В преддверии юбилея Великой Победы мы так много говорим о ней, славим подвиги бойцов. Но в тени остаются те, кто, сам голодая и холодая, обеспечивал фронт всем необходимым. Труженики тыла. Руки Победы. И если бы не эти самоотверженные руки, то неизвестно, как бы повернулось дело на переднем крае.
Кто остался в тылу? Старики, которых уже по возрасту не брали в армию, женщины да подростки. Это они работали на шахтах, пахали землю, засевали ее и убирали урожай, это они стояли по 14-16 часов за станками и спали здесь же, на ящиках. Это они шили шинели, делали снаряды, танки и самолеты. Это они ухаживали за ранеными. Это все они – руки Победы.
Я горжусь тем, что победу в тылу ковала и моя прабабушка - Анна Васильевна Смолярова. Она родилась в 1924 году в станице Новощедринской Шелковского района Грозненской области. Семья колхозников, где Аня появилась на свет, растила сына и пятерых девочек. Жить было нелегко. Аня после 4 класса школы начала работать, чтобы хоть как-то помочь своим родителям.
С начала Великой Отечественной войны девушку призвали на трудовой фронт. Прабабушка рассказывала, что недалеко от города Гудермеса она с другими ребятами рыла противотанковые рвы, шириной 12 метров, 9 метров в глубину и 3 метра в основании. Кирок и лопат не хватало - ей пришлось выпрашивать лом и лопату у жителей соседней деревни. Мне невозможно представить, как можно копать весь световой день. Руки стирались в кровь. Спина не гнулась. Постоянная давящая тревога от сводок Совинформбюро, которое голосом Левитана сообщало о приближении немцев. И все-таки выкопали они эти противотанковые рвы, которые, как с гордостью всегда говорила прабабушка, помогли на какое-то время сдержать танковые колонны противника.
После оккупации Кавказа Анне удалось горными тропами добраться до станции Червлено-Узловая. Там она в составе трудовой бригады строила дополнительную железнодорожную ветку для прохождения воинских эшелонов. Иногда к стройке прорывались вражеские бомбардировщики. Прабабушка говорила: «Самое страшное, что я видела в жизни, это бомбежка. Найдешь какую-нибудь щель в земле, сожмешься там в комочек… И хочется только одного: не слышать этого страшного воя падающей на тебя смерти». И все же ничто не останавливало строительство. Люди приходили в себя, хоронили убитых, устраняли повреждения и тянули ветку дальше.
Особенно запомнились мне рассказы о суровом военном быте. Усмехаясь, моя прапрабабушка вспоминала военные «деликатесы». Пробовала варить кашу из семян лебеды, а лепёшки печь из конского щавеля. Семена лебеды потрескивали на зубах, а лепёшки получались жёсткими и разваливались. «Но как это было вкусно…» - говорила она. Хлеба же постоянно не хватало. Из-за нехватки муки и его пекли из подручных продуктов, таких как желуди, картофельные очистки. Зубы прабабушка чистила обычным углём, а белье стирала золой.
Я слушала эти рассказы уже в изложении моей бабушки и запомнила на всю жизнь ее слова: «Помни это, внученька, это великая школа жизни. И тебе она может пригодиться…» Очень хочется верить, что слова моей бабушки не окажутся пророческими. Ведь трудовые руки когда-то сковали такую великую Победу…