Может ли гимнастка стать балериной?

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Может ли гимнастка стать балериной?

Хилькова С.О. 1
1МАОУ гимназия "Мариинская" г. Таганрог
Крамарова Е.Е. 1
1МАОУ гимнастя "Мариинская"


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Искусство – спорт, а спорт  искусство,

и между ними нет никаких границ или отличий.

Р. Pouret,1964г.

Оказывается, чтобы творить чудеса, не нужны ни волшебные палочки, ни самые современные технологии – достаточно красоты движения, очарования музыки и силы воображения!

До вздоха все отточены движенья.

Сама – мила, прозрачна и легка;

Но сколько в ней, упорства и стремления,

И живости, и сил, и огонька!

Художницей рисуя на помосте,

Узор витиеватый дивных поз,

Она собой являет тонкий мостик

Между реальным и страною грез!

Как вы думаете, о ком это стихотворение? О балерине? О художественной гимнастке?

А ведь можно подумать о них одновременно, не правда ли? В современном мире искусства и спорта произошло много значимых изменений. Насколько схож и различен мир этих двух видов искусства?

Художественной гимнастикой я занимаюсь с пяти лет. Мне очень нравится этот вид спорта, но для меня это больше, чем спорт. Полет души в танце, который кружит меня в упражнении длиной в 1минуту 35 секунд, превращает меня в балерину….

Цель моей работы - понять, в чем основные отличия балета и художественной гимнастики. Может ли успешная гимнастка стать балериной и наоборот. Возможно ли балерине выйти на ковер и продемонстрировать упражнения по художественной гимнастике?

Задачи:

-изучить историю возникновения балета и художественной гимнастики;

-проанализировать черты сходства и различия этих двух видов искусства;

-изучить литературу, материалы интернет-ресурсов о художественной гимнастике и балете;

-провести опрос среди одноклассников и педагогов .

В ходе проведения исследовательской работы я выдвинула гипотезу:

Художественная гимнастка легко может стать балериной, и наоборот – балерина легко сможет повторить упражнение художественной гимнастки.

Балет

1.1 История возникновения балета

Балет не всегда был таким, каким мы привыкли его видеть. Поначалу не было ни балерин в коротких пачках, ни пуантов, ни замысловатых декораций, ни даже сцены. Первые балеты исполнялись во время пиров при дворах королей и аристократов, и танцевать тогда имели право только мужчины- даже женские роли доставались им. Настоящей сцены с декорациями и занавесом не было, а иногда к представлению подключались и зрители. Сценические костюмы тоже появились не сразу – танцоры просто одевались по моде того времени.

Хотя сейчас балет кажется нам истинно французским искусством, на самом деле зародился он в Италии вXV веке. Именно там появились первые хореографы – люди, которые придумывали и ставили танцевальные представления. Да и само слово «Балет» произошло от итальянского ballare, balletto – «танцевать».

Постепенно танец становился все более театральным, а само слово «балет» обозначало композиции, передававшие не сюжет, а свойство или состояние характера.

Во Францию моду на балет привезла итальянская аристократка Екатерина Медичи, которая вышла замуж за будущего короля Франции Генриха II. А развитие балета как отдельного вида искусства началось в XVII веке уже при короле Людовике XIV,который не только заставил французских дворян полюбить его, но и основал самую первую в мире балетную школу.

Монарх даже сам принимал участвовал в спектаклях! Кстати, именно благодаря балету Людовик получил своё прозвище «Король-Солнце» : в одной из постановок он исполнил роль Солнца.

Людовик XIVв костюме Восходящего Солнца

Он любил танцевать и участвовать в спектаклях. В 1661 году он открыл Королевскую академию музыки и танца, куда были приглашены 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранение танцевальных традиций.

Система основных правил классического танца была придумана тоже во Франции. Её начал разрабатывать во второй половине XVII века хореограф Пьер Бошан.1

Пьер Бошан

Именно он изобрёл знаменитые пять позиций, которые и по сей день считаются балетной азбукой. Он же первым стал выпускать на сцену женщин.

Бошан хотел сделать танцевальные движения более живыми и любил в поисках вдохновения наблюдать за птицами – быть может именно благодаря этому в балете танцоры словно порхают по сцене, а не двигаются медленно и степенно, как в старинных придворных танцах.

