«Они убийцы! В них нет души! Грязные, гнусные ничтожества… Жестокие и бессердечные. В их сердцах нет ни капли сочувствия или милосердия. Они не люди – лишь горсть скопившихся туш, вынужденных отбивать здесь свой срок»- думал я. Я - Павел, Павел Васильевич, работаю смотрителем каторги уже десять лет. Мысли о ничтожности существа здешних заключенных преследуют меня уже очень давно. Подумать только, за все это время я ни разу не видел никого из этих безумцев. Не видел по-настоящему…
Почему они шли на преступление? Были ли они по - настоящему жестокими. Есть ли их подлинная вина в содеянном? Может быть кто-то и вовсе попал сюда по ошибке? Или его жизненные обстоятельства попросту не оставили другого выхода?
Мои взгляды столь серьезно изменились с месяц назад, когда мне повезло познакомиться лично с одним из заключенных. Родион Раскольников появился здесь недавно. Совсем молодой, бывший студент университета, он поведал мне историю, свой мрачный, полный боли и отчаяния жизненный путь. Родион не был глупцом, его речи всегда были обдуманы. Слушая, я полностью погружался в его мир, опуская мнимое клише убийцы.
В чем причина жестокости?
Я не могу передать тот трепет, ту боль, которую чувствовал Раскольников, рассказывая про письмо его матери, в котором она сообщила сыну про жениха его сестры. Дуня, жертвуя собой, хотела помочь брату, ведь ее союз с Лужиным, высокомерным подлецом, мог исправить тяжелое положение семьи. Родион не мог принять этот поступок. Он не хотел, чтобы его сестра страдала, страдала из-за него. Это письмо, по словам Раскольникова, вывело его из состояния нерешимости, преодолевшего его ранее.
Родион всегда оставался мрачным:
-«Эх, Петербург! Многие ищут там свой путь. Разве сам город не помогал тебе жить? Не поддерживал своей атмосферой?» - однажды спросил я.
-«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня. Нетерпимая же вонь из распивочных, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, доверили отвратительный и грустный колорит картины…»-звучало в ответ.
Я буквально следовал за ним в его воспоминаниях. Чувствовал тот же неприятный запах, духоту, тяжесть. Казалось, слышал брань, крики, непристойные звуки. Город давил. Блеск и сияние лишь парадная его сторона, которой люди не способны насладиться из-за бедности и нищеты. Людям некуда больше идти - в этот заключалось настроение и Петербурга, и Раскольникова. Безумный город порождает безумные мысли.
Но Родион не был злым, бесчувственным человеком, не способным на сострадание. Он рассказал мне о своем далеком воспоминании из девства. Будучи еще мальчишкой, Родион видел жестокое избиение коня. Люди вокруг радовались и смеялись-для это было забавой. Мальчишеское сердце, столь чуткое и доброе не могло остаться равнодушным. Он до сих пор видит эту страшную картину во снах. Не без сожаления Родион поделился со мной историей о девушке в парке, которая попала в беду, и ей продолжала угрожать опасность. Тогда Раскольников, будучи уже взрослым мужчиной пытался помешать совершению страшного, поразившись всеобщему равнодушию. Ужасное буквально преследовало его. Внешняя жестокость задела юношеское сердце.
С неделю назад Раскольников поделился со мной своей теорией. Люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Он считал, что его долг сделать мир лучше. Люди не обязаны быть с ним согласными. Раскольников был готов заплатить любую цену, пойти на страшные поступки, если посчитал бы это необходимым: «Я заблуждался» - признался Раскольников, - «навязанные авторитетными источниками мысли я трактовал по-своему».
Родион ошибся. Он совершил преступление, полагаясь я его ложные представления о справедливости, за что и понес свое наказание. Но сейчас, пройдя через все муки совести, осознания своего поступка, Раскольников действительно раскаялся. То зло, что овладевало им все это время- исчезло. Он уверовал в Господа и в нем нашел свое прощение. Божественный свет его сердца взял верх над темными заблуждениями его разума.
Родион Раскольников-заключенный каторги. Родион Раскольников-бывший студент университета. Родион Раскольников-человек, изменивший мою жизнь. У каждого из нас есть своя теория, и моя теперь: «У каждой жестокости есть причина. Не существует абсолютного зла. В каждом человеке доброе начало. В каждом человеке сначала – человек».