Применение игровых методов на уроках физической культуры у учащихся 7-8 лет

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Применение игровых методов на уроках физической культуры у учащихся 7-8 лет

Лукьянскова В.А. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
Полянская О.Ф. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В связи с постоянным изменением ритма жизни современного человека, снижением уровня физической активности, ростом влияния неблагоприятных факторов становится ясно, что проблема двигательной активности учащихся становится особенно актуальной. Наблюдения на уроках физической культуры показывают, что большинство учащихся не способно выполнять в нужном объеме даже основные базовые движения.

Основными задачами физического воспитания в школе является укрепление здоровья, обеспечение правильного физического развития, формирование необходимых навыков и умений.

Важнейшим направлением физического воспитания школьников является применение разнообразных средств, методов и форм занятий физической культурой.

Одним из таких методов может стать игровой метод.

Актуальность выбранной нами темы заключается в необходимости совершенствования процесса физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с применением достаточно большого набора средств, в том числе и игрового метода.

Объект исследования - учащиеся младшего школьного возраста 7-8 лет.

Предмет исследованияигровой метод на уроках физической культуры учащихся младшего школьного возраста 7-8 лет, процесс физического воспитания учащихся младшего школьного возраста 7-8 лет.

Цель исследования повышение качества игрового метода на развитие физических качеств у учащихся младшего школьного возраста.

Задачи исследования Изучить особенности физической подготовки учащихся младшего школьного возраста в различных аспектах.

- Определить эффективность влияния игрового метода на развитие физических качеств у учащихся младшего школьного возраста.

- Разработать рекомендации по комплексному применению игрового метода в физическом воспитании учащихся 7-8 лет на уроках физической культуры.

Гипотеза исследования - если на уроках физической культуры для учащихся младшего школьного возраста использовать игровой метод, а в качестве средств - подвижные игры, то это будет способствовать эффективному развитию физических качеств у учащихся 7-8 лет.

Практическая значимость исследования заключается:

- в изучении содержания урочных форм занятий для учащихся младшего школьного возраста;

- в определении положительного или отрицательного влияния игрового метода на уровень физической подготовленности у учащихся младшего школьного возраста;

- в разработке методических рекомендаций по использованию подвижных игр на уроке физической культуры учащихся 7-8 лет для развития физических качеств.

 

 

 

Глава 1. Современное состояние проблемы

Медико-педагогические особенности учащихся 7-8 лет

Занятия физической культурой и спортом в детском возрасте стимулирует рост и развитие организма, обмен веществ, укрепляют здоровье и физическое развитие организма, повышают функциональные возможности всех систем, а также имеют большое воспитательное значение (7, 25, 26). Однако эти занятия обеспечивают гармоническое развитие организма только при условии проведенияих с учетом особенностей возрастного развития (1).

При проведении занятий необходимо учитывать особенности каждого возраста. Так, наибольший прирост массы тела отмечается в период относительно замедленного роста тела в длину, то есть с 7 до 10 лет (23,24).

Необходимо учитывать, что функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у учащихся значительно ниже,чем у взрослых. Сердце у них по весу и размерам меньше, и поэтому ударный и минутный объём сердца, не достигают тех величин, которые отмечаются у взрослых.

Так, объём сердца у 8-летних учащихся равен в среднем 364 мл, а ударный объём - 30 мл. Величины - частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД) у 7 - 8 - летних учащихся - 90/50 - 100/55 уд/мин. Так же у учащихся недостаточно высока сократительная способность миокарда, малоэффективна насосная функция сердца и невелик его функциональный резерв. Чем моложе организм, тем меньше при физической работе может увеличиваться ударный объём крови, что обуславливается меньшими объёмом сердца и его функциональными особенностями. У учащихся младшего школьного возраста АД при физической нагрузки повышается значительно меньше, чем у взрослых, что объясняется недостаточным развитием сердечной мышцы, малым объёмом сердца и более широким просветом сосудов относительно размеров сердца.

Приспособление функции дыхания, как и функции кровообращения, к физическим нагрузкам у учащихся и подростков протекает по менее рациональному пути, чем у взрослых. При физических нагрузках, требующих проявления выносливости, отмечается следующее: чем меньше возраст, тем раньше при повышении нагрузок уменьшается процент утилизации кислорода из выдыхаемого воздуха вследствие значительного увеличения легочной вентиляции. Таким образом, чем младше ребенок, тем больше воздуха требуется ему провентилировать для обеспечения работающих органов и тканей необходимым количеством кислорода. Экономичность работы при этом относительно снижена.

