ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Савина С.А. 1Панамаренко В.Е. 2
1МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном.
2МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном
Шиварева С.Ю. 1
1МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном.
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что, во-первых, в современном мире постоянный стресс стал неизменным спутником человеческого существования. Индустрия развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха развития культуры человека) по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего свободного времени человек восстанавливает себя и как трудовую единицу, а ребенок снимает стресс учебной нагрузки.

Наша школа имеет широкую спортивную базу и площади для проведения анимационных игр с детьми, поэтому мы считаем, что тема, в особенности, актуальна для нас.

Объектом работы является – анимационный процесс с целью формирования здорового образа жизни и развития ребенка.

Предметом – особенности, проблемы и перспективы региональной анимационной деятельности.

Цель работы заключается в разработке игровой анимационной программы на основе лучно-арбалетного тира с учетом региональной анимационной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

Проанализировать сущность и содержание понятия «анимационная игровая деятельность»

Обозначить специфику и значимость игры.

Создать анимационную программу на базе лучно-арбалетного тира.

Глава IИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

1.1 Физическая активность в игровой форме

Анимация – разработка и предоставление специальных программ проведения свободного времени; организация развлечений и спортивного проведения досуга;

Согласно медицинской энциклопедии, рекреация – восстановление физических и духовных сил человека, повышение уровня здоровья и работоспособности. В терминологическом словаре понятие «рекреация» опреде­ляется как «расширенное воспроизводство сил человека (физиче­ских, интеллектуальных и эмоциональных)».

Досуг в социологическом словаре трактуется как совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом. То есть под досугом понимается средство, с помощью которого происходит вос­становление сил и работоспособности человека. Одним из наиболее активных и интересных видов досуга является туризм.

Исходя из вышеизложенного, анимационная деятельность отличается рядом характерных черт:

осуществляется в свободное время;

отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;

обусловлена национально-этическими, региональными особенностями и традициями;

характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;

отличается глубокой индивидуальностью; носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.

Сегодня игра является одним из популярным видов анимационной деятельности как с детским, так и со взрослым контингентом. В повседневной жизни мы рассматриваем игру как развлечение и отдых, способ хорошо провести время. В анимационной деятельности значение игры нельзя исчерпать и оценить только креативными (развлекательно-занимательными) возможностями. Феномен игры и состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, игру-обучение, игру-терапию, игру–модель типа человеческих отношений. Она является основной досуга, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием – темой игр может быть любая деятельность человека. В этой связи в настоящее время игры выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно.

Игра – это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования; комплект предметов для такого занятия; создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений.

В научный обиход термин «игра» вошел, благодаря классической работе И. Хейзинги Homo Ludens («Человек играющий»).

Считается, что большинству игр присущи следующие главные черты:

свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

эмоционально напряжённая, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.

деятельность, проходящая в рамках прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.

деятельность, имеющая имитационный характер. Игра – выход из рамок жизни во временную сферу деятельности, имеющую свою собственную направленность.

Деятельность, обособленная от «обыденной» жизни местом действия — игровой зоной и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определённых рамках пространства и времени. Внутри игрового пространства царит собственный безусловный порядок.

наличие минимальной игровой ситуации.

Такое обширное понимание сущности игры обусловило ее функции. К основным функциям игры относятся:

коммуникативная – обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т.е. устанавливает эмоциональные контакты;

деятельностная – стимулирующая взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром;

компенсаторная – восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;

воспитательная – организующая деятельность человека. Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;

педагогическая, дидактическая – развивающая умения и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);

прогнозирующая – предсказывающая, экспериментирующая;

моделирующая – связывающая действительность с нереальным;

развлекательная – создающая благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;

релаксационная – снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;

психотехническая – перестраивающая психику игрока для усвоения больших объемов информации;

развивающая – корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их определяет главная цель – развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке. В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, играющие включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни.

