Когда мы говорим про музыку военных лет, то безусловно, вспоминаются композиторы: Шостакович, Прокофьев, Глиэр, Хачатурян и др.. Но есть и другая музыка тех лет. Это песни, которые пели в окопах и на привалах.
Через два дня после начала войны, 24 июня, появилась песня Александрова на стихи Лебедева-Кумача «Священная война». Она и стала гимном нашего сопротивления. «Вставай, странна огромная, вставай на смертный бой...» Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Говорят, что ее исполняли на Белорусском вокзале для войск, уходящих на фронт. Музыканты играли ее без конца, пять-шесть раз в день, каждому эшелону. Суровый ритм и мелодика марша, безусловно, пробуждали чувство патриотизма. Но, надо признать, что мужья и сыновья испытывали и чувство разлуки, страха, они не знали, вернутся ли домой. И тогда появились другие песни. Лирические, о чувствах, которые испытывает солдат и его семья.
Первая из них, считающаяся народной, появилась в первые дни войны – «Синий платочек». Слова были сочинены поэтом Борисом Ковыневым на музыку популярного вальса композитора Ежи Петерсбурского. Песня известна в разных вариантах. Вероятно, ее перепевали и добавляли свои строки.
Моя бабушка всегда подпевает, когда слышит «Синий платочек», и это неудивительно. Ежи Петерсбурский написал этот вальс в 1940 году. Песня быстро стала шлягером. Ее стали включать в свой репертуар известные исполнители: Вадим Козин, Лидия Русланова и другие.
В самом начале войны лирическую песню включила в свой репертуар Клавдия Шульженко. Поэт Максимов, взяв за основу уже известный текст, изменил часть строчек на военный лад. Его стихи заканчивались словами: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». В этой редакции стихотворение было напечатано во фронтовой дивизионной газете «За Родину!». С этого времени песня стала всенародной. Ее пели на фронтовых концертах, пели бойцы, пели в тылу. «Синий платочек» стал, по сути, гимном любви, веры и надежды.
Лирическая песня в те годы оказалась главным жанром фронтовых концертов. В 1942 (по другим сведениям в 1943) Матвеем Блантером на стихи Михаила Исаковского была написана и сразу получила популярность песня «В лесу прифронтовом». Это песня об отдыхе солдат перед боем. Но основное содержание песни — не только лирические воспоминания о мирной жизни, но и то, что дорога к дому и к любимой ведёт через борьбу с врагом, тяжёлые испытания и невзгоды. Позже эту песню замечательно исполнил Серж Гинзбург.
Бабушка рассказывала, что мой прадед генерал-майор Другов Павел Ильич очень любил песню «В землянке». Песня впервые прозвучала в 1942 году
Автор слов Алексей Сурков, композитор — К. Листов. Сразу после начала Великой Отечественной войны журналист и поэт Алексей Сурков стал военным корреспондентом. Будучи в окружении, он написал для жены стихи, а в феврале 1942 года прочитал их композитору Листову. Листов через неделю зашел в редакцию газеты и, взяв гитару у фотокорреспондента Михаила Савина, исполнил новую песню, назвав её «В землянке». Присутствовавшие одобрили композицию, а вечером Савин, попросив текст, исполнил песню сам: мелодия запомнилась с первого исполнения.
Вскоре песня стала очень популярна. Её исполняли солдаты, фронтовые творческие коллективы, в том числе она вошла в репертуар знаменитой Лидии Руслановой.
Хочу вспомнить еще одну пронзительную песню времен войны - «Офицерский вальс» (стихи Долматовского, музыка Фрадкина), которая написана под Сталинградом в конце 1942.
В 1944 году появилась еще одна замечательная песня - «Смуглянка» (композитор А.Новиков, автор Я.Шведов). После фильма «В бой идут одни старики» (любимый фильм моей мамы) песня прозвучала на всю страну. До сих пор она входит в десятку самых популярных песен страны. А я в подарок маме изучил ее на домре.
Были и другие песни, важные для каждого солдата. Песни – гимны. Для артиллеристов — «Артиллеристы» (Музыка Т.Хренникова, слова В. Гусева).
Для летчиков самой главной песней стала «Стальная эскадрилья». Композитор неизвестен, автор первоначального текста - Б. Ковынев.
Песня появилась еще в 30-е годы. А в годы войны к ней добавились два куплета про войну.
Была очень популярна «Песенка военных корреспондентов» Матвея Блантера на стихи Симонова, которая появилась в 1943 году.
В 1942 году Анатолий Софронов и композитор Кац написали песню «Шумел сурово Брянский лес», которая стала гимном партизан.
На фронте были популярна песня «Одессит-Мишка» (муз. М. Воловаца, сл. В. Дыховичного).
В конце 1941 года, когда наши войска оставили Одессу, 30-летний поэт, участник одной из фронтовых артистических бригад Владимир Дыховичный откликнулся на это событие стихотворением «Мишка» и показал его композитору Модесту Табачникову. Тот был тоже одессит, и строки стихотворения не могли не тронуть его душу.
Но песня «Мишка» с мелодией Табачникова жила недолго, до тех пор, пока её не включил в свой репертуар Леонид Утёсов. Музыкант оркестра Михаил Воловац написал другую, на мой взгляд более удачную мелодию, и в такой новой форме песня вошла в фильм «Концерт фронту».
Песня получила необычайно широкое распространение, с фронта постоянно приходили требования прислать пластинки с записью «Мишки». Л. Утёсова завалили письмами, от одних только самых настоящих «одесситов Мишек» пришло 243 письма. В каждом из них утверждалось, что в песне речь идёт именно о нём. Гвардеец-минёр Михаил Бондарский писал:
«Леонид Осипович! Когда я услышал слова Вашей песни «Ты одессит, Мишка, а это значит, что не страшны тебе ни горе, ни беда», у меня потекли слёзы. Мы, одесситы, люди смелые, отчаянные, смерти не боимся. Когда мы дрались один против пяти, один против десяти, двадцати - слёз не было. Но когда я услышал эту песню, я заплакал, и все вокруг сидящие обратили на меня внимание... Вы меня извините, что письмо написано нескладно, но я прошу Вас прислать слова этой песни, и с этой песней я буду ещё больше бить гадов, чем бил до сих пор. Буду мстить за нашу красавицу Одессу, за мать, за любимую, за себя, за всех нас».
И еще одна народная песня «На поле танки грохотали» была очень популярна на фронте. Говорят, что она написана еще в 19 веке, но потом ее подхватили во время войны, и меняли строчки: то про танкистов, то про шахтеров, то про туристов. Это все неважно про кого, главное, что она поднимала народный дух. Ее отлично спел Сергей Чиграков уже в наше время.
Было еще много песен. И это хорошо. Каждому — своя. Я видел фильмы про войну, там «сидят и слушают бойцы, товарищи мои».
В военное время было создано и прозвучало так много хороших песен, которые не теряют своей актуальности и в наше время, что всех и не перечислишь. Но в заключение, я не могу не сказать о песне, которая в наше время стала гимном Москвы, о песне «Моя Москва».
Весной 42-го Исаак Дунаевский в агитпоезде ансамбля песни и пляски за многие тысячи километров от Москвы прочитал стихотворение М. Лисянского, и тут же в купе вагона на полях журнала записал мелодию, навеянную первой строфой. Текст несколько раз менялся за годы войны, и лишь в 1944 году авторами М. Лисянским и С. Аграняном был согласован окончательный вариант песни, которая по праву стала теперь гимном столицы. В моей музыкальной школе часто исполняется эта жизнеутверждающая песня. И по праву! Такие песни должны жить в веках!