ещё напишет лучшие страницы своих произведений, он будет любить райский вишневый сад, в котором будет гулять с любимой. А главное, он исцелится от чахотки, будет совершенно здоров. Во сне можно стать совершенно счастливым. Произведение построено на основе реальных событий: с 1884 года Чехов действительно страдал кровотечением из лёгкого [4].

Лирическая фантазия «Майский сон о счастье» определила название сборника, и это не случайно. Автору сборника удалось передать раздумья о родном ему городе, о роли писательского труда, о том, что делает имя писателя бессмертным. И любовь как определяющее начало человеческого счастья получила в произведении своё утверждение.

2.5.13. Рассказы завтрашнего дня

В раздел «Рассказы завтрашнего дня» входит 13 произведений, написанных в последние годы. Общая тональность рассказов завтрашнего дня предельно мрачная, показывающая, как далеко зашел человек в своих пороках. Но есть и светлые по содержанию рассказы.

2.5.13.1. «Экспедиция».

Повествование в рассказе ведется от лица студента Красноярского университета, который собирается отправиться в Москву «порыться в так называемой библиотеке – единственном на всю Россию хранилище так называемых книг». Ему предстояло писать дипломную работу о русской поэзии XIX-XX веков, а в его родном городе не сохранилось ни одной книги. Однако шеф отправляет его в экспедицию на юг края собирать фольклор.

Своим рассказом «Экспедиция» автор предупреждает, к каким интеллектуальным и нравственным потерям может привести цивилизация, если из жизни человека уйдут книги.

2.5.13.2. «Валерик»(2008 г.)

Рассказ «Валерик» охватывает несколько лет жизни художника-профессионала. Ему 60 лет, он пенсионер, изредка пробавляется дополнительными заработками от продажи своих картин, портретов на заказ. Радость от появления на свет долгожданного внука Валерика сменилась огромным горем: ребёнок родился с болезнью Дауна. Славик, сын героя, решил отказаться от ребёнка. Художник же принимает решение усыновить собственного внука.

И любовь отца, помноженная на природный талант и усердие, дали результаты, изменили жизнь и Валерика, и старого художника. Однажды богатый бизнесмен, разбирающийся в живописи, захотел купить несколько картин теперь уже четырнадцатилетнего подростка за «фантастические» деньги. Валерик стал предметом гордости художника, его кормильцем и опорой в старости. Настоящая жизнь для Валерика только начиналась. Но успех был предопределен ещё когда его отец – старый, нищий художник - выиграл схватку со всем миром: всё в этой жизни должно быть окружено любовью.

2.5. «Счастливые» в сборнике Э. Русакова «Майский сон о счастье»

Каждый человек в своей жизни о чем-нибудь мечтал. Не являются исключением и герои Э. Русакова: они наделены разным взглядам на мир и отличаются характерами, но их всех объединяет стремление что-то изменить в своей жизни.

Композиционные особенности сборника, его трехчастная структура (ранние рассказы, повести разных лет, рассказы завтрашнего дня) позволяет проследить, как менялось авторское восприятие мира, а вместе с тем и представление героев о счастье.

Произведение

Герой

Мечта

«Голос пропащей жены»

Степан Петрович

Быть вместе с Еленой

«Сюзанэ с павлинами»

Леля

Быть рядом с Камилем

«Круиз»

Андрей Петрович

Зина

мечта о переезде в Москву мечта увидеть мир

«Из жизни микробов»

«Маленький человек»

мечта стать невидимым для людей, быть микробом

«Затмение – 81»

Андрей Геннадьевич

Поздеев

мечта быть понятым и принятым современниками

«Рядовой Исаев»

Исаев

мечтал, чтобы счастье пришло в каждый дом, чтобы не было горя и потрясений

«Приговор»

Соня

мечта о свободе, о том, чтобы получить признание читателей

«Солист хора»

Главный герой

мечтал стать солистом хора

«Кривая баллада»

Кира

Михаил Незлобин

Материальное благополучие

Жить по совести, отражать правду жизни

«Автопортрет на фоне

Кырска»

Алик

Мечта состояться как писателю, найти себя в литературе, найти своего читателя

«Полуголый король»

Люся

Валера

Сначала - состояться в профессии, потом быть рядом с любимым, заботиться о нем

Состояться в профессии

«Майский сон о счастье»

Чехов

Мечта о счастливой, спокойной жизни, о настоящей любви

«Экспедиция»

Студент университета

Мечта о сохранении книг

«Валерик»

Художник

Воплотил свою мечту: развил талант внука

«Рассказы завтрашнего дня» отличаются трагизмом. Здесь сложно обнаружить положительных героев, а главной формой изображения становится сатира. Из 13 произведений, вошедший в данный раздел, только в одном дается надежда на светлое будущее героев – в рассказе «Валерик». Многие «рассказы завтрашнего дня» решены автором как антиутопии.

«Антиутопия — это также жанр художественной литературы, в рамках которого автор критически относится к воображаемому будущему» [7]. Писатель Э. Русаков заглянет в будущее своего города, в котором нет места счастью и даже нет ощущения России.

В рассказе «Комендантский час» изображено время, когда правый и левый берега Кырска поделены на китайскую и немецкую зоны, а на мосту стоит КПП. Алёна теряет своего возлюбленного – профессора Зайцева, который во время комендантского часа пытается на лодке перебраться на другой берег: его убивают немецкие солдаты, а затем проявляют «сердобольность» – помогают вытащить убитого на берег.

