Просто здорово, что благодаря литературному жанру «эссе» можно выразить свои мысли, виртуально представить читателей и донести до них то, что считаешь для себя особенно интересным. Кстати, это моё второе в жизни КОНКУРСНОЕ сочинение.
В этом году наша Академия отмечает 40-летие со дня присвоения имени известного советского конструктора и танкостроителя Ж.Я. Котина Ленинградскому машиностроительному техникуму, сейчас это Ленинградский машиностроительный факультет нашей Академии. И мне стало интересно, как Жозеф Яковлевич добился высоты генерал-полковника инженерно-технической службы, начиная с подручного слесаря?!
Даже представить себе не мог, что в далёком 1924 году, ещё будучи рабочим на Харьковском котельно-механическом заводе «Труд», Жозеф сделал слесарные тиски и получил на них патент за оригинальное техническое решение. Тогда ему было 16 лет, – столько же, сколько и мне сейчас. Думаю, что тоже могу заняться конструированием, но в данный момент сомневаюсь в своих силах, ведь велосипед уже изобретён… С другой стороны, это не должно оправдывать меня, тем более в самом начале приобретения современной технической специальности «Аддитивные технологии».
Как я узнал, буквально через пять лет после своего первого изобретения Жозеф Котин – уже курсант Ленинградской Военно-технической академии имени Ф.Э. Дзержинского – увлёкся разносторонней научно-исследовательской работой. Он не просто бывал в лабораториях и мастерских, а проводил там много времени за опытами и экспериментами. Не просто просматривал соответствующую литературу, а зачитывался в академической библиотеке, изучал специализированные журналы. И это помогло ему войти в суть понимания сложных проблем конструирования и использования бронетехники.
Ведь исследования – очень увлекательный процесс. Я могу проследить это на своём примере. Как-то у меня возник интерес к жидким кристаллам, который завершился тем, что я придумал для себя способ определения разрешённого направления колебания поляроидов. Мне в этом помогал как эксперт А.Н. Тимофеев - старший научный сотрудник ИТМО, кандидат технических наук, коллега и друг моих бабушки и дедушки. Оценкой моего труда стали поляроиды, которые он подарил для экспериментов.
…А ещё я по-доброму завидую тому, что Ж.Я. Котин в своё время слушал выступления С.М. Кирова, К.Е. Ворошилова, В.К. Блюхера, М.Н. Тухачевского по разным вопросам в самых различных областях знаний. Было бы полезно и для нас, студентов XXI века, проводить лекции ведущих технологов, инженеров, конструкторов промышленных предприятий нашего города. Они запросто могут стать для нас такими же знаковыми людьми и повлиять на наше становление, стремление к научным открытиям или рацпредложениям.
Вернусь к карьерному росту Ж.Я. Котина. Благодаря своей успешной защите дипломной работы в академии, его пригласили туда на работу и назначили военным инженером-конструктором научно-исследовательского отдела. Потом – старшим инженером, начальником проектно-конструкторского сектора. А в мае 1937 года он возглавил специальное конструкторское бюро (СКБ-2) на Кировском заводе.
Здесь Жозеф Яковлевич не ограничивался только обязанностями конструктора. Он смог убедить руководство завода в том, что у конструкторского бюро должен быть собственный производственный участок для проведения экспериментов. Всё это он видел в полной зависимости от цехов, где шло серийное производство. После рациональной перепланировки впервые появились мастерские и лаборатории для конструкторов. А оборудование стало использоваться более эффективно.
Я не уверен, что Ж.Я. Котин был первым рационализатором на Кировском заводе, но можно провести параллель с тем, чем сейчас занимаются компании-интеграторы. Теперь проблему простоев техники на родном для Жозефа Яковлевича Кировском заводе предупреждает автоматизированная система мониторинга и управления производством с использованием индустриальной коммуникационной платформы российского интегратора «Энвижн Груп».
…Далее Ж.Я. Котин занялся совершенствованием самих методов проектирования. Он объединил в бригады мотористов, ходовиков, трансмиссионщиков, работавших до этого над одним типом машин. Они начали вместе трудиться и по агрегатам, узлам, и над машиной в целом. Каждый из них, даже рабочие, высказывали конструкторам свои замечания и предложения, которые учитывались. И тогда стали сокращаться сроки проектирования, а качество новых образцов становилось лучше. На мой взгляд, это такая командная работа, в которой каждый ощущает свою принадлежность к выполнению ответственной задачи, особенно в сжатых сроках во время войны.
Лично я не знал, что Котин придавал огромное значение информированности работников на предприятии. Оказывается, специалисты отдела технической информации завода оперативно сообщали инженерам и техникам об отечественных и зарубежных технических новинках. Те, в свою очередь, тут же принимали меры по усовершенствованию сделанного нашими конструкторами.
В дальнейшем Жозеф Яковлевич больше организовывал, чем реализовывал процесс конструирования: брал на себя отношения со Сталиным, который утверждал те или иные важные технические решения. Котин непосредственно руководил подчинёнными конструкторами, поддерживал разумные предложения мастеров техников и даже рабочих, вносил свои. Во время Великой Отечественной войны он был главным конструктором Танкограда…
Сегодня, в Год памяти и славы мы гордо говорим о том, что образцы военной техники, созданные под руководством Ж.Я. Котина и освоенные в производстве, сыграли важную роль в Великой Победе советского народа. А танк ИС-2 стал одним из символов Победы. Именно эти тяжеловесы принимали участие в освобождении от фашистских захватчиков городов Европы и в победной Берлинской операции 16 апреля-8 мая 1945 года.
Считаю, что не зря Котин приехал учиться из Харькова в наш город. Здесь и Военно-техническая академия, и Кировский завод. Когда видишь примеры таких знаменитых людей, появляется стимул использовать возможности, которые есть так близко у нас, петербуржцев.
Наверное, стоит вспомнить, что Ж.Я. Котин создавал и мирную технику в послевоенное время. Например, первый в мире газогенераторный трелёвочный трактор. Когда я был маленьким, собирал такой из пластмассового советского конструктора. Кто мог подумать, что я не только узнаю о том, кто создал эту машину, но и буду учиться в Академии, которая носит имя Ж.Я. Котина, буду иметь возможность общения с его дочерью – Надеждой Жозефовной.
Я хотел бы взять на себя смелость и заявить о том, что Жозефу Яковлевичу удалось стать не кем-нибудь, а генерал-полковником инженерно-технической службы благодаря своему умению общаться, умению не только критиковать, но и помогать своим умом и конкретными делами. Поэтому я иногда сожалею, что плоховато владею этим.
Очень надеюсь, что мои читатели получили новую ИНТЕРЕСНУЮ информацию. Со своей стороны обещаю, что начну работать над собой. И для будущей карьеры тоже…