Введение
Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в п.2 статьи 28. «Физическая культура и спорт в системе образования» предусмотрено проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ. Так как дополнительные программы реализует МБОУ ДО, именно там происходит начало взаимодействия образовательных и спортивных занятий через дополнение к основным образовательным программам своих методических разработок. В этой связи следует развитие ребенка на различных стадиях подготовки, как в интеллектуальном, так и в спортивном направлении.
Различные виды спорта воздействуют на развитие детей по разному и именно поэтому можно предположить, что в ходе подготовки меняется биологический возраст. Определение биологического возраста завязано на различных показателях (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зрелость разных систем организма. В этой области, в разное время, произведено много исследований такими учеными как Аристотель, Авиценна, А Флеминг, Н.Вавилов и другие. С появлением новых видов спорта, таких как чир-спорт и другие требуются исследования позволяющие определить их значение в развитии детей с точки зрения биологических особенностей. В этом состоит актуальность выбранной темы, следуют цели и поставлены задачи.
Цель работы: исследовать влияние занятий чир-спортом на биологическое развитие ребенка
Задачи:
сравнить биологию возрастных различий спортивной подготовки;
сравнить гендерные различия в занятиях чир-спортом;
предложить методику развития чир-спорта в России.
1. Биология конвергенции спортивных и образовательных занятий
Значение биологической науки в нашей жизни сложно переоценить. Без исследований и знаний, которые проводились учеными в этой области, медицина и фармацевтика не получили бы своего развития, человечество не было бы вооружено антибиотиками и прививками и было бы бессильно против вирусов. Английский натуралист Дарвин первым сделал вывод о возможности живого организма эволюционировать. Он является автором теории о происхождении человека, которая до сих пор является одной из самых популярных в мире. Дарвин много путешествовал и наблюдал за различными живыми организмами. Множество наблюдений помогло ученому в создании его научных теорий. Два английских ученых-напарника в 1905-м году описали и дали название неизвестным на то время веществам — гормонам.
В качестве примера они описали секретин — гормон, который регулирует выброс сока поджелудочной железы в кишечник. Также учеными была подробно описана роль гормонов в качестве химических посредников. В 1770-м году немецкий ученый Ян Ингенхауз описал процесс преобразования растениями солнечного света в энергию. В настоящее время этот процесс называется фотосинтезом. Данное открытие ученый совершил благодаря своим наблюдениям, в ходе которых он установил, что растения реагируют на свет иначе, чем на тень. Позднее было признано огромное значение этого открытия, так как было установлено, что все живое на Земле в конечном итоге зависит от фотосинтеза.
В нашей стране трудились и совершали открытия известные русские ученые-биологи. Вклад их в науку очень значителен, например Кольцов Николай Константинович. Основоположник отечественной экспериментальной биологии. В 1928-м году он представил и доказал гипотезу о молекулярном строении хромосом. Данная гипотеза впоследствии стала основой современной молекулярной биологии и генетики. (Источник: https://obrazovanie.guru/nauka/biologiya/velikiebiologi.html obrazovanie.guru © Главный образовательный портал)
Генетика – это наука о наследственности и изменчивости, двух фундаментальных свойствах живых организмов. В настоящее время генетика подразделяется на множество разделов. В зависимости от объекта исследования выделяют такие разделы генетики, как генетика человека, генетика растений, генетика микроорганизмов и другие.
Так же в зависимости от используемых методов выделяют популяционную генетику, молекулярную генетику, биохимическую генетику и множество других. В результате фундаментальных исследований появились прикладные разделы генетики, например медицинская генетика, судебно-медицинская генетика. Одно из наиболее молодых направлений в генетике – это спортивная генетика. Спортивная генетика изучает наследственные аспекты физической деятельности человека и тесно переплетается с медицинской генетикой.
По результатам опроса, проведенного нами цель профессионального спортсмена (таблица 1):
- Добиться наивысшего результата в своем виде спорта, главное для всех видов спортивного совершенствования кроме начальной подготовки, но там многие в силу возраста затруднились ответить. То есть с возрастом ответы более склоняются ко 2му.
Были разработаны следующие вопросы анкеты:
1. Как вы считаете, удовлетворение собственных амбиций, основное желание спортсмена?
2. Добиться наивысшего результата в своем виде спорта – главное для спортсмена?
3. Для Вас имеет значение любой результат в Вашей спортивной подготовке?
Какой из вышеперечисленных ответ наиболее вами приемлем?
4. Затрудняюсь ответить.
В таблице находятся проанализированные результаты анкеты различных спортивных групп подготовки. Цифрами в таблице определен номер приоритетного вопроса.
