Актуальность темы
"Люди перестают мыслить,
когда перестают читать"
Д. Дидро
Мы уже третьеклассники. В начале этого учебного года Елена Александровна предложила нам участвовать в конкурсе «Книга – источник знаний». Какую же тему выбрать? Серёжа сказал: «Моя бабушка говорит, что раньше нашу страну называли самой читающей в мире, а я читать не люблю». «Лучше посидеть за компьютером»,- поддержал друга Иван. И мне захотелось узнать, а действительно ли современные дети стали меньше любить книгу? И если это так, то непременно надо найти пути решения проблемы.
Мой поиск начался с библиотеки. В энциклопедии «Эрудит» нашла такие данные, например: французский император Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту. Писатель Оноре Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса. Писатель Максим Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.1 Потом мы с библиотекарем провели анкету среди учеников 3-4 классов, данные которой оказались неутешительными. Родителям нашего класса тоже была предложена анкета на тему «Семейное чтение». Результаты показали, что у одной трети семей нет даже книжной полки или книжного шкафа. Елена Александровна провела классный час и родительское собрание о пользе домашнего чтения. Мы вместе стали искать пути решения проблемы. Мнения были разные, но все пришли к выводу о том, что для успешного развития в будущем, надо много читать сейчас.
« Как воспитать интерес к чтению?» – так звучал главный вопрос.
Новизна и практическая значимость данной работы состоит в том, что впервые в нашей школе было изучено развитие читательского интереса учащихся начальной школы, рассмотрен круг чтения младшего школьника и была сделана попытка вызвать интерес учащихся к книге, к литературному творчеству.
Объект исследования: детская книга, памятники книге.
Предмет исследования: приобщение к чтению.
Гипотеза: нужно ли тратить время на чтение книги, если можно посмотреть фильм и получить информацию из Интернета.
Цели и задачи:
• проанализировать, какую роль играют книги в жизни моих ровесников;
• найти мнения известных людей о книге, о чтении;
• показать одноклассникам через памятники книге значимость её для всех поколений
Методы:
• изучение литературы и источников Интернета по данной теме
• проведение анкетирования
• беседа с библиотекарем и с редактором школьного литературного альманаха
Продукт работы: альманах «Читаем всей семьёй» и презентация
II. Основное содержание
1. Подготовительная часть
Проблема недостатка чтения у детей и взрослых наблюдается исследователями в России на протяжении 20 лет. За это время уже выросло два поколения нечитающих граждан, которые все больше извлекают информацию из компьютера.2 Сведения подаются в доступной, сжатой форме: в виде схем, таблиц и картинок. Современные обучающие программы позволяют добиться быстрых результатов, но они не приучают к вдумчивой самостоятельной работе с текстом.
Чтение не всегда сопровождается картинками, и детям, для того чтобы понять, о чём идет речь, нужно самостоятельно представить себе, как выглядят герои, что они делают, где разворачиваются события. Это очень сложная интеллектуальная работа. В итоге мозг, привыкнув без труда получать информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов. Из-за этого дети читают мало и неохотно.
А в пользу чтения приведём несколько фактов: /слайд/
Чтение развивает логическое мышление;
Чтение развивает память и внимание;
Чтение хорошей книги помогает обрести спокойствие;
Чтение книг улучшает работу мозга;
Чтение научит нас общаться с людьми;
Чтение делает человека добрее, умнее и воспитаннее.
Причины неуспешного чтения
Наука доказала, что люди не читают от буквы к букве. Они «схватывают глазами» целые участки страницы. Лишь неумелые, неопытные чтецы читают от слова к слову. Из этого следует, что только активное вдумчивое чтение является успешным.
Часто долго по времени выполняем домашнее задание, но не всегда достигаем желаемого результата. Дело в том, что у некоторых уже сформировались привычки невнимательного чтения. Это нетерпеливость; «пробег» по книге; чтение без желания. Иногда читатель без всякого основания пропускает целые фразы, не дочитывает слова, поэтому не понимает, о чем идет речь. Только внимательное, сосредоточенное чтение с обдумыванием приводит к желаемому результату, к овладению книгой в полном смысле слова. Что же мешает чтению детей? Сейчас детских развлечений стало гораздо больше: это и бесконечное сидение перед телевизором и монитором компьютера. Дети слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами.
