История одного оргАна

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История одного оргАна

Сибурова М.Г. 1Зайдман А.Д. 1Сибуров А.Г. 3Шайхутдинова Н.Р. 4
1МБОУ СОШ №14, г.о. Мытищи, 8-"в" класс
3МБОУ СОШ №14, г.о. Мытищи, 5-"в" класс
4МБОУ СОШ №14, г.о. Мытищи, 5-"г" класс
Куреляк А.А. 1
1МБОУ СОШ №14, г.о. Мытищи
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Орган – по праву называют «королем музыкальных инструментов». Этот древнейший огромный и многозвучный клавишно-духовой инструмент имеет многовековую историю. От античной «флейты Пана», которую считают прародительницей этого инструмента до современного цифрового органа прошло не одно тысячелетие. Органное творчество и органо-строительство продолжает развиваться и в наше время.

Данная работа «История одного оргАна» посвящена современному домашнему органу, сконструированному в наши дни в г.о. Мытищи. В работе также исследуется культурно-исторический аспект возникновения и развития этого инструмента.

Гипотеза:

Органная музыка, прошедшая сквозь века, продолжает выражать самые сокровенные и возвышенные мысли человека, в первую очередь, обращенные к Богу, и является своеобразным «музыкальным поиском истины» для человека любого столетия и любой страны христианского мира. Орган является музыкальным универсумом, объединяя в себе почти тембры симфонического оркестра. Именно поэтому, этот самый древний «музыкальный синтезатор» очень современен.

Цель:

Проследить историю развития органа с древнейших времен до настоящего времени

Задачи исследования:

Исследовать некоторые особенности органов и органной музыки разных исторических эпох, проследить эволюцию этого инструмента, доказать актуальность органной музыки в наши дни, познакомиться с творчеством выдающихся органистов современности.

Методы исследования:

В работе используются музыкально-исторический, искусствоведческий, культурологический, сравнительный, эмпирический (эксперимент) методы исследования.

Предмет исследования – эволюция оргАностроительста с древнейших времен до настоящего времени, электронный домашний орган Дмитрия Зайдмана.

Обзор литературы. Литературы об искусстве и музыке барокко, а также об органной музыке написано не мало. Выделим наиболее значимые для нас источники. Прежде всего, это популярная учебная литература по искусству для школьников, например, книга Роланда Вернона «Вивальди, Бах. Эпоха творчества», в которой даны не только биографические портреты великих музыкантов, но и сделан обзор музыкальных жанров духовной хоровой, инструментальной, в частности органной музыки Баха [3]. Сюда же отнесем популярные хрестоматии и справочники по музыке «Великие музыканты Западной Европы» [2], «Творческие портреты композиторов»[10], а также энциклопедию для детей «Аванта+» (том 7, с материалами, посвященными архитектуре, скульптуре и живописи эпохи барокко) [13]. Многое по данной теме можно почерпнуть из интернета – справочных сайтов и видеоматериалов. Особенно выделим статью А. Е. Майкапара – выдающегося органиста, клавириста, музыковеда и искусствоведа, большого знатока старинной музыки.

Музыкант подробно освещает этапы эволюции органа от его зарождения в древней Греции и расцвета в эпоху Барокко до современных образцов электронного органа. Подробно описывается механика и особенности звукоизвлечения разных исторических типов этого инструмента [ 7]. Большую просветительскую ценность имеет Словарь сюжетов и символов в искусстве Дж. Холла (в переводе А. Е. Майкапара) [ 11]. Из серьезных научных трудов, посвященных данной проблематике, назовем книгу Альберта Швейцера о Бахе с анализом символики музыкального языка великого композитора [12 ], книгу по истории Западноевропейской музыки М. Друскина [5] и др.

Научная новизна (личный вклад в изучение темы). В нашей работе мы впервые рассматриваем современное домашнее оргАностроительство в г. о. Мытищи (технологию строительства и принцип работы домашнего органа Дм. Зайдмана), говорим об исполнительском искусстве Александра Майкапара, опираясь на личный опыт посещения концертов и общения с музыкантом.

Практическая значимость работы:

Работа может быть полезна всем любителям классической музыки, интересующихся историей органа, органостроительства, задумавших смастерить в домашних условиях собственный электронный орган. Исследование может быть продолжено на предмет изучения старинных и современных органов разных стран, городов, взаимосвязи органной и современной электронной и рок-музыки, взаимосвязи органной музыки и других видов искусства.