Следствием меньшего поступления в кровь кислорода является более интенсивная, напряженная работа органов внешнего дыхания (за счет частоты дыхания). У младших школьников минутный объем дыхания (на кг. веса) и максимальная легочная вентиляция в покое больше, чем у подростков, причем мощность вдоха меньше мощности выдоха.

Меньшие функциональные возможности школьников обусловлены и меньшими возможностями сердечно-сосудистой системы.Так, по весу сердце 8-летнего ребёнка уступает сердцу взрослого человека более чем в 3 раза. Понятно, что неразвитость сердечной мышцы не может обеспечить ребенку такой же систолический объём крови, как взрослому.

Меньшая развитость у школьников по сравнению со взрослыми дыхательной и сердечно-сосудистой систем особенно сказывается на обеспечение мышечной деятельности.

В младшем школьном возрасте по сравнению с 18-20 летними значительно меньше (2-3 раза) устойчивость к гипоксии (т.е. недостатку в крови кислорода), что связано, с одной стороны, с большей возбудимостью дыхательного центра, а с другой стороны - менее развитой способностью к волевому торможению дыхательного акта. Поэтому у младших школьников меньше кислородный долг, чем у старших школьников: они раньше прекращают работу или снижают её интенсивность (4, 10).

Кости учащихся сравнительно легко подвергаются искривлению при длительных напряженных и неправильных положениях тела. Кости таза к 7 годам только начинают срастаться и при резких сотрясениях могут смещаться. Сращение костей таза заканчивается в 17- 18 лет.

Процессы роста и развития детского организма осуществляются в непрерывном взаимодействии с окружающей средой регулируются центральной нервной системой(ЦНС).У учащихся 7-8 лет отмечается высокая подвижность нервных процессов.При этом наблюдается преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессовЦНС обуславливает её сравнительно быструю утомляемость, повышенную возбудимость, быструю смену желаний, кратковременность активного внимания(19). В этом возрасте у учащихся отмечается подражательная, имитационная способность, и поэтому использование данной особенности является важным педагогическим приемом, который следует широко применять.

1.2. Игровой метод и его характерные признаки

Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физическом воспитании. Игра является не только средством физического воспитания, т.е. характерной системой физических упражнений, но и эффективным методом обучения и воспитания (7, 9, 12, 15, 32).

Игра как метод реализуется не только через общепринятые игры. Понятие игрового метода гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры.

Наиболее характерными признаками игрового метода являются следующими:

1. Ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях. Метод позволяет воспроизводить сравнительно сложные взаимоотношения между людьми. В связи с этим при игровом методе тщательно регламентируются взаимоотношения между играющими.

2. Чрезвычайная условия ведения борьбы, выполнения действий. В связи с этим играющие должны владеть различными способами решения возникающих задач.

3. Комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств. Для достижения успеха в игре участнику приходится использовать целый комплекс действий (бег, прыжки, метания и др.), причем в самых различных сочетаниях.Все это обеспечивает комплексное воздействие на организм играющих.

4. Во многих случаях взаимодействия между играющими осуществляется с помощью каких-либо предметов, например, мячей, флажков и т.д.

Следует помнить, что для игрового метода характерно наличие всех или большинства перечисленных признаков.Он используется как средство проверки эффективности обучения и повышения уровня общей физической подготовленности (21. 22). При правильном использовании игровой метод приобретает большое значение для воспитания чувства коллективизма, активности, инициативности, настойчивости, смелости, выдержки и сознательной дисциплинированности (8, 20).

Эти особенности обуславливают важные методические особенности игрового метода, который:

- позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера;

- способствует совершенствованию освоенных двигательных действий и выработке уменийими пользоваться. Однако игровой метод не может быть использован для разучивания новых двигательных действий;

- обеспечивает комплексное развитие двигательных способностей;

- создает особенно эффективные условия для развития физических качеств;

- позволяет выявить личностные особенности занимающихся и эффективно воздействовать на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности (10, 37).

Игровой метод чаще используют не столько для начального обуче­ния или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательных действий в усложненных условиях.

Игровой метод обладает широкой доступностью и в физическом воспитании учащихся младшего школьного возраста занимает одно из ведущих мест.

1.3. Особенности использования подвижных игр на уроках физического воспитания с детьми младшего школьного возраста

Игра - естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка - неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях. Но среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, где все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определённой цели (33, 37).

Подвижная игра - одно из важнейших средств физического, всестороннего воспитания учащихся. Характерная её особенность - это комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка. В игре одновременно осуществляется: физическое, нравственное и эстетическое воспитание (14,16, 27).

На уроках в начальных классах подвижные игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью удовлетворить большую потребность в движениях, свойственную детям младшего школьного возраста.

