Введение
Актуальность темы работы.
Я, Красилов Дмитрий, занимаюсь лыжным спортом (см. Приложение 1). Для достижения высоких результатов – необходимо много тренироваться, а самое главное продуктивно тренироваться. Поинтересовавшись у тренера и прочитав литературу о том, что влияет на работоспособность мышц ног. Я узнал, что все усилия напрасны, если есть плоскостопие – деформация стопы.
Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Здоровые стопы – правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли. Правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли – здоровые суставы и мышцы. Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы. Если же у человека имеется плоскостопие, его организм при ходьбе попадает в экстремальную ситуацию, чем-то напоминающую езду на телеге с железными колесами по булыжной мостовой. Непогашенная сводом стопы ударная волна мгновенно распространяется вверх по скелету. При этом достается и суставам, и позвоночнику, и мозгу. Суставы ног начинают быстрее изнашиваться. Позвоночник искривляется, чтобы создать дополнительную пружину-амортизатор для защиты мозга. А сам мозг, уставший от чрезмерных сотрясений, отвечает постоянными головными болями. Человек чувствует себя разбитым, но даже не догадывается, что причина его недомогания — плоскостопие.
Официальная медицинская статистика Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) гласит, - больше половины населения Земли страдает плоскостопием. По данным ученых, из всего населения земного шара в разных странах плоскостопием страдают от 40 до 80% людей. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации.
Когда мне было 3 года, мои папа и мама узнали, что у меня плоскостопие и получив рекомендации от врача стали заниматься со мной. Проводили лечебную гимнастику, массаж, я ходил босиком по массажному коврику, скошенной траве, гальке, делал контрастные ванночки, обувь носил и ношу, только правильную, с твердым задником и эластичной подошвой, ортопедической стелькой, устойчивым каблуком 2-3 см и не тесную. И сейчас, деформация стопы сведена до минимума. Я прекрасно себя чувствую, у меня не устают ноги и не болит спина. Могу активно заниматься спортом (см. Приложение 2).
Поэтому я свою работу назвал «Стопы, которые влияют на всё», а основу гипотезы моей работы составило следующее предположение: если своевременно выявить плоскостопие и осуществлять профилактические меры по коррекции стопы - это позволит избежать серьезных нарушений в организме.
Объектом исследования являются учащиеся 2-11 классов школы № 7 г. Енисейска
Предмет изучения - отпечатки подошвенной части стопы - плантограммы.
Цель: Установить степень распространенности плоскостопия среди учащихся 2-11 классов школы № 7 на момент обследования, предложить комплекс упражнений, направленных на коррекцию и профилактику плоскостопия.
Задачи:
1. Провести анкетирование на выявление знаний учащихся о наличии у них плоскостопия, и его влиянии на общее здоровье организма.
2. Оценить степень выраженности плоскостопия с помощью измерений и методики оценки плантограмм (отпечатков стопы).
3. Создать памятку для учащихся и родителей по профилактике развития плоскостопия.
4. Провести разъяснительные беседы с учащимися школы № 7 о важности сохранения здоровья стопы с юных лет.
5. Подобрать упражнения по профилактике плоскостопия и рекомендовать их для проведения на уроках физкультуры в школе № 7 г. Енисейска
В процессе исследования использовались следующие методы: анкетирование, анализ литературы, измерение, обобщение, беседа.
Исследование проводилось в три этапа: на первом этапе была изучена проблема - проведено анкетирование на выявление знаний учащихся о наличии у них плоскостопия, и его влиянии на общее здоровье организма. На втором этапе были проведены измерения, не требующие, сложного аппаратурного оснащения: отпечатки подошвенной части стопы на листах бумаги. Результаты исследования были оформлены в виде диаграмм.
На третьем этапе – изготовление памятки по профилактике плоскостопия, их распространение среди учащихся и родителей, проведение разъяснительных бесед о важности сохранения здоровья стоп.
Основная часть:
1.Результаты анкетирования по выявлению знаний учащихся школы №7 г. Енисейска о наличии плоскостопия, и его влиянии на общее здоровье организма.
В экспериментальную группу были включены учащиеся 2-11 классов МБОУ СШ №7 г. Енисейска.
