Композитор А.Я.Эшпай

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Композитор А.Я.Эшпай

Маслов Ф.И. 1
1Дубровская детская музыкальная школа
Башкурова Л.Р. 1
1Детская дубровская музыкальная школа
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Я хочу написать об А.Я. Эшпае. Мне интересны его судьба, его «линия жизни»-композитора-фронтовика, прошедшего через такие испытания, что его музыке с первых тактов веришь сразу , безотчетно. Какое счастье, что судьба сохранила нам этого человека в годы Великой Отечественной войны!

А.Я.Эшпай родился 15 мая 1925 года в городе Козьмодемьянске, но уже через несколько лет семья переехала в г.Москву, где его отец – Яков Андреевич Эшпай, известный фольклорист, музыковед, композитор учился в аспирантуре. В 1941 году Андрей Яковлевич закончил детскую музыкальную школу по классу фортепиано В.В. Листовой. Ему всего 16 лет, почти как мне сейчас, и-война. Он рвётся, добровольцем на фронт, ему отказывают. Дальше-эвакуация в г. Мариинский Посад на Волге. В 1943 году он поступил в Чкаловское (Оренбургское) пулемётное училище, окончил курсы военных переводчиков при Военном институте иностранных языков Красной Армии. С конца 1944 воевал на первом Белорусском фронте. Участвовал в освобождении Варшавы, Берлинской операции. 9 мая1945 года встретил в Берлине. После войны закончил музыкальное училище при Московской консерватории, затем-Московскую консерваторию. А какие у него были учителя! По композиции – Н.Я. Мясковский, Е.К. Голубев, А.И. Хачатурян, по фортепиано-В.В. Софроницкий!

Для того чтобы писать музыку, говорил Андрей Яковлевич, нужны три условия-талант, мастерство и рану в сердце. Рана - это война, на которой композитор потерял брата, самых близких друзей. Рана - это умение сострадать людям. Его музыка-как Вселенная, в которой, несмотря ни на что, утверждается свет, красота, вера, надежда. Я слышу в ней истоки, корни, из которых исходит всё. Она-как река, открывающая нам безграничное пространство жизни, как в трагической, так и в светлой её стороне. А чем больше пространства в твоей жизни, тем ты счастливее.

А.Я Эшпай писал музыку в самых разных жанрах - это и песни, и симфонические произведения, хоровые, камерно-инструментальные, балеты, музыку к огромному количеству кинофильмов. Кажется, это единственный композитор, который написал концерты для всех инструментов симфонического оркестра. Мне очень нравится его песня «Москвичи», имеющая удивительную историю создания. Автор текста Евгений Виновкуров как-то признался, что писал слова под впечатлением от поступка своего школьного товарища Саши Волкова, ушедшего на фронт в 17-летнем возрасте. При этом сам Винокуров также ушёл добровольцем в семнадцать. Инициатива создания песни принадлежит Марку Бернесу. Вместе со стихами он влез через окно в квартиру А.Я Эшпая на Большой Бронной и потребовал написания мелодии. «Стихи меня потрясли»,- говорил композитор. Они были как будто из моей биографии. Я уходил на фронт с Большой Бронной, которая расположена рядом с Малой...

До меня на войну отправился брат Валя, погибший летом сорок первого. Мама до последних дней ждала его возвращения… Спать ложились всегда поздно. Фраза о свете воспалённой лампы Винокурова очень точна. В этих словах я видел свою мать, ждущую и раз за разом перечитывающую письма с фронта меня и брата». Но некоторые части стихотворения Эшпай с Бернесом «забраковали». Их попытки уговорить Винокурова изменить концовку на что-то более яркое, с «изюменкой» успехом не увенчались. В итоге самый известный куплет «Москвичей» -«но помнит мир спасённый/ мир вечный, мир живой/Серёжку с Малой Бронной/И Витьку с Моховой»-досочинил Вадим Сикорский. Винокуров продолжал печатать в своих книгах старый финал, а строки про «мир спасённый» прочно вошли в обиход слушателей.