Таблица 1 Результаты опроса оппонентов различных групп подготовки
№ оппонента по группам |
Группа НП |
Группа СО |
Группа УТГ |
Группа СС |
1 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
2 |
3 |
2 |
2 |
6 |
4 |
2 |
3 |
2 |
7 |
2 |
2 |
4 |
3 |
8 |
4 |
2 |
4 |
3 |
9 |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
4 |
2 |
2 |
2 |
Наибольшее количество |
4 |
2(5) |
2(6) |
2(8) |
Таким образом, можно сделать вывод, что с возрастом у спортсменов обостряется цель наивысшего результата (рис 1). Поэтому встает вопрос, что является основанием этого.
Рисунок 1 Рост амбиций в различных возрастных группах спортсменов.
В этой связи роль и цель спортивной генетики: помочь спортсмену добиться своей цели учитывая индивидуальные особенности организма, определяемые наследственностью, обостряются. Другими словами помочь найти «гармонию со своими генами» не только возможность, но и обязанность спортивных исследований. Обеспечивать это могут спортивные и образовательные организации только совместно. В соответствии с ФГОС в результате изучения общей программы образования ученик должен знать/понимать:
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами, и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
В связи с более детальным способом систематического образования особого внимания требует решение нескольких проблем:
- сохранение и укрепление базовых знаний детей;
- отбор содержания образования детей на этапы дополнительного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в основных обучающих программах;
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе дополнительного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования школьников должен учитывать, что он – будущий гражданин, то есть готовится к государственной службе, а это 30 % работоспособного населения России по данным статистики. Или к работе в частных компаниях, которые платят налоги, и следовательно чем менее работник находится на больничном, тем больше у него заработная плата, подоходный и социальный налоги. В конечном счете чем здоровей и умней работник тем лучше стране, её бюджету и тем кто нуждается.
2. Анализ гендерно – возрастного условия развития детей в чир-спорте
Спортивные дисциплины чир перфоманса:
- мужчины, женщины - 14 лет и старше;
- юниоры, юниорки - 12 - 16 лет;
- юниоры, юниорки - 17 - 25 лет (только для соревнований среди студентов; все спортсмены этой возрастной группы должны представлять высшие учебные заведения);
- мальчики, девочки - 8 - 11 лет.
Спортивные дисциплины чирлидинга:
- мужчины, женщины - 15 лет и старше;
- юниоры, юниорки - 12 - 16 лет;
- юниоры, юниорки - 17 - 25 лет (только для соревнований среди студентов; все спортсмены этой возрастной группы должны представлять высшие учебные заведения);
- мальчики, девочки - 8 - 11 лет.
Соревнования в спортивной дисциплине "чирлидинг - стант - партнерский" в возрастной группе "мальчики, девочки" не проводятся.
Спортсмен должен достичь установленного возраста в календарный год проведения спортивных соревнований.
В соответствии с правилами вида спорта чир спорт (утв. приказом Минспорта России от 05.02.2018 N 84)
1.2.1. В спортивных дисциплинах "чир - фристайл - двойка", "чир - хип-хоп - двойка", "чир - джаз - двойка" (далее - двойка) выступают 2 спортсмена. Дополнительно допускается 1 запасной спортсмен. Спортсмены могут быть как мужского, так и женского пола.
1.2.2. В спортивной дисциплине "чир - джаз - группа" количество спортсменов должно соответствовать:
18 - 24 спортсменам в одной группе.
Дополнительно допускается 5 запасных спортсменов.
Спортсмены могут быть как мужского, так и женского пола.
1.2.3. В спортивной дисциплине "чир - фристайл - группа" количество спортсменов должно соответствовать:
16 - 24 спортсменам.
Дополнительно допускается 5 запасных спортсменов.
Спортсмены могут быть как мужского, так и женского пола.
1.2.4. В спортивной дисциплине "чир - хип-хоп - группа" количество спортсменов должно соответствовать:
16 - 24 спортсменам в одной группе.
Дополнительно допускается 5 запасных спортсменов.
Спортсмены могут быть как мужского, так и женского пола.
1.2.5. В спортивной дисциплине "чирлидинг - группа" количество спортсменов должно соответствовать:
16 - 24 спортсменам в одной группе.
Дополнительно допускается 5 запасных спортсменов.
Спортсмены могут быть только женского пола.
1.2.6. В спортивной дисциплине "чирлидинг - группа - смешанная" количество спортсменов должно соответствовать:
16 - 24 спортсменам в одной группе.
Дополнительно допускается 5 запасных спортсменов.
По крайней мере, один спортсмен в группе должен быть мужского пола, и, по крайней мере, один спортсмен в группе должен быть женского пола.
1.2.7. В спортивной дисциплине "чирлидинг - стант" количество спортсменов должно соответствовать:
3 - 5 спортсменам в одной группе в возрастных группах "юниоры, юниорки" и "мужчины, женщины";
4 - 5 спортсменам в одной группе в возрастной группе "мальчики, девочки".