Наконец Французы подарили миру и универсальный балетный словарь: все движения в классическом танце называются французскими словами, так что артисты балета и хореографы могут понять друг друга, даже если говорят на разных языках.

1.2 Балетный гардероб

Поначалу танцевальные костюмы мало чем отличались от обычной одежды дворян – а это означит, танцевать приходилось в широких многослойных юбках с каркасом, тяжелых головных уборах, объемных париках и неудобных жестких туфлях. В таком виде танцорам уж точно было не до изящных прыжков и пируэтов.

В начале XVII века одна балерина вышла на сцену в слегка укороченной юбке, позволявшей видеть движения ног, публика была шокирована. Однако со временем балетная одежда становилась все более открытой и свободной. Балерины стали носить сначала длинные пышные юбки из полупрозрачного тюля, а потом и короткие жесткие пачки. Мужчины же перешли на трико, не сковывающие движения. Туфли на каблуках сменились мягкими балетками.

Па́чка (уст. «тю́ники») — женский балетный костюм, состоящий из корсажа, застёгивающегося сзади на крючки и пришитой к нему многослойной юбки из жёсткого тюля, посаженной на трусики, обшитые полосками присборенного тюля. У современной «стоящей» пачки слои неравномерной длины — их диаметр постепенно увеличивается, начиная от нижнего слоя к верхнему. Для того, чтобы пачка держала свою горизонтальную форму, в середину по диаметру вшивают проволоку, т. н. «стальку». Ранее юбки шились из марли — такая пачка требовала подкрахмаливания перед каждым выступлением.

Как правило, пачки используются в классических балетах академического периода, характерных для творчества Мариуса Петипа (1818—1910). Пачка с ниспадающей юбкой, какие используют в романтических балетах, называется «шопенкой» — по названию балета «Шопениана» (1907), в котором балетмейстер Михаил Фокин пытался восстановить атмосферу балета 1830-х — 1840-х годов. Юбка от пачки, не посаженная на корсаж, называется «полупачкой» — как правило, она используется для репетиций, при этом её надевают на купальник.Современная классическая пачка состоит из 10-12 слоёв тюля и изготавливается за два-три дня.

В XX веке стиль и форма юбки продолжали видоизменяться: в 1920-е годы, когда в моду вошла заниженная талия, пачка также спускается с талии вниз, на бёдра — чтобы закрепиться там окончательно. В 1930-х годах короткая пачка небольшого диаметра уже не ниспадает плавной линией вниз, а топорщится в стороны, чтобы после войны сделаться практически горизонтальной, полностью открыв всю линию ног. В 1950-х годах пачки становятся менее пышными, приплюснутыми — эта тенденция к минимализму закрепляется в 1960-е годы, когда юбочки превращаются в плоскую «тарелку».

Сегодня у балерин есть и другая обувь, которая стала одним из главных символов балета! Она называется «Пуанты». Это атласные туфельки на завязках-лентах и с жёстким носком, благодаря которому можно танцевать на самых кончиках пальцев.2

1.3 Современный балет.

Начало ХХ века привносит в современное балетное искусство акробатику и сложные поддержки, раскрываются новые возможности пластики под влиянием модерн танца и его многочисленных направлений. Хореографическая подготовка у артистов балета – это сложная структура сознательно выполняемых движений для достижения заранее поставленной цели: повышение функциональных возможностей организма, развитие двигательных, психических и личностных свойств.

2.Художественная гимнастика

2.1 История возникновения художественной гимнастики

Художественная гимнастика – один из самых зрелищных и изящных видов спорта, суть которого заключается в выполнении гимнастических и танцевальных упражнений. Упражнения могут выполняться как с использованием предметов (обруч, мяч, скакалка, лента, булавы), так и без него. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

В своём становлении и развитии художественная гимнастика прошла долгий путь. Её танцевальные истоки уходят в глубокую древность, а, как известно, танец, как способ выражения эмоций и чувств, существует на протяжении всей истории человечества.

Гимнастика, история которой началась в 19 веке, формировалась в течение долгого времени и продолжает видоизменяться.

