Гонка за выживание. Эволюция совершенства

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гонка за выживание. Эволюция совершенства

Абисов И.А. 1
1МОУ Дубровицкая школа
Корнева О.В. 1
1МОУ Дубровицкая школа

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Правильно ли нынешним поколением воспринимаются вирусные и бактериальные атаки? Ведь различные виды организмов могут быть как вредны для людей, так и полезны. Одни вступают с человеком в симбиоз и помогают жить лучше, иные вмешиваются в ход истории и вносят свои коррективы. Если Землю мы считаем прародительницей всего живого, значит в ее силах управлять окружающим миром и давать возможность быть доминантом тому, кто на данный момент ей необходим.

Многие писатели в своих произведениях размышляют об этих смертельных сватках между болезнями и людьми, пытаются предупредить человечество об опасностях. Пытливые умы ученых выручают людей в этой войне, и выход находится всегда.

Человечество всегда выживало благодаря уму и защитным силам организма: клеткам белой крови и микромиру внутри нас. Мы давно убедились, что именно гармоничное сосуществование приводит к прогрессивному результату, нежели уничтожение какой-либо популяции. Природа сбалансированно все распределяет, но если она ошиблась, то сама исправляет ситуацию, невзирая на жертвы.

Итак, человек и микроорганизмы. Кто кем управляет: мы ими, или они заставляют жить нас так, как мы живем сейчас?

Актуальность и задачи

Не кажется ли вам удивительным, что вирусы и связанные с ними структуры составляют более 43 % человеческого генома? Все живое на планете, в том числе люди, живут в симбиозе с вирусами, эволюционируют вместе с ними и благодаря им…выживают. Естественный отбор у человека и его предков происходил в партнерстве с сотнями вирусов.

Актуальность данного проекта заключается в том, что человек всегда был подвержен атаками инфекционных агентов, таких как вирусы и бактерии, но их влияние на становление человека и ход истории недооценён.

Задачами данного проекта являются:

Рассмотреть исторические данные эпидемий и пандемий.

Соотнести изученную информацию с художественными произведениями, сравнить их описание

Узнать современные данные по тем или иным возбудителям и заболеваниям, акцентировать внимание на масштабные эпидемии, вспышки заболеваний с точки зрения эпидемиологии и микробиологии.

Зарождение жизни. Теория общего универсального предка на Земле.

Дарвинская теория эволюции остается центральной в медицине и биологии. Сегодня ученым известны четыре движущие силы эволюции – мутация, гибридизация, эпигенетика и симбиогенез, важную роль в котором играют вирусы и бактерии.

С биохимической точки зрения нужно рассмотреть общепринятую теорию так называемого РНК – мира, с которого началась жизнь на Земле, -мира, населенного различными молекулами-катализаторами РНК. Далее, в него попадали молекулы ДНК - переносчики генетической информации. На тот момент возникновение нового вида нуклеотида было возможно при синтезе специфического к рибозе фермента. Но откуда он мог взяться? На этот вопрос нам даёт ответ теория панспермии – согласно ей, ферменты, структуры, и даже некоторые вирусы были занесены случайным образом из космоса внутри метеоритов. На нашей планете были различные среды существования и всегда продолжалась жизнь или в простой ее форме, или в сложной.

Таким образом, по мнению Дарвина, который один из первых описал эту теорию –«в маленьком теплом пруду» плавали РНК –содержащие клетки, и они заражались РНК- и ДНК –содержащими вирусами. Чтоб защитить себя от вирусного материала, здоровая клетка разрывала генетический материал вирусов и встраивала в свой ,тем самым, обогащая себя его способностью к воспроизведению себя подобных, но в ней уже по-другому протекали процессы размножения, развития, адаптации и т.д.

Нам известно, что Карл Вёзе предложил в 1977 году трёхдоменную систему – биологическую классификацию, разделяет клеточные формы жизни на три домена: археибактерии и эукариоты. (прил. 1) В частности, особенное внимание в ней уделяется разделению прокариот на две группы, первоначально названные Эубактерии (сейчас Бактерии) и Архебактерии (сейчас Археи). Но кто дал начало всему живому?

В 1859 году Чарльз Дарвин опубликовал свою книгу «Происхождение видов», в которой дважды формулировал гипотезу, что все формы жизни на Земле имеют одного общего предка. Так появился термин «Последний универсальный общий предок» -Last Universal Common Ancestor, LUCA – ближайший общий предок ныне живущих на Земле живущих организмов.