А ведь есть более интересное занятие – чтение книг. Книга – это ключ к знаниям, она развивает кругозор. С ней можно заглянуть в прошлое /сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования/, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.3 Книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым! Книги помогают нам принимать правильные решения. Мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать. Читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи, пополняем свой словарный запас. Нельзя забывать о том, что книги нужно читать предназначенные для своего возраста.4
Влияние чтения на успеваемость
От взрослых я всегда слышу: «Научишься хорошо читать, будешь хорошо учиться». Мне стало интересно: насколько верно это утверждение, такими ли совсем не читающими мы являемся, как нас представляют. Я провела эксперимент- проверила скорость чтения у всех учеников нашего класса,(помогла мне в этом Елена Александровна) и убедилась, что быстрое чтение влияет на успеваемость учеников. Действительно, быстро читающие дети учатся на «4 и 5». Они быстрее формулируют свои мысли, понимают задание, анализируют, быстрее и лучше выполняют его.
2. Практическая часть
Анкетирование учащихся
Мне стало интересно, насколько верно утверждение, такими ли совсем не читающими мы являемся, как нас представляют. Как относятся к чтению и к книге представители разных поколений? 5 Для достижения цели были составлены вопросы для небольшого социологического опроса:
1. Любите ли вы читать?
2. Есть ли у Вас дома библиотека?
3. Есть ли у Вас любимая книга, которую Вы перечитывали много раз?
4. Какие книги Вы читаете?
5. Сыграла ли книга какую-то роль в Вашей жизни?
6. Чем Вы заменяете чтение?
Результаты исследования
Мы проанализировали полученные ответы /опросили две возрастные группы/.
1. «Взрослые» - это наши родители учителя
2.«Дети»- учащиеся 3 и 4 классов.
В анкетировании приняло участие 80 человек.
Результаты исследования /на слайде/
В интервью учителей начальной школы и учителей литературы были отмечены такие важные моменты, как: проблема потери интереса к чтению; дети имеют возможность смотреть экранизацию любимых литературных произведений в Интернете. На вопрос «Что Вы нам посоветуете?» педагоги ответили так: « Любовь к чтению, к книге надо с раннего возраста воспитывать в семье. Хотелось бы возродить вечера семейного чтения любимых книг, в которых принимали бы участие все члены семьи, любого возраста. Можно устроить просмотры диафильмов, где по очереди члены семьи читают титры под кадрами, провести семейные праздники и выпустить литературный альманах». Библиотекарь пригласила нас на мастер-класс, а 11-классники провели для начальной школы презентации новинок детских книг. Алексей Бутусов подарил книгу «Однажды в Сингапуре». А Елена Александровна провела День единого текста, посвящённый 75-летию Великой Победы. Дважды наш класс принял участие в Международной акции «Читающий автобус» и пригласили на следующий год учеников других классов и соседних школ.
Мы пришли к выводу, что интерес к чтению в нашем классе постепенно стал возрастать. Этому способствовали и пятиминутки чтения на каждом уроке и ведение читательских дневников и оформление Тетрадок Дружбы, и подготовка к выпуску нового номера альманаха , посвящённого семейному чтению.
Проанализировав всю работу, предлагаем следующие варианты решения данной проблемы:
1. Библиотекарям и учителям на школьных собраниях проводить обзор детской литературы, её новинок.
2. Родителям накапливать домашнюю детскую библиотеку. Книги должны подходить ребенку по возрасту, соответствовать интересам.
3. Совместное чтение книг в семьях.
4. Посещение театральных постановок, музеев, выставок, экскурсии, поселковой и районной детской библиотеки.
5.Участие в Акциях книгодарения, «Читающий автобус»
6.Ведение читательских дневников.
7. Лучший подарок-книга
8.Изготовление книг своими руками на конкурс «Самодельная книга моей семьи»
III. Заключение
От того, что и как мы читаем, зависит наш успех. Очень важно для ребёнка, если его семья читает и дарит книги своим детям! Книги расширяют кругозор, учат мыслить, развивают речь и воображение. В результате проведенного исследования, появилась надежда на то, что совместные усилия учащихся, родителей, учителей по приобщению молодого поколения к чтению книг дадут положительный результат.
IV. Список литературы.
Ахмедова, Л. Кто выбирает книгу? / Л. Ахмедова // Первое сентября. – 2016
Волков С.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия.Литература.,М.,2009
Лутошкина, И. Как увлечь ребенка книгой // Домашнее воспитание. – 2004. - № 1.
Чирва А. Книга в твоих руках . Книга для учащихся – М., 2017
http://www.rusreadorg.ru/issues/hl-10.htm сайт Русской ассоциации чтения// Традиции семейного чтения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Интересное о пользе чтения
1. Чтение было признано наиболее эффективным способом уменьшить стресс. Всего 6 минут чтения более чем на две трети снижает уровень стресса.