Жорж Демени

История возникновения гимнастики начинает свой путь в Париже благодаря ученому Жоржу Демени. Он аргументировал использование элементов, которые в будущем стали основой гимнастики. Такие элементы как упражнения со спортивным инвентарем, элементы на растягивание мышц, хореографические шаги и т. д. Его вклад заключается в научном обосновании пользы для физического здоровья от упражнений на расслабление и растягивание мышц, работы с предметами, динамических движений. Он установил принципы, которые сейчас стали нормой физического воспитания:

При изучении упражнений нужно начинать с более простых и постепенно переходить к более сложным , от неизвестных к известным;

Движения физических упражнений должны быть плавными и естественными, резкие и отрывистые нужно исключать;

Также, стоит исключить статические упражнения и больше практиковать динамические;

Динамические упражнения должны выполняться с полной амплитудой;

Мышцы, которые не участвуют в упражнении должны быть расслаблены.

Тренировки для девушек проходили под музыку из классических произведений, а спортсменки выполняли элементы с булавами, палками и венками — прототипами современных снарядов художественной гимнастики.На многие танцевальные направления, в том числе и на художественную гимнастику, повлияло появ3ление свободного танца американской артистки Айседоры Дункан.

Айседора Дункан

Её главный посыл заключался в отказе от заученных классических элементов в пользу импровизации, произвольных (но красивых) движений, заимствовании пластики, форм и нарядов античного танца. Артист сначала должен услышать музыку, а потом выразить её телом. В художественной гимнастике закрепились базовые элементы свободного танца: прыжки, различные виды бега, ходьба, волнистые и пружинистые движения в сочетании с движением рук и корпуса. Впоследствии Дункан приехала в Россию и основала школу художественного движения в Москве (1921 год). В 1905 году в Женеве, под влиянием нового направления Айседоры Дункан, появились курсы ритмической гимнастики (ритмики) под руководством Эмиля Жака Далькроза. Опыт Далькроза перенял Сергей Волконский и в 1912 году открыл курсы ритмической гимнастики в Петербурге.

В 1913 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения. Все педагоги данной школы до прихода в неё имели свой уникальный опыт преподавания эстетической гимнастики, ритмической гимнастики, танцевальной гимнастики или свободного танца. Объединение всех этих стилей в один дало мощный толчок для появления художественной гимнастики.

Институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта

Первыми преподавателями художественной гимнастики были: Роза Абрамовна Варшавская (1895-1982 гг.), Елена Николаевна Горлова (1889-1971 гг.), Зинаида Давыдовна  Вербова  (1898-1968  гг.), Александра Михайловна Семёнова-Найпак (1900-1968гг.).

Вербова Зинаида в окружении своих воспитанниц. 1923 год.

2.2 История предметов художественной гимнастики

Лента

Динамическое движение с предметами всегда тренировало у людей чувство ритма и ловкость. Танцы с платками и палантинами являются прародителями художественной гимнастики, а именно такого предмета, как лента. Работа с таким легким предметом настраивала девушек на изящность и грациозность. Танец с шарфом сделал знаменитой жену Сергея Есенина Айседору Дункан. Техника, с которой она работала, основывалась на легкости и своей открытости с предметом. На протяжение нескольких лет палантин плавно трансформировался в ленту, которая во время выступления, по правилам, не может находиться в статичном положении.

Булавы

Булавы в художественную гимнастику привнес один из основателей танцевальной гимнастики Жорж Демини. На самом деле булава как снаряд появился в Азии. В 30-е гг. существовал даже отдельный олимпийский вид спорта – упражнения с булавами, но в гимнастике булавы применялись исключительно для координации тела, воспитывали в гимнастке концентрацию внимания.

Интересен факт, что подобные спортивные снаряды применялись не только в художественной гимнастике, но также и в спортивной; когда на Олимпийских играх в Мельбурне в 1956 году сборная могла сама выбрать предмет, тогда это был полет фантазии: булавы с вымпелами, превращающиеся в ленты, шары-пилоты, палочки с пучками из лент. Но вскоре такие правила упразднили, ведь спортивная гимнастика не может сочетать в себе силу и одновременно эстетику.

Мяч

Привычный нам мяч тоже пережил изменения. В начале своего пути мяч для художественной гимнастики был чуть больше теннисного. Ловкость рук помогала не терять предмет, все так же развивала координацию движения, изящность и плавность выполнения элементов. Со временем размер мяча увеличился, таким образом гимнастка может не только перебрасывать его, но и также перекатывать по всему телу, что показывает пластику, гибкость и лиричность исполнения.

