Заметки неравнодушного

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Заметки неравнодушного

Сальников К.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Левобережная средняя школа города Тутаева» Тутаевского муниципального района
Смирнова С.К. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Левобережная средняя школа города Тутаева» Тутаевского муниципального района
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Заметки неравнодушного

Вот уж никак не предполагал, что басня И.А. Крылова «Бедный Богач» тронет до глубины души, скрутит все мысли в один клубок, а потом заставит их распутываться. Встреча с этим произведением стала ожидаемой (читали на уроке литературы) и неожиданной. Всегда любил басни, и не только Крылова. Хорошо знаком с творчеством Эзопа, Жана де Лафонтена.

Почему басни? Да всё просто – басня «бьёт не в бровь, а в глаз». Но «Бедный Богач» удивил: привык к аллегоричности, а в этой басне – сплошной реализм. Оксюморонский заголовок помог сделать некоторые предположения: речь пойдёт о бедности – богатстве, скупости – щедрости, мудрости – глупости. Когда прочитал басню, оказался перед дилеммой: деньги управляют человеком, или человек правит миром с помощью денег? Что оказывается над чем – человек над деньгами или деньги над человеком?

«Бедняк от радости едва не помешался», «теперь я стал богат» - вот что доставил Богачу – Бедняку чудесный кошелёк – лукавый подарок колдуна-беса. В чём воплотились радость, счастье, богатство, принесённые сказочным предметом (сказка – ложь, но в ней намёк!)? Ответ баснописца таков:

И, наконец, Бедняк мой поседел,

Бедняк мой похудел;

Как золото его, Бедняк мой пожелтел.

Уж и о пышности он боле не смекает:

Он стал и слаб, и хил; здоровье и покой,

Утратил всё…

Каков итог?

На лавке, где своим богатством любовался,

На той же лавке он скончался…

Так что же лучше: бедный богач или богатый бедняк? Попробую разобраться в этом каламбуре, да и в этой одной из вечных тем.

Не раз слышал пословицу: «Скупой богач беднее нищего». Почему? В чём дело? Конечно же, в скупости, жадности, сопряжённой с безумием. От такой скупости становится страшно: человек оказывается не способным управлять своими желаниями и чаяниями. Они берут над ним верх. Человек перешагивает грань дозволенного. Поддаётся неисправимому искушению. Богатый, который не может потратить деньги ни на себя, ни на других, живёт (а живёт ли?) скудно, ущербно, как бедняк. Хотя сразу же замечу, что однокоренные слова «бедняк», «бедный» имеют значение, не только связанное с деньгами, имуществом, богатством, но и значение отсутствия духовных начал – доброты, сострадания, сочувствия («бедный душой»), отсутствия словарного запаса («бедный лексикон»), помогающего человеку выразить богатство своих мыслей. А я бы ещё связал понятие бедности с отсутствием способности человека изменять мир вокруг себя, преобразовывать его, делать лучше для других – окружающих, родных, близких. И в этом смысле бедности противопоставил бы щедрость – щедрость души и поступков. Герой басни И.А. Крылова не плох сам по себе, ведь «… тысяч б не пожалел, чтоб жить роскошно, пышно», «делал бы добро другим». Он ещё понимает, что «богачей скупых на муку жизнь похожа» и не собирается обречь себя на эту муку. Богач трезво осознаёт бессмысленность накопительства:

«Ну стоит ли богатым быть,

Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить

И только деньги лишь копить?

Да и на что? Умрём, ведь всё оставим».

Какая трезвость и открытость суждений! Вспоминается Гобсек из одноимённой повести О. де Бальзака, который никогда не допускал даже мысли о благотворительном назначении денег. Гобсек, в отличие от бедного Богача, лишён человеческого, живого, он сам превратился в бесчувственное (бездушное) золото, он – человек-монета. Самое страшное в том, что герой повести «Гобсек» уже не желает ничего, кроме самих денег. Их власть над героем безгранична. Он обожествляет их, идолоризирует. В этом Гобсек и бедный Богач Крылова сравнялись. Множество денег, бесконечный их поток лишают Богача разума, и он забывает все условия:

Но только знай:

Истратить одного червонца ты не волен,

Пока в реку не бросишь кошелька.

Часто слышу: разные люди – разные судьбы. Да, разные герои – один – процентщик, другой – баловень судьбы, но итог один – одиночество и смерть раба. И Крылов, и Бальзак разрешают дилемму однозначно: если ты безудержно копишь, стараясь преодолеть убогость нищенского существования, откладываешь на неопределённое будущее и отказываешь себе даже маленькие радости в настоящем, то разрываешь связь между настоящим и будущим, то есть уничтожаешь сегодняшний день, час, каждую минуту.

Как не потерять голову в азартном желании обогатиться, в стремлении к сверхприбыли:

…Проходит день, неделя, месяц, год –

Бедняк мой потерял давно в червонцах счёт…

«Червонцев я себе повытаскаю груду…»

Почему люди часто не понимают, что вот эта-то «груда», громада, не созданная своими руками, задавит, зажмёт их? Откуда это непонимание?