Часть 1. Возникновение и эволюция органа в ранние эпохи

Слово organon в переводе с греческого означает инструмент. На Руси в Средние века слово «орган» означало «всяк сосуд гудебный, так же суть трубы, свирель, роги, тимпаны и кимвалы».

Одним из предков органа (клавишно-духовой музыкальный инструмент) была древнегреческая многоствольная флейта – Флейта Пана (бог животных, лесов и полей). Она представляла собой набор параллельно расположенных и скрепленных (реже — не скрепленных) между собой трубочек-флейт различной длины. Каждая трубочка, при вдувании в неё воздуха, издает всего лишь один звук.

Современный орган, чем-то напоминающий большую флейту Пана, насчитывает несколько тысяч труб.

Флейта Пана

Другой предшественник органа – волынка – она близка этому инструменту тем, что может издавать сразу несколько звуков. Поток воздуха, поступающий в трубы из специального кожаного мешка, регулируется волынщиком, который периодически надавливает рукой на мешок и поддувает в него. Этот прием напоминает нагнетание воздуха в органном механизме.

Волынка

В III в. до н.э. греческий мастер Ктезибий Александрийский придумал музыкальный инструмент - гидравлос, похожий на современный орган. Гидравлос (в переводе с греч. – «гидра» - вода и «авлос» - трубка, свирель)

- предок органа, в котором напор воздуха, поступающего в трубы, обеспечивается давлением столба воды.

Гидравлос

В гидравлосе трубки разной длины устанавливались в специальном ящике, к которому при помощи водяного насоса подавался воздух. Каждая трубка была снабжена отдельным клапаном, открывающимся нажатием на пластину. Резкий, призывный звук гидравлоса позволил древним грекам и римлянам использовать его в цирках и на ипподромах.

В христианскую эпоху на смену водяному насосу пришли воздушные мехи.

Мехи представляли собой резервуар с клапанами и служили для непрерывной подачи и нагнетания воздуха. Специальные рабочие - кальканты накачивали в мехи воздух при помощи ног.

Кальканты за работой

С появлением мехов увеличивается количество труб органа и их размеры. К 12 веку органостроительство охватывает всю Европу. Со временем появились клавишные органы (вместо пластин) с достаточно широким диапазоном, возникли различные типы этого инструмента:

Орган-портатив Настольный орган-позитив

Шарманки (уличные органы) Корабельные органы (работали с

орган без клавиатуры помощью котлов, расположенных

под ними

Домашние органы Церковные органы

Часть2. Орган в эпоху Барокко

Эпоха барокко (16-18 в.в) стала золотым веком в истории органа. Органы этого периода характеризует удивительная красота внешнего оформления и тембровое разнообразие, сделавшее их незаменимым инструментом для исполнения полифонических произведений1.

Орган в кафедральном соборе в Толедо

Великие композиторы барокко – Бах, Телеман, Гендель, Фрескобальди, Букстехуде посвятили органу свои творения.

Орган собора церкви св. Фомы в Лейпциге

Вот как описывает А. Майкапар устройство классического (барочного органа):

«Все большое сооружение, именуемое органом, состоит из трех частей: 1) звучащие трубы различной величины и формы, сгруппированные определенным образом, 2) механизм управления (кафедра органа); 3) меха, вентилятор и мотор, нагнетающие в виндлады воздух, находящийся под постоянным давлением» [7].

Схема конструкции органа:

1, 2 – клавиша мануала; 3 – орнаментальная филенка (над клавиатурой); 4 – проволочный крюк, за который зацепляется абстракт; 5 – регулировочная шайба; 6 – абстракт; 7 –металлическая лапка, соединяющая абстракт и велле; 8 – велле («коромысло»); 9 – велленбретт; 10 – верхний крюк абстракта; 11 – пульпет; 12 – игровая пружина; 13 – направляющая планка пружин игровых клапанов; 14 – игровой клапан; 15 – желоб; 16 – стенка (перегородка) желоба; 17 – даммштюк; 18 – шлейф; 19 – пфейфеншток; 20 – сквозное отверстие, проходящее через пфейфеншток, даммштюк, шлейшер и стенку желоба; 21 (а, б, в, г) – трубы; 22 – регистровые тяги; 23 – опорная стойка регистровых тяг; 24 – регистровые тяги; 25 – регистровые рукоятки; 26 – клавиша педальной клавиатуры; 27 – угольник; 28 – регулировочная шайба; 29 – педальная копула; 30 – опорная стойка угольников; 31 – обмотка абстракта; 32 – пластинка для настройки.2

Часть 3. Выдающиеся органисты прошлого и современности (на примере И. С. Баха и А. Е. Майкапара)

Золотой век органной музыки связан с эпохой барокко, Германией и творчеством величайшего органиста и автора органной музыки Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750).