В рассказе «Ромео и Джульетта», как и в известной шекспировской трагедии, влюбленные не могут быть вместе из-за семейной вражды (его отец – известный авторитет, а её - следователь) и решают расстаться с жизнью: бросаются под поезд. Но отрезанные головы пришивают, правда, перепутав, пришив не к тем телам. Влюблённые свыклись с новыми обстоятельствами истали тихо-мирно жить, а значит, не нуждаются в сочувствии читателей.

Это дегероизирует их, снижает гуманистический пафос истории.

В рассказе «Первая любовь» главный герой – пожилой поэт – потерял смысл жизни, но вновь его обрел, когда встретил свою первую любовь. Он застал Галю умирающей в постели, и герой скрасил последние дни её пребывания на земле.

Главный герой рассказа «Крестильная каша» потерял любимую жену, на руках у него остался маленький сын Федечка. Герой не может никуда устроиться на работу, а Федечка – ходить в ясли, пока малыш некрещёный. Герой вынужден выполнить требование: он покрестил сына, но на деле не верит в бога, который не видит людских страданий. Автор подчеркивает: нельзя человека насильно обратить в веру, тем более в масштабах огромной страны.

Рассказ «Пирог счастья» создан в эпистолярном жанре («записки стукача»). Главный герой – доноситель, который своими действиями погубил не только свою жизнь, но и жизнь близких людей. В мире, где живет доноситель, официально поощряется разврат и осуждается целомудрие и супружеская верность, а публичное прославление этих качеств наказуемо.

Герой рассказа «Ангел-лунатик», Сева, мечтал о том, чтобы родители не навязывали ему свое мнение, кем ему быть, какие способности развивать, и решает жить самостоятельно, а его другом становится бродяга. Оба героя столкнулись с насилием и предательством.

В произведении «Рыжики» «рыжий толстый» майор, отвечавший в женской колонии за воспитательную работу, уверовал в придуманную им правду и пошёл против общечеловеческих законов, за что и поплатился жизнью. В рассказе «Яблоко от яблони» Русаков показал, что отец и сын похожи друг на друга: по приказу «бати» убили человека, а сын, унаследовав криминальный талант, угрожает родному отцу, требует спасти от правосудия.

Рассказ «Валерик», завершая цикл «Рассказы завтрашнего дня», нивелирует трагическое звучание произведений данного цикла и даёт надежду на выздоровление общества. Автор показывает, что без любви человека к жизни, к другому человеку не сможет существовать мир.

Заключение.

Председатель жюри премии имени Ф. Искандера Е. Попов называет поколение, к которому относится и Э. Русаков, «опоздавшими шестидесятниками» [9]. В. Никифоров писал о мучительных попытках «соединить традицию и новацию, вечное и земное, высокое и низкое, неведомое прошлое и ужасающее своей предсказуемостью будущее» [3]. Сборник «Майский сон о счастье» - яркое тому подтверждение. Проведя исследование произведений, вошедших в сборник «Майский сон о счастье», можно прийти к следующим выводам.

Местом действия в произведениях сборника является малая родина писателя – Красноярск. Героями зачастую являются лица, имеющие своих реальных прототипов: живущих во времена писателя или известных исторических деятелей. Это, с одной стороны, придает достоверность происходящим событиям, с другой – позволяет художественно обработать действительность, сформировать в читателе стойкое отношение к различным её проявлениям.

Литературная история А. Чехова (повесть «Майский сон о счастье») является ключом к пониманию всего сборника: лишь во сне можно быть совершенно счастливым, при этом стремление к счастью – естественная потребность человека.

Понятие о счастье у героев разнятся и свидетельствуют о нравственных качествах героев и их жизненных притязаниях. Зачастую быть счастливым – это быть рядом с любимым человеком, состояться в профессии, жить по совести, не нарушать нравственных запретов.

В целях объективации текста автор прибегает к приемам монтажа. Писатель включает в произведения ретроспективный план, подчеркивая мысль о том, что человека формирует среда. Используя приемы сатиры, Э. Русаков активно выступает против несовершенств мира, вызывает у читателя стойкое неприятие насилия, злобы, равнодушия и предательств.

Источники. Использованная литература

1.Э. Русаков «Майский сон о счастье»

2.«Биография Антона Павловича Чехова» https://ru.wikipedia.org/wiki/Чехов,_Антон_Павлович

3.Владимир Никифоров, Сибирские огни, №2• 21.02.2013

4.Дружбинский В. «Болезнь и смерть Чехова»http://chehov-lit.ru/chehov/bio/bolezn-i-smert.htm

5.Крюкова И.В. Стилистическое варьирование астионимов в современной городской лингвокультуре. Филологические науки. http://izvestia.vspu.ru/files/publics/98/134-138.pdf

6.«Красноярский писатель стал лауреатом премии Фазиля

Искандера».https://newslab.ru/news/792502

7.Кузнецов С. https :// moiyspex . ru/ vse - o- tekstakh / chto - takoe - antiutopiya . html

8. «Положение о Международной премии имени Фазиля Искандера».http://penrussia.org/new/2016/7543

9.Спутник Абхазия. «Дух Фазиля очень к месту».http://penrussia.org/new/2018/9981

10.Степанов А.https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20181001/1025168555/dux-fazilya-ochen-kmestu-v-moskve-vruchili-mezhdunarodnuyu-premiyu-iskandera.html

11.Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999 г

12.«Эдуард Русаков «Майский сон о счастье»» http://cbs-bogotol.ru/kwriters/1771/

13.https://ok.ru/mbuktsbsry/topic/67450916842322

11

Просмотров работы: 31