Такие движения, как бег, лазанье, ритмичная ходьба, прыжки дети лучше усваивают, когда они представлены конкретными понятными образами.

Очень важно определить место игры среди других средств физического воспитания и на уроке установить между ними методически правильную преемственность. Это будет способствовать лучшему решению поставленных задач, повышению плотности урока и позволит правильно дозировать упражнения (1,31, 32).

После упражнений сложных координации, требующих напряженного внимания, следует давать более простые задания, не требующие концентрированного внимания. Мышцы, которые только что интенсивно работали, в следующем упражнении (игре) почти не участвуют или выполняют работу иного характера (21, 22, 25, 26).

Так, не рекомендуется после игры с бегом, прыжками или сопротивлениями проводить упражнения, требующие точности движения, сохранения равновесия, сложной координации.

Если вся основная часть урока посвящена играм, то в ней игры высокой интенсивности должны чередоваться с менее интенсивными подвижными играми, причем игры подбираются различные и по характеру движений.

Подвижные игры можно включать во все части урока.Их содержание зависит от задач и состава занимающихся. В подготовительную часть урока рекомендуется включать малоподвижные и несложные игры, способствующие организации внимания занимающихся. Например, такие как: "Класс смирно!", "Падающая палка", "К своим флажкам" и т.д. а также игры средней интенсивности с упражнениями общеразвивающего характера - "Затейник", "Делай так" и др.

В основной части урока используются подвижные игры с бегом на скорость, с элементами ловкости, на выносливость, с преодолением препятствий, с разными прыжками, сопротивлением, борьбой, метаниями в подвижную и неподвижную цель ("Конники спортивные", "Два мороза", "Белые медведи", "Зайцы в огороде", "Метко в цель"),

В заключительной части урока проводятся игры малой и средней интенсивности, способствующие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока, игры для организации внимания с несложными правилами ("Кто сказал мяу?", "Запрещенное движение" и др.). Следует добиваться, чтобы все участники игры получали примерно одинаковую нагрузку. В связи с этим надо стремиться создавать равные условия для активного участия в игре занимающихся(3).

При проведении внеклассной работы со школьниками также надо широко применять различные подвижные игры.Они не только способствуют развитию качеств и навыков, жизненно необходимых, но и делают занятия более интересными, позволяют быстрее осваивать определенные движения(2).

Различным упражнениям нужно также придавать игровую направленность. Например, бег в "коридоре" или по кругам; бег через набивные мячи. Можно проводить увлекательные эстафеты, где от точно выполнения упражнения зависит не только личный, но и командный результат.

Таким образом, игровой метод являются одним из наиболее эффективных способом физического воспитания учащихся младшего школьного возраста.

Подвижные игры, которые выступают в роли средства, оказывают положительное влияние не только на физическую и функциональную подготовленность учащихся, но и вносят в урок разнообразие, повышают эмоциональный фон занятия, а также и интерес учащихся к занятиям физической культурой в целом.

1.4. Использование подвижных игр для развития физических качеств у учащихся младшего школьного возраста

В настоящее время существует ряд исследований, доказывающих преимущественность и более высокую эффективность подвижных игр в развитии физических качеств у учащихся 7-8 лет по сравнению с другими используемыми физическими упражнениями для данной цели. Это, прежде всего, связано с тем, что в них создаются наиболее благоприятные условия дляих развития. Например, для того, чтобы увернуться от "ловишки", надо проявить ловкость, а спасаясь от нее, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом, и притом много раз, одни и теже движения, не замечая усталости, что требует определенного уровня развития выносливости (14, 11).

С точки зрения физиологии игры относятся к нестандартно-переменным упражнениям.

В связи с этим, в нестандартно-переменных упражнениях выделяют рабочие периоды, т.е. периоды особенно интенсивной двигательной активности и промежуточные периоды малой интенсивности (18).

В процессе занятий с детьми наиболее доступные формы контроля за функциональным состоянием организма является -ЧСС.

В настоящее время, в области физического воспитания, для оценки степени воздействия физических нагрузок на организм учащихся по показателямЧСС применяется классификация, отражающая 5 зон интенсивности нагрузки.

Нагрузки, выполняемые при ЧСС, до 130 уд/мин относятся к зоне низкой интенсивности. В подвижных играх обычно это смешанное передвижение - бег в сочетании с ходьбой и др. («Совушка", "Поезд" и др.). Если такие нагрузки не продолжительны, то они не оказывают значительного воздействия на организм, если же они длятся более 6 минут, то развивается и совершенствуется общая выносливость организма.