Памятник И. С. Баху в г. Лейпциге

Бах был продолжателем музыкальной династии своих предков и родственников, среди которых так же были органисты (например старший брат композитора – Кристоф), а также преемником стиля северонемецких композиторов- органистов - Георга Бёма, с которым Бах встретился в Люнебурге, и Дитриха Букстехуде, встретившегося Баху в Любеке. Органные опусы Баха смело можно считать энциклопедией органной игры, столь разнообразны они по замыслу, масштабу и степени сложности: от относительно простых упражнений- хоральный обработок из «Органной книжечки» и «Клавирных упражнений», предназначенных дляначинающих музыкантов, до философской глубины и утонченной лирики шести обработок «шюблеровских хоралов», поздних хоральных обработок и монументальных органных циклов из органных прелюдий (пришедших на смену токкате) и фуг. Здесь близкий к гомофонному склад вступительной пьесы всецело завершался полифоническим в фуге.

Выдающееся исполнительское мастерство и совершенство баховской органной игры следует из музыкального содержания всего им написанного для этого инструмента и подтверждается многочисленными свидетельствами его современников и поклонников творчества композитора.

А. Майкапар

Среди выдающихся современных исполнителей на органе особого внимания заслуживает имя Александра Евгеньевича Майкапара. А. Е. Майкапар (р. 1946) - выдающийся российскийорганист, клавирист, пианист, музыкальный публицист, ученый. А.Е. Майкапар исполнил в концертах и записал на радио полное собрание клавесинных произведений И.С. Баха. А.Е. Майкапар является авторитетным учёным-исследователем. Его перу принадлежат более 250 статей о музыке.

10 февраля 2018 г. мы побывали в Москве в Англиканском соборе св. Андрея на концерте Александра Евгеньевича Майкапара. Концерт назывался «Историческая фантазия. Ночная репетиция И. С. Баха». А. Майкапар

играл произведения великого композитора и сам вел концерт.

Посещение концерта А. Е. Майкапара

В рассказе, не лишенном тонкого юмора, было много интересных и редких фактов из творческой биографии Баха и его семейства. Александр Евгеньевич

рассказывал об устройстве органа, особенностях игры на нем, приводя уникальные примеры из собственного исполнительского опыта.

Переместившись за электронный орган с множеством мерцающих огоньков, маэстро предоставил слово великому Баху… В игре музыканта были сдержанность и тонкость, возвышенность и чувственность, все находилось в гармонии и единстве, было отмечено вкусом и глубоким пониманием баховской музыки. Орган то пел, как свирель, то завораживал слушателей вихрем громогласных пассажей. И вновь, после всех пережитых органных бурь, устанавливались покой и умиротворение, наполняя душу тихим и добрым светом.

Игра на электронном органе в церкви св. Андрея (г. Москва)

Часть 4. Электрический и электронный орган в 20-21 в.в.

Современный домашний орган Дм. Зайдмана (г. о. Мытищи).

Кардинальное усовершенствование органа произошло в 20 веке, когда на смену рабочим-калькантам, подающим воздух в мехи, пришел электродвигатель. Теперь уже не стало ограничений в размерах органа, стали строить все более крупные и мощные инструменты.

С появлением компьютеров была создана новая эха в истории органов. Были созданы программы, позволяющие любому желающему установить себе на компьютер орган из любой точки мира и играть на нем, используя миди-клавиатуру.

Пульт управления электронным органом на мониторе компьютера

Современный домашний орган Дм. Зайдмамна (г.о. Мытищи)это

виртуальная копия органа, установленного в храме св. Анны в Бирмингеме.

Инженеры из фирмы  Hauptwerk записали звуки всех регистров органа и сохранили их в файлах. У органа имеется две мануальных клавиатуры, ножная клавиатура и рычаги управления регистрами.

Орган храме св. Анны в Бирмингеме

Мы можем изменять звучание органа мышкой, включая и выключая рычаги управления регистрами.