На первом этапе исследовательской работы было проведено анкетирование учащихся по выявлению знаний учащихся о наличии плоскостопия, и его влиянии на общее здоровье организма. Анкетирование показало следующие результаты: 19,2 % опрошенных знают о наличии у них плоскостопия, 61,6 % -уверены, что у них нет плоскостопия, а остальные 19,2% ничего не знают о состоянии своей стопы (см. Приложение 3). На вопрос «Как вы считаете, плоскостопие ухудшает здоровье человека?» - большинство респондентов ответили – влияет, но незначительно, только 16,8 % ответили, что плоскостопие ведет к серьезным нарушениям в организме.
2.Результаты оценки платограмм учащихся.
Для диагностики состояния отделов стопы необходимо снять отпечаток ее подошвенной части – плантограмму. Для этого берется водный раствор какого-нибудь красителя и смазывается поверхность подошвы обследуемого. Затем обследуемому предлагается обеими ногами плотно встать на чистый лист бумаги размером не менее 30-40 см. Вес тела должен быть равномерно распределен на обе стопы, следы стоп при этом четко отпечатываются на бумаге (см. Приложение 4).
Оценка плантограмм учащихся была проведена по методу В.А. Яралова-Яраленда. На отпечаток нанесены две линии: АВ, соединяющие середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на ее уровне – стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС – стопа уплощена (плоскостопие первой степени); если не доходит до линии АВ – плоскостопие 2-й и 3-й степени (см. Приложение 5).
Получены следующие результаты:
Группы классов |
Кол-во обследуемых человек |
Плоскостопие не выявлено (человек) |
Плоскостопие 1 степени (человек) |
Плоскостопие 2 степени (человек) |
Плоскостопие 3 степени (человек) |
2-4 |
46 |
30 |
3 |
6 |
7 |
5-8 |
52 |
23 |
8 |
8 |
13 |
9-11 |
34 |
17 |
9 |
3 |
5 |
Анализируя результаты можно сделать вывод о том, что среди учащихся 5-11 классов имеют деформацию стопы 53% (из них 21 % имеют сильное уплощение стопы), а опрос показал, что только 19, 2% знают о наличии у них плоскостопия.
Группы классов |
Плоскостопие не выявлено (%) |
Плоскостопие выявлено (%) |
2-4 |
65 |
35 |
5-8 |
48 |
52 |
9-11 |
50 |
50 |
Анализируя результаты можно сделать вывод о том, что количество учащихся имеющих плоскостопие увеличивается с возрастом: в начальном звене (2-4 классы) – 35% среди обследуемых имеют плоскостопие, а уже в среднем звене (5-8 классы) процент таких учащихся составляет - 52, среди старшеклассников 50% имеют плоскостопие (см. Приложение 6). Что могло стать причиной увеличение количества учащихся, имеющих плоскостопие?
При изучении литературы о плоскостопии я узнал, что самая распространенная причина, вызывающая деформацию стопы является избыток или недостаток нагрузки на ноги. Это может вызвать долгое стояние на ногах, избыточный вес, ходьба на высоких каблуках и неудобная обувь. Неудобная обувь - это тесная, особенно с узким носком, толстой подошвой, так как она лишает подошву естественной гибкости.
Методом наблюдения, я собрал данные о том, в какой обуви ходят в школе учащиеся школы №7 (см. Приложение 7)
Результаты
Класс |
Кол-во учащихся |
Кол-во учащихся в обуви на плоской подошве |
Кол-во учащихся в обуви на толстой подошве |
Кол-во учащихся в спортивной обуви |
Кол-во учащихся в теплой обуви ( не в сменной обуви) |
5 |
22 |
2 |
1 |
7 |
2 |
6 |
14 |
4 |
- |
5 |
4 |
7 |
17 |
2 |
- |
4 |
3 |
8 |
13 |
- |
- |
1 |
7 |
9 |
14 |
- |
- |
6 |
2 |
10 |
12 |
- |
- |
3 |
3 |
Всего |
92 |
8 |
1 |
26 |
21 |
Среди учащихся средней и старшей школы 9 % ходят в обуви на плоской подошве, большинство учащихся предпочитает носить спортивную обувь -28%. Спортивная обувь не предназначена для длительного ношения и это может вызывать деформацию стопы. Шесть дней в неделю обучающиеся находятся в школе не менее пяти часов, и пребывая все это время в теплом помещении в зимней обуви. Это также ведет к усталости и напряжению стоп. А таких учащихся, не желающих переобуваться – 23%.
