Почти 75 лет прошло с тех пор, как наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Преодолевая голод, холод, все ужасы войны, наши деды и прадеды смогли прогнать врага.
Особенно было сложно выжить во время войны жителям блокадного Ленинграда. С огромным интересом я стала погружаться в атмосферу далёких событий, читала дневники, эти бесценные источники, из которых узнавала новые подробности о жизни людей блокадного Ленинграда (Приложение).
Было интересно не просто читать о жизни людей в осаждённом городе, но и удивляться: как в таких нечеловеческих условиях люди сохранили желание слушать, посещать оперные спектакли и балеты? Как артисты в театрах находили силы, чтобы не просто выжить, но и петь, танцевать и вдохновлять других на борьбу с врагом?
Оказывается, в это тяжёлое время руководство страны призывало по возможности принимать меры по восстановлению библиотек, домов культуры, театров, в некоторых городах не прекращалось радиовещание.
Многие театры продолжали свою деятельность, но мне хочется рассказать о военных буднях артистов Государственного академического театра оперы и балета имени Кирова. Именно он является одним из ведущих музыкальных театров России и всего мира.
Итак, в афишах театра оперы и балета имени Кирова в июне 41-го значились такие торжественные события, как, например, юбилейный вечер выдающейся балерины Елены Люком 23 июня или выпускные спектакли хореографического училища. Во время одной из репетиций все услышали по радио страшное слово «война». Но выпускной спектакль состоялся, и молодые артисты решили отметить столь важное событие. Нонна Ястребова, одна из выпускниц, вспоминала: «Играл маленький оркестр, мы хотели потанцевать, но подошел пожилой официант и сказал: «Ребята, не нужно танцевать, ведь война началась». Мы сразу притихли».
За несколько часов до того, как самолёты врага начали бомбить советские города, на сцене Театра оперы и балета им. Кирова закончился премьерный спектакль – опера немецкого композитора Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Уже в следующие дни вместо неё была представлена патриотическая опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».
В начале июля был ликвидирован Филиал Кировского театра, и скрипач Лев Маргулис записал в своём дневнике: «Помню, как на «Лебединое» было продано 30 билетов и спектакль отменили».
15 августа было объявлено об эвакуациитеатра в город Молотов (в настоящее время город Пермь). Уже через три дня всё было собрано: костюмы, ноты, осветительная аппаратура.
Часть труппы осталась в Ленинграде, однако открыть новый театральный сезон так и не довелось: в день начала блокады, 8 сентября, произошла первая бомбардировка города.
19 сентября, вечером, одна из бомб попала в здание театра. «Правое крыло было разрушено, – вспоминает балерина Ольга Иордан, – входа в дирекцию не существовало – вместо него зияла огромная дыра. Стоя на углу, я смотрела и плакала».
Несмотря на частые обстрелы города, во многих театрах и концертных залах Ленинграда были объявлены праздничные концерты в честь годовщины Октябрьской революции, для этого со всего города собирали музыкантов в симфонический оркестр. Начались репетиции опер.
На конец ноября была назначена постановка «Пиковой дамы» Чайковского, но её заменили на «Травиату» Верди. Спектакль несколько раз прерывался воздушной тревогой, но так и остался незаконченным, а вскоре Филиал Кировского театра был закрыт из-за отсутствия электроэнергии.
В марте 1942 года с целью поддержать жителей осаждённого города и возродить музыкальную жизнь, были вызваны и зачислены на работу певцы и танцовщики.
Важным событием культурной жизни блокадного Ленинграда стала постановка оперы Бизе «Кармен». Точнее, это была литературно-музыкальная композиция. Поставила спектакль певица Надежда Вельтер, а в ноябре, к годовщине Октябрьской революции объявлена премьера оперы «Евгений Онегин» Чайковского.
Оперный певец Иван Нечаев возглавил коллектив, сформированный из оставшихся в городе артистов.Ленинградцы стали называть созданный театр Блокадным.
Зрительный зал Театра комедии уже не мог вместить всех желающих. В сентябре 43-го года был восстановлен Малый оперный театр, и состоялась премьера балета Пуни «Конёк - Горбунок».
В преддверии столетнего юбилея Римского-Корсакова, в самом конце декабря, была поставлена его опера «Ночь перед Рождеством».
Весной 44-го года, после снятия блокады, начали ремонтировать здание Театра им. Кирова, разрушенное ещё в 41-м году, и уже в конце августа в кассах начали продавать билеты. К театру было трудно подойти из-за большого количества желающих попасть на спектакли. Завершился 44-й год новой постановкой «Травиаты» Верди.
К маю 45-го уже была готова новая постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин».Город стал постепенно возвращаться к мирной жизни, и все, что происходило в ленинградском балете в послевоенные годы, воспринималось с огромным интересом и восторженным одобрением.
Да, настоящими героями театральных сцен являлись артисты оперных и балетных спектаклей. Они не воевали на фронте, не ходили в атаку на врага, но прошли свой трудный путь к Победе: выступали на сцене театров, выезжали в составе фронтовых бригад и давали концерты для бойцов и раненых организовывали новые танцевальные коллективы и даже занимались педагогической работой, обучая искусству балета совсем юных артистов.
Буквально выживать приходилось всем в сложных и порой невыносимых условиях. Даже в сильные морозы выходили артисты перед зрителями не в тулупах и ушанках, а в концертных платьях, а «сцена» порой освещалась лишь гильзой от снаряда с горящим керосином.
Голод, холод подрывали здоровье и силы людей, но артисты находили силы не только репетировать, гримироваться и выступать. Они ухаживали за ранеными и даже становились для них донорами.
Что же помогало артистам преодолеть такие испытания? На этот вопрос отвечала певица Софья Преображенская: «Прежде всего, общение с нашей замечательной публикой, одним своим видом, своей верой в победу, своей отвагой и смелостью вливавшей в нас новые творческие силы».
Вот почему на театральных сценах в годы войны особенно востребована была тема героической борьбы с врагом, оперы и балеты на исторические сюжеты: «Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Гаянэ» Хачатуряна.
Важное место в репертуаре занимали и произведения на сюжеты зарубежной и русской литературы: оперы - «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Травиата» Верди, «Кармен» Бизе, «Ночь перед рождеством» Римского-Корсакова.
Среди постановок Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова были произведения на сказочные сюжеты, такие как балеты «Конёк – Горбунок» Пуни, «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Чайковского.
Впереди было еще много трудностей, но люди представляли мирную жизнь и мечтали, что она будет для всех чудесной, как сказка, в которой Добро побеждает Зло, и царит Любовь. Именно поэтому сразу после войны состоялась премьера волшебной и доброй сказки, написанной в те трудные военные годы, балета Сергея Прокофьева «Золушка».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дневники, письма, воспоминания