Физические на­грузки, вызывающие увеличение ЧСС до 130-150 уд/мин, относятся к зоне средней или умеренной интенсивности.

Применение игр умеренной интенсивности способствует развитию общей выносливости у младших школьников, а скоростной выносливости в том случае, когда ребята находятся в непрерывном движении от 2 до 5 мин, еслиже более 5 минут, то развивается общая выносливость(в таких играх, как "Охотники и утки", "Зайцы, сто­рож и Жучка" и др.).

К зоне большой интенсивности относятся физические нагрузки, вызывающие увеличение ЧСС до 155 - 175 уд/мин.

Нагрузки, относящиеся к данной зоне, позволяют совершенствовать максимальные возможности кардиореспираторной системы, повышать аэробную производительность. В занятиях с детьми 7-8 лет их следует применять ограниченно.

К зоне высокой интенсивности относятся игры, гдеЧСС достигает 175 уд/мин и выше.

Нагрузки высокой интенсивности способствуют развитию быстроты и скоростно-силовым качествам. Такую нагрузку несут следующие подвижные игры как: "Салки", "Скакуны", "Встречная эстафета" и др. Продолжительность скоростной нагрузки во время этих игр, в среднем, не превышает 5-10 с, что соответствует пробеганию 30 - 60 метров.

К нагрузкам максимальной интенсивности относится бег 100 - 200 м. ЧСС в зависимости скорости и продолжительности упражнений составляет 185 - 200 уд/мин. В связи с этим такие нагрузки в начальных классах не применяются.

Итак, анализ литературных источников позволяет считать, что для развития двигательных качеств у учащихся младших классов на уроках физической культуры наиболее эффективно использовать подвижные игры. Кроме того, такое использование подвижных игр, обеспечивает высокий оздоровительный эффект, повышает сопротивляемость детского организма к неблагоприятным факторам среды(36).

Таким образом можно сделать следующее заключение, что наиболее приемлемым и эффективным для решения задач физической подготовленности учащихся начальных классов являет игровой метод. Игровой метод имеет серьезный недостаток - сложность в дозировке нагрузки, но он доступен и интересен учащимся. Кроме того, при использовании подвижных игр, уроки проводятся интересно и становятся разнообразными по содержанию. Но, на данный момент, остаются открытыми многие вопросы:

- как часто можно использовать игровой метод на занятиях;

- насколько эффективно их использовать при первоначальном обучении движений;

- критерий нагрузки;

- дозировка и контроль данных занятий и другие, что свидетельствует о необходимости дальнейших исследований в данной проблемы.

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

2.1. Задачи исследования

- Изучить особенности физической подготовки учащихся младшего школьного возраста в различных аспектах.

- Определить эффективность влияния игрового метода на развитие физических качеств у учащихся младшего школьного возраста.

- Разработать рекомендации по комплексному применению игрового метода в физическом воспитании учащихся 7-8 лет на уроках физической культуры.

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: Анализ литературных источников. 2. Учебное наблюдение. 3. Контрольные испытания.

Анализ литературных источников

Анализ и обобщение литературных данных проводился по статьям, книгам, журналам, методическим пособиям. А в результате анализа была определена целесообразность комплексного использования игрового метода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста.

Учебное наблюдение

Наблюдение применялось на всех этапах исследования и имело своей целью получение общих сведений о содержании урочных форм занятийпо физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста.

Для объективного наблюдения использовалась пульсометрия.

Пульсометрия позволила определить реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузку, вызванную определенным упражнением или серией упражнений, а также её динамику на протяжении всего занятия.Пульс подсчитывался пальпаторно в течение 10 сек. через равные промежутки времени. Для выявления динамики частоты сердечных сокращений в течение всего занятия, а также для косвенного определения силы (величины) нагрузки (по высоте кривой) вычерчивалось графическое изображение.

Контрольные испытания

Контрольные испытания проводились с целью определения уровня физической подготовленности учащихся 7-8 лет. Испытуемые выполняли следующие тесты: бег 30 метров; прыжок в длину с места; наклон вперед; челночный бег 3х10 м;

Бег на 30 метров позволил установить уровень развития быстроты. Испытания проводились на стадионе школы. Регистрировались результаты секундомером с точностью до 0,1 секунды.

Прыжок в длину, с места позволил определить скоростно-силовые возможности школьников. Результат замерялся рулеткой, с точностью до 1 см. Испытуемые выполняли по три попытки, в протокол заносился лучший результат.

Наклон туловища вперед характеризовал уровень развития гибкости. Испытуемый становится на край гимнастической скамейки, не сгибая колен, наклоняется вперед, стараясь дотянуться руками как можно ниже по линейке, закрепленной на краю скамейки. Положение максимального положения сохраняется 2 секунды. Регистрируется глубина наклона в сантиметрах.