1.2 Организация и методика игровой деятельности

Среди игр, успешно используемых в практике рекреационной анимационной деятельности, можно назвать следующие.

Спортивные подвижные игры. В это число входят различные соревнования, спортивные конкурсы-состязания, например, аналогичные известной игре «Форт «Баярд»».

Настольные игры: шахматы, шашки, лото, нарды, бильярд. В эту группу также включают игры, развивающие логическое мышление: анаграммы, палиндром, буриме; развивающие внимание и память, типа «Чего не хватает?».

Музыкальные и литературные игры-конкурсы, типа «Угадай мелодию», «Кароке-бой».

Указанные варианты игр могут проводиться с детьми и взрослыми, как в виде самостоятельной игровой программы, так и использоваться в структуре любой развлекательной.

1.3 Игра в анимационной деятельности с детьми и подростками

Одним из важных направлений аниматорской деятельности является игровая анимация для детей.

Игра для детей – важный процесс, с помощью которого ребенок учится общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, уважать других. Особенно важна игра для детей дошкольного возраста. О роли игры в развитии ребенка писал в ряде работ Л.С. Выготский. В работе «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» автор отмечал, что игры способствуют всестороннему развитию ребенка: «Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития». В процессе игры у ребенка начинает формироваться комплекс черт характера. В игре ребенок отказывается от непосредственного импульса, координируя свое поведение, каждый свой поступок с игровыми правилами, из игры с правилами рождается и развивается воля ребенка.

Важным фактором развития анимационной деятельности с детьми является создание условий, обеспечивающих проведение игровой деятельности. Во-первых, речь идет о создании службы, которая носит название «мини-клубов» (для детей младшего возраста) или «юниор-клубов» (для подростков). Задача аниматоров мини-клуба — как можно интереснее занять детей, чтобы дать возможность родителям отдыхать спокойно, не заботясь о них, об их местонахождении и безопасности.

План работы, как и общий план анимационной деятельности в, составляется заранее и, возможно, корректируется в ходе проведения занятий, в зависимости от присутствующего контингента детей и других условий. В этом плане должны удачно совмещаться и иметь оптимальное количество спортивных и культурных мероприятий, необходимых для развития ребенка.

Задачей детского аниматора является не просто организация досуга детей, а такого досуга, при котором каждый день, проведенный ребенком в мини-клубе, превращался бы в целое событие, праздник, который останется ярким впечатлением его отдыха.

Критериями выбора игры могут стать:

Возраст играющих. При подборе игр аниматору следует исходить из необходимости постепенного перехода от простых игр к более сложным. Самые простые игры, доступные детям младшего возраста – это групповые подвижные игры. С них и следует начинать. Но постепенно можно вводить и командные игры, игры-эстафеты, соревнования-поединки.

Помещение для игр. При выборе игр необходимо принимать во внимание размер помещения. Если игры проводятся в большом зале, просторном коридоре или на спортивной площадке, ограничений для выбора подвижной игры нет. Можно организовать игры круговые и линейные, с бегом, прыжками, мячом, большую часть эстафет. Можно объединить для игр две или три группы и провести соревнования между ними.

В небольшом помещении возможности ограничены. Если детей много, приходится подбирать малоподвижные или тихие игры, игры на внимание, наблюдательность и т.п. Подвижные игры тоже можно проводить, но только с очень небольшим числом играющих, и при условии, что все остальные дети – зрители, болельщики. В этих случаях участников игры необходимо менять.

Игры на воздухе. Их проведение зависит от времени года и погоды. Некоторые игры планируются на весенний период, другие – на осенний или зимний. В холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками, борьбой. Они помогают детям согреться и делают пребывание на воздухе приятным. Зимой можно проводить игры со снегом, на коньках, лыжах, санках. Но предпочтение следует отдавать тем играм, в которых одновременно участвуют все дети, чтобы никто из них не замерз. Наиболее благоприятной температурой для игр на воздухе считается температура 15 градусов без ветра.