Самый сильный аргумент в пользу существования LUCA — сохранившаяся общая система экспрессии генов (передачи наследственной информации от гена с образованием РНК или белков), одинаковая для всех живущих организмов. Все известные клеточные формы жизни используют один и тот же генетический код из 20 универсальных аминокислот и стоп-сигналов, закодированных в 64 кодонах (единицах генетического кода). Трансляция генетической информации в процессе синтеза белков по заданной матрице выполняется рибосомами, состоящими из трех универсальных молекул РНК и примерно 50 белков, из которых 20 так же одинаковы для всех организмов.

В 2010 году американский биохимик Даглас Теобальд, биохимик из Университета Брендайса, математически проверил вероятность существования LUCA. Он выбрал 23 белка, встречающихся у организмов из всех трех доменов, но имеющих разную структуру у различных видов. И исследовал эти белки у 12 различных видов (по четыре из каждого домена), после чего использовал компьютерное моделирование различных эволюционных сценариев, чтобы понять, при каком из них наблюдаемая картина будет наиболее вероятной. Оказалось, что концепция, включающая существование универсального предка, значительно вероятнее концепций, где его нет. Еще более вероятна модель, основанная на существовании общего предка, но допускающая обмен генами между видами.

Итак, повторюсь, в мировом бульоне генома плавало огромное количество РНК репликантов, которые, обитая в разных гидротермальных средах и мигрируя с течениями, выстраивали подобные собственным клетки (из окружающего их состава микроэлементов) и боролись за свое существование с паразитарными клетками и носителями чужеродной РНК и ДНК. (прил.2)

Согласно гипотезе Черной Королевы, относительно эволюционной системы виду необходимы постоянное изменение и адаптация, чтобы поддерживать его существование в окружающем биологическом мире, постоянно эволюционирующем вместе с ним. В борьбе с вирусом хозяева развивают новые защитные механизмы, а паразиты развивают новые механизмы для атаки клетки. Этот процесс может длиться либо бесконечно долго, либо до вымирания одной из противоборствующих сторон.

Биологам пора перестать смотреть на вирусы как на случайные скопления генов, мы задолжали этим господам признание выдающейся родословной. Хотим мы того или нет, но вирусы существуют и, вероятно, будут существовать столько же, сколько жизнь на Земле, поэтому игнорировать их присутствие невозможно ни на каком этапе эволюции.

Писатели и эпидемии.

Писатели в своих произведениях часто описывают судьбы людей, подвергшихся атаке окружающего нас мироздания, и который раз доказывают превосходство человека, подтверждают, что только ему стоять на вершине эволюционной цепочки, что это место пытаются занять другие, но тщетно. Творцы не могли игнорировать болезни, которые наводили ужас на людей, и писали про них книги, чтоб донести до каждого то, с чем столкнулось их поколение.

Одно из произведений, описывает способность высшего существа – человека, противостоять сильнейшей атаке вируса, названного автором «Вухан 400».

В 1918 году в свет вышла очередная книга Кунца – роман «Глаза тьмы». Главная героиня Кристина Эванс пытается разобраться в мнимой смерти сына Денни, отказывается считать его погибшим. Она отправляется на поиски истины вместе с бывшим спец-агентом Элиотом. Их расследование о гибели бойскаутов приводит героев к секретным разработкам некоего смертельного вируса. По сюжету книги, это «важнейшее и самое опасное биологическое оружие», которое было разработано в Китае. А точнее — в исследовательском центре в окрестностях города Ухань. Один китайский ученый, Ли Чен, тайком вывез в США материал из этой лаборатории и передал американским ученым. В триллере Кунца придуманный им вирус описан так: «Вухан-400 — идеальное оружие. Он поражает исключительно людей. Ни одно другое живое существо не может быть его носителем, и, подобно сифилису, Вухан-400 не может выжить вне живого человеческого организма дольше минуты. Это означает, что он не может навечно заражать объекты и даже целые территории, как сибирская язва и другие опасные заболевания.» А после смерти носителя «Вухан-400» естественным образом погибает чуть позже, когда температура человеческого тела опускается ниже 30 градусов. И этим преимущества «Вухана-400» не ограничивались. Носитель становился заразным уже через четыре часа после контакта с вирусом. Это невероятно короткий инкубационный период. Зараженный человек не живет дольше двадцати четырех часов. Большинство умирает через двенадцать. Этот вирус страшнее лихорадки Эбола в Африке. Он обеспечивает стопроцентную смертность. Никто не выживал. Китайцы проверяли его на политических заключенных. Они не смогли найти лекарство, эффективно воздействующее на вирус. Вирус проникает в клетки мозга и начинает генерировать токсин, который разъедает мозговую ткань точно так же, как кислота разъедает марлю. Он уничтожает ту часть мозга, которая ответственна за основные функции организма. У жертвы перестает биться сердце, отказывают все органы, она теряет способность дышать.