Челночный бег 3х10 м проводился для изучения уровня развития координационных способностей. Испытуемые пробегает три отрезка по 10 метров с максимальной скоростью. Фиксируется время пробегания трех отрезков.

Организация исследования

Исследования проходили на базе МОУ лицей № 8 “Олимпия”г. Волгограда начиная с ноября2019 года.

Исследования проводились в три этапа.

На первом этапе нами изучалось состояние проблемы в специальной литературе, подбирались методики; проводилось тестирование физической подготовленности учащихся 7-8 лет, сравнивались показатели подготовленности девочек и мальчиков.

Обследовано 15 мальчиков и 15 девочек. В исследованиях принимали участий только те дети, которые без ограничений допускались к урокам физической культуры

На втором этапе проводится основной эксперимент по внедрению в уроки физической культуры подвижных игр.

На третьем этапе, проводилась обработка материалов исследования и оформление работы.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1 Физическая подготовленность учащихся 7-8 лет

При оценке физической подготовленности девочек 7-8 лет применялись результаты учебного тестирования (табл. 1).

Таблица 1

Физическая подготовленность девочек 7-8 лет (n=15)

№№

п/п

Показатели

Бег 30 м

Прыжки в длину

Наклон вперед.

Зх10м

1.

7.3

110

4

11.5

2.

7.4

115

3

10.0

3.

7.0

105

5

11.0

4.

7.5

110

2

11.5

5.

7.1

110

6

10.9

6.

7.2

100

4

10.8

7.

7.0

115

1

11.4

8.

7.5

100

2

11.0

9.

7.4

100

6

10.5

10.

7.3

115

4

11.1

11.

7.2

105

3

11.0

12.

7.5

100

1

11.1

13.

7.0

110

5

10.6

14.

7.1

115

4

10.0

15.

7.3

100

4

10.8

X

7.24

107.8

3.65

10.89

В беге на30 метров показатели быстроты у девочек 7-8 лет, в среднем, составляют 7,24 сек; в прыжке в длину - 107,8 см; наклоне вперед- 3,65 см; челночном беге - 10,89 сек. Данные показатели свидетельствуют о том, что девочки младшего школьного возраста имеют средний и ниже среднего уровень развития всех физических качеств.

Анализ показателей уровня физической подготовленности мальчиков 7-8 лет свидетельствует о наилучшем их развитии по сравнению с девочками практически по всем тестам (табл. 2).

Таблица 2

Физическая подготовленность мальчиков 7-8 лет (n=15)

№№

п/п

Показатели

Бег 30 м

Прыжки в длину

Наклон вперед.

Зх10м

1.

7.0

120

5

10.6

2.

7.2

100

1

9.9

3.

7.1

110

5

10.5

4.

7.3

125

4

9.8

5.

6.9

110

3

10.5

6.

6.9

110

4

10.9

7.

6.8

120

6

10.0

8.

7.0

100

2

10.8

9.

6.5

110

6

10.9

10.

7.0

125

4

10.6

11.

7.3

120

2

9.7

12.

6.9

100

2

9.8

13.

7.0

110

5

10.0

14.

7.1

100

3

10.5

15.

7.1

110

4

10.9

X

7.07

112.75

3.5

10.26

Так, показатели бега на 30 м, составили 7,07 сек; прыжка в длину -112,75 см; наклоне вперед - 3,5 см; подтягивании на высокой перекладине из виса - 1,65 раза; челночном беге (3х10м) - 10,26 сек и 6-минутном беге 742м.

Однако анализ показателей физической подготовленности мальчиков 8-9 лет также свидетельствует о среднем и ниже среднего уровнеих развития.

Таким образом, исследуемые дети младшего школьного возраста (9-10 лет) в большинстве своем имеют средний и ниже среднего уровень развития физических качеств. Одной из основных форм физкультурно-оздоровительной работы с данной категорией учащихся являются уроки физической культуры.

Так, показатели бега на 30 м, составили 7,07 сек; прыжка в длину -112,75 см; наклоне вперед - 3,5 см; челночном беге (3х10м) - 10,26 сек. Однако анализ показателей физической подготовленности мальчиков 7-8 лет также свидетельствует о среднем и ниже среднего уровнеих развития.

Таким образом, исследуемые дети младшего школьного возраста (7-8 лет) в большинстве своем имеют средний и ниже среднего уровень развития физических качеств. Одной из основных форм физкультурно-оздоровительной работы с данной категорией учащихся являются уроки физической культуры.