Скакалка

Видоизменения предметов коснулись и такого универсального спортивного снаряда, как скакалка. Советские гимнастки любили экспериментировать, поэтому такой снаряд, как мяч, прикрепленный к скакалке, считался вдвойне грациозным. Но позже скакалка стала существовать как классический предмет, придуманный еще в Древнем Китае, – веревка, завязанная с двух концов узлами. Сегодня упражнения со скакалкой в художественной гимнастике – это прыжки, броски и верчение.

Обруч

Последним, в 60-е годы, в этот вид спорта «пришел» обруч. «Приход» связан с появлением хула-хупа. Изобретение принадлежит Ричарду Кнерру и Артуру Мерлину. Они узнали, что австралийские спортсмены используют бамбуковые кольца для тренировок, и решили популяризовать этот снаряд у себя в США. В 1958 году прошло тестирование хула-хупа, что явно вызвало симпатию у большого количества людей.

В Советском Союзе не сразу приняли такой спортивный предмет, но вскоре обруч вошел в программу художественной гимнастики из-за своей утонченности и мягкости переката по телу девушки.

Все предметы, с которыми работают гимнастки, изготавливаются из особых материалов. Попытка заменить на недорогой и непрофессиональный предмет может увенчаться провалом. Выступают гимнастки только с теми предметами, с которыми тренируются. Цвет выбирают по настроению и цвету своего купальника.

Скакалка, мяч, обруч, лента и булавы во время спортивной карьеры становятся для девушек чуть ли не самыми родными и любимыми существами. Гимнастки целуют предметы, разговаривают с ними. Ведь именно они приносят долгожданные победы своим хозяйкам.4

2.3 Гардероб гимнастки

Художественная гимнастика привлекает не только зрелищными выступлениями, но и эффектным внешним видом спортсменок. Костюм, прическа, макияж, предмет – все это создает образ гимнастки и, как ни парадоксально, также влияет на оценку судей. Именно поэтому каждая деталь образа прорабатывается художницей совместно с тренером и хореографом – мелочей в этом виде спорта нет.

Купальники для художественной гимнастики

Купальник – это первое, что бросается в глаза, стоит лишь спортсменке выйти на ковер. Долгое время купальники оставались простыми и одноцветными. Главным в них было удобство. Купальник считался второстепенным элементом и не должен был отвлекать внимание зрителей и судей от соревновательной программы.

Первым мастером спорта по художественной гимнастике стала Лилия Назмутдинова из Свердловске на чемпионате СССР в Ярославле в 1954 г.

Посмотрев на современный купальник, несложно понять, что изменилось многое. Купальники для художественной гимнастики стали яркими, многоцветными. Для их украшения используются всевозможные принты и вставки, рисунки, блестки, пайетки. Встречаются модели с разнообразными вырезами, с разной длиной рукавов, с небольшими юбочками. Таким образом, с помощью купальника удается подчеркнуть внешние достоинства спортсменки и особенности программы.

Выбор купальника для гимнастки – это не только дело вкуса. Приходится учитывать достоинства и недостатки фигуры, модные тенденции, специфику программы выступления, цвет ковра и зала, где будет проходить соревнование. Купальник должен плотно прилегать к телу, размеры вырезов не должны превышать установленные нормы. При этом не последнюю роль играет удобство: купальник не должен сковывать движения и мешать гимнастке выполнять сложнейшие элементы.

Макияж для художественной гимнастики

Умело пользоваться гримом спортсменок учат с малых лет. Макияж не только преображает юную спортсменку, вместе с этим он придает ей уверенности в себе и своих силах.

Обувь гимнастки

Для удобства и легкости в гимнастике используют полупальцы - маленькие чехлы на носочки. В них удобно прыгать и вращаться.

2.4 Особенности современной художественной гимнастики.

В настоящее время художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку.

Гимнастика развивается в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ, композиции и качества исполнения. Трудность – это суммарная техническая ценность комбинаций, определяемая сложностью  элементов, соединений и их количеством. Композиция – порядок размещения элементов в комбинации во времени и пространстве. Исполнение – реализация первого и второго компонентов в оригинальной  гимнастической форме.