В начале книги мы видим мать, убитую горем, испытывающую чувство вины из-за смерти сына, из-за того, что отправила Дени в лагерь с бойскаутами, где по официальным данным автобус с детьми перевернулся в горах и они погибли.

Денни попал в лабораторию в горах, после того как на их лагерь вышел доктор, заразившийся этим вирусом, все умерли через 12 часов, а мальчик выжил. Он стал ценной находкой, так как его организм справился с вирусом, и ученые получили из его крови антитела на Вухан- 400.Теперь он был не нужен, и они решили дальше его инфицировать и узнать, когда же он умрет, на какой инфекционной дозе . Но Денни каждый раз выживал .И понимая, что его убьют, его мозг стал связываться с матерью на расстоянии и передавать ей информацию, что он жив, и как его найти. Тина Эванс уловила сигналы и смогла убедить Элиота помочь ей. Долгая дорога к сыну привела их в лабораторию, где Денни был почти при смерти. Он смог выжить, и инъекции смертельного вируса активировали в его организме паранормальные способности. Теперь Денни был идеальным, совершенным человеком, способным подчинять себе весь мир, и при этом оставаясь человеком с доброй душой.

А что на этот счет нам могут предоставить современные реалии? Можем ли мы подтвердить слова фантаста о том, что вирусы способны подтолкнуть человечество к раскрытию скрытых способностей, как ключ, отпирающий дверь под замком? Возможно, геномные материал вируса, как пазлы, дополнят наши собственные, и мы начнем использовать наш мозг не на 10%, а на 30% или даже больше.

Люди до и после заболеваний
Нгок Тхай.

В результате перенесенной лихорадки вьетнамец Нгок Тхай перестал спать. И так уже длится 40 лет. Мужчина перепробовал все: лекарства, алкоголь в большом количестве, но сон так и не пришел к нему. Несмотря на такую странную особенность, мужчина физически чувствует себя превосходно.

Пациент X – музыка

В начале 20-го века в одном санатории наблюдался мальчик, который числился в медицинских журналах как просто «Х». Этот талантливый ребенок мог петь на четырех языках и уже в три года играл на фортепиано. Увы, пневмония и менингит привели к нарушению его развития, и к 23 годам его умственное развитие так и осталось на уровне семилетнего ребенка. Однако, врачи начали замечать удивительный талант пациента к музыке, точнее, ее запоминанию. Услышав песню лишь раз, он мог тут же с легкостью сыграть ее и, уже запомнив, никогда не забывал и мог воспроизвести ее в любой момент.
Сабина – сложная арифметика

В 1910 году шестилетнюю Сабину сразил брюшной тиф. В результате болезни она на какое-то время осталась слепой и немой, а ее развитие приостановилось. Хотя, в конечном итоге, зрение и способность говорить вернулись к ней, она навсегда осталась ребенком и не могла сама о себе заботиться. Когда Сабина была подростком, врачи заметили, что она проявляет интерес к пуговицам и монеткам. Тогда они решили научить ее простейшей математике, чтобы девочка могла самостоятельно обращаться с деньгами. Но, в процессе обучения они обнаружили, что девочка способна с легкостью проводить сложные вычисления. Например, она моментально умножала двузначные числа в уме и могла возвести любое число до 99 в квадрат менее чем за 10 секунд.

Франко Маньяни – рисование по памяти

В 60-х иммигранта из Италии Франко Маньяни сразило загадочное заболевание. Вспышки лихорадки были настолько сильными, что даже привели к припадкам. Франко удалось одолеть болезнь, но вскоре ему начали сниться странные сны о его родном городе Понтито в Италии. Несмотря на то, что он не был в городе более тридцати лет, Франко теперь мог четко представить каждую улицу и каждый дом, и тогда он начал их рисовать. Его работы выставлялись в галереях рядом с фотографиями изображенных мест. Сходство было поразительным – каким-то образом неизвестное заболевание открыло для Франко доступ к его детским воспоминаниям. Сейчас Франко 83, и он больше не проводит выставки своих работ, но его удивительные картины до сих пор можно найти в музеях.