2. Чтение — один из наиболее эффективных способов успокоиться и настроиться на сон. Яркий свет от телевизора или телефона посылает в мозг сигнал о том, что пора просыпаться. Чтение книги с приглушенным освещением имеет противоположный эффект — мозг понимает, что самое время отдохнуть.
3. Во время чтения вы наверняка сопереживаете героям книги. Исследования показывают, что, проникаясь художественным произведением, человек учится сочувствию и эмоциональному пониманию другого человека в реальной жизни.
4. Высокий интеллектуальный уровень делает вас более привлекательным для людей. Возможность поддержать беседу на любую тему и блеснуть эрудицией при знакомстве дает больше шансов, что человек отдаст предпочтение именно вам.
5. Всякий раз, когда вы читаете, вы тренируете мозг. Каждый раз он создает новые связи для сохранения полученной информации. Исследования выяснили, что у постоянно читающих или пишущих людей снижение мыслительной активности происходит гораздо медленнее, чем у тех, кто редко дает подобные нагрузки на мозг.
6. Когда вы читаете, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово незнакомо, не обязательно искать его в словаре. Иногда значение можно понять по общему содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает общую грамотность.
7. Чтение делает вас хорошим рассказчиком. Чем больше чужих историй вы читаете, тем лучше будете рассказывать свои. Вы научитесь отфильтровывать ненужную информацию и лучше подавать нужную. Чем увлекательнее будут ваши истории, тем интереснее вы будете казаться другим, тем убедительнее для них будут ваши слова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Упражнения на развитие навыка чтения
1.Чтение перевёрнутого текста. Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевёрнутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нём читать.
Это упражнение способствует:
- Формированию в памяти ребенка целостных образов слов и букв.
- Развитию умения сочетать побуквенный анализ с прогнозированием окончания слов.
Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации.
2.Корректировка деформированных предложений
Дети очень любят загадочные, заколдованные предложения. Пусть ученик попробует найти в этих предложениях смысл, расставив слова верно в нужной форме.
- стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
-дали каши Маше манной нашей
- рыбу на ловят рыбаки рыбалке
- у деда Мороза красивые легкие сани были
- мы электричке на доехали до станции
- ледяная крутая и длинная горка была
3.Восполнение пропусков букв в словах
Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения. Это упражнение способствует развитию словесно-логической памяти.
Например: Ш – а / С - - а / по ш ---е / и / с- с—а / с---у.
4. Мнимое слово
Один ученик в ходе чтения произносит неправильно слово, а другой прерывает чтение и прочитывает слово с исправлением.
Расширение поля зрения
5.Чтение с повтором. Каждое предложение читается следующим образом: Звезды-…; Звезды – огромные…; Звезды – огромные раскаленные… ; Звезды огромные раскаленные шары.
6. Чтение по кругу. Текст читается три раза по 1 минуте (все время начинать с одного места). Каждый раз отмечается место остановки. Затем считается сколько слов прибавилось от места 1 остановки до места остановки 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ О КНИГАХ
Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют. (ЕкатеринаВеликая)
Любая книга — умный друг:
Чуть утомит, она смолкает;
Она безмолвно поучает,
С ней назидателен досуг. (Лопеде Вега)
Книги — это инструмент насаждения мудрости. (КоменскийЯ.)
Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем тоже чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга. (Вольтер)
Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков. (Горький М.)
Некоторые ценят книги по их объему, точно написаны они для упражнения рук, а не ума. (Грасиан-и-Моралес)
Сколько дней труда, сколько ночей без сна, сколько усилий ума, сколько надежд и страхов, сколько долгих жизней усердного изучения вылиты здесь в мелких типографских шрифтах и стиснуты в тесном пространстве окружающих нас полок. (СмитА.)
Никогда двадцать огромных томов не сделают революцию, ее сделают маленькие карманные книжки в двадцать су. (Вольтер)
Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду. (АддисонД.)
Библиотека для чтения в городе— это вечно зеленое дерево дьявольского познания, и кто постоянно забавляется его листами, тот и до плода дойдет. (ШериданР.)
Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной, и я не хотела исчерпать ее благ, храня их для наиболее важных случаев. (ЖоржСанд)
Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки. (ЦвейгС.)
Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество. (ГельвецийК.)
Книги изречений... не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее. (ТолстойЛ. Н.)
Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности. (Смайлс С.)
Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины. (Вовенарг)
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится. (Грибоедов А. С.)
Бестселлер — позолоченная гробница посредственного дарования. (Смит А.)
Книги на злобу дня умирают вместе со злободневностью. (Вольтер)
Видеть прекрасно изданную пустую книгу также неприятно, как видеть пустого человека, пользующегося всеми материальными благами жизни. (БелинскийВ. Г.)
Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество. Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. (ЧеховА.П.)
Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге. (РичардБах)
Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда..(Сухомлинский В.А.)
Чтение – вот лучшее умение. (ПушкинА.С.)
О чём молится, о друг? Было бы в изобилии книг…" (Гораций)
«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А.И. Герцен)
«Большая часть человеческого знания во всех отраслях существует лишь на бумаге, в книгах, - этой бумажной памяти человечества. Поэтому лишь собрание книг, библиотека является единственной надеждой и неуничтожаемой памятью человеческого рода». (А. Шопенгауэр)
«Надо знать книгу. Надо любить и верить в нее. Надо выработать в себе уменье и практическую сноровку работать при помощи книги». (Н.А. Рубакин)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О КНИГАХ
Книга – друг человека.
Книга книгой, да и своим умом двигай.
Кто много читает, тот много знает.
Ему и книги в руки.
Книга мала, а ума придала.
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
Глядит в книгу, а видит фигу.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги читать – скуки не знать.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Книги читать – не в ладушки играть.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Одна книга тысячу людей учит.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Испокон века книга растит человека.
Дом без книги – день без солнца.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
«Книги в нашей жизни» Анкета для учащихся
1. Может ли человек жить без книг?_______________
2. Нравится ли тебе читать книги? Какие книги ты предпочитаешь?
3. Что больше нравится: стихи или проза?___________________________
4. Нравится ли тебе получать книги в подарок?________________________
5. Какие книги, кроме программных произведений, ты прочитал за последнее время (за месяц)?__________________________________
6. Какую книгу ты теперь читаешь?_______________________________
7. Это твоя книга или ты взял её в библиотеке, у знакомого?______
8. У вас дома много книг?/примерное количество/__________________________
9. Какие книги предпочитают твои родители?__________________________
10. Назови книгу, которую считаешь главной книгой своего времени
11. Что бы ты пожелал начинающему читателю?_____________________
12.Кто тебе привил любовь к чтению?/мама, папа, бабушка, учитель…/
13. Продолжи фразу: «Надо много читать, чтобы________________».
«Люди, которые не читают книг, ___________________________»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Анкета для родителей
1. Является ли чтение одним из увлечений вашего ребёнка?_______________
2. Сколько времени он проводит за книгой?________________________
3. Убеждаете ли вы своего ребёнка читать или он делает это без принуждения
4. Какие книги он предпочитает?_________________________________
5. Как вы поощряете его читательские стремления?____________________
6. Дарите ли вы своему ребёнку книги /и как часто/___________________
7. Есть ли у вас на счёт чтения какие-то свои убеждения?_______________
8. Обсуждаете ли вы прочитанные книги в семье?________________________
9. Советуете ли вы ребёнку книги своего детства и юности /Если да, то какие?/
10. Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?________
11. Пожелания и предложения учителю литературы Вашего ребёнка_______
12.Совет/рекомендации учителю Вашего ребёнка/библиотекарю___________
13.Есть ли у Вас дома библиотека, книжная полка, книжный шкаф?_______
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Рекомендации для родителей и детей
по развитию читательского интереса
Уважаемые мамы и папы! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся!
• Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства. Читайте вслух вместе с ребёнком не менее 30 минут в день. Читайте книгу постепенно: по страницам или главам.
• Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.
• Систематически читайте сами. Это сформирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно.
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.
• Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной им книги. Если вы сами о нём ничего не знаете, поинтересуйтесь, никогда не поздно получить новые знания и впечатления.
• Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст. Спрашивайте ребёнка, чему учит книга? Что больше всего запомнилось?
• Предложите ребёнку самостоятельно проиллюстрировать прочитанную книгу.
• Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
• Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
• Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях
Правила чтения для учащихся
Памятка
1. Если хочешь развить свой интеллект, кругозор, старайся читать не менее получаса в день.
2. Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
4. Читая, не торопись, обращай внимание на детали текста, интересные фразы, сравнения. Они помогут лучше запомнить содержание книги.
5. Если будешь обращать внимание на время при чтении, скоро забудешь смысл читаемого текста.
6. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, а затем продолжи чтение.
7. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
8. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
9. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.
10. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
11. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя или по собственному желанию.
1Волков С.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия.Литература.,М.,2009
2Ахмедова, Л. Кто выбирает книгу? / Л. Ахмедова // Первое сентября. – 2016
3Лутошкина, И. Как увлечь ребенка книгой // Домашнее воспитание. – 2004. - № 1.
4Чирва А. Книга в твоих руках . Книга для учащихся – М., 2017
4
5http://www.rusreadorg.ru/issues/hl-10.htm сайт Русской ассоциации чтения// Традиции семейного чтения