Предположу, что ни один не рождается с пагубным пороком жить для денег и ради денег. Хорошие и плохие привычки приобретаются жизненным опытом, его отношением к жизни, его стойкостью или слабостью, его выбором – жить полной жизнью или бессмысленно прозябать. Сколько прожил крыловский Богач, если он накопил девятимиллионное состояние, откладывая червонцы, «льющиеся рекой»? Попробую сделать нехитрые математические расчёты. Если бы герой басни брал из кошелька по червонцу в день, то за 30 дней получил бы в среднем 300 рублей, за год – 3600 рублей, за 9 лет – 25000 рублей. Если предположить, что червонцы ему лились «рекой», то есть он получал уже по червонцу не в день, а каждый час, то за 9 лет ему прибыло 86400 рублей. А вот 9 миллионов он копил бы 104 года. Куда уж ему до долгожителя с такой фантастической скупостью!

По человеческим меркам, подсчитать, сколько прожил Бедный Богач – нетрудно. Нисколько. Если измерять жизнь не червонцами и золотыми слитками, а солнечными днями, добрыми делами и чистыми помыслами, то определённо можно сделать вывод: не успел Богач пожить.

Образ жизни героя басни Крылова навёл меня на некоторые экономические размышления. Богач бедный потому, что совершенно ущербный в своей образованности, а точнее, можно говорить о его необразованности. Не понимает он назначения денег, которые должны не только копиться, но и расходоваться с умом, принося прибыль. Однако герой откладывал не часть своих доходов, а всю сумму. На что он жил – остаётся загадкой. Деньги, накопление стали для него всем. Но хранить эти средства в «чулке» или «кубышке», по опыту моих родителей, невыгодно. Они должны, повторюсь, приносить доход. Богач мог давать их в долг и получать за это определённый процент, то есть деньги делали бы деньги. Кроме того, он мог бы создать предприятие, которое создавало бы материальные блага для людей. Тогда свои девять миллионов он накопил бы гораздо быстрее. Даже скупой рыцарь из одноимённой трагедии А.С. Пушкина не только хранил золото в сундуках, но и давал в долг, потому что считал, что «… деньги всегда, во всякий возраст нам пригодны; Но юноша в них ищет слуг проворных И не жалея шлет туда, сюда…»

Тратить деньги – целая наука, которой человеку нужно овладевать. Но самое важное – чтобы потратить накопленное, нужно его заработать – головой и руками. Басенный герой не сумел воспользоваться своим богатством, потому что не заработал его.

Мог ли герой И.А. Крылова закончить жизнь по-другому? Конечно. Стоило ему только понять: богатство не только плывёт в руки, но и уплывает из них. А следом уплывает всё, что составляет понятие «жизнь». Как же не упустить это счастье жизни?

Для меня счастье – в постоянном труде и заботе о родных и близких. И если они радуются – радуюсь и я. Я очень рано усвоил, что многого в жизни можно добиться только собственным трудом, заработать. Позиция Богача для меня совсем неприемлема: всё, что получено даром, быстро проходит сквозь пальцы и обессмысливает жизнь человека. Мой отличный учебный труд – это радость познания, радость открытий и увлечений, поисков, неудач и успехов. И даже заработанные собственным трудом деньги принесли мне не радость от приобретения вещей, а уверенность в своих силах и возможностях. Сильный человек – живёт, слабый – ждёт… милости от судьбы. Но ждать да догонять…

Часто слышу от одноклассников: не хочу читать, что мне это даёт? Правильно – ничего, если не считать тех многих открытий и размышлений о главном в жизни после прочтения. Почему каждый день слышим о коррупции, о мошенниках, старающихся, как говорит моя бабушка, облапошить и обдурить православный народ, о разбойных нападениях? Как всему этому противостоять? Как не поддаться соблазну получить всё и сразу? В чём ценность труда и может ли честный труд привести к благополучию? Ответить на эти вопросы мне помогает библейская притча «О богаче».

Не смог богатый человек – герой притчи - понять, для чего собирает своё богатство: «…сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, И скажу душе моей: Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Какова основная мысль притчи? Я думаю, что само богатство - это ещё не осуждение, но пристрастие к нему и плохое употребление - в осуждение. Каждый должен довольствоваться малым, тем, что создано его трудом. Именно плоды труда будут цениться.

Прочитанные мною книги не дают каких-то материальных ценностей, они воспитывают духовные. В нашей семье отлично знают такие номера: 4345, 9112 с кодовыми словами: «БЛАГО», «ДОБРО», «ЖИВИ» и другими. Это номера, по которым я и мои родители регулярно отчисляем деньги больным детям, нуждающимся в экстренной помощи. Как же много их, даже только что рождённых! И эти наши маленькие суммы, заработанные честным трудом, я уверен, делают большое добро.

Просмотров работы: 10