Людвинг Ван Бетховин

«Для человека, с талантом и любовью к труду, не существует преград», - утверждал Людвиг Ван Бетховен. Это высказывание говорит всё о характере и воле великого композитора. Уже в 26 лет, вследствие лихорадки, Бетховен начал терять слух, а спустя непродолжительное время полностью оглох. Уже почти ничего не слыша, он сочинил «Лунную сонату», которой восхищаются даже те, кто далёк от классической музыки. И все последующие свои произведения он писал, уже будучи полностью глухим. Он говорил, «музыка звучит внутри меня, и я её слышу». Мало того, во время концерта, когда звучала его знаменитая 9-я симфония, глухой композитор сам дирижировал оркестром.

Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Александр Македонский, Чарльз Дарвин, Александр Пушкин, Дмитрий Менделеев – гении прошлого. В чем же природа гениальности? Над этим вопросом ученые бьются не одно столетие. И, возможно, выдающиеся умственные способности дают вирусы. Когда исследовали несколько сотен великих гениев всех времен и народов, то выяснилось, что более 90% из них страдали какими-то определенными заболеваниями. И эти заболевания были как раз связаны с тем, что в их организмах на биохимическом уровне присутствовало некое вещество. Так может быть гениальностью можно заразиться как гриппом или простудой? Но не надо спешить с выводами, ведь любой вирус вызывает много проблем со здоровьем.

Симбиоз вирусов и человека

Давайте поговорим о том, что нам предлагают научные современные альманахи.

Виролюция. Симбиоз человека и вируса как реальность эволюции

Эта книга рассказывает нам помимо всего что вирусы могут и не только убивать, но и сосуществовать с организмом. Это самый хитрый способ использовать своего носителя, защищать его, но и оставлять в нем часть своего геномного материала, переслать его по наследству и ждать момента своего проявления.

А теперь подробнее.

Все вирусы ведут паразитический образ жизни. Это не удивительно, потому как для жизни ему просто необходима живая клетка. Вообще, эти маленькие создания до того, как внедриться в организм носителя, совсем не похожи на живые организмы. Они состоят из тех же органических молекул, что и все живые организмы, и имеют цепочки ДНК или РНК, но до того, как попасть в благоприятную среду, не проявляют активности.

Оказавшись внутри организма, вирусы «оживают» и начинают атаковать клетки. Это могут быть клетки любого тропного животного, включая человека, насекомого, растения, бактерии или даже другого вируса.

Вирусы поражают любые живые организмы. Делают они это для того, чтобы размножиться.

Оказавшись внутри клетки, вирус начинает использовать ее ресурсы для производства собственных копий. Захваченная вирусом клетка работает на износ. Она медленно истощает свои ресурсы и обычно погибает, а произведенные ей вирусы выходят наружу и поражают соседние клетки.

Вирус — это обычно генетическая цепочка, которая «путешествует» в белковой оболочке. На этой оболочке зачастую имеются специальные гликопротеиды и белки, позволяющие вирусу «цепляться» за клетку и инфицировать ее. Также, существуют вирусы, поражающие только бактерии, — бактериофаги. Их строение сложнее, чем у других. Бактериофаги отдаленно напоминают шприц. Они имеют головку, ножки, закрепляющие тело вируса на клеточной стенке бактерии, и «иголку», через которую в бактерию впрыскивается генетический материал.

Каждый вирус имеет свою сферу влияния. Например, нет ни единого зафиксированного случая поражения человека вирусом растения, и наоборот. Стоит отметить, что некоторые вирусы могут относительно мирно существовать внутри представителя одного биологического вида, но быть смертельно опасными для другого.

На самом деле вирусы, которые убивают своих хозяев, проигрывают тем, которые научились жить внутри организма долго. К примеру, стоит отметить следующее.

Вирус герпеса 1 типа, имеющийся у 95% людей, размножается гораздо лучше, чем возбудитель любой смертельной инфекции. Он поражает нервные клетки, которые не проверяются иммунной системой, благодаря чему не обнаруживается естественными системами защиты организма. К тому же, этот вирус не причиняет особых неудобств своему носителю и проявляется только в виде сыпи на коже.

Сосуществуя таким образом с человеком, герпес проживает долгую жизнь вместе со своим хозяином, а значит, производит много собственных копий.