Дополнительно допускается 2 запасных спортсмена.
Спортсмены могут быть только женского пола.
1.2.8. В спортивной дисциплине "чирлидинг - стант - смешанный" количество спортсменов должно соответствовать:
3 - 5 спортсменам в одной группе в возрастных группах "юниоры, юниорки" и "мужчины, женщины";
4 - 5 спортсменам в одной группе в возрастной группе "мальчики, девочки".
По крайней мере один спортсмен в группе должен быть мужского пола, и по крайней мере один спортсмен в группе должен быть женского пола.
Дополнительно допускается 2 запасных спортсмена.
1.2.9. В спортивной дисциплине "чирлидинг - стант - партнерский" количество спортсменов должно соответствовать:
2 спортсменам. Обязательно наличие споттера.
Дополнительно допускается 2 запасных спортсмена, один из которых женского пола и один мужского пола, однако, во время соревнований возможно произвести замену только одного заявленного спортсмена.
Один спортсмен должен быть мужского пола и один спортсмен должен быть женского пола.
Наряду с этим по факту статистики в России (рис.2) существуют отличия и, в этой связи, гендерные особенности у детей и подростков разного возраста. Кроме того существуют отличия и между теми кто занимается спортом и нет.
Рисунок 2 Гендерный анализ основных проявлений человеческих чувств учащихся не занятых спортом кроме физкультуры (источник госкомстат).
В результате анализа данных рисунка и графика видны значительные неоднородные тенденции (диспропорции) между чувством вины и физической агрессии. Наряду с этим негативные отношения проявляются не так заметно. В этой связи представляется возможным предположить, что в группах спортивной подготовки могут быть другие показатели. Для чего мы провели еще один опрос, и результаты внесли в таблицу (таблица 2).
Необходимо было определить по пятибалльной шкале проявление своих чувств по:
1. Физическая агрессия;
2. Косвенная агрессия;
3.Раздражение;
4. Негативизм;
5. Обида;
6. Подозрительность;
7. Вербальная агрессия;
Чувство вины.
Таблица 2 Результаты опроса оппонентов, различных групп подготовки чир спорта девочки/мальчики
№ п.п. проявления чувств |
Группа НП |
Группа СО |
Группа УТГ |
Группа СС |
Среднее |
1 |
4/4 |
4/3 |
2/2 |
2/2 |
1 |
2 |
3/3 |
4/3 |
2/3 |
2/2 |
1 |
3 |
4/4 |
3/3 |
2/3 |
2/2 |
1 |
4 |
3/4 |
3/3 |
2/3 |
2/2 |
1 |
5 |
2/3 |
3/4 |
2/2 |
2/3 |
1 |
6 |
4/3 |
2/4 |
3/2 |
2/3 |
1 |
7 |
2/3 |
2/3 |
4/3 |
3/3 |
1 |
Наибольшая разница |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
В результате проведенных исследований в спортивных группах наименьшие показатели разобщенности чувств, то есть спортсмены меньше ссорятся между собой. И, действительно в ходе тренировок в отделениях чир очень редко возникают конфликты: спортсмен – спортсмен и тренер – спортсмен.
Таким образом, можно сделать вывод, что в спортивных группах чир более уравновешенное состояние взаимоотношений детей и подростков. Наряду с этим статистика конфликтных ситуаций в общеобразовательных школах является угрожающей. По данным телекомпании ОТВ 80 % школьников считают что их обижают, 38 % становятся объектами издевательств, 52 % испытывают трудности с учителями и одноклассниками и т.п. (сайт www.obl.tv.ru)/. Можно было бы продолжать, но и выявленные тенденции показывают что дополнительное спортивное образование не только оздоравливает, но и придает учащимся силы в интеллектуальном развитии уменьшая конфликты.
Заключение
Таким образом, занятия физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в МБОУ ДО СДЮСШ являются продуктивным звеном в общем образовании. В этой связи требуется методическое обеспечение взаимодействия спортивных и общеобразовательных школ России.
Литература
Биология. Пособие для поступающих в вузы / А.Г. Мустафин, Ф.К. Лагнуев, Н.Г. Быстренина и др., под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2008. – 492 с.
Биология. Справочник студента / А.А. Каменский, А.И. Ким, Л.Л. Великанов, О.Д. Лопина, С.А. Баландин, М.А. Валовая, Г.А. Беляков. – М.: Физиологическое общество «СЛОВО» ОО Изд-во АСТ», 2006. – 640 с.
Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема, И. Мейнке. – М.: Дрофа, 2009. – 400 с.
Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с основами экологии. Учебник для вузов / Д.В. Вахненко, Т.С. Гарнизоненко, С.И. Колесников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 448 с.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2007. – Т. 1. – 368 с.