3.2. Структура и содержание уроков физической культуры с младшими школьниками

Нами было проанализировано 16 уроков физической культуры в 1 и 2-х классах общеобразовательной школы.

Уроки физкультуры представляют собой трех частную структуру, включающую: подготовительную, основную и заключительную части.

Одним из критериев эффективности процесса физического воспитания являются моторная плотность и функциональные сдвиги в организме учащихся Проведенные нами исследования показали, что моторная плотность на уроках колебалась в зависимости от задач урока в пределах от 50% до 85%.

ПоказателиЧСС позволяют говорить о недостаточной физической нагрузке в процессе уроков физической культуры. Чаще всего наблюдается незначительное её увеличение в конце подготовительной части занятия и снижение к исходному уровню уже в середине основной части. МаксимальнаяЧСС у младших школьников не превышает 140 уд/мин (рис. 1).

Рис. 1. ДинамикаЧСС у младших школьников на уроках физической культуры

Таким образом, процесс физического воспитания не способствует развитию физических качеств, о чём свидетельствуют данные пульсометрии.

3.3. Использование игрового метода на уроках физической культуры с целью развития физических качеств

Из всего многообразия физических упражнений, используемых для развития физических качеств, нами были выбраны подвижные игры, как наиболее эффективные и доступные средства воздействия на ребенка (27, 28, 16, 17, 30, 33, 37).

Несомненным преимуществом каждой подвижной игры перед другими физическими упражнениями является отсутствие монотонности, разностороннее влияние на различные системы и функции организма, а также возможность непрерывно изменять как интенсивность, так и вид движения в процессе смены и введения дополнительных заданий (17). Но самое главное это то, что в подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств (28, 35).

С целью развития физических качеств у учащихся 7-8 лет на уроке физической культуры использовались подвижные игры различной интенсивности, которые проводились в конце основной части. В основном на уроке проводилось 1-2 подвижные игры.

3.4. Изменение физической подготовленности в процессе использования игрового метода на уроках физической культуры

Рассмотрим влияние использования игрового метода на уроках физической культуры на физическую подготовленность учащихся младшего школьного возраста.

Для проведения эксперимента все дети были разделены на две группы. Первая группа - контрольная, занималась по обычной методике. Вторая группа - экспериментальная, занималась по экспериментальной методике, основанной на использовании игрового метода на уроках физической культуры.

Данные физической подготовленности девочек и мальчиков 9-10 лет контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента представлены в приложении 1 и 2.

Вследствие использования игрового метода на уроках физической культуры с младшими школьниками произошли изменение в физической подготовленности учащихся как контрольной, так и экспериментальной групп. Полученные данные представлены в приложении 3 и 4.

В результате проведенного нами эксперимента установлено, что применение игрового метода на уроках физической культуры с младшими школьниками привело к значительному улучшению их физической подготовленности в беге на 30 м, прыжке в длину. Изменения также произошли в показателях гибкости, силы и координационных способностях.

Таким образом, применение игрового метода на уроках физической культуры с младшими школьниками (7-8 лет) привели к повышению уровня развития скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места), скоростных (бег на 30м) и выносливости.

Выводы

В результате анализа научно-методической литературы и проведенного нами исследования можно заключить:

1. Многочисленная научно-методическая литература, касающаяся применения игрового метода и подвижных игр на уроках физической культуры различной направленности с детьми различных возрастных категорий, не содержит рекомендаций поих применению в различных частях уроках с целенаправленным развитием двигательных качеств.

2. Исследуемые мальчики и девочки 7-8 лет в большинстве имеют средний и ниже среднего уровень развития физических качеств.

3. Традиционное проведение уроков физической культуры с младшими школьниками не способствует развитию физических качеств, о чём свидетельствуют данные пульсометрии(ЧСС не превышала 140 уд/мин),

4. Применение игрового метода на уроках физической культуры с младшими школьниками (7-8 лет) способствуют повышению уровня развития скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места), скоростных (бег на 30 м) и выносливости, но применение данного метода не оказывает положительного воздействия на развитие гибкости, силы и координационные способности.

Практические рекомендации

Проведенные исследования позволили разработать практические рекомендации, которые могут быть использованы на практике в общеобразовательных школах на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста:

1. На уроках физической культуры для учащихся младшего школьного возраста для развития физических качеств наиболее результативно использовать подвижные игры в конце основной части урока.