В 1980 году композитор создаёт на основе либретто И. Чернышева балет «Круг» («Помните»). Сложный по проблематике (бедствия «конца мироздания», гибель цивилизации, борьба за жизнь), новый балет не имеет аналогов ни в прошлом , ни в настоящем. А.Я. Эшпай средствами музыки пытается предостеречь землян от апокалипсиса, от того, к чему может привести использование новейшего оружия. Возрождение цивилизации из небытия в балете удаётся осуществить силой всепоглощающей любви героини, её самопожертвованием.

По характеру тематического материала и по способам его развития музыка балета «Круг» -настоящая симфоническая партитура. С этим связано её «перевоплощение» в четвёртую симфонию («Симфония-балет для большого симфонического оркестра», 1980г), первое исполнение которой состоялось 15 октября 1981года в Большом зале консерватории. Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения дирижировал В.Федосеев.

Я слушал эту симфонию, музыка завораживает своими колокольными эпизодами, фольклорными фрагментами. Есть ли в этой музыки мир-в прошлом, настоящем, в будущем? Слышу тревогу, предостережение-и обращение к истокам как к источнику силы, возрождения.

Военной теме посвящены многие произведения композитора-первая, четвёртая, пятая симфонии, симфонической картина «Переход Суворова через Альпы». «Даже если вы не пишете конкретно о войне, она всё равно присутствует в творчестве художника, который был на фронте. О войне нельзя говорить словами. Тот, кто не был на поле боя, никогда не узнает, что такое война. Все герои- в земле, война унесла лучших», -говорил композитор. Мне нравится обращение А.Я. Эшпая к образу А. Суворова-полководца, не проигравшего ни одного сражения. Это вдохновляет, служит примером того, как нужно и можно противостоять обстоятельствам, идти вперёд, не сдаваться и побеждать. Музыка А.Я Эшпая мне становится ближе ещё потому, что в памяти людей, меня окружающих-концерты в «Защиту окружающей среды», которые проходили при участии А.Я Эшпая в близлежащем городе Черноголовка (в нашей музыкальной школе есть запись этого концерта). «Послание» к этому циклу концертов написал композитор Т.Н. Хренников. Подписали его – известные музыканты, в числе первых – А.Я. Эшпай. Я хочу привести этот текст целиком.

«В нашем непростом мире усилия всех добрых людей направлены на поддержку величайших достижений нашего народа в самых разных сферах деятельности. Необходимо сохранить дух творчества, созидания, которыми всегда была жива культура нашего народа. Хочется верить в то, что никогда больше «слезинка ребенка» не послужит основанием для «великих» преобразований, что красота конструктивна и действительно спасает и будет спасать мир, что весь опыт человеческого проживания заклинает нас не повторять прежних ошибок и, если ещё и ещё раз вместе, громко проговорить очевидные истины, это поможет застраховать нас от их повторения. Мы хотим мира, счастья. Мы хотим наслаждаться пением птиц и сияющим ликом солнца. Мы мечтаем о том, чтобы наши дети жили в гармонии с собой и внешним миром. Мы мечтаем о времени, когда не будет войн и варварского отношения к себе и окружающему. Мы хотим верить в то, что никогда не повторятся, Кыштым, Чернобыль и Хиросима. Горячо поддерживаем детские музыкальные школы г. Москвы и Московской области, выступивших с инициативой проведения цикла концертов из музыки современных композиторов, посвященных защите окружающей среды. Пусть эта инициатива объединит людей доброй воли на пути к гармонии и совершенству! В добрый путь!»

Слушаю «Три хора» А.Я. Эшпая на стихи А.Рембо. Здесь тоже-память и надежда. «Пусть наступит время, что любимо всеми»- звучат слова. Я тоже очень хочу, чтобы во всем мире наступило это время- «что любимо всеми», чтобы на планете Земля воцарились мир, красота и гармония.

Просмотров работы: 45