Важное требование, предъявляемое гимнастке при исполнении композиции – это создание  эмоционально-двигательного образа на основе личного восприятия музыки. В творческих поисках композиционных форм соревновательных программ музыка играет большую роль. Характер и эмоциональное содержание произведения должны отвечать индивидуальным особенностям гимнастки.

Ещё одним аспектом исполнительского мастерства гимнасток является хореографическая подготовка. Хореография позволяет обогатить двигательную культуру гимнасток и расширить арсенал их выразительных средств, повысить артистичность исполнения. Хореография - важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей. Именно в процессе занятий  хореографией спортсменки ближе всего соприкасаются с искусством. Понятие «хореография» включает в себя всё то, что относится к искусству танца: классического, народного, историко-бытового, современного. Сейчас гимнастки на соревнованиях получают дополнительные  оценки за артистизм.5

3. Сравнительный анализ балета и художественной гимнастики

3.1. Спорт или Искусство…

При проведении исследования я попыталась понять, чем конкретно отличается балет от художественной гимнастики? Что их объединяет? Спорт? Искусство? Или что-то другое? Обратившись к толковому словарю С. И. Ожегова, я нашла такие определения:

Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Спорт – это составная часть физической культуры: комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по таким упражнениям и комплексам.6

       Интересуясь данной темой, я прочитала книги, написанные профессиональными спортсменами, изучила много статей в интернете. Было важно найти подтверждение (или опровержение) моей гипотезы фактами и мнением специалистов.

. На 4-й сессии Международной Олимпийской академии (Париж, 1906 год) было обосновано положение о том, что «искусство – спорт, а спорт  искусство, и между ними нет никаких границ или отличий».

Известный балетмейстер К. Я. Голейзовский  на страницах журнала "Театр" прямо утверждал, что спорт, без всякого сомнения, является искусством. Он говорил, что «из специфических искусств спорт ближе всего к балету, где средством художественной выразительности служит человеческое тело».

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть мою гипотезу, я провела опрос среди одноклассников и учителей, и выяснила, что 16 человек из 21 считают, что балет- это искусство, а 15 человек из 21 представили балерину, читая стихотворение о гимнастке. На вопрос, какими качествами должна обладать балерина и гимнастка получила практически единогласный ответ: выносливость, обаяние, терпение, музыкальный слух, упорство, настойчивость, самоконтроль, хорошая координация и целеустремленность!

Я также провела сравнительный анализ основных элементов балета и художественной гимнастики и требований к физической форме балерины и гимнастки.

3.2 Сходство гимнастики и балета

1. Пропорциональность телосложения

Как гимнастка, так и балерина должны иметь вытянутые формы тела, узкие бедра и плечи. Предпочтение отдается астенической форме тела, для которого характеры:

длинные конечности

небольшой объем мышц

узкие плечи

длинная шея

ярко выраженный свод стопы

2. Правильная форма ног

Мышцы ног гимнастки и балерины не должны быть сильно развиты, линия ног-прямая. Недопустимы X и О - образные ноги.

Большое внимание уделяется осанке и форме позвоночника, поскольку они влияют на наклон головы, форму шеи, выступ лопаток.

Неправильная осанка ограничивает подвижность суставов.

3. Выворотность

Выворотность - врожденная способность к развертыванию ног в тазобедренном суставе параллельно линии плеч. Только при отсутствии костного препятствия становится возможным отводить ногу высоко в сторону. Тогда и создается линия и рисунок классического танца, отвечающие законам эстетики.

Ежедневные тренировки позволяют сохранить выворотность. Развернутое бедро является профессиональной необходимостью гимнастки и балерины. Это расширяет богатство танцевальных движений.

4. Шаг

Шаг - способность высоко и легко поднимать ноги в выворотном положении. Чем больше угол, тем больше возможностей осваивать движения классического танца.

5. Подъем

Подъём стопы необходим как балерине, так и гимнастке. Подъем зависит от развития продольного свода стопы. Хороший подъем- тяжелый кропотливый труд как гимнастки, так и балерины.

6. Гибкость и прыгучесть

Для будущего артиста балета и гимнастки важна широкая амплитуда движений, т.е. растяжка, чтобы сделать их более выразительными. В противном случае танец будет жестким и тяжеловатым.