Так, подвижные игры "Лидер", "Красное знамя", "Перестрелка", Мышеловка" и др., т.е. игры, где преобладает беговые нагрузка и ЧСС в среднем колеблется в диапазоне от 150 -160 уд/мин наиболее эффективно применять для развития выносливости. Для развития скоростных качеств - "Перемена мест", "Встречная эстафета", "Третий лишний" и др., скоростно-силовых - "Удочка", "Волк во рву", "Дни недели" и др., где прева­лирует смешанная нагрузка: беговая и прыжковая.

2. Подбор подвижных игр должен осуществляться с учетом задач урока, уровнем физической подготовленности, интереса учащихся и имеющегося инвентаря.

3. Для эффективного проведения данных занятий необходимо чтобы дети знали и умели четко и быстро выполнять различные перестроения.

Список литературы

1. Барышева H.B. Основы физической культуры младшего школьника: Учеб. пособие -Самара, 1994.-186 с.

2. Быков B.C. Котенев К.Ф. Лёгкая атлетика в школьной програм­ме: Учеб. Пособие. - Омск, Челябинск, 1989. - 72 с.

3. Былеева Л.В. Коротков И.М. Подвижные игры - М.: Физкультура и Спорт, 1982. –176 с.

4. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991. - 26 с.

5. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту. М: Физкультура и спорт, 1985.- 36 с.

6. Велитченко В.К. Физкультура без травм. - М.: Просвещение. 1993. - 128 с.

7. Гужаловский A.A., Ворсин E.H. Физическое воспитание в школе. - Минск: Полымя, 1988.-95 с.

8. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. -Минск: Высш. школа, 1994.- 65 с.

9. Демчишин A.A. Спорт и подвижные игры в Физическом воспитании учащихся и подрост­ков. - Киев: Здоровья, 1989. - 165 с.

10. Динамика двигательных способностей и пути их повышения у учащихся мл. шк. возраста. - М., 1993. - 39 с.

11. Забытые игры. - Ленинград, 1990. - 13 с.

12. Зобков В.А. Формирование активно-положительного отношения младших школьников к ФК: Научно-метод. рекомендации для учителей. -Набережные Челны, 1991. - 41 с.

13. Карпман В.Л. Спортивная медицина. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 165 с.

14. Кенеток Т.И., Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР, М.- Физкультура и спорт 1989.- 88 с.

15. Кореневская Г.П. Сборник игровых сюжетных уроков для уч-ся 1-2 классов. -СГИФК.1993.- 34 с.

16. Коротков И.М. Подвижные игры: Методические рекомендации. -М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 25с.

17. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. - М.: Знание, 1987. -96с.

18. Коц Я.М. Спортивная физиология. - М.: Физкультура испорт, 1986. - 240 с.

19. Лаптев А.П. Гигиена. - М.: Физкультура и спорт, 1990.-211 с.

20. Матвеев Л.П. Теория и методика Физической культуры. - М.: Физкультура испорт, 1991. - 543 с.

21. Методические рекомендации к проведению подвижных игр в режиме учебного и продлённого дня школы. - КазИФК - Алма-Ата, 1990.- 55 с.

22. Метод рекомендации к проведению подвижных игр в режиме учебного и продлённого дня школы. - КазИФК - Алма-Ата, 1991.- 51 с.

23. Методика оценки физического развития и физической подго­товленности учащихся младшего школьного возраста (метод, рекомендации) -Волгоград: ВГИФК, 1993 - 24 с.

24. Методика оценки морфофункционального статуса и физической подготовленности учащихся 7-10-летнего возраста разных типов конституций (методич, пособие) - Волгоград: ВГИФК, 1995.- 43 с.

25. Методика ФВ учащихся 1-4 классов: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997.- 19 с.

26. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики ФВ школьников:

Учебное пособие для студентов педаг. спец. вузов. - М.: Просвещение, 1984.-222 с.

27. Минский Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. -М.: Просвещение, 1983. – 191 с.

28. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Е.С. Игры и развлече­ния на воздухе. - М.: Просвещение, 1983. – 180 с.

29. Подвижные игры. Программа. - М., 1996.- 21 с.

30. Покровский Е.А. Детские игры: преимущественно русские. М.: Терра, 1997.-416 с.

31. Программы общеобразовательных учебных заведений. - М.: Просвещение, 1993.- 20 с.

32. Спорт и подвижные игры в школе: Учеб. Пособие. Волгоград: ВГИФК, 1988.- 162 с.

33. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления учащихся . -М.: Новая школа, 1994. - 286 с.

34. Холодов Ж.К. Лёгкая атлетика в школе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1993, 129 с.

35. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на про­гулке. - М.: Просвещение, 1986 - 159 с.

36. Хрущев C.B. Физкультура в школе в режиме продленного дня в школе. - М: Физкультура и спорт, 1986.- 87 с.