Между тем, мир узнал о существовании вирусов всего 100 лет назад. И открытие, которое перевернуло науку, принадлежит российскому ученому Дмитрию Ивановскому. Он изучал загадочную болезнь, которая поражала листья табака.

Поведение вирусов поражает своей продуманностью, в этих созданиях заложена целая программа, цель которой подчинение мира. Любой вирус чем-то похож на шприц. Проникнув в организм, он впрыскивает в клетки свою ДНК и этот геном теперь контролирует их работу, заставляя производить все новые и новые копии себя. Так происходит заражение клеток. Но для чего это самому вирусу? Дело в том, что он не может размножаться самостоятельно. Ему обязательно нужен носитель, которым вирус начинает управлять.

Свойства вирусов менять поведение объекта заражения известно давно. Например, инфицированная гусеница тутового шелкопряда заползает на самый верх дерева. По мнению биологов, на это ее толкает именно вирус, который таким образом увеличивает территорию заражения. Для этого он внедряется в гены гусеницы и буквально ее зомбирует. И, возможно, что-то похожее происходило с человечеством на всех этапах его развития.

В 1964 году известный американский вирусолог Дэниел Карлтон Гайдузек доказал, что причиной многих психических заболеваний могут быть именно вирусы. И один из них – вирус гриппа. В конце 80-х годов обнаружилось, что у людей больных шизофренией или циклотимией в определенном проценте случаев в крови имелись антитела против вируса гриппа. Это признак того, что этот вирус размножался в их организме.

Задумайтесь, почему мы болеем гриппом только в холодное время года, разве в остальные месяцы этот вирус куда-то исчезает? Ничего подобного, вылечиться от этой инфекции невозможно. Мы давно уже получили латентную, т.е. скрытую гриппозную инфекцию и постоянно носим вирус в себе, как бомбу замедленного действия. Многие ученые отмечают у всех вирусов одно свойство – просыпаться с наступлением похолодания. Но почему так происходит до сих пор не ясно. Можем предположить, что с похолоданием наши организм «впадает в спячку» и снижает свою способность к сопротивлению, и тогда вирусы начинают нас провоцировать изнутри. И таких спящих до поры до времени вирусов в каждом из нас довольно много.

Плюсы существования вирусных и бактериальных агентов

Так есть ли польза от вирусов для организма человека?

Стоит отметить такие аспекты:

Вирусы участвуют и в естественном отборе, как бы жестоко это не звучало. Нападая на популяцию людей, вирус выкашивает тех, кто не способен ему противостоять, а те, кто может сопротивляться, получают иммунитет к конкретному виду. Этот иммунитет передается от родителей к детям, и таким образом все человечество укрепляет свой эпидемиологический «щит». По прогнозам ученых, даже если мы не научимся излечивать Вирус Иммунодефицита Человека, то к 2300 году он станет для нас также не опасен, как и герпес.

По оценкам ученых, в геноме современного человека присутствует 5-8% включений, доставшихся нам от вирусов. Это значит, что когда-то вирусы могли принять непосредственное участие в эволюции человека.

Если сказать кому-то, что вирусы могут быть полезными, то человек скорее всего, посмотрит на вас с недоумением. Но, если, все-таки, подумать, то об этом было известно давно. Еще Парацельс понял и донес до людей, что яд от лекарства отличается дозировкой. Поэтому давайте разбираться, какие вирусы могут быть полезными.

Вот примеры полезных вирусов для человека:

Бактериофаги:

Такие бактерии-вирусы есть в нашем организме. Они находятся на слизистых оболочках. Ученые уже давно провели исследования с бактериофагами, которые помещали в одну среду с вредоносными бактериями. В итоге, бактериофаги «побеждали» и убивали плохие вирусы. При этом клетки человека они не инфицируют и поэтому могут быть использованы при лечении бактериальных инфекций.

GB virus C против ВИЧ:

Этот вирус пока еще до конца не изучен в данной роли, хотя известен давно — это гепатит С. Проведенные эксперименты показывают, что ВИЧ перестает развиваться, если в организме появляется вирус гепатита С. Многие ученые утверждают, что этот вирус поможет также победить и лихорадку Эбола.

Вирусные белки на страже клеток:

Недавно, ученые из американского Университета проводили исследования клеток 3-х дневного зародыша. Было обнаружено много белковых структур разных вирусов. В итоге, стало понятно, что многие вирусы способны объединяться против себе подобных. К примеру, вирус-белок Rec повысил уровень белка другого типа инфекции — IFITM1, который не пропускал в клетки зародыша опасные вирусные инфекции.