7. Способность к вращению

В художественной гимнастике , как и в балете , очень развиты различные вращения. Считается, что балерина должна уметь делать не менее 32 фуэте подряд. Вот и гимнастки в последнее время очень часто включают в свои упражнения фуэте.

8. Музыкальность, ритмичность, танцевальность

В балете так же, как и в гимнастике, важнейшую роль играет музыка. Эмоциональное состояние, характер, чувства, ритм – основа языка тела.

Музыкальность - это умение внимательно вслушиваться в интонацию музыкальной темы, стремясь технически верно и творчески увлеченно воплотить их звучание в пластике танца. Словом, музыка и хореография для балерины и гимнастки – главное сходство!

9. Здоровье

Самой главной основой будущей балерины и гимнастки - крепкое здоровье, выносливость, и терпение. Каждодневные многочасовые тренировки, ограничения в питании и отсутствие каникул выдерживают не многие.

10. Влюбленность в своё дело

Учебный день у будущих артистов балета, как и у гимнасток, длится 6-8 часов, но нужно что-то большее, чем крепкое здоровье, чтобы все это выдержать. Любовь к своей профессии, поставленная цель, неустанный интерес к хореографии, способны дать новые силы для учебы.7

III. Выводы

Исследование показало, что в художественной гимнастике и  балете есть много общего. Они постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга. Такие отношения плодотворны и для спорта, и для искусства. Однако есть ряд отличий! Первое и значительное - это развитие СЮЖЕТА, которое в художественной гимнастике просматривается не так ярко, как в балете. Все это объясняется ограниченным временем в программе выступления гимнастки. Всего за 1 минуту 30 секунд гимнастка вкладывает все свои силы на выполнение сложнейших упражнений.

Немаловажное значение имеет возраст гимнасток и балерин. Гимнастка начинает очень рано трудиться, в 5-6 лет, и уже к 12-13 годам она может получить высокие разряды, а к 16 -17 годам стать мастером спорта и даже Олимпийской чемпионкой. Но редко кто держится на пьедестале до 20 лет. И на этом, в ряде случаев, карьера спортсменки заканчивается. Дальше профессия переходит в другое русло. Как правило, это тренерская деятельность. А вот маленькая балерина начинает заниматься балетом с 9-10 лет, поступает в хореографическое училище и к 17-18 годам получает полноценную профессию, с которой может прожить всю жизнь.

Подтвердить мою гипотезу в полной мере я не могу, так как случаев в истории художественной гимнастике не встречались действующие балерины. А балерины не становились гимнастками. Но всё же мне удалось узнать, что 26 мая 2007г. в театре "Новая опера" состоялась премьера балета "Болеро", где сольную партию сыграла популярная в недавнем прошлом гимнастка, обладательница Кубка мира по художественной гимнастике 2001 года Ляйсан Утяшева.

"Было очень страшно и непривычно, – призналась в интервью агентству "Весь спорт" Ляйсан Утяшева. – Я находилась на сцене 40 минут, причем 15 минут сидела практически в неподвижной позе, а затем 25 минут работала на полную катушку. Это очень много, учитывая, что выступление в моем виде спорта – художественной гимнастике – длится полторы минуты. Кроме того, мне надо было показать яркий характер танца, сыграть надменную богиню. Это очень сильная роль по энергетике".Подготовка балета длилась более полугода. Специально для Ляйсан Утяшевой художественный руководитель имперского театра Гедиминас Таранда переделал сольную партию балета "Болеро", включив большое число элементов, используемых только в художественной гимнастике. В нее вошли четыре элемента, названные именем Ляйсан Утяшевой. После премьеры зрительный зал 10 минут стоя приветствовал солистку."Я надеюсь, что этот проект будет жить дальше, ведь он дает шанс многим известным гимнасткам, расставшимся с любимым видом спорта попробовать себя в совершенно новой роли. Я безумно благодарна Гедиминасу Таранда, что он дал мне такую возможность", - сказала Ляйсан Утяшева.8