Использование театрализованной игры в работе с детьми и подростками осуществляется по определенной системе с постепенным усложнением по мере овладения ими знаниями и игровыми умениями.

Работа аниматора делится на два этапа: подготовительный и основной.

В ходе подготовительного этапа у детей формируется умение воспринимать новое. Для этого необходимо, чтобы аниматор вызвал у них чувство удивления, улыбку, смех, интерес, восторг, радость.

В рамках основного этапа решаются задачи:

ознакомление с объектами и явлениями окружающего мира;

формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве;

обучение принятию игрового образа, роли;

взаимодействие персонажей в режиссерских играх и играх-драматизациях;

обучение использованию различных средств межличностного общения, развитие функций речи, освоение модулирования и интонирования речи в образных играх.

РАЗРАБОТКА АНИМАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Основная концепция анимационной программы – спортивно-познавательная игра на базе арбалетного тира.

Действие программы заключается в выполнении заданий-«подвигов», предлагаемых ведущим.

Совокупность различных видов заданий, с одной стороны, обеспечит определенную физическую нагрузку, а с другой, – позволит реализовать познавательно-обучающую составляющую игры, поскольку по ходу программы ведущий рассказывает о истории стрельбы из лука и арбалета, а также персонажах, реальных и мифических, с ней связанных.

Действие будет проходить в специально отгороженном месте, которое перед игрой оформляется предметами по мотивам русских народных сказок.

Конечно, данный тип анимационной игры, требует материальных затрат, для оснащения игрового поля.

Ведущий, инструктор, дети – участники игры. Продолжительность программы: около двух часов.

Как уже говорилось выше, данный вид спорта не имеет возрастных ограничений, однако в силу гендерных интересов, в подавляющем большинстве будет интересен мужчинам. Средний возраст такого контингента составляет диапазон с 12 до 40 лет. В процентном соотношении девушек и мужчин, принимающих активное участие в соревнованиях и индивидуальных стрельбах, можно разделить на две неравные группы 25% и 75% соответственно. Арбалетный тир интересен детям и подросткам, которые посещают такие заведения в компании одного из родителей или в составе семьи.

Одна из наиболее привлекательных возможностей и характеристик это его всесезонность.

Основные требования к помещению: общая площадь около 18 кв.м., длина не менее 4,5 метров, высота от 2,5 метров, хорошая освещенность, наличие электрических коммуникаций, хорошая вентиляция.

Тир представляет собой достаточно сложный набор составляющих. Однако удобство данной идеи в том, что выбранное за основу предложение производителя содержит полный набор комплектующих, необходимых для организации деятельности на улице и внутри помещений.

Наименование

Назначение

Авансцена и расходные материалы

3 щита, баннер, кронштейны для мишеней, сами мишени, запасные мишени, комплектующие для стрел, стрелоулавливатели, тетивы – составляющие для прицельной тематической стрельбы

Арбалеты

арсенал орудия для стрельбы, игровые приспособления с присосками на наконечнике или с мягким наконечником.

Стрелы для арбалета и лука

снаряды для стрельбы, специально адаптированные для детских игр

Детский лук и стрелы

арсенал детского орудия для стрельбы, арсенал орудия для стрельбы, игровые приспособления с присосками на наконечнике или с мягким наконечником.

Комплект спецодежды для защиты лучника

защитные крага, наплечник и напальчник, обеспечивающие более эффективную и безопасную стрельбу

Павильон

Брезентовый павильон предназначен для уличного использования, но может устанавливаться также и внутри помещений.

Игровая программа легка в реализации, поскольку для ее проведения не требуются сложные декорации, большая техническая подготовка и большое количество исполнителей. Сценарий построен таким образом, что ее эпизоды – «подвиги» – можно было легко изменять в соответствии с количеством присутствующих, их возрастом, погодными условиями и другими факторами.