Вирусы, помогающие обучению:

Когда человек маленький, его мозг подобен губке и впитывает всю информацию, знания и навыки. Такое «окно времени» открывается при помощи белка ARC. Ученые выяснили, что этот вирусный белок передает информацию от нейрона к нейрону. Предполагается, что этот вирус давно попал в организм человека вместе с другой инфекцией. Потом он «уснул», а клетки стали использовать вирусные белки для своих целей.

Стоматит помогает вылечить онкологию:

Ученые используют этот вирус во благо человечества. Но не тот обычный стоматит, который часто появляется у людей, а особенные его тип — везикулярный VZV (Varicella Zoster Virus) или вирус герпеса 3 типа. Он распространен у лошадей и передается людям. Но у нас проявляется только в виде волдырей на слизистых. Он не опасен и почти безвреден для человека. Ученые генетически изменили VZV и успешно начали лечить больных раком печени. Суть заключается в том, что он размножается с большой скоростью только в раковых клетках, которые лишены противовирусной защиты.

Эндогенные ретровирусы:

Они отвечают за живорождение. Благодаря им у древних людей появилась плацента в результате мутации генетического кода, и теперь человек, так же, как и все млекопитающие может рожать свое потомство, а не откладывать яйца, как например, птицы. Кроме этого, с таким внутриутробным развитием, у человека стал больше мозг и развились хорошие умственные способности

Долгое время ученые не могли понять, почему у женщины лимфоциты – белые клетки крови, которые уничтожают все чужеродные клетки, не убивают сперматозоидов? Ведь это тоже инородные тела. Оказывается, иммунные клетки блокируются теми самыми вирусами, встроенными в геном. Получается – это им мы обязаны размножением. И, похоже, вирусы подарили нам гораздо больше, чем мы можем себе представить.

Заключение к работе

Биологам пора перестать смотреть на вирусы как на случайные скопления генов, мы задолжали этим господам признание выдающейся родословной. Хотим мы того или нет, но вирусы существуют и, вероятно, будут существовать столько же, сколько жизнь на Земле, поэтому игнорировать их присутствие невозможно ни на каком этапе эволюции.

Человек заслужил это право жить на этой планете, ценой многих жизней своих сородичей и получил тот иммунитет с кодом генного материала, чтоб его поколения оставались жить и каждый раз развивали свои.

Человеку необходимо использовать вирусы для более продуктивного обеспечения жизни на нашей планете, эффективного лечения людей от заболеваний. Генная инженерия позволила сделать прорыв в области медицины: уже сейчас вакцины от вируса гепатита B делают на основе антигена, который вырабатывает бактерия кишечной палочки со встроенной в неё ДНГ вируса. Если изменять клетки, встраивая геном вируса в них, можно достичь удивительных результатов.

Список литературы

Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора / Пер. с 6-го англ. изд. К. А. Тимирязева и др., заключ. ст. К. А. Тимирязева, прим. А. С. Раутиана. М., 2003 – с.704

А. Марков, Е. Наймарк. Эволюция. Классические идеи в свете новых открытий. — М.: АСТ, 2014. — с. 162.

Кунц Д., Глаза тьмы / Д.Кунц – М.: Эксмо, 2008 – 352 с.

Райан Ф. Виролюция. Важнейшая книга об эволюции после "Эгоистичного гена" Ричарда Докинза". / под ред. Никитина В. М.: Ломоносовъ, 2014 – с.312

Чехов А.П. Чёрный монах / под ред. Розман М.: Эксмо, 2011 – с.488

Морфий. Записки Юного врача / М. А. Булгаков – М.: Эксмо, 2019 – с.320

Белая гвардия / М. А. Булгаков – М.: Эксмо 2018 – с.480

Торакевич К.Н., Грекова Т.И. По следам минувших эпидемий / К.Н. Торакевич, Т.И. Грекова – СПб.: Лениздат, 1986 – с.176

Ющук Н.Д. Эпидемиология: Учеб.пособие. / Н.Д. Ющук [и др.] – М.: Медицина, 1993 – с.336

Коротяев А.И Медицинская микробиология, иммунология и вирусология / А. И. Коротяев, С.А. Бабичев – СПб.: СпецЛит, 2012 – с.760

Приложения

Приложение 1. Трёхдоменная система

Приложение 2. РНК-теория

Просмотров работы: 67