IV. Заключение

Выполнив исследовательскую работу, я вынуждена опровергнуть свою гипотезу и сделать вывод, что балерина не сможет попробовать себя в гимнастике, так как с такими предметами, как мяч, обруч, булавы нужно очень долго работать, чтобы научиться виртуозным трюкам. А вот гимнастка вполне может пробовать себя в балете, если она этого очень сильно захочет! Как сказала Диана Вишнёва, солистка Государственного Академического  Мариинского театра, лауреат Государственной премии, балет – « вид искусства, где инструментом творчества является собственное тело исполнителя.  Это роднит нас с художественной гимнастикой. Мы всё больше сближаемся  друг с другом. Гимнастика выглядит всё более художественной по артистизму, красоте движений, изысканности костюмов. А балет становится более спортивным в прыжках, в координации и выносливости. Для постановки балетного номера, как и упражнения в художественной гимнастике, требуются музыка, хореограф-постановщик и исполнитель. Музыка, как основа творчества, позволяет из «слов» сложить «песню» - из движений человеческого тела сотворить гимн пластической красоте. Это нас объединяет».

Так как я занимаюсь художественной гимнастикой с 5 лет, я не раз уже пробовала себя в роли балерины. Разучиваю самостоятельно элементы балета, учусь крутить фуэте и уже почти встала на пуанты! Это оказалось непросто сделать, мне предстоит еще научиться!

И искусство художественной гимнастики, и искусство балета постоянно развиваются. Возможно, когда-то сотрутся грани между ними, и появится какой-то новый вид спорта или жанр искусства, например художественный балет. Я считаю, что художественная гимнастика стала родной сестрой балета, то есть искусством - искусством  спорта.

V.Список литературы

1.http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/hudozhestvennaya-gimnastika/

2.https://sk-grace.ru/sobitiya/kak-poyavilis-predmetyi

3.https://www.newsru.com/sport/29may2007/lysan.html

4.Толковый словарь С.И. Ожегова

5.П. Киселёва «Что такой балет?»( Москва, издательство «АСТ» 2017 г.)

6.И.А.Винер-Усманова,Е.С.Крючек,Е.Е.Медведева,РН.Терехина
«Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития» (Москва, издательство «Человек», 2014 г.)

7.Л. Кечеджиева «Художественная гимнастика: музыка, спорт, грация» (Москва, издательство Астрель, 2006 г.)

Приложение.

Анкета для научно-исследовательской работы Софии Хильковой 4 «Б» класс

До вздоха все отточены движенья.

Сама – мила, прозрачна и легка;

Но сколько в ней, упорства и стремления,

И живости, и сил, и огонька!

Художницей рисуя на помосте,

Узор витиеватый дивных поз,

Она собой являет тонкий мостик

Между реальным и страною грез!

Как вы думаете, о ком это стихотворение?

А)Балерина

Б) Гимнастка

В) другое________________________________

Как вы считаете балет это...

А)Спорт

Б) Искусство

В) другое__________________________________

Что вам больше нравится:

А) Балет

Б) Художественная гимнастика

Как вы думаете, какими качествами должна обладать балерина? Выбери и подчеркни:

Выносливость, обаяние, терпеливость, собранность, беззаботность, музыкальный слух, настойчивость, упорство, мечтательность, робость, самоконтроль, хорошая координация, цель.

Как вы думаете, какими качествами должна обладать художественная гимнастка? Выбери и подчеркни:

Выносливость, обаяние, терпеливость, собранность, беззаботность, музыкальный слух, настойчивость, упорство, мечтательность, робость, самоконтроль, хорошая координация, цель.

Чем вы занимаетесь (занимались)?

А) Балет

Б) Худ. гимнастика

В) Современные танцы

Г) Хип-хоп

Д) Брейк-данс

Е) другое_____________________________________________________________

Каким видом спорта или танцев хотели бы заниматься в будущем? ______________________________________________________________________

1 П. Киселёва «Что такой балет?»( Москва, издательство «АСТ» 2017 г.)

2П. Киселёва «Что такой балет?»( Москва, издательство «АСТ» 2017 г.)

3 http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/hudozhestvennaya-gimnastika/

4 https://sk-grace.ru/sobitiya/kak-poyavilis-predmetyi

5И.А.Винер-Усманова,Е.С.Крючек,Е.Е.Медведева,РН.Терехина
«Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития» (Москва, издательство «Человек», 2014 г.)

6Толковый словарь С.И. Ожегова

7Л. Кечеджиева «Художественная гимнастика: музыка, спорт, грация» (Москва, издательство Астрель, 2006 г.)

8 . https://www.newsru.com/sport/29may2007/lysan.html

19

Просмотров работы: 303