Эссе : Зачем нужно сохранять семью?

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эссе : Зачем нужно сохранять семью?

Настоящев А.Ю. 1
1Воронинская МОУ СОШ
Евланова В.В. 1Уткина Н.Л. 1
1Воронинская МОУ СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый день нас окружает десятки дюдей, но самые близкие и родные – это родители. Они приласкают, помогут, поддержат в трудную минуту. Вся семья вместе – так и душа на месте. Где в семье мир да лад, там и Божья благодать.Самая стандартная семья – это папа, мама и ребенок. Слово «семья» образовалось из двух слов – «семь» и «я». Значит, даже в каждой маленькой семье должно быть семь составляющих: три человека, у каждого из них по ангелу - хранителю, и ещё есть Бог. В православной семье важную роль играет традиция, которая понимается как основа семейного уклада. Это сложившиеся и устоявшиеся формы поведения, обычаи, которые передаются от старшего поколения к младшему. В рамках этого понимания в христианской семье главой должен быть непременно муж, жена становится хранительницей домашнего очага, а дети должны беспрекословно слушаться родителей и почитать их.

Ещё с Древней Руси воспитание в семье было направлено в первую очередь на духовную жизнь ребенка.Одновременно со светским воспитанием детей обучают в воскресных школах и приучают к регулярному посещению церкви и соблюдению церковных обрядов.

Самым древним произведением, где мы можем наблюдать о взаимоотношениях в семье, является «Житие Сергия Радонежского». Праведные родители постоянно советуются друг с другом и воспитывают сыновей в смирении и любви к Богу. Они поощряют стремление к получению знаний и бранят младшего сына за не усердие, но не наказывают. Отрок часто со слезами молится и просит Бога вразумить его. Даже после осуществления мечты в получении грамоты будущий Сергий Радонежский не сразу становится иноком. Любя своих родителей, он не смог отказать их просьбе не оставлять их одних и становится Божьим угодником только после их кончины. Уважение, почитание и любовь детей к родителям мы видим в наших пословицах: «Родителей чти — не собьешься с истинного пути», «Отца с матерью почитать — горя не знать», «Жизнь родителей в детях».

В одной из самых первых заповедей говорится об отношении людей между собой: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Отношения между братьями и сестрами не всегда были ровными, но уважение и смирение младших по отношению к старшим принималось как неоспоримое. Доказательством служат пословицы: «Сестра с сестрою, как река с водою»,«Старший брат, как второй отец»,«Братская любовь крепче каменной стены».

Многие русские сказки раскрывают нам взаимоотношения между братьями и сестрами. Это всем известные с детства «Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью», «Сивка - Бурка». Через любовь к Богу мы любим и ценим наших близких и прощаем их ошибки. Прощение за братские проступки мы встречаем в сказках П.П. Ершова «Конек - Горбунок», А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Ущербной или половинчатой любви не может быть: либо любим своих близких такими, какими они есть, либо нет.

Душой семьи является мать, хранительница очага и воспитательница детей.  У всех народов важны материнское благословение или проклятие, материнское напутствие и молитва за чадо. Мать учит ребёнка доверию и любви, с которыми он будет воспринимать весь мир. От этого зависит его отношение к людям и природе в целом. Первые уроки милосердия человек получает чаще всего именно от матери. Находим подтверждение в пословицах «Любящая мать — душа семьи и украшение жизни», «Материнская молитва со дна моря достает», «Мать кормит детей, как земля людей», «Мать приветная — ограда каменная». О любви матери и сына мы читаем в произведении Л.Н. Толстого «Детство». Ребенок всю свою жизнь несет в памяти звуки родного голоса, ее запах, ощущения прикосновений нежных рук, ласковые слова - обращения «моя душечка», «голубчик,» «ангел мой». Взаимная любовь сына в каждой вечерней молитве к Богу. В такой семье в родном доме «тепло и уютно, а на душе легко, светло и отрадно».

Любви материнской нет границ. В сказках и современных произведениях мы встречаемся с самопожертвованием матери ради своих детей. Даже у животных защита детеныша стоит впереди самосохранения. Примеры мы встречаем в рассказах В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип» и в стихотворении С.А. Есенина «Лебедушка».

Для воспитания детей — самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью. Как не вспомнить биографию М.Ю.Лермонтова. Он родился в полной семье, но рано остался без матери. Лермонтов-отец не имел средств воспитывать сына, и мальчик жил и воспитывался у бабушки. Бабушка старалась заменить ему мать и отца и опекала его даже во взрослой жизни. Благодаря ее стараниям удалось смягчить наказание внуку за вольнодумность, когда поэту разрешили остаться в Москве перед ссылкой на Кавказ. Но любовь родителей нельзя заменить, поэтому во всех стихотворениях Лермонтова присутствует тема одиночества: «Мцыри» - о мальчике монахе, «Белеет парус одинокий», «Утес». Все его произведения наполнены грустью и тоской по матери: парус, узник, демон- это шедевры литературы.

Здесь можно привести в пример жизнь А.П. Гайдара. Советский писатель, автор детских книг и киносценарист был участником двух войн – Гражданской и Великой Отечественной, в начале которой и погиб.

Он был самоотвержен с самого детства. Доказательством этого является тот факт, что после того, как его отца забрали на войну, он сбежал из дома на фронт, по – видимому, на помощь. С 14 лет Аркадий сам участвует в боевых действиях, но мечтает о мирной жизни. Об этой мирной жизни среди близких мы читаем в лучших его произведениях: «Голубая чашка», «Чук и Гек», « Тимур и его команда». В этих рассказах мы видим теплые любящие отношения в семье.

Отличается ли современное воспитание в семье от старого? И да, и нет. В рассказах М.М. Зощенко дети попадают в разные житейские ситуации, из которых можно извлечь урок и научиться правилам морали. В прочитанных рассказах неумение вести себя за столом приводит к некрасивой ситуации. Также плохо, когда берёшь чужие вещи без спроса, не умеешь вести себя за столом, в обществе. Как некрасиво, когда человек завистливый, жадный или хвастливый. Ни к чему хорошему не приводит и ложь.

Вывод: читая поучительные рассказы, дети учатся вести себя в обществе и соблюдать правила морали. Отличать хорошее от плохого. Эти рассказы лучше воздействуют на сознание детей, чем простые слова.

Веселые рассказы В.Ю. Драгунского любят и взрослые, и дети. Но один из них заставляет задуматься. Это рассказ «Что любит Мишка?». Произведение увлекает и смешит с первых же строчек, читается быстро и легко. Мы понимаем, что любовь к еде не должна быть сильнее любви к близким. Искусство, науки, книги развивают нас и обогащают. Одежда и питание не самое главное. Надо любить то, что достойно любви.

И раньше, и теперь в семейной жизни ребенок осваивает не только нормы поведения, но и все формы духовной культуры. Родительский дом, будто колыбель, согревает теплом и нежностью, заботой и добротой. Дом согревает не печь, а любовь и согласие. Родительский дом, семья даёт ребёнку путёвку во взрослую жизнь.

Использованные источники

Христианская семья и ее ценности. https://fb.ru/article/445134/hristianskie-tsennosti-osnovnyie-printsipyi-znachenie-traditsii

Цель воспитания в христианской семье. https://fb.ru/article/445134/hristianskie-tsennosti-osnovnyie-printsipyi-znachenie-traditsii

Бог даёт людям нравственные законы. https://fb.ru/article/445134/hristianskie-tsennosti-osnovnyie-printsipyi-znachenie-traditsii

Список программной детской литературы за начальную школу.

Просмотров работы: 411