37. Элашвили В.И. Игры - средство физического воспитания //Теория и практика ФК - № 10 - 1986. - С. 13.

Приложение 1

Физическая подготовленность девочек и мальчиков 7-8 лет контрольных групп до эксперимента

№№

п/п

Показатели

Бег 30 м

Пр. в длину

Наклон вп.

Зх10м

девочки (п=10)

1.

7.5

100

5

10.6

2.

7.3

95

2

10.9

3.

7.1

115

3

10.5

4.

7.4

105

4

10.8

5.

7.4

110

1

10.5

6.

7.1

100

2

10.9

7.

7.0

90

6

11.0

8.

7.0

115

3

10.8

9.

7.3

125

2

10.9

10.

7.0

120

5

10.6

X

7.21

107.5

3.3

10.75

мальчики (п=10)

l.

7.3

120

4

10.5

2.

6.9

100

1

9.9

3.

7.0

100

5

9.8

4.

7.1

110

2

10.5

5.

7.1

100

3

9.9

6.

7.2

110

4

10.0

7.

6.9

115

6

10.5

8.

7.0

125

2

10.5

9.

7.1

120

1

10.6

10.

7.3

115

3

9.7

X

7.09

111.5

3.0

10.1

Приложение 2

Физическая подготовленность девочек и мальчиков 7-8 лет экспериментальных групп до эксперимента

№№

п/п

Показатели

Бег 30 м

Пр. в длину

Наклон вп.

Зх10м

девочки (п=10)

1.

7.3

90

3

10.5

2.

7.2

100

6

10.5

3.

7.1

110

2

10.4

4.

7.3

115

1

10.8

5.

7.5

100

3

10.9

6.

7.0

110

5

10.9

7.

7.3

120

6

10.7

8.

7.0

115

4

10.7

9.

7.2

125

2

11.0

10.

7.0

95

2

10.4

X

7.19

108.0

3.2

10.68

мальчики (п=10)

l.

6.9

120

2

10.1

2.

6.9

100

4

9.5

3.

7.0

110

1

10.0

4.

7.2

125

3

10.5

5.

7.1

110

4

9.9

6.

7.2

110

4

10.8

7.

6.9

120

3

10.4

8.

7.2

100

5

9.7

9.

7.0

125

2

9.8

10.

7.3

110

3

10.0

X

7.07

113.00

3.1

10.07

Приложение 3

Физическая подготовленность девочек и мальчиков 7-8 лет контрольных групп после эксперимента

№№

п/п

Показатели

Бег 30 м

Пр. в длину

Наклон вп.

Зх10м

девочки (п=10)

1.

7.2

110

1

10.0

2.

7.4

110

6

10.2

3.

7.2

115

5

10.5

4.

7.4

110

2

10.8

5.

7.3

110

3

10.5

6.

7.0

100

4

10.3

7.

7.0

115

6

10.4

8.

7.1

95

1

10.6

9.

7.1

120

2

10.0

10.

7.1

115

7

10.6

X

7.18

110.0

3.7

10.39

мальчики (п=10)

l.

7.1

115

3

9.5

2.

6.9

110

2

10.5

3.

7.0

125

5

10.5

4.

6.9

115

4

9.5

5.

7.1

110

1

9.9

6.

7.2

100

2

9.8

7.

6.9

115

3

10.5

8.

7.0

135

4

10.5

9.

7.1

120

5

9.5

10.

7.0

125

3

10.5

X

7.06

117.0

3.2

10.02

Приложение 4

Физическая подготовленность девочек и мальчиков 7-8 лет экспериментальных групп после эксперимента

№№

п/п

Показатели

Бег 30 м

Пр. в длину

Наклон вп.

Зх10м

девочки (п=10)

1.

6.7

135

5

9.9

2.

7.0

150

6

10.2

3.

7.0

135

2

10.0

4.

6.9

125

1

10.4

5.

6.6

130

3

10.5

6.

7.0

125

4

10.6

7.

7.0

140

6

10.0

8.

7.0

135

5

10.1

9.

6.9

145

2

10.3

10.

7.0

145

1

10.6

X

6.9

136.5

3.8

10.26

мальчики (п=10)

l.

6.8

140

6

9.7

2.

6.9

165

3

10.2

3.

7.0

135

2

10.0

4.

6.7

130

1

10.5

5.

6.6

150

5

9.9

6.

6.5

140

4

9.8

7.

6.9

135

2

9.6

8.

6.5

145

3

10.0

9.

7.0

150

4

9.5

10.

6.5

155

1

10.1

X

6.7

158.5

3.1

9.93

Просмотров работы: 1678