Большим конкурентным преимуществом данной программы является то, что ее возможно реализовать в условиях практически любого места, где в наличии имеется открытая площадка для спортивных игр или детская комната (на случай неблагоприятных погодных условий).

Хочется отметить, что первостепенной задачей в организации тира – является обеспечение безопасности. Оборудование, разработанное специально для детских спортивных игр, грамотные и компетентные инструкторы и ведущие, и обязательный инструктаж безопасности перед каждой игрой – вот залог эффективной и здоровьесберегающей работы в тире.

Данная разработка предлагается к реализации в детских организациях: пришкольных лагерях, детских оздоровительных центрах, детских спортивных лагерях.

Заключение

В современном мире анимация стала неотъемлемой частью, особой оставляющей культурно-досуговых программ, предлагаемых не только для отдыха и развлечений, но и для развития ребенка.

Наиважнейшим квалификационным параметром анимационной рекреационной деятельности выступает творческая компонента труда анимационного менеджера. Режиссерская составляющая анимационной деятельности менеджера проявляется в творческой организации трех глобальных компонентов процесса: анимационной культурно-досуговой программы, ее исполнителей и участников. Каждый их этих компонентов, в свою очередь, требует решения огромного количества творческих организационных задач.

Анализируя наши разработки, можно сделать вывод ,что данная игровая анимационная программа, предложенная к реализации, имеет ряд конкурентных преимуществ.

К ним относятся:

разновозрастная целевая аудитория (данный тип игры интересен будет и детям среднего школьного возраста и детям старших классов: для первых можно использовать театрализованные игры по мотивам сказок и исторических событий, а для вторых – соревнования различного уровня);

многожанровость (примеры игр можно увидеть в Приложении 1);

низкобюджетность

вариативность (возможность замены любого эпизода на другой без ущерба драматургическому замыслу)

быстрая адаптивность к условиям (количество присутствующих, их возраст, погодные условия, место и время проведения) практически любых рекреационных мест семейного и детского отдыха.

В связи с этим данная анимационная игровая программа была предложена к реализации в нашем учебном заведении, в рамках летнего пришкольного лагеря.

Список литературы

Андреева, А.Ю. Технологии социально-культурной анимации как средство патриотического воспитания молодежи : автореф. дис. / А.Ю. Андреева ; Тамбов. гос. ун-т. – Тамбов, 2016.

Ветитнев, A.M. Курортное дело : учеб. пособие / А.М. Ветитнев. – М., 2017.

Власова, Т.И. Анимационный менеджмент в туризме : учеб. пособие / Т.И. Власова, А.П. Шарухин, Н.И. Панов. — М. : Издат. центр «Академия», 2016.

Григорьев, С.В. Самовыражение и развитие личности в игре (по материалам традиционных народных игр) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / С.В. Григорьев. – М., 1991.

Дугина, Г.И. Анимационные программы в инфраструктуре гостеприимства на примере отелей средиземноморского побережья Турции : учеб.-метод. пособие / Г.И. Дугина, С.В. Голодных. – Омск, 2018.

Курило, Л.В. Теория и практика туристской анимации : в 2 т. Т.1. Теоретические основы туристской анимации / Л.В. Курило. – М. : Сов. спорт, 2016.

Кусков, А.С. Гостиничное дело : учеб. пособие. – 5-е изд., испр., доп. – М. : Акад. проект, 2018.

Хейзинга, Й. Homo Ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга. – М. : Эксмо-Пресс, 2001

Приложение 1

Описание анимационной программы

«Победи дракона»

Арбалетно - лучный тир представляет собой специальный стенд с объемными мишенями. Клиент стреляет по мишеням из арбалета или лука. Стрельба ведется безопасными стрелами с присосками на конце.

«Сбор яблок»

Сбивайте с веток яблоки. Чем больше сбили яблок, тем лучше приз.

Просмотров работы: 1153