Этапы строительства ножной клавиатуры домашнего органа:

изготовление деревянной модели:

деревянная основа для клавиатуры

изготовление клавиш

лакировка и покраска, подсоединение проводов

Александра Зайдман за своим

домашним органом (г.о. Мытищи)

Ножная клавиатура домашнего органа Дм. Зайдмана имеет 32 клавиши (19 белых и 13 чёрных), охватывающие 2,5 октавы. Диапазон клавиш: до контроктавы –соль малой октавы. Клавиши играют разными тембрами и звучат через миди-клавиатуру компьютера. «В качестве датчика в клавиатуре используется связка магнит-геркон (герметизированный контакт). Геркон - это обычный выключатель, контакты которого замыкаются при попадании в магнитное поле.Магнит крепится на клавишу. При нажатии ногой, клавиша с магнитом опускается и подходит к геркону. Контакты замыкаются. Соответственно, когда нога поднимается, клавиша с магнитом под воздействием пружины двигается вверх, магнитное поле ослабевает, и геркон размыкается» - так описывает Дм. Зайдман свое изобретение [15].

Принцип работы ножной клавиатуры (педаль с магнитом и пружиной)

И далее:

«Роль синтезатора у нас выполняет обычный домашний компьютер с установленной на нём специальной программой. Получив MIDI инструкцию, программа синтезирует нужный звук органа (например, ноту “До“ контроктавы) и выводит его в наушники или колонки» [ 15].

Образование звука при игре на ножной клавиатуре

Заключение

Орган – уникальный музыкальный инструмент с многовековой историей. Он прошел длинный путь эволюции: от доисторической флейты Пана, гидравлического органа Ктезибия, барочного органа с воздушными мехами к современному электрическому и цифровому органу.

Объединяя в себе все оркестровые тембры, орган как некий музыкальный универсум в техническом смысле является прародителем современного электронного синтезатора. Орган-универсум в духовном и художественном смысле позволял выразить выдающимся музыкантам – композиторам и исполнителям прошлого и современности в своем органном творчестве самые возвышенные идеи и чувства, в первую очередь, обращенные к Богу.

Орган – неотъемлемая часть европейской христианской и музыкальной культуры, непреходящей ценностью которой является творчество Иоганна Себастьяна Баха. Творчество Баха, служит камертоном профессионализма для всех без исключения композиторов и исполнителей не только в области органной музыки и продолжает жить и развиваться поныне. Органные шедевры этого великого композитора звучат сегодня не только с академических площадок, но и на джаз-рок концертах и фестивалях, делая творчество Баха очень современным и понятным широкому слушателю.

Продолжает развиваться в наши дни и органостроительство. Современные цифровые органы украшают не только крупные концертные залы или даже торговые центры, но и дома простых любителей музыки – энтузиастов, сконструировавших своими руками современные домашние органы.

«Орган звучит… Меня уносят звуки

За витражей волшебное стекло,

Где нет обмана, подлости, разлуки,

В тот мир, где все понятно и светло». О. Хазаринова

Список литературы

01.Булучевский Ю. Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся.- М.: «Музыка», 1972.

02.Великие музыканты Западной Европы.- М.: «Музыка», 1982.

03.Вернон Р. Жизни великих музыкантов. Эпоха творчества. Вивальди, Бах.- М.: «Поматур», 1996. С.14.

04.Гессе Г. Игра в бисер//Избранное.- М. «Радуга»,1991. С. 353.

05. Друскин М. История зарубежной музыки. М.: «Музыка», 1983

06.Левитан Р. «Утро Баха» - цит. по: Музыка 5 класс. Поурочные разработки по программе Г. П. Сергеевой. Волгоград: «АСТ», 2002

07.Майкапар А. Орган //Искусство. М., 2008. №8 http://art.1september.ru/article.php?ID=200800906

08.Музыкальная энциклопедия. М.: «Музыка», 1990

09.Сергеева Г. Критская Е. Музыка 5 класс. М.: «Просвещение»,2013

10.Творческие портреты композиторов.- М. «Музыка», 1989. С. 40

11.Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве (в переводе А. Е. Майкапара) - М. : «Крон-Пресс», 1996

12.Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М. «Классика -21», 2004

13.Энциклопедя для детей «Аванта+». Искусство. Т.7.- М. 1999.

14.Биографическая справка об А. Майкапаре: www.gnesin-academy.ru/majkapar-aleksandr-evgenevich

Приложения:

Зайдман Дм. Принцип работы ножной клавиатуры домашнего органа: презентация – pptx. Мытищи, 2020

«История одного органа» - фильм (фрагмент) – реж. Дм. Зайдман. Мытищи, 2018.

1 Полифония – вид многоголосия, в котором в одновременном звучании сочетаются несколько самостоятельных мелодических голосов [ 1].

2 Там же.

Просмотров работы: 148