По результатам опроса выявлено, что большая часть учащихся предпочитает свободное время проводить или за компьютером, или телефоном, т.е. ведут малоподвижный образ жизни. Недостаток нагрузки на ноги так же является причиной плоскостопия.
3. Выводы
Полученные результаты позволяют сделать вывод: из 132 обследуемых учащихся школы №7 у 61 человека обнаружено плоскостопие, а это составляет 46%. Это почти половина! Многие даже не знают, что у них какие- то изменения стопы.
Своевременно не диагностируемое и соответственно не вылеченное на ранних стадиях плоскостопие, само не проходит, а только прогрессирует и ведет к серьезным нарушения в опорно-двигательном аппарате человека и во всем организме в целом.
Для ознакомления с результатами исследования и проблемами, возникающими в организме из-за плоскостопия, были проведены разъяснительные беседы и в качестве памяток предложены буклеты по профилактике и лечению плоскостопия (см. Приложение 8). А также, совместно с учителем физкультуры школы №7 Рябых Геннадием Николаевичем, были подобраны упражнения по профилактике плоскостопия для регулярного проведения их на уроках физкультуры (см. Приложение 9).
Заключение
Тема плоскостопия является весьма актуальной в наши дни. Плоскостопие - болезнь цивилизации: передвижение по твердой поверхности, ношение неудобной обуви, гиподинамия. Опасно не само плоскостопие, а его последствия. В первую очередь, нарушается работа всего опорно-двигательного аппарата, позвоночника и суставов ног. Оно также негативно влияет на сердечнососудистую систему организма человека. Ведет к застою крови и образованию варикозного расширения вен в нижних конечностях.
Результаты анкетирования по выявлению знаний учащихся о наличии у них плоскостопия, показали, что 61,6% опрошенных уверены, что у них нет плоскостопия, а исследование показало, что 53 % имеют деформацию стопы. Далеко не все учащиеся знают о наличии у них плоскостопия и о влиянии плоскостопия на общее здоровье организма.
При проведении разъяснительных беседы с учащимися школы № 7 о важности сохранения здоровья стопы с юных лет я на своем личном примере показал, что регулярное выполнение простых упражнений, направленных на укрепление мышц и связок свода стопы позволяет не только предупредить, но вылечить плоскостопие.
Работа над этой темой помогла мне освоить метод определения плоскостопия в домашних условиях, убедиться, что плоскостопие нельзя вылечить раз и навсегда. Требуется регулярное выполнение упражнений, укрепляющий свод стопы.
Практическим результатом исследования является буклет «Комплекс упражнений при плоскостопии» (Приложение 9) , в котором наглядно показаны простые упражнения для тренировки связок стопы, т. е. для профилактики и лечения плоскостопия. Этот буклет рекомендован для проведения бесед по профилактике плоскостопия с учащимися, классных руководителей с родителями, а также как комплекс упражнений для проведения их на уроках физкультуры.
Список литературы.
1.Анисимов В.В. Экспресс – диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009, 8-13 с.
2. Беленький А.Г. Плоскостопие: проявление и диагностика / А. Г. Беленький// Consilium medicum. - 2005. - Т. 7, №8. - C. 618-622.
3. Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002г.
4.Чоговадзе А.В. «Лечебная физическая культура при деформациях и заболеваниях стоп» - М: Медицина, 1995.
5. http://www.who.int/governance/eb/constitution/ru/ Устав ВОЗ
П риложение 1
Лыжный спорт – мое любимое занятие!
Приложение 2
Своевременное выявление плоскостопия и его лечение.
Приложение 3
Результаты анкетирования.
Приложение 4
Приложение 5
Оценка плантограмм учащихся школы №7
Приложение 6
Количество учащихся, имеющих плоскостопие, с возрастом увеличивается.
Приложение 7
Приложение 8
Б уклет по профилактике плоскостопия (стр. 1)
Комплекс упражнений для профилактики и лечения плоскостопия (буклет стр. 2)
Приложение 9